Литовская сказка мальчик золотой хохолок и девочка золотая коса читать

Тема раздела: «Там на неведомых
дорожках».

Тема: Сказка литовского народа
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая
Коса».

Характеристика деятельности учащихся:

  • Участвоватьв диалоге в соответствии с
    правилами речевого общения.
  • Читать вслух целыми словами осознанно,
    правильно, выразительно, используя интонацию,
    соответствующий темп и тон речи.

Формирование универсальных учебных
действий:

Личностные УУД:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к
    героям, выражать эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с
    определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и
    целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности
    на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на
    уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию)
    на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем
    плану.

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в
    другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Делать выводы в результате совместной работы
    класса и учителя.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в тексте,
    иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать
    речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной
    форме.
  • Умение работать в паре и в группах.

Цели:

  • формируем умение отвечать на вопросы учителя по
    содержанию прочитанного;
  • формируем умение выражать своё отношение к
    героям, событиям, языку произведения.
  • развиваем умения аргументировать свою точку
    зрения;
  • обучение самостоятельному формулированию
    вопросов к тексту по ходу чтения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

– Дома вы давали характеристику одному из
героев. Есть желающие её озвучить?
(Учащиеся дают характеристику и делают
самоанализ)

– А кто ещё сделал сам, без помощи? Поднимите
руки.
– Кому помогали?
– Какими умениями вы пользовались при
выполнении домашнего задания?

3. Словарная работа

– Посмотрите на доску (Презентация.
Слайд)
. Знакомы ли вам эти слова?

Прибалтика
Балтия
Литва
Балтийское море

– Что вам приходит в голову, когда вы читаете
эти слова?
– Посмотрите, пожалуйста, на карту. (Слайд)
– Прибалтикой называли три государства: Латвию,
Эстонию и Литву, т.к. они расположены у
Балтийского моря. Теперь их называют странами
Балтии.
– Как вы думаете, отличаются ли жители этих
государств от нас? Чем? (Одежда, культура, язык,
песни, танцы, сказки)
– Предположите, почему на уроке литературного
чтения мы завели разговор о странах Балтии? (Ответы
детей)

– Действительно, мы сегодня будем знакомиться с
одним из произведений народов Балтии.

– По какому плану мы будем работать над
произведением?

1. Прочитаем название
2. Посмотрим знаком ли автор
3. Рассмотрим иллюстрации, пофантазируем
4. Начнем читать.

– Что мы учились делать на этом этапе, покажите.

– Посмотрите на доску. Прочитайте название
произведения.
– К какому жанру оно относится? Почему вы так
решили?
– Слышали ли вы подобное название у русских
сказок?
– Как вы думаете, кто герои сказки?
– Как звали мальчика?
– Как звали девочку?
– Откуда вы узнали?

4. Работа с текстом литовской сказки

1. Откройте учебник (с.66)

– Рассмотрите иллюстрацию. Давайте
предположим о чем будет эта сказка,
пофантазируйте.
– Кто же еще будет героем, причем отрицательным
героем сказки?
– Догадайтесь, какое зло совершит старуха?
– Что вы ждете от чтения? (Прочитаем сказку,
проведем диалог с автором, проверим наши
предположения).

2. Первичное чтение первых трёх частей.
Словарная работа ведётся по ходу чтения.

После чтения 1 части:

– Какой вы себе представляете бедную девушку? С
чем и с кем ее сравнивают?
– Кто невзлюбил девушку? Какие злые деяния она
совершила? Какие слова передают отношение 
авторов сказки  к этой  женщине?

После чтения 2 части:

– Как дети оказались в семье рыбака?
– Почему детей так назвали?

После чтения 3 части:

– Как жилось детям в семье рыбака?
– Как получилось, что они оказались в городе, где
жили их настоящие родители?

3. Выявление первичного восприятия.

– Что вам больше всего запомнилось?
– Вспомните наши предположения, совпали ли они?
– Над какими умениями мы работали?

4. Работа с текстом после чтения (работа в парах).

– Давайте еще раз перечитаем эти части более
внимательно.
– Рассмотрите иллюстрации и найдите, какой
именно фрагмент текста проиллюстрировал
художник?

5. Итог урока

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на
вопросы по тексту, выказывали своё отношение к
героям.)

– Какое умение формировали?
– Хотелось бы дочитать сказку до конца?
– Осталось читать шесть частей.
– Как вы думаете, о чём в них будет говориться?

Предположения детей.

– Можете ли вы по началу сказки определить, что
это сказка народная? Почему?
– А можно ли определить, что сказка именно
литовского народа? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?

6. Домашнее задание

– Какое бы вы хотели получить домашнее задание?
(Учащиеся сами выбирают задание)

Урок 18
Сказка
литовского народа «Мальчик Золотой
Хохолок и девочка Золотая Коса»

Педагогические
цели:
способствовать развитию умения работать с
текстом, составлять план, самостоятельно формулировать вопросы, выражать свое
отношение к героям произведения; ознакомить с особенностями языка литовских
сказок.

Планируемые
результаты образования.

Предметные:
воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; читают вслух целыми
словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию,
соответствующие темп и тон речи; отвечают на вопросы учителя по содержанию
прочитанного; озаглавливают части текста; составляют план.

Личностные:
эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; высказывают свое
отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя;
учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями
учебника.

Познавательные:
общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в
устной форме; ориентируются в тексте; логические – выдвигают гипотезы и
обосновывают их; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:
вступают в беседу; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения
или небольшого текста).

Сценарий урока

I. Мотивирование к
учебной деятельности (организационный момент).

– Пожелайте удачи друг другу.

II.
Актуализация знаний.

Ученики читают авторский текст на с.
65 по ролям. Учитель – за Афанасия.

III.
Постановка проблемы.

– Что же такое Прибалтика? Почему эти
страны объединены таким названием?

Учитель
показывает расположение стран Прибалтики по карте.

– В этих странах живут люди разных
национальностей: литовцы, латыши, эстонцы. У каждого народа своя культура, свой
язык, свои песни, танцы, сказки, свои национальные костюмы, архитектура городов
и сел.

IV.
Открытие детьми нового знания.

– Откройте тетрадь на с. 10, выполните задания 1 и 2.

– Прочитайте название сказки на с. 66,
рассмотрите иллюстрацию к ней.

– Что вы можете предположить о содержании,
о героях?

– Рассмотрите одежду героев. Где и когда
носили ее?

– Кто написал эту сказку?

– Из скольких частей она состоит?

V.
Первичное закрепление.

Сказка читается по абзацам учениками,
словарная работа ведется по ходу чтения.

Словарная
работа
.

…а
жену и словом не попрекнул

Попрекнуть
– сделать выговор за провинность, укорить.

…у
самого челнока качается на волнах ящик…

Челнок
– выдолбленная из ствола дерева лодка.

Вопросы  после чтения 1-й части:

– Какой вы себе представляете бедную
девушку? С чем и с кем ее сравнивают?

– Как вы думаете, за что невзлюбила мать
героя девушку?

– Какие слова передают отношение авторов
сказки к этой женщине?

– Какие злые деяния она совершила?

– Что сказал сын, когда увидел в
колыбельке кота и усатую черную кошку?

VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтение 2-й части и
ответы на вопросы
:

– Как оказались дети в семье рыбака?

– Почему мальчика назвали Золотой Хохолок,
а девочку – Золотая Коса?

По дороге
Петя шел…

По дороге Петя
шел,

(Ходьба на месте.)

Он горошину нашел,

(Упор присев, встать.)

А горошина упала,

(Поворот туловища вправо,

правую руку в сторону,
левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала.

(Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох!

(Руки на голову.)

Где-то вырастет горох!

(Прогибаясь назад, руки развести в
стороны.)

Упражнение
«Гуляем на полянке»

Ходьба с активными махами руками; глубокие
вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко
поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

VII.
Повторение пройденного.

Чтение 3-й части.
Вопросы:

– Как жилось детям в семье рыбака?

– Как получилось, что они оказались в том
же городе, где жили их настоящие родители?

– На этом кончается первая большая часть
сказки. Вспомним все события последовательно.

– О чем говорится в 1-й части? Во 2-й
части? В 3-й части? Давайте их озаглавим.

Ученики
озаглавливают части и записывают заголовки в «Тетради по чтению» (с. 10,
задание 3).

VIII. Итог урока.

– Хотелось бы вам дочитать сказку до
конца? Осталось прочитать пять частей. Как вы думаете, о чем в них будет
говориться?

Оценка
своей работы на уроке.

Домашнее задание:
пересказ 1–3-й частей с использованием плана.

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 2100» Тема: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» (литовская сказка)

Цели:

  1. 1.     Повторить жанр литературы: сказка, ее виды, признаки.
  2. 2.     Учить давать характеристику персонажам сказки.
  3. 3.     Учить строить предложения.
  4. 4.     Учить читать по ролям, передавая характер героев интонацией.
  5. 5.     Развивать творческие способности обучающихся.
  6. 6.     Воспитывать любовь к чтению, уважение и почтение к родителям и другим людям.

Оборудование: Карта Литвы, карточки со словами, рисунки детей.

  1. Организационный момент

— На уроках литературного чтения с каким жанром литературы мы познакомились?

— Прочитайте фразы из сказок про себя. Догадайтесь, кто говорит эти слова и из какой сказки герой. А теперь закройте глаза, представьте этого героя мысленно. Попробуйте прочитать слова выразительно, как говорит персонаж сказки. /Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», Одоевский «Мороз Иванович»/

2.   Подготовительный этап.

— Какие это все сказки?

— А с какой сказкой знакомились на последних уроках?

— Кто же написал эту сказку? ( литовский народ)

— Для кого написана сказка?

— Давайте посмотрим на карту и узнаем где живет литовский народ, где живут дети и , возможно, брат Золотой Хохолок и сестра Золотая Коса.

— Возле Балтийского моря расположены страны: Латвия, Эстония, Литва. Все вместе – Прибалтийские государства. Как называется народ, который проживает здесь?

                                          Латвия              латыши

                                          Эстония            эстонцы               кто живёт в государствах?

                                          Литва                литовцы

— У каждого государства, как в России, свои традиции, культура, язык, песни, национальные костюмы, сказки.

— Мы прочитали одну сказку, но вы можете доказать, что это сказка?

— Раз есть зачин, прочитайте с чего она начинается? (жили..)

— А в русской сказке, обычно, какой зачин?

— Какие признаки сказки еще увидели? (сказочные герои, сказочные предметы)

— Почему детей так назвали?

— Какие признаки сказки еще выделить можете? (события трижды повторяются)

— В этой сказке есть борьба, каких сил? (добро и зло)

— Кто победил?

— Что в сказке еще является доказательством ее признаков? (концовка)

— Прочитайте концовку вслух (назовите страницу, абзац)

— А как заканчиваются русские сказки?

3.   Этап усвоения новых знаний.

— Кто из персонажей является в сказке добрыми силами?

— В какой семье воспитывались дети?

— Какими они были?

                                             Брат и сестра

смелые               бесстрашные            послушные             почтительные

           добрые к людям       внимательные          заботливые

                              доверчивые                  дружные

— Как вы думаете, какой Закон Божий дети всегда помнили? (почитай отца твоего и мать твою)

— Кто в сказке олицетворяет зло? (старуха)

— С чего началось, что старуха стала злиться? Найдите в тексте объяснения.

— Да, верно.  Невзлюбила она невестку, т. к. та была бедной девушкой, а сын – знатного роду.

— Кем ей приходились дети? (внуки)

— За что же она невзлюбила их и решила извести? (мстила невестке)

— Какую Божью Заповедь она забыла? (не навреди, не убей)

— Как старуха решила отомстить? (посылала на гору…за…)

— Как она разговаривала с братом и сестрой, чтобы они ничего не заподозрили? (ласково, заискивающе)

— Что бы вы могли посоветовать бабушке, чтобы она забыла свой гнев, злобу? ( помолиться, покаяться, помириться с внуками, попросить у них прощение, т.д.)

— Какой мы видим старуху?

                                             старуха

       злая        жадная        мстительная      коварная        лгунья

— Найдите часть в тексте, где старуха пришла к детям и завела с ними беседу. Читать будем по ролям. Не забывайте характер детей, а значит как нужно читать слова брата и сестры? А как разговаривает бабушка с ними?

— Характеристика на доске поможет вам при чтении.

4.   Вывод

— Три раза хотела злая старуха извести и погубить внуков, но ничего у нее не получилось. Кто победил? Как отблагодарили Добро? ( дети нашли родителей)

— Что со злом произошло? ( наказано)

— Как? ( почернела старуха от злости)

— Чему учит сказка? ( не злись, не навреди другим, т.д.)

— Сказка ложь, да в ней намек…

— В жизни пригодится знание этой сказки?…

5.   Этап закрепления знаний

— У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитаем их и попробуем объяснить их смысл.

1. Кто родителей почитает, того Бог не забывает.

2. Кто добро творит, тому зло не вредит.

3. Тот не унывает, кто на Бога уповает.

4. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.

— А сейчас посмотрим выставку рисунков ваших. В рисунках видно, что победило Добро? Молодцы, все постарались.

6.   Этап объяснения выполнения домашнего задания

— Научитесь пересказывать сказку. Творческое задание: придумайте свою сказку о мудрости, о теплоте взаимоотношений в семье, взаимовыручке.

7.   Итог урока.

— В сказках всегда так говорится: «По делам и награда будет». Хозяйка Медной горы гостинец вам выслала в шкатулочке за вашу работу, ответственность, рассудительность, активность.

  • Литий химический элемент как пишется
  • Литий как пишется в химии
  • Литературоведческий словарь сказка это
  • Литературный турнир по сказке аксакова аленький цветочек
  • Литературный турнир по сказкам пушкина