Любовь к отечеству может быть физическая моральная и политическая сочинение проблема

Проверенное сочинение по тексту: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов…»

Проблема:

Что такое любовь к Родине? В чем она проявляется? Над этими вопросами задумывается автор текста. (Лучше написать: «В чем проявляется любовь к Родине», — т.к. автор не задается вопросом: «Что такое Родина?»)

Комментарий:

Раскрывая данную проблему, Карамзин рассуждает о двух видах любви к Родине: физической и моральной. Физическая любовь основывается на законах природы, на неотъемлемой связи с землей. Человек связан с родными местами. Он не может прожить без них. Именно такая любовь является общей для всех народов. Тогда как существует и моральная любовь, которая основывается на влечении души к родным, близким людям. Человек привыкает к людям, которые его окружают, ко всем сложившимся отношениям. (В позиции автора написано почти то же самое + много пересказа)

Рассуждая об этом, автор показывает, какие чувства испытывает человек к Родине, находясь от нее на расстоянии. Она притягивает к себе воспоминаниями, событиями, которые случались на его родной земле. (Иллюстрируя проблему, мы должны доказать, что в тексте присутствует обозначенная нами проблема, привести примеры и проследить ход мыслей автора)

Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о том, что связывает человека с родными местами. Карамзин говорит, что Родина мила сердцу не местными красотами, а воспоминаниями. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в предложении 4-5. И даже неблагоприятный климат родных краев не способен оттолкнуть человека, Карамзин приводит в пример жителей холодных стран, любящих место, в котором родились, несмотря на его суровость, и сравнивает человека с растением, которое имеет больше силы в своем климате.

Позиция автора:

Авторская позиция такова: любовь к Отчизне имеет и моральную, и физическую основу. Каждому человеку легче и радостней живется на родной земле. Кроме того, он всегда найдет поддержку близких ему людей. Именно поэтому и тот, и другой вид любви влияет на человека определенным образом.

Тезис:

Я согласен с мнением автора и считаю, что любовь к родной Отчизне — это любовь ко всему, что окружает людей с раннего возраста. Именно поэтому и физическая, и моральная любовь должны сочетаться в каждом из нас. (При выражении своей точки зрения, лучше воздержаться от слов «надо», «нельзя», «должны» и т. д. Напомню, что аргументируем мы собственную точку зрения. Как доказать, что физическая и моральная любовь к Родине ДОЛЖНЫ сочетаться в каждом из нас?)

Аргументы:

В подтверждении вышесказанного можно привести пример из литературы.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» описывается любовь поэта к Отчизне. Он показывает свою привязанность к пейзажам страны вопреки всему. «Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье…». И еще он пишет, что готов с наслаждением смотреть «На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков». Этим стихотворением Лермонтов выражает свою любви и к людям, и природе, пейзажам Родины.

Второй же пример можно привести из жизненного опыта. Во времена, когда литература была ограничена, большинство поэтов уехало (уехали) за границу. Но тоска по родине никогда не покидала их. Они всегда вспоминали родные места, людей, с которыми жили, контактировали. Именно поэтому писатели в своих стихах (стихотворениях) старались донести

притеснявшее чувство по Родине.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь к Родине является, потребностью, связанной не только с постоянной привязанностью к родным пейзажам, но и с близостью к землякам.

Итог: в целом, неплохое сочинение. Ошибки есть, но потренировавшись, можно от них избавиться. Есть шансы написать сочинение на высший балл.

Формулировка проблем исходного текста

1/1

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

0/3

Оnражение позиции автора исходного текста

1/1

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

3/3

Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения

2/2

Точность и выразительность речи

2/2

Соблюдение орфографических норм

3/3

Соблюдение пунктуационных норм

3/3

Соблюдение языковых норм

1/2

Соблюдение речевых норм

1/2

Соблюдение этических норм

1/1

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1/1

Общий балл

19/24

Аннотация

Николай Михайлович Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» выделяет три типа проявления любви к отечеству: физическое, моральное и политическое.

Человек любит место своего рождения и воспитания — это есть физическое проявление любви к Отечеству. «Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется» — пишет историк. Душа наших соотечественников сообразуется с нашей.

Важный этап становления достойного сына отечества — это умение уважать свою Родину. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Тем более, история нашей страны богата проявлениями лучших качеств народа. Карамзин указывает на такое великое свойство русского человека, как мужество.

Человек, как и народ, начинает своё обучение с подражания, но со временем должен стать самим собой, завершить подражательство. Это и даёт основание сказать: «Я существую морально!»

Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая.

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. Лапланец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество! — Самое расположение нерв, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться ее воздухом; недаром житель Гельвеции, удаленный от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию; а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется. — Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: о каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев. — На берегах прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось мне встретить голландского патриота, который, по ненависти к штатгальтеру и оранистам, выехал из отечества и поселился в Швейцарии, между Ниона и Роля, У него был прекрасный домик, физический кабинет, библиотека; сидя под окном, он видел перед собою великолепнейшую картину природы. Ходя мимо домика, я завидовал хозяину, не знав его; познакомился с ним в Женеве и сказал ему о том. Ответ голландского флегматика удивил меня своею живостию: «Никто не может быть счастлив вне своего отечества, где сердце его выучилось разуметь людей и образовало свои любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан. Я живу не с теми, с кем жил 40 лет, я живу не так, как жил 40 лет: трудно приучать себя к новостям, и мне скучно!»

Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.

Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так, греки и римляне считали себя первыми народами, а всех других — варварами; так, англичане, которые в новейшие времена более других славятся патриотизмом, более других о себе мечтают.

Я не смею думать, чтобы у нас в России было но много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, — а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут,

Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию.

Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа — вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости.

Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия. Великие люди и великие народы подвержены ударам рока, но и в самом несчастии являют свое величие. Так Россия, терзаемая лютым врагом, гибла со славою: целые города предпочитали верное истребление стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, Киева принесли себя в жертву народной гордости и тем спасли имя русских от поношения. Историк, утомленный сими несчастными временами, как ужасною бесплодною пустынею, отдыхает на могилах и находит отраду в том, чтобы оплакивать смерть многих достойных сынов отечества.

Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? По крайней мере завоеватели наши устрашали восток и запад. Тамерлан, сидя на троне самаркандском, воображал себя царем мира.

И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отметил врагам свирепым? Надлежало только быть на престоле решительному, смелому государю: народная сила и храбрость, после некоторого усыпления, громом и молниею возвестили свое пробуждение.

Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа; но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца — граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский, ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет… Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма. В царствование Александра позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новегороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал нашим воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взявшего, летели сражаться с первою европейскою армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков — и, наконец, французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем еще, кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались, как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людскость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость; но разве она не есть знак превосходного образования души? Сказывают, что учители Лейбница находили в нем также одну переимчивость.

В науках мы стоим еще позади других для того — и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов. Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели, собственно, так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? И можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-надесять веке философствовал и писал Монтань: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмелюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французский и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам [1]. Кому не будет обидно походить на Даламбертову мамку, которая, живучи с ним, к изумлению своему услышала от других, что он умный человек? Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. Оставим нашим любезным светским дамам утверждать, что русский язык груб и неприятен; что charmant и séduisant, expansion и vapeurs[2] не могут быть на нем выражены; и что, одним словом, не стоит труда знать его. Кто смеет доказывать дамам, что они ошибаются? Но мужчины не имеют такого любезного права судить ложно. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразных с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обработыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что «язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому». Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? — Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает, — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! — Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.

[1] Таким образом, самый худой французский перевод Ломоносова од и разных мест из Сумарокова заслужил внимание и похвалу иностранных журналистов.

[2] Прелестный, обольстительный, излияние, воспарения (франц.), — Ред.

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической.

С самого детства человеку прививают уважение, любовь к вечным человеческим ценностям, однако не все можно привить лишь воспитательным путем и пропагандой, существует и что-то более глубокое. В данном тексте Н.М. Карамзин предлагает читателю задуматься над вопросом: «Какова природа любви к Отчизне?»

Анализируя проблему, автор подводит нас к тому, что привязанность к своей Родине является общей для всех народов – «Лапландец, рожденный почти в гробе природы» в любом случае будет любить «холодный мрак земли своей». И даже выбирая между своей Отчизной и «счастливой Италией», лапландец выберет милый сердцу север. Эту привязанность можно назвать физической, тогда как существует отличное, другое влечение – влечение души к нашим родным и близким, трепет сердца от воспоминаний о тех «с кем мы росли и живем», духовная близость к согражданам – другими словами, моральная близость. Писатель делает акцент на том, что общими связями отечества можно объединить двух совершенно незнакомых людей — это простой «закон природы», совмещенный с сущностью человеческой души.

Автор считает, что любовь к Отчизне имеет моральную и физическую основу. Любому из нас лучше и счастливее живется на родной земле, это своеобразный «закон природы», спроецированный на человека. Вдобавок к этому, зависимость от знакомых лиц и знакомой речи, единообразие души и менталитета у сограждан, склонность сердца к воспоминаниям о тех, «с кем мы росли и живем», образуют моральную привязанность.

Я полностью согласна с мнением Н.М. Карамзина и тоже считаю, что любовь к отчизне формируется постепенно и на уровне привычки, делающей человека счастливым. Любому из нас мил знакомый пейзаж, каким бы специфическим он ни был, и, наверное, каждый из нас тянется к своим родным и близким душой, пусть даже это и простой прохожий, но житель твоего города, твоей страны.

Во всем творчестве С. Есенина можно заметить искреннюю, теплую любовь к своей Отчизне. Буквально в каждом стихотворении поэт, обращаясь к детству, к ярким моментам своей жизни, выражает глубочайшую любовь к Родине: к приятному душе пейзажу и к таким особенным, незабываемым русским людям. Так, стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является признанием в любви к родным землям и к людям своей Родины. На протяжении всех строк С. Есенин восхищается величественностью Отечественного пейзажа, а затем, описав хаты, поля, луга и церкви, выражает любовь к девичьему смеху, показывая тем самым свою к нему привязанность. В конце стихотворения поэт резюмирует: что бы ему ни предложили, он выберет свою родину.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» также описывает свою «странную» — т.е. беспрекословную любовь к Отчизне. Поэт выражает привязанность к пейзажу своей страны — несмотря ни что его волнуют «…Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье…», и в дополнение к этому он пишет о том, что до полночи готов смотреть «….На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков». А это значит, что и пейзаж, и люди Руси близки душе М.Ю. Лермонтова и образуют его любовь к Отчизне.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь к Родине является потребностью человека, его привычкой, связанной как с нашей постоянной привязанностью к земле и пейзажу, так и с нашей духовной близостью с соотечественниками.

Сочинение по тексту Н. М. Карамзина

(вариант  № 22 из сборника ФИПИ-2015)

          Почему мы любим «место своего рождения и воспитания»? Что привязывает нас к Отечеству больше всего? Над этими вопросами размышляет русский писатель, историк  Н. М. Карамзин.

          Автор в тексте поднимает важную нравственную проблему истока любви к родине, исследуя причины привязанности к своим родным местам людей разных стран и континентов. Н. М. Карамзин обращает наше внимание на два вида любви к Отечеству: физическую и моральную. Первая, «подобно магниту», существует в нас согласно законам природы: «… растение имеет более силы в своем климате», и для человека это характерно. Автор, рассуждая о физической любви к своему Отечеству, приводит в пример жителей Лапландии и Швейцарии, которые ни за что не променяют «хладный мрак земли своей», снежные горы и свист бури на «яркое сияние солнца» теплой Италии. Н. М. Карамзин пытается донести до нас мысль о том, что одна красота природы своего края – это не главный признак нашей привязанности к Отечеству. Есть и более сильное чувство выражения любви человека к родине – это «любовь к согражданам, … к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем…». Анализируя этот вид любви, автор рассказывает о двух «единоземцах», которые встретились впервые в чужой стране и так рады были этому, что очень быстро подружились и излили друг другу душу в искренней беседе. Н. М. Карамзин называет это «общими связями Отечества».

         Автор текста считает, что любовь к родине имеет как физическую, так и нравственную основу. По его мнению, и «… естественные красоты … Отчизны», и душевная привязанность к своим родным местам дают человеку «… какую-то особенную прелесть».

        Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что как бы далеко от родины человек ни находился, душой и сердцем он всегда с ней. Даже во сне он видит знакомую до боли «чету белеющих берез», извилистую тропинку к любимой речке, дорогие его сердцу лица людей. Недаром русская народная пословица гласит: «Родная сторона – мать, чужая – мачеха». Многочисленные примеры огромной любви к родине можно найти в произведениях русской литературы. Так, в стихотворении поэта С.А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…» изображена кровная, духовная связь лирического героя со своей родиной. Всё ему в ней дорого и мило: «хаты», «поля», «тополя», «веселый пляс», «девичий смех». Каждый есенинский образ согрет чувством безграничной любви к родине. Поэт восклицает:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

         Пример горячей любви к Родине нахожу в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». «Общие связи Отечества», как «кольца и звенья» в единой «электрической цепи», касаются сердца каждого русского солдата, героически сражающегося с врагами Родины. Поэт, восхищаясь мужеством, нравственной силой и патриотическим духом русских людей, подчеркивает общность их интересов и беззаветную преданность Отечеству.

        Таким образом, любовь к своей родине, данная нам с рождения, становится с годами только сильнее, и мы «нутром» чувствуем неразрывную связь с ней.

О любви к отечеству и народной гордости

Автор: Карамзин Николай Михайлович

Н.М.Карамзин

О любви к отечеству и народной гордости

  
   Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л., 1964.
   Оригинал здесь — http://www.rvb.ru
  
   Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая.
   Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освящают в памяти первый день любви и дружбы своей. Лапланец, рожденный почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей. Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведет таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему отечество! — Самое расположение нерв, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине. Недаром медики советуют иногда больным лечиться ее воздухом; недаром житель Гельвеции, удаленный от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию; а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется. — Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.
   С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: о каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев. — На берегах прекраснейшего в мире озера, служащего зеркалом богатой натуре, случилось мне встретить голландского патриота, который, по ненависти к штатгальтеру и оранистам, выехал из отечества и поселился в Швейцарии, между Ниона и Роля, У него был прекрасный домик, физический кабинет, библиотека; сидя под окном, он видел перед собою великолепнейшую картину природы. Ходя мимо домика, я завидовал хозяину, не знав его; познакомился с ним в Женеве и сказал ему о том. Ответ голландского флегматика удивил меня своею живостию: «Никто не может быть счастлив вне своего отечества, где сердце его выучилось разуметь людей и образовало свои любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан. Я живу не с теми, с кем жил 40 лет, я живу не так, как жил 40 лет: трудно приучать себя к новостям, и мне скучно!»
   Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.
   Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так, греки и римляне считали себя первыми народами, а всех других — варварами; так, англичане, которые в новейшие времена более других славятся патриотизмом, более других о себе мечтают.
   Я не смею думать, чтобы у нас в России было но много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, — а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут,
   Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию.
   Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа — вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя, чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости.
   Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия. Великие люди и великие народы подвержены ударам рока, но и в самом несчастии являют свое величие. Так Россия, терзаемая лютым врагом, гибла со славою: целые города предпочитали верное истребление стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, Киева принесли себя в жертву народной гордости и тем спасли имя русских от поношения. Историк, утомленный сими несчастными временами, как ужасною бесплодною пустынею, отдыхает на могилах и находит отраду в том, чтобы оплакивать смерть многих достойных сынов отечества.
   Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? По крайней мере завоеватели наши устрашали восток и запад. Тамерлан, сидя на троне самаркандском, воображал себя царем мира.
   И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отметил врагам свирепым? Надлежало только быть на престоле решительному, смелому государю: народная сила и храбрость, после некоторого усыпления, громом и молниею возвестили свое пробуждение.
   Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа; но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца — граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский, ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет… Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма. В царствование Александра позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новегороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.
   Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал нашим воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взявшего, летели сражаться с первою европейскою армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков — и, наконец, французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем еще, кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.
   В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались, как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людскость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.
   Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость; но разве она не есть знак превосходного образования души? Сказывают, что учители Лейбница находили в нем также одну переимчивость.
   В науках мы стоим еще позади других для того — и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов. Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели, собственно, так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? И можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-надесять веке философствовал и писал Монтань: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмелюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французский и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам {Таким образом, самый худой французский перевод Ломоносова од и разных мест из Сумарокова заслужил внимание и похвалу иностранных журналистов.}. Кому не будет обидно походить на Даламбертову мамку, которая, живучи с ним, к изумлению своему услышала от других, что он умный человек? Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. Оставим нашим любезным светским дамам утверждать, что русский язык груб и неприятен; что charmant и seduisant, expansion и vapeurs {Прелестный, обольстительный, излияние, воспарения (франц.). — Ред.} не могут быть на нем выражены; и что, одним словом, не стоит труда знать его. Кто смеет доказывать дамам, что они ошибаются? Но мужчины не имеют такого любезного права судить ложно. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразных с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обработыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что «язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому». Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? — Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.
   Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!
   До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает, — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! — Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.
  

Примечания

  
   Впервые опубликовано в «Вестнике Европы», 1802, N 4.
   Стр. 283. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. — Ссылаясь на летописи византийские, Карамзин в «Истории государства Российского» сообщал, что «со времен Юстиниановых, с 527 году… начинают славяне действовать против Империи… Ни сарматы, ни готфы, ни самые гуны не были для империи ужаснее славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес — все страны от залива Ионического до Константинополя были их жертвою. Ни легионы римские, почти всегда обращаемые в бегство, ни великая стена Анастасиева, сооруженная для защиты Цареграда от варваров, не могли удерживать славян, храбрых и жестоких» (т, I, стр. 20-21).
   Стр. 284-285. Сии славные республиканцы… бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. — Речь идет о разгроме французских войск в Италии в мае и июне 1799 года. Русской армией командовал Суворов.
  

Сочинение в
формате ЕГЭ

(1)Человек любит место своего
рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и
народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила
сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а
пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель
человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало
всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть.
(5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец,
рожденный почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит
хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и
сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не
произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури,
как падение снега: они напоминают ему Отечество!
(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в
меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает.
(9)Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для
человека не изменяется.
(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого
влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут
быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают
главным основанием физической привязанности людей к отечеству, ибо она не была
бы тогда общею

(11)С кем мы росли и живём, к тем и
привыкаем. (12)Душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом,
служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в
предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с
которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к
Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая
в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.
(14) Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга:
с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних
разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая
личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они,
говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в
характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного
государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им
одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)

Сочинение
в формате ЕГЭ

ученицы 11
класса МБОУ СОШ № 28 с УИОП

Стасенко
Софии

Привязанность
к Родине объединяет многих людей, связывает соотечественников, как бы далеко
они ни находились от дома. Она обладает двойственной сущностью: физической и
моральной, однако каждая из них гармонично уживается с другой в человеческой
душе. Автор предложенного текста Н.М. Карамзин ставит проблему природы любви к
Отчизне. В чём же она заключается?

Данная
проблема раскрывается при помощи рассуждений об основных проявлениях любви к
родным местам. Физическая её сторона основана на природных законах,
неосознанной связи с землёй. Родина предстаёт перед нами, словно «утро и
колыбель человека», нет ничего милее её. Сердечная привязанность к ней
рождается не от красот природы и чистоты неба над головой, а от магнетических
уз с тем, что дорого и связано с ней. Моральная любовь к Отечеству «утверждает
привычку», поэтому с годами она становится сильнее, и значимость её растёт.
Души единоземцев сообразуются между собой. Где бы они ни находились, им
кажется, что они «уже знакомы и дружны», даже если видятся в первый раз.

Н.М.
Карамзин считает, что любовь по отношению к Родине имеет двойственную природу:
физическую и моральную. Они во многом схожи. Но если первая существует у
большинства людей от рождения, то вторая крепнет с годами, приобретая
осознанность.

 Я
разделяю точку зрения автора, ведь каждый физически привязан некой силой к
родной земле, она заставляет нас любить Отчизну  и принимать её такой, какая
она есть. С годами человек становится мудрее, растёт его духовная привязанность
к людям, проживающим на одной территории и ментально схожим с ним.

 Людям,
даже находящимся далеко от дома, свойственно ощущать близость с Родиной,
ностальгию по тем временам, когда они жили в своих местах. Так, Илья Ильич
Обломов из одноимённого романа И.А. Гончарова с огромной теплотой вспоминает
своё детство, проведённое в дорогой его сердцу Обломовке. Илья Ильич соотносит
с родовым имением самых любимых людей, в чём и проявляется моральная сторона
любви к Отчизне. Он проносит это чувство через годы, осознаёт её связь с
родными.

Порой
источник чувств к отечеству может быть необъясним, непонятен. Человек любит
свою землю всем сердцем, но ищет причины для этой любви. Так, лирический герой
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» очарован её красотой, оставаясь
равнодушным к достижениям, славе и героической истории своей страны. Его
размышления о «странной любви» к своей Отчизне приводят лирического героя к
восхищению её естественностью, народом и природой.

Природа
любви к Родине может быть моральной и физической, однако обе эти стороны
выполняют одну задачу: связывают души людей сильнейшими узами. Одни соотносят
эту привязанность с семьёй и близкими, как Обломов, другие – с её естественной
сущностью, как лирический герой стихотворения «Родина», но, скорее всего,
каждый из нас одновременно испытывает оба проявления любви к родной земле.  

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (З)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рождённый почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!

(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется.

(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к Отечеству, ибо она не была бы тогда общею.

(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Их душа сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца.

(13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.

(14)Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдалённых колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)

* Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) — русский историк-историограф, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории России.

Мамаков Влад, 2 уровень.

Какова природа любви к Отчизне? Какие факторы влияют на привязанность к родной земле? На эти и другие вопросы отвечает в своем тексте Н.М Карамзин, поднимая проблему патриотизма. 
Эта проблема актуальна всегда, так как вне зависимости от времени проживания любовь к Отчизне будет играть важную роль в жизни каждого. 
На примере рассуждения главного героя автор показывает, насколько сильна привязанность человека к месту, где он родился. Такое отношение возникает с детства и остается с человеком до конца его дней. Н.М. Карамзин рассуждает о том, что ни никто не проманяет красоты родного края на чужие страны. 
Автор считает, что любовь к Родине – это не только любовь к родному месту, это любовь ко всему, что окружало человека с первых дней его жизни. Любовь к Отчизне имеет и моральную, и физическую основу. Человек не только запоминает окружающих его людей, но и привыкает к ним, ко всем сложившимися отношениям. Он обладает биологической связью с родиной и не может быть вырван из родной среды без последствий, как не может быть вырван цветок из той почвы и того климат, где он распустился. 
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, любовь к родному краю – это любовь ко всему и всем, что окружает человека с самого рождения. Без родины человек лишен счастья. Свою точку зрения могу подтвердить примерами из литературы. 
В качестве первого аргумента я хочу привести в пример одну из публицистических статей писателя В.П. Астафьева. В ней он рассказал о том, как отдыхал в южном санатории. В приморском парке росли растения, собранные со всех сторон мира. Но вдруг он увидел три берёзки, которые чудом прижились к чужой земле. Автор глядел на эти деревца и вспоминал свою деревенскую улицу. 
В качестве второго аргумента я бы хотел привести произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Автор рассказывает, как в нелегком пути советского летчика Алексея Маресьева поддерживали воспоминания о доме, о матери, о родных ему местах.
Таким образом, любовь к Отчизне сформировывается в детстве, сопровождает человека всю его жизнь, поддерживает его даже в самых трудных ситуациях. 

  • Любовь к маме сочинение рассуждение
  • Любовь к малой родине сочинение
  • Любовь к жизни это рассказ
  • Любовь к жизни определение для сочинения
  • Любовь к жизни джек лондон сочинение рассуждение