Литературное чтение 4 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях разделить на части

УМК «Школа Росии»

Конспект урока по
литературному чтению , 4 класс.

Тема : Деление
сказки на части и выборочный пересказ фрагмента  сказки А.С.Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях».

Цель:
создание условий для продолжения знакомства со сказкой А.С.
Пушкина; формирования умений  анализировать поступки героев; обучению 
грамотному, выразительному чтению.

Планируемые результаты:
могут читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,
воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: учебник,
презентация.

Ход урока

I.                  
Организационный момент

Проверка
готовности к уроку.

II.
Актуализация знаний.

— 
Что вы узнали из начала сказки?


С какими героями сказки вы познакомились?


Сколько месяцев ждала царица своего царя?


Какое чудо произошло накануне Рождества?


Когда воротился царь-отец?

 —
Что произошло с царицей?

—  Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и
всем взяла
»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна».
(Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма,
капризна, поступающая так, как вздумается.)

—  Как автор показывает красоту молодой
царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

—  Что значит быть кроткого нрава? (Нрав
— характер, душевные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.)
Какое
приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник?
народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне
венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.)

Что
узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было
еёговорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

-Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она
вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая
зависть»?
Чем они отличаются?

-Испытывали
ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная
зависть в сказке?

—  Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

—  Какой
была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная;
она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет
всегда оставаться самой красивой
от этого полностью зависят ее
настроение и вся ее жизнь.)

—  Подумайте:
кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица — отрицательная
героиня, а царевна — положительная.)

—  Что
такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство
.)

—  Ребята, а как можно определить, злой
человек или добры
й? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его
поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то
этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль,
страдания, то этот человек злой, недобрый.)

III. Работа по теме урока

Продолжение чтения  сказки

—  Расскажите, пользуясь текстом, как царевна
оказалась в тереме. Что она стала делать?

—  О каких чертах характера это говорит?

—  Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?

—  Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?

—  Как царевне жилось у богатырей?

—  Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?

—  Как братья пришли свататься к царевне?

—  Почему она им отказала? Какой она была?

—  Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?

Чтение по ролям

 
Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев.

IV.Закрепление изученного материала.

1.Чтение сказки до конца (
читают по отрывкам)

2.Характеристика героя сказки

—  Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.

План характеристики героя
сказки(на экране)

1.  Где живет герой?

2.  Внешний
облик героя.

3.  Какие поступки совершает?

4.  Какой характер у героя?

5.  Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

(После подготовки заслушивают несколько
ответов.)

II.               
Подведение итогов урока


какой сказкой вы познакомились сегодня?


К какому виду сказок относится эта произведение?

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца.

Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть.
Ответь на вопросы:
• Какие события происходят?
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев?
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части?
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 1) Климанова. страницы 56-57. Номер №8

Решение

Части сказки:
1. Отъезд царя и рождение дочери.
У царя рождается дочь, а жена умирает при родах.
Царь скрывается вдали и пыль клубится под копытами коней.
Иллюстрация: Царь садится на коня и уезжает, и рождается маленькая царевна.
2. Новая жена царя.
Царь, который погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице, ставшей мачехой царевне.
Царица − мачеха − красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
Красавица царица смотрит в зеркало, любуясь своим отражением.
Иллюстрация: Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
3. Молодая царевна.
Молодая и очень красивая. Добрая и отзывчивая. Её все любят и не могут причинить зло. Не чурается простой работы, не кичится своим происхождением. Очень простая в обхождении и доброго нрава.
А зеркало показывает мачехе−царице образ молодой царевны.
Иллюстрация: Царевна перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
4. Смерть в лесу.
Мачеха ревнует к красоте царской дочки и приказывает Чернавке погубить красавицу.
Чернавка тащит упирающуюся царевну в лес, чтоб выполнить приказ мачехи.
Иллюстрация: Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
5. Жизнь у семи богатырей.
Чернавка отпускает царевну и та находит приют у семи богатырей.
Вокруг стола сидят богатыри, царевна улыбаясь угощает их супом.
Иллюстрация: Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
6. Отравленное яблоко.
Царица узнает, что падчерица жива и сама пытается отравить её.
Царица в образе старухи отпугивает пса и бросает царевне яблоко.
Иллюстрация: Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
7. Мёртвая царевна.
Богатыри принимают отравленную яблоком царевну за мёртвую и кладут её в гроб.
Семь богатырей понурившись стоят вокруг хрустального гроба.
Иллюстрация: Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
8. Спасение.
Королевич Елисей очень любил царевну и она тоже его любила − они были женихом и невестой. Королевич Елисей искал свою невесту, не жалея сил, везде, где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра. Королевич Елисей разбивает гроб и во все стороны летят осколки.
Иллюстрация: Елисей на коне на вершине горы. Слева − солнце, справа − месяц, в середине − ветер.
9. Свадьба.
Царевна оживает. Счастливые Елисей и царевна играют свадьбу, а вдалеке умирает от зависти царица.
Иллюстрация: Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Неудача в Ливонской войне была следствием

а) отставания экономики России

б) отсутствия у России союзников

в) численного превосходства сил противника

г) отсутствия талантливых полководцев

8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

9. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

5)

1)

3)

2)

4)

6)

10. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) неудачный поход на Крымское ханство

Б) Ливонская война

В) присоединение Астраханского ханства

Г) присоединение Казанского ханства

Д) Ям-Запольский мир с Польшей

Е) начало похода Ермака в Сибирь

1) 1581г.

2) 1556г.

3) 1558-1583гг.

4) 1559г.

5) 1582г.

6) 1552г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

6

3

5

12. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) принятие нового Судебника

Б) проведение опричнины

В) венчание Ивана IV на царство

Г) поход Ермака в Сибирь

Д) Ливонская война

Е) неудачный поход на Крымское ханство

1

2

3

4

5

6

1550 год

1565-1573 год

1547 год 16 января

1579 год 

 закончилась в 1583 году

 1559 год

13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных

Иваном IV и «Избранной радой»

1) ограничение местничества

2) создание флота

3) создание коллегий

4) создание приказов

5) принятие Судебника

6) введение всеобщей воинской обязанности

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

9) подчинение церкви государству

Ответ: 1) ограничение местничества

4) создание приказов

5) принятие Судебника

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: 1, 4.

15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины

1) захват новых территорий

2) централизация страны

3) тяжелый экономический кризис

4) усиление позиций боярства

5) способствовала утверждению крепостного права

6) становление деспотического самодержавия

7) ослабление власти самодержавия

Ответ: _________________


0

Как разделить на части сказку о мертвой царевне и озаглавить их?

Задание по литературе для 4 класса Раздели сказку Пушкина о Мертвой царевне и семи богатырях на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:

• о чём важном хотел сказать автор в каждой части;

• какие слова помогают представить будущий рисунок;

• что именно нужно изобразить и почему.

2 ответа:



1



0

Разделим «Сказку о мертвой царевне» Пушкина на части и добавим к названию части описание рисунка:

  1. Рождение дочери и смерть царицы. Царица тоскуя сидит у окна и ждет своего царя
  2. Мачеха. Вертится перед зеркалом, любуясь своей красотой
  3. Молодая царевна. Мачеха с перекошенным лицом смотрит в зеркало на юную красавицу.
  4. Чернавка. Царевна плачет в лесу, а Чернавка уходит.
  5. Семь богатырей. Семь богатырей кланяются красавице-царевне
  6. Мачеха узнает правду. Царица дерет Чернавку за косы.
  7. Отравленное яблоко. Царица притворяясь старухой бросает в руки царевне красивое яблоко.
  8. Хрустальный гроб. Царевна спит в хрустальном гробу.
  9. Елесей. Царевич Елесей обнимает царевну. а вокруг осколки хрустального гроба
  10. Смерть мачехи и свадьба. Молодые идут рука об руку и на них сыплются цветы.



1



0

Попробуем разделить сказку пушкина «О мертвой царевне на части», дадим им название и набрасаем к каждой части небольшой словесный рисунок.

Отъезд царя и рождение дочери. Царь скрывается вдали и пыль клубиться под копытами коней.

Новая жена царя. Красавица царица смотрит в зеркало, любуясь своим отражением.

Молодая царевна. Зеркало показывает царице язык и образ молодой царевны

Смерть в лесу. Чернавка тащит упирающуюся царевну в лес

Жизнь у семи богатырей. Вокруг стола сидят богатыри, царевна улыбаясь обносит их супом.

Отравленное яблоко. Царица в образе старухи отпугивает пса и бросает царевне яблоко

Мертвая царевна. Семь богатырей понурившись стоят вокруг хрустального гроба.

Спасение. Королевич Елисей разбивает гроб и во все стороны летят осколки.

Свадьба. Счастливые Елисей и царевна, а вдалеке умирает от зависти царица.

Читайте также

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

В самом начале своей сказки «О жабе и розе» писатель Гаршин дает два последовательных описания — сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

Делая это описание Гаршин использует олицетворение — роза живая, метафору — роса сравнивается со слезой.

Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.

Роза в этой сказке — идеал чистоты и красоты,жаба — идеал безобразия.

  • Литературное чтение 4 класс кроссворд страница 135 по сказкам пушкина ответы
  • Литература 4 класс учебник 1 часть план по рассказу мальчики
  • Литература 4 класс рассказ мальчики составить план
  • Литература 3 класс рассказ федя у друга
  • Литература 2 класс учебник сказка о рыбаке и рыбке план