Тема раздела: «Там на неведомых
дорожках».
Тема: Сказка литовского народа
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая
Коса».
Характеристика деятельности учащихся:
- Участвоватьв диалоге в соответствии с
правилами речевого общения. - Читать вслух целыми словами осознанно,
правильно, выразительно, используя интонацию,
соответствующий темп и тон речи.
Формирование универсальных учебных
действий:
Личностные УУД:
- Развиваем умения выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции. - Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией. - Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности
на уроке с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на
уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию)
на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем
плану.
Познавательные УУД:
- Преобразовывать информацию из одной формы в
другую: подробно пересказывать небольшие тексты. - Делать выводы в результате совместной работы
класса и учителя. - Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
- Развиваем умение слушать и понимать
речь других. - Выразительно читать и пересказывать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной
форме. - Умение работать в паре и в группах.
Цели:
- формируем умение отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного; - формируем умение выражать своё отношение к
героям, событиям, языку произведения. - развиваем умения аргументировать свою точку
зрения; - обучение самостоятельному формулированию
вопросов к тексту по ходу чтения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
– Дома вы давали характеристику одному из
героев. Есть желающие её озвучить?
(Учащиеся дают характеристику и делают
самоанализ)
– А кто ещё сделал сам, без помощи? Поднимите
руки.
– Кому помогали?
– Какими умениями вы пользовались при
выполнении домашнего задания?
3. Словарная работа
– Посмотрите на доску (Презентация.
Слайд). Знакомы ли вам эти слова?
Прибалтика
Балтия
Литва
Балтийское море
– Что вам приходит в голову, когда вы читаете
эти слова?
– Посмотрите, пожалуйста, на карту. (Слайд)
– Прибалтикой называли три государства: Латвию,
Эстонию и Литву, т.к. они расположены у
Балтийского моря. Теперь их называют странами
Балтии.
– Как вы думаете, отличаются ли жители этих
государств от нас? Чем? (Одежда, культура, язык,
песни, танцы, сказки)
– Предположите, почему на уроке литературного
чтения мы завели разговор о странах Балтии? (Ответы
детей)
– Действительно, мы сегодня будем знакомиться с
одним из произведений народов Балтии.
– По какому плану мы будем работать над
произведением?
1. Прочитаем название
2. Посмотрим знаком ли автор
3. Рассмотрим иллюстрации, пофантазируем
4. Начнем читать.
– Что мы учились делать на этом этапе, покажите.
– Посмотрите на доску. Прочитайте название
произведения.
– К какому жанру оно относится? Почему вы так
решили?
– Слышали ли вы подобное название у русских
сказок?
– Как вы думаете, кто герои сказки?
– Как звали мальчика?
– Как звали девочку?
– Откуда вы узнали?
4. Работа с текстом литовской сказки
1. Откройте учебник (с.66)
– Рассмотрите иллюстрацию. Давайте
предположим о чем будет эта сказка,
пофантазируйте.
– Кто же еще будет героем, причем отрицательным
героем сказки?
– Догадайтесь, какое зло совершит старуха?
– Что вы ждете от чтения? (Прочитаем сказку,
проведем диалог с автором, проверим наши
предположения).
2. Первичное чтение первых трёх частей.
Словарная работа ведётся по ходу чтения.
После чтения 1 части:
– Какой вы себе представляете бедную девушку? С
чем и с кем ее сравнивают?
– Кто невзлюбил девушку? Какие злые деяния она
совершила? Какие слова передают отношение
авторов сказки к этой женщине?
После чтения 2 части:
– Как дети оказались в семье рыбака?
– Почему детей так назвали?
После чтения 3 части:
– Как жилось детям в семье рыбака?
– Как получилось, что они оказались в городе, где
жили их настоящие родители?
3. Выявление первичного восприятия.
– Что вам больше всего запомнилось?
– Вспомните наши предположения, совпали ли они?
– Над какими умениями мы работали?
4. Работа с текстом после чтения (работа в парах).
– Давайте еще раз перечитаем эти части более
внимательно.
– Рассмотрите иллюстрации и найдите, какой
именно фрагмент текста проиллюстрировал
художник?
5. Итог урока
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на
вопросы по тексту, выказывали своё отношение к
героям.)
– Какое умение формировали?
– Хотелось бы дочитать сказку до конца?
– Осталось читать шесть частей.
– Как вы думаете, о чём в них будет говориться?
Предположения детей.
– Можете ли вы по началу сказки определить, что
это сказка народная? Почему?
– А можно ли определить, что сказка именно
литовского народа? Почему?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
6. Домашнее задание
– Какое бы вы хотели получить домашнее задание?
(Учащиеся сами выбирают задание)
Урок 18
Сказка
литовского народа «Мальчик Золотой
Хохолок и девочка Золотая Коса»
Педагогические
цели: способствовать развитию умения работать с
текстом, составлять план, самостоятельно формулировать вопросы, выражать свое
отношение к героям произведения; ознакомить с особенностями языка литовских
сказок.
Планируемые
результаты образования.
Предметные:
воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; читают вслух целыми
словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию,
соответствующие темп и тон речи; отвечают на вопросы учителя по содержанию
прочитанного; озаглавливают части текста; составляют план.
Личностные:
эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; высказывают свое
отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя;
учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями
учебника.
Познавательные:
общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в
устной форме; ориентируются в тексте; логические – выдвигают гипотезы и
обосновывают их; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
вступают в беседу; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения
или небольшого текста).
Сценарий урока
I. Мотивирование к
учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II.
Актуализация знаний.
Ученики читают авторский текст на с.
65 по ролям. Учитель – за Афанасия.
III.
Постановка проблемы.
– Что же такое Прибалтика? Почему эти
страны объединены таким названием?
Учитель
показывает расположение стран Прибалтики по карте.
– В этих странах живут люди разных
национальностей: литовцы, латыши, эстонцы. У каждого народа своя культура, свой
язык, свои песни, танцы, сказки, свои национальные костюмы, архитектура городов
и сел.
IV.
Открытие детьми нового знания.
– Откройте тетрадь на с. 10, выполните задания 1 и 2.
– Прочитайте название сказки на с. 66,
рассмотрите иллюстрацию к ней.
– Что вы можете предположить о содержании,
о героях?
– Рассмотрите одежду героев. Где и когда
носили ее?
– Кто написал эту сказку?
– Из скольких частей она состоит?
V.
Первичное закрепление.
Сказка читается по абзацам учениками,
словарная работа ведется по ходу чтения.
Словарная
работа.
…а
жену и словом не попрекнул…
Попрекнуть
– сделать выговор за провинность, укорить.
…у
самого челнока качается на волнах ящик…
Челнок
– выдолбленная из ствола дерева лодка.
Вопросы после чтения 1-й части:
– Какой вы себе представляете бедную
девушку? С чем и с кем ее сравнивают?
– Как вы думаете, за что невзлюбила мать
героя девушку?
– Какие слова передают отношение авторов
сказки к этой женщине?
– Какие злые деяния она совершила?
– Что сказал сын, когда увидел в
колыбельке кота и усатую черную кошку?
VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение 2-й части и
ответы на вопросы:
– Как оказались дети в семье рыбака?
– Почему мальчика назвали Золотой Хохолок,
а девочку – Золотая Коса?
По дороге
Петя шел…
По дороге Петя
шел,
(Ходьба на месте.)
Он горошину нашел,
(Упор присев, встать.)
А горошина упала,
(Поворот туловища вправо,
правую руку в сторону,
левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала.
(Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох!
(Руки на голову.)
Где-то вырастет горох!
(Прогибаясь назад, руки развести в
стороны.)
Упражнение
«Гуляем на полянке»
Ходьба с активными махами руками; глубокие
вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко
поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
VII.
Повторение пройденного.
Чтение 3-й части.
Вопросы:
– Как жилось детям в семье рыбака?
– Как получилось, что они оказались в том
же городе, где жили их настоящие родители?
– На этом кончается первая большая часть
сказки. Вспомним все события последовательно.
– О чем говорится в 1-й части? Во 2-й
части? В 3-й части? Давайте их озаглавим.
Ученики
озаглавливают части и записывают заголовки в «Тетради по чтению» (с. 10,
задание 3).
VIII. Итог урока.
– Хотелось бы вам дочитать сказку до
конца? Осталось прочитать пять частей. Как вы думаете, о чем в них будет
говориться?
Оценка
своей работы на уроке.
Домашнее задание:
пересказ 1–3-й частей с использованием плана.
Скачано с www.znanio.ru
Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа 2100» Тема: «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» (литовская сказка)
Цели:
- 1. Повторить жанр литературы: сказка, ее виды, признаки.
- 2. Учить давать характеристику персонажам сказки.
- 3. Учить строить предложения.
- 4. Учить читать по ролям, передавая характер героев интонацией.
- 5. Развивать творческие способности обучающихся.
- 6. Воспитывать любовь к чтению, уважение и почтение к родителям и другим людям.
Оборудование: Карта Литвы, карточки со словами, рисунки детей.
- Организационный момент
— На уроках литературного чтения с каким жанром литературы мы познакомились?
— Прочитайте фразы из сказок про себя. Догадайтесь, кто говорит эти слова и из какой сказки герой. А теперь закройте глаза, представьте этого героя мысленно. Попробуйте прочитать слова выразительно, как говорит персонаж сказки. /Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», Одоевский «Мороз Иванович»/
2. Подготовительный этап.
— Какие это все сказки?
— А с какой сказкой знакомились на последних уроках?
— Кто же написал эту сказку? ( литовский народ)
— Для кого написана сказка?
— Давайте посмотрим на карту и узнаем где живет литовский народ, где живут дети и , возможно, брат Золотой Хохолок и сестра Золотая Коса.
— Возле Балтийского моря расположены страны: Латвия, Эстония, Литва. Все вместе – Прибалтийские государства. Как называется народ, который проживает здесь?
Латвия латыши
Эстония эстонцы кто живёт в государствах?
Литва литовцы
— У каждого государства, как в России, свои традиции, культура, язык, песни, национальные костюмы, сказки.
— Мы прочитали одну сказку, но вы можете доказать, что это сказка?
— Раз есть зачин, прочитайте с чего она начинается? (жили..)
— А в русской сказке, обычно, какой зачин?
— Какие признаки сказки еще увидели? (сказочные герои, сказочные предметы)
— Почему детей так назвали?
— Какие признаки сказки еще выделить можете? (события трижды повторяются)
— В этой сказке есть борьба, каких сил? (добро и зло)
— Кто победил?
— Что в сказке еще является доказательством ее признаков? (концовка)
— Прочитайте концовку вслух (назовите страницу, абзац)
— А как заканчиваются русские сказки?
3. Этап усвоения новых знаний.
— Кто из персонажей является в сказке добрыми силами?
— В какой семье воспитывались дети?
— Какими они были?
Брат и сестра
смелые бесстрашные послушные почтительные
добрые к людям внимательные заботливые
доверчивые дружные
— Как вы думаете, какой Закон Божий дети всегда помнили? (почитай отца твоего и мать твою)
— Кто в сказке олицетворяет зло? (старуха)
— С чего началось, что старуха стала злиться? Найдите в тексте объяснения.
— Да, верно. Невзлюбила она невестку, т. к. та была бедной девушкой, а сын – знатного роду.
— Кем ей приходились дети? (внуки)
— За что же она невзлюбила их и решила извести? (мстила невестке)
— Какую Божью Заповедь она забыла? (не навреди, не убей)
— Как старуха решила отомстить? (посылала на гору…за…)
— Как она разговаривала с братом и сестрой, чтобы они ничего не заподозрили? (ласково, заискивающе)
— Что бы вы могли посоветовать бабушке, чтобы она забыла свой гнев, злобу? ( помолиться, покаяться, помириться с внуками, попросить у них прощение, т.д.)
— Какой мы видим старуху?
старуха
злая жадная мстительная коварная лгунья
— Найдите часть в тексте, где старуха пришла к детям и завела с ними беседу. Читать будем по ролям. Не забывайте характер детей, а значит как нужно читать слова брата и сестры? А как разговаривает бабушка с ними?
— Характеристика на доске поможет вам при чтении.
4. Вывод
— Три раза хотела злая старуха извести и погубить внуков, но ничего у нее не получилось. Кто победил? Как отблагодарили Добро? ( дети нашли родителей)
— Что со злом произошло? ( наказано)
— Как? ( почернела старуха от злости)
— Чему учит сказка? ( не злись, не навреди другим, т.д.)
— Сказка ложь, да в ней намек…
— В жизни пригодится знание этой сказки?…
5. Этап закрепления знаний
— У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитаем их и попробуем объяснить их смысл.
1. Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
2. Кто добро творит, тому зло не вредит.
3. Тот не унывает, кто на Бога уповает.
4. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
— А сейчас посмотрим выставку рисунков ваших. В рисунках видно, что победило Добро? Молодцы, все постарались.
6. Этап объяснения выполнения домашнего задания
— Научитесь пересказывать сказку. Творческое задание: придумайте свою сказку о мудрости, о теплоте взаимоотношений в семье, взаимовыручке.
7. Итог урока.
— В сказках всегда так говорится: «По делам и награда будет». Хозяйка Медной горы гостинец вам выслала в шкатулочке за вашу работу, ответственность, рассудительность, активность.