Лядов кикимора описание 5 класс придумать сказку

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

Зародившееся ещё в незапамятные времена устное народное творчество, именуемое фольклором, всегда привлекало русских композиторов, а потому былины, легенды, предания и сказки постоянно ложились в основу их замечательных произведений. Среди музыкальных мастеров, безгранично преклонявшихся перед созданными народом культурными ценностями, особенно выделялся Анатолий Константинович Лядов. Например, по образам из народных источников, он весьма искусно сочинил три колоритные симфонические миниатюры, получившие название «Сказочные картинки», в число которых входит, достойная неподдельного восхищения, красочная пьеса под заголовком «Кикимора».

Историю создания симфонической пьесы «Кикимора» Анатолия Лядова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая история

Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он сам назвал фантастическое скерцо, в 1909 году. При этом необходимо отметить, что замысел создания данного произведения зародился у композитора задолго до того, как он написал в нём первую ноту, а именно в начале восьмидесятых годов. В тот период Лядов, несмотря на своё нерадивое отношение к учёбе, всё же окончил консерваторию и даже получил серебряную медаль. Невзирая на молодой возраст и проблемы во время учебного процесса, Анатолий смог показать себя настоящим профессионалом и потому руководство консерватории предложило ему должность преподавателя теоретических дисциплин и инструментовки в родной «альма – матер». В те же годы он впервые встал к дирижёрскому пульту и познакомился с меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.

Анатолий Константинович Лядов

Педагогическая и творческая деятельность отнимала у Лядова много времени и сил, а потому на летние каникулы он с большим удовольствием выезжал на отдых в поместье родственников, расположенное в окрестностях города Боровичи Новгородской губернии. Там Анатолий по-настоящему расслаблялся, наслаждался красотами природы, знакомился с народными обычаями, а самое главное занимался тем, что любил с самого детства: рисованием, сочинением поэтических текстов и чтением сказок, причём не только русских, но и народов мира. Так летом 1881 года, во время летнего отдыха, Анатолий Константинович познакомился с трудом выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа». Книга и некоторые из её героев, например мифологические персонажи «кикимора» и «баба-яга», так тронули воображение композитора, что он решил запечатлеть их в своих музыкальных творениях и даже сделал к ним эскизные рисунки.

Однако лето в таких приятных изучениях пролетело незаметно, и Лядову необходимо было к началу учебного года возвращаться в Петербург. Кипучая столичная жизнь вновь затянула Анатолия Константиновича в свой водоворот. Необходимо заметить, что каждый год приносил ему не только свежие впечатления, но и какой-то новый вид творческой деятельности. Например, в 1884 году Анатолий Константинович счастливо женился на Толкачевой Надежде Ивановне и вошёл в творческое содружество «Беляевский кружок». Немного позднее он стал редактором, основанной Беляевом нотоиздательской фирмы, а впоследствии был отмечен как талантливый дирижёр. Тем не менее при большой загруженности педагогической и общественной деятельностью композитор всё же находил немного времени сочинять музыку. Это было две или три пьесы в год, однако в своих творениях он так ювелирно оттачивал каждую деталь, что произведения сразу воспринималась слушателями как настоящие шедевры.

Так в трудах и заботах прошло более двадцати лет и однажды, перебирая собственные рукописи, Лядов наткнулся на записи и рисунки, сделанные под впечатлением от прочтения выдающейся работы этнографа Ивана Сахарова. Вспомнив о своих намерениях, Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» — первое произведение задуманного триптиха. Затем четыре года спустя, в конце 1908 года слушатели рукоплескали фантастическому «Волшебному озеру», а следующий 1909 год композитор посвятил созданию заключительного произведения, получившего название «Кикимора». Премьерное исполнение этой миниатюрной симфонической картины состоялось 12 декабря того же года. Оркестром дирижировал Александр Зилоти.

Интересные факты

  • Почти все сочинения Лядова имеют посвящение. В числе удостоенных такой чести были учителя композитора, его родственники и близкие друзья. Анатолий Константинович считал весьма важным адресовать то или иное своё творение определённому лицу и тем выразить к нему своё уважение и любовь. Возможно, по этой причине он так старательно прорабатывал каждое своё сочинение. Свою «сказочную картинку» под названием «Кикимора» автор посвятил композитору Николаю Николаевичу Черепнину.
  • Иван Петрович Сахаров, чья книга «Сказания русского народа» вдохновила Лядова на создание фантастического скерцо «Кикимора», был знаменитым этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. Он был членом Географического и Археологического Обществ, а, помимо того, считается родоначальником русской фольклористики. Его первая большая работа «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» в трёх томах вышла из печати в 1836 году.
  • Лядов помимо музыкального был наделён изобразительным и поэтическим талантами. До нас дошли забавные рисунки мифологических персонажей, которые композитор делал своей рукой и при жизни ими украшал стены своей квартиры.
  • Друзья Анатолия Константиновича часто интересовались, почему он сочиняет только миниатюрные произведения. Композитор, наделённый большим чувством юмора, всегда отвечал, что не выдерживает музыки, которая звучит более пяти минут.
  • Зная, насколько Лядов был аккуратен во всех мелочах, меценат Митрофан Петрович Беляев, основав в Лейпциге свою нотноиздательскую фирму, вменил в обязанности Анатолия Константиновича корректировку издаваемых произведений. Композитор настолько тщательно проделывал порученную работу, что за это его прозвали «прачкой».

 

Содержание «Кикиморы»

Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой». Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова. Согласно данному литературному тексту, автор, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней.


Композиция, окрашенная автором в ми-минорную тональность, начинается медленным вступлением. Мрачное звучание засурдиненных виолончелей и контрабасов в четырёхдольном размере, на которое накладывается приглушённое тремоло литавр, а также угрюмые голоса фаготов, бас-кларнета и кларнетов, вводит в атмосферу волшебного мира горного колдуна, у которого живёт совсем юная кикимора. Лишь в шестнадцатом такте, на фоне покачивающегося мотива у скрипок, голосом английского рожка кот Баюн начинает распевать нежную колыбельную песню. Далее раздаются резкие вскрикивания флейты-пикколо и гобоя. Это маленькая кикимора взвизгивает в своей хрустальной колыбельке, которую после повторного проведения темы колыбельной, автор проиллюстрировал звуком челесты. На этом вступление заканчивается, уступая место яркому основному разделу, рисующему образ повзрослевшей Кикиморы. Темп произведения меняется с adagio на presto и размер — с четырёхдольного на трёхдольный. Тематический материал резко преображается. Теперь он рисует разбушевавшегося злобного персонажа, который суетливо бегает, ловко скачет и ехидно завывает. Резкие и хлёсткие музыкальные фразы, прыгающие аккорды, едко свистящие форшлаги деревянных духовых, беспрестанные динамические взлёты и спады, долбящий ритм, короткие хроматические ходы, неприятные на слух гармонии – всё это пролетает на одном дыхании и подводит к заключительному разделу и кульминации произведения, отмеченной в партитуре темпом prestissimo и динамическим нюансом fff (форте-фортиссимо). Пьеса завершается довольно забавно, что весьма свойственно творчеству Лядова. Композитор противопоставил друг другу самые низкие и самые высокие по звучанию инструменты. Тихому пиццикато контрабасов визгливо ответила флейта-пикколо.

«Кикимора». Данная симфоническая миниатюра Анатолия Константиновича Лядова причисляется к истинным шедеврам отечественной музыки. Наполненная юмором красочная программная композиция свидетельствует о высочайшем мастерстве её автора, который в свой черед преклонялся перед богатством народной сказочной фантазии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»

«Кикимора» (народное сказание для оркестра)

Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой «Кикиморы» А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова — то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Анализ произведения.

Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия — волшебное царство Кудесника, «хрустальную колыбельку» (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы (звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной (её мягко поёт английский рожок — деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы (скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы). Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы — противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой — Кикимора?

На основе программы и музыки симфонической картины Анатолия Лядова «Кикимора», а также народных сказок и мифов.

====================================

Тяжелая, давящая тишина охватывает каменные горы. Уже много десятков лет они не видели птиц и растений. Тяжелый туман стелется к земле густой дымкой. Лениво раздается какая-то мелодия. Это кот Баюн своим волшебным голосом поет колыбельные маленькой Кикиморе, качая своей большой пушистой лапой ее хрустальную колыбельку. Поет о людском зле и проворстве, наглости и скупости. А малышка Кикимора, смотря на него своими большими глазами, только улыбается, сжимая ручками черную, как смоль, шерсть Баюна.

Качая колыбельку ни много ни мало три дня, волшебный певец задремал, подперев голову лапой. В горах вновь воцарилась гробовая тишина, и только тяжелые капли воды, падая, раздавались эхом. За скалой, совсем рядом с нашими героями, раздалось какое-то движение. Это Иван-царевич пришел за головой злодея, погубившего столько человеческих жизней! И сколько ни рассказывал кот Баюн сказки, пытаясь его усыпить, ничего не получалось: у Ивана на голове был надет железных колпак, а на руках были железные рукавицы, спасающие от чар Баюна. Так, одержал победу Иван-царевич над котом, но убивать его не стал, а отнес в царский дворец на службу. Не нравилось Баюну в неволе. От него требовали усыплять царя, царскую семью и всю воинскую дружину! Но больше всего скучал он по Кикиморе.

Маленькая Кикимора, лишившись своего верного друга и его волшебных колыбельных, плакала, да так сильно, что эхом раздавались от каменных горах ее крики. Но утешить ее было уже некому. Так проплакала Кикимора десять лет. А потом устала грустить и стала злая. Но в сердце ее, почти превратившемся в камень, до сих пор звучали песни ее сладкоголосого кота.

Все еще маленькая, но уже решительная девочка решила вернуть Баюна домой! С оглушительными визгами, опережая ветер, стремительно добралась она по верхушкам деревьев до царской обители. Что же она там увидела? Рядом с царской кроватью в золотой клетке сидит Баюн и, придерживая одной лапой очки, другой водит карандашом по бумаге, сочиняя новые сказки! С разбега влетела она в окно, да немного промахнулась и упала прямо на царя. Тот громко вскрикнул и позвал стражу. Стражники тут же очутились в царских покоях и окружили Кикимору, но царь, увидев маленькую девочку, приказал оставить ее в покое. Когда он узнал историю девочки о том, что у нее никого нет, кроме Баюна и его песен, о том, как героически Кикимора за ним пришла, сердце царя растаяло. Он подписал с Баюном договор, по которому он отпускает кота и Кикимору домой в обмен на то, что они больше никогда не причинят вред людям. Пожав друг другу руки, вернее, руку и лапу, царь вернулся ко сну, а Баюн и Кикимора — в каменные горы.

С тех пор Баюн и Кикимора живут в мире и согласии с людьми.

На чтение 2 мин Обновлено 12 июня, 2021

Сообщение о кикиморе 5 класс по музыке кратко может использовать, чтобы узнать историю создания одноименного музыкального произведения.

Содержание

  1. Доклад о кикиморе
  2. Как выглядит кикимора болотная?            
  3. Кратко о музыкальном произведении

Доклад о кикиморе

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии.

Великий русский композитор Анатолий Константинович Лядов в начале 80-х годов решил написать симфонические программные картины с использованием образов русских сказок. Замысел воплощался в жизнь долгие годы. Так, в начале ХХ века композитор завершил «Бабу-Ягу», «Волшебное озеро»,  а в 1909 году появилась «Кикимора». Первое исполнение произведения состоялось под управлением А. Зилоти 12 декабря 1909 года.

Как выглядит кикимора болотная?            

Согласно славянской мифологии Кикимора является злым богом и подробно описывается в книге И. Сахарова — «Сказаниях русского народа». Внешне она напоминает сгорбленную маленькую старушонку, которая покрыта мхом и травой, одетая она в рваные грязные тряпки. Людям Кикимора болотная показывается только в редких случаях, предвещая несчастье. Кроме того, старушка может принимать разный облик: то мужчины, то женщины, то красивой девушки, то любого животного.

Кратко о музыкальном произведении

Сначала идет медленное вступление, которое рисует сказочный пейзаж. На фоне низкое звучание сурдин со струнными басами, глухие литавры и тремоло, деревянные духовые и бас-кларнет. После под мягкое колыхание скрипок возникает колыбельный напев английского рожка и челеста. 

В основном разделе пьесы открываются прыгающие аккорды флейты с резким деревянным свистом. Местами слышны стремительные фразы под подхлестываемые остинатные ритмы. В целом данное музыкальное произведение очень динамично по характеру. Кажется, что оно задыхается от быстрого бега. Пьеса заканчивается исчезновением сказочного образа, его мгновенным уходом.

Надеемся, что «Кикимора» доклад 5 класс по музыке помог узнать много полезной информации на эту тему. А свой краткий доклад кикимора 5 класс в форме рассказа Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

На основе программы и музыки симфонической картины Анатолия Лядова «Кикимора», а также народных сказок и мифов.

====================================

Тяжелая, давящая тишина охватывает каменные горы. Уже много десятков лет они не видели птиц и растений. Тяжелый туман стелется к земле густой дымкой. Лениво раздается какая-то мелодия. Это кот Баюн своим волшебным голосом поет колыбельные маленькой Кикиморе, качая своей большой пушистой лапой ее хрустальную колыбельку. Поет о людском зле и проворстве, наглости и скупости. А малышка Кикимора, смотря на него своими большими глазами, только улыбается, сжимая ручками черную, как смоль, шерсть Баюна.

Качая колыбельку ни много ни мало три дня, волшебный певец задремал, подперев голову лапой. В горах вновь воцарилась гробовая тишина, и только тяжелые капли воды, падая, раздавались эхом. За скалой, совсем рядом с нашими героями, раздалось какое-то движение. Это Иван-царевич пришел за головой злодея, погубившего столько человеческих жизней! И сколько ни рассказывал кот Баюн сказки, пытаясь его усыпить, ничего не получалось: у Ивана на голове был надет железных колпак, а на руках были железные рукавицы, спасающие от чар Баюна. Так, одержал победу Иван-царевич над котом, но убивать его не стал, а отнес в царский дворец на службу. Не нравилось Баюну в неволе. От него требовали усыплять царя, царскую семью и всю воинскую дружину! Но больше всего скучал он по Кикиморе.

Маленькая Кикимора, лишившись своего верного друга и его волшебных колыбельных, плакала, да так сильно, что эхом раздавались от каменных горах ее крики. Но утешить ее было уже некому. Так проплакала Кикимора десять лет. А потом устала грустить и стала злая. Но в сердце ее, почти превратившемся в камень, до сих пор звучали песни ее сладкоголосого кота.

Все еще маленькая, но уже решительная девочка решила вернуть Баюна домой! С оглушительными визгами, опережая ветер, стремительно добралась она по верхушкам деревьев до царской обители. Что же она там увидела? Рядом с царской кроватью в золотой клетке сидит Баюн и, придерживая одной лапой очки, другой водит карандашом по бумаге, сочиняя новые сказки! С разбега влетела она в окно, да немного промахнулась и упала прямо на царя. Тот громко вскрикнул и позвал стражу. Стражники тут же очутились в царских покоях и окружили Кикимору, но царь, увидев маленькую девочку, приказал оставить ее в покое. Когда он узнал историю девочки о том, что у нее никого нет, кроме Баюна и его песен, о том, как героически Кикимора за ним пришла, сердце царя растаяло. Он подписал с Баюном договор, по которому он отпускает кота и Кикимору домой в обмен на то, что они больше никогда не причинят вред людям. Пожав друг другу руки, вернее, руку и лапу, царь вернулся ко сну, а Баюн и Кикимора — в каменные горы.

С тех пор Баюн и Кикимора живут в мире и согласии с людьми.

👉 Ответы к странице 19. Музыка 5 класс учебник. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Урок: «Стучит, гремит Кикимора…»

Задание 1

Если бы ты был композитором, то какую музыку сочинил бы на этот сюжет? Какими музыкальными темами ты охарактеризовал бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору? Какие краски-тембры оркестра ты использовал бы при этом?


Ответы

Музыка на этот сюжет, вероятнее всего, будет состоять из нескольких контрастных тем, характеризующих разных персонажей сказки.

Высоту и крепость каменных гор можно было бы изобразить мощным звучанием медных духовых инструментов. Суровые каменные горы без растительности представляют довольно однообразный, но суровый пейзаж. Поэтому и музыка должна быть такой же: спокойная ровная тема в низком регистре, как бы с нотками мрачности и суровости.

Кудесник представляется пожилым и мудрым старцем. Его тема может быть изображена с помощью низкого духового инструмента — фагота. Вспомни тему дедушки из симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Тема Кота-Баюна мягкая, обволакивающая. Тембры струнных инструментов (скрипок, арфы) лучше всего подойдут для исполнения колыбельной, которую Кот мурлычет Кикиморе.

Для изображения хрустальной колыбельки можно украсить звучание оркестровым треугольником.

Тема самой Кикиморы, скорее всего, будет звучать резко, неприятно. Ее ритм тоже резкий, неровный, скачущий. Для изображения злобного фантастического существа подойдет тембр деревянных духовых, исполняющих диссонансные (неблагозвучные) аккорды, синкопы, широкие скачки мелодии вверх-вниз (например, на октаву).

Задание 2

Какие из приёмов музыкального развития — контраст, повтор, вариационность — помогут тебе создать своё произведение?


Ответ

Для разных целей подойдут разные приемы. Темы разных персонажей должны отражать их характеры, поэтому они звучат контрастно.

Для колыбельной, которую поет Кот-Баюн, можно использовать «усыпляющий» повтор.

Чтобы показать, как Кикимора растет и как по мере ее роста увеличивается ее злобность, можно использовать вариации. Тема будет меняться, изображая изменение характера этого персонажа.

Задание 3

Послушай «Кикимору» А. Лядова. Какие особенности музыкальной речи помогли композитору изобразить эти сказочные события?

 

Подсказка

А. К. Лядов «Кикимора».


Ответ

В звучание нежной спокойной колыбельной внезапно «врываются» резкие звуки флейт и гобоев.

Беспокойная тема Кикиморы с угловатыми фразами, скачущим ритмом, резкими «вскриками» духовых, угрожающими интонациями противопоставляется «хрустальной» колыбельной, украшенной звуками челесты.

Задание 4

Какой из образов музыкального сказа запомнился тебе больше других? Почему?

 

Пояснение

Постарайся сопоставить звучание пьесы с текстом сказки из учебника и найти всех персонажей.

Вероятно, лучше всего запомнится именно Кикимора. Это самый яркий и звучный персонаж, изображенный необычными музыкальными красками.

Задание 5

Как композитор завершает своё музыкальное сочинение? Что он хотел сказать таким окончанием оркестровой миниатюры?


Ответ

В конце пьесы короткий резкий звук флейты-пикколо на фоне очень тихого звучания контрабасов создает ощущение, будто Кикимора внезапно исчезла.

Задание 6

Найди в библиотеке или в Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.

 

Подсказка

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Примеры музыкальных тем к сказке:

  • «Во поле береза стояла» — тема березы;
  • М. Мусоргский «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — тема Бабы-Яги;
  • С. Прокофьев «Сказочка» из Детской музыки — можно озвучить эпизод в сказке, когда Девочка работает у Бабы-Яги, а затем сбегает, и на ее место садится работать Кот.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Попевка «Колокольчик»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?

Д: Фольклор.

У: А что такое фольклор?

Д: Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова —  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».(3 слайд) Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).

Кларнет

Инструмент

Ключ

Интонация

Мелодия

Опера

Рондо

Ария

Д: кикимора.

У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?

Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора — вредная, относится к отрицательным героям.

У: Сюжетом для сказочной картиной  «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Выдается текст со сказанием.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Слушание музыки. «Кикимора»

У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.

У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)

hello_html_m1ea230ed.jpg

У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.

Работа с текстом

Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.

У: Какой оркестр исполняет это произведение?

Д: Симфонический.

У: Назовите инструменты симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).

Игра “Составь название”.

Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой — народного.

КРИСКАП (С)

НАЯБ (Н)

АБТРУ (С)

ФРАА (С)

ИЛСГУ (Н)

АБЛАЛААЙК (Н)

Вступление.

У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.

У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?

Д: тембры музыкальных инструментов.

У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.

1 раздел — Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)

2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел — челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)

У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.

У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.

Игра «Придумай ритм»

Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.

У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.

Соедините правильные ответы.

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»

КИКИМОРА

Народное творчество

ФОЛЬКЛОР

Тихая, плавная, певучая мелодия.

ЛЯДОВ

Музыкальный инструмент

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

  • Лядов балет русские сказки
  • Любовью дорожить умейте сочинение бедная лиза
  • Людские пересуды рассказ глава 8
  • Лягушонок как пишется правильно и почему
  • Любовь это трудная душевная работа ее не каждый осилит сочинение