Лучше быть глупцом на свой риск чем мудрецом на основании чужих мнений сочинение

Ницше: Идея «Сверхчеловека» и Философия Жизни

  • Posted on 10.12.201824.12.2018

Ein Spiegel ist das Leben.

In ihm sich zu erkennen,

Möcht’ ich das erste nennen,

Wonach wir nur auch streben. 

«Жизнь – зеркало. Узнать себя в нем – в этом, сказал бы я, заключается главная цель.

К этому стремится каждый из нас»

Ф. Ницше 


Nietzsche

Friedrich Nietzsche (1844-1900) on his sickbed. 1899. Oil sketch.

Фридрих Ницше – один из самых известных философов современности, идеи которого до сих пор вызывают споры. Его обвиняли в имморализме, человеконенавистничестве, в богоборчестве, доходящем до полного исключения высшей сущности бытия. Его любили и ненавидели, возносили и презирали, а он продолжал расширять рамки принятых философских концепций, парадоксальным образом отвергая в себе философа.

«Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии нисколько не доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей навязчивой идеи, нисколько не говорит в пользу ее разумности».

«Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений».

«Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его или недостаточно отстал».

Живший во вторую половину ХIХ века, Ницше считал, что философия как учение само по себе является ошибкой. Он был пророком нигилизма, который заявил о конце философии, религии, метафизики и любой другой науки о ценностях современного общества. Сами эти ценности он также подвергал критике, стремился провести их переоценку, потому что, по его мнению, они привели мир к полному упадку, то есть к декадансу. Он утверждал, что наш мир эпоха за эпохой, начиная с античных времен существования Сократа, двигался по пути к деградации, уйти от которой возможно с наступлением нового времени – времени «сверхчеловека».


Nietzsche

by Edvard Munch (1906)

Идея «сверхчеловека» – основная концепция в сочинениях Ницше.

Главное отличие этого «сверхсущества» заключается в том, что оно обладает волей к власти. Оно желает подчинять себе другого в том или ином смысле, отвергая при этом известные ранее моральные устои. Идеал нового человека, который живет по своим мировоззренческим канонам, Ницше назвал «белокурым животным». Иногда это выражение переводят как «белокурая бестия» (лат. bestia – «животное»).

Наиболее известный пример произведения, в котором идея «сверхчеловека» подвергается сомнению – роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. В нем Родион Раскольников попытался условно разделить мир на «право имеющих» и «тварей дрожащих», причислив себя к первой категории, но в конце концов убедился в ошибочности своих взглядов. Интересен факт, что Ницше был знаком с Достоевским, радовался встрече с ним и назвал его «единственным психологом», у которого он «мог кой-чему научиться».

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину».

«Следовать голосу своей совести удобнее, чем голосу рассудка; ведь при дурном исходе у совести найдется всегда оправдание и утешение. Потому-то так много совестливых людей и так мало разумных».

У Ницше идея «сверхчеловека» наиболее полно отражена в произведениях, написанных на последнем этапе творчества. К нему относятся книги «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», однако и до них мыслитель создал множество любопытных работ. Если перечислить их в хронологическом порядке, то получится длинный список: «Несвоевременные размышления» (здесь он впервые проявил себя как мыслитель с особенными взглядами, отличающимися от мнения остальных), «Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения», «Странник и его тень», «Утренняя заря», «Веселая наука», «К генеалогии морали», «Случай Вагнера», «Сумерки кумиров», «Антихрист» и «Ecce homo».


Friedrich Nietzsche


Отличительная особенность его сочинений заключается в стилистики языка.

Ницше не любил сухого изложения фактов – он стремился выразить идеи с помощью необычных интерпретаций: использовал притчи, различные истории. Именно поэтому в его работах нет строгой систематичности, которая свойственна философским трактатам. Зато каждое его сочинение пестрит афоризмами, раскрывающими сущность человека, жизни и мира вокруг.

«Что не убивает меня, то делает меня сильнее».

«Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу; то есть, хвалим собственный вкус».

Одно нужно иметь: либо от природы легкую душу, либо душу, облегченную искусством и знанием.


ИСТОЧНИКИ:

В. П. Лега. «Современная западная философия. Фридрих Ницше»

К. Т. Ясперс «Ницше. Введение в понимание его философствования»

Ф. Ницше «Злая мудрость. Афоризмы и изречения»


Фото: Кристина КЕЛАСОВА

Место: Дом Книги, м. ВДНХ, пр-т Мира, 119с516, Павильон 516

Юлия УГЛОВА

Похожие темы
  • Nietzsche
  • идеи
  • книги
  • ницше
  • психология
  • сверхчеловек
  • философия
  • философияжизни
  • фридрихницше

Ответы

Николай Зайцев

Николай Зайцев

Я слабо ее знаю. Но знаю, что не столько важна мысль сама по себе, сколько ее интерпретация. Работы любого философа можно подогнать под свои намерения.

Светлана Сильнова

Светлана Сильнова

идея сверхчеловека, которому все позволено, интересна…. но кажется, именно ею руководствовались все завоеватели мира…Наполеон, Гитлер…

Алла

Алла

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений. 😉

ДС

Дарья Собянина

ну могу сказать что с многими аспектами его работ я согласна, хотя есть моменты где мое мнение вкорне отличается

ЕЧ

Елена Чабан

Любого философа интересно читать , но просто необходимо иметь свое мнение по всем рассматриваемым вопросам!)

Елена Фомченкова

Елена Фомченкова

В плане самосовершенствования-это неплохо,а в плане искоренения людей не соответствующих-крайне негативно

ES

Eugene Schumann

Радость через силу, неоспоримое превосходство сильной личности всегда привлекательно.

Дина Колодчук

Дина Колодчук

не однозначно и есть много полезного но есть и много противоречивого для меня лично

Марина ***

Марина ***

Никак, но я знала человека, который очень хорошо разбирался в философии Ницше.

Мария Баснина

Мария Баснина

пока никак…надеюсь прочитаю про него что-нибудь….

Ма

Марго

Каждая философия имеет право на существование

Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения

Я полностью согласна с автором высказывания. Человеку свойственно делать выводы о других людях. Кто-то скоропалительно судит человека по внешности, кто-то ориентируется на ощущения после общения. Кто-то позволяет себе говорить о человеке после многих лет знакомства, опираясь на опыт. И всегда кто-то будет добрым, а кто-то злым, кто-то умным, а кто-то глупым. Но по каким критериям мы определяем ум, силу, доброту или степень глупости? Вопрос философский и требует размышлений.

Почему я согласилась с автором без размышлений? Вот так просто посчитала глупым какого-то человека, который не меняет своего мнения? Потому что это истина. Да, с одной стороны, человек, который уверен в себе, в своем мнении, не предает себя и свои цели, не отступает перед трудностями, видится нам решительным, умным, примером для подражания. Но это лишь тогда, когда его уверенность не достигнута за счет унижения другого, когда его мнение не является оскорбительным, когда ради целей не нужно «идти по головам», а преодоление трудностей не требует предательства.

Я считаю, что умный человек всегда пересмотрит свое мнение, если будет очевидно, что он не прав. Умный человек не будет упираться подобно упрямому животному, а согласится на компромисс. Умный человек не будет судить сгоряча, и попросит прощения в случае ошибки. Да, все эти действия предполагают изменения своего мнения в силу обстоятельств. И глуп тот человек, который будет стоять на своем даже тогда, когда в этом не будет ни смысла, ни истины.

Я считаю, что количество знаний не показатель уровня ума и образованности. Сам процесс получения знаний предполагает не только их запоминания и складирование в ячейки памяти. Получение знаний – это непрерывный анализ увиденного, услышанного, прочувствованного. Анализирование информации также предполагает возникновение сомнений, раздумий, и, как следствие, часто влечет за собой изменения мнения. Это и есть вывод, а из выводов складывается наш жизненный опыт.

Очень хорошо высказывание автора иллюстрирует стихотворение Сергея Михалкова «Фома». В нем речь идет о мальчике, который никогда не кому не верил и слыл «упрямым Фомой». Конечно, стихотворение шуточное, небылица можно сказать, но герой произведения – яркий пример глупости, хоть и зовется упрямым. Фома никогда не меняет своего мнения, даже когда его неправота очевидна. Смотря на слона в зоопарке, он не верит, что это слон, называя животное не похожим на слона. Фома не верит, что зима на дворе и выходит на улицу в трусах, а по лужам идет без калош. Даже в реальной жизни подобного рода упрямство служит свидетельством глупости. Разве может умный человек отрицать очевидное, и не менять своего мнения?

В 2017 году на Камчатке случился инцидент, в котором из-за упрямства и принципиальности умер человек. К погибшему не успела карета скорой помощи из-за возникшего на дороге конфликта между водителями неотложки и легкового авто. Да, никто не знает, выжил бы тот человек вообще. Но те 10 минут, потраченные на пререкания, могли дать шанс на спасение. Все потому, что водитель авто не уступил дорогу. Хотя обязан был по закону. А водитель скорой помощи, в свою очередь, не пожелал объехать. Кто-то заупрямился, кто-то пошел на принцип. Никто не пожелал изменить свое мнение ради спасения чьей-то жизни. Иначе, как глупостью, это не назовешь.

Я согласна с автором в полной мере. Человек – живое существо, которому свойственно ошибаться. Человек обязан уметь быть гибким, идти на компромиссы, бороться с упрямством. Потому что в лучшем случае, глупец рискует стать изгоем или посмешищем, а в худшем – глупость может стоить чьей-то жизни. Не бойтесь менять свое мнение – это не стыдно, а умно.

Проблема перенаселения волнует многих исследователей. Вопросом о том, как ее решить, задается и один из персонажей киновселенной Marvel — Танос. Однако он оказывается не героем, а злодеем, который хочет уничтожить половину населения Вселенной. Конечно же, ни один социолог не предложил бы такого радикального решения.

Об этом говорит и сам Танос: он считает, что только сильнейший способен взять на себя подобную ответственность. Почему же в итоге он терпит поражение? Как это связано с философией Фридриха Ницше? И можно ли назвать Таноса сверхчеловеком? Попробуем ответить на эти вопросы. 

Автор: Глеб Андреев

Смысл жизни Таноса

По сюжету фильмов Marvel целью Таноса становится уничтожение половины жителей Вселенной. Его беспокоит проблема перенаселения, из-за которого ресурсы постепенно исчерпываются, а жизнь граждан превращается в бойню за существование. Поэтому Танос предлагает выход: принести в жертву половину населения ради спасения остальных.

Кем именно он хочет пожертвовать? По сути, это лотерея: те, кто исчезнет с лица Земли и других планет, выбираются случайно, независимо от заслуг.

В этом Танос видит определенную справедливость: в своих намерениях он искренен и беспристрастен, все существа для него равны, а жизнь собственной дочери не важнее любой другой жизни. И дело здесь не в том, что он ко всем одинаково равнодушен. Мы видим, что он действительно любит Гамору, хоть она сама этого не ожидает. Но все же он убивает ее, чтобы спасти миллиарды других жизней — впрочем, уничтожив ровно столько же.

Танос считает, что его задача — нести мудрость тем, кто не в силах ее принять. А точнее, насадить ее силой всем, кто встанет у него на пути. Он хочет установить баланс, но делает это путем разрушения. Поэтому и метафорой гармонии для него становится оружие — нож с двумя лезвиями, который он показывает Гаморе.

Интересно, что гармония обычно представляется как равновесие противоположностей. Здесь же мы с обеих сторон видим лезвия, т. е. смерть и разрушение. 

Теория Таноса

Убеждения Таноса можно назвать эсхатологическими. В широком смысле эсхатология — это система взглядов и представлений, связанных с концом жизни. Обычно эти взгляды относятся к религии, но Танос пытается представить их в виде настоящей теории. В диалоге с Гаморой он утверждает, что на его стороне чистая математика: Вселенная конечна, как и ее ресурсы, и если жизнь не ограничивать, то она изживет сама себя.

Можно предположить, что все дело в том, что он внутренне боится не успеть за свою жизнь выполнить миссию или же быть побежденным, например, Мстителями. Однако Танос уверен в собственных силах. Недаром он полагает, что «сложнейший выбор сделает лишь сильнейший». Очевидно, что в качестве сильнейшего Танос не представляет никого, кроме себя.

Его выбор всегда связан с разрушением: он истязает родную дочь Небулу, чтобы сделать ее совершенной, приносит в жертву Гамору, чтобы заполучить один из камней для своей перчатки. Как ему кажется, «ценой всего» он ведет мир в светлое будущее. 

Почему же во всех делах Таноса сопровождает смерть? 

Танос и психоанализ

Само имя, которое Таносу дал сценарист Джим Старлин, изначально должно вызывать ассоциацию со смертью. Танатос — олицетворение смерти в Древней Греции, а также термин, который позже популяризировал Зигмунд Фрейд. Еще в ходе разработки теории, связанной с инстинктом самосохранения, Фрейд обнаружил, что не все можно объяснить с его помощью. Кроме того, он наблюдал деструктивные установки, которые выбивались из общей теории. Так появилась идея танатоса — инстинкта (или влечения) смерти. Согласно Фрейду, все живое стремится к своему первоначальному состоянию до начала жизни. Иными словами, цель каждой жизни — смерть.

Стремление к смерти заложено в самом Таносе. В комиксах он даже влюбляется в физическое воплощение смерти. Но его сила слишком велика, чтобы кто-то смог его убить, поэтому смерть он обретает только после реализации своей идеи-фикс.

Сверхчеловек

Танос приходит к тому, о чем писал немецкий философ Фридрих Ницше в романе о Заратустре, — к подчинению мира своей воле. Танос становится источником своей собственной морали и делает так, чтобы она повлияла на общемировой порядок — причем таких масштабов Ницше не мог и представить.

Танос выбирает жизнь «по Ницше»: «лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений».

Танос — воплощение этой цитаты. Он уверен в своих взглядах, у него есть их эмпирическое подтверждение — судьба его родной разрушенной планеты Титан. А главное — в его суждениях заложена мысль, что никто, кроме него, не сможет решиться на уничтожение стольких жизней. 
Можно ли переубедить того, кто свято верит в свою теорию, которая для него объясняет абсолютно все? Конечно, нельзя. Поэтому, когда Танос из альтернативной Вселенной видит борьбу землян, он решает и вовсе уничтожить всю жизнь, несмотря на изначальную цель. Теперь он планирует убить все население, а не только его половину, и создать новую Вселенную, которая будет ему благодарна, ведь ей не о чем будет сожалеть. Таноса не останавливает даже то, что он ошибся в своих выводах, а все потому, что он исходит не из каких-то фактов и подтверждений, а из собственных убеждений.

В конце жизни Танос приходит к размышлениям, похожим на то, о чем говорил Ницше: человека (а в нашем случае — всех живых существ) нужно превзойти, и должен это сделать сверхчеловек. Он был бы страшен в своей доброте, прямо как Танос, который убивает ради продолжения жизни. Как писал Ницше, «самое злое нужно для блага сверхчеловека».

Воля сверхчеловека подчинена его Эго. Он творец, задающий вектор жизни и подчиняющий ее саму своей воле. Так, Танос — носитель морали господ по Ницше. Это значит, что он сам является мерилом нравственности и сам знает, что хорошо, а что плохо.

Ницше пишет: «Некоторым не удается жизнь, ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им».

Этими словами можно подвести итог жизни Таноса, которая действительно не удалась: его убеждения оказались ложными. Именно по этой причине самого Таноса даже с оговорками нельзя назвать сверхчеловеком. Он не смог подчинить своей воле весь мир, ему удалось это лишь на время, причем насильственными методами.

Однако есть и то, что роднит Таноса и Ницше: их способы рассуждения и взгляды на мир в чем-то схожи. Они исходят из одних оснований и приходят к похожим выводам. Разница лишь в том, что Танос возомнил, будто именно он и есть сверхчеловек, но все-таки не смог достичь своих целей. 


О том, кто такой сверхчеловек, мы рассказываем на нашем курсе «Вся история философии: от Античности до наших дней».

Вы можете оформить подписку, перейдя по этой ссылке

  • Лучше была бы взбучка рассказ
  • Лучше бы тебя не было рассказ на дзен субъективные эмоции
  • Лучше бы тебя не было рассказ на дзен глава 85
  • Лучше будь прост да честен чем умен и лжив сочинение
  • Лучшая школа дисциплины есть семья сочинение