ЛОГОСКАЗКИ
Сказки и рассказы на развитие грамматического
строя речи.
Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.
Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.
Тема: «Овощи»
Цель: образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
«СПОР В ОГОРОДЕ»
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!»
Вопросы к тексту:
– Кто спорил в огороде?
– Какая морковка? Какой огурчик? Какой лучок? Какие помидорчики?
– Что приготовили из овощей?
Тема: «Фрукты»
Цель: согласование существительных и прилагательных с числительным;
образование единственного и множественного числа существительных.
«ЗАПАСЛИВЫЙ ЁЖИК»
Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»
Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
– Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
– Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, – ответил ей запасливый Ёжик.
Вопросы к тексту:
– Куда пришёл Ёжик?
– Что считал Ёжик?
– Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
– Зачем он их считал?
Тема: «Грибы»
Цель: различать и употреблять предлоги; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
«ГРИБНИКИ»
Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы, в траве, мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.
Вопросы к тексту:
– Куда пошли Петя и Вася?
– Где стоял маслёнок?
– Где росли моховики?
– Откуда виднелись жёлтые лисички?
– Где нашли подберёзовик?
– Откуда выглядывал подосиновик?
– Рядом с чем нашли боровики?
Тема: «Осень»
Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными
«БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ»
В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня – и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.
Вопросы к тексту:
– Где было очень красиво?
– Какие были листья на деревьях?
– Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
– Кому он подарил букет?
Тема: «Игрушки»
Цель: различение значений и употребление предлогов;– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
«МИШИН СОН»
Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», – подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.
Вопросы к тексту:
– Во что Миша любил играть?
– Откуда он достал кубики?
– Где взял машину?
– Куда он загрузил кубики?
– Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?– Куда он бросил самолёт?
– Что приснилось Мише?
– Чего больше не было у него?
– Почему ему стало грустно?
– Когда он проснулся, что он понял?
Тема: «Посуда»
Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных.
«ЧАЕПИТИЕ»
Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.
Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!
Вопросы к тексту:
-Как звали сестёр?
– Кто из них была старшая?
– Что Маша предложила Юле?
– В чём девочки заварили чай?
– Куда положили сахар?
– Куда выложили сухари?
– Во что положили конфеты?
– Во что Маша наливала чай себе и сестре?
– С чем девочки пили чай?
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями; употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
«ЖАДНАЯ ПРИНЦЕССА»
В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» – сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» – уж очень сильно медведь её напугал.
Вопросы к тексту:
– Где жила Принцесса?
– Что кричала она, когда ей нравилась какая – ни будь вещь?
– Кому Король не мог отказать?
– Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?
– У кого слуги отобрали коня?
– Куда поскакал конь?
– Откуда вылез медведь?
– Куда вернулась Принцесса?
Тема: «Зима»
Цель: изменение существительных по падежам; употребление предлогов.
«СНЕГОВИК»
Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.
Вопросы к тексту:
– Кого слепили дети?
– Из чего слепили Снеговика?
– Чем замело дороги?
– По чему шёл Снеговик?
– Кого встретил он в соседнем дворе?
– О чём беседовали Снеговики?
– Кого утром будут лепить дети?
Тема: «Дикие звери».
Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.
«КАК ЗВЕРИ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ»
Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из – под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» – сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из – под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!
Вопросы к тексту:
– Кто играл в прятки?
– Кто водил?
– Откуда виднелся лисий хвост?
– Что торчало из – под ёлки?
– Откуда волк увидел заячьи уши?
– Что увидел из – за куста?
– Что блестело в дупле?
– Откуда торчали ежиные иголки?
– Что торчало из – под корней?
– Откуда была видна медвежья лапа?
– Что было видно из – за кустиков?
Тема: «Домашние животные»
Цель: образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
«ХВАСТЛИВЫЙ КОТ»
В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры – в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.
Вопросы к тексту:
– Где жил хвастливый кот?
– Как его звали?
– Как хвастался кот?
– Где прятались куры?
– Где прятались свиньи?
– Где прятались коровы?
– Где прятались лошади?
– Где прятались кролики?
– Кто напугал хвастливого кота?
Тема: «Транспорт»
Цель: употребление приставочных глаголов; употребление предлогов.
«ТРУДОЛЮБИВЫЙ ГРУЗОВИЧОК»
Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.
Вопросы к тексту:
– Где жил маленький грузовичок?
– Что делал грузовичок с утра до вечера?
– Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
– На заправку он заехал или переехал?
– Когда он заправился, то уехал или заехал?
– К светофору он подъехал или выехал?
– От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
– По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
– До песчаного карьера он доехал или переехал?
– В обратный путь грузовичок поехал или заехал?
Тема: «Весна»
Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.
«ВЕСНА»
Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.
Вопросы к тексту:
– Какие дни стали весной?
– Как светит солнце?
– Как поют птицы?
– Где тает снег?
– Где распускаются подснежники?
– На чём набухают почки?
– Что стали вить грачи?
– Кто сменит белые шубки на серые?
– Откуда вылезут медведи?
– Откуда вернуться перелётные птицы?
Тема: «Семья»
Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«МАМИНА ПОМОЩНИЦА»
Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» – спросила мама. «Я уже очень устала» – ответила мамина помощница.
Вопросы к тексту:
– Кто решил навести порядок?
– Чью кружку вымыла Маша?
– А чью чашку?
– Чьи очки она протёрла?
– Чей был зонтик?
– Чей фартук Маша повесила на кухне?
– Чьи были газеты?
– Чью обувь она поставила в ряд?
– Чьи игрушки остались не убранными?
Тема: «Мебель»
Цель: согласование числительных с существительными и прилагательными;
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.
«НОВОСЕЛЬЕ»
У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель: отец — медведь, мать — медведица и их ребята — медвежата.
– Чтобы есть нужен обеденный стол, – сказала медведица.
– А нам нужен столик, чтобы играть, – дружно сказали медвежата.– Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, – прорычал медведь.
– И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.
– Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, – сказала медведица.
– Для игрушек купите нам тумбочку, – попросили медвежата.
– Надо купить тумбу под телевизор, – сказал медведь.
– Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, – говорила медведица.
– А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.
– Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, – прорычал медведь.
Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.
Вопросы к тексту:
– Что построила медвежья семья?– Чего не было в новом доме?
– Чтобы есть, какая нужна мебель?
– Что надо было медвежатам, чтобы играть?
– Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?
– На чем медведи будут спать?
– Что просили медвежата для игрушек?
– Что надо купить под телевизор?
– Куда они будут убирать одежду? и т.д.
Тема: «Профессии
Цель: употребление существительных в творительном падеже; употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
«КЕМ БЫТЬ?»
Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится – нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» – подумал Витя и побежал гулять.
Вопросы к тексту:
– О чём задумался Витя?
– Кем хотел работать Витя на автобусе?
– А кем хотел работать на поезде?
– Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?
– Кем хотел быть, чтобы людей лечить?
– Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?
– Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?
– О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?
Тема: «Цветы»
Цель: согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
«НА ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЕ»
На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:
– Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, – говорили синие васильки.
– А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, – отвечали им белые ромашки.– А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.
И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.
– Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, – загрустили белые ромашки.
Вопросы к тексту:– Где росли цветы?
– Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?
– Кому мешали белые ромашки?
– Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?
– Кому мешали красные гвоздики?
– Куда спряталось солнце?
– Кто загрустил?
Фонетическая сказка
«Песенки кота Леопольда»
Жил-был добрый, веселый и умный кот Леопольд. Однажды вышел кот Леопольд погулять рано утром.
А солнышко уже поднялось и ярко светило. У кота сразу поднялось настроение и он запел: — Ло-ло-ло –
вот и солнышко взошло. Проходил кот Леопольд мима озера. А там девочка Мила на лодочке катается.
Леопольд и ей песенку спел. — Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла. Потом кот Леопольд увидел, как играют котята около дома. Они были такие смешные и веселые. Леопольд спел им свою песенку. — Лы-лы-лы –как котята веселы. Пора обедать. Кот Леопольд накрыл стол, выглянул в окно и увидел своих друзей во дворе.
Леопольд не любил обедать в одиночестве и пригласил друзей к столу. Лу-лу-лу – приглашаю всех к столу.
Содержание
Зоопарк……………………………………………………..2
Трудолюбивая божья коровка…………………………….6
Загадочная бабочка…………………………………………8
Веселый язычок……………………………………………11
Маленькая горошинка…………………………………….14
Планета…………………………………………………….15
Как подружились мышонок и котёнок…………………..16
Находчивый медвежонок…………………………………17
Невоспитанный мышонок…………………………………19
Зоопарк
(Е.М. Косинова)
Жил-был на свете Язычок, и захотел он
пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех
животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в
пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…
бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот
пошире открываем,
В
бегемотиков играем:
Широко
раскроем ротик,
Как
голодный бегемотик.
Закрывать
его нельзя,
Да
пяти считаю я.
А
потом закроем рот-
Отдыхает
бегемот.
О.
Перова
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только
хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно,
лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем
мы лягушкам:
Тянем
губы прямо к ушкам.
Вы
сейчас тяните губки –
Я
увижу ваши зубки.
Мы
потянем – перестанем
И
нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой
большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду
подражать слону!
Губы
«хоботком» тяну.
А
теперь их отпускаю
И
на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой
клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине.
Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим
змею!
Змея
Подражаем
мы змее,
С
ней мы будем наравне:
Высунем
язык и спрячем,
Только
так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел
дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка,
покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул
«но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я
– веселая лошадка,
Темная,
как шоколадка.
Язычком
пощелкай громко –
Стук
копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг
увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на
лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал
причесываться. Давай покажем как он это делал.
Расческа
С
волосами я дружу,
Их
в порядок привожу.
Благодарна
мне прическа.
А
зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал:
а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают
часики!
Часики
Тик-так,
тик-так.
Язычок
качался так,
Словно
маятник часов.
Ты
в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению,
было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок
несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из
них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я
надул воздушный шарик.
Укусил
его комарик.
Лопнул
шарик. Не беда!
Новый
шар надую я.
Трудолюбивая
божья коровка
К
комплексу упражнений для отработки звуков
[ш]
— [ж] — [щ] — [ч]
(Т.В.
Рожкова)
Жила-была
божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И
оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда
солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет
пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
—
Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
—
Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже
солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы
глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они
стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
—
Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся
трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья
коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в
книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный
язычок».
И
он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре
набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не
растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и
набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и
снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого
маляра,
«Маляр».
грибок
«Грибок».
и
даже гармошку.
«Гармошка».
Божья
коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились
черненькие пятнышки.
—
Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
—
Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, —
весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное
варенье».
И
отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А
утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на
праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл
новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья
коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее
появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно
смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей
коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
Загадочная бабочка
(Т.В. Рожкова)
Эту
красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она
очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды
наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал,
открывая при этом свой клюв.
«Птенчик».
А
бабочка ему говорит:
Явился
в желтой шубке:
—
Прощайте, две скорлупки!
Перестав
плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка
до ушка.
Птенчик
стал уже улыбаться, как лягушка.
«Улыбочка».
—
А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он.
И тут бабочка не
растерялась:
У этого зверя
огромный рост,
Сзади у зверя
маленький хвост,
Спереди у зверя —
хвост большой.
Ну, конечно, это
он! Ну, конечно, это…
—
Слон! —закричал весело птенчик.
«Хоботок».
—
Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? —
спросила бабочка.
—
Я остался один, потому и плакал.
Рядом
с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником
шагаю,
Разгребаю снег
кругом
И ребятам помогаю
Делать горку,
строить дом.
— Это про мою
лопатку.
«Лопатка».
Я
отгадал. А еще знаешь? — спросил птенчик.
Бабочка
предложила птенчику отправиться искать маму, по он не научился еще летать.
Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё
ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные…
(шары).
И
бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно
сдувался.
«Надуй
игрушку».
Они
даже пошлепали свои язычки,
«Непослушный
язычок».
но
шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер,
так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на
него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по
лесам,
А по усам, по
волосам,
И зубы у меня
длинней,
Чем у волков и
медведей.
Птенчик
сразу отгадал загадку и причесался.
«Расческа».
Затем
друзья покачались на качелях.
«Качели»
И
не заметили, как время прошло.
—
А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.
И
снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.
Поблагодарила
она бабочку за чудесные загадки и пригласила к ее в гости. Так загадочная
бабочка нашла себе друзей.
Веселый
язычок
(В.Н.
Чернякова)
Жил веселый
язычок,
Дети растягивают
губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на
крючок.
Делают язычок
узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он
проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано
просыпался,
За зарядку
принимался.
Руки вверх и руки
вниз,
Двигают
языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты
наклонись.
Боковые
края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть
спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки,
бег —
Боковые
края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до
утех.
Узким
языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок,
Даже заколол
бочок.
Стараются
сделать язычок как можно уже.
Умываться он
пошел,
Щетку в ванной он
нашел.
Кончиком
языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил,
полоскал,
Имитируют
полоскание ротовой полости.
А умылся —
засверкал.
Кончиком языка
облизывают губы.
А на завтрак
язычок
Выпил тепленький
чаек
Язык
широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным
вареньем,
Передней
широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем.
Улыбаются, сомкнув
зубы.
Взялся язычок за
дело —
И работа закипела:
Язык
широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу
вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и
мыл —
Отрабатывают
подъем языка и его подвижность.
Ничего он не
забыл.
Широким
кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он
пошел,
Узким
языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).
Много он забав
нашел:
С горки весело спускался,
Боковые
края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка,
упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях
покачался,
Двигают
языком вверх-вниз с постепенным ускорением.
На лошадке
поскакал,
Прижимают
язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой
вернулся,
Помещают
язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и
улыбнулся.
Опускают
язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок
Славно прожил свой
денек:
Потрудился,
отдохнул,
Делают язык
широким.
Наигрался и
заснул.
Помещают
язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.
Маленькая
горошинка
К
комплексу упражнений для отработки звуков
[х-х`]
Поиграем с гладкой маленькой горошинкой. Представьте, что она у вас во рту.
«Покатайте» ее между щек и зубов сначала по часовой стрелке, потом против
часовой стрелки. (выполнять 3-4 раза). «Положите» горошину на кончик высунутого
языка. Чтобы она не упала, кончик языка чуть – чуть поднимите вверх (удерживать
под счет до 10). «Перекатите» горошину на середину языка, помогая кончиком
(загибая его сильно вверх), потто снова на кончик языка (4-5 раз).
Планета
Н.А.
Лукина
— Дети, сейчас мы
полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы
(Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам
упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит
мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов
(Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос! Выходим
на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку
на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над
автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут
слова со звуком […] (Автомамизация звуков).
Как
подружились мышонок и котёнок
Однажды
утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил
умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся
(упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение
«Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение
«Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.
И
тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к
кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться
за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках.
Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.
«Мур,
мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок
приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел
запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил
язычком (упражнение «Чашечка»).
—
Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.
Мышонок
открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение
«Лошадка»).
—
Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка
язычком.
—
Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь
поиграть?
—
Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне
скучно. Давай дружить!
—
Давай! – согласился мышонок.
И
теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже
ни капельки не боится!
Находчивый
медвежонок
Жил-был
медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение
«Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды
гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень
проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы
раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок,
губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами.
Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»).
Мишка
остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его
головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).
Медвежонок
запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите,
может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне
идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что
птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче.
Он
подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил
подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного
подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).
«Эй,
есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил.
Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение
«Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много
земляники.
—
Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так
быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).
Под
деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Невоспитанный
мышонок
Жил
в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и
«спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним
дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться
со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми
вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим
зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).
Видит,
зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался
«Доброе утро!».
Улыбнулся
зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше.
Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит,
чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).
И
с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень
понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь
поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение
«Бублик»).
Мышонок
громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем
рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А
мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и
покатился с горки (упражнение «Горка»).
Едва
в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили
(упражнение «Заборчик»).
Отдохнул,
огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но
мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и
видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок.
«Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И
мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И
побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Сборник
логопедических сказок
- Предисловие
- Шустрик у бабушки
- Про посуду
- Баба-яга
- Спор животных
- Как найти дорожку
- Чудесный ручеёк
- Красавица
- Длинный и короткий
- Осел
- Одуванчики
- Цветы
- Ландыши
- Проказы старухи-зимы
- Как назвать зайца
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
Предисловие
Настоящая книга составлена логопедами ДОУ 126 комбинированного вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.
Шустрик у бабушки
Домашние животные
Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.
Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»
Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э‑Э, не бойся меня».
Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.
«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком ».
«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама.
Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», — обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.
«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».
«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.
А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».
Очень понравилось Шустрику у бабушки.
Э. Сизова.
Про посуду
Словообразование
Рассуждала как-то сахарница:
— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!
Т. Шуйская
Баба-яга
Антонимы
Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли — пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
— Здравствуй, тётушка!
— Здравствуй, родимая!
— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга наказывает работнице:
— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит — девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки — он и выпустил её. Хватилась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
— Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
— Мы тебе сколько служим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
— Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка говорит:
— Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ — лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.
По мотивам сказки А. Афанасьева.
Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся
Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету — птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.
Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится — раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:
— Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух — не замерзнем! А что до еды — прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:
— Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы — на солнышке бы сейчас грелась!
Рассердились птицы:
— Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался? Вспоминай скорей, а сможешь — нарисуй.
Т. Шуйская
Спор животных
Польза домашних животных
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
— «Конечно, меня — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
— «Нет, хозяин любит больше меня, — го ворит корова. — Я всю его семью молоком кормлю».
— «Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу».
Послушал хозяин этот спор и говорит:
— «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».
К. Д. Ушинский.
Как найти дорожку
Деревья в лесу
Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят — над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята — к ней.
— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай те!
— Спасибо, Белка, — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.
В. Берестов.
Чудесный ручеёк
Словообразование
Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику — заволновались там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домашние животные. Звукоподражания
Управление Винительным и Дательным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.
— КО! — удивился ПЕТУШОК и клюнул его.
Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:
— КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: — МУ‑У?
— КО, — говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.
— МУ‑У? — не понимает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капустного листка
разговаривают:
— КО! МУ‑У! КО-МУ? Услышала это КОЗА и как заблеет:
— МНЕ-Е‑Е! МНЕ-Е‑Е!
Л. Яхтш
Красавица
Животные Африки
Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.
Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.
Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха — сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку — а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, — и трещат доски. А старик как крикнет:
— В угол, пошла в угол!
И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.
Б. Житков.
Длинный и короткий
Антонимы
ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.
Осел
Звукоподражание
Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА — самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И‑А! И‑А! И‑А!
Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.
Е. Чарушин.
Одуванчики
Сравнение
Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым венком т голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
Нарисуй одуванчик. С чем сравнивается одуванчик?
По Соколову-Микитову.
Цветы
Согласование прилагательного с существительным
Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
По И. Соколову-Микитову.
Ландыши
Цветы
В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.
По Ю. Дмитриеву.
Проказы старухи-зимы
Однокоренные слова
Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.
Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и разгорится лицо.
Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.
По К. Ушинскому.
Как назвать зайца
Животные и их детеныши
Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.
— «А как тебя зовут?» — задают ему вопрос.
— «Меня зовут ВОЛКОМ», — говорит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
— «Попался, злой ВОЛК!» — закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.