Литературный турнир по сказке аксакова аленький цветочек

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».

______________________________________

1. Кто написал  сказку «Аленький цветочек»?  ___________________________________________________

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?  _________________________________________

3. Какими словами начинается эта сказка? _______________________________________________________

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? ____________________________

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? ______________________________

___________________________________________________________________________________________

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. Как звали старшую дочь? __________________________________

9. Как звали среднюю дочь? __________________________________ 

10. Как звали младшую дочь? _________________________________

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? _________________

13. Что было особенного в аленьком цветочке? __________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? __________________________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Что случилось с купцом в дороге? __________________________________________________________

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.  ____________________________________________

17. Опишите внешний вид чудища.  

Страшен был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта торчали ________________________, нос ___________, как у  _________________ а, а глаза были _____________________.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

___________________________________________________________________________________________

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? ___________________________________

___________________________________________________________________________________________

20. Где рос аленький цветочек? ________________________________________________________________

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________

___________________________________________________________________________________________ 

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

___________________________________________________________________________________________

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что такое «запись заручная»? ________________________

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? ______________________________________________________________________________

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком?  _________________________________________________

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

         «Очутилась она во дворце зверя ___________________________, чуда  ________________________, во палатах высоких,  _________________________,   на кровати из резного золота со ножками  _____________________, на пуховике пуха  ________________________, покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»? __________________________________________________________________________

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? _________________________________

___________________________________________________________________________________________

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? _____________________

___________________________________________________________________________________________

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________

___________________________________________________________________________________________

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? ________________________________________

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? ________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

___________________________________________________________________________________________

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? _______________________________

___________________________________________________________________________________________

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости?

___________________________________________________________________________________________

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, _____________________________________

___________________________________________________________________________________________ 37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? ___________________________________________________________________________________________

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? ________________________________

___________________________________________________________________________________________

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? ___________________________________________________

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? _________________________

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  ______________________________

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? __________________

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)

1. Кто написал  сказку «Аленький цветочек»?  Сергей Тимофеевич Аксаков

2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея 

3. Какими словами начинается эта сказка?  «В некотором царстве, в некотором государстве …»

4. Как звали отца сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан

5. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый человек

6. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде

7. Какими чисто российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое

8. Как звали старшую дочь? Прасковея

9. Как звали среднюю дочь? Марфа

10. Как звали младшую дочь? Настенька 

11. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней — золотой венец из каменьев самоцветных — у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей — «тувалет» из хрусталя восточного — у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.

12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая

13. Что было особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете

14. Как она узнала о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена его красотой 

15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники 

16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.  Зверь лесной, чудо морское

17. Опишите внешний вид чудища.  Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.

19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый цвкток хозяина

20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке

21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну из дочерей

22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень

23. «Долго купец думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что такое «запись заручная»? Расписка

24. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец

25. Что стало с сорванным аленьким цветочком?  Прирос к прежнему стеблю

26. Вспомни и вставь пропущенные слова.

         «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда  морского, во палатах высоких,  каменных,   на кровати из резного золота со ножками  хрустальными, на пуховике пуха  лебяжьего, покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»? Шелковая цветная ткань с узорами

27. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания

28. Какой наряд выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой собственный сарафан

29. Какие животные и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские птицы

30. Какие птицы доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди

31. Чем занималась Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.

32. Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?  Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком

33. Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки

34. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.

35. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами. 

36. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.

37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.

38. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.

39. Как выдумаете, почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.

40. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем 

41. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой 

42. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?  30 лет 

43. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть 

44. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь

Тип урока: обобщение изученного.

Форма: игра-путешествие.

Цель: обобщить знания о сказке “Аленький
цветочек”, развивать речь, мышление, способность
анализировать, воспитывать чувство доброты друг
к другу.

УУД:

Регулятивные: формирование учебной задачи
урока, планировать вместе с учителем
деятельность по теме урока, оценивание своей
работы на уроке.

Познавательные: поиск необходимой
информации в тексте, умение ориентироваться в
учебном материале.

Коммуникативные: ответы на вопросы на
основе текста, осмысление правил работы в
группе (распределение обязанностей); личностные:
формирование системы нравственных ценностей,
проявление интереса к чтению.

Оборудование: карточки, электронная
презентация, лепестки цветков.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте! Повернитесь к гостям и
поздоровайтесь с ними. Проверьте свою готовность
к уроку. У вас на партах должны лежать учебник,
пенал, дневник. Присаживайтесь.

Актуализация знаний.

Как вы думаете, зачем нам нужен штурвал? (Мы
отправимся в путешествие) Молодцы! Но чтобы не
утонуть и справиться со всеми заданиями, нам надо
научиться красиво, говорить. Посмотрите на экран
на нём скороговорка “Райские розы росли в
розовом розарии”. Прочитайте её про себя. Как вы
думаете что такое “розарий”? (Это небольшой сад,
где растут розы). Прочитайте скороговорку хором.
Затем несколько человек читают самостоятельно.
Молодцы.

Скажите, без чего нельзя отправляться в
путешествие? (Без карты). Посмотрите, есть ли у нас
карта? (Да)

Работа по теме:

Станция 1

Итак, берем в руки штурвал и плывем на первый
остров. Вот уже и название отчетливо виднеется
это остров “Попробуй, докажи”. Как вы
думаете, почему он так называется? (Мы будем
доказывать что-то)

Чтобы узнать в какое путешествие мы
отправляемся, нам надо разгадать ребус, который
находится на этом острове? (а ь л н к е и й в е ц о ч
т к “Аленький цветочек”). Кто автор этого
произведения? (С.Т. Аксаков)

В каком жанре написано это произведение?
(Cказка). Докажите это! (В этом произведении
происходят чудеса. Время развития событий не
понятное)

На какие 2 большие группы подразделяются
сказки? (Народные и литературные). Чем они
отличаются друг от друга? (Народные – сложил
народ, литературные – написанные автором.)

— Какую сказку мы читаем? (Литературную).
Докажите это! (Автор – С.Т. Аксаков)

— Как вы думаете, к какому типу относится эта
сказка? (Волшебная)

— Давайте попробуем доказать. Какие черты
волшебной сказки вы знаете? (В ней чудеса,
волшебные предметы, сказочные превращения). У вас
на партах лежит листок. Переверните его и
прочитайте задание.

Отметь особенности волшебной сказки.

  1. Все сказки одинаково построены (известно, как
    начинаются, что произойдет, чем закончатся).
  2. Обязательно героями являются животные.
  3. Всегда есть два мира: реальный и волшебный.
  4. Действия протекают в неопределенном прошлом.
  5. Герой подвергается испытанием.
  6. Существует только один мир — реальный
  7. Торжествуют добро и справедливость.
  8. Сказка, построенная на небылице.
  9. Всегда есть волшебство и превращения.

Читая волшебные сказки, мы встречаем
сказочные выражения, которые есть во многих
сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.

(“За тридевять земель, в тридевятое царство, в
тридесятое государство”.

“Поворотился он назад — нельзя идти, направо,
налево — нельзя идти, сунулся вперед — дорога
торная”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается”.

“Долго ли, мало ли времени”. “Красоты
невиданной и неслыханной, что ни в сказке
сказать, ни пером описать”. “Не прикажи меня
рубить и казнить, прикажи слово вымолвить”.)
Молодцы.

Вывод: итак, произведение Аксакова “Аленький
цветочек” является волшебной сказкой.

Станция 2

Нам нужно отправляться дальше. Берем в руки
штурвал, поворачиваем его и оказываемся на
следующем острове, который называется “Главные
герои
”. Назовите мне героев сказки? Молодцы, а
из-за кого произошла вся эта история?

Давайте разделимся на три группы. 1 ряд первая
группа характеризует старшую дочь. 2 ряд вторая
группа характеризует среднюю дочь. 3 ряд третья
группа характеризует младшую дочь.

На экране вы можете увидеть характеристику
сестер. Выберете нужную для каждой сестры.

Старшая – горделивая, завистливая. Она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны
за морской. (Зачитывает текст)

Средняя – самолюбивая, хотела быть всех
краше. (Зачитывает текст)

Младшая дочь добрая, ласковая, приветливая,
любящая. (Зачитывает отрывки)

Поднимите руку те, кто хочет быть похожим на
старшую сестру, среднюю, младшую сестру. Почему?

Разговоры разговорами, а нам надо плыть дальше.
Берем штурвал и двигаемся.

Станция 3

Следующий наш остров “Иллюстраторы”. Что
помогает нам лучше представить содержание
сказки? (Картины и иллюстрации.)

— Многие известные художники любили
иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев,
Лебедев, Конашевич.

Многие художники  иллюстрировали сказку
С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.

Это Людмила Трощенкова. Книга выполнена в виде
шкатулки. Художник А. Азелин иллюстрировал книгу.
Очень ярко и красочно иллюстрировала книгу
Любовь Иванова. У художника Н.Деткова рисунки
черно-белые, но очень выразительные, также
рисунки черно-белые в книге художницы
М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге
художника А.Олина.

Посмотрите на доску, вы видите иллюстрации. Что
здесь не так? (Нарушена последовательность).
Восстановите последовательность. Молодцы.

— Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке,
приобщились к ней непосредственно, стали
участниками в ее жизни. Давайте посмотрим, что вы
нарисовали. Прочитайте этот эпизод. Молодцы.

Правильно, а как вы думаете, если показать
много, много картинок быстро, быстр, что
получится. Давайте посмотрим эпизод из
мультфильма “Аленький цветочек”.

Сделаем вывод. Зачем нужны иллюстрации в
сказке? (Чтобы более ярко и выразительно
представить сказку) Молодцы.

Физминутка.

Ну что поплыли дальше. А пока плывем, мы
немножко отдохнем. Скажите, что помогло
Настеньке и ее отцу перемещаться. (Кольцо и
волшебные слова)

Вот и мы с вами будем передавать друг другу
кольцо, и называть волшебные слова….. молодцы

Станция 4

Отправляемся дальше. Беремся за наш волшебный
штурвал и плывем дальше. Как вы думаете, как можно
еще показать сказку? Правильно. Вот мы и
оказались на острове “Театр”.

Какой момент сказки самый волнующий? (Когда
происходит превращение чудища в доброго молодца)
Давайте посмотрим, как это произошло. (Звучит
музыка. Дети инсценируют отрывок.)

Настя:

Батюшка пора проститься. Так тревожно на душе.
Боже солнышко садится. Кто желает горя мне?
Ах, за что за что сестрицы? Чем обидела я вас!
Не успеваю возвратиться приближается закат!

Леший: Пять минуточек осталось. Ей вернуться
не успеть. Ха-ха-ха, ура-ура. Мы натворим тут свои
дела.

Баба Яга: Скоро всем дворцом и садом станем мы
одни владеть. И тогда мы будем танцевать и петь.

Настя:

Где ты мой друг сердечный? Разве встречи ты не
рад.
За минуточку вернулась: не погас еще закат.
Ты открой скорей глаза!

Молодец:

Не пугайся, Настенька, это, я твой друг.
Черной злобой, нечестью много лет назад.
Превращен я в чудище, заколдован сад.
От заклятья ты меня спасла

К чудищу ужасному так была добра.
Верною, любовью победило зло.
Наконец-то счастье в этот дом пришло!

Вывод. Постановка отличается от текста
написанного автором. Это сделано для того что бы
зрителям лучше воспринимался текст. Чтобы
показать сказку на сцене нужно уметь красиво
говорить.

Станция 5

Поплыли дальше. Берем свой штурвал, крутим и
приближаемся к следующему острову “Эрудит”.
А сейчас я хочу вас проверить, какими вы были
внимательными. Я буду задавать вопросы, а вы
постарайтесь быстро на них отвечать.

Молодцы. Я вижу, вы все хорошо знаете сказку
Аленький цветочек.

Отправляемся, а следующий остров. Скажите,
пожалуйста, что помогло чудищу, превратится в
прекрасного принца? (Доброта Настеньки и
аленький цветочек) Почему?

Станция 6

Вот и приближаемся мы к последнему острову,
который так и называется – “Остров добра”.
Давайте на минуту представим, что было бы, если
исчезло добро. (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы это не допустить этого?
(Говорить по чаще добрые слова друг другу.)

Молодцы. А сейчас вы напишите добрые слова друг,
другу, и составите свой цветок добра. (Дети пишут
на лепестках пожелания и прикрепляют к доске).
Вот какой красивый цветок у нас получился.

Итог урока.

Так давайте с вами подведем итог.

Что за сказку мы изучали? Чему она нас учит?
Молодцы.

Рефлексия.

Проанализируйте себя на уроке?

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел…
  • Новые знания мне пригодятся…

Оценки на уроке.

Домашнее задание.

Внеклассное мероприятие по чтению

С. Т. Аксаков Аленький цветочек.

Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках. Народные сказки побудили их к созданию своих собственных сказок. Благодаря этому мы любим и знаем литературные, авторские сказки А. С. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова и других писателей.

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову, любовь к родине.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, выставка книг С. Т. Аксакова.
Ход мероприятия.

Сегодня у нас необычное мероприятие. Для удобства мы разделимся на группы.

 Не кричи! Не перебивай! Уважай товарища!

 Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:

 Речевая разминка

 На доске пословица:
«Кашу кушай, а сказку слушай, Умом-разумом смекай, да на ус мотай».
— Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?
— Назовите (существительные). Глаголы.

— Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные).
— Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.
— Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений). 
Выставка книг

-Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки? 

(Русские народные и на авторские или литературные)                           

— Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор? 
Сообщение темы, постановка цели. 

Сегодня у нас занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».                                                   Будем исследовать, сказку.

Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему мероприятию 

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? 
Я думаю, что в конце мероприятия мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?

   1. Исследование «Своими руками» сделали аленький цветочек.

Если мы будем сегодня дружно работать, то у нас появится свой волшебный цветок.

                                                       «За работу даю лепесток»

 2. Исследование «Как я усвоил сказку?»

Сейчас мы с вами проведём тест по сказке, и узнаем, как вы усвоили сказку.

Тест по сказке «Аленький цветочек».

1.Какими словами начинается сказка?

а) «В некотором царстве, в некотором государстве »

б) «За горами, за лесами, за широкими морями …»

в) «Три девицы под окном …»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?

а) старшая;          б) средняя    в) младшая.

3. Кто из дочерей согласился спасти отца?

а) старшая;      б) младшая;               в) средняя.

4.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень;  б) медный браслет;

в) изумрудное ожерелье.

5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?

а) на левый мизинец; б)  на правый мизинец;

6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь; б) на три дня и три ночи;

7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем; б) злым колдуном;

8. сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?

  а) 30 лет;         б) 20 лет;              в) 10 лет.

3. Самопроверка теста. Исследование.

Восстанови  последовательность событий в сказке по рисункам. 

1. А помогут нам в этом ваши рисунки

2. Найдите в тексте подходящие к рисункам отрывки и прочитайте их.  

4. Исследование «Словарно-лексическая работа»

Когда вы читали сказку, вам встретились непонятные слова. Сейчас вам нужно  объяснить их смысл.
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)

5. Исследование «Художественные средства»
Автор использует в сказке такие художественные средства, как прием олицетворения, сравнение, эпитеты.

Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.

 «свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».

Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.

 «красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».

 Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.

Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры — ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож».

красавицы писаные, дочери пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое царство, тридесятое государство, венца самоцветного, хрусталя беспорочного, батюшка родимый, крепче прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом диким, заповедный цветок, сыру землю, горе сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное, глаза совиные, руки кривые, нос крючком и т.д.

ВЫВОД: 

  автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.
6. Исследование «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Зачин  «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая — лучше всех».

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

Присказка: «много ли мало ли времени прошло…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Концовка. «И нимало не медля, принялись веселым пирком да за свадебку. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало». 

ВЫВОД:

В сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки: есть волшебные силы, предметы, добро побеждает зло.

Выявление главного внутреннего смысла сказки

Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается -чудище вновь стал королевичем) 

Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Давайте попытаемся ответить на вопрос: Чему учит сказка? 
(Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и родину и не делать им зла).             

                                   Звучит песня «Волшебный цветок» 

А теперь давайте докажем, что мы читали сказку. Обратимся к тексту и поработаем

над языком сказки. Каждая группа должна найти в тексте выражения, которые

подтверждают, что это сказка.

1 группа: сказочные выражения, которые указывают на длительность пути и

длительность времени

За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство

Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед –

дорога торная

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Долго ли, мало ли времени

жилбыл, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей христианской,…

2 группа: сказочные выражения, которые описывают сказочные образы:

Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать

: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…

3 группа: Яркие образные эпитеты

Руки белые Красавица писаная Сады диковинные Палаты белокаменные

4 группа: пословицы и поговорки

Богатстводело наживное Двух смертей не бывать, а одной не миновать

От страха зуб на зуб не попадал

5 группа: бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый

купец, именитый человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по

своим торговым делам,… обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери,

… а меньшая лучше всех. Героиня: младшая дочь, сирота;

Что в этом произведении от русской народной сказки? Ответы

Учащиеся отмечают:

1. характерные выражения: жилбыл, за тридевять земель, в тридевятое царство, в

тридесятое государство, честной купец, благослови меня, не погуби ты души моей

христианской,…

2. повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному, непроходному,…

3.бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый купец, именитый

человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по своим торговым

делам,…

4.обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери, ... а меньшая лучше всех.

Все приметы народной волшебной сказки:

Дети доказывают, что в этой сказке есть

Героиня: младшая дочь, сирота;

Герой должен пройти испытания, чтобы получить в итоге награду;

Есть волшебные предметы;

Наличие волшебных чисел, волшебных цветов;

Добро побеждает зло;

Герой уходит из дома для выполнения испытаний.

Таким образом, эта сказка близка народной, а С.Аксаков лишь обработал сказку

  • Литературный турнир по сказкам пушкина
  • Литературный пример доброты для сочинения
  • Литературный портрет друга сочинение
  • Литературный портрет горького сочинение
  • Литературный конкурс рассказ года