Лунная соната бетховена сочинение 5 класс

“Лунная соната” Бетховена

Александр Майкапар
Соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, №
2 “quasi una Fantasia”.
Сочинена: 1800–1801.
Издана: март 1802.
Посвящена: Джульетте Гвиччарди.
Получила название (не от автора): “Лунная соната”.
Таковы первые, так сказать, инвентарные данные об этом
музыкальном шедевре.
Что скрывается за этими сухими фактами?
Такая ли уж лунная “Лунная соната”?
Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так
ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг
Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел
образ люцернского озера тихой лунной ночью. Нет никаких исторических
доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Более того, можно
почти с уверенностью утверждать, что Бетховен, будь он жив в момент рождения
этой метафоры и знай он о ней, вряд ли испытал бы от нее восторг. “Я употребляю
это освященное обычаем название, – пишет Ромен Роллан, – придавая ему не
большее значение, чем удачно найденной ассоциации образов или, скорее,
впечатлений”. Мы помним, как Бетховен предупреждал в связи с Пасторальной
симфонией, произведением, куда более располагающим к тому, чтобы видеть в нем
зарисовки природы, что это не столько такие зарисовки, сколько выражение
состояния души человека, оказавшегося на природе.
Летом 1801 года Бетховен проводил время в Коромпе, и
традиции здешних мест связывают воспоминания о Бетховене, сочиняющем “Лунную
сонату”, с парком в Коромпе. Но они, эти традиции, не связывают – что
совершенно правильно – эти воспоминания с водной стихией, как это делает
Рельштаб. Первая часть “Лунной сонаты”, даже если и согласиться с лунным ее
свечением, – это совершенно не баркарола. Но и сама пресловутая “лунность”
сонаты (с большой натяжкой о ней можно говорить только в связи с первой частью)
отнюдь не столь очевидна, как это может вытекать из невероятной популярности и
уже абсолютной смысловой стертости словосочетания “лунная соната”. Человек,
имевший полное право высказываться о музыке – Гектор Берлиоз, – считал, что
первая часть сонаты рисует атмосферу не столько “лунной ночи”, сколько
“солнечного дня”.
Что значит и почему “quasi una Fantasia”?
“Лунная соната” – четырнадцатая в ряду фортепианных
сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано). Как
явствует из приведенных инвентарных данных, она имеет также обозначение: “Opus
27, № 2”. Объясняется это тем, что многие свои произведения одного жанра –
фортепианные сонаты, трио, квартеты – Бетховен, когда издавал, объединял в одну
публикацию (в одно нотное издание). Это была распространенная издательская
практика того времени. Данный опус объединяет две фортепианные сонаты – по
порядковым их номерам – № 13 и 14.
Так вот, до этого опуса Бетховен писал сонаты как
сонаты, если можно так выразиться о творениях гения, каждая из которых –
неповторимый шедевр, например, “Патетическая соната” или Соната № 7 с ее
гениальным Largo. Вот видите, у нас уже много раз проскальзывало слово
“соната”. И теперь, чтобы объяснить вынесенную в заголовок этого раздела статьи
ремарку Бетховена, необходимо хотя бы кратко сказать, что значит этот термин.
К тому времени, когда Бетховен стал писать свои
фортепианные сонаты, этот жанр, или точнее – музыкальная форма, уже прошел
долгий путь развития. Я не буду здесь описывать этапы этого пути, скажу только,
что поначалу термин “соната” обозначал пьесу, исполнявшуюся на музыкальных
инструментах (от итал.sonare – звучать), в отличие от термина “кантата”,
обозначавшего вокальное произведение (со временем собственно кантату) и
происходившего от итал. cantare – петь. Бурно развиваясь, соната к началу XIX
века – особенно в руках великих венских композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена
– превратилась в многочастное (как правило, трехчастное, реже – четырехчастное
и совсем редко – двухчастное) произведение, построенное по определенным
формальным принципам. И главным из этих принципов было наличие в первой части
(по крайней мере в первой, но могло быть и в других частях) двух разнохарактерных
тем (образов), вступающих в драматические взаимоотношения по ходу их развития.
Как правило, эти темы символизируют в классической сонате мужское и женское
начало, придавая конфликту острый психологический характер.
Гениальность Бетховена заключается, помимо многого
прочего, в том, что эту общую схему он всякий раз превращает в уникальный
психологический конфликт. Потому чрезвычайно трудна – да и, вероятно, излишня –
дальнейшая классификация формальных аспектов бетховенских сонат. Но одно обстоятельство
отметить все же необходимо: первая часть “Лунной сонаты” не подпадает под эти
структурные особенности, которые делают инструментальную пьесу сонатой. В ней
нет двух разнохарактерных тем, вступающих в конфликт друг с другом. И в этом
смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из
трех частей, причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о
которых говорилось выше. В финале! Но не в первой части. В этом кроется причина
того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение будущего потенциального
покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта соната
“вроде бы как фантазия”. Теперь не может быть никаких претензий. Итак…
Adagio sostenuto. Первая часть сонаты. Бетховен
начинает эту сонату тем, что обычно является средней частью такого цикла –
медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Александр Серов, замечательный
русский композитор и блестящий музыкальный критик, находит в первой части
сонаты выражение “смертельного уныния”.
Здесь три необычайно выразительных и очень ясно
различимых – и, вероятно, тут кроется причина огромной популярности этой части
– музыкальных элемента: “спокойное движение как бы хоральных аккордов,
определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с
неумолимостью проходящая через всю часть, – сравнительно редкий у Бетховена
пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения,
так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный
мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в
одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живет самостоятельной
жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не “подыгрывая”
только свою партию к ведущему голосу”. Так очень точно характеризуют эту часть
профессор А.Б.Гольденвейзер.
Здесь я должен сделать небольшое отступление.
Необходимо обратить внимание на то, что нотный текст – я имею в виду любой
нотный текст, не только этой сонаты – содержит очень мало указаний для
исполнителя. Причем парадокс состоит в том, что, сколько бы их, этих указаний,
ни было (известны композиторы, чьи ноты испещрены всевозможными пометками), их
всегда будет мало с точки зрения фиксации всех аспектов исполнения
произведения. Из этого факта можно сделать по крайней мере два прямо
противоположных вывода: 1) раз исполнительских указаний мало и они все равно не
характеризуют исполнение во всей его полноте, бог с ними, будем играть “как
хочется” (для меня такой вывод неприемлем); 2) раз указаний этих мало, отнесемся
к каждому из них с величайшим вниманием, как к выражению воли гениального
композитора (для меня единственно возможный вывод). Так вот, ценнейшим
указанием темпа в этой части являются не только итальянские термины, означающие
очень медленный темп, но и определенное указание на то, что пульсом здесь
является полутакт. И если исполнитель учтет это требование Бетховена, то его
исполнение этой части с точки зрения физического времени окажется более
быстрым, чем то, к какому привык наш слух, но при этом единицей пульсации будет
именно та, какую имел в виду Бетховен.
Однако следует остановиться в рассуждениях об
интерпретации, поскольку без живого звучания музыки все доводы будут слишком
абстрактны. Но тем не менее я призвал бы читателя внимательно отнестись к различным
трактовкам и задуматься над тем, что в них соответствует намерениям (порой
очень глубоко сокрытым) композитора, а что идет вразрез с ними.
Allegretto – вторая часть сонаты. Замечательные слова
написаны об этой части профессором Генрихом Нейгаузом в его книге “Об искусстве
фортепианной игры”. Нейгауз называет это “почти невесомое Allegretto” “зыбким”,
“скромным”, “утонченным” и одновременно “страшно простым”. “Утешительное”
настроение (в духе Consolation1) второй части, – пишет он, – у недостаточно
чутких учеников легко переходит в увеселительное scherzando, в корне
противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую
трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об
этом Allegretto: “une fleur entre deux abimes”2 и стараюсь ему доказать, что
аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но
и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся
чашечку цветка, а последующие – свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что
я никогда не “иллюстрирую” музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта
музыка есть цветок, – я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное
впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка”.
Тот же А.Серов, которого я уже упоминал, правда,
слегка иронизировал по поводу этой очень поэтичной метафоры Листа: “Позабываю
сказать, что в этой сонате есть еще скерцо. Нельзя не удивляться, как тут
замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к
последующему. Это цветок между двух пропастей, сказал Лист. Пожалуй! Но такое
место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны
метафора г. Листа, может быть, и не лишена верности”.
Presto agitato – финал сонаты. Слушая этот финал,
совершенно невозможно противостоять страстному, мощному бетховенскому
темпераменту, его неудержимому порыву. Поразительно, как Бетховену удается
создать впечатление стихийной мощи и при этом направить бурный поток эмоций в
гранитное русло. Буря разражается градом мелких нот и вспышками молний (резкие
акценты аккордов). Действительно, вполне уместным будет сравнение с ночной
бурей, с циклоном. И как часто бывает у Бетховена, вдруг – молчание. “Внезапное
Adagio… piano… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось.
И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные
усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах
остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая
поток”, – писал о нем Ромен Роллан.
Кто была Джульетта Гвиччарди?
Лучшее, что написано об этой юной вдохновительнице
Бетховена, это страницы в книге Ромена Роллана “Бетховен, Великие творческие
эпохи. От “Героической” до “Аппассионаты”. Третье приложение в этой книге
называется “Сестры Брунсвик и их кузина из “Лунной”. Название звучит по-русски
несколько коряво, но очень интересно по сути. Нам ничего не остается, как
перелистать эти страницы.
Джульетта, дочь графа Гвиччарди, получившего
назначение в Вену надворным советником при Богемской канцелярии, появилась в
Вене в конце 1800 года. Бетховен, как только узнал ее, тут же воспламенился.
Джульетта была еще совсем юная. “Немногим старше шекспировской Джульетты и не
менее соблазнительна”, – констатирует Ромен Роллан. Бетховен был уверен, что
Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Он писал Ф.Вегелеру (16
ноября 1801): “Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной
девушкой, которая любит меня и любима мною”. Много лет спустя, в 1823 году,
Бетховен, тогда уже глухой и общавшийся с помощью разговорных тетрадей, беседуя
с Шиндлером, написал: “Я был очень любим ею и более, чем когда-либо, был ее
мужем…”
Тогда же, в 1801 году, Бетховен дает Джульетте уроки
музыки. Он не берет платы с юной графини, а она в свою очередь дарит ему дюжину
рубашек, которые сама сшила. Зимою 1801 – 1802 годов Бетховен сочиняет и
посвящает Джульетте эту свою сонату. Разочарование уже наступило: с первых
месяцев 1802 года Джульетта выказывает явное предпочтение молодому графу
Роберту Галленбергу, который был всего на год старше ее и тоже занимался
композицией (он имел наглость ставить свои сочинения в одни программы с
бетховенскими симфониями). В марте соната – с посвящением Джульетте – была опубликована
в Бонне издателем Зимроком. “Иллюзия длилась недолго, – пишет Ромен Роллан, – и
уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви. Через полгода после
этой бессмертной оды Бетховен в отчаянии пишет “Гейлигенштадское завещание” (6
октября 1802 года)”. Некоторые бетховеноведы считают, что именно Джульетте
Гвиччарди было адресовано письмо (так и не отправленное Бетховеном или оно
возвратилось от адресата?), известное как письмо “К Бессмертной возлюбленной”.
Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Как
бы то ни было и как бы ни решать вопрос с его датировкой – от чего, конечно,
многое зависит в вопросе установления адресата, то есть того, кто была той
самой “Бессмертной возлюбленной”, – миниатюрный портрет Джульетты Бетховен
хранил вместе с этим письмом и “Гейлигенштадским завещанием”.
“Памятник любви, который он (Бетховен. – А.М.) хотел
создать этою сонатою, – пишет А.Серов, – очень естественно обратился в
мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим,
как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле”.
В истории музыки мало найдется произведений, которые
могут сравниться по популярности с “Лунной сонатой”. Кто и как только не
приспосабливал этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей. Впечатляющую
картину жизни “Лунной сонаты” (а порой одного только ее названия) в наши дни
дает Интернет. Сайтов, содержащих сведения о “Лунной сонате” (вернее,
открывающихся на запрос “Лунная соната”), в одном только англоязычном Интернете
на сегодняшний день имеется 6861! Чего здесь только нет. И кто только не
паразитировал на невероятной популярности этого произведения!..
Множество транскрипций было сделано с целью дать
возможность прикоснуться к этому творению не только пианистам. Вот всего
несколько примеров:
– переложение сонаты для гитары сделал известный
исполнитель на этом инструменте Марсель Робинсон;
– известный дирижер Антал Дорати сделал оркестровку
сонаты, чтобы использовать ее для хореографической постановки;
– аранжировал “Лунную сонату” для своего джаз-оркестра
знаменитый американский тромбонист и аранжировщик Гленн Миллер. (Не путать с
его же “Лунной серенадой”.)
К чему только не применяли это словосочетание –
“лунная соната”! Это романтическое название стало кодовым для одной из
разрушительных атак агонизировавшего германского фашизма – авиационного налета
на Ковентри (Англия) в 1945 году.
“Лунная соната” вдохновляла скульпторов и художников:
– Пауль Блох в 1995 году изваял мраморную скульптуру,
которую назвал “Лунная соната” (я был бы рад, если бы мне объяснили, почему это
“Лунная соната”, а не “Рождение нового дня” или “Размышление”);
– Ральф Харрис Хаустон написал картину, которую назвал
“Лунная соната” (тот же вопрос возникает и в этом случае);
– американская ювелирная фирма “Bright Bear Jewelry” в
своей “Коллекции тысячелетия” представляет жемчужное колье, названное его
создателями “Лунная соната”.
Или вот такое фантастическое использование любимого
образа:
– одна из западных фирм предлагает кофе “Лунная соната”;
– “Лунная соната” – такое прозвище получил жеребец
(?!), выведенный в США.
И впрямь, популярность нередко приобретает самые
причудливые формы…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.maykapar.ru/

метки: Бетховен, Музыка, Произведение, Любимый, Слушать, Музыкальный, Размышление, Почему

Моим любимым музыкальным произведением является

«Лунная соната» Людвига ван Бетховена, потому что

каждая её часть наполнена чувствами и душевным

беспокойством из-за не сложившейся любви.

Первый раз я услышала это произведение, когда мы с

мамой собирали коллекцию книг о композиторах. И

первая книга была с биографией Л. Бетховена. К ней

прилагался музыкальный диск. И я каждый день

слушала через наш старый магнитофон произведения

Бетховена. И из всех тех композиций, которые я

прослушала, мне приглянулась именно «Лунная

соната».

3. Краткая биография Л. Бетховена

родился в 1770 году в Бонне в

семье певца Иоганна Бетховена

и Марии-Магдалины

12 лет издается первое его

сочинение — вариации на тему

марша Дресслера.

В разные годы брал уроки у

В.А.Моцарта, Й.Гайдна,

А.Сальери.

4. В период с 1792-1802г.г.

Написано двадцать сонат

для фортепиано и три

фортепианных концерта,

восемь сонат для

скрипки, Первая и

Вторая симфонии

Первые признаки

глухоты.

5. Творческий период с 1802- 1827годы

Творческий период с 18021827годы

Пишет свою

единственную оперу

«Фиделио»

Последняя 9-я симфония

включает в себя часть

оды Ф.Шиллера «К

радости»

Умер композитор в 1827

году в Вене.

6.

Читая биографию

композитора, я представляла

время, в которое он жил:

архитектуру, людей, одежду.

И, конечно, я

заинтересовалась историей

создания «Лунной сонаты»

7. Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2

Соната для фортепиано № 14 додиез минор, ор. 27, № 2

16 ноября 1801 г. Из

письма Францу Вегелеру в

Бонн: «Перемена,

происшедшая во мне

теперь, вызвана милой

чудесной девушкой,

которая любит меня и

любима мною. В эти два

года было несколько

волшебных моментов и

впервые я чувствовал, что

женитьба может сделать

человека счастливым».

8. «Посвящается графине Джульетте Гвичарди…»

4 стр., 1553 слов

Бетховен. Соната № 8 до минор «Патетическая»

… сонаты фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание. «Патетическая соната» имеет значительно больший объем, чем сонаты Гайдна и Моцарта, она дольше длится по времени. Мировой хит «Патетическая соната» стала первым произведением Бетховена, … другом, наслаиваются одно на другое. «Патетическая соната» была создана в 1798 году и сразу была воспринята как сочинение смелое и новаторское. Не будет …

Ближе к тридцати годам

Людвик Бетховен

почувствовал ухудшение

своей болезни. Этот сложный

период в его жизни украсило

светлое чувство любви к

своей ученице Джульетте

Гвичарди. Однако история

любви оказалась

несчастной для Бетховена.

Юная графиня предпочла

ему более знатного

человека, композитора

Венцеля Галленберга.

9. Откуда взялось название «Лунная»?

Популярное и удивительно

прочное название

«лунной» укрепилось за

сонатой по инициативе

поэта Людвига Рельштаба,

который (в 1832 году, уже

после смерти автора)

сравнил музыку первой

части сонаты с пейзажем

Фирвальдштетского озера

в лунную ночь.

10. Многие критики не были согласны с названием сонаты:

А. Рубинштейн отмечал, что первая

часть сонаты глубоко трагична и в ней

скорее всего показано небо с густыми

облаками.

Г. Берлиоз говорил о том, что первая

часть больше всего напоминает

«солнечный день» нежели ночь.

Однако, практически все

исследователи подчеркивали яркие

художественные образы, возникающие

при прослушивании произведения.

11. Мое отношение к музыке сонаты.

Меня до глубины души трогает история создания

произведения, потому что я романтичная натура. И

под музыку «Лунной сонаты» я представляла себе

разные эпизоды из жизни Бетховена. Так под плавные

волнообразные звуки первой части, я фантазировала,

как Людвиг проводит урок с Джульеттой. Ее пальцы

неспешно касаются клавиш, Бетховен слушает, не

прерывая игру своей ученицы.

Еще я представляла, как Людвиг с Джульеттой

прогуливались по тенистому саду, проводя время за

размеренными беседами…

12.

Как музыкант и

художник, я решила

воплотить душевные

переживания, вызванные

музыкой, в своих

художественных

работах.

Работы выполнены в

технике абстракционизм.

13. Абстракциони́зм

Абстракциони́зм

(лат.abstractio «удаление, отвлечение»)

или нефигуративное искусство —

направление искусства, отказавшееся от

приближённого к действительности изображения

форм в живописи и скульптуре. Одна из целей

абстракционизма — достижение «гармонизации»,

с помощью изображения определённых цветовых

сочетаний и геометрических форм, вызывая у

созерцателя чувство полноты и завершенности

композиции.

14. 1 часть Adagio sostenuto (до диез минор)

Написана в форме, близкой к усеченной сонатной.

Часть исполняется pianissimo (очень тихо), достигая в

кульминации лишь mezzo forte.

Берлиоз: «одна из тех поэм, которые не в силах выразить

человеческий язык».

15.

16. 2 часть Allegretto (ре бемоль мажор)

Представляет собой скерцо с трио, момент

относительного спокойствия перед бурным финалом.

Ф. Лист: «цветок между двух пропастей».

Динамически здесь доминирует пиано, однако яркие

22 стр., 10515 слов

Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков

… музыки. Это соната «Лунный свет», медленная часть симфонии ми мажор, пронизанная ночными образами, утонченной игрой музыкальных … «ноктюрн», как обозначение жанра ночной музыки, встречается … ноктюрна почти не изменилось со времён романтической эпохи: «Ноктюрн — 1) сочинение … этого периода полна событий и фактов. Профессор А. К. Кузнецов отмечает три наиболее важных момента: — расцвет «ночной музыки» …

сфорцандо и противопоставления форте-пиано

придают музыке достаточно жизнерадостный общий

характер.

17.

18.

19. 3 часть Presto agitato (до диез минор)

Написана в сонатной форме

Сочетание сложных хроматизмов и очень быстрых

акцентированных арпеджио делают эту часть одной из

наиболее сложных и даже виртуозных произведений для

фортепиано соло.

Ромен Роллан: «Внезапное адажио… пиано… Человек,

доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось.

И когда через минуту дыхание оживает и человек

поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания,

буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних

тактах остается только величественная сила,

покоряющая, укрощающая, принимающая поток.»

20.

21.

22. Заключение:

Мне так понравилось иллюстрировать музыку, что я

решила сделать иллюстрации не только к «Лунной

сонате» Л. Бетховена, но и написать целую серию

картин посвящённых композиторам и их

произведениям.

23. Список источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-slushaem-bethovena/

https://ru.wikipedia.org

http://beethoven.ru

http://soundtimes.ru

http://bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/index.htm

Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных

стран: учебник для ДМШ: второй год обучения – М.

Музыка, 2007, 184с.

Наверное, все слышали бессмертное творение немецкого композитора Людвига ван Бетховена «Лунную сонату». Кого-то трагические размеренные звуки расслабляют, кого-то заставляют плакать, кого-то вгоняют в транс, но не оставляют равнодушным ни одного человека. И это не удивительно, ведь создано было чудесное произведение благодаря таким сильным чувствам, как любовь, страдание и надежда.

Название сонаты “Лунная” принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 году окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Но нет никаких исторических

доказательств того, что Бетховен именно это имел в виду. Вообще любые произвольные ассоциации в музыке всегда несколько неправомерны.

Существует такое понятие: программная музыка. Это музыка, которая опирается на некую словесную программу, созданную самим композитором. Это может быть совсем короткая программа, заключающаяся в одном названии, например, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси или «Картинки с выставки» Мусоргского, где каждая пьеса как бы изображает некую картину.

А может быть и развёрнутая программа типа оперного либретто, как, например, «Фантастическая симфония» Берлиоза.

Программная музыка была очень популярна среди композиторов-романтиков, таких, как Лист, Берлиоз, Шуман.

Но бетховенская «Лунная соната» не является программным произведением, и название её совершенно произвольно.

“Лунная соната” Бетховена — соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, № 2 “quasi una Fantasia”, т.е. «в духе фантазии».

Сочинена в 1800–1801, посвящена Джульетте Гвиччарди.Что значит “quasi una Fantasia”?

Дело в том, что соната – это не просто сочинение, а музыкальная форма, имеющая довольно строгую конструкцию.

Классическая соната чаще всего 3-х-частна, её первая часть тоже 3-х-частна, и имеет 2 ярко выраженные мелодические линии, контрастные друг другу: главную и побочную партии.

То, что мы знаем как «Лунную сонату» – это первая часть 14-й сонаты, написанная в свободной форме, без всякой 3-х-частности и без 2-х контрастных тем.

И в этом смысле “Лунная соната” – не соната. Она соната в том смысле, что состоит из трех частей, причем как раз в финале мы видим те самые принципы сонаты, о которых говорилось выше. В финале! Но не в первой части. В этом кроется причина того, что Бетховен, не желая вводить в заблуждение будущего потенциального покупателя своего произведения, предупреждает его ремаркой, что эта соната “вроде бы как фантазия”.

А мы все знаем как раз первую часть этой сонаты, о ней и ведём сейчас речь.

И вся музыка этой 1-й части – это скорбные, размеренные арпеджио (т.е. разложенные аккорды), одинокий мелодический голос, то взмывающий вверх, то как бы в отчаянии падающий.

Какова история создания этого бессмертного произведения?

В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, с первого взгляда поразила композитора. Вскоре Бетховен стал давать девушке уроки игры на фортепиано, причем, совершенно бесплатно. Джульетта обладала неплохими музыкальными данными и схватывала на лету все его советы. Она была хороша собой, общительна и приветлива со своим 30-летним учителем.

Бетховен влюбился, искренне, со всей страстью своей натуры. Влюбился впервые, и душа его была полна чистой радостью и светлой надеждой. Он всерьез думает жениться на Джульетте, ведь она мила с ним и поощряет его чувства.

Но уже в то время, когда он пишет «Лунную сонату», его возлюбленная начинает отдавать предпочтение графу Галленбергу, который к тому же был бездарным композитором.

Она даже написала Бетховену письмо, в котором сообщала: «Я ухожу от одного гения к другому». Это был для Бетховена жестокий «двойной удар» – как мужчине и как музыканту.

Композитор в поисках одиночества,разрываемый чувствами отвергнутого влюбленного, три дня и три ночи бродил по лесу. Когда его нашли в чаще обессилевшим от голода, он даже не мог говорить…

Поэтому в музыке «Лунной сонаты» так много боли, гнева, отчаяния – та музыка, которую Бетховен хотел сделать храмом своей любви, превратилась в мавзолей этой любви…

В истории музыки мало найдется произведений, которые могут сравниться по популярности с “Лунной сонатой”. Кто и как только не приспосабливал этот бетховенский шедевр – каждый для своих целей.

Есть очень много переложений и обработок этого произведения в разных стилях и жанрах, для разных инструментов.

изложение с элементами сочинения про лунную сонату бетховена по тексту:
Лунная соната. Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечеря зашел к Бетховену. Я хотел прогуляться с ним. Вскоре мы шли по темной и узкой улице. Вдруг Бетховен неожиданно остановился. « Подожди,- сказал он.- Кто-то играет мою сонату и как хорошо играет!» Мы стояли около маленького бедного домика и слушали с восхищением. Через некоторое время музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. « Я не могу больше играть, — говорил чей-то голос. – Я понимаю, что играю не так… Если бы когда-нибудь услышать это в исполнении настоящего большого музыканта!» — Перестань, сестра, — возразил другой голос, — зачем мечтать о юневозможном. — Войдем, — сказал Бетховен, и голос его дрогнул. Он отворил дверь, и мы вошли. Молодой человек чинил старый сапог. У старомодного рояля сидела девушка. — Извините, — сказал Бетховен, — я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант. Я слышал, что вы говорили; вам хочется музыки, я поиграю вам… — Спасибо, — сказал хозяин, — но инструмент наш плох, и у нас нет нот.
— Нет, — повторил Бетховен, — но как же вы играете? – Он взглянул в глаза девушке, и только тут мы заметили, что она была слепа. — Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла, и я немного запомнила. Бетховен ничего не сказал, он сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожник и его слепой сестры. Брат и сестра слушали, затаив дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Бетховен остановился, а я отворил ставни, и лунный свет вливался в комнату. Голова Бетховена опустилась на грудь, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погруженным в глубокое раздумье… Бетховен заиграл ту самую сонату, которую играла слепая девушка. Крик восторга вырвался у брата и сестры, они бросились к Бетховену и припали к его рукам. «Мы узнали! Вы – Бетховен!» — повторяли они. Он встал и собрался уходить, но они удержали его, он не протестовал и снова сел за рояль. По-прежнему спокойно и ясно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру. « Я хочу, — проговорил он, написать новую сонату и посвятить ее лунному свету». Он глядел в окно, где плыла луна и мерцали далекие звезды. «До свидания», — сказал Бетховен, направляясь к двери… Мы вышли. « Мне надо домой, — сказал Бетховен, — надо написать лунную сонату, пока я слышу ее. Он просидел всю ночь и следующее утро. Так создалась « лунная соната», которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир

Л. Бетховен «Лунная соната»

лунная соната

Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена, ведь это одно из самых известных и любимых произведений в истории музыкальной культуры. Такое красивое и поэтичное название произведению дал музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти композитора. А если быть точнее, то не всему произведению, а только его первой части.

Историю создания «Лунной сонаты» Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Если по поводу другого популярнейшего произведения Бетховена багатели «К Элизе» возникают сложности, при попытке узнать кому же именно было оно посвящено, то тут все предельно просто. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, написанная в 1800-1801 годах, была посвящена Джульетте Гвиччарди. Маэстро был влюблен в нее и мечтал о женитьбе.

Людвиг ван Бетховен

Стоит отметить, что в этот период композитор стал все чаще ощущать ухудшение слуха, но был все также популярен в Вене и продолжал давать уроки в аристократических кругах. Впервые об этой девушке, своей ученице, «которая любит меня и любима мной» он написал в ноябре 1801 года Францу Вегелеру. 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди и Бетховен познакомились в конце 1800 года. Бетховен учил ее музыкальному искусству, причем даже не брал денег за это. В благодарность девушка расшивала ему рубашки. Казалось, что счастье ждет их, ведь чувства у них взаимны. Однако планам Бетховена не суждено было сбыться: юная графиня предпочла ему более знатного человека, композитора Венцеля Галленберга.

Бетховен и Джульетта Гвиччарди

Потеря любимой женщины, усиливающаяся глухота, рухнувшие творческие планы – все это навалилось на несчастного Бетховена. И соната, которую композитор начинал писать в атмосфере окрыляющего счастья и трепетной надежды, завершилась гневом и яростью.

Известно, что именно в 1802 году композитор написал то самое «Гейлигенштадтское завещание». В этом документе слились воедино и отчаявшиеся мысли о надвигающейся глухоте и о неразделенной, обманутой любви.

Удивительно, но название «Лунная» прочно закрепилось за сонатой благодаря берлинскому поэту, сравнившем первую часть произведения с прекрасным пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Любопытно, но многие композиторы, музыкальные критики выступали против такого названия. А. Рубинштейн отмечал, что первая часть сонаты глубоко трагична и в ней скорее всего показано небо с густыми облаками, но никак не лунный свет, который по идее должен выражать мечты и нежность. Лишь вторую часть произведения можно с натяжкой назвать лунным сиянием. Критик Александр Майкапар высказался, что в сонате нет того самого «лунного свечения», о котором высказался Рельштаб. Более того, он согласился с высказыванием Гектора Берлиоза о том, что первая часть больше всего напоминает «солнечный день» нежели ночь. Несмотря на протесты критиков, именно это наименование и закрепилось за произведением.

Сам композитор дал своему сочинению название «соната в духе фантазии». Связано это с тем, что привычная для этого произведения форма была нарушена и части изменили свою последовательность. Вместо обычных «быстро-медленно-быстро», развивается соната от медленной части к более подвижной. 

Интересные факты

  • Известно, что всего лишь два названия сонат Бетховена принадлежат самому композитору – это «Патетическая» и «Прощальная».
  • Сам автор отмечал, что первая часть «Лунной» требует от музыканта деликатнейшего исполнения.
  • Вторую часть сонаты принято сравнивать с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира.
  • Все три части сонаты объединяет тончайшая мотивная работа: второй мотив главной темы из первой части звучит в первой теме второй части. Помимо этого, многие выразительнейшие элементы из первой части нашли отражение и развитие именно в третьей.
  • Любопытно, что существует много вариантов сюжетного толкования сонаты. Наибольшую популярность получил именно образ Рельштаба.
  • Кроме того, одна американская ювелирная компания выпустила потрясающее колье из натурального жемчуга, названное «Лунной сонатой». А как вам кофе с таким поэтическим названием? Его предлагает своим посетителям известная зарубежная фирма. Ну и наконец, даже животным иногда дают таким клички. Так, жеребец, выведенный в Америке получил такое необычное и красивое прозвище, как «Лунная соната».

ожерелье лунная соната

  • Некоторые исследователи его творчества, считают, что в этом произведении Бетховен предвосхитил позднее творчество композиторов романтиков и называют сонату первым ноктюрном.
  • Известный композитор Ференц Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком среди пропасти». Действительно, некоторым слушателям кажется, что вступление очень похоже на едва раскрывшийся бутон, а уже вторая часть – это само цветение.
  • Название «Лунная соната» было настолько популярным, что порой его применяли к совершенно далеким от музыки вещам. Например, это привычное и знакомое каждому музыканту словосочетание было кодовым соловом для авиационного налета в 1945 году, совершенного на Ковентри (Англия) немецкими захватчиками.
  • Ноты «Лунной сонаты»

Содержание

В «Лунной» сонате все особенности композиции и драматургии зависят от поэтического замысла. В центре произведения душевная драма, под действием которой настроение меняется от скорбной самопогруженности, скованной печалью размышления к бурной активности. Именно в финале возникает тот самый открытый конфликт, собственно, для его показа и понадобилось переставлять части местами, чтобы усилить эффект и драматичность.

Первая часть – лирическая, она полностью сосредоточена на чувствах и мыслях композитора. Исследователи отмечают, что манера, с которой Бетховен раскрывает этот трагический образ, сближает эту часть сонаты с хоральными прелюдиями Баха. Вслушайтесь в первую часть, какой образ хотел донести до публики Бетховен? Конечно же лирика, но она не светлая, а слегка подернута скорбью. Может быть это размышления композитора о своих несбывшихся чувствах? Слушатели словно на мгновение погружаются в мир мечты другого человека.

Изложена первая часть в прелюдийно-импровизационной манере. Примечательно, что во всей этой части господствует лишь один образ, но такой сильный и лаконичный, который не требует никаких пояснений, лишь сосредоточенности на себе. Главную мелодию можно назвать остро-выразительной. Может показаться, что она достаточно простая, но это не так. Мелодия сложна по интонационному складу. Примечательно, что этот вариант первой части очень отличается от всех других его первых частей, так как в ней отсутствуют резкие контрасты, переходы, лишь спокойное и неторопливое течение мысли.

Однако вернемся к образу первой части, ее скорбная отрешенность – это лишь временное состояние. Невероятно интенсивное гармоническое движение, обновление самой мелодии говорит об активной внутренней жизни. Разве может Бетховен так долго находиться в состоянии скорби и предаваться воспоминаниям? Мятежный дух должен еще дать о себе знать и выплеснуть все бушующие чувства наружу.

Следующая часть достаточно небольшая и построена на легких интонациях, а также игре света и тени. Что скрывается за этой музыкой? Возможно, композитор хотел рассказать о тех переменах, которые произошли в его жизни благодаря знакомству с прекрасной девушкой. Без сомнений, в этот период – настоящей влюбленности, искренней и светлой, композитор был счастлив. Вот только счастье это длилось совсем не долго, ведь вторая часть сонаты воспринимается, как небольшая передышка, чтобы усилить эффект финала, ворвавшегося со всей своей бурей чувств. Именно в этой части невероятно высокий накал эмоций. Примечательно, что косвенно тематический материал финала связан с первой частью. Какие эмоции напоминает эта музыка? Конечно же никаких страданий и скорби тут уже нет. Это взрыв гнева, который закрывает собой все другие эмоции и чувства. Лишь в самом конце, в коде вся пережитая драма отодвигается вглубь невероятным усилием воли. И это уже сильно похоже на самого Бетховена. В стремительном, страстном порыве проносятся грозные, жалобные, взволнованные интонации. Весь спектр эмоций человеческой души, испытавшей такое тяжелое потрясение. Можно с уверенностью сказать, что перед слушателями разворачивается самая настоящая драма.

Интерпретации

Лунная соната в современной обработке

За все время своего существования, соната всегда вызывала неизменный восторг не только у слушателей, но и у исполнителей. Ее очень высоко ценили такие известные музыканты, как Шопен, Лист, Берлиоз. Многие музыкальные критики характеризуют сонату, как «одну из вдохновеннейших», обладающую «самой редкой и самой прекрасной из привилегий – нравиться посвященным и профанам». Не удивительно, что за все время ее существования появилось очень много интерпретаций и необычных исполнений.

Так, известный гитарист Марсель Робинсон создал переложение для гитары. Большую популярность получила аранжировка Гленна Миллера для джазового оркестра.

«Лунная соната» в современной обработке Гленна Миллера (слушать)

Более того, 14-я соната вошла в русскую художественную литературу благодаря Льву Толстому («Семейное счастье»). Ее изучением занимались такие известные критики, как Стасов и Серов. Ромен Роллан также посвятил ей множество вдохновенных высказываний, при изучении творчества Бетховена. А как вам отображение сонаты в скульптуре? Это тоже оказалось возможным, благодаря работе Пауля Блоха, который представил в 1995 году свою мраморную скульптуру с одноименным названием. В живописи произведение также получило свое отражение, благодаря творчеству Ральфа Харриса Хаустона и его картине «Лунная соната».

Финал «Лунной сонаты» – бушующий океан эмоций в душе композитора – мы и будем слушать. Для начала – оригинальное звучание произведения в исполнении немецкого пианиста Вильгельма Кемпфа. Только посмотрите, как уязвленное самолюбие и бессильная ярость Бетховена воплощаются в стремительно взмывающих вверх по клавиатуре фортепиано пассажах…

Л. Бетховен «Лунная соната»

А теперь на минуту представьте, если бы Бетховен жил в наши дни, и для воссоздания этих эмоций выбрал другой музыкальный инструмент. Какой, спросите вы? Тот самый, который сегодня является лидером по воплощению эмоционально тяжелой, переполненной эмоциями и кипящей страстями музыки – электрогитару. Ведь никакой другой инструмент настолько ярко и точно не изобразит стремительный ураган, сметающий все чувства и воспоминания на своем пути. Что из этого получилось бы – смотрите сами.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Современная обработка «Лунной сонаты» на гитаре

Без сомнений, «Лунная соната» Бетховена относится к числу наиболее популярнейших произведений композитора. Более того, она является одним из ярчайших сочинений всей мировой музыки. Все три части этого произведение – это неразрывное чувство, которое нарастает до самой настоящей грозной бури. Герои этой драмы, а также их чувства живы по сей день, благодаря этой замечательной музыке и бессмертному произведению искусства, созданного одним из величайших композиторов.

Описание Лунной сонаты Бетховена

Рождение легенды

Детальный разбор трёх частей пьесы

Судьба не преподносила маэстро подарков, кроме одного — бесконечно большого таланта. Отец его, Иоганн, был посредственным придворным певцом, более известный своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Где-то между рождением двух младших братьев композитора родитель стал преподавать старшему сыну музыку с необычайной строгостью и жестокостью.

Почти каждый день мальчика пороли, запирали в подвале и лишали сна для дополнительных часов практики. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца Людвиг был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних лет.

К концу 1800 года сам композитор и его музыка пользовались успехом у публики, имели спрос у меценатов и издателей. К этому времени было создано много знаковых работ, среди которых в списке:

  1. Симфония № 1 и 2.
  2. Соната для фортепиано Pathetique (соч. 13).
  3. Септет (соч. 20).

С 1799 Бетховен начал преподавать. В числе его учениц были дочери венгерской графини Анны Брунсвик, в младшую из которых, Жозефину, он влюбился. Связь эта была обречена, поскольку вскоре девушка вышла замуж.

Фантазии и факты

Мифы и домыслы о сонате Бетховена

История создания «Лунной сонаты» окутана мифами и домыслами. По одной из версий, исходя из атмосферы произведения, чувства захлестнули композитора, когда он посмотрел на друга, который преждевременно покинул мир живых. По словам историков, в одной из рукописей Бетховена есть несколько заметок из оперы Моцарта «Дон Жуан», тактов, следующих за убийством командира главным героем, в абсолютно схожим с первой частью сонаты до-диез. Анализируя и сравнивая, можно понять, что это может быть не романтическая лунная ночь, а, скорее, торжественный похоронный гимн.

По второй версии, знаменитый композитор взял в 1801 году в ученицы графиню Джульетту Гиччарди и вскоре влюбился в неё. Говорят, его возлюбленная — та, кому посвящена «Лунная соната». Предполагают, что Бетховен предложил Джульетте брак, и она была склонна принять предложение. И даже один из её родителей был положительно настроен.

Историея создания произведения

Но другой (вероятно, её отец) запретил ей выходить замуж за мужчину «без звания, состояния или помолвки». Как писал Тейер, автор основательной биографии композитора, мотивом для отказа будущего тестя были мысли о том, что человек с таким своеобразным характером и темпераментом, страдающий от зарождающихся симптомов немощи, который, если их не вылечить, лишится всяческой надежды на получение какого-либо высокого и выгодного официального назначения, и в конце концов это вынудит его отказаться от своей карьеры великого пианиста-виртуоза.

Джульетта вышла замуж за графа Венцеля Роберта Галленберга, плодовитого композитора балета и другой музыки, 3 ноября 1803 года. Молодожёны уехали в Италию и были в Неаполе весной 1806 года. Там Галленберг сочинил пьесу для празднования передачи Иосифу Бонапарту короны двух Сицилий. В конце 1821 года он был назначен заместителем директора Королевской имперской оперы в Вене, и пара туда переехала, но нет никаких доказательств того, что Бетховен возобновил свою дружбу с бывшей любовью.

Ходили слухи, что Галленберг был неспособен выполнять супружеский долг, и у Джульетты появился любовник, от которого у неё было несколько детей. Но личность этого человека так и не была раскрыта.

Проблемы со слухом

Тонкости из жизни композитора в этот период

В то же время, когда Бетховен сочинял сонату для фортепиано № 14, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох. На рубеже XIX века маэстро изо всех сил пытался разобрать слова, сказанные ему в разговоре.

В душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру Бетховен пишет: «Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. Почти два года, как я перестал исполнять какие-либо социальные функции, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: я глухой. Если бы у меня была какая-то другая профессия, я мог справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток».

Личная жизнь

По ряду причин, в том числе из-за его ужасающей застенчивости и нелепого внешнего вида, Бетховен никогда не женился и не имел детей. Однако он отчаянно любил замужнюю женщину по имени Антония Брентано. Композитор часто тосковал по недосягаемым дамам, что для него печально, но, благодаря этим вдохновениям, писалось так много прекрасной музыки.

Несмотря на его выдающуюся игру и написание прекрасной музыки, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей взрослой жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, он враждовал со своими братьями, издателями, домработницами, учениками и покровителями.

Лунная соната

Лунная соната

Автор назвал произведение Сонатой для фортепиано № 14 до-диез минор, соч. номер 2. Она является сольной фортепианной пьесой и особенно восхищает таинственным, мягко арпеджированным и, казалось бы, импровизированным первым движением.

Произведение было закончено в 1801 году, опубликовано в следующем году и впервые выпущено самим композитором. Лунной сонатой пьеса стала называться в 1830-х годах, когда немецкий поэт и музыкальный критик Рельштаб опубликовал обзор, где он сравнил первую часть сочинения с движениями лодки, плавающей в лунном свете швейцарского озера.

Соната была структурно и стилистически замечательной. Большинство музыкальных произведений конца XVII и начала XVIII веков состояли из разумно оживлённого, тематически чётко определённого первого, более подавленного второго и яркого финального движения. Здесь же, напротив, Бетховен предложил мечтательное первое, несколько более живое второе и окончательное движение, которое было очень бурным.

Как возникло произведение Лунная соната

Фурор финала произведения во время премьеры был таков, что несколько струн фортепьяно лопнули, запутавшись в молотах. Действительно, в эти годы Бетховен, как известно, играл тяжёлой рукой, вероятно, чтобы он сам мог лучше слышать звуки.

Характеристика формы

У Бетховена, похоже, была небольшая одержимость до-диез минором, в этом ключе находится удивительное количество его знаменитой, мощной тёмной музыки, предполагается, что эта тональность могла иметь какое-то особое значение для него. Как и все сонаты для фортепиано, эта пьеса разделена на три части:

  1. Адажио Состенуто.
  2. Аллегретто.
  3. Престо Аджитато.

Части сонаты создают впечатление целого, прежде всего, путём разработки тем и мотивов. Следовательно, основная музыкальная тема первой части становится очень сложной во второй, а второй мотив главной темы будет встречаться в первой теме третьей части.

Кратко об Адажио Состенуто

Разбор Аллегретто

Описание Лунной сонаты Бетховена следует начать с первой части. Она основана на сопутствующем мотиве в триплетном ритме, который вместе с мотивом акцентированных нот создаёт впечатление серьёзного, медитативного состояния ума.

Композитор добавляет следующее направление в начале первой части: «Si deve suonare tutto pezzo delicatissimamente e senza sordino», это означает, что исполнитель должен сыграть партию с большой деликатностью и без демпферов. И также верно, что современное пианино имеет гораздо более длительное время выдержки, чем инструменты времён Бетховена. Следовательно, его наставления не могут быть выполнены пианистами, играющими на современных инструментах, без создания неприятного диссонирующего звука.

Разбор Аллегретто

Лунная соната: история любви и жизни Бетховена

Очень мала по размеру, почему приводит к мысли, что она была задумана скорее как связь между первой и третьей частями, а не как сама по себе. Здесь хороший удар по клавишам, чувство теперь более плотно в последовательности, и довольно медитативный характер первой части постепенно исчезает, готовя шум третьей.

Скерцо с чувством юмора и быстро. Эта глава очень короткая и немного мягкая. Но настроение беззаботное и невинное, красиво контрастирующее с другими движениями. Венгерский бог пианистов Ференц Лист описал это как «цветок между двумя пропастями».

Самая яркая — Престо Аджитато

Третья часть в два раза длиннее первых двух. Многие пианисты чувствовали эту часть как представление шторма. Бурная стихия, если принять на веру то предположение, что в то время, когда Бетховен сочинял сонату, он был безумно влюблён в Джульетту, с которой надеялся обвенчаться. В этой части слушатель может различить две темы:

  • бурную, построенную на арпеджио и сильно акцентированных нотах;
  • вторую — более лиричную по форме, которая контрастирует с первой.

Обе темы великолепно переплетаются и создают сильные эмоции.

Кстати, Лунная соната Бетховена уже приземлилась на Луну. Увлечённая технологией получения звуков от Луны на Земле по радио, художница Кэти Патерсон отправила ноты произведения в виде закодированного кода Морзе на Луну в 2007 году. Сигналы, которые были отражены от лунной поверхности, возвратились назад, были затем декодированы в буквы и снова превращены в звуки.

  • Лунева мария недетские сказки в объятиях медведя
  • Луначарский собрание сочинений том 8
  • Лунапарк как пишется правильно
  • Луна на ветке японская сказка рисунок
  • Луна на ветке японская сказка мультфильм