Продолжение экскурсии по выставке, начало — Дягилев. Генеральная репетиция – 1.
Следующий балет — «Русские сказки». Музыка А.Лядова
Балет «Русские сказки» впервые был показан в 1917 году и состоял из хореографических миниатюр «Кикимора», «Баба-яга», «Царевна-Лебедь». Автором оформления и идеологом постановки был Михаил Ларионов.
Написанное им либретто – логически выстроенная композиция, где предстает весь славянский языческий пантеон: духи дома, леса, воды. Между хореографическими картинами предполагались плясовые (бессюжетные) номера и музыкальные антракты на темы народных песен.
Вместе с Наталией Гончаровой Ларионов придумывает фантастические декорации и костюмы, которые повлияли на хореографию Мясина. Костяная нога Бабы-яги, тяжелые накладки на ноги в костюме Лешего огромная юбка Царевны-Лебедя затрудняли движения, но одновременно рождали особую выразительность танца. Декорации были насыщены динамическими элементами: двигались кулисы, раскачивались цветы. Апогеем этого футуристического балета была танцующая изба Бабы-яги в исполнении двух артистов.
«Испания», «Триана». Музыка М.Равеля, И.Альбениса. Не осуществленный.
В 1916 году Дягилев в компании Ларионова, Гончаровой и Мясина совершил поездку по Испании. Эта страна была своеобразной пограничной территорией, где соединились арабские и европейские традиции. Испания настолько поразила Дягилева своей танцевальной культурой, что он загорелся идеей постановки испанских балетов, в основе которых были бы национальные танцы. Сочинение хореографии было поручено Мясину, а оформление – Гончаровой. Однако замысел так и не был реализован: испанские танцовщики, приглашенные в труппу, привыкшие к импровизации, не смогли раз за разом повторять выстроенный хореографом рисунок танца.
Но сохранившиеся эскизы Наталии Гончаровой к балетам «Испания» и «Триана» позволяют представить замысел этих двух балетов, их визуальный образ: элегантные кабальеро, танцовщицы фламенко с веерами, в разноцветных шалях. Гончарова стремится передать национальные типажи и характер испанского танца.
Но Дягилев все же осуществил свой «испанский проект». В 1919 году Мясин поставил балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи, а в сезоне 1921 в балете «Квадро фламенко» на сцену выходили танцовщики фламенко, специально приглашенные в труппу. Обе эти постановки оформлял Пабло Пикассо.
«Литургия». Не осуществлённый.
Либретто балета-мистерии построено на эпизодах из Евангелия. Идея постановки возникла у Дягилева в 1914 году, и он начал воспитывать нового хореографа – успешно дебютировавшего в труппе молодого танцовщика Леонида Мясина. Вместе с ним Дягилев посещает итальянские храмы и музеи. Там, в образах ренессансной живописи Мясин находит источник вдохновения. Одновременно в переписке со Стравинским обсуждается музыкальное сопровождение балета: русские духовные песнопения, Перголези и Бах, авангардные опусы итальянских футуристов и даже танец без музыки под ритм шагов танцоров.
В 1915 году к работе присоединяется вызванная Дягилевым из России Наталия Гончарова. В поисках решения оформления она обращается к живописным источникам – фрескам, мозаикам, иконам. Гончарова стремится передать характерные особенности средневекового искусства – его монументальность, условность, следование иконографическому канону. Вместо легких, традиционных для балета тканей она применяет жесткие конструкции, которые должны придать фигурам танцовщиков плоскостность, ограничить танцевальные движения, заменив их сменой позиций.
В окончательных эскизах балета для воплощения этих новых идей Гончарова обращается и к новым принципам исполнения эскизов – к технике коллажа, передающей эффект средневековой мозаики.
«Песнь соловья». Музыка И.Стравинского
Первоначально Стравинский создал оперу на тему сказки Андерсена о китайском императоре и соловье. В 1914 году опера-балет (певцы располагались в оркестровой яме) в хореографии Бориса Романова с оформлением Александра Бенуа была представлена в Париже. В 1920 году Дягилев решил включить «Соловья» в репертуар труппы, но уже в виде балета, сменив и хореографа, и художника. Декоратором своего балета Дягилев видел знаменитого Анри Матисса, которого уговорил заключить с ним контракт, хотя Матисс и не любил балет. Познакомившись с сюжетом, Матисс ищет источник вдохновения в китайском искусстве, изучает собрание китайских предметов в Музее Виктории и Альберта. Отказываясь от откровенной стилизации, он создает свой образ Китая, увиденного и воспринятого художником-модернистом: цветовой минимализм, лаконичный рисунок, игра факту тканей. В исполнении и разработке кроя Матиссу помогает знаменитый модельер Поль Пуаро.
Особенного успеха балет не имел, но музыка так нравилась Дягилеву, что «Соловей» возникает в репертуаре еще раз – в 1925 году, с тем же оформлением, но с новой хореографией Джорджа Баланчина. К этой версии относится представленный на выставке костюм Придворной Дамы.
«Свадебка». Музыка И.Стравинского
Над оформлением этого балета Наталия Гончарова работала 8 лет, исполнив более 80 эскизов. В качестве либретто художница использовала сборник народный песен Петра Киреевского, где описаны варианты свадебных обрядов различных губерний России. Костюмы и декорации Гончаровой были вдохновлены кустарными изделиями этих мест: росписями, образцами резьбы, вышивок, кружев. Но эффектное оформление было забраковано хореографом балета Брониславой Нижинской как «нетанцевальное». Чтобы найти решение, Гончаровой пришлось посещать репетиции и искать ход «от хореографии». В итоге был найден компромисс: простая крестьянская одежда – сарафаны и рубахи, напоминающие репетиционные костюмы.
Лаконичная декорация, состоящая из нескольких деревянных помостов, панелей-задников и закрывающего их холста, стала символом завершения «живописного» периода оформления балетов дягилевской антрепризы.
Продолжение в следующем блоге — Дягилев. Генеральная репетиция – 3.
Балет Леонида Мясина и Анатолия Лядова «Русские сказки»
- 25 апреля 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Звоны, звоны-перезвоны, звоны-вздохи, звоны-сны…». «Русские сказки» очаровали Париж. Успех балета Леонида Мясина на музыку Анатолия Лядова был фантастический! Газеты писали: «Этот балет пленяет, уводит за горизонты, навевает фантастические грёзы…» Очередной выпуск программы «Бал» рассказывает о триумфе этого сочинения.
Представьте себе — на лесной бал пришли, прилетели и даже приползли невероятные причудливые создания. И у каждого — своя история, своя сказка, своя судьба, свой намёк и своя тайна.
Есть ли смысл разгадывать эти тайны?
«Я ведь просто Лядов. Только музыкант Лядов. И хочу жить в сказке. А остальное всё мне чуждо, к моему стыду», — любил говорить Анатолий Лядов.
Дягилев хотел, чтобы Лядов сочинил балет на сюжет старинной фантастической сказки «Жар-птица». Уговаривал очень настойчиво: «Поверьте, — говорил он, — нужен настоящий русский балет. Мы все вас считаем теперь нашим первым самым интересным и самым свежим музыкантом, большим талантом».
А Лядов отказывался, медлил и тянул. Все кругом говорили: «Ну, Лядов — лентяй! Он даже в консерваторию не любит ходить, потому что нужно прийти и поговорить со студентами. Студенты сами ходят к нему домой. Лядов не любит писать — ему скучно».
«А мне кажется, что Лядов не был лентяем, — размышляет Ирина Кленская. — Большой труженик был, огромный труженик. Но с чрезвычайной осторожностью относился к звуку, дару, нотам».
Лядов говорил: «Нужно писать так, чтобы каждый такт был в радость, чтобы каждый такт имел особенный смысл. Но так быстро не получается».
Поэтому медлил и откладывал. В итоге балет «Жар-птица» написал молодой композитор Игорь Стравинский. Как мы помним, это положило начало его триумфального восхождения на пьедестал музыкального искусства ХХ века.
Это было в 1910 году. А спустя семь лет, в 1917 году, балетмейстер Леонид Мясин поставил в Париже одноактный балет «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга» из цикла симфонических поэм композитора по мотивам сказок А.Н. Афанасьева…
Балет Леонида Мясина и Анатолия Лядова «Русские сказки»
Успех балета Леонида Мясина на музыку Анатолия Лядова «Русские сказки» был фантастический! Газеты писали: «Этот балет пленяет, уводит за горизонты, навевает фантастические грёзы…» Ирина Кленская и Алексей Пензенский рассказывают о триумфе этого сочинения.
Плейлист
Бал
Последняя опера Жана-Батиста Люлли разрешается весьма нетрадиционным для эпохи трагическим концом, который роковым образом отозвался и на судьбе ее автора…
Кровавые страсти на дикой окраине Европы – Англии XVI столетия. Вот какой маршрут предлагает нам опера Гаэтано Доницетти «Анна Болейн»…
Продолжение обсуждения последнего фильма кинорежиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»
О том, что происходило в жизни Сергея Эйзенштейна в период съемок «Ивана Грозного», как работали два гения – Эйзенштейн и Прокофьев, и какие личные переживания отражены в последней картине советского…
Легкий и очаровательный шедевр Доницетти, написанный им за две недели, с момента своей премьеры в 1832 году беспрестанно путешествует по оперным подмосткам всего мира…
Авторы программы размышляют над причинами восстания, вспоминают обычаи и правила гладиаторских боев и обращаются к ключевым историческим персонажам балета – отважному гладиатору Спартаку и хитроумному…
История Джейн Эйр с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества, где любое излишество, будь то поведение, туалет или количество танцев, отданное одному кавалеру, грозило стат…
Погружаясь в эпизоды и миниатюры фильма «Бал», авторы вспоминают главные мелодии века, великолепных див старого кинематографа и первых мастеров саундтрека…
Перед нами сказка фантастической красоты, доброты и остроумия. Ролан Пети поставил по ее мотивам очаровательный балет с музыкой Чайковского, Баха и Равеля.
«Синяя Птица» – феерия-сказка, воплотившая в себе философию мечты. Что происходит в первую минуту пробуждения ото сна? Как совершить тот самый шаг от обыкновенного к совсем необыкновенному?…
«Я хочу сказать, – писал Римский-Корсаков, – оперу мою зовут «Ночь перед Рождеством. Прошу заметить: не «Черевички», как у Чайковского, и не «Кузнец Вакула», как у Соловьева, а именно «Ночь перед рожд…
Оперу «Дары волхвов» написал замечательный финский композитор Эйноюхани Раутаваара. Как говорил О. Генри, «волхвы – мудрые люди, и подарки их тоже мудрые». Каждый подарок – это намёк, нужно лишь его р…
В Париже блистают самостоятельные балетные антрепризы и, конечно же, «Русский балет» Сергея Дягилева. Именно он заказал французскому композитору Франсису Пуленку балет под интригующим названием «Лани»…
Николай Коперник был человеком эпохи Возрождения… Десять лет своей жизни он провел в Италии. Был принят при дворе Феррары, и часто присутствовал на самых пышных балах своего времени…
Антон Степанович Аренский написал оперу, которую назвал музыкальные сцены из эпохи Возрождения… однако вскоре ее позабыли, вплоть до XXI века…
У одних от его любовных похождений захватывает дух, а другие считают, что свою знаменитую биографию он попросту выдумал…
Несмотря на разногласия, возникшие между Равелем и Дягилевым, в 1912 году на сцене театра Шатле состоялась премьера нового балета, где зрители встречались с озорным Эросом, любвеобильным Паном и целой…
Путешествие по опасным дорогам Древнего Рима. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха одно время были любимой книгой Бетховена. О Кориолане композитор читал много, долго и с удовольствием. Результатом…
Миф о Троянской войне известен, пожалуй, каждому европейцу. Эти события происходили предположительно в XIII веке до нашей эры. Причиной войны стала самая прекрасная женщина на свете – Елена, дочь Зевс…
«Форма жизни», – так говорил о вальсе восприимчивый и утонченный Морис Равель. Премьеру балета «Аделаида, или Язык цветов»Наталья Труханова танцевала в апреле 1912 года в Париже.
поплутаем по рыцарскому замку, где каждый турнир сопровождается торжественным балом и хлебосольным пиром…
О том, как любили одеваться, какие танцы танцевали на балах, сколько длился полонез, что можно было “сказать” веером, и с какими целями на балы приходили офицеры, не желающие расставаться со своим ору…
«Любовь – самая опасная ловушка, которую природа поставила человеку». Что происходит с героями этой сказки, как преобразили сюжет затейливые Кранко и Бриттен, и почему действие перенеслось в экзотичес…
«Чайка» — балет Джона Ноймайера по мотивам одноименной пьесы Чехова на музыку Шостаковича. История о творчестве, сомнении и любви. Помогает ли любовь творчеству, и какая плата ожидает художника за е…
О последней царице Египта – Клеопатре и ее драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию, описанной в знаменитой трагедии Шекспира…
Об опере Андре Гретри «Ричард Львиное сердце» и всенародной любви к герою – прекрасному рыцарю. Почему – попытаемся разобраться. Но сначала совершим путешествие во времена крестовых походов – на бри…
«Утраченные иллюзии» – один из самых длинных романов в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака и одноименный балет Леонида Десятникова – впервые в постсоветской истории, написанный по заказу Большого…
Чума – как божья кара, идея и социальное явление. Вместе с «Маленькими трагедиями» Пушкина и оперой Цезаря Кюи авторы отправляются в защемленный Лондон…
Царица Савская является одной из самых загадочных женщин в мировой истории. По одному из преданий она была легендарной правительницей аравийского царства Саба (Шеба), а в библии история царицы Савской…
Премьера оперы состоялась в 1986 году в Париже. «То, что я не хочу произносить словами, я могу выразить музыкой», – говорил Эдисон Денисов, автор оперы «Пена дней» по одноименному роману Бориса Виана….
РУССКИЕ СКАЗКА В БАЛЕТЕ. «ЖАР-ПТИЦА», «ПЕТРУШКА»
Хореография
Михаил Фокин
Режиссер-постановщик
Народный артист России
Андрис Лиепа
Дирижер
Константин Хватынец
Декорации и костюмы
(«ПЕТРУШКА»)
Александр БЕНУА
Декорации
(«ЖАР-ПТИЦА»)
Александр Головин
Художники по костюмам
(«ЖАР-ПТИЦА»)
Лев Бакст
Александр Головин
Воссоздание декораций и костюмов
заслуженный деятель искусств РФ
Анатолий Нежный
Анна Нежная
Ассистенты режиссера-постановщика
(«ЖАР-ПТИЦА»)
народный артист РФ
Владимир Кириллов
(«ПЕТРУШКА»)
заслуженный артист РФ
Игорь Пиворович
заслуженная артистка РФ
Светлана Романова
Педагоги-репетиторы
заслуженный артист РФ
Игорь Пиворович
Заслуженная артистка РФ
Ирина Макарова
Заслуженная артистка РФ
Светлана Романова
Фарит Гильфанов
Олег Кожанов
Татьяна Елисеева
Помощник режиссера
Наталья Врачева
1 действие
Игорь Стравинский
«ЖАР-ПТИЦА»
(спектакль идет под фонограмму)
ЖАР-ПТИЦА
Заслуженная артистка России
Елена Князькова
Лауреат всероссийского конкурса артистов балета — Золотая медаль
Обладатель приза «Галины Улановой»
Анна Маркова
Варвара Серова
ИВАН ЦАРЕВИЧ
Дмитрий Круглов
Максим Подшиваленко
КРАСА НЕНАГЛЯДНАЯ
Анастасия Афанасьева
Лауреат всероссийского конкурса артистов балета — Золотая медаль
Обладатель приза «Галины Улановой»
Анна Маркова
Ольга Пугачева
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Дмитрий Круглов
Максим Подшиваленко
Олег Фомин
Жены Кощея, янычары, белибошки, кикиморы, царевны, слуги Кощея, лягушки, царевичи
артисты балета театра
В спектакле заняты учащиеся хореографического отделения ДМШ № 18 ЮЗАО г. Москвы
2 действие
И. Ф. Стравинский
«ПЕТРУШКА»
потешные сцены в 4-х картинах
ПЕТРУШКА
Павел Окунев
БАЛЕРИНА
Рената Бурцева
Виктория Гаевая
АРАП
Дмитрий Круглов
Максим Павлов
ФОКУСНИК
Максим Подшиваленко
Лауреат международных и всероссийских балетных конкурсов
Иван Титов
ЧЕРТ
Сергей Беломысов
Вячеслав Пегарев
ТАНЦОВЩИЦЫ
Анастасия Афанасьева
Ольга Григорьян
Алевтина Касаткина
Лауреат всероссийского конкурса артистов балета — Золотая медаль
Обладатель приза «Галины Улановой»
Анна Маркова
Варвара Серова
ГЛАВНАЯ КОРМИЛИЦА
Екатерина Зайцева
Ольга Пугачева
ГЛАВНЫЙ КУЧЕР
Дмитрий Круглов
Максим Павлов
ПОЛОВЫЕ
Сергей Беломысов
Михаил Галиев
Вячеслав Пегарев
Дмитрий Щемелинин
ЦЫГАНКИ
Екатерина Зайцева
Наталья Савельева
Анастасия Шиладжян
УХАРЬ-КУПЕЦ
Олег Фомин
ПЬЯНИЦЫ
Михаил Галиев
Сергей Беломысов
Вячеслав Пегарев
Дмитрий Щемелинин
Андрис Лиепа благодарит за участие в спектакле оперную труппу театра и лично режиссера Валерия Меркулова
Лядов Анатолий Константинович
Жизнь и творчество Анатолия Константиновича Лядова
Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой. Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире.
Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал его отец, известный дирижер русской оперы.
Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста.
Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.
Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое время не было.
Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме, отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта — все это не только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но, напротив, формировало в нем некоторые негативные психологические черты, например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора.
В 1867—1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А.
Обратите внимание
Дубасова (фортепиано), а с 1874 года — в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика «Талантлив несказанно».
И несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из «Мессинской невесты», по Шиллеру».
В студенческие годы Лядов обратился к популярному в России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и неоднократно подчеркивал в своих высказываниях, что «слава, приобретенная романсами, — дешевые лавры».
Еще будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским, Бородиным, Стасовым и приобщение к высоким идеалам кучкистов.
И хотя Лядов застал кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции.
Именно от нее унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя как художника русского, национального», которые пронес через всю жизнь.
В середине 1880-х годов Лядов вошел в состав нового объединения петербургских музыкантов — «Беляевский кружок», где сразу занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов.
Эта ведущая группа, при поддержке Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию, изданию новых сочинений.
Активное участие принимал Лядов и в музыкальных собраниях, известных под названием «беляевских пятниц», где постоянно звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших современников, представителей петербургской школы.
Анатолий Константинович Лядов. Портрет работы И. Репина(1902).
Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких переходов от одного этапа к другому.
Да и в самом образе жизни, в своих привычках он оставался консервативным.
Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы «30 лет на одной квартире — зимой; 30 лет на одной даче — летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», — отмечал А. Н. Римский-Корсаков.
Типичный петербургский интеллигент конца века, Лядов словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности.
В отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой мысли, Лядов, в силу своей природной инерции и вялости, боялся «сдвинуться с места».
Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу на Всемирную художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его сочинения, и в Германию в 1910 году.
В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в 1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу Н. И. Толкачеву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух сыновей.
С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло пессимистическую окраску. В лядовской переписке все время ощущается неудовлетворенность жизнью, собой, своим творчеством.
Почти в каждом письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами усугублявшиеся.
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность. Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой.
Важно
В 1878 году он был приглашен в консерваторию профессором и в этой должности состоял до конца жизни. А с 1884 года он еще и преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов.
Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов.
Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим… » Вдобавок, с 1879 года он активно занимался дирижерской деятельностью.
Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утонченно-камерную манеру исполнения.
Обращение Лядова к фортепианному творчеству явилось вполне естественным. Лядовские фортепианные пьесы — своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображенных во внутреннем мире художника.
Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876 году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек» так и веет свежестью, молодым вдохновением.
История жизни Анатолия Константиновича Лядова
В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры.
Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей.
«Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами — жемчужинами сердца».
Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста.
Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка.
Из сочинений 1890-х годов выделяются «прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью.
Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные Лядовым в 1887—1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров — заклинаний, прибауток, присказок.
В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души.
Композитор подает мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор — ласковый и добрый.
Но почти все они оставляют на душе чувство легкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни.
«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен» — писал известный музыкальный критик Витол.
Публикация первого из четырех сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал еще в 1880-е годы.
Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен.
Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни.
Более всего удавались ему сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.
Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904—1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности.
Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж.
Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образам и Метерлинка.
«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.
Композитор умер 28 августа 1914 года.
Источник: https://tunnel.ru/post-lyadov-anatolijj-konstantinovich
Русская музыка: какая она? Сказочник Анатолий Лядов
Да, если сравнивать с титанами, то придется признать, что Анатолий Лядов написал не так много. Но где эта грань и неписанные правила и, наконец, сколько требуется ненасытному человечеству, чтобы тебя записали в гении?
«Я ведь просто Лядов. Только музыкант Лядов. И хочу жить в сказке. А остальное всё мне чуждо, к моему стыду».
Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Санкт-Петербурге. Середина 19 века — эпоха полного расцвета русской музыки.
Семья, в которой родился Лядов, принадлежала, возможно, к первой в России профессиональной музыкальной семье (и по отцу, и по матери). Дирижеры, педагоги, певцы — до полутора десятка членов семьи, деды, дяди, сестры были связано с музыкальным искусством. Шансов у ребенка остаться вне музыки не было.
Однако мать умерла, когда Лядову исполнилось 6 лет. Это всегда очень серьезное событие и, как правило, отражается на дальнейшей жизни. Возможно, та постоянная творческая рефлексия, неуверенность в себе (то, что многие считали ленью) и были отголосками страшной детской травмы.
В 11 лет Лядов поступил в консерваторию (на почетную персональную стипендию в честь отца) и жил уже вне родительского дома. Возможно, некоторые особенности характера проявились уже тогда. «На экзамен не явился» — вот и отчисление, выгнали за прогулы.
«Неразлучные друзья А. К. Лядов и Г. О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить…» (Н. Римский-Корсаков)
Восстановиться получилось только через 2 года. Лядов продолжил учиться у Н.А. Римского-Корсакова, хорошие отношения с которым поддерживал всю жизнь.
«Пришел Корсаков и наговорил мне столько приятного… „Вы только один можете написать настоящую русскую музыку. Только вы понимаете настоящий русский стиль“. Похвала — воздух в котором расцветают розы добродетели. Похвала меня не портит, я становлюсь лучше…», — Лядов.
Мне вообще кажется, что похвала не способна никого испортить.
Совет
А дальше Анатолий Лядов остался преподавать в той консерватории, из которой его за прогулы отчислили, и работал там всю жизнь.
При этом надо сказать, что этот скромный человек был способен на Поступок: когда Римского-Корсакова отстранили от работы за выступление в защиту прав учащихся в 1905 году, Лядов тоже ушел в знак протеста.
И вернулся только тогда, когда Римского-Корсакова восстановили на работе.
Лядов жил в том ритме, в котором ему было удобно, писал так медленно и сосредоточенно, как считал нужным, и с живым интересом относился к тому, что его окружало.
«Жив, здоров, много читаю, мало сочиняю, порядочно скучаю и медленно умираю».
Древность, предания, сказка — главная сфера интересов композитора. А это значит, что интерес к фольклору обязательно проявляется и в музыке. Нужно напомнить, что 19 век — время собирания фольклора.
Лядов сам по поручению Императорского географического общества занимался обработкой народных песен, собранных в экспедициях. «Фольклорные интонации» слышны и в его музыке.
Что лишний раз подчеркнуло ту самую живописность, картинность и образность его произведений.
Лядов — один из самых блестящих колористов в музыке. Если сравнивать его музыку с живописью, то сразу вспоминается замечательный художник Иван Билибин. Принципиальный миниатюрист — никаких крупных форм, каждая «картинка» длится несколько минут. Тщательность и филигранность обработки каждой темы, каждой мелодии.
«Много чудес в природе. Каждое чудо имеет свою мелодию. Нам нужно только прислушаться…»
«Баба Яга», «Кикимора» — сказочная жуть, но с лукавым юмором. Свистки, щелчки, подскоки, подвывания — сплошная сказка в звуке.
«Про старину» — музыкальная картина эпохи князя Владимира. 20 лет писал Лядов это произведение. Перечитал и обдумал все, что было написано и известно. Лядов написал эту симфоническую картину, а потом хотел сжечь рукопись.
По счастью, опять получил похвалу и не стал сжигать, но, как всегда, сомневался, сомневался, сомневался… При этом сам прекрасно знал, что написал превосходную музыку.
Такое противоречие случается, когда человек слишком требователен к себе.
«Волшебное озеро» — еще одна прекрасная музыкальная картинка, еще одна сказка.
«Мое «Озеро» совсем готово. Ах, как я его люблю, — писал Лядов. — Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке… Гладь озера — зеркало, глаза земли, через которые подземные жители смотрят на нас и думают: «Как они там?»
Обратите внимание
Как и положено, в той музыкальной сказке действуют русалки со своими чарами, духи, феи. Но и еще «героиня» — Зорюшка, сестрица Солнца.
«Заря — грустная собеседница, поэтому она мне мила».
«Музыкальная Табакерка» — «стеклянная» и нарочито «механистичная» музыка, и это настолько мастерски сделано и такими простыми средствами, что остается только дивиться.
«Из Апокалипсиса» — источником послужили Откровения Иоанна Богослова, но несмотря на такую серьезность, музыка остается совершенно лядовской: красочной, зрелищной, со сказочном оттенком.
Возвращаясь к вопросу о пресловутой лени. Общеизвестная история, вошедшая, так сказать, в антологию мировых анекдотов о музыке. Сначала знаменитый Дягилев предложил Лядову написать музыку к балету на сюжет «Жар-птицы».
Лядов согласился, но вот время идет, идет, Дягилев требует, а Лядов: «а я уже даже купил нотную бумагу». Результат зафиксирован самой историей: Дягилев взбесился и предложил работу молодому Игорю Стравинскому.
Так появился знаменитый балет «Жар-птица», но уже балет Стравинского, первый из «русских», потрясших Париж в «Русских сезонах».
Но Лядов без «балета в Париже» не остался. В 1917 году балетмейстер Леонид Мясин поставил в Париже «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга».
Не уверена я, что речь идет о какой-то лени. У каждого человека свой собственный ритм и свои собственные приоритеты. «30 лет на одной квартире зимой, 30 лет на одной даче летом», — это уже добродушно подсмеивался Римский-Корсаков.
Да, Лядов любил то, что у него было, и совсем не любил что-то менять. У жены было имение в Боровичах (Новгородчина), там Лядов и проводил каждое лето. Он любил тишину, молчание, природу.
Там он и умер от болезни сердца 15 [28] августа 1914 года.
«Самый ленивый композитор» русской музыки работал на двух работах, воспитал двоих детей и прекрасным образом остался в истории. Музыку его исполняют часто и по всему миру.
Для тех, кому близка русская романтическая музыка с небольшим «фольклорным уклоном» — слушать можно все. Остальным можно просто коротко ознакомиться с отдельными шедеврами.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/72205/
Анатолий Константинович Лядов. Реферат. Другое. 2011-11-27
ГОУ ВПО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Факультет культуры и искусства
Кафедра теории и истории музыки
Реферат
на тему:
Анатолий Константинович Лядов
Выполнила: КНС-004-О-08
Шумакова Т.В.
Проверила: Фаттахова Л.Р.
Омск, 2010 г.
Содержание
Введение
Биография
Лядовы — семейство музыкантов
Черты стиля
Заключение
Фотографиистр.
Список произведений
Список литературы
Слово «фольклор» имеет несколько значений
В широком значении, фольклор — это традиционная народная культура, компонентами которой являются верования, обряды, танцы, прикладное искусство, музыка и т. п.
В узком же смысле термин стал использоваться с начала 20 века. Под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа.
И одним из ярких примеров композиторов-фольклористов стал Анатолий Константинович Лядов
Биография
Важно
Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов — отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать — пианисткой.
Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень». Вскоре, однако, был восстановлен в консерватории и начал помогать М. А.
Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
В 1877 с отличием окончил консерваторию и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Среди учеников Лядова — С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский.
В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А.К. Глазуновым и Римским-Корсаковым, сделался руководителем русских квартетных вечеров, основанных М.П. Беляевым, музыкального издательства и симфонических концертов, выступая в них дирижером.
Лядов написал сравнительно немного, но все, им написанное, значительно, многое же представляет собою шедевры искусства.
Большая часть его сочинений написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки, баллада «Про старину», «Идиллия», «Марионетки», «Музыкальная табакерка» (особенно популярная), баркарола, канцонетта, 3 канона, 3 балетных пьесы, вариации на тему Глинки, на польскую песню; кантата Мессинская невеста по Шиллеру, музыку к пьесе МетерлинкаСестра Беатрисаи 10 церковных хоров. Все это — изящные миниатюры, отличающиеся ясностью фактуры, характерностью и богатством мелодии, хрустальной чистотой гармонии, разнообразной, изощренной, но не вычурной, превосходной звучностью. Влияния Шопена, Шумана, Глинки, а в последних сочинениях — и Скрябина, не заглушают собственной индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном творчестве. Глубокое знание последнего сказывается и в его вокальных миниатюрах — прелестных песенках на народные слова,- и в его высокохудожественных обработках русских народных песен.
Он издал несколько сборников их для голоса соло, с сопровождением фортепиано, и для вокального квартета. Три сборника — «120 песен русского народа»- представляют обработки песен, собранных песенной комиссией при Императорском Русском Географическом обществе.
В высшей степени замечательна его оркестровая обработка восьми русских песен, сведенных в сюиту; ее отличительные черты — счастливый выбор тем, остроумие и богатство фантазии в их варьировании, характерная гармония и контрапунктические подробности, колоритная, тонкая инструментовка.
Совет
К более ранним оркестровым сочинениям — скерцо, «Сельская сцена у корчмы» (мазурка) и к двум полонезам (одному памяти Пушкина, другому — А.Г. Рубинштейна), относящимся к среднему периоду творчества Лядова, прибавился в последние годы ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».
Особняком стоит фантазия для оркестра: «Из Апокалипсиса», запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов.
В конце 1890- начале 1900-х гг.
Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром).
Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.
В 1909 С.П. Дягилев заказал Лядову балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет пришлось передать И.Ф. Стравинскому.
Умер Лядов в деревне близ г. Боровичи 28 августа 1914.
Лядовы — семейство музыкантов
1) Александр Николаевич (1818-1871). Был дирижером балетного оркестра Императорских театров (1847-1871). Написал музыку балетов «Пахита» и «Сатанилла».
) Брат его, Константин Николаевич (1820-1868), был с 1850 г. дирижером русской Императорской оперы в Петербурге. Его сочинения в русском народном (не вполне выдержанном) характере — фантазия для хора и оркестра на народную песню «Возле речки, возле мосту» (русские песни, танцы) пользовались в свое время известностью.
) Сын его, Анатолий Константинович (1855-1914) — замечательный композитор. Театральная артистическая среда, свободный доступ за кулисы содействовали его артистическому развитию. Врожденная музыкальность развилась под руководством отца настолько, что 9 лет от роду он написал 4 романса.
Его экзаменационная работа — заключительная сцена из «Мессинской Невесты» Шиллера — не утратила и поныне интереса. Знакомство с балакиревским кружком и особенно общение с Балакиревым, очень его полюбившим, оказали большое влияние на расширение его музыкального кругозора. Отношения его к Римскому-Корсакову скоро перешли в дружбу.
Еще во время учения в консерватории Лядов был сотрудником Балакирева и Римского-Корсакова по редактированию для печати оркестровых партитур обеих опер Глинки, к стилю которого он примыкает в своих собственных сочинениях.
Обратите внимание
Он участвовал, вместе с Римским-Корсаковым, Бородиным и Кюи в сочинении фортепианных «Парафраз», а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете «Именины» (одна часть), «Фанфарах» к юбилею Римского-Корсакова (1890 г, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки («Bodinage»), квартетной сюите «Пятницы» (мазурка, сарабанда, фуга). Был профессором санкт-петербургской консерватории по классу свободного сочинения.
Черты стиля
Наряду с этим Лядов воплощал и жанрово-характерное народное начало, приобретающее у него в отдельных случаях национально-эпический, «бородинский» оттенок, и впечатления любимой им светлой и спокойной русской природы.
Неотъемлемую черту творческого облика Лядова составлял юмор (весьма присущий ему и в жизни). Задорная шутка, ирония или незлобивая лукавая усмешка нашли своеобразное отражение в его музыке.
Чрезвычайно близка была ему также область народной сказочной фантастики.
Тяготение к ней раскрылось наиболее полно в ряде симфонических произведений последнего периода творчества, принадлежащих к наиболее яркому из всего созданного Лядовым.
Одной из характернейших особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им своих замыслов масштабами малой формы. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы.
Содержание его музыки не требовало крупных, монументальных форм. С миниатюризмом связана типичная для стиля Лядова тщательная, любовная отделка всех деталей фактуры, в которой проявлялся его тончайший, даже несколько изысканный вкус. «Так сделать, чтобы каждый такт радовал»,- определил однажды композитор один из своих характерных эстетических принципов.
Это было органическим свойством его дарования.
Заключение
Я считаю, что Лядов сделал достаточно большой вклад в русский фольклор и умер, когда под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа, т. е. применять этот термин в узком его значении. Думаю, в этом есть и его заслуга.
Также стоит сказать, что более известными стали его поздние произведения, отсюда можно сделать вывод, что А.К. Лядов скончался в полном расцвете таланта.
лядов композитор дирижер стиль
Список произведений
«Бирюльки», «Арабески» (для фортепиано)
Прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки
Важно
Баллада «Про старину», «Идиллия», «Марионетки», «Музыкальная табакерка» (особенно популярная)
Баркарола, канцонетта
канона, 3 балетных пьесы, 10 церковных хоров, 4 романса
Вариации на тему Глинки, на польскую песню
Кантата Мессинская невеста по Шиллеру
Музыка к пьесе Метерлинка Сестра Беатриса
сборника «120 песен русского народа»
русских песен, сведенных в сюиту
«Сельская сцена у корчмы» (мазурка)
полонеза (1- памяти А. С. Пушкина, 2 — А. Г. Рубинштейна)
Ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»
Фантазия для оркестра: «Из Апокалипсиса», запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов
В конце 1890 -начале 1900-х гг.: свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром)
Участвовал в сочинении фортепианных «Парафраз», а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете «Именины» (одна часть), «Фанфарах» к юбилею Римского-Корсакова (1890 г, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки («Bodinage»), квартетной сюите «Пятницы» (мазурка, сарабанда, фуга) и др.
Список используемой литературы
1.БСЭ. М. 1980 г.
. Музыкальная литература. М., Музыка, 1975 г.
. Русская музыка середины XIX века, «РОСМЕН» 2003 г.
. ВикипедиЯ, свободная энциклопедия
Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=510429
Творчество композитора А.К. Лядова: “Там русский дух, там Русью пахнет…”
Лядов Анатолий Константинович
Искания своего учителя, Римского-Корсакова, продолжил композитор Анатолий Константинович Лядов.
Вместе со своим наставником он преподавал в Петербургской консерватории.
В 1905 году в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова, сочувствовавшего революционным студентам, подал вместе с Александром Константиновичем Глазуновым прошение об отчислении из профессуры.
Лядов не писал симфоний, опер, вообще больших музыкальных сочинений. Он был принципиальным миниатюристом. Но каждую свою миниатюру отделывал как первоклассный ювелир.
Вы, должно быть, слышали его «Музыкальную шкатулку». Ее можно увидеть в исполнении балетных артистов. Изумительная пьеса!
А его «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»?
Содержание статьи
Кикимора
Это, действительно, музыкальные акварели. Выписаны они изящно, тонко, с подлинной поэзией.
Оркестровые краски миниатюр Лядова настолько богаты, что мы как бы видим не только очертания картины, возникшей в нашем воображении, но и ее цвет, ее узор, удивительно русский орнамент.
Русью пахнет у Лядова не только в обработках народных песен, но и там, где нет ни одной цитаты из подлинной песни, сочиненной народом.
Совет
Его оркестровая миниатюра «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка. Она вся соткана из легких, прозрачных звучаний, и, кажется, слушать ее надо не дыша, чтоб не спугнуть очарование волшебства.
Оркестровая миниатюра А.К. Лядова «Волшебное озеро» звучит, как русская сказка
Лядов долго искал какое-нибудь описание озера в русских былинах, стараясь «опереться» на него, но нигде не нашел то, что будоражило его воображение. И наконец обнаружил это озеро совсем рядом, неподалеку от деревни, в которой родился и куда любил приезжать летом.
Композитор, как зачарованный, смотрел на это лесное чудо:
Завораживающая, тонкая, как лесная паутинка, мелодия возникает едва слышно, словно зазвучала сама тишина. Едва различимо тремоло литавр, слегка касаются струн смычки скрипок, альтов и виолончелей, почти бесплотно звучат арфы.
Вдруг скользнул ветерок, подняв легкую рябь. Короткие фразы деревянных духовых инструментов, челесты и арфы подобны красочным бликам, мерцающим на воде, или искоркам звезд, вспыхивающих в густой синеве ночного неба.
Вступают виолончели, потом флейты. Оркестр все более оживляется. Волнообразные пассажи скрипок передают усиливающееся волнение озера. В звучании гобоев слышатся как бы вздохи, таинственные и неопределенные — точно из глубины вод появляются русалки. Они подплывают к берегу, качаются на ветвях плакучих ив…
Оркестр передает это сказочное очарование в каких-то словно мерцающих звуках. Все теплее поют скрипки, призывнее становится их голос. Сладостное томление достигает предела. И снова истаивают звуки, успокаивается озеро. Оно погружается в сон. Исчезают русалки. Вновь еле слышно шуршит тишина…
И это сказочное очарование колдовского лесного озера Лядов передал в своей оркестровой миниатюре. Музыка «Волшебного озера» Лядова настолько воздушна, изменчива и неуловима, что напоминает творения импрессионистов.
Волшебное озеро
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Источник: https://ProPianino.ru/kompozitor-ljadov
Анатолий Константинович Лядов
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) — русский композитор и дирижер. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен. Профессор Санкт-Петербургской консерватории (с 1886). Знак зодиака — Телец.
Анатолий Константинович Лядов родился 11 мая (29 апреля по старому стилю) 1855 года, в Петербурге, в семьемузыкантов. В 1861 году Анатолий похоронил маму.
В 1867-1870 годах учился музыке в домен Антиповых. Летом жил у своей тёти В.А. Табулевич в усадьбе “Благодатное”, расположенной вблизи города Боровичи, Новгородской губернии. В сентябре 1870 поступил в консерваторию по классам скрипки и фортепиано.
В 1871 году Анатолий Константинович похоронил отца. В этом же году он написал музыку к сказке “Алладин и волшебная лампа” (не сохранилась).
В 1872 году перешел в класс специальной музыки к профессору Иогансену и Римскому-Корсакову. В 1873-1874 написал Четыре романса ор. 1.
Обратите внимание
15 января 1876 года Анатолия исключили из консерватории за непосещение занятий. В этом же году он написал “Бирюльки” ор. 2.
В 1877 написал “Шесть пьес для фортепиано” ор. 3.
В 1877-1878 гг. в доме Римского-Корсакова Лядов познакомился с членами “Могучей кучки” — с Милием Алексеевичем Балакиревым, Александром Порфирьевичем Бородиным, Модестом Петровичем Мусоргским, Цезарем Антоновичем Кюи, Владимиром Васильевичем Стасовым. В этот период работал на сочинением квартета, записи которой не сохранилось.
Весной 1878 года его зачислили обратно в Петербургскую консерваторию по классу композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова. В том же году успешно окончил её. 23 мая ему присудили диплом свободного художника и малую серебряную медаль. С того же года он преподавал в консерватории (с 1886 профессор) и одновременно (с 1884) в Придворной певческой капелле.
В 1878 написал “Арабески — Четыре пьесы для фортепиано ор. 4. В мае этого года исполнил в качестве экзаменационной работы заключительную сцену из “Мессинской невесты”. Закончил её 17 апреля (издана в 1891 г. под опусом 28).
Зимой 1879 года Лядова пригласили в качестве режиссера в “Санкт-Петербургский музыкальный кружок любителей”. В этом же году он познакомился с Беляевым.
В 1880 году он принял участие в коллективном сочинении Бородина, Кюи, Владимира Владимировича Щербачева и Римского-Корсакова “Парафразы”.
Осенью 1881 года Анатолий Лядов организовал концерт памяти Мусоргского, который скончался 28 марта (16 марта по ст.ст.).
Летом 1882 Анатолий Константинович Лядов познакомился с Надеждой Ивановной Толкачевой. В январе 1884 онипоженились. В этом году композитор начал преподавать контрапункт и фуги в регентских классах Певческой капеллы и начал совместную работу с Римским-Корсаковым над учебником гармонии.
Важно
Зимой 1884 года супруги переехали в квартиру по улице Николаевской, в дом. № 52. где прожили до 1885.
В марте 1887 года состоялось знакомство композитора с Петром Ильичем Чайковским и с Антоном Григорьевичем Рубинштейном.
10 июля 1887 у супругов родился сын Михаил, в 1889 родился второй сын — Владимир.
28 января и 15 апреля 1889 года Анатолий Константинович дирижировал в “Общедоступных концертах”, устроенных Антоном Рубинштейном.
С 1892 по 1910 Лядов дирижировал в Русских симфонических концертах. В 1893—1894 — в концертах Русского музыкального общества.
В 1894 году состоялось знакомство А.К. Лядова с Александром Николаевичем Скрябиным. 11 ноября 1900 состоялось исполнение первой симфонии Скрябина под управлением Лядова.
В 1901 Анатолий Константинович начал вести “специальный” курс контрапункта и фуги в Петербургской консерватории. В этом же году он написал Фортепианные пьесы ор. 51, 52.
12 января 1903 состоялось исполнение второй симфонии Скрябина под управлением Лядова. В этом году Анатолий начал работы в “Попечительском совете”.
24 марта 1905 Лядова отчислили из состава профессоров консерватории. В мае этого года он принял участие в разработке проекта по созданию “высших музыкальных курсов”.
Совет
6 сентября 1905 года Лядов в “Руси” написал открытое письмо композитору, пианисту и музыкально-общественному деятелю Сергею Ивановичу Танееву, с сожалением об оставлении того Московской консерватории — “ Вы — золотая страница Московской консерватории, и ничья рука не в состоянии ее вырвать”.
7 октября 1913 у Анатолия скончалась сестра Валентина Константиновна Помазанская, у него же самого ухудшилосьздоровье.
29 ноября 1913 Петербургская консерватория устроила юбилейный концерт из произведений Лядова.
Среди учеников Анатолия Лядова — Николай Яковлевич Мясковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Михаил Фабианович Гнесин, Борис Владимирович Асафьев, Виктор Михайлович Беляев, Иван Иванович Чекрыгин, Александр Вячеславович Оссовский, Александр Алексеевич Оленин, Самуил Моисеевич Майкапар. Преподавал теорию, гармонию, контрапункт и форму в Придворной певческой капелле. Среди учеников в Капелле: Василий Андреевич Золотарёв.
В середине 70-х годов Анатолий Константинович сблизился с членами «Могучей кучки», в 80-х годах стал участником Беляевского кружка. В 80 — 90-х годах выступал как дирижёр.
Творчество А.К. Лядова, одного из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальнойшколы», органически связано с русской народной песней и русской классической музыкой. Его произведения отличают мелодическая напевность, изящество и стройность формы. Композитор нередко обращался к народным сказочным и бытовым образам.
Лядов — мастер музыкальной миниатюры, его сочинения характеризуются лаконизмом изложения. В творческом наследии композитора большое место заняла фортепьянная музыка: прелюдии, этюды, арабески, цикл «Бирюльки», «Музыкальная табакерка» и др.
Миниатюра является основой и симфонического творчества, отмеченного острой характерностью образов, живописностью оркестрового колорита: «Баба-Яга» (1905), симфонический цикл «Восемь русских народных песен» (1906), «Волшебное озеро» (1909), «Кикимора» (1910).
Обратите внимание
Александру Лядову принадлежат детские песни на народные слова (3 сборника, 1887 — 1890), многочисленные обработки русских народных песен (в том числе 4 сборника для голоса с фортепьяно, издания 1898 — 1903; 3 сборника для хора без сопровождения, 1899 — 1907).
В январе 1914 года сына Михаила призвали на военную службу. 20 июля этого года Михаила Анатольевича мобилизовали в армию. Проводив сына, Анатолий Константинович с женой 6 августа уехали в Полыновку.
Погода стояла холодная, и Лядов по дороге сильно простудился. После нескольких бессонных ночей, проведенных в кресле, днем 15 августа (по старому стилю) Лядов слег в постель.
В 7 часов того же дня его не стало.
Анатолий Константинович Лядов скончался 28 августа (15 августа по ст.ст.) 1914 года, в усадьбе Полыновка, близ города Боровичи, ныне Новгородской области. Гроб с телом из имения Полыновка перевезли по железной дороге в Петербург и похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря.
На могилу замечательного композитора было возложено множество венков. На одной из лент Петербургской консерватории была надпись: “Пророку вечной красоты, поборнику музыкального просвещения на Руси Анатолию Константиновичу Лядову”.
Сочинения Анатолия Лядова
- 10 детских песен, Ор. posth.
- 2 мазурки для фортепиано op. 15
- 2 пьесы op. 9
- 2 пьесы для фортепиано op. 24
- 2 фуги op. 41
- 24 Variations and Finale on a Simple Theme for piano 4 hands (in collaboration with Cui and Rimsky-Korsakov), 1878
- 3 Багатели op. 53
- 3 Балетных номера (1901) op. 52
- 3 Канона (1894) op. 34
- 3 мазурки (1877) op. 3b
- 3 Прелюдии (1891) op. 27
- 3 прелюдии для фортепиано op. 36
- 3 пьесы op. 33
- 3 пьесы (1876) op. 3a
- 3 пьесы для фортепиано op. 57
- 3 пьесы для фортепиано op. 11
- 3 пьесы для фортепиано op. 10
- 4 прелюдии для фортепиано op. 39
- 4 прелюдии для фортепиано op. 46
- 4 прелюдии для фортепиано op. 13
- 4 пьесы для фортепиано op. 64
- 6 детских песен op. 22
- 8 русских народных песен для оркестра op. 58
- Impromptu in D op. 6
- Intermezzi (1881) op. 7
- Intermezzi (1883) op. 8
- Paraphrases on a Simple Theme for piano 4 hands (1878 – 1879)
- Багатели op. 17
- Багатель (1889) op. 30
- Баркаролла Фа-диез мажор для фортепиано op. 44
- Вариации на польскую народную тему op. 51
- Вариации на польскую народную тему для фортепиано op. 51
- Вариации на русскую народную тему (1899)
- Вариации на тему М.Глинки op. 35
- Две прелюдии (си-бемоль мажор и си мажор) и мазурка (ля мажор) на польские темы op. 42
- Идиллия (1891) op. 25
- Мазурка op. 19
- Мазурка op. 38
- Мазурка №4 op. 3
- Маленький вальс Соль мажор для фортепиано op. 26
- На лужайке(1890) op. 27
- Новелетта op. 20
- Полонез До мажор op. 49
- Полонез Ре мажор op. 55
- Прелюдии op. 53
- Прелюдия op. 31 №2
- Прелюдия
- Прелюдия Фа мажор, Ор. posth. (1897)
- Прелюдия-пастораль
- Романсы и песни
- Сарабанда соль минор (1895)
- Скерцо op. 16
- Скерцо для квартета
- Скерцо си минор, Ор. posth.
- Скорбная песнь (1914) ор. 67
- Слава для двух фортепиано 8 рук (1899) op. 47
- Славления для фортепиано в 4 руки (1893)
- Таnец комара
- Фуга на тему ЛЯ-ДО-ФА, Ор. Posth. (1913)
- Шествие (1889)
- Шутка-кадриль для фортепиано в 4 руки (1890)
- Этюд для фортепиано ля-бемоль мажор op. 5
- Этюд для фортепиано ми мажор op. 12
- Этюд для фортепиано фа мажор op. 37
- Этюд и канцонетта op. 48
- Этюд и три прелюдии op. 40
- “Арабески”, 4 пьесы для фортепиано op. 4
- “Баба-Яга”, картинка к русской народной сказке (1904) op. 56
- “Бирюльки”, 14 пьес для фортепиано op. 2
- “Величание” для фортепиано в 4 руки
- “Волшебное озеро” для оркестра op. 62
- “Из Апокалипсиса”, симфоническая картина op. 66
- “Кикимора” для оркестра op. 63
- “Марионетки” для фортепиано op. 29
- “Музыкальная табакерка” op. 32
- “Про старину” для оркестра op. 21b
- “Сельская мазурка” op. 31 №1
- “Танец амазонки” для оркестра
- “Чашу спасения прииму”
Литература об Анатолии Лядове
- Лядов, Анатолий Константинович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах; (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Анатолий Константинович Лядов, [сборник статей и письма], П.,1916;
- Вл. Каренин. — А.К. Лядов и его “Зорюшка”. Журнал “Музыкальный Современник”, 1916., № 7 (март);
- Переписка Н.А. Римского-Корсакова с Ан. К. Лядовым. “Музык. Совр.”, 1916, № 7 (март);
- А. Римский-Корсаков — Личность Лядова. “Музык. Совр.”, 1916 г., № 1 (сентябрь);
- В. Каратыгин. — О музыкальном наследии А.К. Лядова (библиогр. заметка). “Музык. Совр.”, 1916, № 2 (октябрь);
- Н.А. Римский-Корсаков. — Летопись моей музыкальной жизни. Музгиз. М., 1935;
- С. Прокофьев. — “Юные годы”. Журнал “Советская музыка”, 1941, № 4.
- С. Майкапар — Годы учения. Москва, 1938;
- LazareSaminsky. — Music of Our Day. New York 1939;
- В. Васина-Гроссман, А. К. Лядов. – М. ; Л., 1945
- Борис Владимирович Асафьев, Избранные труды, т. 2, М., 1954;
- Н. Запорожец, А. К. Лядов. Жизнь и творчество, М., 1954;
- М. Михайлов, Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1961.
Музыкальные произведения Анатолия Лядова
«Полонез памяти Пушкина C – Dur Op. 49» |
«Ballade, Op. 21B» |
«Музыкальная табакерка» |
«Polonaise, Op. 55» |
«Kikimora, Op. 63» |
«Baba Yaga, Op. 56» |
«Танец Амазонки» |
«Прелюдия. Вальс. Мазурка (Соч. 57)» |
«Коляда – Маледа» |
«Куколки» |
«Biryulka, Op. 2, No. 12» |
Источник: https://golbis.com/pin/anatoliy-konstantinovich-lyadov/
Людмила Лядова— биография, творчество, личная жизнь и интересные факты :
Чтобы узнать об удивительной жизни и творчестве невероятно талантливой женщины-композитора Людмилы Лядовой, необходимо ознакомиться с ее биографией. В этой статье мы расскажем вам о самых скрытых и потаенных фактах из жизни уникальной женщины.
Предлагаем вам познакомиться с талантливым исполнителем, узнать больше фактов о личной жизни и детях Людмилы Лядовой. Эта женщина смогла показать, на что способны сила воли, желание и сумасшедший труд над собой.
Ее произведения покорили сердца большинства слушателей нашей страны и являются доказательством уникального музыкального таланта.
Людмила Лядова: биография композитора и знакомство с личностью
Имя героини нашей статьи с раннего детства связано с музыкой. Она выросла в творческой среде и сумела доказать, что у нее есть талант, заслуживающий всеобщего внимания и признания. Под большим секретом остается информация о национальности, росте, весе Людмилы Лядовой.
В биографии родители стали важным звеном, особенно в деле становления ее таланта. Ведь именно они смогли разглядеть в раннем детстве талант дочери и направить его в нужное русло.
Благодаря стараниям отца и матери из маленькой девочки выросла потрясающая женщина, которая стала великим композитором.
https://www.youtube.com/watch?v=1v3GsRxaKIg
Людмила Алексеевна — известная артистка Советского Союза, композитор, пианистка, певица и просто красивая и великолепная женщина. Список ее успехов и талантов можно продолжать долго. Людмила прекрасно реализовала себя как творческая личность и добилась больших успехов в музыкальном мире.
На сегодняшний день она весьма популярна, известна, востребована и пользуется огромным уважением коллег. Кроме того, Лядова является лауреатом различных народных фестивалей и конкурсов. Творческие заслуги Людмилы Алексеевны отметили орденом Дружбы и орденом «За заслуги перед Отечеством». Ее имя давно вошло в историю музыки.
Но давайте начнем с детства Людмилы Алексеевны, которое было не менее интересным, чем последующая жизнь.
О семье
В биографии Людмилы Лядовой семья находится на первом месте, ведь отец и мать поддерживали ее изначально и на протяжении всей жизни.
Родилась известная артистка 29 марта 1925 года в городе Свердловске. В семье всегда ценили искусство и творчество в любом его направлении. Отец девочки, Алексей Иванович, стал главным помощником любимой дочурки. В молодости пел в оперном театре, затем играл на скрипке.
Мама, Юлия Петровна, красиво пела, была хормейстером, красиво вышивала картины, многие из которых сохранились. С детства родители заметили творческие наклонности и всерьез задумались о музыкальной карьере талантливой дочурки. Для начала наняли ей учителя по музыке.
Со временем Мила успешно поступила в музыкальную школу.
Старт творческой деятельности Людмилы Лядовой
В десятилетнем возрасте девочка сумела проявить твердость характера, когда приняла участие в конкурсе, где на одно место претендовали десять человек. Несмотря на такую большую конкуренцию, ей удалось легко поступить в детскую консерваторию в Свердловске.
Спустя лишь год маленькая исполнительница уже участвовала в различных конкурсах, фестивалях и проектах. А в 14 лет даже смогла выступить с оркестром под руководством дирижера Марка Павермана.
Казалось, что биография и личная жизнь Людмилы Лядовой будет яркой и насыщенной, но никто не догадывался, что скоро в обычную жизнь придет ужасная и безжалостная война.
Война
Военное время заставило пересмотреть жизненные устои и взгляды на многие вещи. Юная девочка в те страшные годы пыталась максимально помогать солдатам, которые отправлялись на фронт. Она участвовала в концертах, навещала госпитали и помогала ухаживать за больными и ранеными.
Она пела всеми любимые и родные песни, такие, например, как: «Давай закурим», «Синенький платочек» и другие. В восемнадцатилетнем возрасте Милу отправили в Москву на смотр юных талантов, где ее признали подающим надежды молодым композитором. На тот момент Людмилой было написано много разных песен, миниатюр и пьес.
В своем творчестве Людмила Лядова много внимания уделяла военному времени и данной тематике.
Первый путь к признанию
Спустя некоторое время судьба дарит Миле уникальный шанс реализовать себя в роли певицы. Происходит удивительное знакомство с подающей большие надежды певицей Ниной Пантелеевой. Их музыкальный дует был великолепен и принес девушкам в 1946 году победу на фестивале, который проходил в Москве.
Такого головокружительного успеха молодые дарования совсем не ожидали, так к ним пришли первая слава и признание. Вскоре они получают многочисленные предложения о гастрольной деятельности и долгожданном участии в концерте в Ленинграде.
От такого уникального предложения они, конечно же, не смогли отказаться, и вскоре начались многочисленные выступления.
Обработкой всех песен занималась непосредственно Людмила Лядова. Для нее это был чрезвычайно кропотливый и серьезный труд. Спустя год молодую группу радостно принимали в Москве в Эрмитаже.
В 1948 году, когда Мила окончила музыкальную консерваторию, они отправились вместе с Пантелеевой в большой гастрольный тур по таким известным городам, как Омск, Харьков, Ленинград. И везде им были рады, люди с удовольствием приходили на их выступления.
Недостатка в слушателях не было. Их непревзойденный талант дарил любовь зрителей и бурные овации.
Знаменательные события в биографии Лядовой Людмилы Алексеевны
В 1951 году у Людмилы Лядовой в биографии наблюдаются глобальные изменения. Во-первых, она решается оставить свой родной Свердловск и переехать в Москву. Вскоре ее принимают в Союз композиторов и у нее появляется шанс реализовать себя, работая со многими известными артистами того времени. К сожалению, в 1952 году по инициативе Людмилы их дуэт с Ниной распадается.
Никто не знает истинной причины разрыва их творческой деятельности. Некоторые считают, что это была банальная зависть. Ни для кого не секрет, что Нина очень часто завидовала успехам свей партнерши. Но не все так плохо, как кажется. Данная ситуация дала Людмиле толчок к развитию с большей скоростью и увлеченностью.
Вскоре появляется много новых и популярних музыкальных произведений.
Людмила Лядова: биография, личная жизнь
О романтической стороне жизни пианистки можно рассказать многое. Это своего рода удивительный роман с захватывающим сюжетом, со взлетами и падениями. Одним словом, это повесть об уникальной женщине, которая долгое время искала свое счастье и любовь и наконец-таки обрела его.
Впервые Мила выскочила замуж в довольно молодом возрасте за Василия Коржова. На тот момент девушка еще не знала, на что она способна, поэтому она влюбилась и быстро связала себя узами брака.
Немного позже оказалось, что у Людмилы много амбиций и что она натура творческая и утонченная, поэтому тянуть на себе ежедневные бытовые вопросы ей вовсе не хотелось.
Важно
Во второй раз она вышла замуж за Юрия Кузнецова, танцовщика балета. Их брак продлился восемь счастливых лет. За это время в их жизни произошло много хороших и знаменательных моментов. Они оба поднялись в творчестве, совершили множество совместных проектов и воплотили в жизнь немало уникальных идей.
Совсем неудивительно, что вскоре она полюбила балет и написала большое количество музыкальных произведений в этом направлений. Биография Людмилы Лядовой, личная жизнь и дети интересны многим. Поэтому не удалось скрыть тот факт, что спустя какое-то время этот брак распался. Говорили, что два лидера просто не смогли ужиться под одной крышей.
Они оба состоялись как самостоятельные творческие личности. Поэтому отношения дали трещину и супруги расстались.
В третий раз Людмила вышла замуж за инженера Кирила Головина. Этот союз был более расчетливым со стороны Людмилы. Однако, прожив вместе 5 лет, пара рассталась. Как писала Мила в письмах к своей матери: «Нет ничего страшнее, чем одиночество вдвоем».
Спустя какое-то время был еще один брак, с Игорем Спастенко, но и он вскоре распался из-за необузданной ревности, недопонимания и постоянного желания супруга переделать жену под себя и сделать из нее типичную домохозяйку.
Долгожданное счастье Лядовой
Сегодня Людмила Алексеевна Лядова снова замужем. Ее супруг Александр — саксофонист. Он младше нее на 17 лет. Но такая разница в возрасте не мешает им быть счастливыми вместе вот уже не один год.
В своей жизни сильная, смелая и удивительная женщина привыкла всего достигать самостоятельно, несмотря ни на какие преграды и сложности. Зачастую ее амбиции были схожи с амбициями волевого и крепкого мужчины, а никак не хрупкой и творческой женщины.
Совет
Скорее всего, именно по этой причине ей было непросто уживаться со всеми своими избранниками. Те, кому не безразлична судьба Людмилы Лядовой, ее биография, семья, дети, знают о том, что женщина всегда мечтала о ребенке, но по состоянию здоровья это оказалось невозможным.
Поэтому всю свою любовь и заботу она отдает супругу и своим уникальным музыкальным творениям.
Вера в жизни композитора
Хотелось бы отметить особое отношение к религии Лядовой. Еще в раннем детстве по воле родителей Милу крестили. Девочка сумела пронести любовь к Господу через все жизненные тяготы и следовала всем канонам верующего человека.
К слову, Людмила Лядова к биографии семьи, детям относится весьма интересно. По ее собственным словам, Бог подарил ей талант, а ее музыкальные творения — это и есть ее детки.
Как утверждает Людмила, она постоянно благодарит Господа за ту жизнь, которую он ей подарил, за свои умения, здоровье и доброту.
Наши дни
Однозначно, Людмила Лядова своей биографией просто поражает и удивляет. Масса встреч, знакомств, расставаний, судьбоносных событий, гастролей, конкурсов было в ее жизни. Как говорит сама артистка, она безумно счастлива, что ее судьба сложилась именно так, и по-другому вряд ли она смогла бы ее прожить.
Биография Лядовой Людмилы Алексеевны представляется нам как уникальное кино, которое хочется смотреть снова и снова. Эта женщина сумела сделать себя счастливой, даже не имея детей и столкнувшись с большим количеством разочарований.
Нам остается лишь пожелать талантливой и красивой женщине крепкого здоровья, творческого вдохновения и всемирного признания.
Источник: https://www.syl.ru/article/340319/lyudmila-lyadova-biografiya-tvorchestvo-lichnaya-jizn-i-interesnyie-faktyi