Литературное чтение 3 класс сказка о царе салтане план сказки 3 класс

Перейти к содержанию

План «Сказка о царе Салтане»

На чтение 2 мин Обновлено 29 ноября, 2022

План сказки о царе Салтане 3-4 класс поможет разделить ее на части, написать цитатный план и вспомнить все основные события.

План к сказке о царе Салтане

  1. Разговор трех сестер
  2. Свадьба царя
  3. Рождение Гвидона.
  4. Обман царя
  5. Ложный царский указ.
  6. Царица с сыном в бочке
  7. Жизнь Гвидона с матерью на острове.
  8. Спасение Лебеди
  9. Гвидон становится князем
  10. Встреча с корабельщиками
  11. Гвидон становится комаром
  12. Волшебная белочка
  13. Гвидон — муха
  14. 33 богатыря
  15. Гвидон стал шмелем
  16. Венчание Гвидона и царевны Лебедь.
  17. Приезд Салтана на остров Буян
  18. Пир на весь мир.

«Сказка о царе Салтане» план

1. Беседа трех сестер
2.Выбор жены
3. Царь отправляется в поход
4. Рождение царевича
5. Заговор сестер
6. Подмена письма
7. Царица с сыном в бочке
8. Спасение
9. Царевна-лебедь
10. Чудный остров и князь Гвидон
11. Корабельщики
12. Чудо первое (белка)
13. Чудо второе (остров)
14. Гвидон наблюдает за Салтаном в образе комара, мухи, шмеля.
15. Чудо третье  (девица)
16. Женитьба Гвидона и Царевны-лебедь
17.Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
18.Счастливая встреча.
19.Разоблачение заговора.
20.Пир.

«Сказка о царе Салтане» как разделить на части и озаглавить каждую часть

Вариант 1:

  1. Царь выбирает невесту
  2. Козни и клевета
  3. Царевна с сыном в бочке
  4. Спасение лебедя
  5. Путешествия Гвидона
  6. Воссоединение семьи.

Вариант 2:

І.Свадьба царя и молодой царицы.

  1. Мечты трёх девиц.
  2. Свадьба царя Салтана и его отъезд на войну.
  3. Рождение царевича.
  4. Оклеветанная царица.
  5. Поддельная царская грамота.
  6. Исполнение «воли» Салтана.
  7. Чудесное спасение матери с младенцем.
  8. Встреча с лебедем.
  9. Корабельщики приплыли на остров.

ІІ. Встречи с отцом и чудеса

  1. Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
  2. Первое чудо — волшебная белка.
  3. Гости у князя Гвидона.
  4. Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
  5. Второе чудо — тридцать три богатыря.
  6. Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.

ІІІ. Воссоединение семьи

  1. Третье чудо и женитьба Гвидона.
  2. Приглашение царю Салтану от Гвидона
  3. Царь Салтан едет в гости к Гвидону.
  4. Счастливая встреча.
  5. Прощение виновных и пир на весь мир.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42. 

УКМ «Перспектива»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?

Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.

Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.

Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.

3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».

5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.

У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.

Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.

6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.

Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.

План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя Салтана.
  3. Объявление царской воли.
  4. Чудесное спасение.
  5. Смерть коршуна (страница 17).
  6. Златоглавый город князя Гвидона.
  7. Князь Гвидон встречает гостей.
  8. Первое превращение князя Гвидона.
  9. Первое чудо.
  10. Князь Гвидон встречает гостей.
  11. Второе превращение князя Гвидона.
  12. Второе чудо.
  13. Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
  14. Третье превращение князя Гвидона.
  15. Царь Салтан встречает гостей.
  16. Третье чудо.
  17. Царь Салтан топает ногой (страница 39).
  18. Счастливый конец.

7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Пересказ эпизода про белочку

Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.

Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.

Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.

Пересказ эпизода про богатырей

Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.

Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.

Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.

Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)

Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.

Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.

Гвидон тут же на ней женился.

8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.

Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.

10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?

Эту сказку сближают с народными сказками:

  1. Наличие зачина, присказки, концовки.
  2. Испытание героев.
  3. Волшебство, волшебные превращение и помощники.
  4. Троекратные повторы.
  5. Народные слова и выражения.

11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.

Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.

12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».

Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.

Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.

Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»

Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.

Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.

Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.

Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения.

                                                                                             Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

— Каким бы вы хотели видеть наш урок? 
— Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? 

Эмоционально настраиваются на работу.

(Интересным, творческим…)

(Внимательность, активность, старательность…)

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

— Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного чтения?

Вопросы викторины:

— Где  и когда родился А.С. Пушкин?

— Как звали  мать поэта? Отца?

— На каком языке говорили в семье Пушкина?

 — Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  

— От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

 — Что узнали из этих строк?

—   Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

 — Сколько всего сказок написал Пушкин?

(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

— Ребята, из  какой  сказки  эта  иллюстрация?          

— Кто написал эту сказку?  

— Кто знает полное название сказки ?

-Давайте поставим цели на урок.

— Сегодня мы продолжим работу по этой сказке.

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

3 мин

—  На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

-Давайте составим план в помощь к следующему заданию.

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

—  Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

—  С чего же начинается сказка?

—  Найдите вторую часть.

—  Найдите и прочитайте третью часть.

—  Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?

—  А каково героям в этом путешествии?

—  Как вы понимаете эти слова?

—  Как спаслись герои? Прочитайте.

Физкультминутка

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

— Богатырей, выходящих из моря

—  Продолжаем работу. Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью».

—  Где оказались мать и сын?

—  О чем сын подумал, выйдя на волю?

—  Что значит «добрый ужин»?

—  Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?

—  А какая сцена напоминает волшебную сказку?

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение?

Град — город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

—  Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?

—  Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями?

 Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

— Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 — Что у неё общего с народными сказками?

— В чём отличие?

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

(Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)

(Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

(До слов «Мать и сын теперь на воле…».)

(С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

(Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…)

(Значит, растет очень быстро.)

(Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».)

 (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…) (Он подумал об ужине.) (Хороший.)

(Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

(Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

 (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

(Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

(Он захотел увидеть отца.)

(Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

1 мин

— Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

—  Чему учились на уроке?

—  О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Запишите домашнее  задание:

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Дата: 9.04.2020г                                                                                                Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ «СОШ №91»                                                                                Ф.И.О. студента: Карпова А. В.

Класс: 3 «В»                                                                                                Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»»

Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о жизни и творчестве поэта; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.

 Планируемые результаты: 

        Предметные:

                -знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;

                -уметь читать правильно и выразительно вслух;

                -уметь анализировать содержание текста с помощью плана.

        Личностные:

                -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «рефлексии».

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник литературного чтения 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., презентация.

  • Ломоносов полное собрание сочинений
  • Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь стр 45 литературные сказки
  • Ломаные прутья как пишется и почему
  • Литературное чтение 2 класс учебник страница 75 какие сказки 3 там отпишутся
  • Ломаная линия как пишется и почему