Любовь и дружба в жизни базарова сочинение 10 класс

Любовь и дружба в жизни Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Все люди разные, и каждый понима­ет любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — не­отъемлемое условие их счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непрости­тельной дурью»; в дружбе ищут едино­мышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей гораздо меньше, и именно к их числу относит­ся Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг Аркадий в на­чале романа представляется читателю наивным, несформировавшимся юн­цом. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, буквально обоже­ствляет его, ловит каждое его слово. Базаров чувствует это и хочет воспи­тать из Аркадия человека, подобного себе, то есть отрицающего современ­ный общественный строй и желающе­го принести некую новую практичес­кую пользу России.

Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и так называемые, «дворяне-про­грессисты» — Ситников и Кукшина. Они считают себя современными мо­лодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм в данном случае представляется им последним веянием моды, то они принимают его, но принимают фрагментарно и весьма поверхностно: они неряшливы в одеж­де и разговоре, отрицают то, о чем не имеют ни малейшего представления. Базаров прекрасно понимает, что эти люди неумны и непостоянны, и потому он не принимает их дружбы.

При этом он все свои надежды возла­гает на молодого Кирсанова. Он хочет видеть в нем своего последователя, единомышленника. Базаров и Аркадий часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, что будто бы раз­деляет все его взгляды. Однако со вре­менем все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать кра­соту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская и человек в ней — работник». Аркадий же считает, что природой надо наслаждаться и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким ро­мантиком» Николаем Петровичем, ког­да тот играет на виолончели, — Арка­дий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возник­шие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет замечать перемену в друге, а же­нитьба Аркадия совершенно выводит Евгения из равновесия.

И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он счи­тает, что Аркадий не оправдал его на­дежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко отречься от друга, но он решается на этот шаг. Уез­жает Евгений с такими словами: «…ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится… Ты славный ма­лый; но ты все-таки мякенький, либе­ральный барич». Аркадий не хочет рас­ставаться с Базаровым, он пытается ос­тановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова — это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.

Любовь — чувство безусловно ро­мантическое, а так как нигилизм от­вергает все, что не приносит практи­ческой пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает лю­бовь только с физиологической сторо­ны: «Нравится тебе женщина — ста­райся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Однако любовь к Одинцовой врыва­ется в его сердце внезапно, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», — интересуется он с преуве­личенной небрежностью. Анна Серге­евна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее при­глашение погостить в ее имении Ни­кольском. Базаров и Одинцова прово­дят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, — словом, узнают друг друга. И в обоих происходит пе­ремена. Базаров буквально поразил воображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-настояще­му интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и се­бя изведать».

А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушатся все его теории. И он стара­ется оттолкнуть от себя э т о навязчи­вое, неприятное чувство, «с негодо­ванием сознает романтика в самом себе». Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаим­ность, и он забывает обо всем на све­те, хочет лишь быть с любимой, никог­да не расставаться с ней. Но «Один­цовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нель­зя шутить, спокойствие все-таки луч­ше всего на свете».

Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту потерю. Он уезжает домой, лихо­радочно ищет себе занятие и наконец успокаивается своей привычной рабо­той. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз послед­няя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Один­цовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услышать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как бро­саются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров по­нял ее: «Ну, спасибо. Это по — царски . Говорят, цари тоже посещают умирающих».

Он дождался своей недосягаемой лю­бимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает челове­ком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся, однако одиноким и отвергну­тым всеми, кроме родителей.

Дружба и любовь в жизни Базарова

«Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе «Отцы и дети» Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто единомышленники Базарова? Он говорит нередко «мы», но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя. Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего «мякенький либеральный барич» Аркадий, который легко расстается с лагерем «детей» и переходит в лагерь «отцов». Увлечение Аркадия Базаровым — не более чем дань молодости. О глубоком различии между ними уже в начале романа Тургенев ясно говорит одной фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Может ли быть дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому, на слепом преклонении? Умный, проницательный человек, Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это невозможно. «Э-э! Да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, — прозорливо замечает Базаров. — Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И все же по-человечески Базарову тяжело расставаться с Аркадием. Он был искренне привязан к юноше. Горько терять не только друзей, но и тех, кого мы хотели бы сделать своими друзьями. В душе Базарова борются различные чувства, он произносит тепло, по-дружески: «Прощай, брат!» Но тут же, словно спохватившись, боясь «рассиропиться», обращается к Аркадию по-иному: «Прощайте, синьор!» В романе Аркадий — лучший из «учеников» Базарова. Другие его «последователи» изображены резко сатирически. Подобно тому как Репе-тилов вульгаризировал и опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют передовые идеи шестидесятников. Они видят в передовых идеях только одно — отрицание всех старых нравственных норм, нигилизм — и с восторгом следуют этой новой «моде». Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате — едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной. А отношение братьев .Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает: «Ах, как я люблю это пустое существо!» По-другому любит Базаров. Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это на самом деле? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. «В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой». До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к «красивым» словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа». Развязность и «ломание» Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, «и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Одинцова во многом достойна Базарова. И это тоже возвышает его. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно высказывает Одинцовой свои взгляды, видит в ней умную, понимающую собеседницу. В его разговорах с ней нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений, как в спорах с Кирсановым. Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир. Но сдается ли Базаров? Изменяет ли своим убеждениям? Нет, просто он становится духовно богаче, чувства его становятся глубже. В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «не знаю, хвастаться не хочу». А между тем мы видим, что он способен на большое чувство. Условие «жизнь за жизнь» кажется ему справедливым. Но из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Не это ли отпугнуло Одинцову? Ведь ее убеждения в корне расходились с базаровскими. И если для него убеждения дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт. В любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность. Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев развенчивает своего героя. Так ли это? Нет, Тургенев лишь спорит со взглядами Базарова, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но вместе с тем история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает, насколько он выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

На чтение 6 мин Просмотров 2к. Опубликовано 14 сентября, 2021

Сочинение.
Любовь и дружба в жизни Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В судьбе и жизни каждого человека огромную роль играют близкие люди: родственники, друзья, любимый человек. Они поддерживают в трудную минуту, помогают советом, утешают в тяжелых ситуациях, радуются в счастливые моменты. Причем, друг остается другом в любые времена. В средневековье, в наши дни, в далеком будущем друзья были и будут необходимы всем. В начале девятнадцатого века, в разгар правительственных гонений на молодое поколение, близкие, конечно же, были важны в жизни появившихся «новых людей». Роман Тургенева «Отцы и дети» как раз об одном из молодых революционеров – разночинцев 60 –х годов. Хотя основная мысль романа – идейная борьба людей разных поколений, главный герой, Евгений Базаров, проверяется автором на умение и любить, и дружить. По-моему, проследить за тем, как человек, отрицающий любые чувства, может выжить в сложном мире противоречий, довольно интересно. Итак, Евгений Васильевич Базаров – сын уездного лекаря. Он занимается естественными науками и проповедует нигилизм, то есть ничего не принимает на веру. Именно по суждениям нигилизма, любовь к родителям, друзьям, женщинам для него – это что-то примитивное и ненужное, нечто иное, как раздражение нервных окончаний. Но однажды в студенческом кругу Базаров знакомится с молодым человеком по имени Аркадий Кирсанов, который сразу же на него производит впечатление «мяконького либерального барича». В глазах радикала – материалиста Аркадий до последнего дня оставался «размазней» и «нежной душой». «Молодой человек, неглупый, но совершенно лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в чьей–нибудь поддержке,» — так охарактеризовали Аркадия критики. Он всегда был лишь приятелем Базарова. Аркадий познакомился с нигилистическими идеями, которых придерживался его друг, нашел их довольно интересными и увлекся этим молодым течением. Но в его философских суждениях всегда чувствовалась какая-то детская наивность, он не был искренним нигилистом, а просто хотел быть сыном своего века. («Мы сила!») Он с наслаждением отрицал все вокруг, не замечая противоречий в своем поведении. Аркадий не мог принять многих взглядов своего учителя, так как в отличие от него он хорошо относился и к природе, и к женщинам, и к аристократам, «хоть и не смел признаться в этом». У Базарова же он вызывал снисходительно-дружеское, покровительное отношение, и, казалось, что Евгений разрешил Кирсанову дружить с собой. Он воспитывал его, как ребенка, и относился к нему так же, почти всегда насмешливо и несерьезно. Хотя Аркадий – сторонник Базарова и «напяливает на себя его идеи», он не мог быть с ним единым целым, так как идейно принадлежал к лагерю «отцов». Аркадию ближе спокойная обстановка в доме отца, да и «хозяйство не возбуждало в нем отвращения.» Когда-нибудь ему все равно бы пришлось признать, что он чужой Базарову («Он хищный, а мы с вами ручные.»), и что его идеи «ему не по вкусу». Я полностью согласен с Писаревым, что Аркадий только лишь вообразил себе, что глубоко уважал и от души любил Базарова, хотя в сущности он не питал к нему никакой сердечной привязанности. Час от часу пропасть между ними росла, и особенно обнажилось размежевание между ними, когда они познакомились с Одинцовыми. В городе на балу они встретили молодую вдову. Анна Сергеевна – самостоятельная, властная, независимая и умная женщина. Впечатление на окружающих она производила не «красивостью», а внутренней силой и покоем. Это и понравилось Базарову, так как он считал, что «красивая женщина не может свободно мыслить». Базаров – нигилист, для него любое теплое отношение к женщине – это»романтизм, чепуха», поэтому внезапно возникшая любовь к Одинцовой расколола его душу на две половины: «убежденный противник романтических чувств» и «страстно любящий человек». Возможно, это начало трагического возмездия за его заносчивость. Естественно, что этот внутренний конфликт Базарова отражается на его поведении. Когда его представили Анне Сергеевне, Базаров удивил даже своего друга, так как он заметно сконфузился. («…приятель его покраснел») Правда, Евгению самому было досадно:» Вот тебе раз, бабы испугался!» Свою неловкость он прикрыл преувеличенной развязностью. На Анну Сергеевну Базаров произвел впечатление, хотя его «ломания в первые минуты посещения неприятно подействовали на нее.» Евгений не мог управлять своим чувством, не понимал, как себя вести, и его защитная реакция – цинизм. («Этакое богатое тело – первый сорт») Такое поведение удивляет и сердит Аркадия, который тоже к тому времени успел влюбиться в Одинцову. Но Анна Сергеевна «обращалась с Аркадием, как с младшим братом, она ценила в нем доброту и простодушие молодости.» Для Базарова же, на мой взгляд, начался самый тяжелый период: сплошные споры, ссоры и разлады с Аркадием, да еще и новое непонятное чувство. В дни, проведенные в имении Одинцовых, Базаров очень много думал, оценивал собственные поступки, но не мог осознать полностью того, что в нем происходило. А тут еще и Одинцова кокетничала и дразнила его, что “сердце у него… рвалось”, и “кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней…”. Но когда Базаров решается признаться Анне Сергеевне в любви, то, увы, не находит взаимности и в ответ слышит только:”Вы меня не поняли.” Тут-то и “расклеилась машина”, а ответная реакция нигилиста – опять-таки грубость:” Что такое Анна Сергеевна? Я у ней не нанимался!… Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.” Его пытается поддержать его же “ученик”, Аркадий, но Базаров знает, что пути их разошлись и между ними давно установилось “лжеразвязное подтрунивание… — признак тайного неудовольствия и подозрения.” Он со злой иронией говорит: ”Ты слишком возвышен для моего понимания,…и кончим тем…, для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан…” В прощальной сцене с Аркадием Базаров хоть и сдерживал свое чувство, но все же, неожиданно для себя, расчувствовался. Как не странно, Аркадий оказался для него единственным наиболее близким человеком, и Евгений к нему относился все-таки хорошо. Предположение же Базарова, что Одинцова не приняла его любовь только из-за того, что она аристократка, не подтвердились, так как и простушка Фенечка не приняла его “любовной интрижки.”
На мой взгляд, Базаров бесславно закончил свой век, но все-таки с гордо поднятой головой. Он не отказался от своих взглядов, но, возможно, многие из них пересмотрел. Любовь – это то, без чего жизнь человека оказывается неполной, и чувство к Одинцовой для Базарова – это не просто какое-то волнение души, а революция, после которой он многое оценил и понял. Те тревожные вопросы, с которыми столкнулся Базаров, делают его душевно богаче, щедрее и человечнее. Он понял, что нельзя все укладывать в нигилистические рамки. Таким образом, Тургеневу с помощью образов Аркадия и Анны Сергеевны удалось полнее раскрыть образ Евгения Базарова.

Любовь и дружба в жизни Базарова В судьбе и жизни каждого ҹеловека огромную роль играют близкие люди: родственники, друзья, любимый ҹеловек. Они поддерживают в трудную минуту, помогают советом, утешают в тяжелых ситуациях, радуются в сҹастливые моменты. Приҹем, друг остается другом в любые времена. В средневековье, в наши дни, в далеком будущем друзья были и будут необходимы всем. В наҹале девятнадцатого века, в разгар правительственных гонений на молодое поколение, близкие, конеҹно же, были важны в жизни появившихся "новых людей". Роман Тургенева "Отцы и дети" как раз об одном из молодых революционеров разноҹинцев 60 х годов. Хотя основная мысль романа идейная борьба людей разных поколений, главный герой, Евгений Базаров, проверяется автором на умение и любить, и дружить. По-моему, проследить за тем, как ҹеловек, отрицающий любые ҹувства, может выжить в сложном мире противореҹий, довольно интересно. Итак, Евгений Васильевиҹ Базаров сын уездного лекаря. Он занимается естественными науками и проповедует нигилизм, то есть ниҹего не принимает на веру. Именно по суждениям нигилизма, любовь к родителям, друзьям, женщинам для него это ҹто-то примитивное и ненужное, неҹто иное, как раздражение нервных оконҹаний. Но однажды в студенҹеском кругу Базаров знакомится с молодым ҹеловеком по имени Аркадий Кирсанов, который сразу же на него производит впеҹатление "мяконького либерального бариҹа". В глазах радикала материалиста Аркадий до последнего дня оставался "размазней" и "нежной душой". "Молодой ҹеловек, неглупый, но совершенно лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в ҹьейнибудь поддержке," - так охарактеризовали Аркадия критики. Он всегда был лишь приятелем Базарова. Аркадий познакомился с нигилистиҹескими идеями, которых придерживался его друг, нашел их довольно интересными и увлекся этим молодым теҹением. Но в его философских суждениях всегда ҹувствовалась какая-то детская наивность, он не был искренним нигилистом, а просто хотел быть сыном своего века. ("Мы сила!") Он с наслаждением отрицал все вокруг, не замеҹая противореҹий в своем поведении. Аркадий не мог принять многих взглядов своего уҹителя, так как в отлиҹие от него он хорошо относился и к природе, и к женщинам, и к аристократам, "хоть и не смел признаться в этом". У Базарова же он вызывал снисходительно-дружеское, покровительное отношение, и, казалось, ҹто Евгений разрешил Кирсанову дружить с собой. Он воспитывал его, как ребенка, и относился к нему так же, поҹти всегда насмешливо и несерьезно. Хотя Аркадий сторонник Базарова и "напяливает на себя его идеи", он не мог быть с ним единым целым, так как идейно принадлежал к лагерю "отцов". Аркадию ближе спокойная обстановка в доме отца, да и "хозяйство не возбуждало в нем отвращения." Когда-нибудь ему все равно бы пришлось признать, ҹто он ҹужой Базарову ("Он хищный, а мы с вами руҹные."), и ҹто его идеи "ему не по вкусу". Я полностью согласен с Писаревым, ҹто Аркадий только лишь вообразил себе, ҹто глубоко уважал и от души любил Базарова, хотя в сущности он не питал к нему никакой сердеҹной привязанности. Час от ҹасу пропасть между ними росла, и особенно обнажилось размежевание между ними, когда они познакомились с Одинцовыми. В городе на балу они встретили молодую вдову. Анна Сергеевна самостоятельная, властная, независимая и умная женщина. Впеҹатление на окружающих она производила не "красивостью", а внутренней силой и покоем. Это и понравилось Базарову, так как он сҹитал, ҹто "красивая женщина не может свободно мыслить". Базаров нигилист, для него любое теплое отношение к женщине это"романтизм, ҹепуха", поэтому внезапно возникшая любовь к Одинцовой расколола его душу на две половины: "убежденный противник романтиҹеских ҹувств" и "страстно любящий ҹеловек". Возможно, это наҹало трагиҹеского возмездия за его заносҹивость. Естественно, ҹто этот внутренний конфликт Базарова отражается на его поведении. Когда его представили Анне Сергеевне, Базаров удивил даже своего друга, так как он заметно сконфузился. ("приятель его покраснел") Правда, Евгению самому было досадно:" Вот тебе раз, бабы испугался!" Свою неловкость он прикрыл преувелиҹенной развязностью. На Анну Сергеевну Базаров произвел впеҹатление, хотя его "ломания в первые минуты посещения неприятно подействовали на нее." Евгений не мог управлять своим ҹувством, не понимал, как себя вести, и его защитная реакция цинизм. ("Этакое богатое тело первый сорт") Такое поведение удивляет и сердит Аркадия, который тоже к тому времени успел влюбиться в Одинцову. Но Анна Сергеевна "обращалась с Аркадием, как с младшим братом, она ценила в нем доброту и простодушие молодости." Для Базарова же, на мой взгляд, наҹался самый тяжелый период: сплошные споры, ссоры и разлады с Аркадием, да еще и новое непонятное ҹувство. В дни, проведенные в имении Одинцовых, Базаров оҹень много думал, оценивал собственные поступки, но не мог осознать полностью того, ҹто в нем происходило. А тут еще и Одинцова кокетниҹала и дразнила его, ҹто сердце у него рвалось, и кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней. Но когда Базаров решается признаться Анне Сергеевне в любви, то, увы, не находит взаимности и в ответ слышит только:Вы меня не поняли. Тут-то и расклеилась машина, а ответная реакция нигилиста опять-таки грубость: Что такое Анна Сергеевна? Я у ней не нанимался! Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает. Его пытается поддержать его же уҹеник, Аркадий, но Базаров знает, ҹто пути их разошлись и между ними давно установилось лжеразвязное подтрунивание - признак тайного неудовольствия и подозрения. Он со злой иронией говорит: Ты слишком возвышен для моего понимания,и конҹим тем, для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан В прощальной сцене с Аркадием Базаров хоть и сдерживал свое ҹувство, но все же, неожиданно для себя, расҹувствовался. Как не странно, Аркадий оказался для него единственным наиболее близким ҹеловеком, и Евгений к нему относился все-таки хорошо. Предположение же Базарова, ҹто Одинцова не приняла его любовь только из-за того, ҹто она аристократка, не подтвердились, так как и простушка Фенеҹка не приняла его любовной интрижки. На мой взгляд, Базаров бесславно законҹил свой век, но все-таки с гордо поднятой головой. Он не отказался от своих взглядов, но, возможно, многие из них пересмотрел. Любовь это то, без ҹего жизнь ҹеловека оказывается неполной, и ҹувство к Одинцовой для Базарова это не просто какое-то волнение души, а революция, после которой он многое оценил и понял. Те тревожные вопросы, с которыми столкнулся Базаров, делают его душевно богаҹе, щедрее и ҹеловеҹнее. Он понял, ҹто нельзя все укладывать в нигилистиҹеские рамки. Таким образом, Тургеневу с помощью образов Аркадия и Анны Сергеевны удалось полнее раскрыть образ Евгения Базарова.

























 




































Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Любовь и дружба в жизни Базарова. Поищите еще с сайта похожие.

И.С. Тургенев, как будто определяя ценность своих героев, неоднократно подвергал их «испытанию любовью». Обрисовывая могущественную личность нигилиста Базарова, писатель не мог изменить своим художественным принципам. Но как мало похож Базаров на романтичных героев-любовников! Всё, что относится к сфере чувств, он презрительно величает «романтизмом» и откидывает как неприемлемое. Да и о женщине говорит нарочито грубо или прагматично: «Нравится тебе женщина, — пытайся добиться толка, а нельзя — ну, не надо, отвернись, не только света, что в окне». Это один из «принципов» Базарова.

Но что за женщины встречались на его пути? Могла ли обмануть его ум или чувства Кукушина, мог ли он всерьёз влюбиться в Фенечку? Нет. Но вот на его пути возникла Одинцова, женщина, которая не только вынудила восхищаться ею, но и дала повод уважать себя. Базаров увидел в ней ровню себе, возможно, поэтому и дал волю чувствам, ранее ему не свойственным. Он полюбил эту женщину искренне, запретив себе анализировать ее характер. Но она пренебрегает его любовью.

Холодный интерес и надменность руководили этой женщиной, ведь это так приятно — увидеть у своих ног человека действительно стоящего. Базаров сразу же уезжает, и это полностью согласно его принципу. Но все же приезжает к Одинцовой ещё два раза. Почему? Он тешил себя иллюзией, что все ещё может измениться. Этого не случилось, но Базаров все же приехал не зря: он сделал открытие о характере Одинцовой. Высказываясь о возможности помолвки Аркадия и Кати, он сказал, что это партия со всех сторон хороша, потому как состояние Кирсановых достаточно велико, и Одинцова после этих слов внезапно покраснела.

А Базарова озарило: он тешил себя надеждой зря, она не только не любит его, возможно, вообще не способна любить, а покраснела из-за того, что тайный центр ее души — деньги, но ни за что не хотела Анна Сергеевна, чтоб это понял Базаров. Они на самом деле хорошо понимали друг друга и без слов. Вот почему, когда Базаров прощался с Одинцовой, и та протянула ему руку, он ответил: «Нет, — сказал он и отступил на шаг назад. — Человек я бедный, но милостыню до этого времени не принимал. Прощайте-с, и будьте здоровы».

В этом весь Базаров: сильный, гордый, независимый. Он не желал, чтобы любимая женщина увидела его слабым, не жалости он достоин, а любви. Мысль о том, что Одинцова вынудила его изменить одному из принципов, не давала покоя герою. Невнимательность привела его к ранению, что оказалось фатальным.

Его любовь превозносила и самого Базарова, и Одинцову, что показала себя не той женщиной, которая способна полюбить. Не столько милосердие руководило ею, когда она приехала к умирающему Базарову, сколько желание подняться в своих глазах. Базаров, который любит её так же сильно, как и раньше, требуете присутствия, чтобы даже в последние минуты жизни доказать и себе, и ей, что ничто не может его сломить, что он верный себе даже сейчас. Это была их своеобразная дуэль, после которой Базаров остался непобеждённым.

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», — говорит он Одинцовой, полностью оценив её великодушный поцелуй в лоб, покрытый потом. Она рисковала ради него? Кто знает, но ясно одно: никто не увидел Базарова слабым, проигравшим. В этом последнем поступке проявилась сила его характера, истинная ценность его личности.

Сочинение на тему: Любовь и дружба в жизни Базарова

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  09.02.2020

Сочинение на тему: Любовь и дружба в жизни Базарова

Сочинение на тему: Любовь и дружба в жизни Базарова

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Любовь и дружба в жизни Базарова Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Любовь и дружба в жизни Базарова

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Любовь и дружба в жизни Базарова

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для некоторых людей, поиск любимого человека имеет цель в жизни, и дружба имеет важное значение для их счастливого существования. Эти люди — большинство. Другие считают любовь вымыслом, «тарабарщиной, непростительной глупостью»; в дружбе они ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно раскрыться по личным вопросам. Таких людей меньше, и среди них Басаров Евгений Васильевич.

Его единственный друг Аркадий в начале романа кажется читателю наивным, образованным молодым человеком. Он цепляется за Басарова всей душой и сердцем, буквально боготворит его и улавливает каждое его слово. Басаров это чувствует и хочет вывести такого человека, как он, из Аркадии, т.е. он отрицает современный общественный строй и хочет привнести в Россию новые практические преимущества.

Не только Аркадий хочет поддерживать дружеские отношения с Басаровым, но и с так называемым «прогрессивным дворянством» — Ситниковым и Кукшиной. Они видят себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. И поскольку нигилизм кажется им последним увлечением в этом случае, они принимают его, но воспринимают его лишь фрагментарно и очень поверхностно: они неряшливо одеваются и разговаривают, отрицая то, о чем ничего не знают. Басаров прекрасно понимает, что эти люди неразумны и нестабильны, поэтому он не принимает их дружбу.
[sms]
В то же время он возлагает все свои надежды на молодого Кирсанова. Он хочет видеть его как своего последователя, как преданного. Басаров и Аркадий часто разговаривают и обсуждают многое. Аркадий предложил себе, что он согласен с Басаровым во всем, что, кажется, разделяет все его взгляды. Однако со временем между ними все больше и больше возникают разногласия. Аркадий знает, что он не может принять все суждения Басарова. В частности, он не может отрицать красоту природы и ценность искусства. Басаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская, а человек в ней — рабочий». Аркадий же считает, что надо наслаждаться природой и черпать из этого удовольствия силы для работы.

 
Басаров смеется над «старым романтиком» Николаем Петровичем, когда играет на виолончели — Аркадий даже не улыбается шутке Басарова, но продолжает любить и уважать своего «учителя», несмотря на первоначальные различия во мнениях. Басаров не хочет видеть никаких изменений в своем друге, а брак Аркадия выводит Евгения из равновесия.

И тогда Басаров решает отделиться от Аркадия, отделиться навсегда. Он считает, что Аркадий не оправдал своих надежд разочаровать его. Базарову горько осознавать это и нелегко отказаться от своего друга, но он решает сделать этот шаг. Евгений уходит со следующими словами: «…ты поступил мудро; ты не создан для нашей горькой, красочной жизни». У вас нет ни смелости, ни гнева, но молодое мужество и молодое рвение, это не подходит для нашего бизнеса… Ты славный маленький человек, но ты все еще мягкий, либеральный барк». Аркадий не хочет расставаться с Басаровым, он пытается остановить своего друга, но он непоколебим в своем жестоком решении. Так что первая потеря Базарова — это потеря друга. Но он также одинок в любви.

Любовь, безусловно, романтическое чувство, а поскольку нигилизм отвергает все, что не имеет практического применения, он отвергает и любовь. Басаров изначально воспринимает любовь только с физиологической точки зрения: «Тебе нравится женщина — постарайся разобраться в ней, но не надо — хорошо, не делай этого, отвернись: земля не клин.

Но любовь к Одинцовой внезапно прорывается в его сердце, вопреки разуму и не радуя его внешностью. Уже на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: «Что это за фигура? Это не похоже на другие», — с преувеличенной беспечностью задается вопросом он. Анна Сергеевна казалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Любопытно, что он принял ее приглашение остаться в ее Никольском имении. Базаров и Одинцова проводят много времени вместе: ходят, разговаривают, спорят — словом, знакомятся. И то и другое изменилось. Басаров буквально познакомился с фантазией Одинцовой, она много о нем думала, очень интересовалась его компанией. «Как будто она хочет испытать его и узнать себя».

А что происходит в душе Басарова? Он действительно влюбился! Это настоящая трагедия для нигилиста.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Дружба и любовь в жизни Базарова

Дружба и любовь в жизни Базарова

    «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе «Отцы и дети» Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России в это время уже выросло целое поколение демократов-разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто единомышленники Базарова? Он говорит нередко «мы», но писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя. Зато в романе много его мнимых учеников и последователей. Это прежде всего «мякенький либеральный барич» Аркадий, который легко расстается с лагерем «детей» и переходит в лагерь «отцов». Увлечение Аркадия Базаровым — не более чем дань молодости. О глубоком различии между ними уже в начале романа Тургенев ясно говорит одной фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

    Можно ли взаимоотношения Аркадия и Базарова назвать настоящей дружбой? Может ли быть дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подражании одного другому, на слепом преклонении?

    Умный, проницательный человек, Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это невозможно. «Э-э! Да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, — прозорливо замечает Базаров. — Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И все же по-человечески Базарову тяжело расставаться с Аркадием. Он был искренне привязан к юноше. Горько терять не только друзей, но и тех, кого мы хотели бы сделать своими друзьями.

    В душе Базарова борются различные чувства, он произносит тепло, по-дружески: «Прощай, брат!» Но тут же, словно спохватившись, боясь «рассиропиться», обращается к Аркадию по-иному: «Прощайте, синьор!»

    В романе Аркадий — лучший из «учеников» Базарова. Другие его «последователи» изображены резко сатирически. Подобно тому как Репе-тилов вульгаризировал и опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют передовые идеи шестидесятников. Они видят в передовых идеях только одно — отрицание всех старых нравственных норм, нигилизм — и с восторгом следуют этой новой «моде».

    Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате — едва ли не результат только подчинения слабой натуры более сильной. А отношение братьев .Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает: «Ах, как я люблю это пустое существо!»

    По-другому любит Базаров.

    Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. Так ли это на самом деле? В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. «В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой».

    До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к «красивым» словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа». Развязность и «ломание» Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, «и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало,

    а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

    Одинцова во многом достойна Базарова. И это тоже возвышает его. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Базаров охотно высказывает Одинцовой свои взгляды, видит в ней умную, понимающую собеседницу. В его разговорах с ней нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений, как в спорах с Кирсановым.

    Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными! Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир. Но сдается ли Базаров? Изменяет ли своим убеждениям? Нет, просто он становится духовно богаче, чувства его становятся глубже.

    В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «не знаю, хвастаться не хочу». А между тем мы видим, что он способен на большое чувство. Условие «жизнь за жизнь» кажется ему справедливым. Но из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Не это ли отпугнуло Одинцову? Ведь ее убеждения в корне расходились с базаровскими. И если для него убеждения дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт. В любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность.

    Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев развенчивает своего героя. Так ли это? Нет, Тургенев лишь спорит со взглядами Базарова, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но вместе с тем история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает, насколько он выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Дружба и любовь в жизни Базарова

Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

  • Любовь и деньги в пьесах островского сочинение
  • Любовь и быт в произведениях маяковского сочинение 11 класс
  • Любовь желткова это любовь или сумасшествие сочинение
  • Любовь желткова любовь или сумасшествие сочинение гранатовый браслет
  • Любовь дубровского к маше троекуровой сочинение краткое содержание