Литературный жанр прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции

Остановимся
еще раз на главных
особенностях жанра эссе
:

  • небольшой
    объем и конкретность темы;

  • личностный
    подход к ее раскрытию, субъективность,
    иногда парадоксальность суждений;

  • свободная
    композиция, определяющаяся прихотливым
    движением мысли, впечатлениями,
    воспоминаниями, ассоциациями;

  • свободное
    использование лексического состава
    языка — от слов высокого стиля до
    разговорной лексики;

  • атмосфера
    доверия к читателю, разговорная
    интонация.

Эссе

Эссе – жанр, находящийся на пересечении
литературы, публицистики, науки. В
научной литературе можно встретить
различные определения эссе и различные
суждения о жанре. Приведем некоторые
из них.

Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) –
жанр философской, литературно-критической,
историко-биографической, публицистической
прозы, сочетающий подчеркнуто
индивидуальную позицию автора с
непринужденным, часто парадоксальным
изложением, ориентированным на разговорную
речь [Советский энциклопедический
словарь 1987: 1565].

Литературоведческий словарь определяет
эссе как «прозаическое сочинение
небольшого объема и свободной композиции,
выражающее индивидуальные впечатления
и соображения по конкретному поводу
или вопросу и заведомо не претендующее
на определяющую или исчерпывающую
трактовку предмета» [Литературный
энциклопедический словарь 1987: 516].

Эссе – это жанр, имеющий непосредственную
близость с научной, публицистической
и художественной литературой, однако
не относящийся целиком ни к одной из
них. Широта выполняемых эссе функций
позволяет относить к этому жанру любые
произведения с неявно выраженной
жанровой принадлежностью. С научной
литературой эссе роднит его тематика,
которая объединяет все объекты мысли
преимущественно гуманитарных наук:
философии, литературной теории и критики,
эстетики, политологии, социологии и др.
Эссе является одним из наиболее
продуктивных жанров в выражении
философской мысли, то есть знания о
наиболее общих сторонах мира и человека.
Общие родовые свойства эссе: ведущая
роль личности автора
, что является
важнейшим структурообразующим принципом
эссе. При этом в эссе осуществляется
анализ какого-либо, преимущественно
гуманитарного, объекта мысли, а не
личности автора. Еще одно свойство –
особая актуализированность,
соотнесенность с настоящим моментом.
Другая черта эссе – наличие образности,
экспрессивности – всего, что является
выражением его художественности и
публицистичности.

На страницах эссе, по мнению одного из
исследователей, «герой-автор и читатель
«пожимают друг другу руку»,  встречаются
лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых
же строк найти новую форму разговора с
читателем» .

Диалогичность – еще один жанрообразующий
признак эссе. Какую бы форму для изложения
своих мыслей не избрал эссеист, как бы
не выстраивал композицию, главным всегда
остается искренность с читателем.
Современный эссеист Андрей Битов,
например, избрал для своих эссе
определение: «правда – как жанр». Еще
одной важной особенностью жанра является
мифотворчество. Автор строит
собственные теории, создавая миф (в
основе мифа – образы), читатель же может
верить в него или не верить.

В эссе «концепция» сформулирована
нечетко. При этом образ обладает
внутренней динамикой, характерны сложная
сеть ассоциативных связей и парадокс
как способ игры с читателем.

Автобиографическое, личностное
эссе. В таком эссе  автобиография
автора становится сюжетной основой
текста. Взгляд на различные явления,
свою ценностную позицию автор показывает
через воспоминания, дневники, впечатления. 

Разнообразны литературные формы эссе,
среди них: проповедь, статья, 
дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь,
письмо, слово.

Эссе обладает собственным стилем. Ему
характерны образность и афористичность.
В эссе используется разнообразная
лексика – от высокой до разговорной.
Многообразны средства художественной
выразительности: метафоры, аллегорические
и притчевые образы, символы, сравнения.
Например, в эссе «Досужими путями
мышления» («Иностранная литература»)
Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную
мысль о том, что «пишущие» убили живой
язык, и использует не менее парадоксальные,
чем сама теория, образы и сравнения:
«Сохраняя изящество, я покидаю тело,
для прощания с которым постаралась
одеться как можно лучше. Сквозь мою
прозрачную блузу мысли мерцает чувство
ответственности, влекущее моральное
требование, за которым, скорее всего,
моя привлекательность не поспеет».

Для передачи личностного восприятия,
освоения мира автор эссе подбирает
аналогии, привлекает многочисленные
примеры, проводит параллели, использует
всевозможные ассоциации. В эссе могут
чередоваться полемичные высказывания,
вопросы, рассуждения, зарисовки,
воспоминания.

Эссе преследует художественно-эстетические
и познавательно-практические задачи.

Начинающим эссеистам можно дать следующие
советы:

1. Для создания текста в жанре эссе
необходима четкая и нестандартная (один
из основных жанрообразующих признаков
эссе – парадоксальность) авторская
позиция.

2. Нужно определить характеристики
автора – главного действующего лица
эссе. Во-первых, обозначить для себя, в
какой роли выступает реальный автор:
человек социальный или частный. Во-вторых,
необходимо установить отношения автора
с читателем. От того, каким в результате
станет образ автора, зависит все
построение текста, его форма, композиция,
лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста:
интуитивной или хронологической. Здесь
нужно учесть, что логика строится на
интуиции только в том случае, если автор
стремится «захватить» читателя
собственными эмоциями, а не увлечь новой
и оригинальной теорией. В противном
случае логика развивается по примеру
логики в аналитической статье: гипотеза
– аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен
как для автора, так и для читателя).
Метод, с помощью которого автор выстраивает
этот диалог, выбирается индивидуально.
Однако один из самых простых приемов –
риторические вопросы: непроизвольно у
читателя возникает желание на них
ответить. Еще один метод, популярный в
современной прессе (используется в
молодежном разделе журнала «Журналист»)
– указывание координат автора (электронная
почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести
свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного
жизненного опыта, высокого интеллектуального
уровня. Начинать работу над эссе
рекомендуется с малых форм: зарисовок,
записок и т.п. Необходимо усилить
наблюдательность за окружающим миром,
постоянно искать интересное в обычных
вещах и заворачивать впечатления в
слова, т.е. «набить» руку. Только после
того как жанры, смежные с эссе, начнут
получаться, следует пробовать себя в
жанре эссе.

Специфику жанра эссе выражают следующие черты:

  1. Заголовок эссе не находится в прямой
    зависимости от темы: кроме отражения
    содержания работы он может являться
    отправной точкой в размышлениях автора,
    выражать отношение части и целого.

  2. Свободная композиция эссе подчинена
    своей внутренней логике, а основную
    мысль эссе следует искать в “пестром
    кружеве” размышлений автора. В этом
    случае затронутая проблема будет
    рассмотрена с разных сторон.

  3. Если в сочинении на литературную тему
    должно преобладать рациональное
    сочетание анализа художественного
    произведения с собственными рассуждениями,
    то в эссе — ярко выражена авторская
    позиция.

  4. Если в традиционном сочинении
    приветствуются индивидуальные
    особенности стиля и языка автора
    сочинений, то в эссе индивидуальный
    авторский стиль — требование жанра.

Стиль
эссе отличается:

  • образностью

  • афористичностью

  • парадоксальностью

Для
передачи личностного восприятия,
освоения мира автор эссе

  • привлекает
    многочисленные примеры

  • проводит
    параллели

  • подбирает
    аналогии

  • использует
    всевозможные ассоциации.

Для
эссе характерно использование
многочисленных средств художественной
выразительности:

Эссе
будет выглядеть богаче и интереснее,
если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые
    выводы

  • неожиданные
    повороты

  • интересные
    сцепления

По
речевому построению

эссе — это динамичное чередование
полемичных высказываний, вопросов,
установка на разговорную интонацию
и лексику.

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации,
    которые он вызывает у автора;

  • раздумья и размышления;

  • оригинальный, порой парадоксальный
    взгляд на проблему;

  • образная и афористичная речь;

  • непринужденная, в духе свободной беседы
    манера изложения.

Некоторые
признаки эссе

  • наличие
    конкретной темы или вопроса. Произведение,
    посвященное анализу широкого круга
    проблем, по определению не может быть
    выполнено в жанре эссе.

  • эссе
    выражает индивидуальные впечатления
    и соображения по конкретному поводу
    или вопросу и заведомо не претендует
    на определяющую или исчерпывающую
    трактовку предмета.

  • как
    правило, эссе предполагает новое,
    субъективно окрашенное слово о чем-либо,
    такое произведение может иметь
    философский, историко-биографический,
    публицистический, литературно-критический,
    научно-популярный или чисто
    беллетристический характер.

  • в
    содержании эссе оцениваются в первую
    очередь личность автора — его мировоззрение,
    мысли и чувства.

Структура эссе

Структура
эссе определяется предъявляемыми к
нему требованиями:

  1. мысли
    автора эссе по проблеме излагаются в
    форме кратких тезисов (Т).

  2. мысль
    должна быть подкреплена доказательствами
    — поэтому за тезисом следуют аргументы
    (А).

Аргументы
— это факты, явления общественной жизни,
события, жизненные ситуации и жизненный
опыт, научные доказательства, ссылки
на мнение ученых и др. Лучше приводить
два аргумента в пользу каждого тезиса:
один аргумент кажется неубедительным,
три аргумента могут «перегрузить»
изложение, выполненное в жанре,
ориентированном на краткость и образность.

Таким
образом, эссе приобретает кольцевую
структуру (количество тезисов и аргументов
зависит от темы, избранного плана, логики
развития мысли):


вступление (формулировка темы, выбор
заглавия; актуальность темы; расхождение
мнений относительно темы; переход к
основному суждению)


основная часть (несколько суждений,
которые выдвигает автор, определение
основных понятий, используемых при
выдвижении суждений; доказательства,
факты или примеры, поддерживающие
суждения; рассмотрение контраргументов,
показ их слабости). Тезис — аргументы;
тезис – аргументы.


заключение (повторение основного
суждения; резюмирующие аргументы в
защиту основного суждения; общее
заключение о полезности данного
утверждения)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Запрос «Эссе» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции[1].

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Содержание

  • 1 История термина
  • 2 Развитие жанра
  • 3 Эссе в русской литературе
  • 4 Эссе в зарубежной литературе
    • 4.1 Эссе в литовской литературе
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История термина

В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (фр. Les Essais, 1580). Своим сочинениям, изданным в виде книг в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. essays. Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609.

Развитие жанра

В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо)..

Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд (XIX век); М. Бирбом, Г. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж.-П. Сартр, Н. Хикмет).

Эссе в русской литературе

Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.

Эссе в зарубежной литературе

Эссе в литовской литературе

В литовской критике термин эссе (лит. esė) впервые использовал Балис Сруога в 1923. Характерными чертами эссе отмечены книги «Улыбки Бога» (лит. «Dievo šypsenos», 1929) Юзапаса Альбинаса Гербачяускаса и «Боги и смуткялисы» (лит. «Dievai ir smūtkeliai», 1935) Йонаса Коссу-Александравичюса. К примерам эссе относят «поэтические антикомментарии» «Лирические этюды» (лит. «Lyriniai etiudai», 1964) и «Антакальнисское барокко» (лит. «Antakalnio barokas», 1971) Эдуардаса Межелайтиса, «Дневник без дат» (лит. «Dienoraštis be datų», 1981) Юстинаса Марцинкявичюса, «Поэзия и слово» (лит. «Poezija ir žodis», 1977) и Папирусы из могил умерших (лит. «Papirusai iš mirusiųjų kapų», 1991) Марцелиюса Мартинайтиса. Антиконформистская моральная позиция, концептуальность, точность и полемичность отличает эссе Томаса Венцловы.

См. также

  • Эссе (образование)
  • Эссе в Википедии

Примечания

  1. Эссе — статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки

  • Александр Жолковский. Эссе
  • Александр Любинский. Эссе // Любинский А. На перекрестье. — СПб.: Алетейя, 2007, с. 165—170
  • Методические рекомендации по написанию эссе

Значение слова «эссе»

  • ЭССЕ́, нескл., ср. Лит. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и др. проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.

    [Франц. essai]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

    Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Источник: Википедия

  • эссе́

    1. небольшое литературное произведение, очерк, изложение мыслей автора на определённую, обычно актуальную (социологическую, политическую и т.п.), тему На экзамене мы должны были написать эссе на свободную тему.

  • Эссе

    1. река в Германии

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: спрямляющий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «эссе»

Синонимы к слову «эссе»

Предложения со словом «эссе»

  • Как-то в среду, ближе к окончанию моей трёхлетней стажировки, нам в школе задали написать эссе о своих впечатлениях от стажировки, о том, чему мы научились.
  • Почему стоит прочитать сборник эссе, который вы держите в руках?
  • Вы хотите быть писателем, но не опубликовали ни одного поста-размышления в социальной сети или живом журнале, даже не записали небольшое эссе в блокнот.
  • (все предложения)

Понятия со словом «эссе»

  • Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции , подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи»: «Жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с ее изложением, ориентированным на массовую аудиторию…

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

  • Как-то в среду, ближе к окончанию моей трёхлетней стажировки, нам в школе задали написать эссе о своих впечатлениях от стажировки, о том, чему мы научились.

  • Почему стоит прочитать сборник эссе, который вы держите в руках?

  • Вы хотите быть писателем, но не опубликовали ни одного поста-размышления в социальной сети или живом журнале, даже не записали небольшое эссе в блокнот.

  • (все предложения)
  • очерк
  • повесть
  • роман
  • альманах
  • книга
  • (ещё синонимы…)
  • обществознание
  • новелла
  • рассказ
  • сочинение
  • текст
  • (ещё ассоциации…)
  • философские эссе
  • автор эссе
  • написать эссе
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Склонение
    существительного «эссе»
  • Разбор по составу слова «эссе»
  • Как правильно пишется слово «эссе»

Эссе – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово эссе? Пытаешься разобраться, что такое эссе? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «эссе» в словарях русского языка

Эссе это:

эссе́ (из «попытка, проба, очерк», от «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции , подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

Википедия

Эссе

нескл. ср.Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы.

Большой современный толковый словарь русского языка

Эссе

( фр. essai) жанр критики, публицистики и др. — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или по какому-л. поводу, нередко случайному.

Новый словарь иностранных слов

Эссе

ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной форме.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Эссе

[фр. essai]жанр критики, публицистики и др. — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или по какому-л. поводу, нередко случайному.

Словарь иностранных выражений

Эссе

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно Философское э. Литературно-критическое э.

Словарь русского языка Ожегова

Эссе

(франц. essai — опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).

Современный толковый словарь, БСЭ

Эссе

эссе ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной форме.

Толковый словарь Ефремовой

Эссе

— (от франц. essai — попытка, очерк) — прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета Э. как жанра — свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синтаксисе — множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т. п. Кроме того, эссеистический стиль обычно отличается образностью и афористичностью, непринужденной, в духе свободной беседы с читателем, манерой изложения, нередко — использованием разговорной лексики. Встречаются литературно-критические (посвященные осмыслению произведений литературы), философские, историко-биографические, публицистические, научно-популярные и др. Э. Родоначальником Э. как самостоятельного литературного жанра считается М. Монтень, автор книги «Опыты», после появления которой жанр и получил свое название. В этом жанре писали Д. Дидро, Вольтер, Г. Гейне и др. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И. Герцена («С того берега»), Ф.М. Достоевского («Дневник писателя») и др. Жанр эссе разрабатывали также В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и многие другие. Примером поэтического Э. является стихотворение В. Набокова «Толстой», демонстрирующее все признаки жанра.

Словарь литературоведческих терминов

Эссе

(франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 с., Япония). В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих ‘Опытах’ (
1580). Столь же непосредственны и прихотливы — с парадоксальным оттенком торжественности — проповеди Дж. Донна . Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-‘метафизик’ А. Коули (1618-
1667), автор ‘Некоторых рассуждений в форме эссе’; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики. В 18-19 вв. Э. — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд — в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон — в 20 в. Их лучшие образцы — импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр). Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина (‘Путешествие из Москвы в Петербург’), А. И. Герцена (‘С того берега’), Ф. М. Достоевского (‘Дневник писателя’). В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский. В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки.Лит.: Walker Н., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. B., Essayists, past and present, L., 1967; Champigny R., Pour une esthetique de l’essai, P.,

1967. В. С. Муравьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Эссе

эссе, нескл., с.

Полный орфографический словарь русского языка

Эссе

река в Германии

Викисловарь

Эссе

небольшое литературное произведение, очерк, изложение мыслей автора на определённую, обычно актуальную (социологическую, политическую и т.п.), тему

Викисловарь

Эссе

прил. горячий, жаркий, знойный, жгучий (нар. горячо, жарко, знойно) сущ. жар, жара, зной, пар (в бане)

Викисловарь

Где и как употребляется слово «эссе»?

Кроме значения слова «эссе» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «эссе».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «эссе» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «эссе»

Как-то в среду, ближе к окончанию моей трёхлетней стажировки, нам в школе задали написать эссе о своих впечатлениях от стажировки, о том, чему мы научились.

Перед читателем сборник эссе, основанных на различных эмпирических и теоретических исследованиях.

Пока я лежал в кресле, покорно позволяя расправляться с моими зубами и планируя небольшое эссе о разных видах пирогов, я вспомнил о сахаре, который собирался купить парень.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «эссе»

Синонимы к слову «эссе»:

  • очерк
  • сочинение
  • кайнар

Антонимы к слову «эссе»:

  • салкын
  • суык

Гиперонимы к слову «эссе»:

  • произведение

Разбор слова «эссе»

Эссе является ответом на вопросы из кроссвордов

  • Философская новелла
  • Прозаический опус
  • Новелла на философский лад
  • Эскиз почтовой марки
  • Опус, выражающий позицию автора
  • Философс. аналог литератур. новеллы
  • Очерк-трактат в свободной форме
  • Сочинение философа
  • Сочинение небольшого объема на частную тему
  • Свободное сочинение

Проза — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

Литературные жанры в прозе

Несмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию (поэмы, пьесы), либо к прозе (романы, повести). Такое деление, тем не менее, нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» Пушкина, «Казначейша», «Сашка» Лермонтова. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах (сказка).

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. Роман предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период жизни.

Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Эпопея — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

1) Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2) Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Возникновению эпопеи предшествовало обращение былевых песен полулирического, полуповествовательного характера, вызванных боевыми подвигами клана, племени и приуроченных к героям, вокруг которых они группировались. Песни эти складывались в крупные поэтические единицы — эпопеи, — запечатленные цельностью личного замысла и построения, но лишь номинально приуроченные к тому или другому автору.

Повесть — род эпического произведения, близкого к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. Этот жанр не имеет устойчивого объёма и занимает промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеет к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).

В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).

Сюжет классической повести (как она сложилась во второй половине XIX века) обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.

Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина и др.).

Новелла (итал. novella — «новость») — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно. Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла». Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку. На остросюжетность новеллы указывал ещё Гёте, считавший её предметом «свершившееся неслыханное событие». При таком толковании новелла и очерк — две противоположные ипостаси рассказа.
На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.

Разграничение новеллы и рассказа, предложенное Эйхенбаумом, получило в советском литературоведении определённую, хотя и не всеобщую поддержку. Авторов рассказов по-прежнему называют новеллистами, а «совокупность малых по объёму эпических жанров» — новеллистикой. Различение терминов, неизвестное зарубежному литературоведению, кроме того, теряет смысл применительно к экспериментальной прозе XX века (например, к короткой прозе Гертруды Стайн или Сэмюэла Беккета).
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».

Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.

Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.

Рассказ/новелла и повесть/роман

До середины XIX века понятия рассказа и повести в России толком не различались. Любая малая повествовательная форма именовалась повестью, любая крупная форма — романом. Позднее возобладало представление, что повесть отличается от рассказа тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива, чем рассказ или новелла.

Принято считать, что отдельной новелле в целом не свойственны богатство художественных красок, изобилие интриг и переплетений в событиях — в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг разнообразных проблем и действий. В то же время Х. Л. Борхес указывал, что после новеллистической революции рубежа XIX и XX вв. рассказ в состоянии передать всё то же, что роман, при этом не требует от читателя избыточных затрат времени и внимания.

Для Эдгара По новелла — это вымышленная история, которая может быть прочитана за один присест; для Герберта Уэллса — менее чем за час. Тем не менее разграничение рассказа и иных «малых форм» от романа по критерию объёма в значительной степени условно. Так, к примеру, «Один день Ивана Денисовича» принято определять как рассказ (день из жизни одного героя), хотя по протяжённости этот текст ближе к роману. И напротив, небольшие по объёму произведения Рене Шатобриана или Паоло Коэльо с любовными переплетениями и интригами считаются романами.

Некоторые рассказы Чехова при малом объёме представляют собой своеобразные мини-романы. Например, в хрестоматийном рассказе «Ионыч» автор «сумел без потерь сгустить грандиозный объём всей человеческой жизни, во всей её трагикомической полноте на 18 страницах текста». В плане сжатия материала едва ли не дальше всех классиков продвинулся Лев Толстой: в коротком рассказе «Алёша Горшок» целая человеческая жизнь рассказана всего на нескольких страницах.

Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.

Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.

Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.

Источник: Википедия

  • Литературный дневник сказка о потерянном времени
  • Литературный диктант в рассказе воробей описывается
  • Литературный герой на которого я хочу быть похожим сочинение
  • Литературные сказки читать бесплатно
  • Литературные сказки список названий