Лука и сатин сравнительная характеристика сочинение

В пьесе «На дне» (1902 г.) Максим Горький показал социальные условия России рубежа 19–20 веков и их отражение в сознании людей, выброшенных на дно жизни. Автора интересует сознание обитателей ночлежки во всей его противоречивости. Появление странника Луки — завязка конфликта, этот человек с его жизненной философией сильно повлиял на сознание ночлежников. Со взглядами Луки на жизнь и людей не все согласны. Особенно острое различие в философском взгляде на человека проявляется в действиях и словах Луки и в рассуждениях Сатина. Сравнительная характеристика Луки и Сатина позволяет выявить философскую проблематику пьесы.

Имя, возраст, социальное положение

В ночлежку Костылевых пришёл переночевать странник Лука. Это человек 60 лет, у него все атрибуты странника: за плечами котомка, за поясом чайник и котелок, в руках палка.

Цель его странствия — Украина. Он слышал, что «открыли там новую веру» и хочет узнать, что это за вера.

Константин Сатин — постоялец ночлежки Костылевых, ему лет 40. Это совершенно опустившийся бездомный человек, шулер. Он нигде не работает, деньги добывает, играя в карты; применяет при игре шулерские приёмы.

Речевая характеристика

Речь Луки характеризует его как умного и доброго человека из народа. В речи он использует русские народные пословицы и поговорки («Под лежачий камень вода не течёт» и другие). А его слова «старику — где тепло, там и родина» являются, вероятно, перефразированной поговоркой «где тепло, тут и добро». Разговаривает Лука с людьми спокойно и вежливо.

Речь Сатина грубовата, резка. Он любит произносить различные редкие слова, причём смысл некоторых из них он не понимает. Сатин говорит Бубнову, что все обыкновенные «человеческие слова» он слышал «наверное, тысячу раз» и они ему надоели.

Предыстория героев, как попали «на дно»

В пьесе довольно подробно рассказано о судьбе Сатина, о том, что привело его в ночлежку Костылевых. Исторюя своей жизни он поведал Луке (в 3-м действии).

Сатин раньше служил телеграфистом, был рубахой-парнем, весёлым, общительным, любил танцевать, играть на сцене. Преступление перевернуло всю его жизнь: в запальчивости он убил обидчика своей сестры. В тюрьме он научился шулерству. Выйдя на свободу через 4 года и 7 месяцев, Сатин решил, что «после тюрьмы — нет ходу», не захотел жить честным трудом, а стал прожигать свою жизнь, добывая деньги игрой в карты.

Об истории жизни Луки автор не сообщает ничего, кроме того факта, что он жил в Сибири и служил там сторожем на даче одного инженера. Сейчас он, пробираясь из Сибири на Украину, на одну ночь остановился в ночлежке у Костылевых.

Характер

Лука — любознательный человек, ему интересны люди, он хочет добраться до Украины, чтобы посмотреть, что за новая вера там появилась. Лука добр, участлив к людям, сопереживает и бескорыстно помогает им. Проповедь о том, что людей нужно жалеть, характеризует Луку как добросердечного человека.

Константин Сатин — человек грубоватый, весёлый, «бравый», как сказал о нём Лука. Он довольно умён и начитан.

Взгляд на жизнь и человека

Лука по натуре оптимист, он считает, что выход есть почти из любой сложной ситуации, что человек может найти в себе силы, чтобы подняться со дна жизни. Лука уверен, что нужно поддерживать в людях надежду на лучшую жизнь. Надежда, пусть и иллюзорная, лучше, чем безнадёжность, подавляющая стремление к лучшей жизни. Он утверждает, что для человека иногда утешительная ложь полезнее, чем правда. В 3-м действии Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь». В подтверждение рассказал притчу о праведной земле: как один человек, веривший, что существует такая земля, разуверился в этом и удавился.

Стихотворение Беранже «Безумцы», которое вспомнил Актёр, характеризует Луку как благодетельного безумца, который людям, не нашедшим правду, навевает «сон золотой».

Пассивная идеология Луки нашла отклик в умонастроении Сатина. Его реакция на слова странника о жалости к человеку выражает иную жизненную позицию. В своём знаменитом монологе Сатин утверждает, что жалость унижает человека, что вместо того, чтобы жалеть, нужно уважать его. Но сам этот герой, так высокопарно рассуждающий о Человеке, уважения не достоин, ведь он живёт за счёт обмана и шулерства.

Отношение к другим персонажам

В момент первого своего появления в ночлежке Лука называет её обитателей «честным народом». В каждом из своих новых соседей он видит хорошие стороны его личности, находит подход к каждому из героев. Странник искренне желает ночлежникам добра и показывает им пути достижения лучшей жизни. Он не в силах сам вывести этих людей со дна жизни, а просто поддержал их слабую веру в то, что не всё ещё для них потеряно.

Сатин относится к своим соседям по ночлежке грубовато. Клещу, который горюет, что у него нет работы, он даёт совет: «…ничего не делай! Просто обременяй землю!..» Актёру Константин безжалостно объявляет: «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!» Пеплу, убившему в драке Костылева, Сатин сочувствует и говорит, чтобы он звал его в свидетели.

Характеристика героев другими действующими лицами

После своего исчезновения Лука получает следующие характеристики от других героев:

  • Настя назвала его хорошим старичком.
  • Клещ отметил, что он был жалостливый и не любил правды, и добавил: «Верно — какая тут правда? И без неё — дышать нечем…»
  • Татарин заявил, что старик в душе имел закон: «Не обижай человека…»
  • Барон назвал странника шарлатаном.
  • Сатин возразил Барону: «Старик — не шарлатан! <…> Он врал… но это от жалости к вам…» Сатин сказал, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету», то есть Константин стал по-новому смотреть на жизнь и людей и окончательно понял, что «правда — бог свободного человека», а «ложь — религия рабов и хозяев».

Сатина Лука характеризует как весёлого, приятного, бравого, неглупого человека. «Легко ты жизнь переносишь!» — говорит он Константину.

Сравнительная характеристика Луки и Сатина (таблица)

Параметры сравнения Лука Сатин
Возраст, социальное положение 60 лет, странник. 40-летний обитатель ночлежки для бедных, безработный.
Речь Разговаривая, использует иногда простонародные слова, русские народные поговорки и пословицы. Часто говорит резко, грубовато, любит произносить редкие слова.
Предыстория Жил в Сибири, служил сторожем на даче под Томском. Служил телеграфистом, в юности был компанейским парнем, любил танцевать, играть на сцене, смешить людей.

В запальчивости убил обидчика сестры и отсидел за это в тюрьме 4 года 7 месяцев. В заключении научился игре в карты и шулерству.

Как попал на «дно» По дороге на Украину остановился на ночь в ночлежке Костылевых. В ночлежку Костылевых Сатина привело то, что после тюрьмы ему трудно было устроиться на службу, а физически работать он, очевидно, не захотел.
Как живёт сейчас Странствует, интересуется религией, старается помогать людям советом и добрым словом. Пьёт спиртное, играет в карты на деньги.
Черты характера Любознательность, способность к сопереживанию, добросердечность. Энергичность, грубоватость, начитанность.
Взгляд на жизнь и человека Считает, что человек, когда у него нет сил выбраться со «дна» жизни, нуждается в утешительной лжи, в иллюзорной надежде на лучшую жизнь. Жалость унижает достоинство человека, человека нужно уважать. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Отношение к другим персонажам Старается утешать несчастных людей, указать им путь к лучшей жизни. Относится к людям грубовато, предпочитает говорить им безжалостную правду. Клещу советует смириться со своей судьбой и просто обременять землю.
Характеристика героев другими персонажами Настя считает Луку хорошим человеком, Клещ —  жалостливым, а Татарин — справедливым. Барон считает Луку шарлатаном. Сатин с ним не согласен, он понимает, что странник просто жалел обитателей ночлежки. Лука считает Сатина неглупым человеком, который легко переносит жизненные невзгоды.

Вывод

В пьесе «На дне» М. Горький показал две философские позиции: Луки, который считает, что «не всегда правдой душу вылечишь» и Сатина, провозгласившего в своём монологе, что «правда — бог свободного человека». Сравнительная характеристика Луки и Сатина показывает, что эти позиции, в общем-то, близки друг другу, ведь Лука говорил утешительные слова и старался вселить надежду на лучшее только тем, кто нуждался в этом: Анне, Насте, Актёру, Пеплу, Наташе. Такая утешительная помощь не нужна Клещу, Бубнову, Барону и Сатину, поэтому Лука с ними мало общался. Этот странник живёт по принципу: «Жалеть людей надо», а Сатин решил жить только для себя и «просто обременять землю», как он советует и Клещу, потерявшему работу.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образы Луки и Сатина, героев пьесы «На дне» Максима Горького, интересны тем, что их сравнение помогает определить философскую проблематику этого произведения. Сравнительная характеристика Луки и Сатина поможет определить, кто эти герои — антиподы или родственные души.

Социальное положение, возраст

Лука — 60-летний странник, направляющийся на Украину, чтобы узнать, какую новую веру там открыли.

Константин Сатин является постояльцем ночлежки, где остановился Лука. Этому человеку лет сорок, он не работает, предпочитая добывать деньги на жизнь шулерством, игрой в карты.

Характеристика речи

Речь Луки характеризует его как доброго, умного человека. В разговоре странник использует поговорки, пословицы, иногда их перефразируя по-своему (например, вместо «где тепло, тут добро» говорит: «…где тепло, там и родина»). Странник любит поговорить, речь его вежлива, спокойна.

Константин Сатин тоже любит говорить, особенно ему нравится произносить редкие слова, смысл которых он, наверно, не очень понимает. Но, как говорит Константин, ему надоели обыкновенные «человеческие слова», которые он слышал «тысячу раз». Разговаривает этот герой с людьми грубовато, в своих высказываниях он резок.

Черты характера

Луку отличают следующие качества:

  • Любознательность. Его интересуют взгляды людей на жизнь. Узнав, что на Украине «открыли» новую веру, он направил свой путь туда, чтобы узнать о ней.
  • Доброта. Этому страннику присуща участливость к окружающим, сопереживание попавшим в беду, старание им помочь. Его проповедь о том, что людей жалеть надо, характеризует Луку как человека добросердечного, сопереживающего.

Сатину присущи такие качества как

  • грубоватость;
  • жизнелюбие;
  • энергичность.

Он довольно умён и начитан.

Правда Луки и Сатина

Эти герои пьесы «На дне» по-разному относятся к жизни и к людям. Смысл спора Луки и Сатина состоит в разнице их взглядов на сочувствие и жалость к человеку. Сатин относится к утешению Луки несчастных людей, как к лжи. Он считает, что жалость унижает, что люди нуждаются не в жалости, а в уважении.

Лука уверен, что в тех, кто попал «на дно» жизни, нужно поддерживать веру в лучшую долю. Он считает, что тот, в ком воскресла надежда жить достойно, сможет начать действовать и достигнет цели. А Сатин убивает в Актёре надежду излечиться от алкоголизма: «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!»

Сатин высокопарно рассуждающий о Человеке, об уважении к нему, сам не достоин этого уважения, так как живёт за счёт своего шулерства.

Отношение героев друг к другу

Лука говорит Константину: «Легко ты жизнь переносишь!» Он считает его неглупым, весёлым, бравым человеком.

Сатин после ухода Луки говорит, что этот странник на него подействовал, «как кислота на старую и грязную монету». Его влияние проявилось в том, что Константин стал смотреть на жизнь и людей по-новому и понял окончательно, что «ложь — религия рабов и хозяев», а «правда — бог свободного человека».

Сравнительная характеристика Луки и Сатина (таблица)

Сравнительные параметры Лука Сатин
Социальное положение, возраст Странник, ему 60 лет. Безработный, живёт в ночлежке Костылевых. Ему лет 40.
Речевая характеристика Говорит спокойно, вежливо, иногда употребляет в речи пословицы, поговорки, простонародные слова. Разговаривает грубовато и резко, иногда произносит редкие слова, которые непонятны окружающим, да, наверно, и ему самому.
Характер Он любознателен, интересуется людьми, их взглядами на жизнь, их верой. Герой добросердечен, сопереживает несчастным людям. Этот герой довольно умён, начитан, энергичен.
Жизненная позиция Из сострадательности к людям, которые влачат свою жизнь на «дне» жизни, поддерживает или вселяет в них надежду на лучшую долю. Не приемлет сострадание и жалость, считая, что они унижают личность человека. Уверен, что правда, пусть самая горькая, нужнее людям, чем утешительный обман и напрасные надежды.

Вывод

Сравнительная характеристика Луки и Сатина, героев пьесы М. Горького «На дне», может помочь читателю определить, кто прав из этих героев, являющихся антиподами, и что лучше, правда Сатина или ложь Луки. При этом нужно учесть, что утешал странник только тех, кто нуждался в такой поддержке (Анну, Наташу, Пепла, Настю). Сатин же, говоривший прекрасные слова о гордом Человеке, сам не достоин уважения, так как живёт только для себя, причём за счёт шулерства, и просто «обременяет» землю.

Сравнительная характеристика Луки и Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

«На дне» — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.

Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.

Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь -отдохнешь…» Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил» жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: «Славная, брат, была человечинка сестра у меня!» Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек — свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностиой добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро «должно быть с кулаками».

Ночлежка для нищих — символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи — «бывшие люди»: Барон — бывший аристократ, Актер- артист, Клещ — рабочий. Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности.

С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин — положительный.

.Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.

О самом Луке мы знаем очень немного: странник «лет шестидесяти». Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой — найти праведную землю — и не пережившим разочарования в своей мечте. И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся «правды» Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!..», -хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…» — уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) делает вид, что верит Насте: «Я -верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!» Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…», указывает дорогу Пеплу: «…Уйди с ней отсюда…». И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда — пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи. И, как знать, возможно, это бы им удалось… Так, Актер говорит: «Я сегодня — работал… а водки не пил». Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи.

С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он «разбудил» шулера, пробудив в нем человека. Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: «Он- умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: «Я- понимаю старика… да! Он врал… но- это из жалости…Кто слаб душой…и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Ложь — религия рабов и хозяев». «Правда — бог свободного человека!» — таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер. Человек «выше всего», он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина — это ранняя романтическая философия автора, согласно которой «человек выше жалости», «человек есть все» и «нет ничего, кроме человека».

И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.

Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.

  • Лука и его роль в развитии действия пьесы м горького на дне сочинение
  • Лука глазами ночлежников сочинение
  • Лука врачеватель душ или лжец сочинение
  • Лука вечный неуемный странник искатель истины сочинение
  • Лук это у пушкина в сказке о царе салтане