Любовь и деньги в пьесах островского сочинение

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема — Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Возможно, вам также будет интересна статья: Чехов «Дама с собачкой» — анализ произведения

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм

История создания

А. Н. Островский занимался не только литературной деятельностью. В 70-е годы 19 века ему пришлось исполнять обязанности мирового судьи в Кинешемском уезде. Непременное участие в судебных процессах давало ему возможность быть в курсе криминального положения уезда того периода. Обширный литературный материал, накопленный за время судейской деятельности, Островский использовал для своих произведений. Есть предположение, что сюжетом для «Бесприданницы» послужило одно из таких дел, случившихся в уезде. Суд рассматривал дело по обвинению одного из жителей об убийстве собственной молодой жены. Процесс получил широкую огласку, и писатель взял его за основу своей новой пьесы.

Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Цензура одобрила новое сочинение автора, и пьеса была опубликована. Премьеры пьесы, состоявшиеся на разных сценах театров, потерпели крах, и были резко разгромлены критиками.

После смерти писателя прошло долгих десять лет, прежде чем «Бесприданница» приобрела заслуженный успех и снискала широкую популярность у почитателей таланта Островского.

Тема

В пьесе широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Главным моментом является уничижение настоящих нравственных ценностей. Власть имущие, состоятельные купцы и дворяне, увлеченные жаждой наживы, идут по душам мелких людей, не имеющих богатства, с чувством великого превосходства. Стремление к еще большему обогащению застилает им глаза. Им глубоко плевать, что чувствуют люди, стоящие ниже их на социальной лестнице.

Здесь разыгрывается драма молодой девушки, вина которой в том, что она — бесприданница. Лариса Огудалова — молодая, красивая, одаренная девушка. Она способна на настоящие чувства, готова пожертвовать собой во имя любви. Но она бедна, и люди, окружающие ее, не воспринимают девушку всерьез. Все эти Паратовы, Кнуровы, Вожеватовы, и даже полное ничтожество Карандышев, видят в Ларисе лишь игрушку, красивую вещь, которой можно пользоваться и хвастаться ей перед друзьями.

Лариса любит Сергея Сергеевича искренне, по-настоящему. Ради него она готова на все. По первому его слову Лариса сбегает с ним на пароход, оставив незадачливого жениха с его званым ужином. И лишь после вероломства всех этих людей так называемого высшего общества, у нее с глаз спадает пелена. Только теперь она осознает всю низость их поступков. Лариса поняла, что она — никто, и никогда ей не быть другой. Карандышев, убивший свою невесту, стал для нее спасением, избавив Ларису от дальнейших разочарований и бесчестья.

Произведение Островского глубоко затрагивает социальную тему. Писатель показывает действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества. Это общество живет в мире, где все подчинено власти денег. Этот мир, бездушный и безнравственный, настолько низок, что в нем покупается все, даже любовь и человеческие жизни. Романтические мечтания главной героини разбиваются об ужасающую пошлую реальность.

«Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3»

А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».

В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.

Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.

Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.

Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.

Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.

Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Возможно, вам также будет интересна статья: Куприн А.И. «Гранатовый браслет» — проблемы произведения

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

Тема денег в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

…Теперь торжество буржуазии… в полном смысле наступает золотой век.

А. Островский

Деньги, золото, материальные ценности во все времена имели немаловажное значение для человека и общества. Но в истории бывают такие эпохи, когда деньги начинают играть первостепенную роль. Они оттесняют все другие ценности, потому что все становится товаром. И тогда «хорошо тому, у кого денег-то много», как говорит в «Бесприданнице» Мокий Парменыч Кнуров. Эту пьесу Островский посвятил как раз одному из таких периодов, когда в России шло становление нового класса буржуазии, формировались капиталистические отношения. «Времена подлые», по оценке самого драматурга. Но они неизбежны в развитии экономики и повторяются на каждом новом витке истории. Сегодня мы живем в такое же время. Поэтому и пьеса Островского ак­туальна и интересна для современного читателя.

Тема денег в «Бесприданнице» звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги — главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Мокию Парменычу Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Таврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три чело­века». Среди них — молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, бе­седуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. Содинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она — тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Когда читаешь пьесу, создается ощущение, будто ты попал на необычный рынок, где продается и покупается все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствие — небольшими подарками они оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. «За удоволь­ствие платить надо» — это правило принимается безоговорочно, и несоблюдение его бьшо бы просто неприлично. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона. Таково приданое новой невесты. А ведь он чуть бьшо «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье.

Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачи­вать свое приобретение он никак не собирается, полагая что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него — это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому.

Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.

Всегда будут люди, которые не могут вписаться в новые общественные отношения. Они не хотят принимать чужих правил, жить по не свойственным им нормам морали. И у них есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все. А для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.

О трудностях выбора напишут Л. Толстой и Ф. Достоевский. А героиня Островского уходит со сцены, уходит из жизни. Теперь не ее время. «Золотой век» — он ведь не для всех.

Похожие сочинения

Жанр

В пьесе А. Н. Островского описана трагическая судьба главной героини, молодой бедной девушки. Положение ее драматично, она живет во враждебном мире, не находя понимания со стороны окружающих. Лариса Огудалова проживает тяжелую жизнь. Ее возвышенная и романтическая натура пытается бороться с несправедливостью и жестокостью мира. К сожалению, она слишком слаба для такой борьбы и жизнь Ларисы трагически обрывается.

Все это относит пьесу к жанру психологической драмы, отражающей страшную реальность окружающей жизни.

Пьеса великого драматурга злободневна и масштабна. Затронутые в ней глобальные проблемы общества по сей день не утратили своей актуальности, и «Бесприданница» по праву находится на почетном месте мировой классической драматургии.

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(392 слова) Одной из ведущих тем в любом искусстве во все времена была, есть и будет любовь. Литература не стала исключением, как и произведения А. Н. Островского. В данном сочинении я хочу обратиться к проблеме любви в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза».

В этой драме, как и в жизни, любовь многогранна. Это не только любовь между людьми, между мужчиной и женщиной, но и любовь к свободе. Тема свободы красной нитью проходит через всё произведение и, конечно, тесно переплетается с темой любви. Но эта любовь резко порицается и отрицается закостенелыми нравами старожилов Калинова — купцом Диким, Кабанихой. Но, как известно, запретный плод сладок, так что их запреты в тайне нарушаются. И тут появляется другая любовь — между людьми. Например, Варвара часто сбегает на встречи к своему возлюбленному Кудряшу, а в конце и вовсе исчезает вместе с ним.

Но, безусловно, занимает любовь Катерины и Бориса. Несмотря на то, что девушка замужем за Тихоном, сыном жестокой и властной Кабанихи, её сердце принадлежит другому мужчине — Борису. Борис Григорьевич — племянник самодура Дикого. Между ним и Катериной завязывается тайный роман.

«…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..», — говорит Борис бедной девушке, но в трудный момент оставляет её.

Однако это не значит, что его слова о любви — ложь. Проблема заключается в том, что Борис, несмотря на свою порядочность и образованность, слаб и бесхарактерен. Более того, он регулярно подвергается давлению и нападкам со стороны своего деспотичного дяди, но терпит их не только ради себя, но и ради сестры.

Жестокие нравы Калинова, где запрещено быть свободным, иметь своё мнение, любить открыто и выбирать самостоятельно, кого любить, привели к настоящей трагедии — гибели Катерины. Хотя на самом деле она одна из немногих жителей города и персонажей пьесы умела по-настоящему любить: «..Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…». Несмотря на свою искренность, девушка пошла на обман ради любви к Борису.

Таким образом, проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» многогранная и разносторонняя. Именно любовный конфликт, в том числе и внутренний — в душе у Катерины — становится лейтмотивом произведения и причиной гибели девушки. Её выдали замуж без её воли, её муж Тихон тих, бесхарактерен, не имеет собственного мнения и воли, её свекровь Кабаниха деспотична, жестока и стремится контролировать всё и всех. Сама же Катерина действительно любит Бориса Григорьевича, но даже он не сумел помочь своей бедной возлюбленной спастись от давления окружения и условностей.

Автор: Мария Сербина

                      Макарова Лариса Ивановна,

        учитель русского языка и литературы,

филиал МБОУ «Солнечная СОШ №1»

«Локосовская средняя школа-детский сад им. З.Т. Скутина»

Роль денег в судьбе  героев пьес Н.А. Островского

(к вопросу изучения художественного призведения)

Деньги (богатство) — одна из «вечных» в литературе тем. Идея богатства как блага, к которому стремятся люди, развивалась и  в западноевропейской литературе, для отечественной литературы характерно другое решение, оно связанно с той частью Библейских текстов, где говорится о греховности богатства, с мыслью о том, что «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное». Эти  идеи развиваются в житиях святых, путь к святости которых часто начинается с отказа от богатства и раздачи своего имущества бедным.

В произведениях русской классики утверждаются высокие идеалы, низменные интересы отвергаются и осмеиваются. Очень часто именно  отношение к деньгам помогает глубже раскрыть характер того или иного персонажа.

В произведениях  Н.А. Островского жажда наживы определяет поступки многих персонажей, изменяет их психологию, это мы видим в пьесах, созданных в разные годы жизни: «Свои люди-сочтёмся» (1850г.), «Бедность не порок»( 1854г.), «Доходное место» (1856г.), «Гроза»(1859г.), «Бешеные деньги» (1870г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1874г.), «Волки и овцы» ( 1875 г.), «Богатые невесты» (1876г.) , «Бесприданица» (1878г.).Названия некоторых пьес Островского  имеют   денежные названия: «Бесприданица», «Богатые невесты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын»,  «Бешеные деньги», «Доходное место», «Бедность не порок». Деньги  в произведениях Островского выполняют разные функции: служат причиной убийства («Бесприданница»);  играют роль лжесвидетельства («Волки и овцы»);  являются поводом для заключения брака («Свои люди-сочтёмся»); толкают на предательство  («Доходное место»);  помогают удержать власть («Гроза»); лишают человека  души («Бешеные деньги»). Рассмотрим, какую роль играют  деньги в судьбе  персонажей, как они влияют на их судьбы.

Закон «человек человеку — волк» в пьесе Н.А. Островского «Свои люди-сочтёмся»

Первая комедия Н.А. Островского «Свои люди — сочтемся!» (1850 г.) посвящена процессу финансовой махинации — ложному, «злостному» банкротству (первое название пьесы «Банкрот»). В заглавие  комедии вынесены слова Подхолюзина:«Свои люди- сочтёмся!» Главный герой, купец — самодур Самсон Силыч Большов, чувствует под собой твёрдую почву —  богатство. Желая разбогатеть ещё больше, Большов, по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя всё своё имущество и объявляет себе несостоятельным должником, банкротом. Лазарь Елизарович Подхалюзин становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в «яму» (долговую   тюрьму). Его можно спасти, уплатить кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и  родная дочь Липочка не чувствуют никакой жалости и отказывают старику в помощи. Денежный расчёт калечит человеческие души.  В комедии показан процесс зарождения самодура. В молодости Большов — мелкий торговец, натерпелся от самодуров, научился лебезить и кланяться,  «добрые люди Самсошкою звали. Подзатыльниками кормили». Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь прошел и Лазарь Елизарыч Подхалюзин. При помолвке он уговаривается с Липочкой: старики «почудили на своём веку, теперь нам пора». В комедии есть ещё одно действующее лицо — мальчик Тишка. Им все помыкают, у всех на побегушках, без счёта получает он подзатыльники, но перепадает ему и подачка. Тишка, над которым, по его словам, «всякая шваль командует», втихомолку собирает капиталец. По копеечке, по гривенничку копит он, и чувствуется, что со временнем и Тишка «выйдет в люди». Все персонажи комедии стремятся к деньгам, постоянно думают о них, считают и свои, и чужие доходы. В финале комедии для жулика — купца видят все спасение в деньгах: «Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь». Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лицемерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку – волк». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.

Таким образом, мы приходим к выводу,что драматург показал, как страсть к наживе развращает героев, развивает  в них хитрость и лицемерие. В таком обществе царствует закон:  «человек человеку — волк».

Любовь и деньги в пьесе Н.А. Островского «Бедность не порок»

В пьесе «Бедность не порок» (1854г.) проблема отцов и детей полностью опосредована денежными отношениями, образы несчастных невест сопровождаются откровенными разговорами о приданом.  Персонажи откровенно обсуждают денежные проблемы, всевозможные свахи с охотой устраивают свадьбы, по гостиным расхаживают искатели богатых рук, обсуждаются торговые и брачные сделки. Но любовь, как известно, способна изменить человека, так произошло в пьесе «Бедность не порок». Любовь Торцова влюблена в Митю, но ее отец решил, что дочь достойна лучшего. В качестве жениха отец героини видел Африкана Коршунова, который мерил любовь деньгами. Любовь отважилась рассказать отцу о своих чувствах, хотя Гордей Торцов кажется недалеким человеком, но любовь к дочери заставляет его прогнать Коршунова. Любовь пробудила в нем человеческие качества, которые дремали в его душе. Если бы не сила любви, то вряд ли Любовь Торцова и Митя обрели бы свое счастье, они никогда бы не решились выступить против патриархального мира. Островский указывает на то, что искренние чувства способны творить чудеса

        Н.А. Островский нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда он начинает им подчиняться и зависеть от них, но автор не мог допустить победы денег над человеческими чувствами в данной пьесе и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными.

«Нравственные понятия» в пьесе Н.А. Островского «Доходное место»

В  центре комедии — темное царство русского чиновничества, нравы, сложившиеся столетиями и трудно поддающиеся переменам. В пьесе представлены три персонажа, находящиеся на различных ступенях чиновничьей лестницы: вельможа Аристарх Вышневский, чиновник Аким Юсов, служащий под начальством Вышневского, и подчиненный Юсова – Онисим Белогубов.  Нравственные понятия для этих героев не существуют. По  мнению Юсова, не в том честность чиновника, что он взяток не берет, а в том, что он, взяв взятку, непременно окажет требуемую услугу за нее; подлость же, если, взяв взятку, дела не сделает, поэтому герой благодушно оценивает первые шаги своего достойного ученика Белогубова. Те же понятия и у Вышневского. Цинизм и подлость, господствующие в служебной сфере, накладывают отпечаток и на частную жизнь. Анна Павловна, жена Вышневского, говорит о муже: «Он убил всю мою жизнь». Его племянник Жадов, молодой человек с университетским образованием, на почве практической жизни выглядит в глазах большинства как «мечтатель», человек «не от мира сего» или «вольнодумец. Он терпит полное поражение в сравнении с ничтожным Белогубовым,  живущим «как все». Главное для героев пьесы Островского «Доходное  место» — положение в обществе, деньги. Честному и благородному человеку  не сделать карьеры, если у него нет «доходного места». Таким образом, Островский делает вывод, что у большинства  героев его пьесы отсутствуют  нравственные понятия долга и чести. Взятки, стяжательство являются в чиновничьем мире нормой.

Власть денег в пьесе Н.А. Островского «Гроза»

В драме  «Гроза» А. Н. Островский показал быт и нравы типичного провинциального городка, в котором основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как нам кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны.  Дикой обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, но добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий.

Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Безразличны калиновцы и к окружающим их людям, поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными: пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки. Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Любовь и замужество здесь несовместимы. В таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни». Бороться с ними бесполезно — у них власть. В городе царит произвол, насилие, ценятся  деньги, а не нравственные категории. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы«Гроза».

«Бешеные»и « умные» деньги в пьесе  Н.А. Островског «Бешеные деньги»

Драматург показал  в пьесе, как губительна власть денег, как все становится предметом купли-продажи. Вопрос о деньгах в пьесе центральный. Савва Геннадьич Васильков — начинающий промышленник и делец — явно выигрывает в сравнении с окружением его жены Лидии. Он умен, честен, расчетлив и тверд. Он знает, как добывать деньги, и умеет это делать. Один из героев пьесы признается: «Мне страшно его, точно сила какая-то идет на тебя». В деловых операциях Васильков основателен, серьезен и ответствен: «Что я сказал, то и будет, я даром слова не говорю». Но он «в любви еще юноша», вынужденный как заклинание повторять: «Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду». Влюбившись в гордую столичную красавицу Лидию Чебоксарову, он вынужден считаться с ее запросами и великосветскими привычками. Лидия как «бабочка», которая не может жить без «золотой пыли»: «Мне без золота жить нельзя». Героиня хочет не просто деньги, а большие деньги. Мужчины Лидию обожали, возили кататься на тройках, обедать в ресторанах, покупали подарки в дорогих магазинах. Сама Лидия меняла поклонников в бешеном вихре и грезила о все большем богатстве.  Для нее настоящая жизнь была  там, где «блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь». Однако на деле выходило не так – все претенденты хоть и сорили деньгами, но, как выяснилось потом, кто – деньгами, взятыми в долг, а кто и вовсе – крадеными. Словом, мечта о быстрых и бешеных деньгах рассеялась как дым. «Бюджет» Василькова для нее — лишь «жалкий, мещанский, копеечный расчет», с которым она не в силах примириться. Конфликт между «богиней беззаботного счастья» Лидией и «грубым идолом труда и промышленности» Васильковым  приобретает форму поединка между мужем и женой, в котором «женские подвиги» Лидии наталкиваются на твердую волю Василькова (первоначальное название комедии — «Коса — на камень»). «Усмирение своенравной» привело к тому, что Лидия согласилась пройти школу смирения в «экономках» у собственного мужа. Но «слабое сердце» Василькова  в этой борьбе окрепло и ожесточилось. Из «чувствительного» юноши  он  превратился в разумного, сильного мужчину, который уже никогда «из бюджета не выйдет». Его «душа убита», поэзия искреннего чувства уходит из его жизни, несовместимая с духом времени, эпохой «бешеных денег».

У Островского, в конечном счете, победу одерживают деньги, а не любовь. Брак для героев пьесы «Бешеные деньги» — торговая сделка, а любовь — предмет купли-продажи. Все человеческие чувства оцениваются на вес золота. Для них денежный интерес — единственный движущий мотив поведения. К сожалению, деньги по-прежнему остаются величайшей ценностью, становясь мерилом красоты, любви, счастья.   

Тема ростовщичества в пьесе Н.А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»

Вынесенная в название пьесы фраза «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) полностью отражает содержание произведения. В мещанско-чиновничьей среде, изображенной в пьесе, авторитарно-денежные отношения приводят к  тяжелым искривлениям душевной жизни людей. Если богатый купец Ахов отождествляет ценность своей личности с ценностью своих денег, то бывший чиновник Крутицкий, изгнанный со службы за непомерное взяточничество, лишает ради денег всякой ценности и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Еще на почве дореформенного служебного лихоимства у него развилась страшная скупость, превратившая его в домашнего тирана. Затем эта скупость превратилась в болезненную страсть, привела его к жестокому ростовщичеству, к утере человеческого облика. Крутицкий попрекает жену и племянницу каждой копейкой, заставляет их работать и даже побираться, доводит девушку до готовности идти в содержанки, а сам носит в подкладке старой шинели огромные суммы, пока потеря части сокровища не толкает его на самоубийство. Анна рассуждает: «Тяжелы мне эти деньги, душа моя; меня теперь никакое богатство не обрадует. Отвыкла я с ним жить-то по-людски, убил и похоронил он меня заживо. Десять лет я сыта не была, так теперь за один день не поправишь. Бог с ними и с деньгами!..» Значит, не в деньгах счастье, — говорит нам драматург. Бывает «счастье» алтынным, невелика разница между алтыном и грошем…Обе версии в пьесе Островского как бы слились. И грош, и алтын стали в конце концов синонимами нищеты. Эта история разложения личности составляет основной конфликт пьесы. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — пьеса о несчастной любви  и чванливой глупости, о горькой бедности и всепоглощающей скупости.

Человеческие пороки в пьесе Н.А. Островского «Богатые невесты» (1876 г.)

 «Богатые невесты» — малоизвестная пьеса Островского. Действие пьесы происходит летом, в дачном поселке, в течение нескольких дней.… Здесь отдыхают молодые чиновники: Цыплунов и Пирамидалов, которым ищут невест, и богатые невесты: Бедонегова и Белесова, которым ищут женихов. Герои – пара богатых скучающих вдов, пара весьма перспективных молодых людей, действительный статский советник в отставке да сиротка – воспитанница генерала. Все они уважаемы, их слово имеет вес, они могут составить необходимую протекцию, их общества ищут, им угождают, им стремятся понравиться многие. Свои дни  герои  коротают на пляже, а вечера  проводят за ужином и ни к чему не обязывающими разговорами…

Комедия основана на антитезе, взятой из жизни чиновничества. Каждый герой пьесы преследует свою цель: женитьба или замужество на богатых; держать в своей власти людей. Бедоногова — вдова, обеспеченная купчиха,  активно пытается увлечь Цыплунова  или Пирамидалова. Пирамидалов, поверенный многих тайн генерала, просит у генерала в жены Белесову, любовницу  Гневышева, «наградою за мою преданность к вашему превосходительству». Но гордый, высокомерный, уверенный в себе генерал Гневышев  совершает  поступок,  не свойственный для него: он подыскивает для соблазнённой им девушки человека  перспективного и строгих правил. Встреча с молодым, подающим большие надежды служащим Цыплуновым, правда, по общему мнению, «не от мира сего», может не только напомнить общее прошлое его и Валентины — так зовут эту племянницу — воспитанницу, но и изменить судьбы всех обитателей дачного места недалеко от Москвы. По настоянию жениха  Валентина  отказывается от богатого приданого и уезжает с дачи генерала в дешёвые комнаты. Богатый и порочный  генерал Гневышев понял, что деньги не всегда делают человека счастливым. Есть другие силы, способные  перевернуть жизнь человека, сделать его наполненным. Ну не комедия ли это, когда самые благополучные и обеспеченные оказываются беднее бедных, а легко расстающиеся с небывалыми деньгами чувствуют себя счастливее нищих?

Виды «товара» в пьесе Н.А. Отсровского «Бесприданница»

Тема денег в «Бесприданнице» (1878г.) звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги — главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Гаврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три человека». Среди них — молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, беседуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. С одинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она — тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Продается и покупается  в пьесе все:  Кнуров и Вожеватов покупают удовольствия подарками, оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона, таково приданое новой невесты. А ведь он чуть было «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье. Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачивать свое приобретение он никак не собирается, полагая, что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него — это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому. Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.

 Н.А. Островский утверждает своей пьесой, что у людей всегда есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все, а для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.

«Разноплановая охота»   в пьесе Н.А. Островского «Волки и овцы»

В пьесе «Волки и овцы» показана разрушительная власть денег, которая влечет за собой смещение нравственности. И, вероятно, далеко не случайно первоначальное название пьесы — «И волки едят… и волков едят…».

Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее «женского ума на пятерых мужчин хватит». Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца Василия Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее», Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподает ей жестокий урок и все оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает ее положение в глазах общества. В этой комедии показана разноплановая охота за богатством. Вот и юная Глафира, дальняя родственница Мурзавецкой, ее ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убежденным холостяком, богатым барином Лыняевым.

Таким образом, в пьесе «Волки и овцы» Н.А. Островский называет  стремление к богатству —  разноплановой охотой: охотой   за соседским  имением богатой наследницы; охотой за богатым женихом. Отношения людей  в произведении сравниваются с отношениями  волков  и овец.

Таким образом, деньги в судьбе героев пьес Н.А Островского выполняют несколько функций:служат причиной убийства;  играют роль лжесвидетельства; являются поводом для заключения брака, толкают на предательство, помогают удержать власть; лишают человека  души; способствуют продвижению в карьере; помогают осуществить мечту. В названных произведениях  находим, что отношение к деньгам является главной характеристикой героев.  А.Н.Островский акцентируют внимание на том, что чрезмерная страсть к накопительству, деньгам уродуют взаимоотношения между самыми близкими людьми, разрушает семью, порабощает человека. Драматург показал на примере героев, как страсть к наживе развращает героев, развивает  в них хитрость и лицемерие. В таком обществе царствует закон «человек человеку-волк». У большинства  героев его пьес отсутствуют  нравственные понятия долга и чести. Взятки, стяжательство являются в чиновничьем мире нормой.  

 Пьесы Островского не утратили своей актуальности: если осовременить его произведения (изменить имена, детали быта, социальные условия и т.д.), то любая из его пьес будет  «слепком»  нашей жизни, и, может быть, нравственным уроком для соевременных читателей.

Список испольуемой литературы:

1. Г. И. Романова. Мотив денег в русской литературе. «Флинта»: «Наука».- М., 2006.

2. А. Островский. Драматургия. АСТ- ОЛИМП. – М., 1998.

3. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000.

4.Журавлева А. И. Мир драматургии Островского.

5. Овчинина И. Деньги, бизнес, любовь: комедия А. Н. Островского «Бешеные деньги» 

6.Островский А.Н.: Избранные пьесы. — М.: Правда, 1986

7.Островский А.Н.: О литературе и театре. — М.: Современник, 1986

8.Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. 

9.Энциклопедии по литературе. Издательство «Аванта +»

10.Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. «Театр А.Н. Островского» М., 1986

11.Казаков Н.Ю. «Жизнь и творчество А.Н. Островского» М., 2003

12.Коган Л.Р. «Летопись жизни и творчества А.Н. Островского» М., 1953

13.Лакшин В. «Театр А.Н. Островского» М., 1985

14.Малыгин А.А. «Искусство драматургии А.Н. Островского» М., 2005

15.Интернет ресурсы:

16.http://mbronnaya.theatre.ru

17.Lib.ru/ классика. Az.lib.ru

18.Щелыково www. Shelykovo.ru

19.http://www.vsevolod-nekrasov.ru

20.http://kostromka.ru

21.http://www.noisette-software.com

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • По пьесе Бесприданница

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».

Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями. Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.

Сочинение 3

Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. В нем он описывает буржуазное время с модой на искусство, театры и выставки. Однако если заглянуть в глубь самой человеческой личности того времени, то там можно увидеть присутствие все той же подлости и жадности, описанных и в других произведениях автора. За мнимым спокойствием скрываются корыстные денежные расчеты и небывалый цинизм. Люди готовы покупать то, что не имеет цены. Они сами являются распространителями продажности и лжи.

Основной сюжет пьесы закручен на трагедии человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и умна, но главная ее проблема в том, что она – бесприданница. Бесприданницами называли девушек, не имеющих денег и приданного. У таких девушек есть только одна возможность добиться успеха в жизни – это выйти замуж за богатого ухажера. Лариса с самого рождения была малообеспеченной девушкой. И ее женихи просто использовали ее чистую душу.

Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.

А.Н. Островский в «Бесприданнице» подробно описывает обесценивание человеческой души и то время, когда за деньги можно купить практически все. Перед читателем разворачивается настоящая драма, оканчивающаяся гибелью человека. Лариса Огудалова сама идет на эту гибель от безысходности, от постоянного ощущения того, что она просто марионетка в руках общества. Девушка погибает, не найдя понимания и искренности.

В своем произведении «Бесприданница» автор пытается донести убеждение в том, что за деньги можно купить многое, в том числе любовь и друзей, но это все будет не искренним и настоящим. И если сделать хоть один неверный шаг, то эти самые друзья, любовь, власть, купленные за деньги перейдут к тому, у кого полнее кошелек.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой кумир Билл Гейтс
    Я считаю, что у каждого человека должен быть кумир, который будет вызывать определенное восхищение и служить примером для подражания. Мы стараемся копировать качества таких людей
  • Сочинение Лепим снеговика (3, 7 класс)
    Зима моё любимое время года. Когда можно поваляться в мягком пушистом снегу, поиграть в снежки с друзьями, покататься на санках, лыжах, коньках, и конечно слепить снеговика.
  • Сочинение Илюша в рассказе Бежин луг Тургенева (образ и характеристика)
    В своем творении «Бежин луг» писатель рассказывает об охотнике, который заблудился в лесу, возвращаясь с охоты. После бессмысленного брождения охотник натыкается на открытую лужайку, где сидели 5 мальчишек.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Урок 69 ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»

29.03.2013 27265 0

Урок 69 ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»

Цели:

дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главной героини; определить, в чем сходство и различие Ларисы Огудаловой с Катериной Кабановой.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Драма «Бесприданница»

Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт

моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.

«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Когда и где происходит действие в «Бесприданнице»?

2. Сопоставьте жизнь города Калинова («Гроза») и города Бряхимова («Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два десятилетия и что осталось неизменным?

3. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?

4. «Значительные лица» города Бряхимова. Какова их жизненная позиция?

5. Что означает имя Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?

6. Что общего и чем отличаются героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?

7. Финал драмы. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?

8. Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»?

События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.

Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.

Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.

А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».

Лариса Огудалова

резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает –
чайка
. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)

Конфликт пьесы

– столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.

Таким образом, основная идея драмы

состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности»
(Л. Тропкина)
[19. С. 24].

Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека

в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.

Лариса Дмитриевна в последнем монологе произносит: «Никогда, никто

не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».

Смерть для героини оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)

III. Обсуждение тем сочинений по творчеству А. Н. Островского

(если останется время).

Примерные темы:

1. Быт и нравы русской провинции. (По пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».)

2. Люди-хищники и их жертвы. (По пьесе «Гроза».)

3. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

4. Сила и слабость характера Катерины.

5. Дикой и Кабаниха – исключение в русском купечестве или они типичны?

6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?

7. Каким Катерина представляла Бориса и каким он оказался?

8. Образ Кулигина и его значение для понимания идейного смысла «Грозы».

9. Смысл заглавия пьесы «Гроза» («Бесприданница»).

10. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Н. Добролюбов, дав такое название своей статье?

Домашнее задание.

1. Сочинение по творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (срок исполнения – одна неделя.)

2. Биография И. А. Гончарова (по учебнику).

3. Индивидуальные сообщения:

1) Краткий пересказ романа Гончарова «Обыкновенная история», характеристика главного героя Александра Адуева.

2) Сочинение-миниатюра (3–4 человека) по роману «Обломов». «Каким я представляю себе Обломова?» или «Портрет Обломова», «День Обломова».

русская литература, поурочный план, 10 класс

Сочинение Анализ пьесы Островского Бесприданница

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».

Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире.

Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли.

Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев.

Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает.

Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь.

Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений.

Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями.

Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.

Вариант 2

Островский великолепно работал в жанре социальной драмы и умел довольно явно и точно обозначить основные проблемы общества. Его пьесы не назвать вневременными, он работал над проблематикой собственного времени, хотя некоторые базовые темы, конечно, стары как мир.

Если в Грозе автор описывает купцов и торговый класс как только завоевывающий собственное положение в высшем свете, то в Бесприданнице они уже являются довольно утвердившимися представителями общества и составляют прямую конкуренцию подлинным аристократам, которые наоборот постепенно отходят в тень, разоряются и теряют собственное значение.

Идея пьесы заключается в демонстрации циничности общества и его нравов. По сути, перед нами трагедия человека, которая оканчивается гибелью, причем главная героиня сама на эту гибель идет, так как не видит для себя иного выхода.

В центре повествования молодая девушка Лариса Огудалова в поисках большой и чистой любви, как, собственно, и подобает молодым девушкам.

Безусловно, в сознании Ларисы любовь бывает только большой и чистой, но в социальных реалиях ей приходится выбирать между довольно отвратительным чиновником Карандышевым, престарелым купцом Кнуровым и своим приятелем Вожеватовым.

Помимо этого есть и другие герои, которых Огудалова называет обобщенным словом табор, описывая ряд женихов, которые претендуют на ее благосклонность.

Нужно сказать, в этом обществе вообще никто не ищет любви, но все ищут собственную выгоду пусть и не только материальную.

Тем не менее, даже если речь идет о каких-то эфемерных предметах, они тоже всегда отвратительны, к примеру, Карандышев хочет взять себе Ларису чтобы самоутвердиться, так как он является мелким чиновником и при этом обладает довольно оригинальным взглядом на мир, Вожеватов тоже может взять Ларису на содержание для своеобразного самоуспокоения, а Кнуров ищет внимания молоденькой девушки.

Судьбой Ларисы Огудаловой эти люди играют как куклой, тут следует отметить и другого бесправного персонажа Робинзона, который тоже является не более чем предметом для потехи остальных. В итоге сама Лариса понимает этот факт и понимает безысходность собственного положения. Героиня смиряется с собственной гибелью и не противится Карндышеву.

Анализ пьесы Бесприданница Островского: суть, смысл, тема и идея произведения

А.Н. Островский – это гениальный писатель, из пера которого вышли множество произведений, повлиявших на миллионы людей по всему миру. Благодаря таким авторам как Островский, русская литература стала известна далеко за пределами нашей страны. Одним из самых известных произведений Островского является, безусловно, пьеса «Бесприданница».

Что же такое «бесприданница»? В старину этим название наделяли бедных девушек, у которых не было приданного. То есть шансов выйти замуж у такой девушки практически не имелось.

Это происходило из-за того, что женщины в те времена не работали, и мужья брали их на иждивение. Иными словами, единственным капиталом, которым девушка могла поделиться со своим избранником, были деньги ее родителей.

В случае если девушка была такой вот «бесприданницей», то единственным шансом на замужества была красота и некие другие достоинства.

В пьесе мы наблюдаем за одной из таких девушек, которая, не имея приданного, ищет свою истинную любовь. Но в итоге она понимает, что такого просто не существует.

Никто не желает заглянуть в ее душу, узнать ее внутреннюю красоту и достоинства, поэтому девушке приходится стать обычной приживалкой богатого человека. Иного выхода она просто не видит. Есть у нее еще один вариант – стать женой Карандышева, эгоиста и самодура, работающего мелким клерком.

Но Лариса отвергает эту идею, поскольку понимает, что этот человек возьмет ее в жены лишь для собственного самоутверждения.

Данная пьеса является глубоко трагичной, мы видим всю безнравственность общества и бездушность людей окружающих Ларису. Лишь один факт того, что она не получила приданное, превращает ее жизнь в страдания и горечь.

Потенциальные женихи, бьющиеся за внимание девушки, не воспринимают ее всерьез, для них она лишь вещь или красивая игрушка, на чьи чувства и настоящие желание можно просто не обращать внимания и задвинуть в самый дальний угол.

Также в пьесе мы видим тему разочарования. Разочарования в окружающих и в мире в целом. Финал произведения представляется нам очень и очень печальным. героиня, полностью опустошенная и отчаянная, все же находит свою смерть. Она всю жизнь верила в добро, в наступление лучших дней, всего-то нужно было немного потерпеть.

Но жизнь не повернулась к ней своей светлой стороной, все ее мечты рассыпались в прах. Лариса не смогла увидеть и малейшего намека на проблеск. В конце пьесы читатели осознают, в каком мира мы все находимся.

Можно быть сколь угодно добрым, верящим в счастливое завтра, но успеха здесь добьется лишь тот, кто наплюет на мораль, и тот, у кого имеется туго набитый кошелек.

Что же хотел сказать этим произведением сам автор? Скорее всего, он желал донести до нас тот факт, что не стоит жить так, будто бы мы никогда не умрем.

Так, будто бы именно мы хозяева всего и вся, и, имея деньги, можно купить себе все ценности мира.

Да, за звонкую монету можно найти себе и друзей, и любовь, но стоит лишь оступиться, и все те, кого ты считал близкими людьми, от тебя отвернуться и уйдут к новому богатому хозяину.

← Феклуша в пьесе Гроза← Кулигин в пьесе Гроза↑ ОстровскийПелагея Егоровна в комедии Бедность не порок →Анализ пьесы Гроза и ее героев →

  • Сочинение Уборка территории школыКаждую осень, после того как опадет вся листва, старшие классы нашей школы, с восьмого по одиннадцатый, выходят на уборку территории. После месяца учебы, дни уборки приходиться нам спасительной передышкой
  • Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского ГрозаОдними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова 9 класс сочинениеМногие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые
  • Почему Чичиков – главный герой поэмы Мертвые души?Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из главных и популярных произведений является «Мертвые души». Автор старается рассказать и показать, что будет дальше в нашей жизни и как дальше меняться будет
  • Анализ рассказа Муму ТургеневаУ Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/analiz-bespridannica

Любовь

Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы “Бесприданница” Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как “Жестокий романс”. Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года, но не имели большого успеха. И только после смерти автора произведение получило всеобщее признание.

События происходят в вымышленном городе на Волге под названием Бряхимов. Касаются они напрямую молодой особы по имени Огудалова Лариса. Девушка происходит из уважаемой семьи, но не имеет приданного.

Характер у Ларисы мягкий, наивный и прямодушный. Сама она хороша внешне и для многих представляется завидной партией. Крупные дельцы и самые богатые люди города наперебой предлагают ей достойное содержание и протекцию, однако она не хочет быть содержанкой. Да и мать Ларисы Дмитриевны Харита Игнатьевна Огудалова этого не позволит.

Все в городе знают, что она держит уважаемый дом и принимает знатных гостей. Лариса с юных лет влюблена в Сергея Сергеевича Паратова, о чем знают все в округе. Он является крупным судовладельцем, но по слухам его материальное положение оставляет желать лучшего.

А потому Паратов намерен жениться на дочери богатого господина, который дает за нее в приданое золотые прииски.

Для Ларисы эта новость становится настоящим ударом, хоть она уже и собралась замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева. Увидев Паратова, она понимает, что все еще любит его. Он же чувствует перед девушкой легкую вину за то, что раньше не предложил ей замужества, но как говорится “со старыми счетами покончено”. Прибыв в Бряхимов, Сергей Сергеевич первым делом отправляется в местный трактир, где его и его друзей встречают с пиром и весельем.

Когда он наведывается в дом к Огудаловым, между ним и Карандышевым происходит конфликт, за что он в разговоре с купцами обещает непременно отомстить жениху Ларисы Дмитриевны.

Далее действия разворачиваются не лучшим образом и приводят к трагичному финалу. Все приглашены на прием к Карандышеву, даже Паратов. Тот, в свою очередь, просит своего друга провинциального актеришку по кличке Робинзон напоить хозяина до беспамятства.

Сам он пьет с Карандышевым на брудершафт и всячески выказывает приязненное отношение. В тот же вечер он просит Ларису спеть. Этот романс, исполненный девушкой, и является самым верным проявлением любви, к которому, однако, увлеченный происходящим Паратов, не внял.

Она великолепно исполнила песню “Не искушая меня без любви”, несмотря на все уговоры Карандышева не делать этого.

Гости были впечатлены и одновременно ошеломлены. Паратов смог только выговорить, что очень корит себя за то, что потерял такое сокровище. Пока гости продолжают гулять, он приглашает Ларису на морскую прогулку за Волгу.

Девушка соглашается, чем решает свою судьбу. Сам Карандышев возмущен внезапным исчезновением своей невесты, а купцы между собой решают участь Ларисы с помощью жребия. Не в силах перенести такого позора, Карандышев хватает со стола пистолет и отправляется на поиски невесты. В финале пьесы он стреляет в Ларису.

Перед смертью она говорит, что никого не винит.

Произведение Островского еще раз показывает, что любовь – это испытание, которое не многим суждено пройти. В русской литературе теме любви всегда отводилось особое место. А такие пьесы, как “Бесприданница” открывают читателям глаза на жестокость и холодный расчет, бытующий в мире.

Здесь мы отчетливо видим столкновение гуманности с цинизмом, искренней души главной героини с практикой дельцов. Проблема девушки в том, что она окружена безжалостным, холодным миром. Понятие “холодный мир” относится ко всем, кто ее окружает, даже к родной матери.

Основополагающим моментом в пьесе можно считать сцену, в которой Лариса поет романс. В ее голосе столько нежности, столько надрыва. Автор доносит до читателей, что девушка видит все происходящее сквозь призму чувств, в то время как окружающие ее дельцы и коммерсанты видят в ней дорогую вещь, которую было бы неплохо при возможности приобрести.

Увы, ее возвышенные представления о любви, о дружбе, об идеальном мужчине, о жизни в целом терпят крах. В итоге, хотелось бы отметить, что “Бесприданница” – одна из лучших поздних работ А. Н. Островского, ставшая впоследствии знаковым примером для других драматургов.

Loading…

  • Любовь желткова это любовь или сумасшествие сочинение
  • Любовь желткова любовь или сумасшествие сочинение гранатовый браслет
  • Любовь дубровского к маше троекуровой сочинение краткое содержание
  • Любовь должна быть трагедией величайшей тайной в мире кто сказал в рассказе гранатовый браслет
  • Любовь для базарова разум или чувства сочинение рассуждение