Любовь это счастье или страдание итоговое сочинение гроза

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Проблема любви в пьесе Гроза Островского

Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение

В пьесе Константина Островского под названием «Гроза» рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга — эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.

В пьесе Островского «Гроза» ярко выражен конфликт любви. Главная героиня — это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия — что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь — это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Влюбленность и симпатия — это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

2 вариант

Для начала стоит определить, а что же такое «любовь», как она возникает и проявляется. Любовь – это глубинная привязанность к человеку, чувство, складывающееся из уважения и доверия. Можно спросить у сотни людей, каждый даст своё определение этому слову, и все они будут верны. Это чувство окрыляет, делает сильнее, открывает лучшие стороны в человеке. Но всегда ли любовь делает нас счастливыми?  

В данной пьесе параллельно развивается несколько любовных линий: Катерина и Тихон, Варвара и Кудряш, Катерина и Борис Григорьевич. И автор не стремится возвысить любовь, и показать её со светлой стороны, скорее наоборот. Он демонстрирует, с каким размахом это пленительное чувство может погубить человека.

В случае с Катериной и Тихоном, мы видим следующую ситуацию: один любит, второй лишь позволяет, и в итоге, несчастны оба. Тот, кто позволяет, может в любой момент влюбиться в другого человека, что и происходит. Но, насколько сильна любовь Тихона, если в нужный момент он не может поддержать Катерину, «отстоять» её перед собственной матерью, и начинает ценить, лишь, когда та погибает. Он ставит на первое место свои интересы и соблазны, когда оставляет её, и уезжает в Москву, чтобы напиваться там до потери пульса, и почувствовать свободу от материнского натиска. А любовь не терпит эгоизм и бесхарактерность. Женщина всегда хочет чувствовать себя защищённой рядом с мужчиной, ощущать его заботу, внимание, а, если этого нет, то и о любви говорить нечего. Это чувство обречено на провал.

Теперь рассмотрим основную любовную линию этой пьесы: Катерина и Борис Григорьевич. Мимолётная взаимная влюблённость, переходит к тяге и привязанности. Оба героя постоянно думают друг о друге, мечтают стать ближе, и при этом отчаянно этого бояться. Кто же кого здесь погубил? Борис Григорьевич, который сделал настойчивый первый шаг. Или Катерина, которая под воздействием обрушившихся чувств, не смогла хранить тайну и рассказала обо всём семье. Любовь – это всегда про двоих, и чтобы ни происходило, при любой развязке, будут виноваты оба. Здесь Островский нам показывает природу вспыхнувших чувств и возвращает к тому, что «запретный плод всегда сладок». Это выбор каждого – идти на поводу у захватывающих чувств или отказаться от них. Редко, у кого благополучно, получается выйти из игры. Обычно, как в этом произведении, люди идут на поводу у своих эмоций и глубинной привязанности, последствия которых могут быть самыми разными.

Основная трагедия здесь заключается в том, что люди, которые любят друг друга не могут быть вместе. Это мучает и раздирает их. За считанные часы счастья и бешеного сердцебиения приходится расплачиваться болью и муками совести. И отсюда вытекает вторая трагедия: чем выше поднимает любовь, тем сильнее потом ударяет о землю. Случайно ли то, что Катерина утонула в Волге? Если задуматься, в этом есть некий символизм – сначала её затянул омут любви, а затем и реки, уже без возможности выплыть или что-либо изменить. Для неё выбор между смертью и жизнью в грехе, с нелюбимым человеком, пал не в пользу последнего. А что же Борис Григорьевич? Неужели он не мог ничего сделать? Разве они не могли сбежать, как Варвара и Кудряш, если чувства сильны. Любовь ведь всегда граничит с безрассудством и смелостью. И кто в этом случае любил сильнее: тот, кто не пожалел даже собственной жизни, или тот, кто не нашёл смелости пойти наперекор обстоятельствам и чужому мнению.

Подводя итог, можно сказать, что любовь – одно из самых сильных и прекрасных чувств. Она ведёт нас, вдохновляет, учит, помогает раскрыться и делает жизнь интереснее. И в то же время, любовь – это не всегда про радость, веселье и гармонию. Она может разрушить жизнь, погубить, и закрутить человека в водоворот ужасных мыслей и чувств. Есть та сторона любви, которая граничит с грехом, забирает жизненные силы и заставляет страдать. Но стоит тогда задуматься, если вы цените человека только, когда его нет, и не можете решиться ради него на смелый, отчаянный шаг – любовь ли это? Может, проблема в том и заключается, что любви нет в таких случаях? А, может, она в том, что мы влюбляемся не в тех. Или недостаточно любим человека, а понимаем это когда становится поздно что-либо менять.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема любви в пьесе Гроза Островского

Проблема любви в пьесе Гроза Островского

Популярные сегодня темы

  • Композиция рассказа Чехова О любви

    Рассказ «О любви» обладает, по-моему, интересной композицией – достаточно сложной. Получается, что состоит это произведение из нескольких рассказов, главный из которых – об Анне и Дмитрии.

  • Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

    Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Шекспира

    1564. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне, предположительно 23 апреля. 26 апреля был крещен в церкви св. Троицы.

  • Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах) сочинение

    Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

  • Анализ произведения Страсти-мордасти Горького

    В цикл произведений Максима Горького На Руси входит произведение Страсти-мордасти, который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы

­Главная>Сочинения по произведению Гроза

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

39 предложений/ 469 слов

Любовь – это высшее чувство, ради которого люди готовы многим пожертвовать. Она способна окрылять человека, дарить надежду, награждать жизненными силами и дарить безграничное счастье. Недаром в произведениях всех классиков обязательно встречается тема любви. Как писал Ф. М. Достоевский: «Любовь искренняя, направленная прямо в душу человеческую, — исцеляет». Но всегда ли любовь делает человека счастливым? На этот вопрос можно ответить, прочитав великолепную социально-психологическую повесть А. Н. Островского «Гроза».

Главная героиня драмы ради любви решилась на самый отчаянный шаг – самоубийство. К такому исходу она пришла не сразу, а после предательства и жестокости самых близких людей по отношению к ней. Любовь Катерины оказалась краткосрочной. Она сделала ее счастливой лишь на мгновение. В глубине души девушка была безмерно благодарна Борису за то, что он позволил ей испытать такое прекрасное чувство. Ведь Катерина была натурой поэтической, одухотворенной и романтичной. Для нее встреча с Борисом стала решающей в жизни. В нем она увидела то, чего не могла найти в семье Кабановых и в опостылевшем городе Калинове.

Муж Катерины был раболепно предан слову матери, золовка притворялась, что соблюдает патриархальные традиции семьи, но с удовольствием их втайне нарушала. Сама Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) держала всех под страхом и тупым подчинением. Могла ли такая духовно свободная, нежная, чистая девушка как Катерина быть счастлива в этой семье? Она выросла в иных условиях, в любящей семье, где все друг друга уважали и не считали нужным притворяться. А в семье Кабановых все держалось на лжи и притворстве. Поэтому, когда в Калинове появился племянник богатого купца Дикого, молодой Борис, она тут же увидела в нем свой идеал.

По сравнению с жителями их захолустного городка, он был умен, воспитан и образован. Вот отчего Катерина увидела в нем героя-освободителя. Кроме того, будучи личностью сильной и неподдающейся влиянию Кабанихи, она видела, насколько слаб и безволен ее муж Тихон. Такого мужчину Катерина любить не могла, а только жалеть. В Борисе же она с первого взгляда увидела свою погибель. Она поняла, что не сможет сопротивляться этому чувству и окажется в грехе. Для такого набожного и религиозного человека, как Катерина, измена была подобна смерти.

Не получив прощения от безропотного мужа и наткнувшись на непонимание окружающих, героиня решила свести счеты с жизнью. Только после ее смерти Тихон осознал, насколько она ему была дорога и насколько трусливым и жалким он выглядел в ее глазах, выполняя капризы своей авторитарной матери. На самом деле он ее очень любил. Зная набожность Катерины и ее муки по поводу случившегося, он подозревал, что она может отчаяться и умереть. Если бы Тихон сумел высказаться против самодурства матери и ее глупого уклада чуть раньше, то такого не произошло бы.

Впервые он произнес, что не может жить в этой мерзкой семье уже после смерти Катерины. Подтверждение тому его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эта драма, безусловно, заслуживает внимания. Она дает повод для рассуждений над взаимоотношениями людей и их чувствами.

см. также:
Все сочинения по произведению Гроза, Островский

Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский

Краткое содержание Гроза, Островский

Краткая биография Александра Островского

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(456 слов) Каждый человек, в том числе и творческий деятель, воспринимает мир по-своему. Любовь — важнейшая и сложнейшая его часть. Существует великое и прекрасное множество ее интерпретаций. Трагическая любовь крестьянки к дворянину в «Бедной Лизе» Николая Карамзина. Трепетная любовь лирического героя к природе в элегиях Василия Жуковского. Спасающая любовь блудницы к убийце в «Преступлении и наказании» Федора Достоевского. Губительная любовь к себе в «Легенде о Ларре» Максима Горького. Ценная любовь отца к сыну в «Отцах и детях» Ивана Тургенева. Драматург Александр Николаевич Островский тоже раскрывает тему прекрасного чувства в пьесе «Гроза».

Одна из двух существующих в произведении влюбленных пар — Катерина и Борис. Их отношения начинаются по нескольким причинам. Во-первых, Катерина не способна жить без высоких чувств и свободы. Автор пишет о характере главной героини:

«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой»; «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».

Во-вторых, Борис ощущает себя лишним в новом обществе, ищет утешения и настоящих людей. Писатель подчеркивает неуверенное состояние героя:

«Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»; «Обычаев я здешних не знаю».

Общество не воспринимает молодых людей, обходится с ними холодно и жестоко. Их отношения — тайные встречи ночью, болезненные метания. С одной стороны, в невозможности любви Катерины и Бориса виноват консервативный, угнетающий, мрачный Калинов, в котором нет места искренним чувствам. С другой стороны, мужчина отказывается нести ответственность, искать способы остаться вместе. В мире драмы «Гроза» люди не могут по-настоящему любить. Еще одним примером являются смелые Варвара и Кудряш. У них получается любить друг друга и быть счастливыми, но для этого им приходится бежать из Калинова.

Читатель неприятно удивляется системе ценностей Кабанихи. Для нее любовь — страх. Властная и грубая женщина требует от детей полного повиновения. Кабанова даже ревнует сына к жене. Драматург пишет: «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой». Тихон не любит мать. Мужчина ее боится, пьет из-за нее. Варвара тоже не испытывает к матери положительных чувств, постоянно обманывает. А.Н. Островский говорит о позиции дочери: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха любит традиции, уважение к старшему поколению, то есть себя. У нее отсутствуют эмпатия, человечность, уважение. Кабанову не заботит счастье близких людей, только благородный и богатый образ семьи.

Дикого тоже волнует лишь собственное состояние. Кулигин просит богатого мужчину сделать хоть что-то для общественного блага — установить на улице часы, но того волнует только собственное состояние. Часовщик-самоучка искренне любит людей и мечтает сделать их жизнь лучше. Автор пишет о герое: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Вместе с тем Кулигин восхищается красотой природы, любит ее. Мужчина наслаждается Волгой, спокойно относится к грозе.

В мире лицемерия, тирании, власти самодуров невозможно построить искреннюю и светлую любовь. Ее понятие искажено до бездуховности, бесчеловечности. Любовь к свободе заканчивается гибелью, а любовь к обществу ограничивается мечтой.

Автор: Евгения Васильева

Михаил Лабковский: «Хватит измерять любовь страданием!»

Противоположность любви, на мой взгляд, это не ненависть. И не безразличие тоже: ведь можно относиться к человеку вполне эмоционально, прямо кипеть от одного его вида, но при этом совершенно не любить. Я считаю, что противоположность этого светлого, высокого и вечного чувства — страх. Да, именно страх стоит между вами и тем, чтобы делить кров, постель (а может быть даже банковский счет и будущее) с одним единственным избранником. И этот страх рождается очень рано, еще в нашем детстве.

Михаил Лабковский: как перестать бояться и начать жить?

Первый, и самый типичный страх — быть брошенной. Скажите «привет» отцам, которые ушли из семьи и матерям, которые уехали на заработки в другой город, благополучно сплавив ребенка бабушкам. Как он проявляется у уже взрослой, сформировавшейся женщины? Например, в ревности. Любите перепроверять его смски, копаться в переписках, набирать последние высветившие на телефоне номера? Если у вас нет никаких реальных оснований, чтобы заподозрить мужчину в измене, то тут речь идет о страхе быть брошенной.

Еще одна типичная история — это про секс. Почему многие девушки так боятся заняться любовью с новым мужчиной? Еще и требуют доказательств — мол, ты мне подаришь N-ное количество цветов, сводишь меня Х-раз в ресторан и столько-то раз напишешь мне на Facebook, и тогда у нас все будет. Это все диктует не высокоморальное воспитание, а опасения женщины, что, получив желаемое (как будто секса хотят исключительно лишь мужчины), ее обязательно бросят.

5 книг, которые научат тебя контролировать свою жизнь

Второй по популярности, но не последний в списке — страх перед отношениями. Из-за жесткого, болезненного для ребенка развода родителей, деспотичного отца или слишком грубого воспитания, девочки вырастают с реальной фобией перед самой любовью. И тогда они делают все, чтобы у них пары попросту не было. Выражаться это может по-разному. Кто-то, например, специально встречается только с женатыми, подсознательно понимая, что избранник из семьи не уйдет, и этих «ужасающих», леденящих душу отношений у нее попросту не будет. Кто-то влюбляется только в тех, с кем априори ничего не получится. Третьи вообще избегают мужчин, а четвертые загораются только в том случае, если парень уже на первом свидании оказывается совершенно не подходящим. Ну и еще я бы сюда добавил так называемое «стервозное» поведение, когда девушки специально устраивают скандалы, капризничают, строят «обидки», в общем — усложняют пока еще несформировавшиеся отношения. По сути они пытаются сделать все, чтобы кавалер как можно быстрей от них сбежал, сверкая пятками. Тогда они почувствуют себя, как ни странно, в безопасности.

Последний в списке, но не в очередности — знаменитый страх быть отвергнутой. Он же — синоним низкой самооценки. Этот страх заставляет вас совершать поступки, чтобы «заслужить» любовь. Вы надеваете маску «покладистой», варите пресловутые борщи и носите кружевное белье, претворяете в жизнь советы из журналов, типа «будь загадочной, и не слишком доступной», бьете в бубны и танцуете танцы, чтобы он вас полюбил. Разумеется, все это оказывается совершенно напрасным, потому что никто еще никогда не влюблялся в горячую воду с тертой свеклой. По-крайней мере, из половозрелых, здоровых гетеросексуалов. К сожалению, такой страх присущ женщинам, которые усвоили в детстве, что любовь можно только заслужить. Их обнимали за «пятерку», целовали за вымытую посуду и никогда не проявляли теплые чувства просто так. Вырастая с такими родителями женщины (и мужчины, разумеется, тоже) плотно убеждаются, что просто так их любить никто не будет.

Что с этим делать?

Разумеется, все вышеописанное относится к обоим полам. Мужчины, как и женщины, боятся быть отвергнутыми, брошенными, и подчас — самих отношений. Очень часто формируются пары из тех, кто находится в «одном лагере»: и это многие почему-то называют «любовью». В нашей культуре вообще частенько это прекрасное, светлое чувство измеряется уровнем страданий, мол, чем выше накал, тем чище любовь. Конечно, эту иллюзию раздувает то, что вы видите, слышите и читаете. Но надо понять, что то, что хорошо для драматургии — совершенно не пригодно для жизни. В сценарии и в литературном романе обязан быть какой-то конфликт, чтобы выстроить повествование. Но это всего лишь художественный прием, а не отражение действительности.

Почему советы как стать лучше не работают? 4 причины

Осознайте, что любовь и страх несовместимы. И начните разбираться не с женихами, как я люблю говорить, а со своей головой. Увы, страхи формируются у нас годами, и конечно же от них по взмаху волшебной палочки не избавишься. Кому-то помогает терапия или консультирование у психолога, но можно для начала попытаться самой изменить свой типичный поведенческий сценарий. Например, разорвать отношения с мужчиной, который не хочет, как говорится, «cерьезных отношений». Или с тем, кто уже занят другой. Начните с поступков, и голова «подтянется». А главное — учитесь любить и принимать себя. С этого вообще начинается все самое хорошее.

О любви и о том, как наконец ее получить мы поговорим 13 ноября на публичной консультации в Казане и 14 ноября в Набережных Челнах.

Фото: Unsplash.com

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Любовь — важная часть жизни для каждого человека — будь то богач или бедняк, трудяга или лентяй, неуч или ученый. В разное время и в разных писатели воспевали это чувство. Мы можем найти великое множество его интерпретаций и выражений. Например, в элегиях Василия Жуковского описывается трепетное чувство лирического героя, воспевающее красоту природы. Фёдор Достоевский в “Преступлении и наказании” учит нас тому, что любовь может спасти, даже если эта любовь блудницы к убийце. В “Отцах и детях” у Ивана Тургенева мы видим любовь отца к сыну и это очень ценное для них чувство, его берегут и гордятся им. Но есть и обратные примеры — у Горького в “Легенде о Ларре” любовь губительна и опасна. В “Бедной Лизе” у Николая Карамзина, описывается трагическая и несчастная любовь крестьянки к дворянину. У драматурга Александра Николаевича Островского тоже раскрыта тема любви, и он довольно разностороннее и глубоко делает это в пьесе “Гроза”.

В произведении мы видим две параллельные любовные истории. Первая пара — это Катерина и Борис, отношения которых становятся сюжетообразующей нитью в пьесе. Этот союз длится недолго и в итоге приносит только горе и разочарование обоим героям, однако в этой истории есть много вещей, о которых стоит задуматься. А началось всё по нескольким причинам. Островский описывает нам Катерину как честную, открытую и свободолюбивую девушку, которая способна на настоящие высокие чувства. Вот несколько цитат, описывающих характер героини: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой»; «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Её возлюбленный, Борис, начинает эти отношения потому, что чувствует себя изгоем на новом месте и ищет для себя утешения и понимания. Он неуверен в себе, мы видим это по таким цитатам: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»; «Обычаев я здешних не знаю». 

Роман замужней Катерины и приезжего Бориса общество воспринимает враждебно, даже ближайшие родственники обходятся с ними жестоко и холодно. Их короткие встречи происходят исключительно тайно, по ночам. Обоих героев преследуют за это муки совести и болезненные метания. Невозможность их союза обусловлена консервативным, угнетающим, мрачным городом Калинов, в котором происходит действие. Это место, где презирают истинные чувства. Однако, с другой стороны мы видим и то, как боится Борис взять на себя ответственность за свои чувства и предпринять хоть какие-то шаги по поиску способов остаться вместе с Катериной. Это ещё усугубляет их положение и создает впечатление, что в “Грозе” ни у кого нет настоящих чувств.

Второй парой, у которых возникает любовь являются Варвара и Кудряш. Их смелость позволяет им сохранить свои чувства и отношения, но для счастья им нужно сбежать из Калинова. 

Читая “Грозу”, мы неприятно удивлены системой ценностей Кабанихи. Любовь в её сознании всегда сопряжена со страхом. Она груба и жестока. Власть над людьми доставляет ей удовольствие, она требует от детей беспрекословного повиновения. Её слепая ревность разрушает брак сына и невестки. Собственный сын, взрослый мужчина, не любит её, а скорее боится, заливая свой страх алкоголем. Варвара, её дочь, также ненавидит мать, обманывает и не боится в этом признаться: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха чтит традиции, которые удобны и выгодны только ей. Призывает к любви и преклонению перед старшим поколением, то есть перед собой. По её поступкам и монологам видим настолько это бессовестный, безжалостный и бесчувственный человек. Она думает лишь о престиже семьи в глазах общества, внутреннее состояние близких людей не волнует.

Ещё один герой, озабоченный лишь состоянием собственного кошелька — Дикий. Местный умелец Кулигин просит его, как богатого человека, сделать что-то на благо общества: например, оплатить установку уличных часов, но тот грубо отказывает сделать это. Кулигин — часовщик, который искренне мечтает помочь городу Калинову и сделать жизнь людей лучше: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Но он беден и без помощи филантропов не может исполнять всё желаемое. Часовщик-самоучка выражает искренние чувства к красотам местного ландшафта, его вдохновляет широта и простор реки Волги, он любуется грозой.

В мире, который описал нам Островский, очень трудно построить светлую, искреннюю любовь. Мы видим примеры самодурства, жадности, трусости, тирании, лицемерия и ханжества. И это ещё не весь перечень недостатков жителей Калинова. Понятие “любви” искажено и в их головах до неузнаваемости, да и вряд-ли это можно назвать любовью. Катерина любила свободу, но эта любовь принесла ей только гибель. А любовь к обществу у Кулигина обречена остаться только мечтами о светлом будущем.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тематическое направление: 1.2 Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

   Любовь – счастье или страдание? Тяжело точно ответить на этот вопрос. Для кого-то любовь это прекрасное, но мимолётное чувство. Любовь для них приносит чувства радости, счастья и вдохновения. Но кто-то относится к любви, как к чувству, доставляющему много разочарований, переживаний и в итоге разбитое сердце. Поэтому на этот вопрос нельзя ответить точно. Но в литературных произведениях есть много ответов на этот вопрос.
   В романе И.А. Гончарова «Обломов», главный герой – Илья Обломов знакомится с прекрасной девушкой – Ольгой  Ильинской и они влюбляются друг в друга. Ольга хотела помочь ему измениться, а ради неё Обломов готов был встать на путь исправления. В скором, оба осознают, что их выбор был ложным и те чувства, которые были ранее уже погасли. Обломов понимает, что из-за Ольги, он отходит от своего привычного образа жизни, получает большое количество неудобств и страданий. В свою очередь, Ольга не понимала, что все её попытки исправить Обломова оказались безрезультатными. Вскоре, у неё просто опустились руки. Оказалось, что у них разные взгляды на жизнь, очень контрастирующие отношения на фоне друг друга, Ольга хочет совершенствоваться, жить сегодняшним днём, жить в реальном мире. А Илья Ильич живёт в мире своих фантазий, где он может жить без лишнего дискомфорта, в своей привычной обстановке. Роман между Ольгой и Обломовым – просто мимолётное чувство любви, завышенное и сразу обречённое на провал, из-за разной точки зрения на жизнь.
   Так же в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество» — идёт повествование о темах любви, о том насколько она мимолетная. Размышляя на тему одиночества, автор отмечает мрачные пейзажи, которые явно не радуют лирического героя стихотворения. Пейзаж напрямую показывает нам то, какое сейчас внутреннее состояние у автора. «Вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной… Проживу и один — без жены…». Из этих строчек мы понимаем, что героя бросает его жена. Он до последнего верит в то, что его жена вернётся. Руки героя опускаются, он понимает, что вернуть возлюбленную уже нереально. Бунин показывает, то что нужно оберегать любовь и не давать лишних надежд.
   Подводя итог, хочу сказать, что: любовь – это не постоянное чувство, от которого можно ждать чего угодно. Бунин говорил, что: любовь – это всегда счастье, даже если любовь безответная. Мне кажется, это чувство зависит от людей, как они отнесутся к этой любви, такой итог их и ждёт.

Здравствуйте, Никита!

Вам удалось в своем сочинении выполнить требование по количеству слов, создать самостоятельное рассуждение, показать, что вы знакомы с основными требованиями итогового сочинения. Вместе с тем следует обратить внимание на многочисленные речевые ошибки и недочёты, которые затрудняют понимание написанного, нарушение логики развития мысли, пунктуационные и грамматические ошибки.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

Сочинение соответствует теме.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Анализ произведения поверхностный и сумбурный.

Так же в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество» — идёт повествование о темах любви, о том насколько она мимолетная.

Неуместное использование слова «повествование» в случае обращения к лирическому произведению. Если бы речь шла о жанрах эпоса (романах, повестях, рассказах и т.д.), тогда бы отглагольное образование «повествование» было логично и уместно.

Почему слово «тема» употреблено во множественном числе? Тема любви, Родины, поэта и поэзии, дружбы и т.д. Некорректно употреблять тема во мн. числе.

Размышляя на тему одиночества, автор отмечает мрачные пейзажи, которые явно не радуют лирического героя стихотворения. Пейзаж напрямую показывает нам то, какое сейчас внутреннее состояние у автора.

Сумбурные мысли, которые трудно назвать анализом лирического текста. Есть путаница в понятиях «автор», «лирический герой».
В лирических произведениях показаны чувства лирического героя. Это не автор.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Вы знакомы с композицией итогового сочинения, но логику нельзя назвать безупречной.

Любовь – счастье или страдание? Тяжело точно ответить на этот вопрос. Для кого-то любовь это прекрасное, но мимолётное чувство.

Не вижу прямой связи между первым и третьим предложениями. Как характеристика любви как «мимолётного чувства» соотносится со страданием. В теме заявлены две грани, два аспекта: счастье или страдание.  Вам нужно раскрывать грани этих понятий.

Поэтому на этот вопрос нельзя ответить точно. Но в литературных произведениях есть много ответов на этот вопрос.

В начале работы вы пишете о том, что литература дает много ответов на вопрос, но приводите два примера несчастливой любви. Есть логическое противоречие.

Так же в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество» — идёт повествование о темах любви, о том насколько она мимолетная

Нельзя начинать абзац союзом «также» (нарушение логики). Вы неверное написали союз (см. К5 (Грамотность).

Он до последнего верит в то, что его жена вернётся. Руки героя опускаются, он понимает, что вернуть возлюбленную уже нереально. Бунин показывает, то что нужно оберегать любовь и не давать лишних надежд.

Нарушение логики. Второе предложение противоречит первому. Он верит, надеется, но опускает руки…
Микровывод тоже нелогичен. Необходимость оберегать чувство любви никак не может быть, на мой взгляд, связано с прагматичной позицией «не давать надежду».

Мне кажется, это чувство зависит от людей, как они отнесутся к этой любви, такой итог их и ждёт.

Мысль выражена непонятно. Что значит итог? Что является итогом любви?

К4 (речь) + 1 балл

Тяжело точно ответить на этот вопрос.

Предпочтительнее, на мой взгляд, всё-таки употребить в данном контексте слово «трудно». Но это не ошибка, а рекомендация.

Трудно — о наличии каких-л. затруднений, помех для осуществления чего-л., выполнения какого-л. действия.

Поэтому на этот вопрос нельзя ответить точно. Но в литературных произведениях есть много ответов на этот вопрос.

Повторы.

Обломов понимает, что из-за Ольги, он отходит от своего привычного образа жизни, получает большое количество неудобств и страданий.

Неточно подобраны слова. Предложение напоминает статистический отчёт.

Вскоре, у неё просто опустились руки.

Стилистическая ошибка. Неоправданное употребление разговорного фразеологизма.

Оказалось, что у них разные взгляды на жизнь, очень контрастирующие отношения на фоне друг друга, Ольга хочет совершенствоваться, жить сегодняшним днём, жить в реальном мире.

Нарушение лексической сочетаемости. Отношения не могут быть контрастирующими. Тем более на фоне друг друга.

А Илья Ильич живёт в мире своих фантазий, где он может жить без лишнего дискомфорта, в своей привычной обстановке.

Повторы.

Роман между Ольгой и Обломовым – просто мимолётное чувство любви, завышенное и сразу обречённое на провал, из-за разной точки зрения на жизнь.

Нарушение лексической сочетаемости. Чувство не может быть завышенным.
Правильно: из-за разных точек зрения (мн. число). Если бы у них была одна точка зрения, тогда бы они были единомышленниками.

Из этих строчек мы понимаем, что героя бросает его жена.

Лишнее местоимение.

Из этих строчек мы понимаем, что героя бросает его жена. Он до последнего верит в то, что его жена вернётся.

Повторы.

Руки героя опускаются, он понимает, что вернуть возлюбленную уже нереально.

Использование разговорных слов и выражений. Слово «нереально» можно заменить на «невозможно».

К5 (грамотность) + 0 баллов, всего допущено ошибок: 20

Орфография

Так же в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество» — идёт повествование о темах любви, о том насколько она мимолетная

Неверно написан союз «также».  Также можно заменить на союз «тоже«, «и«. Так же — наречие с частицей.

Пунктуация

Для кого-то любовь ТИРЕ это прекрасное, но мимолётное чувство.

Пропущено тире между подлежащим и сказуемым.

Но кто-то относится к любви, как к чувству, доставляющему много разочарований, переживаний и в итоге разбитое сердце.

Не нужна запятая. Как в значении «в качестве».

В романе И.А. Гончарова «Обломов», главный герой Илья Обломов ТИРЕ знакомится с прекрасной девушкой – Ольгой  Ильинской ЗПТ и они влюбляются друг в друга.

В случае постановки тире следует иметь в виду, что должно быть и второе тире.
Запятая в сложносочинённом предложении.

Обломов понимает, что из-за Ольги, он отходит от своего привычного образа жизни, получает большое количество неудобств и страданий.

Лишняя запятая.

В скором, оба осознают, что их выбор был ложным и те чувства, которые были ранее ЗПТ уже погасли.

Лишняя запятая.

Нет запятой в конце придаточного предложения (граница придаточной части).

Вскоре, у неё просто опустились руки.

Лишняя запятая.

Роман между Ольгой и Обломовым – просто мимолётное чувство любви, завышенное и сразу обречённое на провал, из-за разной точки зрения на жизнь.

Лишняя запятая.

Так же в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество»идёт повествование о темах любви, о том ЗПТ насколько она мимолетная.

Нет условий для постановки тире.  Нет запятой перед придаточным предложением.

Подводя итог, хочу сказать, что:  любовь – это не постоянное чувство, от которого можно ждать чего угодно.
Бунин говорил, что:  любовь – это всегда счастье, даже если любовь безответная.

Двоеточие поставлено неверно. Вы, видимо, путаете понятия прямая и косвенная речь.

Грамматика

Любовь для них приносит чувства радости, счастья и вдохновения.

Нарушение управления. Любовь приносит чувство радости (кому?) им.

Но кто-то относится к любви, как к чувству, доставляющему много разочарований, переживаний и в итоге разбитое сердце.

Ошибка в построении предложения с однородными членами. Доставляющему много (чего?) разочарований, переживаний и … сердце. Так строить предложение нельзя.

Варианты исправления:

… доставляющему много разочарований, переживаний, которые разбивают сердце.

… доставляющему много разочарований, переживаний, которые заставляют страдать.

… чувству, которое заставляет переживать, разочаровываться и разбивает сердце.

В скором, оба осознают, что их выбор был ложным и те чувства, которые были ранее уже погасли.

Правильно: вскоре

Пейзаж напрямую показывает нам то, какое сейчас внутреннее состояние у автора.

Неправильно построено сложное предложение. Слово «то» лишнее.

«Вчера ты была у меня, но тебе уж тоскливо со мной… Проживу и один — без жены…».

Неверно введена цитата в контекст рассуждения. Цитата должна быть «привязана» к чему-то, например, как прямая речь (слова автора + прямая речь; прямая речь + слова автора).

Бунин показывает, то что нужно оберегать любовь и не давать лишних надежд.

Неправильно построено сложное предложение. Слово «то» здесь лишнее.

Общий вывод по работе

Итак, Никита, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой развития мысли, речевым оформлением, грамотностью. Проанализируйте рецензию, обратите внимание на рекомендации. Больше пишите, работайте — всё получится!

Удачи!

СПАДИЛО.РУ

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает множество тем – тема отцов и детей, тема нравственного выбора, тема религиозности, тема внутренней борьбы с собой, тема свободы и многие другие. Но все они раскрываются на примере самой главной линии в пьесе – теме любви.

Любовь как свобода

Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

Кабаниха

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

Тихон

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Новая любовь

Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

Эпилог

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(392 слова) Одной из ведущих тем в любом искусстве во все времена была, есть и будет любовь. Литература не стала исключением, как и произведения А. Н. Островского. В данном сочинении я хочу обратиться к проблеме любви в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза».

В этой драме, как и в жизни, любовь многогранна. Это не только любовь между людьми, между мужчиной и женщиной, но и любовь к свободе. Тема свободы красной нитью проходит через всё произведение и, конечно, тесно переплетается с темой любви. Но эта любовь резко порицается и отрицается закостенелыми нравами старожилов Калинова — купцом Диким, Кабанихой. Но, как известно, запретный плод сладок, так что их запреты в тайне нарушаются. И тут появляется другая любовь — между людьми. Например, Варвара часто сбегает на встречи к своему возлюбленному Кудряшу, а в конце и вовсе исчезает вместе с ним.

Но, безусловно, занимает любовь Катерины и Бориса. Несмотря на то, что девушка замужем за Тихоном, сыном жестокой и властной Кабанихи, её сердце принадлежит другому мужчине — Борису. Борис Григорьевич — племянник самодура Дикого. Между ним и Катериной завязывается тайный роман.

«…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..», — говорит Борис бедной девушке, но в трудный момент оставляет её.

Однако это не значит, что его слова о любви — ложь. Проблема заключается в том, что Борис, несмотря на свою порядочность и образованность, слаб и бесхарактерен. Более того, он регулярно подвергается давлению и нападкам со стороны своего деспотичного дяди, но терпит их не только ради себя, но и ради сестры.

Жестокие нравы Калинова, где запрещено быть свободным, иметь своё мнение, любить открыто и выбирать самостоятельно, кого любить, привели к настоящей трагедии — гибели Катерины. Хотя на самом деле она одна из немногих жителей города и персонажей пьесы умела по-настоящему любить: «..Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…». Несмотря на свою искренность, девушка пошла на обман ради любви к Борису.

Таким образом, проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» многогранная и разносторонняя. Именно любовный конфликт, в том числе и внутренний — в душе у Катерины — становится лейтмотивом произведения и причиной гибели девушки. Её выдали замуж без её воли, её муж Тихон тих, бесхарактерен, не имеет собственного мнения и воли, её свекровь Кабаниха деспотична, жестока и стремится контролировать всё и всех. Сама же Катерина действительно любит Бориса Григорьевича, но даже он не сумел помочь своей бедной возлюбленной спастись от давления окружения и условностей.

Автор: Мария Сербина

Проблема любви в драме Островского «Гроза»

Описание слайда: Любовь в драме Островского «Гроза» Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни

Александр Николаевич О впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир «темного царства». «Г» привлекает нас остротой конфликта между людьми, живущими по принципам правды и совести и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры (Кабаниха, Дикой). Пьесы Островского дают ответы на вечные вопросы жизни — о смысле человеческого существования, о счастье, о любви. Главный смысл жизни можно определить словами персонажей из пьесы «Снегурочка» Весны: «На свете все живое должно любить». В пьесе Островского «Гроза» эта идея связана с образом Катерины. Трагичен ее уход из жизни. «Вызовом темному царству и его самодурной силе» прозвучало такое завершение драмы. Искренность, эмоциональность Катерины не может встретить понимания в темном царстве кабанихинского дома. Душе ее тесно, тяжело. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. В атмосфере жестоких нравов, лжи, притворства, страдая от одиночества, она полюбила Бориса, человека безвольного, неспособного на решительные действия. Катерина с нежностью вспоминает родительский дом, но ведь и там, так же, как и у Кабановых не поняли бы ее чувств к Борису. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве человеческого достоинства, жажде жизни, любви смириться с затхлым существованием калиновского мира. Но и любовь к Борису — трагедия. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?». Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя его идёт на верную гибель! «Не жалей, губи меня!» — восклицает она, отдавшись этому чувству. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием греха, преступления. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись наказания. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!». Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.

Тема любви проявляется и в других персонажах (образах). Так Тихон по-своему любит Екатерину (в меру своей индивидуальности, своей слабохарактерной натуры), но его чувства ограничиваются определенной мерой сострадания, понимания. Отсутствие именно волевого, активного, мужского начала вызывает ощущение неполноценности чувства любви. Но его постоянная готовность простить Катерину говорит о своеобразном проявлении его понимании любви.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

Другие темы: ← Молодое поколение в Грозе↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

`

(392 слова) Одной из ведущих тем в любом искусстве во все времена была, есть и будет любовь. Литература не стала исключением, как и произведения А. Н. Островского. В данном сочинении я хочу обратиться к проблеме любви в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза».

В этой драме, как и в жизни, любовь многогранна. Это не только любовь между людьми, между мужчиной и женщиной, но и любовь к свободе. Тема свободы красной нитью проходит через всё произведение и, конечно, тесно переплетается с темой любви. Но эта любовь резко порицается и отрицается закостенелыми нравами старожилов Калинова — купцом Диким, Кабанихой. Но, как известно, запретный плод сладок, так что их запреты в тайне нарушаются. И тут появляется другая любовь — между людьми. Например, Варвара часто сбегает на встречи к своему возлюбленному Кудряшу, а в конце и вовсе исчезает вместе с ним. 

Но, безусловно, центральное место в «Грозе» занимает любовь Катерины и Бориса. Несмотря на то, что девушка замужем за Тихоном, сыном жестокой и властной Кабанихи, её сердце принадлежит другому мужчине — Борису. Борис Григорьевич — племянник самодура Дикого. Между ним и Катериной завязывается тайный роман. 

«…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..», — говорит Борис бедной девушке, но в трудный момент оставляет её. 

Однако это не значит, что его слова о любви — ложь. Проблема заключается в том, что Борис, несмотря на свою порядочность и образованность, слаб и бесхарактерен. Более того, он регулярно подвергается давлению и нападкам со стороны своего деспотичного дяди, но терпит их не только ради себя, но и ради сестры. 

Жестокие нравы Калинова, где запрещено быть свободным, иметь своё мнение, любить открыто и выбирать самостоятельно, кого любить, привели к настоящей трагедии — гибели Катерины. Хотя на самом деле она одна из немногих жителей города и персонажей пьесы умела по-настоящему любить: «..Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…». Несмотря на свою искренность, девушка пошла на обман ради любви к Борису. 

Таким образом, проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» многогранная и разносторонняя. Именно любовный конфликт, в том числе и внутренний — в душе у Катерины — становится лейтмотивом произведения и причиной гибели девушки. Её выдали замуж без её воли, её муж Тихон тих, бесхарактерен, не имеет собственного мнения и воли, её свекровь Кабаниха деспотична, жестока и стремится контролировать всё и всех. Сама же Катерина действительно любит Бориса Григорьевича, но даже он не сумел помочь своей бедной возлюбленной спастись от давления окружения и условностей.

Автор: Мария Сербина

На чтение 6 мин Просмотров 4.3к.
Обновлено 26 июля, 2020

Краткое сочинение на тему «Любовь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обнажает проблемы семьи и общества в целом, любовный конфликт разрешается так, что оказывает влияние на общественные нравы.

Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году после поездки по Волге. Драматург показывает быт и нравы небольшого города Калинова на примере жизни двух богатых семей. Он касается в произведении разных тем. Тема любви проходит через всю пьесу, определяя важные стороны человеческой жизни и личности.

Главная героиня Катерина Кабанова – молодая замужняя женщина. Она вместе с мужем Тихоном живет в доме свекрови. С первых сцен становится понятно, что она несчастна в замужестве. Мужа ей выбрали родители, и она так и не смогла его полюбить. Тихон находится под властью матери и не уделяет жене внимания, как она того хотела. Он любит Катерину, но стремится убежать из дома на свободу, где мать не будет контролировать каждый его шаг. Когда свекровь отчитывает Катерину, он не считает нужным вступиться за нее. Женщину удручает такое отношение мужа.

Катерина случайно встречает на улице Бориса, племянника Дикого. Между ними появляется взаимная симпатия, которая перерастает в любовь со стороны Катерины. Борис выделяется среди калиновских жителей манерами, благородством, внешностью. Катерина не говорила с ним, не знала его душевных качеств, она полюбила образ, который создала сама. Влюбившись, она испытывает душевный подъем. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», — говорит она Варваре. Домашняя атмосфера кажется ей душной, она мечтает убежать.

Складывается любовный треугольник. Тихон любит Катерину, но она испытывает к нему только чувство жалости. Она влюблена в Бориса, любовь которого к ней слишком скоротечна. Отрицательное отношение к Борису появляется уже из-за того, что его не заботит судьба Катерины. Ему просто скучно, он решил поразвлечься с красивой женщиной, которая влюблена в него. Он очень хорошо понимает, чем обернется для нее эта связь, если станет известно. Об этом его предупреждает Кудряш, хорошо знающий нравы родного города.

Катерина ради него нарушает клятву, данную мужу в церкви. Она верующая женщина, поэтому все, что касается церковных ритуалов, для нее очень серьезно. Она делится с Варварой, сестрой Тихона, своими воспоминаниями о том, как она ходила в церковь до замужества. Она настолько проникалась религиозной атмосферой, что видела ангелов в храме. Да и грозы она боится не потому, что ее может убить молнией. Ей страшно предстать перед богом, не покаявшись в грехах. Именно поэтому она и признается мужу в измене во время грозы.

Только очень сильное чувство могло заставить ее изменить клятве. Она и сама понимает свой грех и готова расплачиваться за него до конца жизни. Изменив мужу, Катерина совершает еще один поступок, который с точки зрения христианской религии считается большим грехом. Она сводит счеты с жизнью, бросившись в Волгу. Она отказывается от прохождения жизненных испытаний, которые помогли бы ей очистить душу от греха, искупить вину. Она слишком легко расстается с великим божьим даром, жизнью. Даже Борис считает, что смерть для нее сейчас лучший выход. Словно услышав его слова, Катерина уходит из жизни.

Только в конце пьесы становится понятно, насколько сильно Тихон любит жену. Он простил ей измену и не попрекает ее. Ему даже жаль Катерину, потому что свекровь ее теперь со свету сживает. Он видит, как жена страдает, но сделать ничего не может, слишком слаб он для протеста и самостоятельной жизни.

У Катерины решительный характер, она может и хочет бороться за свою любовь. Женщина приходит к Борису и предлагает ему вместе уехать от Кабановых и Диких, стать свободными и счастливыми. Она устала от попреков и нравоучений Марфы Игнатьевны, да и Борис изнывает под гнетом дядюшки. Катерина не учла одного: Борис ничем не лучше Тихона. Он такой же безвольный, изнеженный, ни на что не способный человек. На мой взгляд, Тихон даже лучше, чем Борис, в нем больше чувства и жизни. Отношения с Катериной не изменили Бориса, любовь не окрылила его. Он остается меркантильным и вялым.

Борис не хочет рисковать своим призрачным благополучием, боится, что дядя воспользуется случаем и лишит его наследства. Вслух он говорит Катерине, что уезжает в командировку, не может взять ее с собой, а в душе желает ей смерти, считая это лучшим выходом для нее. На самом деле, я считаю, это лучший выход для него. Он освобождается, таким образом, от всех моральных обязательств по отношению к Катерине. И она оправдывает его надежды.

Трагическая любовь Катерины к Борису становится вызовом нравам Калинова, где люди привыкли скрывать свои чувства и поступки. Об этом Катерине говорит золовка: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Об этом рассказывает Кулигин: «Ивсе шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог!» Катерине не повезло дважды. Она не любила мужа и не нашла в нем смелого, сильного спутника жизни. Любовник и вовсе предал ее.

В пьесе есть еще одна любовная история. Сестра Тихона Варвара тайком от матери встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком Дикого. Кудряш решительный и сильный молодой человек. Он сам зарабатывает на жизнь, ни от кого не зависит. Говоря о Диком, он сожалеет, что «мало у нас парней-то на мою стать», а то бы они его хорошенько поучили. Кудряш не боится Дикого, он «свою голову дешево» не продаст. Дикой понимает это и не позволяет себе обращаться с ним так же вольно, как с другими. Варвара такая же отчаянная, как и ее избранник.

После того, как открылась измена Катерины, Кабаниха стала строже следить за дочерью. Варвара, понимая, что мать не разрешит ей выйти замуж за Кудряша, сама решает свою судьбу и сбегает с ним. Они проявляют решительность и доказывают, что ради любви готовы на все.

Островский на их примере показывает, как могли бы поступить Тихон или Борис с Катериной. Ни тот ни другой не пожелали взять ответственность за свою жизнь и судьбу на себя. Они всю жизнь будут оглядываться на тех, кто им дает денег, потому что сами не хотят зарабатывать.

Несмотря на то, что в центре изображения любовная история, произведение имеет глубокий общественный смысл. Поступок Катерины всколыхнул жизнь в Калинове. Автор говорит о том, что яркая личность, имеющая достоинство, способная на протест, в состоянии пошатнуть устои, на которых держится «темное царство». Не случайно Н. А. Добролюбов называет Катерину «лучом света». Бегство Варвары с Кудряшом говорит о том, что жизнь в Калинове уже не будет прежней. Грядут большие перемены.

  • Людовик 14 сказка про лисенка
  • Любовь это своими словами для сочинения
  • Любовь это путь к счастью сочинение
  • Людмила улицкая счастливый случай рассказ
  • Любовь это простыми словами для сочинения