Перейти к содержанию
План «Сказка о царе Салтане»
На чтение 2 мин Обновлено 29 ноября, 2022
План сказки о царе Салтане 3-4 класс поможет разделить ее на части, написать цитатный план и вспомнить все основные события.
План к сказке о царе Салтане
- Разговор трех сестер
- Свадьба царя
- Рождение Гвидона.
- Обман царя
- Ложный царский указ.
- Царица с сыном в бочке
- Жизнь Гвидона с матерью на острове.
- Спасение Лебеди
- Гвидон становится князем
- Встреча с корабельщиками
- Гвидон становится комаром
- Волшебная белочка
- Гвидон — муха
- 33 богатыря
- Гвидон стал шмелем
- Венчание Гвидона и царевны Лебедь.
- Приезд Салтана на остров Буян
- Пир на весь мир.
«Сказка о царе Салтане» план
1. Беседа трех сестер
2.Выбор жены
3. Царь отправляется в поход
4. Рождение царевича
5. Заговор сестер
6. Подмена письма
7. Царица с сыном в бочке
8. Спасение
9. Царевна-лебедь
10. Чудный остров и князь Гвидон
11. Корабельщики
12. Чудо первое (белка)
13. Чудо второе (остров)
14. Гвидон наблюдает за Салтаном в образе комара, мухи, шмеля.
15. Чудо третье (девица)
16. Женитьба Гвидона и Царевны-лебедь
17.Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
18.Счастливая встреча.
19.Разоблачение заговора.
20.Пир.
«Сказка о царе Салтане» как разделить на части и озаглавить каждую часть
Вариант 1:
- Царь выбирает невесту
- Козни и клевета
- Царевна с сыном в бочке
- Спасение лебедя
- Путешествия Гвидона
- Воссоединение семьи.
Вариант 2:
І.Свадьба царя и молодой царицы.
- Мечты трёх девиц.
- Свадьба царя Салтана и его отъезд на войну.
- Рождение царевича.
- Оклеветанная царица.
- Поддельная царская грамота.
- Исполнение «воли» Салтана.
- Чудесное спасение матери с младенцем.
- Встреча с лебедем.
- Корабельщики приплыли на остров.
ІІ. Встречи с отцом и чудеса
- Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
- Первое чудо — волшебная белка.
- Гости у князя Гвидона.
- Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
- Второе чудо — тридцать три богатыря.
- Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.
ІІІ. Воссоединение семьи
- Третье чудо и женитьба Гвидона.
- Приглашение царю Салтану от Гвидона
- Царь Салтан едет в гости к Гвидону.
- Счастливая встреча.
- Прощение виновных и пир на весь мир.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42.
УКМ «Перспектива»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?
Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.
Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.
Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.
3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».
5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.
У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.
Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.
6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.
Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.
План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям
- Выбор невесты.
- Обман царя Салтана.
- Объявление царской воли.
- Чудесное спасение.
- Смерть коршуна (страница 17).
- Златоглавый город князя Гвидона.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Первое превращение князя Гвидона.
- Первое чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Второе превращение князя Гвидона.
- Второе чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
- Третье превращение князя Гвидона.
- Царь Салтан встречает гостей.
- Третье чудо.
- Царь Салтан топает ногой (страница 39).
- Счастливый конец.
7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Пересказ эпизода про белочку
Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.
Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.
Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.
Пересказ эпизода про богатырей
Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.
Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.
Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.
Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)
Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.
Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.
Гвидон тут же на ней женился.
8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.
Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.
10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?
Эту сказку сближают с народными сказками:
- Наличие зачина, присказки, концовки.
- Испытание героев.
- Волшебство, волшебные превращение и помощники.
- Троекратные повторы.
- Народные слова и выражения.
11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.
Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.
12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».
Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.
Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.
Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»
Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.
Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.
Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.
Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.
Этап урока. Методы и приемы |
Хронометраж |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Этап самоопределения к деятельности Метод: Психологический настрой, организация урока. |
1 мин |
Здравствуйте, ребята. Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения. Эпиграф к уроку “Что за прелесть эти сказки! — Каким бы вы хотели видеть наш урок? |
Эмоционально настраиваются на работу. (Интересным, творческим…) (Внимательность, активность, старательность…) |
Л: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя Р: организация своего рабочего места под руководством учителя |
Актуализация знаний Методы: словесный, учебный диалог. |
5 мин |
— Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Вопросы викторины: — Где и когда родился А.С. Пушкин? — Как звали мать поэта? Отца? — На каком языке говорили в семье Пушкина? — Кто занимался воспитанием маленького Александра? — От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. — Что узнали из этих строк? — Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки. — Сколько всего сказок написал Пушкин? |
(Как Александр Сергеевич слушал сказки.) |
Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; |
Постановка учебной задачи Методы: словесный, учебный диалог. |
5 мин |
— Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? — Кто написал эту сказку? — Кто знает полное название сказки ? -Давайте поставим цели на урок. — Сегодня мы продолжим работу по этой сказке. |
Р: отслеживание цели учебной деятельности; |
|
Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог |
3 мин |
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они? -Давайте составим план в помощь к следующему заданию. 1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4) Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове. — Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты». — С чего же начинается сказка? — Найдите вторую часть. — Найдите и прочитайте третью часть. — Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? — А каково героям в этом путешествии? — Как вы понимаете эти слова? — Как спаслись герои? Прочитайте. Физкультминутка — Изобразите волны, набегающие на берег. — Летящую царевну Лебедь — Гвидона, натягивающего лук. — Танцующую белку, поющую песенки. — Богатырей, выходящих из моря — Продолжаем работу. Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». — Где оказались мать и сын? — О чем сын подумал, выйдя на волю? — Что значит «добрый ужин»? — Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? — А какая сцена напоминает волшебную сказку? Зыбей — зыбь — легкая волна. Клёв — клюв. — Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове». — Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? Град — город. Колымага — большая старинная телега. Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди. Венец — драгоценный головной убор. — Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? — Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? — Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите. — Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками? — Что у неё общего с народными сказками? — В чём отличие? |
(Дети читают до слов «В те поры война была…».) (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.) (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут…».) (До слов «Мать и сын теперь на воле…».) (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.) (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…) (Значит, растет очень быстро.) (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».) (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…) (Он подумал об ужине.) (Хороший.) (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.) (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.) (Она подарила ему целый город, где он стал князем.) (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.) (Он захотел увидеть отца.) (Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.) (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) |
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем; |
Рефлексия деятельности Методы и приемы: Словесный, самооценивание |
1 мин |
— Какая работа для вас была самая интересная? -Какое задание оказалось самым трудным? — Чему учились на уроке? — О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке? Запишите домашнее задание: Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки. |
Оценивают свою деятельность на уроке. |
П: рефлексия способов и условий действий. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Дата: 9.04.2020г Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.
Школа: МАОУ «СОШ №91» Ф.И.О. студента: Карпова А. В.
Класс: 3 «В» Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: «А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»»
Цель деятельности учителя: углубление знаний о произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», о жизни и творчестве поэта; совершенствование умения давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать, как правильно охарактеризовать героев, опираясь на их высказывания и поступки;
-уметь читать правильно и выразительно вслух;
-уметь анализировать содержание текста с помощью плана.
Личностные:
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Тип урока: урок «рефлексии».
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник литературного чтения 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., презентация.