Литературоведческий словарь сказка это

СКАЗКА — народная (употребляя термин в самом широком значении) — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия. Однако какой-либо резкой грани между отдельными видами сказки провести невозможно: элементы, присущие одному виду, могут проникать в другой; все зависит от преобладания какого-либо одного из элементов над другими. Один из самых распространенных сказочных видов составляют сказки чудесные, волшебные, фантастические. Это обыкновенно похождения и замысловатые приключения героя, отыскивание невесты, добывание чудесного предмета, исполнение хитроумных поручений, отгадывание трудных задач, всевозможные превращения, столкновения с чудовищами, волшебниками, колдунами, преодоление невероятных препятствий, быстрое обогащение, возвышение и т. д. Героями подобных сказок в значительной мере являются лица высшего, царского, королевского происхождения. Но очень часто (особенно в сказках, записанных к концу XIX века) героями сказок становятся представители купеческого сословия. Нередко подвиги приписываются солдату (в эпоху войны 1914—17 г.г. — прапорщику). Иногда героем волшебной чудесной сказки бывает сам мужик-крестьянин.

    Сказки этого рода иной раз очень обширны, пользуются традиционными сюжетами, строго выдерживают «обрядность», изобилуют повторениями, свойственными эпическому творчеству, особыми сказочными формулами, т. н. «общими местами», т. е. традиционно-трафаретными картинками, передвигаемыми из одной сказки в другую, присказками и вообще всем тем, что образует своеобразный сказочный стиль.

    Из отдела чудесных, фантастических сказок нужно выделить группу сказок типа побывальщины, сказок богатырских, в сюжетах и словесной форме которых не мало сходства с богатырским эпосом, былинами.

    Особую, в прежнее время очень распространенную, но все более и более исчезающую группу представляют сказки о животных, по своему назначению ставшие преимущественно детскими.

    Довольно большим распространением пользуются т. н. божественные сказки, т.-е. религиозно-нравственные народные легенды, восходящие большею частью к книжным, библейским, апокрифическим и житийным источникам.

    Быт и миросозерцание русской деревни, еще полной языческих пережитков, т. н. двоеверия, порождают на каждом шагу рассказы о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах и вообще о представителях темной, нечистой силы. Уверенность в их действительном существовании и в их способности вредить или помогать людям очень велика. Поэтому рассказы о нечистой силе большею частью носят название быличек, бывальщин, досюльщин, т. е. рассказов о якобы действительных происшествиях. Из самого содержания быличек явствует, что этот вид произведений особенно популярен среди охотников, рыболовов, частью солдат, другими словами среди лиц, наиболее часто попадающих в такие условия, когда легко возникают всякого рода видения, галлюцинации, сны; этому способствует усталость от долгой ходьбы, постоянная напряженность, сказывающаяся даже во сне, большое накопление впечатлений за день, таинственность и жуть в природе. Возникши случайно, под влиянием конкретных условий, быличка становится занимательной для рассказа, и грань между ней и фантастической сказкой вскоре легко оказывается стертой.

    Наряду с различными видами чудесных сказок в народе популярны и сказки бытовые. По сравнению с волшебными реалистический, жизненный элемент в них преобладает. Однако это далеко не делает бытовую сказку совершенно лишенной фантастики, вымысла. Вымысел есть, но представлен в ином освещении; в сказках бытовых черты быта, жизни, реальной действительности в конце концов все-таки создают главный фон.

    Впрочем среди рассказов этой группы есть целый ряд таких, какие являются простым воспроизведением какого-нибудь действительно бывшего случая, в словесной передаче не отлившегося еще в форму какого-либо близкого по содержанию традиционного сюжета. К таким сказкам в деревне применяется термин: правдошняя, правда, иногда бывальщина, старинка.

    Весьма интересную группу бытовых сказок представляют рассказы «про себя» (иногда они тоже называются бывалыцинами, быличками). Здесь мы имеем дело с соединением традиционного сказочного сюжета или анекдота с подробностями, взятыми из действительности, даже больше того — из личной жизни рассказчика. Главной отличительной чертой этой группы является приурочение сказочником рассказа к самому себе, собственному «я»; от лица этого «я» ведется самый рассказ. В смысле занимательности для слушателей этим достигается несомненный успех. Тема, а вместе и схема, такой бывальщины: «мое путешествие», «как я в Питер ходил»; приключения же большею частью любовного характера. В подобных сказках много подробностей, рисующих материальное положение парней, уходящих в дальний путь на заработки.

    Бытовые сказки в собственном смысле этого слова большею частью имеют два существенных элемента: любовный и социально-экономический. Во многих этот второй господствует, а в устах отдельных сказочников может приобретать очень резкую сатирическую окраску. Стрелы сатиры в подобных сказках (колеблющейся от добродушной насмешки до ядовитого сарказма) метят главным образом в два наиболее близко соприкасающиеся с крестьянством и сталкивающиеся с ним на экономической почве класса: бар и духовенство. Наряду с очень резким тоном сказки о попах отличаются особенным обилием «соромных» мотивов и подробностей. Жадность, скупость, требование «приношений», использование святыни в целях наживы, порой даже и кощунство, зависть, мелкое недоброжелательство — вот черты духовных героев такой сказки-сатиры.

    Сказки о барах, господах также не редки (хотя в прежние сборники они попадали с большим трудом по цензурным причинам). Психологическую базу для их популярности дали жестокости крепостной эпохи. Барин в сказках обрисовывается однако не с ненавистью, а скорее в полупрезрительном, насмешливом тоне. Наиболее любимой темой сказок о барах является описание умственного и нравственного превосходства мужика над барином. Барин обычно оказывается одураченным находчивостью мужика.

    На юге и западе России, в местностях со смешанным населением, очень распространены бытовые сказки-сатиры об инородцах, особенно же если инородцы являются представителями враждебного крестьянину класса: помещиками, капиталистами. Вот почему так распространены на Украине и в Белоруссии сказки о панах и евреях.

    Другой отдел бытовых сказок центр тяжести переносит на любовное содержание, на темы о верных и неверных, послушных и непослушных женах, о любовниках и дружках, и образует группу, близкую к западным фаблио. Наконец, можно выделить, опять-таки без полного отграничения от указанных выше разрядов, группу сказок юмористических, обыкновенно очень кратких, порой близко стоящих к анекдоту. Темы их: находчивые и неудачные ответы, сообразительность и глупость.

    Целям незлобивого развлечения, особенно для детей, а также просто для начала сказок или перехода между ними, существуют коротенькие, большею частью, рифмованные сказочки, носящие названия: «присказка», «россказень», «небыличка». Содержание их не сложно, добродушно, шутливо.

    В настоящее время сказки бытуют в крестьянской среде, частью в рабочей, солдатской; творятся и распространяются они сказочниками — любителями, иногда профессионалами. От степени талантливости, опытности такого сказочника зависит и степень совершенства сказки, а также своеобразие ее манеры, стиля, настроения, тенденции. В середине прошлого столетия ученые большею частью интересовались, так сказать, архаической, нередко мифологической стороной сказок; новейшая наука больше интересуется условиями их бытования, конкретными формами, в какие сказки отливаются (см. об этом в статье «Народная словесность»). Условия, благоприятствующие развитию сказки, очень разнообразны. Сохранению традиционных сюжетов и форм содействуют спокойствие жизни, отрешенность от культурных воздействий, некоторые виды промысла (рыбные промыслы, плетение сетей, портняжничество, рубка зимой в северных лесах, сплав плотов по рекам и т. д.). С нарушением старинного уклада жизни, с проникновением культуры и цивилизации в деревню сказка постепенно изменяется как в форме, так и в содержании. Традиционная «обрядность» сказки (украшение ее поэтическими формулами-присказками) ослабевает, фантастические сюжеты постепенно заменяются более бытовыми и реалистическими. Вообще за последнее время наблюдается эволюция народной сказки от украшенности к простоте стиля, от фантастики к быту, от спокойного эпоса к бойкой сатире.

    В древние времена, подобно всей народной словесности (см. указанную статью о ней), сказка была уделом не только крестьянских масс, но и других более образованных и культурных классов. Распространялась она профессионалами-сказочниками, носившими в XVI—XVII веках название «бахарей». Документально засвидетельствовано, что бахари — профессионалы живали и в царских дворцах, и боярских хоромах XVI—XVII в.в., у вельмож XVIII века и в помещичьих домах вплоть до середины XIX века. Первоначально их искусство было связано с творчеством скоморохов, как известно, создателей и распространителей былевого эпоса (см. Былина).

    Что касается вопроса о происхождении сказочных традиционных сюжетов, то в освещении этой проблемы последовательно сменился ряд научных теорий (подробности см. в статье «Народная словесность»). Надо полагать, что наряду с элементами чистой фантастики в сказках нашли себе отражения пережитки древнейшего миросозерцания, картины древнего быта, а также отдельные конкретные исторические события; ср., например, ряд сказок об Иване Грозном и Петре Великом. В последнее время наука обратилась к изучению не только истории сюжетов, но и к детальному исследованию самого мастерства народного сказочника. Особенное внимание с этой стороны на сказку было обращено помимо ученых и кружками т. н. художественного рассказывания. Традиционное народное искусство должно оказать немалую услугу тем, кто старается выработать совершенные приемы художественного сказа.

БИБЛИОГРАФИЯ.

    Тексты народных сказок записаны в огромном количестве. Кроме знаменитого сборника русских народных сказок Афанасьева (первое изд. 1855—63 годы), см. новейшие сборники сказок Ончукова (1909 г.), Б. и Ю. Соколовых (1915 г.), Зеленина (1914 и 1915 г.г.). (Подробности см. в статье «Народная словесность»). Обзору научных теорий и истории собирания сказок посвящен специальный труд С. В. Савченко. Русская народная сказка. Киев. 1914 г.; обзор сюжетов см. в общих трудах П. В. Владимирова. Введение в историю русской народной словесности. Киев. 1896 г.; М. Н. Сперанского. Русская устная словесность. М. 1917 г.; а также статью М. Е. Халанского. Сказки (в Истории Р. Л-ры, под ред. Аничкова, изд. Тов. «Мир», т. I, вып. II). О формальной стороне народных сказок интересные наблюдения сделаны в статье Н. Л. Бродского. — Следы профессиональных сказочников в русских сказках (Этногр. Обозр. 1904 г.).

Юрий Соколов.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель.
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского.
1925.

один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих С. нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в С. изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни С. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем С. обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. известно во многих вариантах.

Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из которых имеет особую морфологическую структуру. С. о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных С. также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные С. о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные С. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих С. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. об исторических деятелях. Бытовые С. часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные С. и др.

Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике изучали С. как «осколок древнего мифа». Компаративисты (см. Компаративизм ) интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в С. разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов. Советская фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революционных демократов, М. Горького о народном творчестве. Советскими учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сборники С. разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных С. «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких С. братьев В. и Я. Гримм, сборник русских С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубликованы многочисленные сборники С. народов СССР. С. постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные С. Таковы сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. литературе ≈ А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирического использования возможностей С. являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. обращаются художники и композиторы.

Справочники: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,1929; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1≈6, Bloomington (Ind.), [1955≈58]; Boltc J. und Polivka G., Anmerkungcn zu den Kinder-und Hausmärchcn der Brüder Grimm, Bd 1≈5, Lpz., 1913≈32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarnc’s Verzeichnis der Märchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961.

Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1≈2, М. ≈ Л., [1932]; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. ≈ Л., 1938; Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; Lüthi Max, Märchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946.

Э. В. Померанцева.

  • СКА́ЗКА, -и, род. мн.зок, дат.зкам, ж.

    1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказка о царевне-лягушке.[Пушкин] собирал тогда народные песни и записывал сказки, которые сказывала ему няня Арина Родионовна. Добролюбов, А. С. Пушкин. || Литературное произведение такого содержания и формы. «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина. Сказка Андерсена «Пастушка и трубочист». Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. || О чем-л. необыкновенном, поразительном, чудесном. — Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать — так, право, сказки! И. Крылов, Ворона и Лисица. И случилась эта сказка Возле нашего села: Подняла вода избушку, Как кораблик, понесла. Твардовский, Страна Муравия.

    2. Разг. Выдумка, небылица. — Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. — Я еще до вас слышала об этой глупой сказке. Достоевский, Преступление и наказание. — Мой отец, Булавин, ваш враг, он и мой враг… Он хотел меня казнить, я убежала из Самары… — — Гражданка, как же вам верить, вы же сказки рассказываете. А. Н. Толстой, Хмурое утро.

    3. Название различных документов делопроизводства учреждений России в 17—18 вв. (записей устных показаний свидетелей, отчетов о событиях, происшествиях и т. д.). [Исправник] стал читать нараспев. — Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей. Пушкин, Дубровский. || (обычно со словом „ревизская“). Именной список населения России 18 — первой половины 19 вв., составлявшийся во время ревизий, переписей населения и т. д. Ревизские души, окончившие жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. Гоголь, Мертвые души. Да [Петр Евстратьич] и не Евстрата сын —; он ведь только по сказкам числился Евстратовым сыном. Л. Толстой, Идиллия.

    Бабьи сказки
    см.
    бабий.

    Сказка про белого бычка — бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом.

    Ни в сказке сказать, ни пером описать (
    народно-поэт.) — о высшей степени какого-л. качества, свойства.

    Стать (или
    сделаться) сказкой
    чего — стать предметом общих разговоров.

  • Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

    Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

    Найдено определений: 53

    сказка

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

    I ж.

    1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.

    отт. Литературное произведение такого характера.

    2. перен.

    Что-либо фантастическое, заманчивое.

    3. разг.

    Неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит.

    II ж. устар.

    Список лиц, подлежавших обложению подушной податью, составлявшийся при ревизии; ревизская сказка.

    III ж. устар.

    Официальное показание, сообщение, донесение.

    СКА́ЗКА — сущ., ж., употр. часто

    Морфология: (нет) чего? ска́зки, чему? ска́зке, (вижу) что? ска́зку, чем? ска́зкой, о чём? о ска́зке; мн. что? ска́зки, (нет) чего? ска́зок, чему? ска́зкам, (вижу) что? ска́зки, чем? ска́зками, о чём? о ска́зках

    1. Сказкой называют произведение устного народного творчества с участием животных, волшебных, фантастических героев.

    Русские народные сказки. | Волшебные, бабушкины, старые сказки. | Детские сказки. | Сказка о Царевне-лягушке. | Сказка об Иване-царевиче. | Рассказывать, слушать сказки.

    2. Сказкой называют литературное произведение, которое основано на фантастическом вымысле.

    Писать, сочинять сказки. | Сказки Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Одоевского. | Сказки Андерсена, Киплинга. | Сказки «Тысячи и одной ночи».

    3. Сказкой называют музыкальные произведения с фантастическим, нереальным сюжетом.

    Оперы-сказки Римского-Корсакова. | «Сказки Венского леса» Иоганна Штрауса.

    4. Сказкой называют что-либо необыкновенно красивое, живописное.

    Домик — настоящая сказка! | Белые ночи — волшебная сказка русского Севера. | Не костюм — просто сказка!

    5. Сказками называют неправдоподобную информацию о чём-либо.

    Да что вы мне сказки рассказываете! | Не верю я твоим сказкам! | Не дури мне голову всякими сказками!

    6. Сказкой про белого бычка называют бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом.

    7. Выражение ни в сказке сказать, ни пером описать употребляется в том случае, если речь идёт о чём-либо очень красивом, прекрасном, безупречном.

    ска́зочка сущ., ж.

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

    СКА́ЗКА

    сказки, ж.

    1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. «Стану сказывать я сказки.» Лермонтов. «Не за былью и сказка гоняется.» Пословица. «Сказка — складка, песня — быль.» Пословица.

    || Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена.

    || перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка.

    2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (разг.). — «Что мне врать? Положим, наш брат, бродяга, сказки рассказывать мастер.» Максим Горький.

    3. Список, реестр (истор.). Ревизские сказки.

    4. Официальное показание о чем-н. (офиц. старин.). «Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.» Пушкин.

    Сказка про белого бычка (шутл. поговорка) — бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом.

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

    СКА́ЗКА, -и, жен.

    1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина.

    2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.).

    3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился с.!

    Ни в сказке сказать, ни пером описать в народной словесности: о ком-чём-н. очень хорошем, красивом.

    | уменьш. сказочка, -и, жен. (к 1 знач.).

    | прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.

    II. СКА́ЗКА, -и, жен. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).

    ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ

    Сказка

    -и, ж.

    1) Повествовательное (народное или литературное) произведение о вымышленных лицах и событиях волшебного, авантюрного или бытового характера.

    Русские народные сказки.

    Рассказывать сказку.

    Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (Пушкин).

    2) разг. Выдумка, неправда, ложь.

    Все это сказки! Не рассказывай сказки, я тебе не верю.

    Родственные слова:

    ска́зочник, ска́зочница, ска́зочный, ска́зочно, ска́зочность, при́сказка

    Этимология:

    Собственно русское слово, образовано с помощью суффикса -ка от сказать (др.-рус. казати ‘показывать’, ‘говорить’, ‘сказать’). Восходит к * kazati.

    Энциклопедический комментарий:

    Сказки, один из основных жанров фольклора, подразделяются на несколько групп. Сказки о животных возникли в доклассовом обществе и были связаны с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Волшебные сказки также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные сказки всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К этим сказкам примыкают и сказки об исторических деятелях. Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные сказки и др.

    Ни в ска́зке сказа́ть, ни перо́м описа́ть — о высшей степени какого-л. качества, свойства.

    Ска́зка про бе́лого бычка́ — поговорка о бесконечном повторении одного и того же.

    Ска́зка скла́дом, пе́сня ла́дом красна́ посл.

    Ско́ро ска́зка ска́зывается, да не ско́ро де́ло де́лается посл.

    СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    СКА́ЗКА, -и, мн род. -зок, дат. -зкам, ж

    Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, о вымышленных героях и событиях.

    Слушая от няни сказки о нашем золотом руне — Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца (Гонч.).

    ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    СКА́ЗКА -и; мн. род. -зок, дат. -зкам; ж.

    1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Народные сказки. Волшебные сказки. Бытовые сказки. С. о царевне-лягушке. С. о лисе Патрикеевне. С. об Иване-царевиче. Рассказывать сказки, сочинять сказки. * Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (Пушкин). // Литературное произведение такого содержания и формы. «Сказка о Золотом петушке» А.С.Пушкина. Сказки Г.Х. Андерсена. Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматическая с. А. Н. Островского «Снегурочка». // О чём-л. необыкновенном, поразительном, чудесном. Домик с резным наличником на окнах и коньком на крыше — настоящая с.! Вот и кончились белые ночи, волшебная с. русского Севера. Живу в настоящей сказке, на берегу волшебного озера. Не костюм — просто с.! / О музыкальных произведениях на сюжеты сказочного характера. Оперы-сказки Н. Римского-Корсакова. Вокальная с. С. Прокофьева «Гадкий утёнок».

    2. обычно мн.: ска́зки, -зок. Разг. Выдумка, небылица. Да что вы мне сказки рассказываете! Не верю я твоим сказкам! Всё это детские сказки! Это враньё, бабьи сказки! Не дури мне голову всякими сказками!

    ◊ Ска́зка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом. Ни в ска́зке сказать, ни пером описать. Нар.-поэт. О высшей степени какого-л. качества, свойства.

    Ска́зочка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. (1 зн.). Ска́зочный (см.).

    * * *

    ска́зка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабские — «Тысяча и одна ночь», индийские — «Панчатантра», немецкие — братьев В. и Я. Гримм, русские — А. Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, X. К. Андерсена, В. Хауфа, А. С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.

    * * *

    СКАЗКА — СКА́ЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев В. и Я. Гримм, русских — А. Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, А. С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.

    БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    СКАЗКА — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев В. и Я. Гримм, русских — А. Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, А. С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    -и, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж.

    1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.

    Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказка о царевне-лягушке.

    [Пушкин] собирал тогда народные песни и записывал сказки, которые сказывала ему няня Арина Родионовна. Добролюбов, А. С. Пушкин.

    ||

    Литературное произведение такого содержания и формы.

    «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина. Сказка Андерсена «Пастушка и трубочист». Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

    ||

    О чем-л. необыкновенном, поразительном, чудесном.

    — Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать — так, право, сказки! И. Крылов, Ворона и Лисица.

    И случилась эта сказка Возле нашего села: Подняла вода избушку, Как кораблик, понесла. Твардовский, Страна Муравия.

    2. разг.

    Выдумка, небылица.

    — Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. — Я еще до вас слышала об этой глупой сказке. Достоевский, Преступление и наказание.

    — Мой отец, Булавин, ваш враг, он и мой враг… Он хотел меня казнить, я убежала из Самары… — Гражданка, как же вам верить, вы же сказки рассказываете. А. Н. Толстой, Хмурое утро.

    3. Название различных документов делопроизводства учреждений России в 17-18 вв. (записей устных показаний свидетелей, отчетов о событиях, происшествиях и т. д.).

    [Исправник] стал читать нараспев. — Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей. Пушкин, Дубровский.

    || (обычно со словом „ревизская»).

    Именной список населения России 18 — первой половины 19 вв., составлявшийся во время ревизий, переписей населения и т. д.

    Ревизские души, окончившие жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. Гоголь, Мертвые души.

    Да [Петр Евстратьич] и не Евстрата сын —; он ведь только по сказкам числился Евстратовым сыном. Л. Толстой, Идиллия.

    — бабьи сказки

    сказка про белого бычка

    бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом.

    ни в сказке сказать, ни пером описать

    народно-поэт.

    о высшей степени какого-л. качества, свойства.

    стать{ (или сделаться)} сказкой {чего}

    стать предметом общих разговоров.

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

    Сказка, и, ж.

    ** Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

    // Начальная строка «Авиамарша» Ю.Хайта на стихи П.Германа, 1920 г./. поэт. патет.

    Популярный лозунг энтузиастов социалистического строительства.

    • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью (Назв. статьи о героях первых пятилеток). Комс. пр., 12.07.80. + Шанский, Зимин, Филиппов, 82. // трансф. Вир зинд геборен, дас мерхен сделать былью. (Т.Шаов. «Фамильный медальон»). Мы рождены, чтоб Кафку сделать жизнью. Шулежкова, 79.

    СЛОВАРЬ СЛОВ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Сказка, и, ж.

    1. Данные переписки лиц, подлежавших обложению подушной податью, которые составлялись при ревизии.

    ПО СКАЗКАМ.

    Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //

    2. Официальное показание, донесение, сообщение, оформленное в учреждениях российского делопроизводства как документ.

    Вчера на допросе Федька на все обвинения, читаемые ему по изветам, сказкам и расспросам, отвечал с горячностью: «Поклеп, враги хотят меня погубить». // А. Н. Толстой. Петр I //*.

    ПОГОВОРКИ

    Сказка на салазках. Народн. Ирон. Длинная, скучная история. ДП, 411.

    Сказка о правде. Жарг. шк. Ирон. Классный журнал успеваемости. Максимов, 337.

    Сказка про белого бычка. 1. Разг. Шутл.-ирон. Бесконечное повторение одного и того же с самого начала. ФСРЯ, 427; БМС 1998, 525; Мокиенко 1986, 237; ФМ 2002, 434; ЗС 1996, 343; СРГК 1, 152. 2. Жарг. шк. Шутл. Зоология (учебный предмет); урок зоологии. Максимов, 387.

    Скоро сказка сказывается [да не скоро дело делается]. Разг. О каком-л. событии, действии, процессе, которые проходят гораздо медленнее, чем хотелось бы. ФМ 2002, 437.

    Арабские сказки. Разг. Что-л. удивительное, неожиданное, невероятное, экзотическое. БМС 1998, 526; ЗС 1996, 363.

    Бабичьи сказки. Волг. Шутл.-ирон. То же, что бабьи сказки. Глухов 1988, 1.

    Бабушкины сказки. 1. Разг. Шутл.-ирон. То же, что бабьи сказки. ЗС 1996, 363. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. История (учебный предмет). ВМН 2003, 121.

    Бабьи сказки. Прост. Неодобр. Вымысел, выдумки, небылицы. ФСРЯ, 427.

    Бабкины сказки. Курск. То же, что бабьи сказки. БотСан, 82.

    Дедушкины сказки. Жарг. арм. Шутл.-ирон. Рифмованные байки, которые молодые солдаты читают старослужащим («дедам») после отбоя. СЛК 2000, № 1.

    Ни сказки ни ласки. Волг. О полном безразличии к кому-л. Глухов 1988, 111.

    Разводить сказки. 1. Новг. Неодобр. Проводить время в праздных разговорах. НОС 1, 26. 2. Пск. Неодобр. Не говорить прямо о чём-л., увиливать от ответа. СПП 2001, 70.

    Рассказывать сказки. Прост. Неодобр. Говорить неправду; рассказывать небылицы. Ф 2, 121.

    Сказки сказывать. 1. Диал. Шутл. Болтать, пустословить. Мокиенко 1990, 36. 2. Сиб. Расказывать небылицы, говорить вздор. СОСВ, 174.

    Точить сказки. Разг. Устар. Праздно болтать. Ф 2, 207.

    Нахвастать сказку. Морд. Рассказать что-л. СРГМ 1986, 104.

    Не веришь — прими за сказку. Жарг. лаг. Хочешь верь, хочешь нет. Р-87, 50.

    Сбаять докучную сказку. Дон. Рассказать что-л. с большим количеством повторений. СРНГ 36, 162.

    СЛОВАРЬ РУССКОГО АРГО

    СКАЗКА, -и, ж. (или сказки венского леса, сказки пушкина).

    Вранье, фантазии.

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    ска́зка, -и, род. п. мн. ч. -зок

    ФОРМЫ СЛОВ

    ска́зка, ска́зки, ска́зок, ска́зке, ска́зкам, ска́зку, ска́зкой, ска́зкою, ска́зками, ска́зках

    СИНОНИМЫ

    сущ., кол-во синонимов: 37

    сущ.

    небылица

    басня

    побасенка

    небывальщина

    россказни

    то, что не соответствует действительности (о чьих-то словах, рассказах))

    Сказание, предание, басня, легенда, поверье, анекдот, миф, притча, парабола, рассказ, вымысел..

    «Это присказка; пожди, сказка будет впереди». Ершов. См. выдумка .

    жизненная сказка, рассказывай сказки! сказки!…

    ЭПИТЕТЫ

    алая (Бальмонт); благоуханная (Надсон); вдохновенная (Фофанов); волшебная (К.Р.); задумчивая (Галина); затейная.(Минский); зеленая (Абельдяев); зыбкая (Бальмонт); красивая (Курлов); лазурная (Рославлев); ласкающая (Тарасов); лучезарная (В.Каменский); несбыточная (Льдов); нежная (Бальмонт, Галина); обольстительная (Бальмонт); пленительная (Фофанов); певучая (Бальмонт); радужная (Вяткин); светлая (Галина, Радимов); увлекательная (Курлов); упоительная (Юшкевич); чарующая (Фруг); чудесная (Фруг); яркая (Нем.-Данченко)

    ИДИОМАТИКА

    МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    ЭТИМОЛОГИЯ

    Образовано суффиксальным способом от глагола сказать, давшему также сказ, сказание.

    ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    ска́зка

    Засвидетельствовано не ранее XVII в., до этого — баснь; см. Савченко у Познанского, ЖСт. 24, 189. Из *съказъка от каза́ть.

    СКАНВОРДЫ

    — «Снотворное» для самых маленьких.

    — Ложь с намёком, добрым молодцам урок.

    — «Биография Дюймовочки».

    — Ненаучная фантастика.

    — Повествование про белого бычка.

    — Она, конечно, ложь, но в ней намёк.

    — Ложь, намёк и урок добрым молодцам одновременно.

    — Фантастическое произведение для самых маленьких.

    — То, что говорит учёный кот, когда идёт налево.

    — Мы рождены, чтобы её сделать былью!

    — Народное творчество, которое учит как дурака превратить в царевича.

    — Русская народная …

    — Докучная …

    — В Древней Руси так называли достоверный рассказ, причем чаще всего письменный, а то, что этим словом называем мы, называлось «баснь».

    — Фильм Надежды Кошеверовой «Старая, старая …».

    — «Песня красна ладом, а … складом» (посл.).

    — История от Шехерезады.

    — Что рассказывают детям на ночь?

    — Добру молодцу урок.

    — Повествовательное произведение о вымышленных лицах и события.

    — Жанр фольклора.

    — История про Кащея.

    — Картина Николая Богданова-Бельского «Новая …».

    — Повесть Николая Рыленкова «… моего детства».

    — Новелла Дени Дидро «Это не …».

    — Опера эстонского композитора Эугена Каппа «Зимняя …».

    — Фильм Сергея Параджанова «Молдавская …».

    — Симфоническое произведение Владимира Щербачёва.

    — Пьеса Евгения Шварца «… о потерянном времени».

    — Пьеса Евгения Шварца «… о храбром солдате».

    — Фильм Александра Птушко «… о потерянном времени».

    — Фильм Кеннета Брана «Зимняя …».

    — Памфлет Джонатана Свифта «… о бочке».

    — Фильм Ричарда Доннера «Новая рождественская …».

    — Повесть братьев Стругацких «… о Тройке».

    — Фильм Александра Митты «… странствий».

    — Балет белорусского композитора Алексея Туренкова «Лесная …».

    — Рассказ русского писателя Фёдора Кнорре «Рыцарская …».

    — Увертюра польского композитора Станислава Монюшко.

    — Роман английского писателя Чарльза Диккенса «… двух городов».

    — Пьеса российского поэта Михаила Светлова.

    — Рассказ Владимира Набокова.

    — «Снотворное» для самых маленьких.

    — Ложь с намёком, добрым молодцам урок.

    — «Биография Дюймовочки».

    — Ненаучная фантастика.

    — Повествование про белого бычка.

    — Она, конечно, ложь, но в ней намёк.

    — Ложь, намёк и урок добрым молодцам одновременно.

    — Фантастическое произведение для самых маленьких.

    — То, что говорит учёный кот, когда идёт налево.

    — Мы рождены, чтобы её сделать былью!

    — Народное творчество, которое учит как дурака превратить в царевича.

    — Русская народная …

    — Докучная …

    — В Древней Руси так называли достоверный рассказ, причем чаще всего письменный, а то, что этим словом называем мы, называлось «баснь».

    — Фильм Надежды Кошеверовой «Старая, старая …».

    — «Песня красна ладом, а … складом» (посл.).

    — История от Шехерезады.

    — Что рассказывают детям на ночь?

    — Добру молодцу урок.

    — Повествовательное произведение о вымышленных лицах и события.

    — Жанр фольклора.

    — История про Кащея.

    — Картина Николая Богданова-Бельского «Новая …».

    — Повесть Николая Рыленкова «… моего детства».

    — Новелла Дени Дидро «Это не …».

    — Опера эстонского композитора Эугена Каппа «Зимняя …».

    — Фильм Сергея Параджанова «Молдавская …».

    — Симфоническое произведение Владимира Щербачёва.

    — Пьеса Евгения Шварца «… о потерянном времени».

    — Пьеса Евгения Шварца «… о храбром солдате».

    — Фильм Александра Птушко «… о потерянном времени».

    — Фильм Кеннета Брана «Зимняя …».

    — Памфлет Джонатана Свифта «… о бочке».

    — Фильм Ричарда Доннера «Новая рождественская …».

    — Повесть братьев Стругацких «… о Тройке».

    — Фильм Александра Митты «… странствий».

    — Балет белорусского композитора Алексея Туренкова «Лесная …».

    — Рассказ русского писателя Фёдора Кнорре «Рыцарская …».

    — Увертюра польского композитора Станислава Монюшко.

    — Роман английского писателя Чарльза Диккенса «… двух городов».

    — Пьеса российского поэта Михаила Светлова.

    — Рассказ Владимира Набокова.

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка — враль, а песня — быль

    СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ

    Ср. Вот в нашей деревенской стороне поговорка есть: что сказка враль, а песня быль, и точно: в песне вот поют, что во саду ли в огороде девушка гуляла — это быль: в огородах девушки гуляют, а сказка про какую-нибудь Бабу-ягу или Царь-девицу — враки.

    Писемский. Люди сороковых годов. 3, 6.

    См. сказка складка.

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка — ложь, а песня — правда

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка — ложь, да в ней намек, / добрым молодцам урок!

    СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ СЕРОВА

    Из «Сказки о золотом петушке» (1834) А. С. Пушкина (1799-1837).

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка — складка, а песня — быль

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка 1

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка 2

    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

    СКА́ЗКА 2, -и, ж. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка вся, больше сказывать нельзя

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка из «тысячи одной ночи»

    СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ

    сказка из «Тысячи одной ночи» (о невероятном)

    Ср. Скажите, пожалуйста! И Репетилов начальником был! Ведь это почти «сказка из Тысячи одной ночи»!

    Салтыков. В среде умеренности. Г-да Молчалины. 2.

    Ср. Тысяча одна ночь — арабская сказка.

    См. калиф на час.

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка на салазках

    ПОГОВОРКИ

    Народн. Ирон. Длинная, скучная история. ДП, 411.

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка о белом бычке

    СИНОНИМЫ

    сказка про белого бычка, перепев, повторение, повтор

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка о белом бычке, про белого бычка

    сказка о правде

    ПОГОВОРКИ

    Жарг. шк. Ирон. Классный журнал успеваемости. Максимов, 337.

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

    См. ПРИСКАЗКИ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка про белого бычка

    ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    Разг. Пренебр. Надоедливое повторение одного и того же, возвращение к одному и тому же.

    Чтоб быть артистом, необходима практика, чтоб иметь практику, необходим театр, чтоб иметь театр, необходим успех, чтоб иметь успех, нужно быть артистом, а чтоб быть артистом, необходима практика и т. д. до бесконечности, подобно сказке про белого бычка (Станиславский. Доклад о десятилетней художественной деятельности Московского художественного театра).

    СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ

    сказка про белого бычка (иноск.) — о пустом повторении об одном и том же (намек на короткую, но остроумную, докучливую сказку, которой конец переходит в начало и так повторяется одно и то же)

    Ср. Жил был царь Тофута — и вся сказка тута.

    Ср. «Ты скажи, я скажи — не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи! ты скажи » (и так без конца).

    Ср. Однако… без материальной поддержки руководящее сословие не поднимется. — «Эх, душа моя! сказка это про белого бычка! Сначала с мужичками носились, потом с коммерсантами, теперь до нашего брата очередь дошла! И ничего-то из всего этого не будет!»

    П. Боборыкин. Из новых. 3, 5.

    Ср. По наружности вы видите как будто отдельные издания, а на поверку выходит, что все это одна и та же сказка о белом бычке.

    Салтыков. Дневник провинциала. 6.

    См. жил был журавль с журавлихой.

    См. коммерция.

    См. наш брат.

    ПОГОВОРКИ

    1. Разг. Шутл.-ирон. Бесконечное повторение одного и того же с самого начала. ФСРЯ, 427; БМС 1998, 525; Мокиенко 1986, 237; ФМ 2002, 434; ЗС 1996, 343; СРГК 1, 152. 2. Жарг. шк. Шутл. Зоология (учебный предмет); урок зоологии. Максимов, 387.

    СИНОНИМЫ

    сущ., кол-во синонимов: 6

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка складка, а песня быль

    СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ

    Ср. …Ну ври еще!

    «известно, сказка-складка,

    А песня быль; не мимо говорится».

    Островский. Воевода. 1, 1, 2.

    Ср. Мало ли что в песнях поют? Разве можно деревенской песни веру дать? — Можно… потому что «сказка складка, а песня быль».

    П.И. Мельников. В лесах. 1, 15.

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка складом, песня ладом красна

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка, присказка, прикована невестка к стуельцу, к ножке, к липовой лутошке, к собачьей норе

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    Сказка, присказка, прикована невестка к стуельцу, к ножке, к липовой лутошке, к собачьей норе.

    См. КОНАНЬЕ ЖЕРЕБИЙ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка, присказка, прикована невестка к сундуку за ручку, за ножку, за синь сарафан

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ДАЛЬ

    Сказка, присказка, прикована невестка к сундуку за ручку, за ножку, за синь сарафан.

    См. КОНАНЬЕ ЖЕРЕБИЙ

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка-быль

    СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

    сказ/ка-бы/ль, ска/зки-бы/ли, род. мн. ска/зок-бы/лей

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка-легенда

    СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

    ска/зка-леге/нда, ска/зки-леге/нды, род. мн. ска/зок-леге/нд

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка-притча

    СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

    ска/зка-при/тча, ска/зки-при/тчи, род. мн. ска/зок-при/тч

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка-утопия

    СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

    ска/зка-уто/пия, ска/зки-уто/пии, род. мн. ска/зок-уто/пий

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

    сказка-шутка

    СЛИТНО. РАЗДЕЛЬНО. ЧЕРЕЗ ДЕФИС

    ска/зка-шу/тка, ска/зки-шу/тки, род. мн. ска/зок-шу/ток

    ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

  • Литературный турнир по сказкам пушкина
  • Литературный пример доброты для сочинения
  • Литературный портрет друга сочинение
  • Литературный портрет горького сочинение
  • Литературный конкурс рассказ года