Любовь и злодейство вещи несовместимые сочинение

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Леди Макбет Мценского уезда / Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

    Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

    В центре повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» находится история «роковой любви», закончившейся трагически. Интересна и необычна эта история тем, что происходит она в русской глубинке и ее участниками становятся совсем простые люди – семья купца и их приказчик. Однако страсти здесь разыгрываются совсем не «простые» — сродни шекспировским. Похожа на шекспировские трагедии и концовка всей истории – гибель главной героини повести.

    Именно она – молодая купеческая жена Катерина Львовна – ради любви, как оказалось, была готова на все. Но любила она не своего мужа – старого купца Измайлова, а его управляющего – молодого красавца Сергея.

    Автор подчеркивает, что жизнь Катерины в замужестве не была счастливой: героиня жила в достатке, однако все ее существование было пропитано скукой, потому что жила с нелюбимым мужем и даже не могла иметь детей. Именно поэтому, как мне кажется, Катерина Львовна так сильно привязалась к управляющему Сергею. Она была молода, ей хотелось жить полной жизнью, испытывать сильные эмоции. А Сергей, в какой-то степени, дал ей все это. Хотя мы сразу понимаем, что его чувство – это лишь мимолетное увлечение, «лекарство от скуки», от которой страдал и он.

    С появлением Сергея бурные страсти овладели душой Катерины Львовны, и она полностью подчинилась им. Так, героиня не раздумывая отравила своего свекра Бориса Тимофеевича, когда тот догадался о ее романе с Сергеем: «Поел Борис Тимофеич на ночь грибков с кашицей, и началась у него изжога». А после похорон Бориса Тимофеевича, в отсутствие мужа, Катерина совсем «разошлась» — не скрывала своего чувства к приказчику ни перед кем.

    Однако муж должен был вскоре вернуться, да и Сергей стал все чаще грустить и печалиться. Вскоре он открылся Катерине – он мечтает быть ее законным мужем, а не любовником. И женщина пообещала ему: « — Ну, уж я знаю, как я тебя и купцом сделаю и жить с тобой совсем как следует стану».

    А в день приезда мужа осуществила задуманное: «Одним движением она отбросила от себя Сергея, быстро кинулась на мужа и, прежде чем Зиновий Борисыч успел доскочить до окна, схватила его сзади своими тонкими пальцами за горло и, как сырой конопляный сноп, бросила его на пол».

    Ради справедливости нужно сказать, что Катерина дала мужу шанс – сначала она узнала его реакцию на ее роман с Сергеем. Но когда увидела, что Зиновий Борисович не собирается мириться с любовником жены, то моментально приняла решение. Героиня убивает своего мужа, делая из Сергея сообщника.

    Кажется, что Катерина совершает свои преступления в каком-то помешательстве, будто захваченная злыми силами – так ужасно ее равнодушие ко всем, кроме своего любовника. Умирающему мужу она отказывает в самом святом — причастии перед смертью: «Исповедаться, — произнес он еще невнятнее, задрожав и косясь на сгущающуюся под волосами теплую кровь.

    — Хорош и так будешь, — прошептала Катерина Львовна».

    Но и на этом список преступлений героини не заканчивается – в своих злодействах она идет до конца. С подачи Сергея Филиппыча, ставшим поистине ее «злым ангелом», Катерина убивает маленького племянника мужа, который владел частью семейных капиталов.

    Однако наступает неминуемая кара – героев за их преступления осуждают на каторгу. А вскоре выясняется, что любовь Сергея к Катерине во многом была основана на ее богатстве. Теперь же, когда героиня лишилась всего, она лишилась и расположения Сергея – он резко изменил к ней свое отношение, стал заглядываться на других женщин: «…иной раз и на ее неплаксивых глазах слезы злобы и досады навертывались в темноте ночных свиданий; но все она терпела, все молчала и сама себя хотела обманывать».

    И в одно мгновение сердце Катерины не выдержало – она поняла, что Сергей променял ее на красавицу Сонетку. Теперь героине, посвятившей всю себя любимому, терять было нечего: «Еще минуту — и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома».

    Это было последнее преступление героини, для нее самой закончившееся трагически – она утонула вместе со столь ненавистной ей Сонеткой: «в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались».

    Таким образом, столь ли уж несовместны любовь и злодейство? Чувство страсти так завладело душой Катерины — страстной и темпераментной натуры, что она забыла обо всем, кроме любимого. Героиня была готова пойти на что угодно и все делала, чтобы удержать Сергея рядом, чтобы сделать его счастливым. Возможно, такова вообще женская натура – посвятить себя любимому мужчине, забыть обо всем на свете, кроме его интересов.

    Однако не стоит забывать, что Катерину Львовну постигла заслуженная кара. Это не только суд общества, но и суд высшей справедливости (героиня испытал все те муки, что испытал ее обманутый муж). Кроме того, до самого конца женщину преследовали муки совести – постоянно являлись убитые ею люди.

    Таким образом, Лесков показывает нам, что любовь героини не может служить оправданиям ее злодействам, потому что истинная любовь, любовь от Бога, со злодейством несовместна.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Леди Макбет Мценского уезда / Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Смотрите также по
произведению «Леди Макбет Мценского уезда»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Любовь – основа всего сущего на Земле. Известно, что Бог есть любовь, и человек приходит в этот мир, чтобы любить, дарить свое душевное тепло другим.
Уверенно могу сказать, что в нашем сознании любовь ассоциируется только с самыми положительными, добрыми, искренними эмоциями. Ложь, ненависть, коварство – как можно связывать их со святым для каждого чувства?
Однако, если быть откровенным, то любовь, как и все другие человеческие эмоции, весьма сложна и противоречива. В ней “намешено” столько положительных и отрицательных моментов, что это позволило писателям и поэтам говорить о “буре страстей” и “шквале эмоций”.
Конечно, такая “сложность” и “противоречивость” чувств касается, прежде всего, любви между мужчиной и женщиной. Потому что любовь матери и ребенка или искренняя преданность другу, на мой взгляд, “проще”, объяснимее, прямолинейнее. А вот когда вспыхивает чувство между мужчиной и женщиной, можно ожидать всего, чего угодно.

Даже злодейства. Об этом нам твердят классические примеры художественной литературы. Вспомним, хотя бы, знаменитого мавра Отелло, убившего свою горячо любимую жену из чувства дикой ревности:
О тяжкий час! Я жду, чтобы затмились
Луна и солнце и земля разверзлась
От ужаса.
Мы знаем, что Дездемона была оклеветана – эта женщина горячо любила своего мужа и была ему преданна. Но даже малейшее подозрение измены сжигало Отелло изнутри, он не мог жить с мыслью, что его жена любит кого-то еще. Поэтому можно сказать, что из-за любви этот герой идет на страшное злодейство, за которое расплачивается собственной жизнью.
Чувство любви имеет множество разновидностей и этапов. Между мужчиной и женщиной может вспыхнуть страсть, может промелькнуть симпатия, может появиться влюбленность. Все это люди называют любовью.

Но любовь ли это на самом деле?
Самой разрушительной из всех этих разновидностей является, конечно, страсть. Она, возможно, из-за своей яркости и неудержимости, не позволяет человеку мыслить, включать разум, чтобы оценить свои поступки. В страсти живет и действует лишь сердце, эмоции, импульс. Благодаря этому совершаются прекрасные безумные поступки, которые становятся самыми яркими воспоминаниями в жизни.

Но из-за страсти люди совершают и явные глупости, которые превращаются в большие жизненные ошибки, причиняют большую душевную боль, а иногда и вовсе – заканчиваются трагически.
Такова судьба солдата Хосе из новеллы Мериме “Кармен”. Неуправляемая любовь-страсть по отношению к красавице Кармен заставляет его совершать преступление за преступлением, предавать своих товарищей и самого себя, превратиться с разбойника.
Однако все эти жертвы так ни к чему и не привели – Хосе не смог удержать рядом с собой ветреную Кармен. И он совершает последнее свое преступление – убивает саму Кармен: “Я ударил ее два раза. Это был нож Кривого, который я взял себе, сломав свой.

После второго удара она упала, не крикнув”.
Похожая история описана и Лесковым в его повести “Леди Макбет Мценского уезда”. Только здесь преступницей становится женщина, пытающаяся удержать рядом с собой любимого мужчину. Катерина Львовна готова пойти на все, чтобы ее Сергею было хорошо – она убивает своего свекра и мужа, идет на убийство маленького ребенка.

Но все напрасно.
Финальным аккордом “убийственного чувства” героини становится уничтожение ненавистной соперницы. В сильнейшем порыве ненависти Катерина толкает Сонетку в реку, и падает туда вместе с ней. Эта женщина готова пожертвовать всем, даже своей жизнью, чтобы избавиться от соперницы.

В итоге – и она, и Сонетка погибают.
Таким образом, мы видим, что преступления ради любви практически никогда не бывают оправданы. Преступники всегда несут высшее наказание, какими бы благими целями они не оправдывались. Да и вообще – любовь ли испытывали эти люди?
На мой взгляд, настоящая любовь, высшее ее проявление – это бескорыстное чувство. А значит, желание счастья другому человеку, с кем бы он его ни нашел. Конечно, добиться такого сложно – все мы люди со своими слабостями и недостатками. Однако только такая любовь, как мне кажется, может считаться настоящей.

А мы подчас за нее принимаем чувство собственности, желание обладать другим. В этом случае “в игру вступают” эгоистические порывы человека. И от них-то можно ждать всего, чего угодно – любого преступления.
Таким образом, на мой взгляд, настоящая любовь и злодейство несовместимы, потому что искренне любящий человек желает “объекту” своего чувства только счастья. Но такое бескорыстие – это или дар свыше, или колоссальная внутренняя работа. Поэтому гораздо чаще мы встречаем эгоистическую любовь, которая, прежде всего, заботится о себе, а не о другом человеке.

Тогда-то “на сцену выходят” ревность, ненависть, злоба, коварство. Такова человеческая природа, которая представляет собой арену постоянных битв между добром и злом, светом и тьмой. И только в воле самого человека решить, на чьей же стороне он будет сражаться.

Loading…

(321 слово)

Любовь и предательство – противоположные и взаимоисключающие понятия. Если человек любит, он верен и предательству предпочтет смерть. Если же он изменил, то ни о каком чувстве, кроме себялюбия, он говорить уже не может. Но, к сожалению, порой люди обманывают себя и других в попытке соединить несовместимые поступки, эмоции и понятия.

Например, в рассказе Бунина «Темные аллеи» дворянин Николай Алексеевич вероломно бросил Надежду, крепостную крестьянку, с которой у него завязался роман. Он утверждает, что оставил ее ради любви к своей жене, которую он по-настоящему обожал. Союз с Надей он объясняет, как обыкновенную «пошлую историю». Однако жизнь научила его тому, что нельзя построить семейное счастье на предательстве: жена героя тоже бросила его, только еще злее, а сын его в такой неблагополучной остановке вырос подлецом. Измена, как выяснилось, не только ранила крепостную девушку, но и оставила неизгладимый след на Николае, который не смог выстроить нормальные отношения с другой женщиной, да и сыну смог передать только низость характера. Действительно, стоит один раз нравственно упасть, и вся судьба переменится к худшему.

А вот Надежда из того же произведения не опустилась до предательства, ведь ее пронесенная через всю жизнь любовь с ним несовместима. Она так и не вышла замуж – то есть, не обманула человека, который полюбил бы ее. Она жила чувством к Николаю и не могла изменить ему. Однако героиня хоть и была преданна своему сердечному пылу, но так и не простила того, кто им пренебрег. Так в ее душе бушевали любовь и ненависть, но предательства там не было никогда. Надежда честно прошла свой путь, не жалуясь на судьбу и не обманывая чувств других людей.

Таким образом, если человек способен на чистую и сильную любовь, он не предаст и не обманет другого. А вот если все его чувства – «пошлые истории», то нечего ждать от него эмоциональной привязанности. Видимо, это легкомыслие в Николае почувствовала его супруга, поэтому так поступила с ним, ведь без доверия не может быть семьи. Но как же можно довериться тому, кто уже хоть раз предал?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

­Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?

Сближает Моцарта и Сальери любовь к музыке и понимание её, а разъединяет — различное ощущение предназначения музыки. Сальери мнит себя жрецом-аскетом, для которого невозможны несерьёзные выходки и весёлый смех, он отрицает мир. Моцарт же весь соткан из лёгкости и приятия повседневной жизни, он, напротив, принимает весь мир в себя, не отгораживается от него — ив этом источник его постоянного вдохновения.


Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?

Сальери презирает обыденную жизнь, потому что всё, чего он достиг, получилось за счёт огромного самоотречения и сверхнапряжения. Он считает, что жертвы, принесённые им, возвышают его над теми, кто живёт иной, простой жизнью. Таким образом, он считает, что между ним и миром лежит непроходимая пропасть. Этим он ограничивает себя и своё творческое волеизъявление, ибо темы для творчества любой творец берёт из жизни, а не из оторванной от этого мира собственной души. В результате Сальери творчески бесплоден, что рикошетом возвращается к нему и преломляется сквозь его огромную гордыню ещё более сильным презрением к миру.

Какой герой произнес слова:
«…Гений и злодейство —/Две вещи несовместные»?
Как характер и поступки персонажей произведения «Моцарт и Сальери» в той или иной степени связаны с этой фразой?

Эти слова в трагедии принадлежат Моцарту. Сальери уверяет себя, что он гений, но при этом страстно завидует настоящему гению — Моцарту. Г ений всегда великодушен, а у Сальери очень узкая душа. Окончательно это становится ясно самому Сальери, когда он уже решил отравить Моцарта, а тот вдруг говорит о несовместимости гения и злодейства. Это последнее испытание для Сальери; гением ему всё равно не стать, но он может ещё не стать антагонистом гения — злодеем. Но подлинная суть Сальери, разрушительная и изъязвлённая осознанием своей неполноценности, рвётся себя проявить даже ценой отказа от ложного самоубеждения в гениальности. Сальери идёт на то, чтобы открыто самому себе признаться в том, что он завистник, лишь бы остановить подлинного гения, который якобы делает бессмысленным его собственные тяготы служения музыке.


Сочинение: Дружба и Вражда по произведению «Моцарт и Сальери»

В трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» четко прослеживается тема дружбы, переходящей в смертельную вражду.

А все было порождено обычной человеческой завистью.

Сальери тоже, как и Моцарт, — композитор, стремящийся к совершенству. Он очень требователен к себе, и в стремлении быть лучше уничтожает большую часть своих произведений, к которым очень критично относится.

Как ценитель музыки, Сальери искренне отмечает удачные произведения других композиторов, радуется их успеху.

Но он видит, что его успех дается ему с большим трудом: он прилагает много сил в создание своих произведений, однако почему-то у некоторых, как он считает, легкомысленных людей, получается творить не прилагая усилий — и публика тоже признает их, а порой и ценит выше.

Зависть к врожденному таланту Моцарта постепенно приводит Сальери к мысли, что Моцарт опасен для музыки и мир нужно «обезопасить» от подобных создателей творений.

Так, сравнение себя с подобными людьми порождает у человека зависть, которая постепенно превращается в чувство враждебности к успехам равного себе или человека, которого он считает ниже себя. В наиболее остром проявлении эта вражда может привести к трагедии.

В нашем мире, к сожалению, тоже очень редко можно встретить искреннюю дружбу, лишенную зависти.


Краткое содержание

Сцена 1



Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы».
Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив», музыку «разъял, как труп», и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.
Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой».  Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.

                                    К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я».

Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.
Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

«Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы».

Сцена 2

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном». Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:

«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит».
Сальери пытается развеять страхи друга: он вспоминает, что как-то Бомарше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомарше кого-то отравил?», но сам не верит в это:

«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?».           

             Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:

«Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг».

Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:

«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?».

Моцарт — выпив вино, отравленное Сальери, чувствует слабость, недомогание и отправляется домой спать.
Сальери — подмешивает в стакан Моцарта яд, думая, что он спасает искусство от такого легкомысленного гения, как Моцарт; в финале, совершив злодейство, сомневается в своей гениальности.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности, и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения: того, что после смерти Моцарта, таким, как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Моцарта и Сальери», а оценить полный вариант гениальной трагедии.


Пересказ

Начинается произведение с того, что композитор Сальери сидит один в комнате и жалуется сам себе на жизнь. Вспоминая весь жизненный путь. После его душевных рассказов в комнату входит Моцарт.

Он хотел испугать Сальери внезапным появлением. И к тому же привел так называемую “Шутку” – старого скрипача, который очень коверкал арию из Дон Жуана.

Моцарту весело от этого. Он хохочет, что сильно удивляет Сальери.
Второму грустно от того, что произведение искусства так бесчестят.

Они прогнали старика.

На фоне такой агрессии Сальери, Моцарт боится показывать свой новый шедевр. Но Сальери все-таки уговорил его. Прослушав Моцарта, Сальери остался в восхищении. Ему безумно понравилось.

Моцарт слушал похвалу, очень проголодался. И Сальери приглашает его пообедать в трактире Золотого Льва. И пока Моцарт ходил предупреждать жену, чтобы та не ждала его к обеду, Сальери раздумывая над тем, что Моцарт тянет искусство на дно, решает его напоить ядом, завещанным своей возлюбленной.

Время обеда. Моцарт рассказывал, что пишет реквием, и что на днях к нему заходил человек,

одетый во все черное. Он сказал лишь одно слово – реквием.
И ушел. А Моцарт стал тут же воплощать слово в творчестве. Но ему кажется, что человек в черном его преследует. Сальери пытался успокоить Моцарта.

И он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от плохих мыслей с помощью бутылки шампанского. А Моцарт спрашивает у Сальери, о том, что действительно ли Бомарше кого-то отравил. На что Сальери сказал, что Бомарше был слишком смешон для таких дел.

Моцарт бросает фразу “Бомарше был гений, как он и Сальери, а гений и злодейство 2 вещи несовместимые”.

Моцарт думает, о том, что Сальери согласен с этим мнением.

В это время Сальери бросает яд в стакан Моцарта.

Моцарт поднимает тост. Сальери, засомневавшись, хотел остановить Моцарта. Но было уже поздно. Моцарт решает сыграть свой реквием.

Сальери плачет от осознания выполненного долга. Моцарту стало плохо. Он уходит.

Сальери вспоминает слова о гении и злодействе. Сомневается в том, что он гений, раз осмелился убить человека. И так и не нашел на это ответа.


Анализ произведения

История создания

Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.

Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.

Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композ

Моцарт рассказывал, что пишет реквием, и что на днях к нему заходил человек,

одетый во все черное. Он сказал лишь одно слово – реквием.
И ушел. А Моцарт стал тут же воплощать слово в творчестве. Но ему кажется, что человек в черном его преследует. Сальери пытался успокоить Моцарта.

И он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от плохих мыслей с помощью бутылки шампанского. А Моцарт спрашивает у Сальери, о том, что действительно ли Бомарше кого-то отравил. На что Сальери сказал, что Бомарше был слишком смешон для таких дел.

Моцарт бросает фразу “Бомарше был гений, как он и Сальери, а гений и злодейство 2 вещи несовместимые”.

Моцарт думает, о том, что Сальери согласен с этим мнением.

В это время Сальери бросает яд в стакан Моцарта.

Моцарт поднимает тост. Сальери, засомневавшись, хотел остановить Моцарта. Но было уже поздно. Моцарт решает сыграть свой реквием.

Сальери плачет от осознания выполненного долга. Моцарту стало плохо. Он уходит.

Сальери вспоминает слова о гении и злодействе. Сомневается в том, что он гений, раз осмелился убить человека. И так и не нашел на это ответа.


Анализ произведения

История создания

Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.

Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.

Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композитора. Он всегда любил драматизировать события и жаловался жене, что его отравили. Правда, за полгода до смерти. Но после гибели Моцарта Констанция стала поддерживать этот миф, ведь внезапная кончина 35-летнего мужчины могла насторожить каждого. И все же теория об отравлении не выдерживает критики, тем более странно винить в преступлении Сальери. Он был преуспевающим музыкантом и на недостаток славы пожаловаться не мог. Миф о его участии в расправе над коллегой распространился после газетной статьи явно провокационного содержания. Перед смертью Сальери сказал своему ученику:

Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал.

Так что Пушкин не отражал реальные события. Он лишь переиграл распространенный миф, чтобы показать распространенный порок — зависть.

Жанр и направление

Произведение «Моцарт и Сальери» нельзя считать исторической трагедией, ведь нет доказательств того, что Сальери действительно отравил великого классика. Известно, что сначала Пушкин хотел назвать свое творение «Зависть». Это название отражает суть всей книги.

Перед нами маленькая пьеса, являющаяся трагедией. Произведению «Моцарт и Сальери» присущи основные черты этого жанра, а именно чётко поставленная идея, диалоговая форма повествования, острый конфликт и трагический финал. По объёму произведение сравнительно небольшое. В трагедии представлены всего два главных персонажа и слепой скрипач. Александру Сергеевичу удалось создать поистине содержательное произведение в философском и смысловом плане.

Произведение «Моцарт и Сальери» написано в духе классицизма. Об этом свидетельствуют вечные темы, поднятые в произведении, классическое триединство, а также деление персонажей на плохих и хороших.

Композиция

Экспозицию составляет монолог Сальери, посвященный его жизни и искусству. Автор достаточно глубоко раскрыл и другие структурные элементы трагедии: кульминацию и развязку. Композиция произведения «Моцарт и Сальери» имеет свои особенности. Так, два действия включают в себя монологи и диалоги главных персонажей.

Благодаря глубоким монологам Сальери композиция трагедии приобретает кольцевую структуру. Произведение начинается с мыслей композитора. Их же читатель замечает и в конце трагедии. Автор показывает, как зависть способна разрушить человеческую душу. Тяжёлое внутреннее состояние Сальери переходит в агрессию. Внутреннюю основу композиции произведения составляет борьба добра и зла в душе героя.

Суть

В основе произведения лежит конфликт творческого и рационалистического начала. Пожилой композитор, которому присуще трудолюбие, под своей профессией подразумевает тяжкий труд и научный подход. Молодой композитор Моцарт совсем не осознает собственной гениальности. Персонаж просто наслаждается жизнью и творит.

Несмотря на то, что Моцарт — друг Сальери, пожилого композитора мучает непреодолимая зависть. Сальери хочет отправить Моцарта, потому что тот, не осознавая своей избранности, дописывает завершающую главу в музыке. Если он и дальше продолжит творить, то другим музыкантам уже нечего будет делать после него. Сальери возмущен тем, что молодой композитор присвоит все лавры себе, не прилагая тех усилий, которые приложил Сальери. Зависть в трагедии предстаёт в образе разрушительной силы. Именно зависть, которая является одним из самых серьёзных грехов, толкает Сальери на преступление.

Главные герои и их характеристика

Главные герои пьесы «Моцарт и Сальери» представлены в списке от Многомудрого Литрекона. В произведении представлены два главных персонажа — Моцарт и Сальери, которые являются выдающимися композиторами.

В образе Моцарта автор изобразил добродушного и жизнерадостного человека. Перед читателем предстаёт очень жизнелюбивый человек, которому легко даётся музыка. Он талантлив от природы, ему не нужно много работать, чтобы добиться успеха. Гениальная музыка этого человека подводит итог многовековой истории искусства, по мнению Сальери. При этом Моцарт совсем не высокомерен. Он относится к людям с симпатией, в том числе и к Сальери, даже не догадываясь о его подлой душе. Он открыт, доверчив, наивен.
Сальери представляет собой полную противоположность Моцарту. По своей натуре персонаж является чрезмерно высокомерным и безжалостным. Он горд, тщеславен, амбициозен. В отличие от Моцарта, музыка Сальери давалась очень тяжело. Лишь благодаря невероятному усердию и труду он смог добиться хороших результатов. Хороших, но не гениальных. Персонаж очень завидовал Моцарту, поэтому принял решение от него избавиться.

Тематика трагедии «Моцарт и Сальери» представлена в списке:

  • Зависть. Основная тема пьесы — это чувство зависти по отношению к более удачливому коллеге. Сальери обидно, что он приложил много труда для достижения цели, а его молодой друг все получил задаром — от природы. Героя мучает мысль, что в таком случае его жизнь прошла напрасно.
  • Искусство. Сальери считает, что после Моцарта развитие музыки прекратится, и искусство достигнет наивысшей точки. Получается, что все остальные после него будут обречены на бесславие и бездействие. Сальери не мог допустить этого и убедил себя, что спасет музыку, убив самого гениального музыканта.
  • Дружба и соперничество. Моцарт доверял Сальери, а тот воспользовался этой наивностью, чтобы переиграть соперника. Герой не мог дружить, в его отношениях не было места искренности. Поэтому дружба стала орудием в руках вражды.
  • Что еще можно сказать в этом разделе? Пишите в комментариях, и мы все дополним)

Проблемы

Не секрет, что Александр Пушкин интересовался проблемами человеческих судеб. Автор, прислушиваясь к мнениям великих гениев, стремился к созданию своей творческой правды. Посмотрим, какова проблематика в пьесе «Моцарт и Сальери»:

В своем произведении писатель поднял проблему влияния зависти на душу. На примере Сальери автор показал читателю, как зависть разрушает душу человека. Сначала человек не замечает подвоха: он сравнивает свои успехи с чужими и негодует, если кому-то повезло больше. Но потом это чувство обиды вытесняет здравый смысл. Человек уже питается завистью и все видит в ее искаженной призме. Финалом этой деградации служит акт агрессии против того, кому «повезло больше».
Предвзятость. Сальери не сомневается, что его оценка будущего искусства единственно верная. Но он утрирует и искажает действительность, опираясь лишь на свой опыт и свое восприятие. То, что музыка после Моцарта исчезнет, это абсурдное утверждение, которое герой сформулировал себе в оправдание.
Несправедливость. Сальери решил, что сам может судить, кому жить, а кому умирать? Он возомнил себя Богом и нарушил право другого человека на жизнь. А ведь мы не можем делать это, не погрешив против справедливости и морали.

Основная мысль

Смысл пьесы «Моцарт и Сальери» заключается в том, что зависть и злость лишают человека всего, что он имеет. Сальери был талантливым человеком, но его поступок перечеркнул все его достоинства и достижения. Молодой композитор, будучи отравленным, торжествует. Сальери удивлён его фразой, что гений и зло — несовместимые понятия. Моцарт снова оказался впереди, ведь он выше всякого злодейства.

В своём произведении Александр Сергеевич хотел донести до читателя простую истину. Человек, совершивший грех, останется наедине со своей совестью. И никто не выступит в его защиту, ведь он сам прекрасно знает, что поступил подло. Сальери сам перечеркнул весь свой труд, все свои усилия в искусстве. Ведь он выбрал легкий путь: устранить конкурента. Но стал ли он от этого Моцартом? Нет. Он лишь перестал быть собой. Из опытного композитора он превратился в жалкого преступника. Такова основная идея пьесы «Моцарт и Сальери».

Чему учит?

Автор в произведении «Моцарт и Сальери» заставляет задуматься о том, что ни в коем случае нельзя завидовать победам и успехам других людей. По мнению Александра Пушкина, каждый человек должен иметь свое собственное мнение, но его не нужно навязывать окружающим. Трагедия призывает каждого человека радоваться простым мелочам и своему месту в жизни.

Чему учит А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери»? Тому, что гений и злодейство несовместимы. Важно выбрать свой путь: либо достигать успеха честным путем и праздновать заслуженную победу, либо идти по кривой дорожке и страдать от заслуженного поражения.

  • Любовь и дружба в жизни базарова сочинение 10 класс
  • Любовь и доверие в жизни человека сочинение
  • Любовь и деньги в пьесах островского сочинение
  • Любовь и быт в произведениях маяковского сочинение 11 класс
  • Любовь желткова это любовь или сумасшествие сочинение