Литературное чтение 4 класс учебник 1 часть сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

Потому что в произведении Пушкина присутствуют все признаки сказки:

1) Сказочный, вымышленный мир, не имеющий сходства с реальным миром.

2) Нет границ пространства и времени — тридесятое царство, долго ли коротко и тому подобное.

3) Троекратные повторы

4) Присутствие волшебных предметов — помощников.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них.

Главные герои сказки — это царица — мачеха, царевна, королевич Елисей и семь богатырей.

Царицу мачеху Пушкин описывает как высокую, стройную и красивую женщину.

Только характер у неё не под стать внешности.

Она завистливая, жадная, гордая, жестокая и своенравная женщина.

Она хочет быть первой и ради этого готова уничтожить всё, что ей мешает.

Царевна же наоборот — кроткая, милая, добрая, красивая и заботливая девушка.

Королевич Елисей — это храбрый и мужественных молодой человек, способный на подвиг ради любимой девушки.

То же можно сказать о семи богатырях, которые помогли девушке, попавшей в беду.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Автор по-разному относится к своим героям.

Он хвалит царицу за ум и красоту, но осуждает за гордость, гневливость и своенравие (см. стр. 71).

При этом Пушкин восхищается душевными качествами и красотой молодой царевны (см. стр. 71, 74,77), хозяйскими навыками девушки (стр. 78), её преданностью своему жениху (стр. 79) и немного грустит, когда молодая красавица засыпает вечным сном (стр. 85).

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.

Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру можно прочитать на стр. 86 и 87 учебника.

Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

* * *

Солнце: Свет наш солнышко! Всех нас видишь пред собой!

Месяц: Месяц, месяц, мой дружок!, Позолоченный рожок!

Ветер: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!

  * * *

По обращению королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру, можно сказать, что герой уважает природные стихии, считает их очень могущественными и просит помочь ему.

Ответы солнышка, месяца и ветра можно прочитать с помощью повествовательной интонации, так как они спокойно рассказывают королевичу о том, что видели и знают.

5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части.

  1. Смерть царицы и рождение царевны;
  2. Новая царица;
  3. Волшебное зеркальце;
  4. Молодая царевна и её жених Елисей;
  5. Приказ царицы погубить молодую царевну;
  6. Царевна осталась одна в лесу;
  7. Царевна нашла в лесу дом семи богатырей;
  8. Жизнь молодой царевны у семи богатырей;
  9. Зеркальце говорит царице, что царевна жива;
  10. Посланница с отравленным яблоком;
  11. Молодая царевна в хрустальном гробу;
  12. Королевич Елисей ищет свою любимую;
  13. Елисей разбудил поцелуем мёртвую царевну;
  14. Смерть злой царицы
  15. Свадебный пир царевны и королевича Елисея.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Пример пересказа частей «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» смотри в ответах к рабочей тетради.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

У народной и пушкинской сказки много общего — это троекратные повторы, присказка, зачин, сюжет, стиль повествования и народная лексика.

Отличие состоит в стихотворной форме произведений, сложной композиции и поэтических эпитетах, присущих автору.

8. Что хотел сказать поэт читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Думаю, Пушкин говорит читателям в своей сказке, что добро всегда победит зло, так как оно сильнее.

Ведь доброта, честность, мужество всегда побеждают злобу и коварство. А справедливость рано или поздно обязательно восторжествует!

И также важная мысль поэта состоит в том, что нельзя сдаваться, нужно просить помощи и идти за своей мечтой.

Тогда будет хорошо.

Подсказка:

  • Ответы к рабочей тетради Сказки А.С. Пушкина стр 27 — 30
  • Читательский дневник «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина для презентации

_______

Страница 12 из 35

Ответы к странице 56-57. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Ответ:

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки.

Героиня Внешний вид                  Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                                                   Но зато горда, ломлива,
                                                   Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен характеру другой?

Ответ:

Они обе красивы. Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Ответ:

К царевне автор относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

Ответ:

«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Ответ:

        Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Ответ:

 Поэт говорит о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Ответ:

Солнце: «свет наш солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий», «ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно нужно изобразить и почему?

Ответ:

1. Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

Ответ:

               План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Ответ:

 Пушкинскую сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования, сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

1 Часть

1 И ПОВЕСИЛ ОЛЕГ ЩИТ СВОЙ НА ВРАТАХ ЦАРЬГРАДА

ВОПРОСЫ. Стр. 8

1234567

2 И ВСПОМНИЛ ОЛЕГ КОНЯ СВОЕГО

ВОПРОСЫ. Стр. 11

12345

3 ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 20

1234567

4 ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ВОПРОСЫ. Стр. 29-30

12356

5 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 33-34

123568

6 ПЁТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ. КОНЁК-ГОРБУНОК

ВОПРОСЫ. Стр. 39-51

123456

ВОПРОСЫ. Стр. 59-61

123451011

7 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. НЯНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 67

12

8 ТУЧА

ВОПРОСЫ. Стр. 67

123

9 УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!

ВОПРОСЫ. Стр. 68

12456

10 СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

ВОПРОСЫ. Стр. 90-91

1234578

11 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. ДАРЫ ТЕРЕКА

ВОПРОСЫ. Стр. 96

12

12 АШИК-КЕРИБ

ВОПРОСЫ. Стр. 111

1234567

13 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ДЕТСТВО

ВОПРОСЫ. Стр. 118

123

14 КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 119

12

15 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. МАЛЬЧИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 133-134

1234567810

16 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 135-136

134567

17 ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. ЕЩЁ ЗЕМЛИ ПЕЧАЛЕН ВИД

ВОПРОСЫ. Стр. 138

1234

18 КАК НЕОЖИДАННО И ЯРКО

ВОПРОСЫ. Стр. 140

12345

19 АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 141

20 БАБОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 142

123

21 ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ. ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!

ВОПРОСЫ. Стр. 144

22 ГДЕ СЛАДКИЙ ШЁПОТ

ВОПРОСЫ. Стр. 144

12

23 АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. ДЕТИ И ПТИЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 145

24 ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. В СИНЕМ НЕБЕ ПЛЫВУТ НАД ПОЛЯМИ

ВОПРОСЫ. Стр. 146

123

25 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. ШКОЛЬНИК

ВОПРОСЫ. Стр. 148

26 В ЗИМНИЕ СУМЕРКИ НЯНИНЫ СКАЗКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 149

12

27 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. ЛИСТОПАД

ВОПРОСЫ. Стр. 151

123456

28 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 152-154

123567810

29 ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ. ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 167-168

12345678

30 ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН. СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 178-179

123456789

31 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 192

12345678

32 СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ. АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

ВОПРОСЫ. Стр. 214

123456

33 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 215

123456

2 Часть

1 ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

ВОПРОСЫ. Стр. 16

123456

2 ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ. ГЛАВНЫЕ РЕКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 23

1234

3 ЧТО ЛЮБИТ МИШКА

ВОПРОСЫ. Стр. 28

123

4 ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН. НИКАКОЙ Я ГОРЧИЦЫ НЕ ЕЛ

ВОПРОСЫ. Стр. 34

1234

5 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 35-36

12346789

6 БОРИС СТЕПАНОВИЧ ЖИТКОВ. КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ

ВОПРОСЫ. Стр. 46

1234567

7 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ

ВОПРОСЫ. Стр. 58

1234567

8 МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО. ЁЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 64

1234

9 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 65-66

13567891011

10 ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ. ОПЯТЬ СОН

ВОПРОСЫ. Стр. 69

12345

11 ДЕТСКАЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 70

12 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 71

13 МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА. БЕЖИТ ТРОПИНКА С БУГОРКА

ВОПРОСЫ. Стр. 72

12

14 НАШИ ЦАРСТВА

ВОПРОСЫ. Стр. 73

12

15 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 74

124567

16 ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. ПРИЁМЫШ

ВОПРОСЫ. Стр. 83-84

12346

17 АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. БАРБОС И ЖУЛЬКА

ВОПРОСЫ. Стр. 91

1234

18 МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. ВЫСКОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 95

1234567

19 ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН. КАБАН

ВОПРОСЫ. Стр. 99

124

20 ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. СТРИЖОНОК СКРИП

ВОПРОСЫ. Стр. 109-110

12345678910

21 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 111-112

1234567

22 БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 115

12

23 СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ. ВЕСНА В ЛЕСУ

ВОПРОСЫ. Стр. 117

123

24 ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ КЕДРИН. БАБЬЕ ЛЕТО

ВОПРОСЫ. Стр. 118

12

25 НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ. СЕНТЯБРЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 119

12

26 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. ЛЕБЁДУШКА

ВОПРОСЫ. Стр. 125-126

123

27 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 126

12345

28 ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. РУСЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 132

123

29 СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. РОДИНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 135

12

30 АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЖИГУЛИН. О, РОДИНА! В НЕЯРКОМ БЛЕСКЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 138

1234

31 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 142

12356

32 ЕВГЕНИЙ СЕРАФИМОВИЧ ВЕЛТИСТОВ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА

ВОПРОСЫ. Стр. 149

1234

33 КИР БУЛЫЧЁВ. ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 156-157

1234578

34 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 158

12346

35 ДЖОНАТАН СВИФТ. ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА

ВОПРОСЫ. Стр. 165-166

12345678

36 ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН. РУСАЛОЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 193

1235

37 МАРК ТВЕН. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА

ВОПРОСЫ. Стр. 200

123456

38 СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ. СВЯТАЯ НОЧЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 208

1234

39 В НАЗАРЕТЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 216

1234

40 ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ. Стр. 217

1234

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1 Часть

1 ТОКМАКОВА И. П. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 7-8

12

2 ПЁТР I И МУЖИК

ВОПРОСЫ. Стр. 10-11

12345

3 МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 15

1234

4 ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 18-19

1236

5 ВОПРОСЫ. Стр. 32-33

123467

6 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 34-36

1234578

7 ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

ВОПРОСЫ. Стр. 38

2

8 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 38-39

1

9 АНДЕРСЕН X. К. русалочка

ВОПРОСЫ. Стр. 46

1234

ВОПРОСЫ. Стр. 50

13

ВОПРОСЫ. Стр. 56

12

ВОПРОСЫ. Стр. 63

12345

ВОПРОСЫ. Стр. 69-70

12345

ВОПРОСЫ. Стр. 75

1234

ВОПРОСЫ. Стр. 84-85

12345

10 ПУШКИН А. С. СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

ВОПРОСЫ. Стр. 108-109

1234569101112

11 ДЖЕКОБС Д. РЫБА И КОЛЬЦО

ВОПРОСЫ. Стр. 116-117

1234678

12 ЛИНДГРЕН А. А. Э. КРОШКА НИЛЬС КАРЛСОН

ВОПРОСЫ. Стр. 136-138

1234567891011

13 РОДАРИ ДЖ. ЭТИ БЕДНЫЕ ПРИВИДЕНИЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 147

1

ВОПРОСЫ. Стр. 148-149

1

ВОПРОСЫ. Стр. 149

12

14 ДРАГУНСКАЯ К. В. ЛЕКАРСТВО ОТ ПОСЛУШНОСТИ

ВОПРОСЫ. Стр. 157-158

1237

15 ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 170

123456789

ВОПРОСЫ. Стр. 173-174

1234

16 БОЛЕЗНЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

ВОПРОСЫ. Стр. 180-181

12345

17 АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН

ВОПРОСЫ. Стр. 185

12

18 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 185-187

1237

2 Часть

1 АНДЕРСЕН X. К. ЭТА БАСНЯ СЛОЖЕНА ПРО ТЕБЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 6

12345

2 ЭЗОП. ВОРОНА И КУВШИН

ВОПРОСЫ. Стр. 7

12

3 ЭЗОП. МАЛЬЧИК-ВОР И ЕГО МАТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 9

12

4 ЭЗОП. ЛИСИЦА И КОЗЁЛ

ВОПРОСЫ. Стр. 10

123

5 КРЫЛОВ И. А. ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

ВОПРОСЫ. Стр. 11-12

1234

6 КРЫЛОВ И. А. МЫШЬ И КРЫСА

ВОПРОСЫ. Стр. 13

123

7 КРЫЛОВ И. А. ДВЕ БОЧКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 14-15

123578

8 ТОЛСТОЙ Л. Н. ЛЕВ И ЛИСИЦА

ВОПРОСЫ. Стр. 16

1

9 МИХАЛКОВ С. В. ПРОСЧИТАЛСЯ

1 ВОПРОСЫ. Стр. 19

1234567

2 ВОПРОСЫ. Стр. 19

1

10 МИХАЛКОВ С. В. УСЛУЖЛИВЫЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 21

12

11 МИХАЛКОВ С. В. ЗАЯЧЬЕ ГОРЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 22

1

ВОПРОСЫ. Стр. 23

123

12 ДЕМЬЯНОВ И. И. ВАЛЕРИК И ТЕТРАДЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 24-25

123467

13 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 25

1

14 ПРИШВИН М. М. КАК Я НАУЧИЛ СВОИХ СОБАК ГОРОХ ЕСТЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 29

123456

15 ПРИШВИН М. М. ГЛОТОК МОЛОКА

ВОПРОСЫ. Стр. 31

123

16 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 33-34

123456810

ВОПРОСЫ. Стр. 39

12

ВОПРОСЫ. Стр. 42

12345

17 ФРАЕРМАН Р. И. ДЕВОЧКА С КАМНЕМ

1 ВОПРОСЫ. Стр. 46

123

2 ВОПРОС. Стр. 46

2

18 ЕРМОЛАЕВ Ю. И. ИГОЛКА С НИТКОЙ

ВОПРОС. Стр. 58

2

ВОПРОСЫ. Стр. 57-58

123456789

19 ЯКОВЛЕВ Ю. Я. ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА

ВОПРОСЫ. Стр. 68-69

1234567

20 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ

ВОПРОСЫ. Стр. 82-84

12356781011131415161718

21 НОСОВ Н. Н. ОГОРОДНИКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 95-97

12345678910

22 ГРИГОРЬЕВ О. Е. ДВЕ ТРУБЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 98

123

23 АЛЕКСЕЕВ С. П. КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 102

12

24 АЛЕКСЕЕВ С. П. РАДУЙСЯ МАЛОМУ, ТОГДА И БОЛЬШОЕ ПРИДЁТ

ВОПРОСЫ. Стр. 106-107

123

ВОПРОСЫ. Стр. 106

23456

25 ЧЕХОВ А. П. ВАНЬКА

ВОПРОСЫ. Стр. 115-116

12356791011121315

26 МАМИН-СИБИРЯК Д. Н. ВЕРТЕЛ

ВОПРОСЫ. Стр. 145-147

123456781011

27 КАССИЛЬ Л. А. У КЛАССНОЙ ДОСКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 164-165

124567

ВОПРОСЫ. Стр. 165

1

28 ЛИДИН В. Г. ЗАВЕТ

ВОПРОСЫ. Стр. 172-173

123457

29 БРЭДБЕРИ Р. ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ

ВОПРОСЫ. Стр. 184-185

12345678910

30 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 185

12

3 Часть

1 ЗОЛОТАЯ КОЛЕСНИЦА. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ВОПРОСЫ. Стр. 4

1

2 ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ. ПЕРСЕЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 16-18

1234678910

3 ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА

ВОПРОСЫ. Стр. 25-26

12345

4 ДЕДАЛ И ИКАР

ВОПРОСЫ. Стр. 30-31

1234

5 БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ. СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 35

1

6 БОГ СОТВОРИЛ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА

ВОПРОСЫ. СТР. 36

1

7 ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ

ВОПРОСЫ. Стр. 39-40

123456789

8 ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

ВОПРОСЫ. Стр. 45

1234

9 МОИСЕЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 66-67

12345678911

10 СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИЗА ЛАГЕРЛЁФ. СВЯТАЯ НОЧЬ ИЗ КНИГИ — ЛЕГЕНДЫ О ХРИСТЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 77-78

12345678

11 АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ МЕНЬ. МИЛОСЕРДИЕ ИИСУСА

ВОПРОСЫ. Стр. 87-89

12345

12 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 89

123

13 АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

ВОПРОСЫ. Стр. 94

123

ВОПРОСЫ. Стр. 106

12

ВОПРОСЫ. Стр. 110

12

ВОПРОСЫ. Стр. 112

12

ВОПРОСЫ. Стр. 124

123

ВОПРОСЫ. Стр. 148

1234578

ВОПРОСЫ. Стр. 153-154

1

ВОПРОСЫ. Стр. 164

1235

ВОПРОСЫ. Стр. 174

123

ВОПРОСЫ. Стр. 186

1

4 Часть

1 МИР — ТЕАТР, ЛЮДИ В НЁМ – АКТЁРЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 4

12

2 БАРТО A. Л, ЗЕЛЁНАЯ Р. В. АХ, РУКИ, РУКИ!

ВОПРОСЫ. Стр. 6-7

12346

3 НОСОВ Н. Н. ДВА ДРУГА

ВОПРОСЫ. Стр. 40-41

1

4 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 41

1

5 ЖУКОВСКИЙ В. А. ПЕСНЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 43-44

2345

ВОПРОСЫ. Стр. 44-45

1

6 ПУШКИН А. С. ПТИЧКА

ВОПРОСЫ. Стр. 46

12

7 ПУШКИН А. С. НЯНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 47

12345

8 ПУШКИН А. С. ЗИМНЯЯ ДОРОГА

ВОПРОСЫ. Стр. 49

1234

9 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 50

12

10 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. УТЁС

ВОПРОСЫ. Стр. 51-52

1

11 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. МОЛИТВА

ВОПРОСЫ. Стр. 53

12

12 СУРИКОВ И. З. ВЕСНА

ВОПРОСЫ. Стр. 55

1234

13 БАЛЬМОНТ К. Д. ЗОЛОТАЯ РЫБКА

ВОПРОСЫ. Стр. 57

1234

14 БЛОК А. А. НА ЛУГУ

ВОПРОСЫ. Стр. 58

134

15 БЛОК А. А. ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ

ВОПРОСЫ. Стр. 59

12345

16 ЕСЕНИН С. А. С ДОБРЫМ УТРОМ!

ВОПРОСЫ. Стр. 60-61

123456789

17 ВОЛОШИН М. А. СКВОЗЬ СЕТЬ АЛМАЗНУЮ ЗАЗЕЛЕНЕЛ ВОСТОК

ВОПРОСЫ. Стр. 62-63

123456

18 МАЯКОВСКИЙ В. В. ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ

1 ВОПРОСЫ. Стр. 64

13

2 ВОПРОСЫ. Стр. 64

12

19 МАРШАК С. Я. ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ

ВОПРОСЫ. Стр. 65

123

20 ЧЁРНЫЙ САША. ЗЕЛЁНЫЕ СТИХИ

ВОПРОСЫ. Стр. 67

1234

21 ВЛАДИМИРОВ Ю. Д. ЧУДАКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 68

123

22 ХАРМС Д. И. ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 69-70

12345

23 ХОТОМСКАЯ В. ДВА ГНОМА. ТРИ СЕСТРИЦЫ

ВОПРОСЫ. Стр. 71-72

123

24 ВЫСОТСКАЯ О. И. ВЕСЕННИЕ РУБАШКИ

ВОПРОСЫ. Стр. 73

1234

25 МОШКОВСКАЯ Э. Э. ПЕСНЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 75-76

12345

26 МОРИЦ Ю. П. ЧТОБ ЛЕТАЛИ МЫ ВСЕ И РОСЛИ!

ВОПРОСЫ. Стр. 78

1234

27 ВЫСОЦКИЙ В. С. ПЕСНЯ КЭРРОЛЛА

ВОПРОСЫ. Стр. 81

1

28 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 81

12

29 КУН Н. А. ОЛИМП

ВОПРОСЫ. Стр. 87-88

1345

30 ЯКОВЛЕВ Ю. Я. О НАШЕЙ РОДИНЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 89

12

31 СОКОЛОВ-МИКИТОВ И. С. РУССКИЙ ЛЕС

ВОПРОСЫ. Стр. 93

123456

32 ДМИТРИЕВ Ю. Д. ЗЕЛЁНОЕ И ЖЁЛТОЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 97-98

123457

33 КРЕЩЕНИЕ РУСИ

ВОПРОСЫ. Стр. 101

12458

34 СОЛОВЬЁВ Н. М. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

ВОПРОСЫ. Стр. 107

123

ВОПРОСЫ. Стр. 109

1

ВОПРОСЫ. Стр. 116

123

ВОПРОСЫ. Стр. 120-121

12

ВОПРОСЫ. Стр. 122-123

1234567

35 ГУБАРЕВ В. С. В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ

ВОПРОСЫ. Стр. 130-131

12

36 ЯХНИН Л. Л. МЕТРО

ВОПРОСЫ. Стр. 135-136

12

37 ИЛЬИН М., СЕГАЛ Е. ЧТО ИЗ ЧЕГО

ВОПРОСЫ. Стр. 141

123

38 ИЛЬИН М. СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ

ВОПРОСЫ. Стр. 145

134

39 НАДЕЖДИНА Н. А. ЛУК — ОТ СЕМИ НЕДУГ

ВОПРОСЫ. Стр. 148-149

12

40 КОНСТАНТИНОВСКИЙ М. А. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

ВОПРОСЫ. Стр. 152

23456

41 МАЛОВ В. И. КАК ПАРИЖСКИЙ ОФИЦИАНТ РУССКОМУ ИЗОБРЕТАТЕЛЮ ПОМОГ

ВОПРОСЫ. Стр. 160-161

1234

42 ДИТРИХ А. К., ЮРМИН Г. А. КАКАЯ КНИЖКА САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ

ВОПРОСЫ. Стр. 166-167

1234

43 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК

ВОПРОСЫ. Стр. 172

123

44 СМОЛЕНСКИЙ Я. М. КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ СТИХИ

ВОПРОСЫ. Стр. 174-175

123

45 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. СКАЗКИ ПУШКИНА

ВОПРОСЫ. Стр. 178

1234

46 ЧУКОВСКИЙ К. И. ПРИЗНАНИЯ СТАРОГО СКАЗОЧНИКА

ВОПРОСЫ. Стр. 184

1245679

  • Литературное чтение 4 класс учебник 1 часть отзыв на сказку ашик кериб
  • Литературное чтение 4 класс учебник 1 часть ивины рассказ
  • Литературное чтение 4 класс тест по сказке ашик кериб
  • Литературное чтение 4 класс страница 98 как составить рассказ по картине
  • Литературное чтение 4 класс составить рассказ по картине русская зима