Лошадь и жаба толстой главная мысль рассказа

Тема: «Умение работать с текстом»

учени____ 3 «____» класса ________________________________________

Вариант 1

1. Прочти текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого.

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным

лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи хорошо ей.

Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху».

Наломали они острых прутьев, и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили.

Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.

Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по

грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь

увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул… Колёса глубоко

увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всётаки собрала она все силы

и объехала жабу.

Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а

понимает!» – сказал он.

Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели

игру затеять, да чтото у них не ладилось: им было чегото стыдно.

2. Выполни задания. Отметь в кружок утверждения, соответствующие

содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;

б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;

в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) окраина селения.

б) изгородь вокруг деревни;

в) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;

б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);

в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;

б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);

в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит __

б) прыгает __

в) вылезла __

г) хочет спрятаться __

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

Озеро

Видишь, вон на том месте пройти нельзя
– топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На
дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но,
о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с
Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите.
Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само
большое Озеро велело, а они только маленькие
Ручейки…
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду
мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И,
позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж
так обмельчало, что даже не нашлось у него волны
подходящей друзей кликнуть.

(102 слова)
(Я. Ярмыш)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

3 класс

Сами виноваты

Построили себе Заяц и Зайчиха
небольшой домик. Всё вокруг убрали, расчистили,
размели. Только остался у дороги большой камень.
– Давай оттащим его в сторонку, – предложила
Зайчиха.
– А ну его! – ответил Заяц. – Кому надо будет,
пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на
дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами,
налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила
Ивановича Топтыгина на пирог.
– Приду, – обещал Медведь. – И мёд принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку
мёду нёс. Споткнулся о камень, да так, что
перевернулся через голову и попал прямо в заячий
домик. Бочку с мёдом разбил, дом развалил.
Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от
горя. А зачем плакать? Сами виноваты!

Статья опубликована при поддержке компании «ГПММОСКВА». Компания занимается грузоперевозками манипулятором по Москве и Подмосковью. Грузоподъёмность до 12 т и вылет стрелы до 21 метра, транспортировка грузов в максимально сжатые сроки, краны-манипуляторы, краны-вездеходы, а также автовышки, оснащённые специальной рабочей платформой, доступные цены. Узнать подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены, контакты и оставить онлайн-заявку Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gpmmoskva.ru/uslugi/perevozka-gruzov-manipulyatorom/.

(131 слово)
(По С. Михалкову)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Заяц расквасил себе нос?
3. Почему сказка называется «Сами виноваты»?

4 класс

Рекс и Кекс

Слава
и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг
другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава
следил, чтобы Витя правильно писал слова и не
пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно
поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её
зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту.
На следующий день Слава не решил заданную на дом
задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь.
Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба
мальчика получили по двойке. А потом они узнали,
что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! –
обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки
мы из-за спора схватили! И подумать только,
из-за чего люди ссорятся!..

(151 слово)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из-за чего поспорили мальчики?
2. Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?

Проверка навыка чтения
вслух (2–4 классы)

Проверка читательских умений работать
с текстом художественного произведения

2 класс

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за
околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам.
Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи
– хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая!
Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и
давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает
жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да
ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая.
Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли
дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А
лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик
сердито на неё крикнул… Колёса глубоко увязли в
грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А
всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину
пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и
отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них
не ладилось: им было чего-то стыдно.

(155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба»
Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь
утверждения, соответствующие содержанию
прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова
околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг
селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина
вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде
животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина
вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде
животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр
последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит;
б) прыгает;
в) вылезла;
г) хочет спрятаться.

6. Определи с помощью цифр
последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили;
б) наломали;
в) давай тыкать.

7. Выпиши определения, которым автор
характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную
последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые
у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10. Какой нравственный урок получили дети?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

1

 

+

     

2

+

       

3

+

       

4

 

+

     

5

2

3

1

4

 

6

3

1

2

   

7

старая, худая

8

5

3

1

2

4

9

жаба, лошадь

10

стыдно обижать слабых,
беззащитных

3 класс

Кнут

– Дедушка, смотри, какой я кнут
нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты –
ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко… И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я,
конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз
вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под
хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды
согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал
меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь
кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор
увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что?
Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и
получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о
кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под
подушкой оно вроде надёжней всего…
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим
– где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо
прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот
спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут
надобно крепко покумекать. Но ты же у нас
головастый. Мать говорит – на одни пятёрки
учишься…
Красный и потный – не от чая горячего, а от
дедовских насмешливых глаз – я медленно слез
с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого
удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому
деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне
захотелось поскорее избавиться от этого
злополучного кнута.

(261 слово)
(В. Волков)

Прочитай текст «Кнут» В. Волкова.
Выполни задания. Отметь утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в
тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из
текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;
б) в селе.

3. В какое время суток происходят
события, описанные в тексте?

а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед
дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил
внук?

8. Какое значение в слово согрешить
вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные
предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения,
порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать
кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;
б) головастый/

12. Почему Вовке захотелось избавиться от
злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную
последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1

 

+

   

2

 

+

коса, сад, огороды,
заогородная тропка

3

   

+

 

4

кнутом

5

на дороге

6

+

     

7

кнут чужой взял и деду
соврал

8

       

9

увидит хозяин

10

спрятать кнут под
подушку

11

подумать

умный

   

12

       

13

3

4

1

2

4 класс

Прозрение

В одной московской школе перестал
ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по
совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень
грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему
сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам
ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из
них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг
друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела
друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь
рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему
поняли, какое несчастье произошло с их другом.
Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно
кивал головой. По лицу мамы градом катились
слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда
заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет
гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной
партой, тихонько рассказывал ему во время урока
то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все
радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь
класс. Для того чтобы объяснить урок другу,
попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята
старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву
на каток. Мальчик очень любил классическую
музыку, и одноклассники ходили с ним на
симфонические концерты…
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем
поступил в институт. И там нашлись друзья,
которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце
концов стал всемирно известным математиком,
академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.

(333 слова)
(Б. Ганаго)

Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго.
Выполни задания. Отметь утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В каком городе учился мальчик?

а) В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.

2. Почему одноклассники решили сходить к
мальчику домой?

а) У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.

3. Как Левина мама объяснила отсутствие
сына в школе? Выпиши слова из текста.

4. Какое значение вкладывает автор в
слово защебетали (одноклассники)?

а) Запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.

5. Когда ребята по-настоящему поняли,
какое несчастье произошло с их другом?

а) Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах,
ощупывая путь рукой, выходит к ним.

6. Какое решение приняли ребята?

7. Восстанови последовательность смены
настроения мамы.

а) У мамы на глазах навернулись слезы.
б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
в) Мама печально ответила… .
г) По лицу мамы градом катились слезы.

8. Как ты думаешь, можно ли плакать от
радости?

а) Да;
б) нет.

9. Что сделали одноклассники после
посещения товарища?

10. Почему ребята радовались пятеркам
Левы больше, чем своим?

11. Какое значение вкладывает автор во
фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые
стали его (Левы) глазами?

12. Восстанови с помощью цифр правильный
порядок пунктов плана.

а) Всемирная известность.
б) Мальчик перестал ходить в школу.
в) Решение ребят не бросать друга в беде.
г) Успешная учеба Левы в школе.
д) Одноклассники у Левы дома.
е) Новые друзья в институте.

13. Составь план из трех пунктов.

14. Выпиши главную мысль этого рассказа.

15. Как ты думаешь, о каком «прозрении»
идет речь в произведении?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1

+

         

2

 

+

       

3

Лева ослеп и сам ходить
не может

4

 

+

       

5

   

+

     

6

по очереди водить в
школу, провожать домой, делать уроки

7

3

1

2

4

   

8

+

         

9

составили план

10

в этом была и их заслуга

11

помогали Леве

12

6

1

3

4

2

5

13

           

14

последнее предложение

15

о прозрении для добра

Проверка читательских умений

Ф.И. учащихся

Выполнили всю работу
без ошибок

Допустили ошибки в
заданиях

   

1

2

3

4

12

13

14

15

16

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Проверка уровня начитанности

4 класс

1. Приведи 2–3 примера названий малых
фольклорных жанров.

2. Определи жанры произведений.

а) Что посеешь, то и пожнешь.

б) Желтый Антошка
Вертится на ножке:
Где солнце стоит,
Туда он глядит.

в) Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишку сшиб.

3. Объясни, в каких жизненных
ситуациях можно сказать: «Что посеешь, то и
пожнешь»?

4. Определи жанры произведений,
относящихся к разделу «Устное народное
творчество».

а) Летописи;
б) былины;
в) сказки;
г) басни.

5. Запиши 3–4 имени былинных героев в
порядке старшинства.

6. Что общего в бытовых сказках и
баснях?

а) Наличие конкретного автора;
б) небольшой объем;
в) поучительность;
г) наличие диалогов.

7. К какой из басен И. Крылова можно
отнести поговорку: «Кто в лес, кто по дрова»?

8. В какой из сказок волшебный мир – это
подводное царство?

а) «Гуси-лебеди»;
б) «Медное, серебряное и золотое царства»;
в) «Морской царь и Василиса Премудрая»;
г) «Крошечка Хаврошечка».

9. Напиши 2–3 названия сказок, где
действуют волшебные помощники.

10. Вспомни 1–2 названия произведений,
где герои одерживают победу над собой.

11. Укажи 2–3 авторов, которые пишут
смешные рассказы о детях и для детей.

12. Перечисли 2–3 фамилии поэтов, чьи
произведения о весне ты читал.

13. С какими детскими журналами ты
знаком?

а) «Филя»;
б) «Мурзилка»;
в) «Веселые картинки»;
г) «Миша»;
д) «Вини-Пух»;
е) _______________________________.

14. Какие книги (1–2) можно отнести к
справочно-познавательной литературе?

Материалы для проведения промежуточной аттестации

по литературному чтению

2 класс за 2013-2014 учебный год

Вариант I

Лошадь и жаба

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.

 Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.

 Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул… Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.

 Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.

 Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

Вопросы:

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;

 б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;

 в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;

 б) изгородь вокруг деревни;

 в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;

 б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);

 в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;

 б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);

 в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит;

 б) прыгает;

 в) вылезла;

 г) хочет спрятаться.

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили;

 б) наломали;

 в) давай тыкать.

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?

 б) Встреча лошади с жабой.

 в) Как хорошо после дождя!

 г) Потеха детей.

 д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

Вариант II

Солнце и туча

        Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

        И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у нее было грозовое настроение.

        – Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

        А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

        – Ну транжирь еще, – не унималась туча, – транжирь свое богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

        Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте – смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

Вопросы:

1. Где происходили события, описанные в тексте?

а) на небе;

б) на суше;

в) на море;

г) на земле

2. В какое время года происходили события?

а) зимой;

б) весной;

в) летом;

г) осенью

3. Восстанови последовательность действий солнца.

а) бултыхнулось;

б) путешествовало;

в) продолжало катиться;

г) разбрасывало;

д) раздаривало

4. Восстанови последовательность действий тучи.

а) рассыпалась;

б) злилась;

в) хмурилась;

г) ворчала

5. Подбери близкие по значению словосочетания к слову щедро.

а) охотно делящийся с другими чем-либо;

б) не желающий тратить, расходовать что-либо;

в) не умеющий считать что-либо

6. Определи главных героев произведения.

7. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).

Солнце и туча, мороз и солнце, ________

8. Отметь предложение, наиболее точно, на твой взгляд, выражающее главную мысль текста.

а) Неси радость другим – и сам будешь счастлив.

б) Чужого не желай и своего не теряй.

в) Умел взять – умей и отдать.

9. Подумай, что заключено в заглавии.

а) тема;

б) основная мысль

  • Ломоносов полное собрание сочинений
  • Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь стр 45 литературные сказки
  • Ломаные прутья как пишется и почему
  • Литературное чтение 2 класс учебник страница 75 какие сказки 3 там отпишутся
  • Ломаная линия как пишется и почему