Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего (И. Милославский)
Смысл данного высказывания заключается в том, что информация лучше всего запоминается в том случае, если читатель неоднократно перечитывает материал. При этом не только получается лучше запоминать прочитанное, это также позволяет человеку обращать особое внимание на те факты, которые он ранее пропустил, буквально «проглатывая» текст.
Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что повторное изучение информации способствует тому, что человек обращает внимание на те сведения, которые были упущены им из виду. Это ни в коем случае не означает нудную «зубрежку», а лишь способ усиления внимания для успешного выполнения задачи.
Данная проблема является актуальной в современных условиях потому, что с увеличением объемов информации её запоминание или даже ознакомление с ней представляет собой довольно трудную задачу. Порой люди лишь пробегают глазами текст, не утруждая себя попыткой вникнуть в ту информацию, которая в них заложена. Отсюда и такое явление, когда люди слышали обо всем на свете, но ни о чем ничего толком не знают.
В курсе обществознания информация – это сведения независимо от формы их представления, знания о предметах, фактах, идеях, которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста; а также сведения, воспринимаемые человеком и специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации. Данные – это зарегистрированная информация; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств. Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Функциями внимания являются обнаружение сигнала, распределённое внимание, замещение информации и отождествление.
Обратимся к примерам из истории устного народного творчества. Существует множество поговорок и пословиц, наглядно показывающих, какое значение людьми прошлого уделялось повторению. «Повторение – мать учения», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Не говори, чему учился, а говори, что узнал» — все они о том, что необходимо более внимательно относиться к тому, что делаешь и как учишься.
Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В повести В. Распутина «Уроки французского» рассказывается о главном герое, который с трудом усваивал французский язык. Чтобы подтянуть своего ученика, классная руководительница приглашала его к себе домой для дополнительных уроков. В ходе них они заново проходили материал, особо акцентируя внимание на тех аспектах, которые вызывали у него затруднения. Таким образом повторение в данном случае было осмысленным процессом, а не бездумным запоминанием.
Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что повторение является важной стороной процесса обучения. При этом главное, на чем стоит сконцентрироваться – это на самых сложных и непонятных местах, которые вызывали затруднения.
Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего
Тип работы: | Сочинение рассуждение |
Дата добавления: | 01.10.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки сочинения.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы научитесь писать сочинения рассуждения на любые темы:
Посмотрите похожие темы сочинений рассуждений возможно они вам могут быть полезны:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души». |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». |
Введение:
С рассуждениями И.Г. Милославского по поводу повторения в тексте можно согласиться.
В устной и письменной речи часто используются различные повторы. Можно повторять не только слова, но и звуки или синтаксические конструкции. Все повторы нельзя оставлять без внимания читателей или слушателей. В большей степени это относится к тем средствам языка, которые многократно повторяются в тексте. Однако двойное повторение запоминается и человеком, воспринимающим информацию. Так или иначе, все повторы, которые используются как средство выражения, а не как тавтология, способствуют тому, что эмоциональность высказывания усиливается. С помощью повторов в тексте подчеркиваются важные моменты, выделяются целые группы слов. Повторения помогают вызвать у читателя или слушателя ассоциации с определенными чувствами, эмоциями и мыслями. Повторения также ассоциируются с получением роста, когда одна эмоция увеличивает свою значимость за счет повторения.
Чтобы доказать эту позицию, можно обратиться к тексту В.Л. Осеевой-Хмеловой.
В предложениях 2-5 показано, как Динка думает о том, как выстроить разговор со своим другом Андреем. Этот отрывок текста повторяет частицу «не» (не сядет, не пойдет), частицу «не» (ни в лесу, ни в поле, ни по дороге). Эти повторения частиц фокусируют внимание читателей на том, что происходило до того, как Динка приняла решение (героиня ехала на велосипеде Андрея, они ехали в лесу, в поле и по тропе), и что этого больше не повторится. Настроение прощания с прошлым подчеркивается словами «никогда» (предложение 2), «ничего» (предложение 4). Предложение 4 заканчивается словами «не будет». Это также начало предложения 5. Автор особо подчеркивает, что моменты прошлого больше не повторятся. Различные повторы в предложениях 2-5 помогают Б.Л. Осеевой-Хмеловой использовать метод аугментации. В тексте присутствует эмоциональное напряжение, которое возрастает с каждым используемым повторением.
Повторения также наблюдаются в предложении 1. Как только главная героиня проснулась и открыла глаза, она «вспомнила об Андрее, вспомнила, что сегодня, конечно же, придет Хохолок». Повторение слова «вспомнила» подчеркивает внимание читателя к тому, что Динка столкнулась с образом друга Андрея, в то же время героиня вспомнила, что он придет сегодня. При этом глагол «вспомнил» не используется в прямом значении. Опыты настолько шокировали душу Динки, что она не могла забыть о приезде своего друга. И воспоминания вернулись к Динке после ее сна. Глагол «вспомнила» подчеркивает, что мысли и предстоящая ситуация не приносят героине счастья.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что человек, использующий в своей речи повторение как средство выражения, с их помощью привлекает внимание того, кто воспринимает информацию, к какому-то важному аспекту, выражает определенные чувства и эмоции, демонстрирует настроение высказывания.
Обновлено: 09.01.2023
Предлагаем цитаты о о средствах выразительности, а также 10 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев.
Как я понимаю это высказывание? Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. Приведу примеры из текста …….
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как привычное, на первый взгляд, слово в умелых руках становится выразительным средством, помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В.В. Виноградова верно.
Наглядно можно это доказать на примерах из текста Юрия Грибова. Например, в предложении 15 (Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.) прелесть природы подчеркивается с помощью эпитетов: задумчивые ели, тронутые желтизной берёзки. Автор использует сравнение, чтобы создать неповторимый художественный образ реки: вода такая, словно в неё вылили масло, потому похожа на зеркало. В седьмом предложении встречаем олицетворение: ветер разбрасывает листья, словно живой, знающий, что это непременно надо делать каждую осень.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как выразительно русское слово, как может раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В.В. Виноградова верно.
Задание 9.1.
Подтвердим это примерами из текста Бориса Екимова. В восьмом предложении (Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.) для передачи гнетущего настроения героя автор использует развёрнутую метафору. Метафора ярко передает состояние Гриши, служит для создания художественного образа. Этой же цели служат и слова с суффиксами оценки: бабаня (предложение 36), Петяня (предложение 27). Употребление этих слов в речи героев показывает, с какой теплотой они относятся друг к другу.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.
Высказывание К.А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста…
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств.
Эту фразу я понимаю так. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. Приведу примеры из текста…
От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения нормами культуры речи.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств
Эту фразу я понимаю так: особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста……….
Таким образом, могу сделать вывод, что специфика языка художественного произведения состоит из умения писателя не только увидеть, подметить что-то в реальной жизни, но и, подчеркнув характерные детали, нарисовать образ.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание А.И. Горшкова о том, выразительность речи может привлечь внимание, воздействовать на чувства, переживания, настроения собеседника.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Авторская речь не связана с речью какого-либо персонажа, её носителем в прозаическом произведении является образ повествователя. Своеобразие его языка определяется вложенным в произведение смыслом и речевой тканью и характеризует самого говорящего.
Приведенные примеры подтверждают, что О. Н. Емельянова была права, утверждая, что авторская речь может многое сказать не только о происходящем в повествовании, но и о самом авторе.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Повтор (полное или частичное повторение корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм.
Эту фразу понимаю так. Лексический повтор является одним из способов описательных форм и используется для обозначения большого числа предметов или явлений, усиления признака или степени качества, подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски и так далее. Приведу примеры из текста …….
Таким образом, повторы действительно являются средством привлечения внимания читателя к определенным моментам текста, поэтому высказывание Милославского, приведенное в начале рассуждения, вполне обосновано.
Задание 9.1.
№ 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Александра Львовича Александровича Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов
Комментарий к цитате. Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 15 (О том, как бабушка, такая вся домашняя и уютная, в собственноручно сшитом зелёном клетчатом фартуке, распечатывает на кухне хрустящий пакет и высыпает твёрдые зерна в ручную кофемолку.). В предложении эпитеты: домашняя, уютная — помогают нам представить образ бабушки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим, добрым — домом, миром. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность. В предложении 25 (Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием, с постоянными родительскими ссорами, с мамиными криками и слезами.) эпитеты используются автором для описания настроения героя, его восприятия дома. Гнетущее впечатление остаётся, когда читаешь эти определения: ненавистное вставание, вечное домашнее задание, серые будни.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Зеленецкого о важной роли эпитетов в создании образов.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Эпитеты – неисчерпаемый резерв выразительности речи. Они дают дополнительную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: подчеркивают характерные признаки, уточняют отличительные признаки, оценивают предмет и выражают авторскую оценку.
Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие – помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность.
В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом — падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя – Гоши.
Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение — рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению — изложению.
Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1, 15.2, 15.3
ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс
Задание 15 № 3283
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами
Второй раз та же фраза или слово воспринимается по-другому. Мы ощущаем более глубокий смысл. Умение использовать повторы должно быть частью тех писателей и авторов, которые хотят донести до людей что-то важное, определенные истины. Повторы резко выбиваются среди текста.
Они будто громкий звон начинают трубить тревогу. Если повторений не два, а больше, то пропустить мысль почти невозможно. Этот художественный прием можно не только находить в произведениях классиков. Его можно использовать в собственных сочинениях, чтобы регулировать настроение текста, подачу. Чем больше мы будем изучать подобные приемы, тем ярче и сильнее будут наши слова. Мне кажется, что такие знания обязательно пригодятся в жизни.
Я понимаю это высказывание так: чтобы читатель не пропустил мысль, важную для понимания текста, автор использует повторение одного и того же слова.
Интересно, что в этих двух предложениях именно благодаря повтору читатель узнает об эволюции чувств мальчика.
Действительно, повторы добавляют убедительности речи и обращают внимание на детали, ключевые для понимания смысла текста.
Действительно, для того чтобы убедить слушателя в чем- либо или привлечь его внимание к важным, на наш взгляд, мыслям, мы часто повторяем их.
Милославский И.Г. абсолютно прав.
В самом деле, если писатель заинтересован в том, чтобы читатель обратил внимание на особо важные мысли, образы, ситуации, то он использует в своем произведении такой художественный прием, как повтор.
Презентация на тему: » Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное,» — Транскрипт:
3 Повтор Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Энциклопедический словарь юного литературоведа
5 Классификация лексических повторов 1) Дистантный лексический повтор (повторяющиеся слова разделены в тексте дистанцией); 2) контактный лексический повтор (повторяющиеся слова находятся в непосредственной близости друг с другом в тексте); 3) частичный лексический повтор (чаще всего — использование разных словоформ одного слова); 4) составной лексический повтор включают в себя одновременно несколько частей речи: предлог + личное местоимение, прилагательное + существительное, наречие + прилагательное, личное местоимение + глагол, целые предложения или выделительные обороты.
6 Функции лексического повтора Для художественной литературы характерно использование лексического повтора как акцентирующего, экспрессивного средства, заключающего в себе усилительно- градационный эффект. Лексический повтор активизирует восприятие читателя и реализует авторский замысел. Лексические повторы способствуют лучшему пониманию заложенной автором в тексте информации, так как внимание читающего привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия новых элементов повествования, деталей обстановки, описания персонажа или новой сюжетной линии.
8 (1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал: (3)- Ой, змея, змея. (4)И все увидели змею. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая. (5)Еще и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте. (8) — Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! — кричали ребята, но учитель ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах. (14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (17)Под горою учитель забрел в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утерся платком и спросил: (18)- Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо? (19)- Закинуть же на себя змею можно. (20)Она, зараза, обовьется вокруг палки! — объясняли ребята учителю. (21) — Да вы раньше-то хоть видели змей? — догадался кто-то спросить учителя. (22) — Нет, — виновато улыбнулся учитель. – (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?! (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло. (28)А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. (По В.Астафьеву)
9 (3)- Ой, змея, змея. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасгь, злобно шипела, шипела не переставая. (8) — Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.
10 Говорим о функции повтора в тексте (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. Повтор передаёт эмоциональное состояние героя многократность действия длительность действия чувства и переживания героя постепенность увеличения силы эмоций Функция усиления выразительности является наиболее общей функцией повтора
11 (3)- Ой, змея, змея. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая. (8) — Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.
12 Обратите внимание! Повтор, который ничего к содержанию высказывания не добавляет, принято называть тавтологией. Это речевая ошибка! Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии. Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, — очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами; Рост преступности вырос; Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!). Избегайте подобных повторов!
16 Литература Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1987 Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2- е. М.: Просвещение, 1976 г. Никулина С.Д. Функционирование редупликации в художественном тексте: системно-синергетический аспект. Оренбург
Предлагаем цитаты о о средствах выразительности, а также 10 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев.
Как я понимаю это высказывание? Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. Приведу примеры из текста …….
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как привычное, на первый взгляд, слово в умелых руках становится выразительным средством, помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В.В. Виноградова верно.
Наглядно можно это доказать на примерах из текста Юрия Грибова. Например, в предложении 15 (Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.) прелесть природы подчеркивается с помощью эпитетов: задумчивые ели, тронутые желтизной берёзки. Автор использует сравнение, чтобы создать неповторимый художественный образ реки: вода такая, словно в неё вылили масло, потому похожа на зеркало. В седьмом предложении встречаем олицетворение: ветер разбрасывает листья, словно живой, знающий, что это непременно надо делать каждую осень.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как выразительно русское слово, как может раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В.В. Виноградова верно.
Задание 9.1.
Подтвердим это примерами из текста Бориса Екимова. В восьмом предложении (Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.) для передачи гнетущего настроения героя автор использует развёрнутую метафору. Метафора ярко передает состояние Гриши, служит для создания художественного образа. Этой же цели служат и слова с суффиксами оценки: бабаня (предложение 36), Петяня (предложение 27). Употребление этих слов в речи героев показывает, с какой теплотой они относятся друг к другу.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.
Высказывание К.А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста…
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств.
Эту фразу я понимаю так. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. Приведу примеры из текста…
От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения нормами культуры речи.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств
Эту фразу я понимаю так: особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста……….
Таким образом, могу сделать вывод, что специфика языка художественного произведения состоит из умения писателя не только увидеть, подметить что-то в реальной жизни, но и, подчеркнув характерные детали, нарисовать образ.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание А.И. Горшкова о том, выразительность речи может привлечь внимание, воздействовать на чувства, переживания, настроения собеседника.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Авторская речь не связана с речью какого-либо персонажа, её носителем в прозаическом произведении является образ повествователя. Своеобразие его языка определяется вложенным в произведение смыслом и речевой тканью и характеризует самого говорящего.
Приведенные примеры подтверждают, что О. Н. Емельянова была права, утверждая, что авторская речь может многое сказать не только о происходящем в повествовании, но и о самом авторе.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Повтор (полное или частичное повторение корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм.
Эту фразу понимаю так. Лексический повтор является одним из способов описательных форм и используется для обозначения большого числа предметов или явлений, усиления признака или степени качества, подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски и так далее. Приведу примеры из текста …….
Таким образом, повторы действительно являются средством привлечения внимания читателя к определенным моментам текста, поэтому высказывание Милославского, приведенное в начале рассуждения, вполне обосновано.
Задание 9.1.
№ 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Александра Львовича Александровича Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов
Комментарий к цитате. Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 15 (О том, как бабушка, такая вся домашняя и уютная, в собственноручно сшитом зелёном клетчатом фартуке, распечатывает на кухне хрустящий пакет и высыпает твёрдые зерна в ручную кофемолку.). В предложении эпитеты: домашняя, уютная — помогают нам представить образ бабушки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим, добрым — домом, миром. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность. В предложении 25 (Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием, с постоянными родительскими ссорами, с мамиными криками и слезами.) эпитеты используются автором для описания настроения героя, его восприятия дома. Гнетущее впечатление остаётся, когда читаешь эти определения: ненавистное вставание, вечное домашнее задание, серые будни.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Зеленецкого о важной роли эпитетов в создании образов.
Задание 9.1.
Комментарий к цитате. Эпитеты – неисчерпаемый резерв выразительности речи. Они дают дополнительную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: подчеркивают характерные признаки, уточняют отличительные признаки, оценивают предмет и выражают авторскую оценку.
Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие – помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность.
В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом — падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя – Гоши.
Читайте также:
- Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного лингвиста людмилы
- Imagination is more important than knowledge сочинение
- Сочинение жалоба на английском
- Бердяев о назначении человека сочинение
- Вспоминая все обиды нанесенные ей собака не доверяла людям сочинение