Логопедический рассказ по картинкам

Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картинам.

Формирование связной речи у детей с ОНР является одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Для детей с ОНР характерно отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, бедность речевых и языковых средств, смысловые пропуски.
Таким образом, в работе с детьми с ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина. Вторым вспомогательным средством будет моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась педагогами В.К.Воробьёвой, В.П.Глуховым.
Л.С.Выготский отмечал важность последовательного размещения в предварительной работе всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Исходя их этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников с ОНР, наряду с традиционными методами и приёмами, мною используются средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).
Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:
• пересказу,
• составлению описательного рассказа о единичных предметах,
• составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине,
• рассказыванию с элементами творчества.
Виды занятий с картинным материалом, которые я использую в своей работе.
1. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
При работе над серией катин у детей формируется представление об основных принципах построения построения связного высказывания: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Мною использовались следующие приёмы работы по серии сюжетных картин:
• Установление последовательности серии картин.
• Отбор из нескольких картинок тех, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
• Восстановление последовательности событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
• Определение недостающей картинки (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; только тогда выкладывается недостающая картинка).
• Найти лишнюю картинку.
• Распутывание двух сюжетных линий об одном главном герое.
• Подбор к сюжетной картинке отдельных предметных изображений.
• Использование семантических абсурдов (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке из серии и изображали её в виде пиктораммы (схематичного рисунка). Таким образом, составляется графический план рассказа.
2. Составление рассказа по сюжетным картинам.
Для составления рассказов я использую многофигурные картины с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).
Но на занятиях не стоит ограничиваться только картинами, предназначенными для дошкольников. Детям нужно предлагать и жанровую живопись, способную взволновать ребёнка, вызвать желание обсудить увиденное («Прибыл на каникулы», «Опять двойка» Ф.П.Решетникова, «Иван-царевич на сером волке», «Три богатыря», «Алёнушка» В.М.Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина). Нужно, чтобы ребёнок видел особенности композиции, цветовой палитры картины, сумел выразить своё отношение к изображённому на картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство художника и его настроение. При анализе картины необходимо уделять внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении рассказов по картине используются карточки-символы:
• Вопросительный знак (название картины).
• Схематичное изображение леса и города обозначает место действия.
• Карточки с изображением времён года и частей суток – обозначает время действия.
• Карточка со стрелками – обозначают композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины).
• Схематичное изображение человека и животного – действующие лица, изображённые на картине.
• Их одежда.
• Смайлики с различными эмоциями – настроение и характер действующих лиц.
• Радуга – цветовая палитра.
• Символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).
3. Описание пейзажной картины.
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, описывают изображённые объекты, выражают своё отношение к картине (символы: время года, части суток, погода, композиция, слова-признаки, образные выражения, цветовая палитра, сердце).
Требования к картине
• Реалистичное изображение.
• Картина должна быть высокохудожественной
• Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка)

Этапы работы по составлению рассказов по картине.

I. Подготовительная работа.
Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы:
1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
Вопросы, направленные на:

РЕКЛАМА

mvideo.ru

• анализ сюжета картины;
• пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
• создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
* Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
* Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
* Построение синонимических рядов;
* Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
— «Кто внимательный» — Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
— «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов;
— «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
— «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
— «Что с чем?»;
— «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
— «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
Сенсорные игры.
— «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
— «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
— «Я — другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
— «Раскрась так же»;
Языковые игры.
— «Скажи ласково»;
— «Я — Мы» — образование множественного числа;
— «Действия»;
— «Поэты» — подбор рифмы;
— «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам логопеда:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по сенсорным символам;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
• Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
• Сравнительное описание по аналогии.
• Сравнительное описание по вопросам;
• Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам логопеда;
• по плану;
• частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• с помощью схематично изображенных деталей;
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• по аналогии;
• по сюжетной картине и стихотворению;
• по предложениям, составленным из опорных слов;
• по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• придумывание сказки (кантоминация);
• придумывание рассказа на тему.
• аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Требования к рассказам детей
• точная передача сюжета;
• самостоятельность;
• образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
• наличие связей предложений и частей рассказа;
• выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов;
• плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы
• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.

Воробей на крыше

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Вот так игра!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Добрый леопард

На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».

Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».

Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Игрушки

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьём мама отнесла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Сорные куры

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Смешной фрак

Пётр Петрович купил красивый дорогой материал. Он пришёл в ателье, чтобы сшить себе праздничный фрак.

Мастер предложил мужчине раздеться. Он взял в руки сантиметр и стал снимать мерку. Когда мастер измерял грудь Петра Петровича, тот от щекотки стал громко смеяться. При этом Пётр Петрович размахивал руками и крутился во все стороны. Мастер с трудом завершил работу.

Затем закройщик отправился готовить фрак к примерке. Через три дня Петр Петрович пришёл на примерку. Он надел фрак, и его лицо стало грустным. При этом мастер не мог удержаться от громкого смеха!

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Битва с комаром

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара.

Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Аркадий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора.

Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъярённый Аркадий разбил хрустальную вазу, а затем опрокинул торшер… Обессилев, Аркадий сел в кресло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк…

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Карнавальный костюм

Приближался Новогодний праздник. Все ребята детского сада вместе с родителями готовили карнавальные костюмы.

Фёдор решил сам смастерить костюм Буратино. Намазал он щёки красными румянами. Потом нарезал картон и попробовал свернуть его в трубочку. А картон-то разворачивается, трубочка не получается…

«Перевяжу картон резинкой, прикреплю к переносице, буду носорогом», — решил Фёдор. Взял резинку. Привязывал, привязывал — ничего не выходит.

Рассердился Фёдор, кричит: «Надоел мне этот носорог! Приду в садик после праздника и скажу, что нарядился в невидимку. Вот ребята в группе меня и не заметили!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Отец и сыновья

Два брата, Артём и Захар, всё время ссорились. То игрушки другу друга отнимут, то нагрубят один другому и по разным комнатам разойдутся. А как-то в воскресенье братья подрались.

Подозвал их отец. Протянул им несколько прутьев, связанных верёвкой. Попросил разломать прутья. Ребята, как ни старались, выполнить просьбу не смогли.

Тогда отец развязал прутья и велел братьям переломить их поодиночке. Артём и Захар быстро разломали все прутики.

Говорит отец сыновьям: «Так-то и вы: если дружно, вместе жить будете — никто вас не пересилит. А если будете ссориться, да всё врозь делать — с вами каждый легко справится».

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Рваная рубаха

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху в грязное бельё.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Случай на стройке

Фёдор работал на стройке штукатуром. Он отделывал квартиру на втором этаже строящегося дома.

Один раз утром поднялся сильный ветер. Он свистел в рамах, разбрасывал кирпичи, срывал с рабочих штормовки. Но самое страшное — ветер раскачивал подъёмный кран. В любое время он мог рухнуть на построенный дом.

Фёдор и другие рабочие закрепили подъёмный кран тросами. Скоро ветер стих. Строители вновь принялись за обычную работу.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Открытые ворота

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бородатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен…

Ох и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Первый концерт

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано.

Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки.

Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Умная рыбка

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сперва Рыбка собралась им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прикреплён к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.

«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла её створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Красавец мухомор

Вырос под вербой Мухомор. Посмотрел он в росинку на своё отраженье. Увидел в ней красную верхушку с белыми горошинами и загордился. Решил, что он самый яркий, самый красивый гриб.

Стал Мухомор над другими грибами насмехаться.

Сыроежка-малоешка! Что же ты такая серая да невзрачная?

А вы, Боровики-толстяки! Вам бы постройнее стать!

Эй, Груздь! На тебе грязи огромный груз!

Расстроились грибы, притихли. Вдруг видят —грибнике корзинкой приближается. Увидел он сыроежку — сорвал. Заметил груздя — в корзинку отправил. А Боровикам-толстякам грибник особенно обрадовался.

Приготовился Мухомор поверх других грибов в корзинке устроиться. Только грибник его брать не стал. Он от ядовитого Мухомора пошёл прочь. От самого красивого, самого стройного, самого яркого!..

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

❤️ 25

🔥 15

😁 16

😢 8

👎 7

🥱 11

Добавлено в плейлист (избранное)

Удалено из плейлиста (избранное)

Достигнут лимит

Рассказывание по серии сюжетных картин традиционный метод работы с дошкольниками над структурой текста. Данный вид работы позволяет развивать правильное понимание лексической формы и содержания. Серия сюжетных картин играет роль наглядной модели повествования и мотивирует ребенка на поиск наиболее точных по смыслу языковых средств.

Приобретению навыков грамотной развернутой монологической речи детей способствует составление рассказа по сериям сюжетных картин. Данная разновидность работы над связной речью дает возможность обучить ребенка выстраиванию сюжетной линию, формированию и закреплению представлений о композиции высказывания, поиску образных лексических средств.

Возрастные этапы обучения рассказыванию

  1. Младший возраст. (обогащается словарь, формируется внимание к отдельным деталям картины, совершенствуется умение отвечать на вопросы по их содержанию).
  2. Средний возраст. Обучение с опорой на вопросы логопеда, а затем по образцу.
  3. Старший возраст. Самостоятельное составление рассказа, помощь взрослого в придумывании начала и концовки повествования.
  4. Подготовительная группа. Самостоятельное описание каждой картины из серии, после чего высказывания ребенка объединяются в единый сюжет.

Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.

Последовательность работы

Обучение анализу ситуации из опыта ребенка, из реальной жизни. Когда ребенок совершает какие-либо действия, можно предложить ему его рассказать о них. Примерные вопросы на данном этапе:

  • Что мы делаем сейчас?
  • Что делали до этого?
  • Что будешь делать, после того как…?
  • Зачем мы все это делали?

Подобным образом можно подвергать анализу причинно-следственные связи в сказках и детских рассказах, например из «Азбуки Толстого«.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.

Серия картинок для рассказывания. Тема  «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева

(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)

Воробьева Составляем рассказ по серии сюжетных картин

В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ. Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке. Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

Скачать: Серии сюжетных картинок. Альбом для рассказывания

Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.

В сети достаточно много пособий, в которых предлагаются оригинальные материалы для развития связной речи на логопедических занятиях и при самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста. Одним из таких пособий является Составляем рассказ по серии сюжетных картин Воробьевой Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинВ пособии приводится методика обучения составлению рассказов по серии сюжетных картинок. На каждый рассказ предлагаются четыре связанные одним сюжетом  картинки плюс рекомендуемая опорная лексика:  существительные, прилагательные и глаголы. При выполнении приведенных заданий решаются следующие коррекционные задачи:

  • расширение и активизация  словарного запаса;
  • развитие самостоятельной связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Издание хорошо иллюстрировано. Картинки узнаваемые. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям. Рекомендовано для занятий с детьми 4-6 лет.

Логопедическое занятие с использованием

мультимедийного оборудования

Раздел: «Развитие связной речи»

3 класс

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картинке

с опорой на схему по образцу учителя»

Разработала и провела занятие учитель-логопед

Вронченко Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Расстройства речи у детей данной категории проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. У детей наблюдается слабость мотивации к обучению, снижение потребности в речевом общении. Они часто отказываются от общения со взрослыми, сверстниками, проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

По результатам логопедической диагностики проводимой мною в начале и конце учебного года можно сделать вывод, что у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью страдают все компоненты речи (просодика, звукопроизношение, фонематический слух, навыки словообразования и словоизменения и т.д.), но на самом низком уровне остается состояние связной речи.

Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями и обусловлены многими факторами:

недостаточным анализом ситуации;

трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов;

нарушением смыслового программирования содержания связного текста;

недоразвитием способности удерживать программу;

неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

Младшие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи умственно отсталые школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Развитие связной речи — одна из главных задач, решаемых на всех уроках в школе VIII вида, т.к. для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень важно компенсировать этот дефект.

Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение сложности и самостоятельности. Структура ее выглядит следующим образом: слово-предложение-текст.

Работая над развитием связной речи у младших школьников коррекционной школы упор делаю на текст-повествование и текст –описание. Работа с текстом строится с учетом увеличения сложности и соблюдения принципа последовательности:

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;

Пересказ по сюжетной картинке;

Пересказ без опоры на картинки;

Рассказ по серии сюжетных картинок;

Самостоятельный рассказ.

Данная последовательность позволяет повысить уровень владения учащимися языком, научить пользоваться речью как средством общения и обобщения.

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Л.И. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

В своей работе использую картинно — графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.

В картинно-графических схемах использую следующие обозначения:

Слова, обозначающие живые предметы и отвечающие на вопрос «кто?»

Слова, обозначающие неживые предметы и отвечающие на вопрос «что?»

Слова-признаки

Слова-действия

Предлоги

на под в за к от из со/с

из-под из-за

Данные обозначения используются детьми для составления схем предложения (индивидуальные наборы «Схема предложения», магнитные карточки для доски). Для облегчения работы в картинно-графических схемах, которые использую как опору для составления рассказа, слова, обозначающие предметы заменяю предметными картинками.

Кроме того, организация логопедической коррекции с умственно отсталыми детьми требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку школьников на занятиях.

Особенностью детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие познавательной деятельности и очень слабая мотивация. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи обучающихся в своей работе использую ИКТ.

Использование ИКТ в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

В представленном ниже занятии на развитие связной речи использовалась презентация, которая востребована в начале и в конце урока.

Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет полезен как логопедам коррекционных школ, так и учителям начальных классов, работающих с данной категорией детей.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.

При планировании занятия были учтены следующие особенности обучающихся 3а класса:

Логопедическое заключение;

Классификация по М.С. Певзнер;

Разделение на группы по обучаемости (письмо и развитие речи).

Фамлия, имя

Логопедическое заключение

Классификация по М.С. Певзнер

Разделение на группы по обучаемости

И.А.

СНР тяжелой степени, осложненное дизартрией и сл. формой дисграфии

I группа (неосл.ф)

3 группа (индив. программа по письму)

П.В.

СНР легкой степени, осложненное акустической дисграфией

IIа группа (расторм.)

2 группа

С.Н.

СНР средней степени, осложненное акустической дисграфией

I группа (неосл.ф)

2 группа

Г.К.

СНР средней степени, осложненное дизартрией и сл. формой дисграфии

II б группа (торпидные)

3 группа (индив. программа по письму)

В.В.

СНР средней степени, осложненное сл. формой дисграфии

IIб группа (торпидные)

3 группа (индив. программа по письму)

Форма занятия: групповое

Время проведения: 40мин.

Данное занятие относится к разряду комбинированных, т.к. на занятии одновременно решались несколько дидактических и коррекционных задач. Дидактическая цель была посвящена совершенствованию (закреплению) умений составлять схему предложения, а также составлять предложения по схеме и формированию умения составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.

На данном занятии были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

Закрепить умение составлять схему предложения;

Закрепить умение составлять предложение по схеме;

Формировать умение составлять рассказ по картине с опорой на схему по образцу учителя.

Коррекционно-развивающие: развитие мышления, связной речи, внимания, памяти.

Учитывая структуру дефекта (ядерное нарушение — мышление), развитие мышления проходило через развитие деятельности: сравнение, классификация, обобщение, аналитико-ситнетическая деятельность.

Коррекция речевых высших психических функций проходила через:

Формирование языкового анализа и синтеза (составь слово -построй слова по росту, работа с деформированным предложением, составление предложения по схеме);

Обогащение словаря (многозначность слова «лук»);

Развитие грамматического строя речи (добиваться полных, правильных ответов);

Развитие навыков словообразования (игра «Назови ласково»);

Развитие связной речи (составление рассказа про овощи с опорой на схему; построение предложений по схеме).

Учитывая системное недоразвитие психических процессов ставились задачи: развитие внимания, памяти (воспроизведение ранее изученного материала), развитие пространственных (местоположение овощей) и временных представлений (когда собирают урожай); максимальное включение в работу анализаторов разной модальности (слуховой, зрительный, кинестетический, тактильный)

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению (использование ИКТ, смена видов деятельности, занимательные упражнения, учет индивидуальных особенностей); воспитывать уважительное отношение к труду, прививать чувство ответственности, долга перед своими близкими.

В соответствии с дидактическими задачами структура занятия имела следующий вид:

Орг. момент— был тесно связан с темой занятия (условные обозначения) и нацелен на быстрое включение класса в учебный процесс.

Подведение к теме занятия- Ребята озвучили для чего используются условные обозначения.

Озвучивание темы занятия, постановка целей и задач.

Перед обучающимися были четко поставлены цели и задачи занятия.

Основная часть была разбита на несколько этапов:

Физ. минутка была связана с лексической темой занятия «Уборка урожая», а также была направлена на развитие навыков словообразования (назови ласково).

Итоги занятия подведены.

Оценивание проводилось по 2 параметрам:

  1. На первом этапе была проведена работа со словарными словами (проверка правописания словарных слов (слова подобраны к лексической теме урока)- в соответствии с программой по письму и развитию речи).

    Данный этап был посвящен составлению схемы предложения, где одновременно шла работа над деформированным предложением и составлением предложения по схеме.

    На третьем этапе обучающиеся закрепляли умение составлять рассказ по картинному плану об овощах. Здесь же проводилась работа по разъяснению многозначности слова «лук».

    Четвертый этап был посвящен непосредственно составлению рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.

Правописание словарных слов;

Устная работа на занятии (составление рассказа по картинному плану и по сюжетной картинке)

Домашнее задание задано и связано с разъяснением многозначности слова «лук».

Для реализации задач были использованы следующие методы:

Рассказ

Беседа

Наглядность

ИКТ

Практический метод (упражнения)

Считаю, что отбор учебного содержания проведен рационально в соответствии с реальными возможностями учащихся. Подобранный к занятию речевой материал соответствовал программе, в достаточной мере использовались наглядные средства. После каждого этапа занятия делались выводы и обобщения.

На занятии старалась поддерживать доброжелательный психологический климат. Положительная учебная мотивация на занятии формировалась за счет применения интересных заданий, одобрения деятельности обучающихся. Так же положительной мотивации способствовал стиль общения на уроке – сотрудничество при ведущей деятельности учителя. Способствовала стимулированию самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа (написание словарных слов, составление схемы предложения, составление предложения по схеме, составление рассказа по картинке с опорой на схему) была средством включения каждого ученика в деятельность для достижения дидактической цели занятия.

Занятие было организовано с учетом здоровьесберегающего компонента: проведена гимнастика для глаз (игра «День-ночь»), активная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика; использование презентации не превышало 15 минут по нормам САН ПИН.

Считаю, что поставленные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие были решены полностью.

Ссылки на источники информации и интернет-ресурсы, использованные в презентации указаны на последнем слайде.

Демонстрация презентации начинается со второго слайда, т.к. первый слайд-титульный.

Используемая литература указана в конце конспекта занятия.

К работе прилагаются фотографии занятия (с.23-24).

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему.

Цель: Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение составлять схемы предложений, составлять предложение по схеме и формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему.

Корекционно-развивающие: развитие мышления, связной речи, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать уважительное отношение к труду, воспитывать чувство ответственности, долга перед своими близкими.

Оборудование:

Магнитные карточки для доски «Схема предложения»:


 

Индивидуальные наборы «Схема предложения»;

Картинки и изображения на формате А-3:

дргяка

Картинный план:


 

Игрушечный лук для стрельбы;

Натуральные предметы: огурец, помидор, свекла, картофель, морковь, лимон;

Мультимедийное оборудование, презентация.

Ход урока

примечание

Орг. момент

-Сядет тот, кто скажет, что обозначает этот рисунок.

Обучающимся демонстрируются карточки по одной:

(Живые предметы, которые отвечают на вопрос кто?)

-Приведи пример (Птица, человек)

(Неживые предметы, которые отвечают на вопрос что?)

-Приведи пример (Стол, машина)

(Этой карточкой мы обозначаем слова-действия)

-Приведи пример (Смеётся, рисует)

(Этой карточкой мы обозначаем слова-признаки)

-Приведи пример (Зеленый, большой)

(Этой карточкой мы обозначаем маленькие слова-предлоги)

-Какое слово обозначает эта карточка? (Предлог в)

Подведение к теме занятия

-Ребята, зачем нам нужны эти обозначения? (Для составления схемы предложений).

-Сегодня на уроке нам понадобятся эти обозначения. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Составлять предложения).

Озвучивание темы и цели занятия:

Тема нашего занятия: «Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему». Сегодня на занятии мы закрепим умение составлять схемы предложений, составлять предложения по схемам, а также будем составлять рассказ по картинке с опорой на схему.

Основная часть

  1. Работа со словарными словами

На доске картинка:

-Посмотрите на картинку и скажите, какие предметы здесь спрятались. (Помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко)

-Молодцы, вы справились. А теперь посмотрите на экран. Здесь изображены все предметы, которые вы назвали.

Слайд 2

— Подумайте, что здесь лишнее? (Яблоко)

-Почему? (Помидор, огурец, морковь, капуста -это овощи, а яблоко-это фрукт).

-Хорошо, уберем лишний предмет. Запомните, что изображено на экране.(По щелчку мыши лишний предмет убираем)

Игра «День-ночь»

-Ночь (закрыли глаза).(Щелчок)

-День (открыли глаза). Что изменилось? (Появился картофель)

-Ночь. (2 щелчка)

-Что изменилось? (Помидор и капуста поменялись местами)

-Что находится справа от моркови? (Картофель)

-Что находится слева от огурца?(Капуста)

-Что находится между морковью и капустой?(Огурец)

-Ребята, написание названий овощей, которые изображены у нас на экране вы должны были запомнить -это словарные слова. Сейчас мы проверим, как вы их запомнили. Но прежде разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

-Возьмите в правую руку ручку, а в левую карандаш.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять-

За письмо получим пять!

Работа в тетрадях.

-Ребята, откройте тетради. Отступите одну строку от последней записи. Запишите число. А теперь запишите названия овощей изображенных на картинке в тетрадь.

(Дети 1 и 2 группы по обучаемости записывают все слова, дети 3 группы по обучаемости записывают по 3 слова (в связи с низким темпом работы))

Взаимопроверка

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания словарных слов.

Демонстрируется следующий слайд:

Слайд 3

— Если слова написаны без ошибок, то на полях ставим+ карандашом, а если есть ошибки ставим-.

-Молодцы ребята, многие из вас написали словарные слова без ошибок.

4.2. Составление схемы предложения.

— Посмотрите на лист – на нем изображены буквы. Если вы построите все буквы по росту от большой до самой маленькой, то получите слово, которое я зашифровала. (Грядка)

На доске:

дргяка

-Молодцы! С этим словом я составила предложение. Прочтите его.

На доске:

Грядке на растут овощи.

-Верно ли составлено предложение? Почему? (Слова в предложении дружат между собой и каждое слово имеет свое место)

-Составьте предложение правильно и запишите его. (1 ученик работает у доски).

— Какое слово будет первым? (На)

-Какое правило нужно помнить, когда записываем предложение?

(Предложение пишем с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)

На грядке растут овощи.

-Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 4 слова.)

-При помощи условных обозначений составьте схему этого предложения.

Один ученик работает у доски, остальные выкладывают схему на парте.

На грядке растут овощи.

Проверка.

-Молодцы ребята, вы справились с заданием- умеете составлять схему предложения.

Составление предложения по схеме.

-Ребята, в самом начале урока мы убрали картинку, которая была лишняя. Что на ней было изображено? (Яблоко)

-Посмотрите на картинку и схему. Иногда условные обозначения слов-предметов мы заменяем изображением этих предметов для того чтобы было легче составить предложение. Вы должны составить предложение со словом «яблоко» по схеме.

На доске:

Дети составляют предложение и записываю его в тетрадь (один ученик работает у доски).

Мальчик собирает яблоки в корзину.

-Молодцы ребята, справились с заданием. Вы умеете составлять предложение по схеме.

4.3. Составление рассказа по картинному плану.

-Ребята, мы сегодня с вами говорим об овощах. Я приготовила вам «Волшебный мешочек», в который сложила овощи. Вы должны опустить руку в мешок, выбрать один овощ, потрогать его и попытаться угадать что это.

В мешке натуральные овощи: морковь, огурец, помидор, свекла, картофель.

-А теперь при помощи картинного плана каждый из вас быстро расскажет о своем овоще.

На доске картинный план:

Для более сильных обучающихся можно усложнить работу: попросить составить рассказ-сравнение. Например: «Огурец-это овощ, а лимон — это фрукт. Огурец зеленый, а лимон желтый. И т.д.»

Физ. минутка

Мы картошку накопали

Огурцы с гряды сорвали

Выдернули всю морковку

Срезали капусту ловко

Ив корзине от земли

Вам подарок принесли

Игра «Назови ласково»

-А теперь игра с мячом. Я кидаю вам мяч и называю овощ, вы бросаете мне мяч обратно назвав это слово ласково.

Морковь-морковочка

Редис-редисочка

Капуста-капусточка

Огурец-огурчик

Помидор-помидорчик

Работа с многозначным словом

-Ребята, я загадаю вам загадку еще про один овощ, про который мы сегодня не говорили:

Золотистый и полезный

Витаминный, хотя резкий

Горький вкус имеет он

Когда чистишь-слезы льешь.

-Что это? (лук)

-Какие слова помогли вам догадаться что это лук? (Горький вкус, льешь слезы)

-А почему его называют витаминным и полезным? (Лук нужно есть, чтобы не заболеть, в нем много витаминов)

-Молодцы вы отгадали загадку.

Демонстрируется слайд:

Слайд4

-Где растет лук? (На огороде). (Щелчок мышью)

-Посмотрите на следующую картинку. Кто изображен на картинке? (Мальчик, охотник)

-Что он держит в руках? ( В руках он держит лук). (2 щелчка мышью)

-Луком называют ручное оружие для метания стрел. Иногда мы разные предметы называем одним словом. Эти слова похожи как две капли воды. Их одинаково пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.

-Что обозначает слово «лук» на первой картинке? (Овощ)

-Что обозначает слово «лук» на второй картинке? (Оружие)

-Теперь вы знаете, что луком мы можем назвать 2 предмета.

4.4. Составление рассказа по сюжетной картинке

Демонстрируется слайд:

Слайд5

-Рассмотрите картинку.

-Кого вы видите на картинке? (Мама, папа, мальчик и девочка.)

-Как их можно назвать одним словом? (Семья.)

-Чем занята семья? (Семья убирает урожай.)

-В какое время года собирают урожай? (Урожай собирают осенью.)

-Что делает мама? (Мама собирает помидоры.)

-Что делает дочка? (Дочка складывает помидоры в корзину)

-Что делает папа? (Папа заносит корзины с урожаем в дом.)

-Что делает сын? (Сын помогает собирать огурцы)

-А вы помогаете родителям? Как?

— Молодцы, вы еще дети, а родителям помогаете как взрослые.

-Сейчас ребята мы будем составлять рассказ по картинке, и нам в этом помогут схемы предложений. (Щелчок мышью)

Слайд 6

Логопед составляет рассказ по схеме:

Пришла осень.

Семья собирает урожай.

Мама собирает красные помидоры.

Дочка складывает помидоры в корзину.

Сын складывает огурцы в красное ведро.

Папа заносит корзины с урожаем в дом.

Мама сварит из овощей вкусный суп.

-Какое название можно дать этому рассказу? (Уборка урожая)

-Сейчас ребята составим рассказ по цепочке. (Каждый ученик составляет предложение согласно схеме)

-Кто сможет рассказать по схеме весь рассказ? (Хорошо, если это сделает каждый ученик)

5. Итог урока

-Итак, ребята, что мы сегодня делали на уроке? (Писали слова, составляли предложения и схемы предложений, составляли рассказ)

-Как назвали рассказ?

-Кто помогал родителям убирать урожай?

-Зачем нужно помогать родителям?

-Что обозначает слово «лук»?

-Что было самым интересным на занятии?

-Что было самым трудным?

-Теперь вы умеете составлять рассказ при помощи схемы. Это вам пригодится.

6. Оценивание проводится по параметрам:

Правописание словарных слов;

Устная работа на уроке (составление рассказа по картинному плану и по сюжетной картинке).

7. Домашнее задание

-Ребята, дома при помощи мнемотаблицы выучите стихотворение про лук. А про какой лук говориться в стихотворении вы расскажите мне на следующем занятии.

Взял я лук, одну стрелу,

Натянул я тетиву

Ты лети моя стрела

В голубые небеса!

Прилетела в огород,

Где на грядке лук растет

Все эти карточки выставляются на доску:

Зашумованная картинка-развитие зрительного восприятия

Использование ИКТ

Классификация и обобщение

Развитие внимания

Гимнастика для глаз

Развитие пространственных представлений

Катаем карандаш и ручку пальчиками

Соблюдение орфографического режима

Проектор выключается

(ставится на режим A/VMute для последующего быстрого включения), экран поднимается.

Звуко-буквенный синтез

Работа с деформированным предложением

Повторение правила

Использование индивидуальных наборов «Схема предложения»

Развитие тактильных анализаторов

Каждый ребёнок по очереди опускает руку в мешок и пытается угадать овощ, который он выбрал.

Активная физ.минутка.

Дети повторяют движения за логопедом.

Развитие навыков словообразования

Использование ИТК, опускается экран, включается проектор.

Можно продемонстрировать игрушку- лук для стрельбы

(натуральная наглядность)

Задача логопеда на данном этапе: добиваться полных, правильных ответов.

Развитие временных представлений

Каждый ребенок рассказывает о том, как помогает родителям.

Каждому ребенку на дом дается карточка с мнемотаблицей и текстом стихотворения.

Используемая литература:

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей – олигофренов» Пособие для логопедов и учителей вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 1970-205с.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-224с.:ил.

Чохонелидзе Т.А. «Учусь составлять рассказы».-М.: ТЦ Сфера, 2011-32с. (Конфетка).

УДК 376 Издательский
Дом «Литера»

ББК 74.3 приглашает
к сотрудничеству авторов

В75 Телефоны
редакции: (812)560-8684,325-4741

Email:
publish@litera.spb.ru
http://www.litera.spb.ru

По вопросам
реализации обращаться в Санкт-Петербурге:
(812) 441 -3649, 441 -3650

Email:
sales@litera.spb.ru
в
Москве: (495)641-2322,912-3128
Email:
mail@litera.inc.ru
в
Екатеринбурге: (343) 368-7520

E-mail:
litera-ural@list.ru

Воробьёва Т. А.

В75 Составляем
рассказ по серии сюжетных картинок. —
СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. —
96 с: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).

ISBN
978-5-407-00051-8

Книга представляет
собой пособие по развитию речи детей
4—6 лет, где им предлагается составить
рассказ по серии сюжетных картинок. Для
детей и родителей, логопедов и педагогов.

УДК 376
ББК 74.3

Воробьёва Татьяна
Анатольевна

Составляем рассказ по серии сюжетных картинок

Редактор Ф.
Волох

Дизайн серии А.
Малахов

Художник О.
Анциферова

Обложка Е.
Савик, 3. Смирнова

Корректоры Е.
Караванова, Н. Андрианова

Верстка М.
Цветова

Подписано в печать
28.01.10. Формат 84 х 1081/16.
Печать офсетная. Гарнитура Прагматика.
Усл. печ. л. 10,08. Тираж 6000 экз. Заказ №20830.

ООО «Издательский
Дом „Литера»» 192131, Санкт-Петербург,
Ивановская ул., 24

Отпечатано по
технологии CtP
в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15

© Воробьёва Т. А.,
2010
ISBN
978-5-407-00051-8
©
Издательский Дом «Литера», 2010

Уважаемые взрослые!

Формирование правильной, грамотной
речи — одна из основных задач при
подготовке детей к школе. Большое
внимание этому уделяется в детском
дошкольном учреждении. Немаловажную
роль в этом вопросе играет семья. Ребёнок
с хорошо развитой связной речью легко
вступает в общение с окружающими: он
может понятно выразить свои мысли и
желания, правильно и чётко сформулировать
вопрос, договориться со сверстниками
в детском саду и школе. И наоборот,
неясная речь, скудный словарный запас
весьма затрудняют общение со сверстниками
и взрослыми и нередко накладывают
тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.

В 6—7 лет дети с недостаточно развитой
речью уже обычно осознают свои трудности,
болезненно ощущают их, становятся
замкнутыми, застенчивыми, а некоторые
— раздражительными. В семье часто
ребёнка понимают с полуслова, и он не
испытывает трудностей, даже если у него
есть проблемы с речью. Однако постепенно
круг общения ребёнка расширяется, и
очень важно, чтобы его хорошо понимали
окружающие.

Следовательно, чем раньше (но в соответствии
с возрастными возможностями) мы поможем
ему в овладении нормами грамотной речи,
тем увереннее он будет себя чувствовать.

Ещё острее встаёт вопрос с развитием
речи в школе, где недостатки устной и
письменной речи могут привести к
специфическим нарушениям чтения
(дислексия) и письма (дисграфия), коррекция
которых требует серьёзной работы
логопеда.

Наша книга представляет собой пособие
для развития речи детей 4—6 лет, где им
предлагается составить рассказ по серии
сюжетных картинок. В книге представлены
серии из двух, трёх, четырёх и пяти
картинок.

Серии сюжетных картинок могут
использоваться логопедами, дефектологами
и психологами также для тестирования
детей.

Пособие объединено темой «Моя семья».
И это не случайно, так как именно в
последние годы наше государство уделяет
большое внимание поддержке семьи,
материнства и детства и эта тема наиболее
близка и понятна ребёнку.

В книге 184 картинки: 18 комплектов из двух
картинок, 17 комплектов из трёх картинок,
^комплектов из четырёх картинок и 9
комплектов из пяти картинок. Перед
началом работы все картинки нужно
вырезать и распределить по комплектам
и сериям.

Для этого на оборотной стороне каждой
картинки помещено название серии и
номер картинки. Например: серия из двух
картинок «Здравствуй, малыш!» будет
обозначена так: 111 а (первая картинка) и
111 б (вторая картинка). Римские цифры
обозначают количество картинок в серии
(соответственно будет II,
III, IV и V),
арабские цифры — номер комплекта, буквы
— порядок следования внутри комплекта.

Также на обороте картинки даны опорные
слова, обращаясь к которым можно составить
рассказ; помочь ребёнку, если возникнут
сложности в подборе слов для рассказа.

Опорные слова — это имена существительные,
глаголы и имена прилагательные.

Опорные слова помогут расширить словарный
запас детей. Следует помнить, что эти
слова не являются догмой. Творчество и
фантазия ребёнка только приветствуются.
Во время составления рассказов по
сюжетным картинкам дети усваивают новые
слова, закрепляют их в речи, учатся
строить предложения, развивают связную
речь, логику, мышление.

Работа по сюжетным картинкам проводится
преимущественно в устной форме, но с их
помощью в школе можно проводить письменные
работы (изложения, сочинения).

Работа по серии сюжетных картинок
многообразна.

Сначала мы рекомендуем предложить
ребёнку картинки со знакомыми сюжетами.
Начинайте с серии, состоящей из двух
картинок.

Постепенно переходите к более сложным
сериям: из трёх, четырёх и пяти картинок.

Картинки раскладываются перед ребёнком
произвольно. Ребёнку предлагается
ответить на вопрос: «Посмотри, подумай,
где первая картинка, а где вторая?»
Другой вариант: «Посмотри, подумай, что
было сначала, а что было потом?» Если
ребёнок разложил картинки верно, то
обязательно похвалите его. Если же он
затрудняется, то помогите ему наводящими
вопросами.

В некоторых сериях логика рассказа не
нарушается от перестановки двух картинок
(например, картинки IV Зг
и IV Зд или картинки (112а,
I1126 и И 12в).

Если ребёнок поменял картинки местами,
но обосновал это и рассказ не потерял
своей последовательности, то согласитесь
с ним.

После того как ребёнок верно определил
последовательность картинок, предложите
ему составить рассказ сначала по первой
картинке, затем по второй. Далее рассказы
можно объединить в одно целое.

Используйте опорные слова. Помните, что
дети легче употребляют в своей речи
имена существительные и затрудняются
в подборе имён прилагательных и глаголов.
Терпеливо знакомьте ребёнка с новыми
словами, объясняйте их значение.

Название каждой серии картинок,
предложенное автором, условно. Предложите
ребёнку после составления рассказа
придумать своё название.

Для развития воображения, фантазии
полезно также следующее задание:
составьте рассказ, а затем предложите
ребёнку придумать его продолжение.

В особо сложных случаях вы сами
раскладываете картинки, а ребёнок только
вам помогает. Затем вы сами рассказываете
по картинкам, а он слушает. После ответов
на вопросы по каждой картинке, ребёнок
рассказывает, используя ваш образец и
прибегая к вашей помощи.

Вы можете сами разложить картинки,
намеренно нарушив их последовательность,
и попросить ребёнка помочь вам. «По-моему,
я неправильно разложил(а) картинки.
Посмотри, помоги мне найти ошибку,
исправь её».

Советуем вам обращать внимание на
детали, изображённые на картинке.
Например: на картинке III
5a изображены часы. Вы
можете вместе с ребёнком определить, в
котором часу мальчик проснулся, когда
делает зарядку.

Картинки IV 8а—в помогут
детям выучить и закрепить названия
предметов зимней одежды. После составления
рассказа по картинкам IV
10а, б вы можете попросить ребёнка назвать
домашних животных, побеседовать о том,
какую пользу они приносят.

Развитие связной речи с использованием
сюжетных картинок — это только один из
видов работы по развитию речи, который
не предполагает коррекции звукопроизношения.

Если ваш ребёнок серьёзно отстаёт в
речевом развитии и у него нарушено
произношение, мы советуем вам как можно
раньше обратиться к логопеду.

Старайтесь не принуждать ребёнка к
работе по сюжетным картинкам. Делайте
это в игровой форме. Предложите ему
рассказать интересную историю любимой
кукле или мишке.

Если картинки используются индивидуально,
то ребёнок может их раскрашивать.

Чаще хвалите своего сына или дочь,
радуйтесь их успехам.

Желаем вам интересных занятий и
успехов!

Здравствуй,
малыш!

II

Существительные:
семья, мама,
папа, бабушка, дедушка, брат, малыш,
фотограф, роддом, сын, дочь, внук.

Глаголы: встречать,
рождаться, фотографироваться, ехать,
знакомиться, радоваться.

Прилагательные:
маленький,
новорождённый (малыш),
радостный,
заботливый.

Здравствуй,
малыш!

II

Существительные:
дом, кроватка,
фотоаппарат, фотография, стена, комната,
лицо.

Глаголы: лежать,
играть, смотреть, радоваться, висеть,
любить, заботиться.

Прилагательные:
весёлый,
здоровый, любимый, маленький, заботливый.

В кроватке

II

Существительные:
мама, малыш,
брат, кроватка, рожок, молоко, аппетит.

Глаголы: поить,
кормить, ухаживать, заботиться, сосать.

Прилагательные:
вкусный,
детский, заботливый.

В кроватке

II

Существительные:
малыш, мама,
брат, кроватка, сон, тишина, книга,
вязание.

Глаголы: засыпать,
спать, поесть, вязать, читать, сидеть.

Прилагательные:
сытый,
спокойный, сонный.

Пирамидка

II
За

Существительные:
пирамидка,
кольцо, малыш, коврик, мяч, кубики, утка.

Глаголы: собирать,
надевать, играть, смотреть, сидеть.

Прилагательные:
красивый,
большой, смышлёный, весёлый.

Тема: «Составление текста из 2-3х сюжетных картинок».

Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок с использованием опорных слов.

Задачи:

1.Формирование умения определять тему, главную мысль текста и отражать их в заголовке.

  1. Формирование умения находить опорные слова в тексте и использовать их при составлении рассказа.

  2. Формирование умения устанавливать связь между предложениями текста.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход занятия:

1.Повторение:

    • Что такое речь?

    • Для чего нужна речь?

    • Какая бывает речь?

Для какой речи нужны: мел, телефон, карандаш, магнитофон, чернила, бумага.

Из чего состоит наша речь?

Что называется предложением?

Из чего состоит предложение?

Деформированное предложение. Возьмите полоски бумаги и прочитайте что там написано.

Можно ли это назвать предложением.

Какое нужно выполнить задание? ( Из данных слов составить предложение.)

Дополните свое предложение прилагательным.

2.Вот группа слов. (Дети берут комплект карточек со словами). Прочитайте их, составьте предложение. Там есть подсказка.

и, курочка, в, цыплята, курятнике, Жили

Эти слова на карточках дети в паре передвигают на парте, получая предложение: Жили в курятнике курочка и цыплята. (Возможны варианты).

3.Прочитайте свои варианты.

О ком или о чём говорится в предложении? – О курочке и цыплятах.

Что говорится о них? – Что они жили в курятнике.

Можно ли узнать, что с ними происходило? – Нет.

А что надо сделать, чтобы узнать? – Надо составить несколько предложений, то есть составить текст.

4.Вспомним, что такое ТЕКСТ. Прочитайте определение понятия ТЕКСТ. (Дети пользуются памятками:

Текст— это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

Тема— это о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль- это что говорится в тексте о предмете.

Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста.

Предложение – выражает законченную мысль.

План.

1.Ввводная часть.

2.Основная часть.

3.Заключительная часть.

Типы текстов.

1.Описание (достаточно одной картинки)

2.Повествование (несколько картинок)

3.Рассуждение (можно картинку не рассматривать)

Редактирование текста.

П – повтор (заменить повторяющееся слово)

Н – неудачное слово или предложение (вписать пропущенное слово или предложение).

V – пропуск слова или предложения (вписать пропущенное слово или предложение).

Т – не поставлены точки в конце предложения (поставит точки).

Z – красная строка (начать с красной строки)

1,2, 3 – неудачный порядок слов в предложении (изменить порядок слов).)

Если предложения связаны по смыслу, то у них появляется общая ТЕМА.

Читаем определение понятия ТЕМА.

А какова наша тема? – Курочка и цыплята. ( О ком или о чём).

Но про курочку и цыплят можно много разного рассказать. Мы выберем только одно событие, главное для нас, т.е. определим ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Вывешиваются сюжетные картинки и дается возможность детям определить главную мысль будущего текста ( что будем рассказывать о цыплятах) – цыплята испачкались.

Для рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись. Что это за слова? – ОПОРНЫЕ СЛОВА.

Читаем определение понятия ОПОРНЫЕ СЛОВА.

5.Итак, жили в курятнике курочка и цыплята.

Рассмотрим сюжетные картинки и попробуем сами назвать опорные слова. Это должны обозначать действия.

Далее дети составляют предложения к каждой картинке, а учитель по ходу составления предложений вывешивает на доску опорные слова, напечатанные на отдельных карточках.

Сюжетная картинка №1 Сюжетная картинка №2

Это слова: пошли влезли

клевали вылезли

увидели испугались

6.Составление и пересказ составленного текста.

Однажды курочка и цыплята пошли гулять. Цыплята клевали вкусную травку. Вдруг они увидели трубу. Жёлтые комочки влезли в трубу. Вылезли из трубы черные галчата. Испугалась курица: где же мои дети?

7.Проверяем:

    • Можно ли назвать рассказанное текстом?

    • Определите тему этого текста. – Курочка и цыплята.

    • Определите главную мысль. – Цыплята испачкались.

8.Если это текст, то его можно озаглавить. Возьмите три карточки, на которых написаны разные заголовки к тексту. Выберите самое точное заглавие и покажите эту карточку.

На карточках.

Курица и цыплята. Труба. Где же дети?

9. Аналогичная работа проводится по серии картинок «Лиса и заяц».

10.Составление предложения из слов: лиса, в, заяц, лесу, и, Жили

11.Подбор опорных слов.

Сюжетная картинка №1 Сюжетная картинка №2 Сюжетная картинка №3

Однажды Вдруг

погналась покатился получился

пустился наутёк смотрит

12.Выбор заголовка.

13.Пересказ текста.

14.Запись текста.

15.Чтение текста. Примерный текст: Однажды лиса погналась за зайцем.

Заяц пустился наутёк.

Вот-вот догонит лиса зайца.

Вдруг заяц покатился с горы.

Получился большой снежный ком.

Смотрит лиса: где же заяц?

15.Итог урока: Что нужно сделать, чтобы составить интересный текст?

Дети должны вывести сами следующее:

1.Определить тему, т.е. о ком или о чём я буду писать.

2. Определить главную мысль, т.е. что я буду писать про свой предмет.

3. Подобрать опорные слова.

  • Логопедический проект сказка о веселом язычке
  • Логопедические сказки по типу занимательной логопедии
  • Логопедические сказки для дошкольников
  • Логопедические рассказы со звуком р
  • Логопедические рассказы для пересказа