Любимое число в сказках 2 класс

Аккаунты и игровая валюта

1. Укажи ⇒ героев сказок.

старик и старуха  «Сказка о рыбаке и рыбке»
маркиз де Карабас  «Кот в сапогах»
Триглазка  «Хаврошечка»

2. Вспомни фамилии сказочников. Допиши предложение.

Я знаю сказки Х.-К. Андерсена, А.С. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм

3. Какое любимое число в сказках? Запиши.

Три

4. Соедини ⇒ заголовки сказок с фамилиями авторов.

«Кот в сапогах»  Ш. Перро
«Сказка о рыбаке и рыбке»  А.С. Пушкин
«Бременские музыканты» ⇒ братья Гримм

5. Составь названия волшебных предметов ⇒.

скатерть  самобранка
сапоги  скороходы
ковёр самолёт

6. Прочитай отрывки из произведений и укажи ⇒ их названия.

«И в то же мгновение великан превратился в мышь. Мышка проворно забегала по полу, но кот — на то ведь он и кот! — погнался за ней, разом поймал и проглотил». Ш. Перро «Кот в сапогах»

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так всем и воют.»  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Задумали они вместе весь свет обойти, приключений поискать и свою храбрость показать.
А чтобы странствовать им было безопасней, заказали они себе у кузнеца копьё. Одно на всех, но зато длинное и крепкое». братья Гримм «Семеро храбрецов»

«Жила-была бабушка Федосья — Седые волосья. И был у неё сынок Мишка — Вострый умишко». русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»

7. Заполни схему.

Авторы произведений о родной природе

Барто Скребицкий Пришвин Успенский Сладков Тютчев Шим

8. Соедини ⇒ фамилии писателей с их именами и отчествами.

Пушкин  Александр Сергеевич
Толстой  Лев Николаевич
Лермонтов  Михаил Юрьевич
Ахматова  Анна Андреевна
Маршак  Самуил Яковлевич
Барто  Агния Андреевна

9. Какие произведения фольклора ты знаешь? Заполни схему. Если знаешь больше, дополни схему.

Сказка Закличка Былина Песня Потешка Скороговорка Былина

10. Составь список любимых книг. Записывай правильно название каждой книги: фамилию автора, заголовок.

1. Э. Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».
2. Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
3. А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города».
4. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
5. В. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»
6. В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

11. Дополни предложение.

А. Пушкин, Х.-К. Андерсен, В. Сутеев — известные и любимые сказочники.

12. Нарисуй обложку своей любимой книги.

дядя фёдор

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

Оглавление

1 Введение                                                                                         стр
2- 3

  2. Основная часть                                                                            стр
4 — 10

               2.1 Народные секреты
«магических»  чисел

              
2. 2 Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…»

              2.3 Числа в
«Сказке о царе Салтане…»

          
   2.4 Числа в «Сказке о мертвой царевне…»

              2.5 Числа в  казахских сказках  « Золотой самородок»
и « Толарсак»

3 Заключение                                                                                         стр
11

4 Список используемой литературы.                                                   стр
12

                                                            
Введение

Среди
книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Мне
очень нравится читать их. Казахские и русские народные, и авторские, и сказки
разных народов, — все они поучительные, несут в себе  что-то таинственное,
волшебное, загадочное. Читая народные сказки, понимаешь, что в них отражается
душа человека, уклад жизни, его вера, суеверия… Если имя героя, то обязательно
со смыслом ( Алдар –Косе,Мудрец,Глупец,Иван-дурак, Василиса Премудрая, Елена 
Прекрасная, Рукодельница, Ленивица и  т.д.), если предмет волшебный, то к
месту. И пословицы в сказках, и поговорки-поучения  — всему место найдется!
Числительные не исключение. Часто в русских народных сказках встречается
троекратный повтор. Любят русские к делу подходить с третьего раза! Характер
такой! Опять же вера: 3 – это божественное совершенство (Отец, Сын, Святой
Дух).

 Число
7 люди любили, считали счастливым, использовали в значении «много» (из истории
счета).

Многие
казахи не знают почему у нас именно 7 ата, 7 шелпек и т. д
.

 Почему у казахов так часть используют число 7?

Есть
ли в нем смысл?  Разные числа использовал народ в своих произведениях.

Мне тоже стало это интересно и я решила
поискать информацию об этом.

Скажу сразу нашла я ответ не сразу— НО я
думаю я нашла в чем же смысл цифры 7 (ЖЕТІ) у казахов и значение цифр для
русских сказок  Пришлось много потратить сил чтобы найти то самое зерно.
Конечно, я не ученый и не доктор наук чтобы утверждать — да вот это и есть правда.
Но прочитав эту информацию, возможно, вы задумаетесь, и сделаете свои выводы в
чем же смысл цифр.

В любом случае я считаю, это прекрасно,
что мы смогли сохранить в наших традициях цифру семь .

Каждая отдельная цифра обладает своей
собственной реальностью, качеством и своим собственным символом в своей
культуре, и эти признаки фиксируются в языке. У разных народов есть свои
излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа – выражения
своеобразия культуры этноса. В различных культурах какие-то числа почитались за
священные, а какие-то — за опасные, несчастливые символы. Тем не менее, одно и
то же число может сулить несчастья в одной стране, тогда как в другой на это
число надеются как на талисман удачи.

В сказках
встречаются не случайные, а значимые числа и они придают сказкам дополнительный
смысл.

      Цель:
Выявить какие числа встречаются в сказках.

       Что
они означают? Какой дополнительный смысл придают сказке?

      Задачи:

      1
Выявить какие числа встречаются чаще всего в русских народных сказках, в
казахских народных сказках.

      2
Сравнить каких чисел больше и какое значение придавали числам в

сказках.

Метод
нашей работы
– это анализ сказок.

Актуальность работы: 
данную работу можно использовать на уроках  литературного  чтения.

Кіріспе.

    
Кітаптардың ішіндегі ең  таңданарлығы – ертегілер. Олар заман ағымына, уақыт
билігіне бағынбайды.

  
Ертегі оқығанды мен ұнатамын. Қазақ, орыс халық ертегілері, авторлық, әр түрлі
халық ертегілерінің барлығы ақылға үйретеді. Халық ертегілерін оқи келе, өмірге
деген құлшынысы, сенімі, ырымшылдығы, адамның ішкі жан дүниесі бейнеленетіні
айқын көрінеді. Кейіпкер есімі болса міндетті түрде мағыналы ( Алдар –Көсе,Мудрец,Глупец,Иван-дурак,
Василиса Премудрая, Елена  Прекрасная, Рукодельница, Ленивица және т.б.), егер
сиқырлы зат болса, орынды. Ертегідегі мақал-мәтелдер де жаңылтпашқа да орын
табылар. Орыс халық ертегілерінде жиі үш мәрте қайталанып келетін сан есімдер,
сөздер  кездеседі. Орыс халқы шаруаға үшінші реттен  кірісуді ұнатады. Өр
мінезі сондай!  3-құдай құдыретіне деген сенімділік (Әке, Бала, Киелі Рух).

  
7 санын адамдар қадір тұтқан, киелі сан деп санаған, «көп» деген мағынада
қолданған (тарихи деректер бойынша).

Қазақтарда
неге 7 санын қолданатынын да, неліктен 7 ата, 7 шелпек деп айтатынын да
білмейді. Түп мәнісі қандай, мағынасы бар ма? Әртүрлі сандарды  халық  өз  аңызында
қолданған. Маған қызықты болғандықтан мен бұл жөнінде мағлұмат іздей бастадым.

Бұл сұраққа мен бірден жауап таптым деп
айта алмаймын, алайда 7 санының түпкі мағынасын таптым деп толық айта алатындай
көп тер төгуге тура келді. Иә, бұл дұрыс дейтіндей  әрине, мен ғалым да ғылым 
докторы  да емеспін
.
Бірақ бұл мәліметті оқып, қорытынды жасай келе, Сіздер сандардың мағынасы неде
екенін түсінетін шығарсыздар. Қандай жағдай болмасын 7 санын дәстүрге
айналдырып сақтағанымыз қандай жақсы.

Әр жеке сан  өзінің мәдениетінде  жеке
шынайылығымен, сапасымен, өзінің нышанымен қабілетті.

Әртүрлі халықтың өзіндік мәдени ұлысты,
нышанды айқындау үшін  ең сүйікті сандары болады.  Әртүрлі мәдени ұлыстарда
небір сандар киелі, ал кейбіреулері қауіпті, тіпті бақытсыздық нышаны  болып
саналатын. Алайда, белгілі бір сан бір елде бақытсыздық нышанын білдіретін
болса, басқа бір елде сол санға сенетіні соншалықты, тіпті сәттілік бойтұмары деп
санайтын.

Ертегілерде жай
емес, маңызды сандар кездеседі, олар ертегілерге қосымша мән-мағына береді.

Мақсаты:
Ертегілерде қандай сандар кездесетінін анықтау.

      Олар
нені білдіреді? Ертегіге қандай қосымша мағына береді?

      Міндеті:

      1.Қазақ,
орыс халық ертегілерінде көбінесе қандай сан кездесітінін анықтау.
 

      2.Қандай
сандардан үлкен және ертегілерде сандарға қандай мағына берген.

Жұмыстың
әдісі
– бұл  ертегілерді талдау.

Жұмыс өзектілігі:  осы
жұмысты әдебиет сабақтарында қолдануға болады.

                                                      
2. Основная часть

2.1
Народные секреты «магических»  чисел

         С числами, которые называют
магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в
календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу,
три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев.

Число «три» встречается во многих
пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так
далее.

    Так же, как число 3, выделилось и
число 4, которое первое время служило для обозначения множества вообще.
Например, в египетских иероглифах множество предметов обозначалось тремя и
четырьмя палочками

    Само наблюдение над природой наводило
на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что
встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и
воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в телах они
наблюдали три измерения — длину, ширину и высоту; во времени — прошлое,
настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями
природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и
это число получило значение священного. Пифагорейцы считали число 3
совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в
виде треугольника.

Число 3 вошло в
христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец — сын
— святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда
художественных произведений.

    Любопытно, что число 3 рассматривали
не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое
(«треклятый»).

    Число 9 находится в непосредственной
связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в
усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится
о трех музах, то в более поздних — преимущественно о девяти. Числа 3 и 9
находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах
существовало правило — пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. В речи ряда
народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы
выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой — то процесс и кладет начало
переходу к новому качеству.

У мусульман поминки по усопшему
отправляются на 3 и 7 день, а у славян на 9-й день после его кончины. По —
видимому, это тоже свидетельствует о каком — то процессе обновления, но уже в
потустороннем мире.

Число 7 буквально пронизывает всю историю
культуры народов Земли.

    Зародился культ числа 7 в Древнем
Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну,
Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн

2. 2 Числа в «Сказке о рыбаке и рыбке…»

Сразу
же  в начале сказке Пушкин использует число 33- это предполагает, что
старик со старухой много лет прожили вместе:        

                                            
«Они жили в ветхой землянке

                                                       
Ровно тридцать лет и три года…».

Кроме
того, читая  дальше,  мы встречаемся с числом 3, что так же, как и в предыдущей
сказке,  создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

                                                     
«Раз он в море закинул невод, –

                                                      
Пришел невод с одной тиной,

                                                      
Он в другой раз закинул невод, —

                                                      
Пришел невод с травой морской,

                                                      
В третий раз закинул он невод, —

                                                      
Пришел невод с одной рыбкой,

                                                     
С непростою рыбкой – золотой…» [9]

2.3 Числа в «Сказке о царе Салтане…»

Свою 
сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне
его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне  Лебеди». Она написана почти сразу после женитьбы как своеобразное
величание невесты-красавицы.

Уже
в первой строчке мы встречаемся с числом 3:

                                                     
«Три девицы под окном

           
                                            Пряли поздно вечерком». [9]

Только
желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось»
царю,  подслушивавшему речь девиц .

Так
же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми,
коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую
сестрицу с сыном.

  
        Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич
и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Дальнейшее утроение
мотивов позволяет поэту углубить идею сказки.

         Входя
в город, мать и сын услышали «оглушительный трезвон».

При
первой встречи царевича с лебедью, он освободил ее от коршуна-чародея, потеряв
свою стрелу в море. Лебедь утешает царевича:

                 
                          «Ты, царевич, мой спаситель,

                                             
Мой могучий избавитель,

                                             
Не тужи, что за меня

                                                       
Есть не будешь ты три дня». [9]

Чтобы
царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в
насекомое.

Сначала
он становится комаром:

                                                        
«Хочешь в море полететь за кораблем?

                
                                          Будь же, князь, ты комаром». [9]

Затем
мухой:

                                                        
«В муху князь оборотился, полетел…» [9]

Потом
он превращается в шмеля:

                                     
                   «Тут он очень уменьшился,

                                                         
Шмелем князь оборотился». [9]

         В
царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и,
наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему
эти чудеса. Сначала  в городе появилась чудо-белка:

                                                         
«Белка песенки поет,

                                                         
Да орешки все грызет,

                                                         
А орешки не простые,

                                                         
Все скорлупки золотые,

                                                         
Ядра чистый изумруд.»    [9]

Второе
чудо:

                                                        
«И очутятся на бреге,

                                                         
В чешуе, как жар горя,

                                                         
Тридцать три богатыря».  [9]

(Число 
33 содержит в себе значение множества.)

Третье
чудо:                                    «Говорят, царевна есть,

                                                         
Что не можно глаз отвесть:

                                    
                     Днем свет божий затмевает,

                                                         
Ночью землю освещает –

                                                         
Месяц под косой блестит,

                                          
               А во лбу звезда горит…» [9]

          
Пожелав жениться на царевне,  был готов

                                                         
«За царевною прекрасной

                                                         
Он пешком идти отсель

                                                         
Хоть за тридевять земель». [9]

 (т.е.очень
далеко.)

Превращенный
в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков: «впился комар
тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью
бабу Бабариху ужалил прямо в нос.

Так
наказал царевич своих тёток за злые языки.

2.4 Числа в «Сказке о мертвой царевне…»

В
«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом
«3».

Утроение
мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

*
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

                                                     
«Свет мой, зеркальце! Скажи

                                                        
Да всю правду доложи:

 
                                                       Я  ль на свете всех
милее,

                                                        
Всех румяней и белее?»   [9]


Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:

1. 
к красному солнцу:       

                                                        
«К красну солнцу наконец

                                                          
Обратился молодец». [9]

2. 
к месяцу ясному:

                         
                               «Только месяц показался,

                                                         
Он за ним с мольбой погнался». [9]

3.
к ветру буйному:

                                                       
«Елисей, не унывая,

         
                                                К ветру кинулся, взывая…» [9]

И
только от ветра он узнает, где царевна.

После
смерти царевны богатыри   «ждали три дня, но она

                                                                    
не восстала ото сна». [9]

В
«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом
«7». Люди давно считали, что 7 – число особое: в русских  поговорках и
пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не
ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь»  и т. д.

В
сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение
«много»:                                                                                                                       
«семь богатырей, семь румяных усачей».

В
приданое царевне было дано       «семь торговых городов

                                                            
да сто сорок теремов». [9]

Как
уже было сказано выше, в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А
обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.

После
смерти царевны богатыри  

                                                           
« гроб её к шести столбам

                                                              
на цепях чугунных там

                                                              
осторожно привинтили

                                                       
       и решёткой оградили».

Сказочное
число 3

Вы,
должно быть, заметили, как часто в сказках упоминается число 3?
«Было у отца три сына», «ехал три дня и три ночи», «три раза плюнуть».
«Три раза хлопнуть в ладоши», «три раза повернуться вокруг своей оси»,
«три раза что-то произнести».

Цифра 3 в русских народных сказках
имеет просто-таки решающее значение. Число 3использовалось в русских
сказках невероятно точно и уместно. В народном фольклоре число 3 очень
часто отражает именно поворотные моменты в жизни человека. Особенно это
видно в «трёх дорогах», которые обычно расстилаются перед главными персонажами
в момент неизбежного выбора. И не просто «неизбежного», а
судьбоносного выбора, который фактически является вопросом жизни и смерти.

Число
7 – это спасение.
 Семерка всегда считалась
очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию
может именно семилетняя девочка. Вспомните, хотя бы, цветик-семицветик. Девочка
загадывала все что хотела, и только последний лепесток оказался правильным.
Вернее, даже не так. Девочка только с седьмого раза смогла загадать
действительно правильное желание, благодаря которому мальчик получил исцеление.
В русских народных сказках, семерка символизирует познание истины, учит такой
пословице, как «семь раз отмерь, и только один раз отрежь».

Многие
казахи не знают почему у нас именно 7 ата, 7 жарғы, 7 шелпек и т.д. Почему
у казахов так часто используется цифра 7?

Есть
ли в нем смысл?

1) ЖЕТІ
— завершенность

Слово
ЖЕТ всегда употреблялось для обозначения финиша, итога.

«Жол
мұраты — жету» то есть любое действие, любое движение должно иметь свой итог
«ЖЕТ»

ЖЕТІ — абсолют

Цифра
7 часто используемся в разных народах (например 7 чакр, 7 дней недели, 7 чудес
света). И для казахов цифра 7 священна (киелі).

  
 Скажу сразу — эта информация взята из книги «Арғықазақ мифологиясы» — просто
замечательная и очень хорошо подготовленная книга. Если вам интересно почитать
об этом советую эту книгу, там также объясняется сакральное значение и других
цифр у казахов.

Интересно
то что значение этой цифры очень древнее. Почему в 7 веке в Коране написано что
мир был создан за 6 дней, а не за 7 дней. Там написано что цифровое значение
«создание мира за 6 дней» сделало много дополнительных схем как модель «1+6″. В
итоге с течением времени оно стало называется как просто модель «7». Традиции
которые использовали модель «ЖЕТІ» осознавали важность и священность этой
цифры, но все же вначале это была «1 основа и 6 ее результатов» (1+6) и это не
надо забывать.

Число
“семь” играет важную роль в жизни каждого казаха. Она имеет священное,
мистическое и фундаментальное значение, не только у казахского народа, но и
ряда других. В современном казахском языке существует словосочетание «Семь
чудес света», олицетворяющее «весь мир», «целый мир». Здесь отсутствует
прямое числовое значение. По данному определению “семь”
означает семь основных направлений, т. е. четыре стороны света:
восток, запад, север, юг, небо – высший мир, земля – средний мир, и подземный
мир – нижний. По отношению к религии существует семь святых: Мекка,
Медина, Бухара, Шам, Катым, Египет, Коран.

Даже
в приготовлении Наурыз-Коже, олицетворяющего первые солнечные дни нового года,
используются “семь” видов продуктов, что также связано со священным
числом “семь”. Это символ доброты, богатства, плодородия и символ удачи.

По
казахской традиции на седьмой день после смерти человека устраивают поминки, в
память о покойном собираются люди, раздают пожертвования. На основе
этого  сформировались следующие словосочетания: «жеті шелпек» (семь
лепешек).

У казахов принято знать предков до седьмого колена (семь
поколений). «Жеті атасын білмеген жетімдіктің белгісі» → Человека,
не знающего свою родословную, называют безродным. В казахском понимании число
семь, являясь символом структуры мира, используется как в прямом, так и в
переносном значении

Ученый — культуролог С. Кенжеахметулы  о значении числа
“три” пришел к следующим выводам: «Три родственных: своя родня, родные со
стороны матери, родичи со стороны жены. Три неизлечимых: Характер. Старость.
Смерть. Три почитаемых: Удача. Счастье. Богатство. Три близких:
Душа. Жена. Скотина. Три истины: Правда – бесценна. Ложь – дешево. Старость –
неизлечима. Три радости: Принимать благодарность. Когда ищут тебя.
Долговечность твоего дела. Три источника: источник воды – родник, источник
дороги – путь, источник слова – слушатель»[3].

Эти понятия  в обычаях и традициях казахского народа
нашли свое отражение в сказках.

В  казахской сказке  « Золотой самородок» У старика трое детей.
Дети подрастают и возникает вопрос как их прокормить и вырастить. Он обращается
к богу и здесь проявляется Характер, Старость, Смерть.

Казахской сказке « Толарсак» герой выполняет 3 приказа хана и
благодаря мудрости престарелого отца спасает народ от жажды, смерти и достает
золотой самородок.

В сказке  « Золотой самородок» у старика единственная дочь и в «
Толарсак» у родителей единственный сын.

Число “один” в казахском языке имеет  значение
одного целого, единства и процветания, абсолютного 

спокойствия. В казахском языке отображение единства Бога
представлено следующим фразеологизмом: «Жалғыздың Аллаға ғана жарасады» (Одинок
может быть только Аллах). 

Заключение.

Проанализировав 
употребление в сказках различных чисел,  можем смело утверждать , что выбор
чисел в сказках не случаен. Выбор числительных в сказках основан на народном
представлении о значении чисел. Числительные играют в художественном тексте
немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать
глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом  мысль.

Мы можем сделать вывод о том,
что какое бы не было число, оно играет важную роль не только в мировых
культурах, но и в жизни отдельного человека. В разных религиях одно и то же
число может иметь совершенно разные значения, а так же практически в каждой
мировой культуре есть свои «священные числа», а каждое число
символизирует определенное значение. 

Таким образом, отношение к
числам у казахской, русской наций разное, культура чисел проявляет
интернациональность и национальность под влиянием различных факторов, таких как
природные условия, обычаи, привычки, религия и других факторов.

Список используемой литературы

1Книга «Арғықазақ
мифологиясы»   2http://ria.ru/spravka/20070707/68528028.html#ixzz3H5CV8w1V

3 Энциклопелия «Қазақтың
этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атаулардың дәстүрлі жүйесі», 2011 год,
735 стр, 2 том

http://www.kazenergy.com/ru/6-50-2011/3678-2012-01-26-  

4 Сказки казахского и
русского народа     

 5  Шолохов М. А. Сокровищница народной мудрости.
— В кн. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля.
М.,

6  Багаев Е. Тройка, семерка, чертова
дюжина: о некоторых числовых суевериях / Е. Багаев // Сельская новь. — 1999. –
№ 2. – С. 40.

VIII  муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся

Направление: математика

Числа в сказках

Выполнила:

ученица 3 А класса

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Лейбюк Ксения

Преподаватель:

Татаринова Наталья Васильевна

МБОУ «Комсомольская СОШ»

учитель начальных классов

высшей категории

Кунгурский район — 2014 год

Содержание

Введение        

Глава I. Числа в сказках        

Глава II. Исследовательская работа        

Заключение        

Библиографический список        

Приложения

_

Введение

О математики законы,

Не каждый в силах вас понять!

Но вами можно, гений скажет,

Поэта чувства направлять.

                         Воронцова Т. В.

Великие говорили, что математика – царица наук и одновременно служанка наук, и мне кажется, что они правы, так как ни одна наука не может обойтись без математики. Она лежит в основе геометрии, биологии, физики, астрономии, литературы и т.д. [6]

Мы не можем обойтись без математики и в повседневной жизни – без неё мы даже не могли бы измерить время, массу, расстояние – поэтом она воистину царица всех наук.

  Математика – великая и древнейшая наука. История её богата именами, событиями, замечательными, а иногда и великими открытиями. Если бы не было математики, не было бы и цивилизации. Ещё в древнем Египте архитекторы рассчитывали размеры пирамид и величественных дворцов фараонов. Благодаря их точным расчётам эти воистину монументальные произведения искусства, воздвигнутые несколько тысяч лет назад, простояли невредимыми до наших дней.  Без математики мы были бы первобытными людьми.

Математика стоит в основе всего современного мира, и мы славим эту великую науку, создавшую мир, в котором мы живём.

«Мир построен на силе чисел», — говорил Пифагор. «Все есть число», — полагали древние ученые. (Приложение 1) Проникая в свойства чисел, объясняя их различные сочетания, он пытался создать науку всех наук. Все числа он разделил на два вида: четные и нечетные.

Однако количество чисел, которыми они пользовались, ничтожно по сравнению с фантастической пляской цифр, окружающих нас сегодня. В нашу жизнь прочно вошли номера домов, квартир, телефонов, цифровые фотоаппараты, камеры, телевидение и т.д. Вокруг цифры, цифры, цифры…

Какую роль играют чётные и нечётные числа в сказках?

Сказки – самые удивительные произведения.  Они не знают власти времени.

Тема исследовательской работы: Числа в сказках

Цель: Проанализировать, какую роль играют чётные и нечётные числа в сказках.

Задачи: Изучить литературу по теме;

               Выяснить какие сказки с использованием числительных знают

               одноклассники;

               Сравнить роль чётных и нечётных чисел в сказках.

Метод работы: Анализ сказок.

Актуальность работы: Данную работу можно использовать на уроках  литературного чтения, математики при составлении задач.

Гипотеза: В сказках используются нечётные числа.

Глава I. Числа в сказках

Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительно использование чётных и нечётных чисел в тексте? На этот вопрос я решили ответить, проанализировав сказки.

Сначала названия получили только числа «1» и «2». [2]

— Название числа 1 происходит от латинского слова «солюс» — один. Да и русское слово «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне (в древности они говорили на латыни) придумывали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно.

А название для чётного числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно. Это — руки, ноги, уши, крылья… (Приложение 4)

Самым распространенным числительным в сказках является нечётное число 3.

    Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «За тридевять земель в тридевятом царстве жили — были…» И кто из нас, зачитываясь в детстве сказками, не сталкивался с таинственным числом «три».

     «У крестьянина три сына: [5]

     Старший умный был детина,

     Средний сын и так и сяк,

     Младший вовсе был дурак».

             (П. Ершов. Конек — горбунок.)

    И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку, судьба всегда испытывает трижды. С числом «три» связаны и названия сказок, причем не только русских: «Три сокровища» (японская), «Три брата» (осетинская, немецкая, чукотская), «Три источника» (турецкая) и другие.

    Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три

измерения — длину, ширину и высоту; во времени — прошлое, настоящее и будущее.

    Это нечётное число стало играть большую роль в магических обрядах. Так, например, заклятия и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды.

    Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец — сын — святой дух.

Нечётное число 3  в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.  Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Так, в написанной в Болдине осенью 1830 года «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. [3]

Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».

Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет  «погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, автор использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
   Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:

     в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».

Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

   Первые два задания чертёнок придумал:

 —  «кто скорее из нас обежит около моря».

—   «кто далее палку бросит».

А третье задание сам Балда задал:

«Кобылу подыми-ка ты,

Да неси её полверсты».

Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.

Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.

С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.

                                                        С первого щелчка

                                                        Прыгнул поп до потолка;

                                                        Со второго щелчка

                                                        Лишился он языка,

                                                        А с третьего щелчка

                                                        Вышибло ум у старика.

Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».

Свою первую сказку-поэму  «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди». Она написана как своеобразное величание невесты-красавицы. [1]

Уже в первой строчке читаем:

«Три девицы под окном

  Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.

    Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.

Так в городе появилась чудо-белка:

                                                       «Белка песенки поет,

                                                        Да орешки все грызет,

                                                        А орешки не простые,

                                                        Все скорлупки золотые,

                                                        Ядра чистый изумруд.»                                                                                                                                              

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.

Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:

«А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят».

Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.

Осенью 1833 были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».

Использовал нечётное число три в своих сказках датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

В известной всему миру сказке «Огниво» солдат преодолевает 3 двери, у которых сидит три огромных собаки стерегущих медные, серебряные и золотые монеты. Три раза собаки приносили принцессу к солдату.

Число 4 встречается в сказках куда реже. Чётное число четыре обозначает божественный процесс, очищения и чистоты. Однако, оно также является и числом страдания, так как часто страдание — единственное средство очищения.

О том, что оно когда-то играло особую роль, видно из русской грамматики. Вслушайтесь, как мы говорим: «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади». Казалось бы, все хорошо: после единственного числа идет множественное. Но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей»,  и будь их хоть миллион, а все равно – «лошадей». Значит, когда-то за числом 4 в русском языке начиналась необозримая область «много».

В русской народной сказке «Колобок» четырёх персонажей встретил главный герой на своём пути — зайца, волка, медведя, лису. От троих зверей Колобоку удалось  убежать, а от встречи с последним героем его ждёт неминуемая гибель  [4] Это же чётное число 4 используется в сказке «Звери в яме».

«Вот и набралось там, в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать». Четыре  задания лисы  выполнял дрозд: накормил, напоил, из ямы вытащил, рассмешил.

Есть сказки, в которых встречается нечётное число 5. Сказка  «Грибы» — это количество грибов, которых звал боровик на войну (белянки, рыжики, волнушки, опёнки, грузди).

В сказке «Зимовье зверей» проживали в избушке: бык, баран, свинья, гусь, петух. А вот напали на  зимовье волк, медведь и лиса. (Приложение 3)

В сказке  «Козьма Скоробогатый» «У него был один петушок, да пять курочек».

 Пятерка считается числом совершенства, она символизирует собой законченность, завершенность. Человек имеет на руках и ногах по пять пальцев, именно поэтому пятерка также служит символом умельцев.

Известно, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.

Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги. Семь недель поста. Счастливый чувствует себя на седьмом небе. Герои сказок надевают семимильные сапоги и сражаются с драконами о семи головах. А названия сказок: «Волк и семеро козлят» (русская), «Семь козьих голов» (албанская)…

     Про непонятное мы и до сих пор говорим,  что это книга за семью печатями.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с нечётным числом «7». Люди давно считали, что 7 – число особое. Так, известно, что жрецы Вавилона поклонялись семи богам. Символика числа 7 характерна и для  библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка.  Несмотря на то, что это  нечётное число 7 многие очень любят, это самая тревожная цифра. Семерка — символ отмирания старого, прощание с ненужным.

Семерка частенько использовалась колдунами и ведьмами, так как в ней заключена особая магическая сила. Народ не случайно употребляет число «семь» в своих сказках. Люди, которые используют число «семь» тоскуют по недостижимому будущему.

В сказке А.С. Пушкина число 7  имеет значение «много»:                                                                                                  «семь богатырей, семь румяных усачей».

В приданое царевне было дано «семь торговых городов,

                                                        да сто сорок теремов».

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна.

      Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:

1.      «К красному солнцу».

2.      «К месяцу ясному».

3.      «К ветру буйному».

И только от ветра он узнает, где царевна. (Приложение 2)

После смерти царевны богатыри   «ждали три дня, но она не восстала ото сна».

И они  «гроб её к шести столбам

               на цепях чугунных там

               осторожно привинтили

               и решёткой оградили».

В 1834 году поэт  написал «Сказку о золотом петушке».

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко. [4]  Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мёртвые лежат.

Цифры «6, 8» являются чётными. А у народа есть суеверное  представление, что чётное число связано со смертью. Поэтому и в сказках это число упоминали крайне редко.

 Почитание нечётного числа 9 было свойственно многим народам. Так, Чингисхану подчинялось 9 воевод, а знамя его состояло из 9 конских грив, укрепленных на копьях. При жертвоприношениях монголы также придерживались числа 9 и белого цвета. Например, в 9 — й день мая монголы собирали белых кобылиц и освящали их.

         Число 9 почиталось бурятами, якутами, тунгусами. Это число фигурировало в заклинаниях, произносилось при посвящении в шаманы, лечении болезней.

В сказке «Волшебное кольцо» присутствуют 12 молодцев (…перекинул кольцо с руки на руку – тотчас явилось перед ним 12 молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в голос), «Морской царь и Василиса Премудрая»

«Вдруг прилетают 12 голубиц, ударились о сыру землю и обернулись красными девицами…, а за ними прилетела тринадцатая голубица;…и была она всех пригожее, всех красивее!»

«Хитрая наука» 12 работников («Есть ещё одиннадцать работников, не узнаешь меня, так и останусь при нём двенадцатым»).

«Фролка – сидень» «..в этих палатах живёт двенадцатиглавый змий»

В сказке «Хрустальная гора»  наводит страх змей,

«коли прилетит змеё о трёх головах — дай ему три коровы, коли о шести головах — дай шесть коров, а коли о двенадцати головах – то отсчитывай двенадцать коров».

В древности к самым «несчастливым» относили нечётное число 13. И до сих пор люди избегают встречаться с этим числом. Например, в США во многих домах и гостиницах нет этажей и комнат под номером 13.

Представление о числе «тринадцать», как о приносящем несчастье, могло возникнуть в связи с тем, что, освоив числовой ряд до двенадцати, человек считал 12 последним числом, символом полноты; следующее за ним число являлось лишним, потому «нечистивым» и приносящим несчастье.

            В Англии многие корабли не покидают гавань 13 — го числа. В Париже существуют конторы для доставки четырнадцатого, если собравшихся на обеде оказывается «чертова дюжина». В знаменитой чикагской гостинице «Статлер», когда на званый обед собирается 13 гостей, администрация ставит четырнадцатое кресло и сажает туда одетый во фрак манекен. Ему, как и всем гостям, подается обед.

    Так счастливое оно или несчастливое это число — «чертова дюжина»? Вера в «чертову дюжину» родилась давно. В Древнем Вавилоне самым замечательным числом было 12. На 12 месяцев, по числу созвездий Зодиака, вавилоняне делили год. Сутки они делили на — 24 или 12 двойных часов, каждый час на 60 минут, или 5 раз по 12. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6.

            Совсем непохожим на 12 было нечётное число 13. Его нельзя было разделить ни на одно число, кроме него самого и единицы. Поэтому и стали его считать несчастливым, «чертовой дюжиной». Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 начиналось с буквы «м», и с этой же буквы начиналось слово «мэм» — смерть. Очевидно, это тоже сыграло свою роль в наделении числа 13 отрицательными качествами.

В сказках число 13 не употребляется, я не нашёл ни одной сказки где было бы использовано это число.

        Со временем людям пришлось отказаться от мысли существования самого большого числа. Еще Архимед в своей книге «Счет песчинок» доказал, что счет можно вести бесконечно.

Глава II. Исследовательская работа

        Собирая материал по данной теме, я попросила  своих одноклассников, а у нас в классе 23 человека,   ответить на два вопроса:

  1. Назовите сказки, в названии которых есть числительное.
  2. Назовите сказки в которых присутствуют числительные.

— На первый вопрос ответили так:

Волк и семеро козлят – 17 человек 89 %

Три поросёнка –  18 человек 94 %

Белоснежка и 7 гномов –  5 человек 26 %

Три медведя – 9 человек 47 %

Три орешка для Золушки –  4 человека 21 %

Цветик – Семицветик –  3 человека 16 %

Двенадцать месяцев – 12 человек 63 %

Три толстяка –  4 человека 21 %

Два брата –  2 человека 11 %

— На второй вопрос я получила  такие ответы:

«Колобок» – 4 героя,

«Цветик – Семицветик» – 7 лепестков

«Спящая красавица» – спала 100 лет

«Стойкий оловянный солдатик» – 25 солдатиков в коробке

В сказке «Крошечка — Хаврошечка» — Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка

«Сказка о рыбаке и рыбке» — три раза ходил старик к морю

«Дикие лебеди» — 11 лебедей

«Принцесса на горошине» — 12 перинок

Проанализировав ответы одноклассников, я увидела, что существует  огромное количество  сказок с использованием нечётных чисел, они очень популярны, их хорошо знают одноклассники. Нечётное число имело большую живительную, волшебную силу. Сказок, в которых есть четные числа, я нашла мало. Даже в сказке «Колобок», где главному герою удаётся уйти от зайца, волка,  медведя,  от встречи с четвёртым героем его ждёт смерть.

Заключение

Все числа делятся на чётные и нечётные. И это деление не только математическое, но и символическое: отношение к чётным и нечётным числам у людей всегда было неодинаковое. Чётные числа связывали и продолжают связывать со смертью (чётное количество цветов в поминальном букете). Нечётные числа обычно являются счастливыми или священными: 3,7,9…

Изучив  употребление в сказках различных чисел, я могу смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.

Самыми распространенными числительным в сказках являются числа 3 и 7.  Они  наталкивают читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

Цифры «6» и «8», являются чётными. А у народа есть суеверное  представление, что чётное число связано со смертью, с нечистой силой.

         Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о числе.

 Я пришла  к выводу, что в сказках чаще  используются нечётные числа (Приложение 4).

Библиографический список

1. Зуева Т.В.       Сказки А.С. Пушкина. – Москва 1989.

2. Львова С.И.  Уроки словесности.5-9 классы.-3-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2000.

3.  Пушкин А.С.  Сказки. – Москва 1990. с.135

4. Сказки русских писателей. – М. 1980. с. 251

5. Сборник «Народные русские сказки (Из сборника А.Н.Афанасьева). — М., 1977.

6. http://dustyattic.ru/lingo/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Приложение 4

1226519755_12233740

Приложение 5

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»

Исследовательская работа

Тема: Числа в русском народном творчестве

Руководитель:

Сподобец Людмила Георгиевна, учитель начальных классов

г. Биробиджан, 2017 год

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1.«Любимые» сказками числа.

2. Числа в пословицах и поговорках

III. Заключение.

Выводы.

Литература.

Цель работы:

1.Изучить роль чисел в русском народном творчестве и продемонстрировать важность числа как способа ярко и образно украсить повествование.

2.Изучить использование чисел в произведениях устного народного творчества.

Методы:

Изучение русского народного творчества: сказок, пословиц, поговорок. Работа на поисковых и специализированных по тематике Интернет сайтах, со сборниками русских народных сказок.

Результатом работы является:

Осознание важности чисел в русском народном творчестве, в современной литературе и в жизни человека в целом.

I.Введение

Народное творчество богато числами. Числа присутствуют в сказках, пословицах и поговорках. Выбор чисел в сказках основан на том, что люди думали об их значении. Ведь числа в сказках не употребляются просто так, они несут в себе какой-то важный смысл. И если мы поймем этот смысл, то мы поймем и историю своего нарда.

Когда я был совсем маленький, я ждал вечера, чтобы папа или мама прочитали мне сказку: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» или какую-нибудь другую. Конечно я еще ничего не знал тогда о числах. Но сейчас я думаю, почему так часто встречаются числа в русских народных сказках, пословицах и поговорках? Какие числа самые «любимые» и почему?

По заданию учителя я стал исследовать русские народные сказки, пословицы и поговорки и выяснять, какие числа чаще всего в них встречаются. В этой работе мне помогал папа. Мы вспоминали сказки, пословицы, поговорки, перечитывали их, искали информацию в интернете. И выяснили, что больше всего дети слушают или уже сами читают именно сказки. И в них встречается очень много чисел.

Числа используют для обозначения:

  • количества главных героев (числа 3,7) ;

  • количества испытаний, которые должны пройти герои (число 3);

  • количества предметов, участвующих в действиях (три орешка, три посоха);

  • путь до царства, в котором происходят сказочные события (тридевять земель, тридесятое царство);

  • возраст героев(33 года);

  • количество лет, проведенных на военной службе у царя (25 лет).

                      II. Основная часть

                      «Что за прелесть эти сказки!»


А.С. Пушкин

1. «Любимые» сказками числа

Тройка в сказках

После того как я прочитал и просмотрел сказки, я выяснил, что самые «любимое» число — это три. В давние времена числом 3 обозначали весь окружающий мир — его делили на земное, подземное и небесное царства. Можно говорить, что число три — это жизнь, рождение, смерть или тело, мысль, душа. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Священное, счастливое число «три» показывает правильность поступка, храбрость и огромную силу, а в сказках означает волшебство.

Очень часто можно встретить в русских сказаниях и былинах три желания, три попытки, трое из ларца, три головы у чудища, камень на распутье, который предлагает богатырю три пути, три выбора, три царства, которые надо пройти – медное, серебряное и золотое, у отца три сына или три дочери. Вот несколько сказок: «Три медведя», «Три арбузных семечка», «Три товарища», «Три поросенка», «Трое умельцев», «Три царевича», «Три богатыря», «Трое из ларца».

«А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.» (Из сказки « Хаврошечка» ). Три раза направляла хозяйка своих трех дочерей по очереди следить за тем, кто помогает Крошечке-Хаврошечке «прясть, ткать и в трубы покатать». «И в третий день послала старуха третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала!» Усыпила Хаврошечка два глаза Триглазки, а о третьем забыла. «Два глаза заснули, а третий все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, а в другое вылезла и готовые холсты подобрала».

Семерка в сказках

Число «семь» поселилось в сказках давно.Оно считалось волшебным, магическим, потому что издавна человек воспринимал окружающий мир через семь отверстий в голове: один рот, два глаза, два уха, две ноздри в носу. Число «семь» означает мудрость и приносит счастье.

В сказках: «Семь Симеонов», «Мудрая девица и семь разбойников», «Дочь-семилетка» — число «семь» обозначает количество главных героев, количество лет.

Кроме чисел «три» и «семь» в сказках встречаются и другие числа. Один из героев сказок, Иван-царевич или Иван-дурак, отправлялся в тридевятое царство, в тридесятом государстве. Число «сто» появилось в русских народных сказках для обозначения понятия «очень много». Число «тридцать три» — роковое.

В былине об Илье Муромце рассказывается, что главный герой пролежал на печи 30 лет и три года.

2. Числа в пословицах и поговорках

«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка» — так гласит народная мудрость. Пословица — это краткое изречение, которое имеет поучительный смысл. А поговорки — это яркие, бойкие выражения, которые дают меткую оценку поступку, человеку или событию. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многих и многих столетий. Они отражают жизнь народа, условия его труда, культуру. Пословица всегда поучительна.

У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок с числами. Приведу примеры.

Пословицы с числом «один»:

Один раз соврёшь — другой не поверят.

Один ум хорошо, а два лучше.

Беда никогда не приходит одна.

Один за всех, все за одного.

Одна нога — тут, другая — там.

Один в поле не воин.

Пословицы с числом «два»:

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Два сапога — пара.

Как две капли воды.

Между двух огней.

На два слова.

На два фронта.

Не может связать двух слов.

Ни два, ни полтора.

Одна голова — хорошо, а две — лучше.

От горшка два вершка.

Палка о двух концах.

Сидеть меж двух стульев.

Скупой платит дважды.

Убить двух зайцев.

Уплетать за обе щеки.

Хромать на обе ноги.

Бабушка надвое сказала.

Число «три» также часто встречается и в пословицах, и в поговорках, и в дразнилках, и в считалках, и в скороговорках. Люди издавна говорят:

Плакать в три ручья.

Заблудиться в трёх соснах.

Согнуться в три погибели.

Наврать с три короба.

Пословицы с числом «семь»:

В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»:

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Лук от семи недуг.

Дверь открывают для семи вещей.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Семеро ворот, а все в огород.

Выражение «за семью печатями», как и «за семью замками», обозначает надежно спрятанное, хранимое в тайне. Скрытое «за семью печатями» и сегодня означает недоступное, находящееся под защитой, а пословица « семеро одного не ждут» означает , что нельзя опаздывать и заставлять себя ждать.

Другие числа в русских народных пословицах и поговорках.

Однако утверждать, что в русских народных пословицах и поговорках чаще всего преобладают числа 1,2, 3 и 7, нельзя. Например:

Пословицы с числом «ноль»:

Ноль без палочки (ничего не стоящий, не значащий человек);

Ноль внимания (полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо).

Пословицы с числом «четыре»:

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается (каждый может ошибиться, оказаться в затруднительном положении).

На все четыре стороны (куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

Жить в четырех стенах (не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве, не выходя из дома).

Пословицы с числом «пять»:

Как свои пять пальцев (знать очень хорошо, досконально, основательно).

Пятое колесо в телеге (лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

С пятого на десятое (в разговоре нет последовательности).

Пять раз прощают, а шестой бьют.

Пословицы с числом «шесть»:

Для мила дружка шесть верст не околица.

Пословицы с числом «восемь»:

Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

Пословицы с числом «девять»:

Девятый месяц на свет нарождает.

Семь лет – беда, девять лет – несчастье.

Пословицы с числом «десять»:

Дело десятое (не столь важно; совершенно не существенно).

У медведя десять песен и все про мёд.

Пословицы и поговорки с другими числами:

Опять двадцать пять (снова то же самое, всё время одно и то же

В субботу в обед будет сто лет.

Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.

Верный друг лучше сотни слуг.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Трус умирает сто раз, а герой — один раз.

Все пословицы и поговорки я распределил по их количеству в таблице.

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

100

Количество пословиц

6

16

7

4

4

1

8

1

3

2

5

В результате исследования стало ясно, что самыми распространёнными в русском устном народном творчестве являются числа 1, 2, 3, 7.

III.Заключение

Подводя итог, можно сказать, что русское устное народное творчество богато числами в сказках, пословицах и поговорках. Четные числительные: два, четыре, шесть, восемь — встречаются гораздо реже. Это связано с суеверным представлением, что чётное число связано со смертью, числом «дьявола». Гораздо чаще встречаются числа «три» и число «семь». Число «три» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

Выводы

Таким образом, выбор числительных в сказках и былинах, пословицах и поговорках основан на народном представлении о значении чисел.

Я пришел к выводу, что числа играют в народном творчестве немаловажную роль, и изучение их помогает проникнуть в заложенную народом мысль, лучше понять его историю.

Литература

1.Волина В.В. «Праздник числа», Москва, Знание, 1993г.

2.Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская литература, 1983.

3.Сборник «Народные русские сказки» (из сборника А.Н. Афанасьева), М., 1977.

Интернет-ресурсы:

http://www.lukoshko.net/

10

Презентация на тему «Роль числа в народных сказках» 2 класс

  • Скачать презентацию (1.48 Мб)


  • 27 загрузок

  • 3.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 2 класса на тему «Роль числа в народных сказках» по математике. Состоит из 15 слайдов. Размер файла 1.48 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    15

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Роль числа в народных сказках

    Слайд 1

    Выполнил
    Роль числа в народных сказках.
    Выполнила:
    Сивухина Екатерина Владимировна,
    ученица 2б класса
    Руководитель проекта:
    Мусина Светлана Витальевна,
    учитель начальных классов

  • Слайд 2

    Выполнил
    Цель моего исследования — раскрытие сущности чисел в сказках.

    Задачи:
    -познакомиться с произведениями устного народного творчества, в которых события имеют связь с числами;
    — проследить,  какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества;
    — выявить влияние древних культур на формирование культуры башкир;
    — проанализировать и обобщить полученные данные.

  • Слайд 3

    Выполнил
    Объект исследования– сказки народные русские, башкирские, алтайские, монгольские, древнеегипетские, иракские.

    Предмет исследования –числа в сказках

  • Слайд 4

    Выполнил
    Ход исследования:
    Поиск информации
    Опрос учащихся
    Чтение и анализ произведений
    Систематизация информации

  • Слайд 5

    Чтение народных сказок
    Анализ народных сказок

  • Слайд 6

    Употребление чисел в русских народных сказках

    Употребление чисел в алтайских и монгольских народных сказках

    Употребление чисел в древнеегипетских сказках
    Употребление чисел в иракских народных сказках

  • Слайд 7

    Употребление чисел в башкирских народных сказках
    Числа 3, 7 встречаются во всех сказках.
    Числа 1,2– наиболее часто повторяются в алтайских, монгольских, древнеегипетских, башкирских, иракских сказках.
    Число 9 — в алтайских, монгольских, башкирских, иракских сказках.

  • Слайд 8

    Сводная таблица наиболее часто повторяющихся чисел в народных сказках
    Число 1 –количество героев (1-сын, 1-отец, 1-дочь) «Аминбек», «Сестра и 7 братьев»(башкирские народные сказки)или указывает на одиночество, отшельничество ( один –одинешенек) «Абзалил», «Сказка о курае» (башкирские сказки).
    1 –временной промежуток «Обреченный царевич» (древнеегипетская сказка)
    Число2 — Количество героев – «Бурая корова» (башкирская сказка), «Волк и лиса» (монгольская сказка).
    Временной промежуток — «Юлдыбай батыр» (башкирская сказка).

    Число 3. (3 персонажа – «Молодой охотник», «Лиса-плотник» (башкирские сказки)3 предмета – «Три медведя» (русские народные сказки), «Алпбатыр» (лук, топор, стрелы), 3 испытания – «Царевна лягушка» (русские народные сказки)
    Числа4  и 5, 6 в русских народных сказках  встречаются  нечасто. В остальных сказках они обозначают количество героев, предметов
    Число7- означает «много», «множество». Количество персонажей — «Сестра и 7 братьев» (башкирская народная сказка); «Хлеб и золото» — 7 желаний (иракская сказка).
    Количество предметов — «Семь братьев» — 7 костылей, ножей, гор, ручьев (алтайская сказка). Временной промежуток – «Алп батыр» — 7 дней и ночей (башкирская народная сказка), «Летучая мышь» — 7 лет . Количество частей тела. Расстояние

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    Выводы:
    Чаще всего употребляются нечетные числа. Число, которое обозначает количество действующих лиц встречается наиболее часто, особенно число «2» и «1». Эти числа встречаются в алтайских, монгольских, башкирских, древнеегипетских, иракских сказках. В русских сказках эти числа встречаются крайне редко. Могу предположить, что это связано прежде всего с общинным существованием русского народа, с его семейными традициями, с осуждением одиночества и отшельничества. Употребление числа в функции количества времени лидируют числа «7» и «3». «7» выступает в роли множества. Могу предположить, что народ использовал эти числа для усиления чувств, настроений, мыслей. Число «3» повторяется наиболее часто при определении количества детей в семье. Могу предположить, что для того времени были характерны многодетные семьи.

  • Слайд 11

    Выполнил
    Социологический опрос учащихся 2 класса.
    Назовите сказки, в названии которых есть числительные.
    «Волк и семеро козлят» – 17 человек
    «Три поросёнка» – 18 человек
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -16 человек
    «Белоснежка и 7 гномов» – 5 человек
    «Три медведя» – 9 человек
    «Три орешка для Золушки» – 4 человека
    «Три толстяка» – 3 человека
    «Двенадцать месяцев» – 12 человек
    «Три толстяка» – 4 человека
    «Два мороза» – 2 человека

  • Слайд 12

    Выполнил
    Назовите сказки, в которых присутствуют числительные.
    «Сказка о рыбаке и рыбке» — 3раза ходил старик к морю
    «Дикие лебеди» — 11 лебедей
    «Принцесса на горошине» — 12 перинок
    «Колобок» – 4 героя,
    «Цветик – Семицветик» – 7 лепестков
    «Спящая красавица» – спала 100 лет

  • Слайд 13

    Выполнил
    Вывод: в сказках используются нечётные числа, их хорошо знают одноклассники. Сказки, в которых есть четные числа, я нашла мало. Даже в сказке «Колобок», где главному герою удаётся уйти от зайца, волка, медведя, от встречи с четвёртым героем его ждёт смерть.

  • Слайд 14

  • Слайд 15

    Выполнил
    Выводы:
    Число в сказках не несет магической нагрузки. Народ в сказках использовал числа для усиления экспрессивности речи, для придания своим произведениям оттенка сказочности, сохранения «старого» стиля, для выделения наиболее важных моментов в произведении.
    В 50 сказках числовые выражения встречались 210 раз. В сказках чаще всего встречается число «3». Утроение мотива создаёт размеренный ритм повествования. Числительные помогают понять народную мысль, проникнуть в ее суть.
    Между сказками алтайскими, монгольскими, древнеегипетскими, иракскими, башкирскими много общего. Значение чисел совпадает. Могу предположить, что формирование фольклора башкир происходило в результате взаимодействия культур этих народов.
    Как ни странно, большинство исследователей склонны искать некий мистический смысл в довольно простых вещах. Но в памяти сохранились поверья, и мы подчас еще верим в счастливую семерку и таинственную тройку, забывая при этом, что за каждым суеверием стоит история.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Личные имена в русских сказках

Презентация: Символика чисел в русских народных сказках

Презентация: Числа в русских народных сказках

Презентация: Кроссворды по математике

Презентация: Пальцевый счет в истории счисления

Презентация: Происхождение числовых суеверий

Презентация: Могущество чисел от 1 до 9

Презентация: Задачи в стихах

Презентация: Логическая математика для младших школьников

Презентация: Внеклассное мероприятие для 11 классов «Математическое кафе»

Презентация: «Русские народные сказки»

Презентация: Волшебные числа в сказках А.С.Пушкина

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Известно ли вам магическое значение чисел в сказках? В устном народном творчестве и авторских произведениях часто встречаются цифры 1, 3, 7, но несут ли эти они какую-то смысловую нагрузку или не наполнены никаким символическим смыслом?

В статье:

Значение чисел в сказках — число 1

Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, домов, квартир, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением.

магические числа в сказках

Кузьма Скоробогатый

Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.

Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.

Символическое значение числа 2

значение чисел в сказках

Гуси-лебеди

Как часто в сказках встречается цифра 2? Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини — две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей.

Символика числа 2 указывает на двойственность всего. Например, есть жизнь и смерть, живая и мертвая вода, день и ночь, утро и вечер, небо и земля, добро и зло, правда и кривда. Подобные противоположности демонстрирует большинство народных сказок, дошедших до нашего времени. Самая частая противоположность — добро в образе главного героя побеждает зло в образе своего недруга или обидчика.

Что означает число 3 в сказках?

Рассуждая о символизме чисел в народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3. Обратившись к нумерологии, мы увидим, что число 3 действительно особенное. Оно ассоциируется с треугольником — наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая нам известна.

что означает число 3 в сказках

Три богатиря

Как известно, у наших пращуров было три мира на которых держалось все бытие: Явь, Навь и Правь. Вернувшись к сказкам, мы обнаружим, что все всего в народном эпосе было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Этими богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Часто один из героев обладает выдающимся талантом или умом, второй — обычный человек, а третий глуп либо недостаточно способный.

Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. Например, для получения желаемого испытание проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала оземь, столько же раз обвивалась вокруг шеи и трижды оборачивалась змеей. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.

Магическая цифра 33

30 лет и 3 года, 33 богатыря — эта цифра встречается во многих сказка, фразеологизмах и скороговорках. Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со старухой 30 лет и 3 года» указывает на то, что проживали люди вместе очень долго.

магические числа в сказках

33 Богатыря

То есть число 33 может указывает на долгую продолжительность какого-либо события — «заснул богатырским сном и спал 30 лет и 3 года».

Во многих духовных традициях это число священно. Например, Веды насчитывают 33 основных полубогов.

Кроме этого, такой возраст считался особенным. Люди верили, что если человек правильно развивается как личность, то именно в 33 года раскрываются его духовные возможности и весь потенциал.

Число 4

значение чисел в сказках

Четыре времени года

Еще одна цифра, нередко часто встречающаяся в сказках, — это 4. Число ассоциируется с устойчивостью, мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.

Цифру 4 читатель встречает в сказке «Колобок», так как всего столько персонажей встретило главного героя на его пути. Четверо зверей было в яме в одноименной сказке. В произведении «Лиса, заяц и петух» ровно 4 раза зверя пытались спасти зайца.

Сорок сороков — магия чисел

Нередко мы встречаем такую фразу, как «сорок сороков». Однако, что же он означает? На самом деле все предельно просто. В тот момент, когда данный термин начал появляться в сказках, он означал огромное количество чего-либо. В принципе само слово «сорок» может употребляться для обозначения множества.

сорок сороков магия чисел

Сказка про сороконожку

Например, у сороконожки нет 40 ног, а намного больше, но ее называют именно так, потому что 40 означает не просто «четыре десятка», а «большое количестве чего-либо».

Позже это устойчивое выражение стало обозначать совокупность московских храмов, многочисленность церквей в Старой Москве.

Число 7

Сказки «Волк и семеро козлят» и «Дочь семилетка», семь цветов радуги, столько же чудес света, 7 дней недели — повсюду нас сопровождает таинственная и магическая цифра 7.

значение чисел в сказках

Волк и семеро козлят

Если мы обратимся к нумерологии то обнаружим, что подобное число в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.

Цифра 12

Цифра 12 весьма важна в нумерологии. Упоминается эта цифра в античной мифологии, в ветхом и новом завете, в различных религиях. Среди наиболее распространенных сказок, в которых упоминается это число, «Двенадцать месяцев».

символическое значение чисел в сказках

Двенадцать месяцев

Наши пращуры люди верили, что это число высшего совершенства. Упоминается данное цифра также в сказках о Елене премудрой, Кощее бессмертном. Считалось, что это цифра позволяет заглянуть в глаза правде, позволяет человеку своими глазами, понять, что происходит и принять единственно правильное решение.

В сказках нередко используются разнообразные магические числа. Делается это для того, чтобы наполнить произведения большим символизмом, указать какие-то скрытые аспекты, продемонстрировать глубинную серьёзность происходящих событий.

Если вы будете обращать внимание на числа, которые используются в сказках и приметесь за их расшифровку, то, возможно, прочитаете «между строк» важную и интересную информацию.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Pinterest

  • Любимое место на карте родины 10 предложений сочинение
  • Любимое место в брянске сочинение
  • Любимое лакомство яшки из рассказа б житкова про обезьянку
  • Любимое занятие мустая карима в детстве сочинять лозунги сочинять сказки писать письма
  • Любимое занятие моей семьи рассказ