Логопедическая сказка про язычок с картинками

С помощью сказок о весёлом язычке можно:

• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.

• Познакомить с основными движениями языка.

Сказка Н.В.Новоторцевой «О Веселом Язычке».

«Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик — рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали : «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок».

Сказка М.Г.Генинг и Н.А.Герман «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Поваляева М.А. Справочник логопеда.

«Сказка о весёлом язычке»:

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой:

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз. 

Пора на прогулку:

Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

ВСЁ! (Это уже от меня: обратно язычок может поехать на поезде «У-У-У», уплыть на пароходе «Л-Л-Л», уехать на мотоцикле «ДР-Р-Р», снова поскакать на лошадке…)

Герасимова А. С. и др.

Сказка о Веселом Язычке. (+ развитие голоса)

   Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

   Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы — крылечко, а верхние зубы — дверка.

   Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

   Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

   А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат «а — а — а», откроет дверку широко — широко и запоет: «А — а — а».Услышит, как лошадка ржет «и — и — и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И — и — и».Услышит, как поезд гудит «у — у — у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У — у — у».Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

      Вот и сказке конец.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ (к сожалению не знаю автора)

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»).

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЧАСИКИ», «ЗМЕЙКА».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(УПРАЖНЕНИЯ «УЛЫБКА», «ЖАЛО», «СТРЕЛОЧКА».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОПАТОЧКА», «КАЧЕЛИ».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБОРЧИК».)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку я лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т»).

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(УПРАЖНЕНИЯ «ЛОШАДКА», «ГАРМОШКА», «ФУТБОЛ».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(УПРАЖНЕНИЯ «ГОРКА», «ЛОПАТОЧКА».)

Сказка про Язычок.

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 — -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «дддд» и «тттт»

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить «пя – пя – пя»

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка —

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, бллл!» – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание «Бл – бл – бл» («болтушка»).

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: «И – у! И – у! И – у!»

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

Предложить ребёнку длительно произносить звук «шшш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, «выдавливая» шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: « пя – пя – пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Презентация на тему «»Сказка о весёлом язычке»»

  • Скачать презентацию (1.75 Мб)


  • 33 загрузки

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «»Сказка о весёлом язычке»»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 14 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    14

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "Сказка о весёлом язычке"

    Слайд 1

    Выполнила: Лашина О.С.
    логопед МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

  • Слайд 2

    Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром. Открыл окошко.Посмотрел налево, направо. (При открытом рте движения языка направо-налево). Вниз посмотрел (движение языка вниз)

  • Слайд 3

    Ночью шел дождь: нет ли луж?
    Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко?
    Закрыл окошко (закрыть рот)

  • Слайд 4

    Язычок умылся. Почистил зубки
    сначала нижние, затем верхние
    прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание). Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ)

  • Слайд 5

    Побежал веселый язычок на кухню завтракать
    А на кухне мамочка печёт пироги
    Здравствуй, сыночек! Помогай мне тесто месить Пя-пя-пя
    разминали они тесто губами, по том зубками, снова губами. Тесто готово, Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя…»

  • Слайд 6

    Язычок съел три пирожка (положить широкий язык на нижнюю губу).
    Как ты думаешь , с какой начинкой? Затем Язычок выпил молока вот из такой чашечки

  • Слайд 7

    Решил язычок прогуляться. вышел Язычок на крыльцо дома
    Вокруг дома длинный забор. Вот такой.
    А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы).

  • Слайд 8

    Весёлый маляр красил забор
    «Смотри, Язычок, — сказал маляр, — возле забора вырос грибок

  • Слайд 9

    Побежал Язычок
    Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её.
    «Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.) Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе (цоканье языком

  • Слайд 10

    В Зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» — поздоровался. Ослик. Как ОН Поздоровался? (Повторить.)

    Язычок посмотрел, как умывается весёлый слоник Бэмби. набирает хоботом, водичку и моет себя, как из душа. Покажи, как набирает водичку слоник.
    К ним, подошёл индюк. Он без умолку болтал: «Бл-бл-бл-бл-бл-бл…»

  • Слайд 11

    В зоопарке язычок покатался на качелях
    Покатался на Маленьком автомобильчике: «Дpppppp…»
    Было очень жарко. язычок купил себе мороженое — эскимо на палочке.
    Очень вкусное мороженое! (Лакательное движение языка.)

  • Слайд 12

    Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. Посмотрел на часы, а часы стоят.
    Надо часы что? (Движения рукой, имитирующие завод часов.)
    Правильно — завести: «тик-тик-тик». И часы пошли.
    «Ой! Меня же мама дома ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой (цоканье языком).

  • Слайд 13

    Дома eгo ждала мама…
    Она испекла Язычку вкусные блинчики – вот такие
    И положила вкусного варенья. Докажи, какое варенье вкусное

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Сказка о веселом язычке

Презентация: Артикуляционная гимнастика

Презентация: Артикуляционная гимнастика

Презентация: Тру-ля-ля

Презентация: Авторская разработка логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ. Сказка "Путешествие мальчиков-пальчиков и девочек-принцесс"

Презентация: Веселый язычок

Презентация: р

Презентация: Артикуляционная гимнастика дома

Презентация: Виды упражнений по артикуляционной гимнастике в коррекционно-образовательном процессе

Презентация: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВЕСЕЛОГО ЯЗЫЧКА (В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ)

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайд 2Жил – был язычок Васька в своем домике в сказочной стране.

А у тебя есть язычок? Покажи.

Жил – был язычок Васька в своем домике в сказочной стране. А у тебя есть язычок? Покажи.


Слайд 3
«Иголочка» — Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как

жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Иголочка» - Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не


Слайд 4Перед домом был большой красивый забор мимо которого Васька проезжал на

своей машине каждый день.

Перед домом был большой красивый забор мимо которого Васька проезжал на своей машине каждый день.


Слайд 5
.«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно

на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

.«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7


Слайд 6На лужайке рядом стояла детская горка в форме слоника.

На лужайке рядом стояла детская горка в форме слоника.


Слайд 7
«Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7

с. Повторить 4-5 р.

«Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.


Слайд 8ЯЗЫЧОК ВАСЬКА ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ПЕРЕЛАЗИТЬ ЧЕРЕЗ ЗАБОРЧИК И КАТАТЬСЯ С ГОРКИ-СЛОНИКА

ЯЗЫЧОК ВАСЬКА ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ПЕРЕЛАЗИТЬ ЧЕРЕЗ ЗАБОРЧИК И КАТАТЬСЯ С ГОРКИ-СЛОНИКА


Слайд 9Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы.

Повторять по 5—6 раз.

Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.


Слайд 10 А еще у язычка были качели. Весело с ним качаться

на них, вверх-вниз!

А еще у язычка были качели. Весело с ним качаться на них, вверх-вниз!


Слайд 11«Качели»: рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! Повтор 5-6 раз.

«Качели»: рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами;


Слайд 12А КАЖДОЕ УТРО ВАСЬКА ЧИСТИЛ ЗУБЫ: Помоги ему: улыбнись, открой рот,

кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками.

А КАЖДОЕ УТРО ВАСЬКА ЧИСТИЛ ЗУБЫ: Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо)


Слайд 13
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком

языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им


Слайд 14Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто

для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно


Слайд 15
«Месим тесто»» — широ­кий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить

3 — 5 раз.
«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 3 раза.

«Месим тесто»» - широ­кий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить 3 - 5 раз. «Непослушный язычок»


Слайд 16Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть

каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи


Слайд 17
«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю

губу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3—10 с. Повторить 2—3 раза.

«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя»(«испекли блинчик


Слайд 18Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо

их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не


Слайд 19
«Вкусное варенье»
широким плоским
кончиком языка облизать
верхнюю губу сверху
вниз. При этом должны
быть видны

нижние зубы
(нижняя губа оттянута
вниз, зубы не
прикусывают язык).
Повторить 3—5 раз.

«Вкусное варенье»широким плоскимкончиком языка облизатьверхнюю губу сверхувниз. При этом должныбыть видны нижние зубы(нижняя губа оттянутавниз, зубы неприкусывают


Слайд 20У ВАСЬКИ БЫЛА МЕЧТА, ОТ ХОТЕЛ СТАТЬ МАЛЯРОМ.
ПОЭТОМУ ВСЕ ГРИБЫ В

ЕГО САДУ БЫЛИ РАЗНОГО ЦВЕТА

У ВАСЬКИ БЫЛА МЕЧТА, ОТ ХОТЕЛ СТАТЬ МАЛЯРОМ.ПОЭТОМУ ВСЕ ГРИБЫ В ЕГО САДУ БЫЛИ РАЗНОГО ЦВЕТА


Слайд 21«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить

потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу


Слайд 22«Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий

плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

«Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать


Слайд 23ПОГОДА БЫЛА ПРЕКРАСНАЯ И ЯЗЫЧОК РЕШИЛ ПРОГУЛЯТЬСЯ, ВЫШЕЛ ОН НА УЛИЦУ

И ПОШЕЛ ПО ТРОПИНКЕ, ВДРУГ НА ВСТРЕЧУ ЕМУ ИНДЮК. И СТАЛ ОН С НИМ ГОВОРИТЬ БЛ-БЛ-БЛ.

ПОГОДА БЫЛА ПРЕКРАСНАЯ И ЯЗЫЧОК РЕШИЛ ПРОГУЛЯТЬСЯ, ВЫШЕЛ ОН НА УЛИЦУ И ПОШЕЛ ПО ТРОПИНКЕ, ВДРУГ НА


Слайд 24

«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро

двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5—7 с, сделав сначала глубокий вдох.

«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося


Слайд 25И направился язычок дальше. Но, что это журчит, Язычок прислушался и

пошёл на звук. Это же ручеёк, а возле него лягушата что- то мастерят. Подошёл Язычок поближе, улыбнулся им во весь рот.

И направился язычок дальше. Но, что это журчит, Язычок прислушался и пошёл на звук. Это же ручеёк,


Слайд 26
«Улыбка» — широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 — 7 сек.

«Улыбка» - широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 - 7 сек.


Слайд 27Увидел он , что они лодочку построили, собираются плыть по ручью

и попросился с ними. Сели они все вместе в лодочку, ветер подул, парус надулся и они поплыли.

Увидел он , что они лодочку построили, собираются плыть по ручью и попросился с ними. Сели они


Слайд 28
«Парус» — На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за

верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

«Парус» - На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в


Слайд 29Далеко уплыл Язычок, день клонился к вечеру, пора было возвращаться домой.

Поблагодарил он лягушат и побежал по лесной тропинке домой. И встретил он лошадку. На ней и поскакал он домой. Слышишь, как стучит она копытами?

Далеко уплыл Язычок, день клонился к вечеру, пора было возвращаться домой. Поблагодарил он лягушат и побежал по


Слайд 30
«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с

короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик


Слайд 31Хорошо погулял язычок. Вернулся домой. Каждый вечер он играл на гармошке

и на барабане.

Хорошо погулял язычок. Вернулся домой. Каждый вечер он играл на гармошке и на барабане.


Слайд 32
«Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его

уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
«Барабанщик» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»

«Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем


Слайд 33Нагулялся, наигрался наш язычок. “Завтра опять пойду гулять” — подумал Язычок

Нагулялся, наигрался наш язычок. “Завтра опять пойду гулять” - подумал Язычок и лёг спать.


Цели.


  1. Дать детям представление о частях и функциях
    артикуляционного аппарата на материале “ Сказки
    о Весёлом язычке”.
  2. Развивать внимание, память, фонематический
    слух, подвижность артикуляционного аппарата,
    речевое дыхание, связную речь.
  3. Расширение активного словарного запаса с
    опорой на знания, полученные в школе.
  4. Пропаганда логопедических занятий через
    проведение занятия с детьми, не посещающими
    логопеда.

Оборудование: cюжетные и предметные картинки,
стихотворные тексты в мультимедийном варианте.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
отправимся в путешествие к необычному герою. А к
кому вы сейчас сами мне скажите:

Если б не было его
Не сказал бы ничего!

— Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это
самый главный орган речи.

— Ребята, а как вы думаете, а какие еще органы
помогают нам разговаривать?

1 слайд: “Кто в домике живёт?”

— Правильно, еще нам помогают губы, зубы.

2 слайд: Знакомство с органами речи. “В гостях у
Весёлого Язычка”

— Еще к органам речи относятся: нёбо, альвеолы
(бугорочки за зубами), маленький язычок, верхняя и
нижняя челюсти, голосовые связки. (Показ на
схеме
)

Сегодня Весёлый Язычок вас познакомит со
своим уютным домиком.

А Весёлый он, потому что будет вам показывать
интересные упражнения. А помогать ему будут
ребята, которые посещают логопедические занятия.
И этих ребят вы все очень хорошо знаете, потому
что они ваши одноклассники!

— Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть,
путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться.
Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем
вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние
передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко
и решил погреться, позагорать.

3 слайд: Упражнение “Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два. Три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Разогрелся Язычок на солнышке, ручки-ножки
вытянул и стал похож на струнку или на Иголочку.

4 слайд: Упражнение “Иголочка

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

— Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок.

Посмотрел направо, потом налево.

Ему это очень понравилось и закачался он словно
маятник на старинных часах.

5 слайд: Упражнение “Часики”

Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

— Ребята, а кто знает, сколько времени на часах в
домике у Язычка? (8 минут одиннадцатого)

— Покачался. Покачался и в домик спрятался.
Посмотрел дома на потолок, а там паутина висит.
Решил он ее убрать. Взял веник и стал им двигать
вперед-назад, как маляр кистью, когда красит
что-то.

6 слайд: Упражнение “Маляр”

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад —
Наш маляр работе рад!

— Хорошо потрудился, устал Язычок, сел чай
попить. Выбрал самую красивую чашку.

7 слайд

Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.

— А чай Язычок пил с вареньем.

8 слайд: Упражнение “Вкусное варенье”

Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

— Посмотрите на картинку и подумайте, с каким
вареньем пил чай Язычок? (С яблочным, сливовым,
клубничным, грушевым)

— А почему вы не все предметы назвали? (Потому
что из овощей, которые изображены на картинке —
картофеля, помидора и капусты варенье не варят)

— Отдохнул язычок и опять решил порезвиться.
Выглянул в окошко и увидел там девочку, которая
качалась на качелях. И он тоже покачался.

9 слайд: Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
До крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

— Потом он поиграл в футбол.

10 слайд: Упражнение “Футбол”

Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть —
Мяч в ворота забивать!

— Потом решил скатиться с горки.

11 слайд: Упражнение “Горочка”

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.

— Опять устал наш Язычок. Посмотрел за забор, а
там проходил строй Солдатов. Решил он поиграть в
Защитника Родины. Встал ровненько, как солдатик.

12 слайд: Упражнение “Солдатик”

В руках сжимает автомат,
На рубежах страны солдат!
Кверху подними язык свой,
Как можно шире рот открой!

— Играя в солдата, Язычок придумал, что попал в
засаду.

13 слайд: Упражнение “Катушка”

Солдат так ровненько стоял,
Потом в засаду он попал…
Язычок сожмём зубами —
Сделаем катушку сами!

— Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился
Непоседа туда. На полянке росли грибы.

14 слайд: Упражнение “Грибок”

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть — нет
головы?

— Обрадовался Язычок, что нажарит на ужин
грибов. Но он не знает, какие грибы можно
собирать, а какие нет. Давайте, ребята, ему
поможем. Ребята, назовите съедобные и
несъедобные грибы, которые вы знаете.

— Устал Язычок и отправился домой. Идти не может.
Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его
довезла до домика.

15 слайд: Упражнение “Лошадка”

Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок — цок.
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок – цок – цок!

— Вот наш Язычок и дома! Решил он на прощание
всем вам поиграть на гармошке, чтобы у вас всегда
было хорошее настроение!

16 слайд: Упражнение “Гармошка”

К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.

— Ну вот, ребята, сказка закончилась! Молодцы!
Все очень хорошо повторяли упражнения.

— А следующим этапом будет экзамен для ваших
одноклассников.

Экзамен по звукам.

Сегодня, ребята, которые посещают
логопедические занятия будут сдавать экзамены. А
вы, кто хорошо и чисто разговаривает, будете
экзаменаторами, т.е. теми людьми, кто будет
принимать эти экзамены.

Вручение Наградных медалей от Звукознайкина
после “сдачи экзамена” — прочтения
стихотворения с заданным звуком.

(Медали вручают Халявин Витя и Уразаева Лида —
самые старшие ребята нашей группы)

Упражнения для звука “Р” (“Дятел”,
“Пулеметик”, “Лошадка”, “Грибок”,
“Гармошка”) — показывают Боков Миша, Чебаненко
Сергей, Клейменов Вадим — 2 класс.

Звук “Р”

Иванова Маша, 1 класс

У моей сестРы МаРины
Щеки словно мандаРины,
А сама сестРа МаРина
Чуть побольше мандаРина. (С. Коган)

Маше вручается медаль, на которой изображена
картинка, название которой начинается на звук
“Р”. Вручает медаль Дятел (ребенок с эмблемкой с
изображением птицы или на презентации)

— Как вы думаете, ребята, а почему Дятел вручает
медаль? (Потому упражнение под названием
“Дятел” помогает научиться произносить звук
“Р”)

Звуки “Ч” — “Щ”

Истомин Сергей, 1 класс

Чуть побольше рукавиЧки
Подарили мне Щенка,
Он пока что с непривыЧки
Не лакает молока.

Я позвал на помоЩь кошку,
Я придвинул ближе плошку,
Хорошо пошел урок,
Лижет плошку мой Щенок. (А. Шлыгин)

Денисова Наташа, Кадецкая Нина, 3 класс

Он ударил в медный таз
И вскриЧал: “Кара барас!”
И сейчас же Щетки, Щетки
ЗатреЩали как треЩотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
— Моем, моем трубоЧиста
Чисто, Чисто, Чисто, Чисто!
Будет, будет трубоЧист
Чист, Чист, Чист, Чист! (К. Чуковский)

Сереже, Наташе и Нине вручает медаль Кузнечик. У
него песенка: ч-ч-ч. И Щетка, у которой своя
песенка: щ-щ-щ. (Показ)

Звук “З”

Денежкин Коля, 1 класс

На дворе стоит коЗа
Хмурит серые глаЗа.

Клейменов Вадим, 2 класс

Зайку бросила хоЗяйка —
Под дождём остался Зайка. (А. Барто)

Вадиму и Коле вручает медаль Комарик, у
которого песенка: зззззззззззззззз (Показ)

Звук “Л”

Андрюков Вадим, 2 класс

Мышка кошку угостиЛа,
Кошка мышь не проглотиЛа.
ПоЧему не проглотиЛа?
УгоЩения хватиЛо. (В. Берестов)

Хлебко Миша, 1 класс

БегаЛ заяц по боЛоту,
Он искаЛ себе работу,
А работы не нашеЛ,
Сам заплакаЛ и пошеЛ.

Пчелкина Саша, 1 класс

Няня на ночь МиЛу мыЛа,
МиЛа мыЛа не ЛюбиЛа,
Но не ныЛа МиЛа,
МиЛа-моЛодчина!

А Мише, Саше и Вадиму вручает медали Индюк,
потому что с помощью этого упражнения можно
научится произносить звук “Л”.

(Показ)

— Давайте поздравим ребят за их достижения!
Поаплодируем им!!! И будем помогать им закрепить
эти звуки в речи. Следите за ними, исправляйте
звуки, за которые они получили медали, если они
будут говорить их, как прежде!!!

Спасибо вам за помощь!

На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за
внимание и активное участие!

Литература и адреса ссылок:

1) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии, «Литур», 1999;

2) Интернет-ресурсы:
Картинки- Яндекс :

http://www/skoraya-03.ru;
http://www.patee.ru/beauty/beautyface/lips/view/?id=2130;

http://zyrenne.wordpress.com/
http://www.uk.all.biz/ru/buy/goods/?group=1008618
http://cheboksary.tiu.ru/Shpaklevka.html
http://www.mapket.net/chashki_krugki_flyagi.html?currency_code=EUR
http://freemin.ru/kto-varit-varene-v-iyune/

http://gokekin.com/e/anne/
http://www.lobnya.biz/news/sport/
http://logopsi.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/kartinki_simvoly/gorka/53-0-342
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1367626-600.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html
http://blogs.mail.ru/mail/wa-81/772DEAE1F156840A.html
http://eziedi.ucoz.ru/_ph/3/326146567.jpg
http://motopenza.pnz.ru/forum/viewtopic.php?p=74576&sid=c4eca021ae5d4d7363630c6542aa1dd4

3) Стихи для упражнений «Солдат» и «Катушка» автора разработки.

  • Логопед или лагопед как пишется правильно
  • Логический переход к новой мысли в итоговом сочинении
  • Логический мостик в сочинении
  • Логические переходы в сочинении по литературе
  • Логические переходы в итоговом сочинении