Логопедические сказки по типу занимательной логопедии

ЛОГОСКАЗКИ

https://fs.znanio.ru/methodology/images/57/2c/572c077e0a97fecc076df128549657378e71b0fd.jpg

Сказки и рассказы на развитие грамматического

строя речи.

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Тема: «Овощи»

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

«СПОР В ОГОРОДЕ»

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

– Кто спорил в огороде?

– Какая морковка? Какой огурчик? Какой лучок? Какие помидорчики?

– Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель: согласование существительных и прилагательных с числительным;

 образование единственного и множественного числа существительных.

«ЗАПАСЛИВЫЙ ЁЖИК»

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»

Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»

Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

– Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

– Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, – ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

– Куда пришёл Ёжик?

– Что считал Ёжик?

– Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

– Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: различать и употреблять предлоги; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

«ГРИБНИКИ»

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около  берёзы, в траве, мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

– Куда пошли Петя и Вася?

– Где стоял маслёнок?

– Где росли моховики?

– Откуда виднелись жёлтые лисички?

– Где нашли подберёзовик?

– Откуда выглядывал подосиновик?

– Рядом с чем нашли боровики?

Тема: «Осень»

Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными

«БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ»

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня –  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:

– Где было очень красиво?

– Какие были листья на деревьях?

– Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

– Кому он подарил букет?

Тема: «Игрушки»

Цель: различение значений и употребление предлогов;– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

«МИШИН СОН»

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины  он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её  так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем  из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», – подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы к тексту:

– Во что Миша любил играть?

– Откуда он достал кубики?

– Где взял машину?

– Куда он загрузил кубики?

– Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?– Куда он бросил самолёт?

– Что приснилось Мише?

– Чего больше не было у него?

– Почему ему стало грустно?

– Когда он проснулся, что он понял?

Тема: «Посуда»

Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных.

«ЧАЕПИТИЕ»

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле  попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

-Как звали сестёр?

– Кто из них была старшая?

– Что Маша предложила Юле?

– В чём девочки заварили чай?

– Куда положили сахар?

– Куда выложили сухари?

– Во что положили конфеты?

– Во что Маша наливала чай себе и сестре?

– С чем девочки пили чай?

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями; употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

«ЖАДНАЯ ПРИНЦЕССА»

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» – сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» – уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:

– Где жила Принцесса?

– Что кричала она, когда ей нравилась какая – ни будь вещь?

– Кому Король не мог отказать?

– Куда  однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

– У кого слуги отобрали коня?

– Куда поскакал конь?

– Откуда вылез медведь?

– Куда вернулась Принцесса?

Тема: «Зима»

Цель: изменение существительных по падежам; употребление предлогов.

«СНЕГОВИК»

Однажды  зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика.  Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

– Кого слепили дети?

– Из чего слепили Снеговика?

– Чем замело дороги?

– По чему шёл Снеговик?

– Кого встретил он в соседнем дворе?

– О чём беседовали Снеговики?

– Кого утром будут лепить дети?

Тема: «Дикие звери».

Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.

«КАК ЗВЕРИ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ»

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить  и разбежались кто куда. Водить стал волк.  Из – под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» – сказал волк. Из – за куста, он увидел  заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из – под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

– Кто играл в прятки?

– Кто водил?

– Откуда виднелся лисий хвост?

– Что торчало из – под ёлки?

– Откуда волк увидел заячьи уши?

– Что увидел из – за куста?

– Что блестело в дупле?

– Откуда торчали ежиные иголки?

– Что торчало из – под корней?

– Откуда была видна медвежья лапа?

– Что было видно из – за кустиков?

Тема: «Домашние животные»

Цель: образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

«ХВАСТЛИВЫЙ КОТ»

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и  не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры –  в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

– Где жил хвастливый кот?

– Как его звали?

– Как хвастался кот?

– Где прятались куры?

– Где прятались свиньи?

– Где прятались коровы?

– Где прятались лошади?

– Где прятались кролики?

– Кто напугал хвастливого кота?

Тема: «Транспорт»

Цель: употребление приставочных глаголов; употребление предлогов.

«ТРУДОЛЮБИВЫЙ ГРУЗОВИЧОК»

Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина.  Когда он подъехал к светофору,  то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:

– Где жил маленький грузовичок?

– Что делал грузовичок с утра до вечера?

– Из гаража он что сделал, выехал или въехал?

– На заправку он заехал или переехал?

– Когда он заправился, то уехал или заехал?

– К светофору он подъехал или выехал?

– От остановки отъезжал или подъезжал автобус?

– По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?

– До песчаного карьера он доехал или переехал?

– В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

Тема: «Весна»

Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.

«ВЕСНА»

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы к тексту:

– Какие дни стали весной?

– Как светит солнце?

– Как поют птицы?

– Где тает снег?

– Где распускаются подснежники?

– На чём набухают почки?

– Что стали вить грачи?

– Кто сменит белые шубки на серые?

– Откуда вылезут медведи?

– Откуда вернуться перелётные птицы?

Тема: «Семья»

Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

«МАМИНА ПОМОЩНИЦА»

Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» – спросила мама.  «Я уже очень устала» – ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

– Кто решил навести порядок?

– Чью кружку вымыла Маша?

– А чью чашку?

– Чьи очки она протёрла?

– Чей был зонтик?

– Чей фартук Маша повесила на кухне?

– Чьи были газеты?

– Чью обувь она поставила в ряд?

– Чьи игрушки остались не убранными?

Тема: «Мебель»

Цель: согласование числительных с существительными и прилагательными;

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

«НОВОСЕЛЬЕ»

У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель:  отец — медведь, мать —  медведица и их ребята —  медвежата.

– Чтобы есть нужен обеденный стол, – сказала медведица.

– А нам нужен столик, чтобы играть, – дружно сказали медвежата.– Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, – прорычал медведь.

– И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

– Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, – сказала медведица.

– Для игрушек купите нам тумбочку, – попросили медвежата.

– Надо купить тумбу под телевизор, – сказал медведь.

–  Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф,  – говорила  медведица.

– А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

– Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, – прорычал медведь.

Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

– Что построила медвежья семья?– Чего не было в новом доме?

– Чтобы есть, какая нужна мебель?

– Что надо было медвежатам, чтобы играть?

– Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

– На чем медведи будут спать?

– Что просили медвежата для игрушек?

– Что надо купить под телевизор?

– Куда они будут убирать одежду? и т.д.

Тема: «Профессии

Цель: употребление существительных в творительном падеже; употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

«КЕМ БЫТЬ?»

Однажды Витя задумался –  кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить…  А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится – нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу.  «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» – подумал Витя и побежал гулять.

Вопросы к тексту:

– О чём задумался Витя?

– Кем хотел работать Витя на автобусе?

– А кем хотел работать на поезде?

– Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?

– Кем хотел быть, чтобы людей лечить?

– Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?

– Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?

– О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

Тема: «Цветы»

Цель: согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

«НА ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЕ»

На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых  лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:

– Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, – говорили синие васильки.

– А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, – отвечали им белые ромашки.– А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.

И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.

– Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, – загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:– Где росли цветы?

– Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?

– Кому мешали белые ромашки?

– Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?

– Кому мешали красные гвоздики?

– Куда спряталось солнце?

– Кто загрустил?

Фонетическая сказка

«Песенки кота Леопольда»

Жил-был добрый, веселый и умный кот Леопольд. Однажды вышел кот Леопольд погулять рано утром.

А солнышко уже поднялось и ярко светило. У кота сразу поднялось настроение и он запел: — Ло-ло-ло –

вот и солнышко взошло. Проходил кот Леопольд мима озера. А там девочка Мила на лодочке катается.

Леопольд и ей песенку спел. — Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла. Потом кот Леопольд увидел, как играют котята около дома. Они были такие смешные и веселые. Леопольд спел им свою песенку. — Лы-лы-лы –как котята веселы. Пора обедать. Кот Леопольд накрыл стол, выглянул в окно и увидел своих друзей во дворе.

Леопольд не любил обедать в одиночестве и пригласил друзей к столу. Лу-лу-лу – приглашаю всех к столу.

Содержание

Зоопарк……………………………………………………..2

Трудолюбивая божья коровка…………………………….6

Загадочная бабочка…………………………………………8

Веселый язычок……………………………………………11

Маленькая горошинка…………………………………….14

Планета…………………………………………………….15

Как подружились мышонок и котёнок…………………..16

Находчивый медвежонок…………………………………17

Невоспитанный мышонок…………………………………19

Зоопарк

(Е.М. Косинова)

Жил-был на свете Язычок, и захотел он
пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех
животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в
пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…
бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот
пошире открываем,

В
бегемотиков играем:

Широко
раскроем ротик,

Как
голодный бегемотик.

Закрывать
его нельзя,

Да
пяти считаю я.

А
потом закроем рот-

Отдыхает
бегемот.

О.
Перова

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только
хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно,
лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем
мы лягушкам:

Тянем
губы прямо к ушкам.

Вы
сейчас тяните губки –

Я
увижу ваши зубки.

Мы
потянем – перестанем

И
нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой
большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

Слон

Буду
подражать слону!

Губы
«хоботком» тяну.

А
теперь их отпускаю

И
на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой
клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине.
Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим
змею!

Змея

Подражаем
мы змее,

С
ней мы будем наравне:

Высунем
язык и спрячем,

Только
так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел
дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка,
покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул
«но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я
– веселая лошадка,

Темная,
как шоколадка.

Язычком
пощелкай громко –

Стук
копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг
увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на
лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал
причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С
волосами я дружу,

Их
в порядок привожу.

Благодарна
мне прическа.

А
зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал:
а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают
часики!

Часики

Тик-так,
тик-так.

Язычок
качался так,

Словно
маятник часов.

Ты
в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению,
было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок
несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из
них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я
надул воздушный шарик.

Укусил
его комарик.

Лопнул
шарик. Не беда!

Новый
шар надую я.

Трудолюбивая
божья коровка

К
комплексу упражнений для отработки звуков

[ш]
— [ж] — [щ] — [ч]

(Т.В.
Рожкова)

Жила-была
божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И
оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда
солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет
пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.


Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.


Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже
солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы
глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они
стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».


Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся
трудно­стей, — сказало солнышко и по­дарило божьей коровке книжку.

Божья
коровка ее долго разгля­дывала, потом стала делать уп­ражнения, написанные в
книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошле­пала его.

«Непослушный
язычок».

И
он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре
набежала легкая тучка и помыла божью коровку дожди­ком. Но и тут она не
растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и
набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик»,

и
снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

веселого 
маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и
даже гармошку.

«Гармошка».

Божья
коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились
чер­ненькие пятнышки.

— 
Божья коровка, пора ло­житься спать, — обратилось к ней солнышко.


Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такую  чудесную книжку, —
весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное
варенье».

 И
отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.

 «Грибок».

А
утром произошло чудо! Божья  коровка вылетела из своего домика и полетела на
праздник, где  собрались все жители поляны.  Там одуванчик Большие Щеки  открыл
новый аттракцион. Мож­но было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья
коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее
появились… пятнышки. Они были кругленьки­ми и блестящими и так прекрасно
смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей
коровке в гости: кто по­учиться, кто книжку посмотреть.

Загадочная бабочка

(Т.В. Рожкова)

Эту
красивую бабочку все на­зывали Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она
очень любила загадывать всем загадки и не го­ворить отгадки. Летела однажды
наша бабочка и увидела птенчи­ка. Он сидел под кустом и силь­но плакал,
открывая при этом свой клюв.

«Птенчик».

А
бабочка ему говорит:

Явился
в желтой шубке:


Прощайте, две скорлупки!

Перестав
плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

Улыбается от ушка
до ушка.

Птенчик
стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка».


А еще знаешь, про что-ни­будь большое? — спросил он.

И тут бабочка не
растерялась:

У этого зверя
огромный рост,

Сзади у зверя
маленький хвост,

Спереди у зверя —
хвост большой.

Ну, конечно, это
он! Ну, конечно, это…


Слон! —закричал весело птенчик.

«Хоботок».


Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? —
спро­сила бабочка.


Я остался один, потому и плакал.

Рядом
с птенчиком стояла ма­ленькая лопатка. И бабочка сра­зу загадала новую загадку:

Рядом с дворником
шагаю,

Разгребаю снег
кругом

И ребятам помогаю

Делать горку,
строить дом.

— Это про мою
лопатку.

 «Лопатка».

Я
отгадал. А еще знаешь? — спросил птенчик.

Бабочка
предложила птенчику отправиться искать маму, по он не научился еще летать.
Тог­да бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё
ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные…
(шары).

И
бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно
сдувался.

«Надуй
игрушку».

Они
даже пошлепали свои язычки,

«Непослушный
язычок».

но
шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер,
так что у птенчика разлетелись все перыш­ки в разные стороны. Посмотре­ла на
него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по
лесам,

А по усам, по
волосам,

И зубы у меня
длинней,

Чем у волков и
медведей.

Птенчик
сразу отгадал загад­ку и причесался.

«Расческа».

Затем
друзья покачались на ка­челях.

«Качели»

И
не заметили, как время прошло.


А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.

И
снова отгадал птенчик за­гадку. А тут и мама прилетела.

Поблагодарила
она бабочку за чудесные загадки и пригласила к ее в гости. Так загадочная
бабочка нашла себе друзей.

Веселый
язычок

(В.Н.
Чернякова)

Жил веселый
язычок,

Дети растягивают
губы в улыбке, выполняя язычком произвольные дви­жения в быстром темпе.

Запирался на
крючок.

Делают язычок
узким, кончик под­нимают вверх.

Хоть один он
проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано
просыпался,

За зарядку
принимался.

Руки вверх и руки
вниз,

Двигают
языком вверх-вниз за зу­бами с постепенным ускорением.

А потом ты
наклонись.

Боковые
края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднима­ют переднюю часть
спинки языка, упи­рая его кончик в нижние передние рез­цы.

А затем подскоки,
бег —

Боковые
края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы прикле­ивается к нёбу.

Тут совсем не до
утех.

Узким
языком выполняют горизон­тальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол
бочок.

Стараются
сделать язычок как можно уже.

Умываться он
пошел,

Щетку в ванной он
нашел.

Кончиком
языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил,
полоскал,

Имитируют
полоскание ротовой полости.

А умылся —
засверкал.

Кончиком языка
облизывают губы.

А на завтрак
язычок

Выпил тепленький
чаек

Язык
широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным
вареньем,

Передней
широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув
зубы.

Взялся язычок за
дело —

И работа закипела:

Язык
широкий, боковые края язы­ка прижимают к коренным зубам, кон­чиком как бы снизу
вверх чистят ниж­ние резцы.

Подметал, белил и
мыл —

Отрабатывают
подъем языка и его подвижность.

Ничего он не
забыл.

Широким
кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он
пошел,

Узким
языком выполняют горизон­тальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав
нашел:

С горки весело спускался,

Боковые
края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка,
упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях
покачался,

Двигают
языком вверх-вниз с постепенным ускорением.

На лошадке
поскакал,

Прижимают
язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой
вернулся,

Помещают
язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и
улыбнулся.

Опускают
язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой
денек:

Потрудился,
отдохнул,

Делают язык
широким.

Наигрался и
заснул.

Помещают
язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.

Маленькая
горошинка

К
комплексу упражнений для отработки звуков

[х-х`]

       
Поиграем с гладкой маленькой горошинкой. Представьте, что она у вас во рту.
«Покатайте» ее между щек и зубов сначала по часовой стрелке, потом против
часовой стрелки. (выполнять 3-4 раза). «Положите» горошину на кончик высунутого
языка. Чтобы она не упала, кончик языка чуть – чуть поднимите вверх (удерживать
под счет до 10). «Перекатите» горошину на середину языка, помогая кончиком
(загибая его сильно вверх), потто снова на кончик языка (4-5 раз).

Планета

Н.А.
Лукина

                                    

— Дети, сейчас мы
полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы
(Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам
упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит
мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов
(Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос! Выходим
на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку
на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над
автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут
слова со звуком […] (Автомамизация звуков).

                                       
           

Как
подружились мышонок и котёнок

Однажды
утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил
умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся
(упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение
«Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение
«Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И
тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к
кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться
за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках.
Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур,
мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок
приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел
запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил
язычком (упражнение «Чашечка»).


Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок
открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение
«Лошадка»).


Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка
язычком.


Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь
поиграть?


Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне
скучно. Давай дружить!


Давай! – согласился мышонок.

И
теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже
ни капельки не боится!

Находчивый
медвежонок

Жил-был
медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение
«Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды
гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень
проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы
раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок,
губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами.
Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»).

Мишка
остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его
головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок
запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите,
может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне
идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что
птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче.

Он
подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил
подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного
подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй,
есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил.
Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение
«Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много
земляники.


Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так
быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под
деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

Невоспитанный
мышонок

Жил
в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и
«спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним
дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться
со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми
вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим
зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).

Видит,
зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался
«Доброе утро!».

Улыбнулся
зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше.
Навстречу  змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит,
чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).

И
с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень
понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь
поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение
«Бублик»).

Мышонок
громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем
рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А
мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и
покатился с горки (упражнение «Горка»).

Едва
в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили
(упражнение «Заборчик»).

Отдохнул,
огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но
мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и
видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок.
«Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И
мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И
побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

   

Сборник
логопедических сказок

Оглав­ле­ние

  • Пре­ди­сло­вие
  • Шуст­рик у бабушки
  • Про посуду
  • Баба-яга
  • Спор живот­ных
  • Как найти дорожку
  • Чудес­ный ручеёк
  • Кра­са­вица
  • Длин­ный и короткий
  • Осел
  • Оду­ван­чики
  • Цветы
  • Лан­дыши
  • Про­казы старухи-зимы
  • Как назвать зайца

В книге напи­саны и подо­браны сказки, кото­рые несут опре­де­лен­ную лек­си­че­скую или грам­ма­ти­че­скую нагрузку. Исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных спо­со­бов обо­га­ще­ния сло­вар­ного запаса, наблю­де­ние над зако­нами сло­во­об­ра­зо­ва­ния и сло­во­из­ме­не­ния помо­жет сде­лать раз­ви­ва­ю­щее обще­ние с ребен­ком радост­ным и инте­рес­ным. Лого­педы и вос­пи­та­тели дошколь­ных учре­жде­ний могут исполь­зо­вать мате­риал книги для про­ве­де­ния кор­рек­ци­он­ных занятий.
Адре­су­ется роди­те­лям дошколь­ни­ков, вос­пи­та­те­лям и лого­пе­дам дошколь­ных учреждений.

Предисловие

Насто­я­щая книга состав­лена лого­пе­дами ДОУ 126 ком­би­ни­ро­ван­ного вида Адми­рал­тей­ского рай­она г. Санкт-Петер­бурга Г. А. Быст­ро­вой, Э. А. Сизо­вой, Т. А. Шуйской.
Адре­су­ется роди­те­лям дошколь­ни­ков, вос­пи­та­те­лям и лого­пе­дам дошколь­ных учреждений.
В книге напи­саны и подо­браны сказки, кото­рые несут опре­де­лен­ную лек­си­че­скую или грам­ма­ти­че­скую нагрузку. Исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных спо­со­бов обо­га­ще­ния сло­вар­ного запаса, наблю­де­ние над зако­нами сло­во­об­ра­зо­ва­ния и сло­во­из­ме­не­ния помо­жет сде­лать раз­ви­ва­ю­щее обще­ние с ребен­ком радост­ным и инте­рес­ным. Лого­педы и вос­пи­та­тели дошколь­ных учре­жде­ний могут исполь­зо­вать мате­риал книги для про­ве­де­ния кор­рек­ци­он­ных занятий.

Шустрик у бабушки

Домаш­ние животные

Малень­кому Шуст­рику пять лет. Одна­жды мама ска­зала Шуст­рику: «Зав­тра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шуст­рик, думал, кто же есть у бабушки.
При­е­хали рано утром. Подо­шли к бабуш­ки­ному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выхо­дит «копна, спе­реди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Дога­дался Шуст­рик, кри­чит: «Мама, это корова!»
Вошел Шуст­рик во двор, а во дворе «с боро­дой, а не ста­рик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы дума­ете, кто бы это мог быть?
Да, козел с коз­ля­тами. Испу­гался Шуст­рик гроз­ного козла, спря­тался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э‑Э, не бойся меня».
Видит Шуст­рик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чав­кает, хрюкает.
«Рыльце лепеш­кой, с копыт­цами рожки, тол­стое брюшко, хвост, как стружка», а рядыш­ком при­мо­сти­лись «зама­рашки в щети­ни­стой рубашке, хвост крен­дель­ками, нос пятачком ».
«Это сви­нья с поро­ся­тами», — объ­яс­няет Шуст­рику мама.
Похо­дил Шуст­рик по сараю и видит жер­дочка, а на жер­дочке «хвост с узо­рами, сапоги со шпо­рами» и кри­чит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будиль­ник, но бужу. Я не артист, а голо­сист, ночью рас­пе­ваю, время счи­таю, цып­лят соби­раю». «Мама, мама, вот пету­шок, золо­той гре­бе­шок», — обра­до­вался Шуст­рик и не заме­тил, как кто-то щип­лет за пятки и гого­чет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты крас­ные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправ­ля­ются на пруд. Кто идет цепоч­кой длин­ной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! — закри­чал Шустрик.
«Не бойся, — ска­зала мама. Это гусь с гусы­ней и гусятами».
«Пой­дем отсюда!» — вос­клик­нул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замя­у­кал. Кто такой?» Это кот Васька мур­лы­чет, при­го­ва­ри­вает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шуст­рик хотел под­бе­жать к бабушке, а на крыльце «завор­чал живой замок, лег у двери попе­рек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозя­и­ном дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.
А бабушка Шарику гово­рит: «Позна­комься с Шуст­ри­ком, подру­жись с ним».
Очень понра­ви­лось Шуст­рику у бабушки.

Э. Сизова.

Про посуду

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние

Рас­суж­дала как-то сахарница:
— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да — под­хва­тила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но ска­жите мне, как объ­яс­нить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — ото­звался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чай­ком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы про­сит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она глав­ная помощ­ница повара: вме­сте с пова­ром любое блюдо попро­бо­вать может и повара уго­ва­ри­вает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуй­ская

Баба-яга

Анто­нимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдо­вел дед и женился на дру­гой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и гово­рит девочке:
— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иго­лочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костя­ная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей род­ной тётке. Род­ная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Род­ная тётка и научила её, как посту­пать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли доро­гой шла, КОРОТКОЙ ли — при­шла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
— Здрав­ствуй, тётушка!
— Здрав­ствуй, родимая!
— Меня матушка послала попро­сить у тебя иго­лочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга нака­зы­вает работнице:
— Сту­пай, истопи баню да вымой пле­мян­ницу, да мой хоро­шенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слы­шит всё! Ото­шла баба-яга от двери, а девочка взяла и убе­жала. У ворот кот сидит — девочку сто­ро­жит. Дала девочка коту вет­чинки — он и выпу­стил её. Хва­ти­лась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
— Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка вет­чин­кой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга дру­гих своих работ­ни­ков ругать и коло­тить. Собаки ей говорят:
— Мы тебе сколько слу­жим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бро­сала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
— Мы тебе сколько слу­жим, а ты нам мас­лица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО мас­лица под пяточки налила. Берёзка говорит:
— Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня ока­ты­вала, девочка же ХОЛОДНОЙ клю­че­вою полила.
Работ­ница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тря­почки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ пла­ток подарила.
Села баба-яга в ступу, бро­си­лась в погоню.
При­к­ло­нила девочка ухо к земле и слы­шит, что близко баба яга, взяла и бро­сила поло­тенце: поло­тенце было УЗКОЕ — река раз­ли­лась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от зло­сти заскри­пела, воро­ти­лась домой, взяла своих быков и при­гнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле при­к­ло­нила и слы­шит, что близко баба-яга, вынула гре­бе­шок и позади себя бро­сила. Гре­бе­шок был РЕДКИЙ — лес рас­ки­нулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да дере­вья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обло­мала, ни с чем домой воротилась.
При­бе­жала девочка домой, всё как есть, отцу рас­ска­зала. Рас­сер­дился он на жену, про­гнал её со двора прочь, а сам с доч­кою стал жить пожи­вать да добра наживать.

По моти­вам сказки А. Афанасьева.

Почему птицы не все на юг улетают, или
отчего ворона вороной зовётся

Когда-то, дав­ным-давно, все птицы друж­ной боль­шой семьёй жили. Вме­сте с вес­ной в наших краях появ­ля­лись, рез­ви­лись и щебе­тали, к лету — птен­цов выво­дили, а осе­нью, с при­бли­же­нием холо­дов, соби­ра­лись в одну боль­шую стаю) и на юг, в тёп­лые края, летели.
Только одна боль­шая серая птица все­гда и всем была недо­вольна: и то ей не так, и это не эдак. Рас­кри­чится — рас­кар­ка­ется, шум под­ни­мет, а сама в это время напро­ка­зит. Заве­лась как-то серая раз­бой­ница осенью:
— Не полечу никуда! Нам ли, пти­цам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: опе­ре­ние бога­тое и тёп­лое, а под ним ещё мяг­кий пух — не замерз­нем! А что до еды — про­кор­мимся: вон у домов сколько всего люди доб­рые остав­ляют, да на кустах и дере­вьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как полу­чи­лось: неко­то­рые птицы стали Серую слу­шать, собра­лись вокруг неё, как в театре, клювы рас­крыли от удив­ле­ния, ничего вокруг себя не заме­чают. А тем вре­ме­нем и послед­няя стая в тёп­лые края уле­тела, зима насту­пила. Делать нечего, надо при­спо­саб­ли­ваться, к пер­вой зимовке гото­виться. Одна Серая ворчит:
— Глу­пые птицы, это вы во всем вино­ваты, из-за вас я про­во­ро­нила время для пере­лет! Эх, про­во­ро­нила, а не про­во­ро­нила бы — на сол­нышке бы сей­час грелась!
Рас­сер­ди­лись птицы:
— Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обви­ня­ешь! «Про­во­ро­нила, про­во­ро­нила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и пове­лось с тех дав­них пор: ВОРОНА имя своё полу­чила, а птицы, что тогда её слу­шали, хоть и оста­ются, как ворона, зимо­вать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимо­вать остался? Вспо­ми­най ско­рей, а смо­жешь — нарисуй.

Т. Шуй­ская

Спор животных

Польза домаш­них животных

Корова, лошадь и собака заспо­рили между собой, кого из них хозяин больше любит.
— «Конечно, меня — гово­рит лошадь. — Я ему соху и борону тас­каю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: про­пал бы он без меня совсем».
— «Нет, хозяин любит больше меня, — го ворит корова. — Я всю его семью моло­ком кормлю».
— «Нет, меня, — вор­чит собака, — я его дом стерегу».
Послу­шал хозяин этот спор и говорит:
— «Пере­станьте спо­рить по-пустому. Все вы мне нужны, и каж­дый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

Как найти дорожку

Дере­вья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-лес­нику и заблу­ди­лись. Смот­рят — над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята — к ней.
— Белка, Белка, рас­скажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень про­сто, — отве­чает Белка. — Пры­гайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кри­вую БЕРЕЗКУ. С кри­вой БЕРЕЗКИ виден боль­шой ДУБ. С вер­хушки ДУБА видна крыша. Это и есть сто­рожка. Ну, что же вы? Пры­гай те!
— Спа­сибо, Белка, — гово­рят ребята. — Только мы не умеем по дере­вьям прыгать.
Нари­суй, как пры­гала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Бере­стов.

Чудесный ручеёк

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние

Из лес­ных клю­чей взял свое начало малень­кий ручеёк. Чистый и холод­ный, весё­лый и моло­дой, бежал он через лес. Задер­жался у берёзки — вырос под берёз­кой под­бе­рё­зо­вик, завер­нул к осинке — закрас­нел под осин­кой под­оси­но­вик. Про­бе­жал ручеёк через бор — и в бору появи­лись креп­кие боро­вики, плес­нул водой на мох — и мох укра­сили мохо­вики. Выско­чил ручеёк к ель­нику — завол­но­ва­лись там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слы­шит ручеёк! Пока­тился он с кочки, обо­гнул боль­шой камень, ска­тился с горочки и… рас­тво­рился в водах лес­ной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домаш­ние живот­ные. Звукоподражания
Управ­ле­ние Вини­тель­ным и Датель­ным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подо­шел к нему ПЕТУШОК и при­нялся рядыш­ком зер­нышки в траве искать. Вдруг он видит капуст­ный листок.
— КО! — уди­вился ПЕТУШОК и клю­нул его.
Не понра­вился ему капуст­ный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ пред­ло­жить попро­бо­вать и гово­рит ему:
— КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спра­ши­вает: — МУ‑У?
— КО, — гово­рит ПЕТУШОК и снова пока­зы­вает клю­вом на капуст­ный листок.
— МУ‑У? — не пони­мает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капуст­ного листка
разговаривают:
— КО! МУ‑У! КО-МУ? Услы­шала это КОЗА и как заблеет:
— МНЕ-Е‑Е! МНЕ-Е‑Е!

Л. Яхтш

Красавица

Живот­ные Африки

Это беге­мот. Только не он, а она — беге­мо­тиха. Зовут ее Кра­са­вица. Ее при­везли из Африки.
Беге­моты там живут в реке. Едят траву по бере­гам, ныряют в теп­лой воде.
Пасть у беге­мота огром­ная. Откроет — как чемо­дан. В пасти зубы как колья тор­чат. Дру­гому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом беге­мо­тиха — сто пудов. Экая махина! А коман­дует в зоо­ло­ги­че­ском саду худень­кий старичок.
Плохо беге­моту зимой, он жару любит, теп­лую воду. Ста­ри­чок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пус­кает беге­мота в бас­сейн, чтобы не простудился.
Беге­мот, если бы захо­тел, про­шел бы через заго­родку — а не смеет: ста­ри­чок не велит. Смот­рит беге­мот с тос­кой на воду, поло­жит голову на заго­родку, — и тре­щат доски. А ста­рик как крикнет:
— В угол, пошла в угол!
И попя­тится сто­пу­до­вая беге­мо­тиха, только оби­жен­ным гла­зом на хозя­ина смотрит.

Б. Жит­ков.

Длинный и короткий

Анто­нимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а дру­гого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем раз­ные, но они очень любили друг друга и нико­гда не ссо­ри­лись. Нари­суй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

Осел

Зву­ко­под­ра­жа­ние

При­вя­зали ОСЛА в репей­нике. Репей для ОСЛА — самая вкус­ная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкус­ного не дотя­нется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И‑А! И‑А! И‑А!
Голос про­тив­ный, гром­кий. За пять кило­мет­ров слышно. Иди ско­рей, хозяин, пере­вяжи ОСЛА на дру­гое место. На необъеденное.

Е. Чару­шин.

Одуванчики

Срав­не­ние

Оду­ван­чик похож не сол­нышко с золо­тыми лучи­ками. А рядом белеет пуши­стый шарик.
Таня дунула на шарик. Поле­тели пушинки. Поэтому и назы­ва­ется одуванчик.
Танюша при­шла домой с золо­тым вен­ком т голове.
Вече­ром уснула девочка. И оду­ван­чики закрыли свои цве­точки до утра.
Нари­суй оду­ван­чик. С чем срав­ни­ва­ется одуванчик?

По Соко­лову-Мики­тову.

Цветы

Согла­со­ва­ние при­ла­га­тель­ного с существительным

Вышел я из лесу на луг и уди­вился. Сколько цве­тов! Они похожи на празд­нич­ный хоровод.
По зеле­ному лугу белеют ромашки, жел­теют оду­ван­чики, синеет горошек.
А выше всех, всех весе­лее — лило­вые коло­коль­чики. Они колы­шутся, кла­ня­ются от лет­него ветерка. Это они радостно при­вет­ствуют меня. Все лето цве­тут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соко­лову-Мики­тову.

Ландыши

Цветы

В тени дере­вьев спря­тался цве­ток. Между двумя листьями высо­кая ножка. На ней несколько белых коло­коль­чи­ков. Это лан­дыш. Мы любим лан­дыш за кра­соту, за неж­ный запах.
Плоды лан­дыша созре­вают осе­нью. Это боль­шие крас­ные ягоды. Они ядо­виты. Из лан­ды­шей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Проказы старухи-зимы

Одно­ко­рен­ные слова

Разо­зли­лась зима. Заду­мала всех замо­ро­зить. Задула зима холо­дом, раз­ме­тала листья.
Пти­цам некуда деваться, и поле­тели за горы. За моря, где нет злой зимы. Дру­гие заби­лись в щели. Не замо­ро­зила их зима.
Злобно пошла на зве­рей. Запо­ро­шила землю. При­ка­зы­вает моро­зам замо­ро­зить зве­рей. Заби­лись звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Замо­ро­зила реки и озера. А рыб не замо­ро­зила, им подо льдом не холодно.
Наки­ну­лась зима на людей. Морозы заво­локли узо­рами окна. А люди зато­пили печи. Заго­тов­ляют дрова. Везут их на обо­зах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хва­тит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и раз­го­рится лицо.
Запла­кала зима. Зака­пали зим­ние слезы. Зна­чит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому.

Как назвать зайца

Живот­ные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Заду­ма­лась мать: как его назвать. Захо­тела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захо­тели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захо­тели играть. Запла­кал ЗАИНЬКА. Ска­зал матери что КОЗЛЯТА сразу раз­бе­га­ются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, уви­дел ТЕЛЯТ. Захо­тел с ними играть.
— «А как тебя зовут?» — задают ему вопрос.
— «Меня зовут ВОЛКОМ», — гово­рит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
— «Попался, злой ВОЛК!» — закри­чали ТЕЛЯТА.
При­шел ЗАИНЬКА домой, под­би­тые бока обли­зы­вает. Избили его ТЕЛЯТА. Заду­ма­лась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и при­няли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зве­рям это имя очень понра­ви­лось. Так его за ним и закрепили.

  • Логопедические сказки для дошкольников
  • Логопедические рассказы со звуком р
  • Логопедические рассказы для пересказа
  • Логопедическая сказка про язычок с картинками
  • Логопедическая сказка как тигренок научился рычать