Любовь в рассказе легкое дыхание бунин

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина сочинение

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой. Автор пишет о ней, как о стройной, с хорошими округлостями и красивыми волосами девушке.

В этот период все гимназистки завидовали Оле. Ей было дано это само собой. Она не прилагала никаких усилий для того, чтобы привлекать внимание противоположного пола. А вот прочие девочки старались как могли, но без особых результатов. В связи с этим и появились различные слухи об Оле.

В один день, когда ее вызвала директор, Мещерская призналась, что у нее была интимная связь с братом директора. Это повергает в шок читателя. Далее, читая рассказ, поражаешься еще больше, так как брату директора было около пятидесяти лет. Многих читателей это не только шокирует, но и отталкивает от Оли Мещерской.

Но из рассказа, который она написала в своем дневнике о том дне, читателю становится все понятно. Оля, обычная девочка-подросток. Бушующие гормоны. Все очень интересно, романтично и легко. Поэтому, поддавшись такому наплыву эмоций, Оля совершает довольно-таки обдуманный поступок. Но человека, который был с ней близок, она начинает ненавидеть.

А вот со стороны брата директора гимназии, Алексея Михайловича Малютина, взрослого, зрелого мужчины, — эти эмоции похожи на любовь. На мой взгляд, все чувства Малютина естественны по отношению к Оле Мещерской. Она молода, красива, свежа. Алексей взрослый, зрелый мужчина. Находясь с ней близко, он не смог удержаться и поддался порыву. Малютин очень хотел, чтобы Оля стала его женой. Но она отказалась. И тогда Алексей Михайлович убил ее, не выдержав отказа.

По моему мнению, настоящей и трепетной любви в рассказе не описывается. Автор скорее хотел показать, что любовь свойственна людям разных возрастов. Но, на мой взгляд, она может быть счастливой только тогда, когда это взаимно. В рассказе И. А. Бунина главный герой не получает ответа на свои чувства. Поэтому произведение завершается драмой.

Однако, даже после трагической смерти, воспоминания об Оле Мещерской веют «легким дыханием» и красотой.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Пластова Тройка. Ребятишки у реки

    На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.

  • Сочинение по картине Пластова Первый снег 4 класс

    Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег

  • Образ и характеристика Екатерины II в романе Капитанская дочка Пушкина

    Действия исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят во времена правления императрицы Екатерины II и связаны с восстаниями Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.

  • Образ и характеристика Доранта (Мещанин во дворянстве Мольера) сочинение

    Граф Дорант является выходцем из богатого класса. Вернее, он был когда-то богатым, но из-за своего неумения, в скором времени обнищал. Этот тип людей, заводит дружбу только ради получения денег

  • Сочинение Нужны ли перемены обществу и почему?

    Современному обществу нужны перемены. Это необходимо потому, что каждое общество не живёт в ограниченных рамках, оно должно развиваться. Вслед за процессами в экономике и политике ив обществе нужны изменения.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Бунин

Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской. Она обычная девочка, не отличалась от своих сверстниц. В подростковом возрасте Оля заметно похорошела. Стала стройной, очаровательной, милой, имела красивые волосы.

И тут не обошлось без зависти. Другие гимназистки косо посматривали на нее, так как Оля без труда привлекала внимание парней. Другим же стоило это немалых усилий и все могло быть безрезультатно. Так появились всевозможные слухи и сплетни про девушку.

нейросеть

В свете этих событий случились следующие казусы. Директор гимназии вызвала Мещерскую к себе в кабинет, где Оля признается в интимной близости с братом директора. Для многих это было неожиданностью. И дальнейшие события еще больше отталкивают от героини, так как ее партнеру было около пятидесяти лет.

Оля вела дневник, в котором описывает сложившуюся ситуацию и нам становится все ясно. Она, обычный подросток, у которого в этом возрасте играют, бушуют гормоны. Все довольно привлекательно, романтично и легко. Героиня поддалась этому наплыву чувств и совершила обдуманный поступок. А человека, с которым у нее случилась близость, она начала ненавидеть.

Алексей Михайлович Малютин, брат директора гимназии, взрослый и зрелый мужчина испытывает к девушке сильные чувства, похожие на любовь. Это вполне объяснимо, ведь она молодая, красивая, привлекательная. Он, находясь с ней рядом, не смог сдержать своих чувств и поддался соблазну. Малютин искренне желал, чтобы она стала его женой, но Оля ответила отказом. Для Алексея Михайловича это было неожиданно, он не захотел смириться с таким исходом событий и убил Олю.

Я считаю, что между героями не было настоящей, искренней любви. Бунин же стремился донести до своего читателя, что чувства возникают между людьми разных возрастов. И она будет счастливой только при условии, что это взаимно. Малютин не получил ответа на свою симпатию, вследствие чего мы видим драматичный конец.

Оле, которой едва исполнилось пятнадцать лет, далеко до образа роковой соблазнительницы. В силу своей наивности и неопытности, она не знала, как выйти из сложившейся ситуации. Малютин, который так и не смог осознать свою вину и ошибку, во всем обвинил ее.

Автор заканчивает рассказ следующими строками: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту уничтожить невозможно, она возродится снова.

`

Тема любви в рассказе Легкое дыхание

Тема любви в рассказе Легкое дыхание

Популярные сочинения

  • Отзыв на рассказ Ася Тургенева 8 класс

    Само произведение мне очень понравилось, но не совсем понравилось поведение главной героини, чьим именем его и назвал автор.

  • Описание лесного озера — сочинение

    Каждый человек на нашей планете, независимо от того, является ли он художником-пейзажистом, поэтом или простым неизвестным жителем, очень ценит любой источник воды.

  • Сочинение Князь Мышкин в романе Идиот (образ и характеристика)

    В трудный жизненный период Ф.М. Достоевский создал свой бессмертный роман «Идиот». Своё детище писатель переписывал. Писатель мечтал создать образ человека, который во всем идеален

Сочинение на тему «Тема любви» в рассказе Легкое дыхание Бунина И.А.

План сочинения:

  1. Оля Мещерская и события, произошедшие с ней
  2. Жестокое обращение начальницы к гимназистке
  3. Любовь в понимании Бунина – сильная и разрушающая страсть
  4. Короткая, но яркая жизнь Оли, окрыленная легким дыханием

1. Оля Мещерская – девочка-гимназистка из богатой семьи. Ее не волнуют растрепанные волосы или руки, вымазанные чернилами. Для Оли важно быть естественной. Она имеет чувство собственного достоинства, умеет защитить себя от нападок начальницы гимназии. Мне нравится этот образ, кроме одной Олиной черты – бессердечного обращения с противоположным полом. Девушку мало волнуют последствия ее слов, но они оказываются роковыми. Мещерскую убивает казачий офицер, не сумевший простить девушке ее жестокий отказ.

2. Я спрашиваю себя, откуда девушка научилась этой жестокости? О ее родителях ничего не сказано, но Оля хорошо одета. У нее дорогие гребни, туфли. Видно, что родители заботятся о ней, не жалеют для дочери денег, но сама обстановка в школе напряженная. Гимназия больше напоминает казарму, чем учебное заведение. Не понятно, за что начальница ругает Олю? Судя по сюжету, девушка уже неоднократно подвергалась ее нападкам. Ее наставница, скорее всего, просто завидует юной гимназистке, ее веселому характеру, непосредственности, свободе. Я считаю, что такие люди и убивают внутри своих воспитанников любовь, вместо которой появляется ненависть, отвращение, жестокость.

3. В произведениях Бунина любовь именно такая – разрушительная, затмевающая человеку глаза. В самом начале Оле нравится немолодой офицер, друг ее отца. Я делаю этот вывод, читая строки из ее дневника, но что-то пошло не так. После интимной близости офицер стал вызывать у девушки отвращение, да такое сильное, что Оля, по ее словам, не смогла этого пережить. Отношение к своему первому мужчине у нее резко меняется, и она не может справиться с этим. Офицер холост, его любовь к Оле – это свет в окошке. И этот луч света внезапно меркнет, да еще при очень неприятных обстоятельствах. Он узнает подробности Олиных чувств к себе. Офицер не может пережить этой боли и убивает девушку.

4. Мне не понятно, как могла так рано умереть девушка, созданная именно для любви? Действительно ли она была счастливым человеком или же казалась такой? Скорее всего, она чувствовала свой скорый уход и пыталась прожить оставшееся время в полную силу.

Оля прочла во взрослой книжке, что самое главное для настоящей женщины – это легкое дыхание. Именно таким увидела свое дыхание юная красавица. Олина жизнь оказалась короткой, но прошла она на одном дыхании – радостно и легко. Немолодая классная дама, прожившая много лет, вряд ли ощущала столько чувств, сколько испытала Оля за свою короткую, но яркую жизнь.

Иван Алексеевич Бунин вошел в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять психологию этого чувства, и будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.
История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и четкой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, попадаются эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Модернизм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916 , и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское, к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить какое-либо небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, когда он случайно набрел на небольшое кладбище. Прогуливаясь по нему, он обнаружил могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в ее смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала гимназистка Оля Мещерская, чей образ был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и боле глубокие воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестренки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, происшедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Легкое дыхание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Легкое дыхание»

Популярные сочинения

  • Роль языка в жизни человека — сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс)
    Слова в жизни человека играют очень важную роль, благодаря им мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими
  • Вольнолюбивая лирика поэта Пушкина
    ема вольности является одной из ведущих тем в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэт характеризует понятие вольности и свободы всегда по-разному, это зависит от периодов его творчества.
  • Сочинение по творчеству Тургенева
    Некрасов считал главным предназначением литературы не «служение чистому искусству», а использование донесение своей позиции до широкой аудитории, пропаганду идей, поэтом в его творчестве большое

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает ее сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это, прежде всего, страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда идет смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани суицида от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель, все же, не подвергает критике ее поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, ее способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекает автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали ее естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить ее балансировать между легкостью и «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное равнодушие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит писатель читателей, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжелый осадок.

Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской. Она обычная девочка, не отличалась от своих сверстниц. В подростковом возрасте Оля заметно похорошела. Стала стройной, очаровательной, милой, имела красивые волосы.
И тут не обошлось без зависти. Другие гимназистки косо посматривали на нее, так как Оля без труда привлекала внимание парней. Другим же стоило это немалых усилий и все могло быть безрезультатно. Так появились всевозможные слухи и сплетни про девушку.

В свете этих событий случились следующие казусы. Директор гимназии вызвала Мещерскую к себе в кабинет, где Оля признается в интимной близости с братом директора. Для многих это было неожиданностью. И дальнейшие события еще больше отталкивают от героини, так как ее партнеру было около пятидесяти лет.

Оля вела дневник, в котором описывает сложившуюся ситуацию и нам становится все ясно. Она, обычный подросток, у которого в этом возрасте играют, бушуют гормоны. Все довольно привлекательно, романтично и легко. Героиня поддалась этому наплыву чувств и совершила обдуманный поступок. А человека, с которым у нее случилась близость, она начала ненавидеть.

Алексей Михайлович Малютин, брат директора гимназии, взрослый и зрелый мужчина испытывает к девушке сильные чувства, похожие на любовь. Это вполне объяснимо, ведь она молодая, красивая, привлекательная. Он, находясь с ней рядом, не смог сдержать своих чувств и поддался соблазну. Малютин искренне желал, чтобы она стала его женой, но Оля ответила отказом. Для Алексея Михайловича это было неожиданно, он не захотел смириться с таким исходом событий и убил Олю.

Я считаю, что между героями не было настоящей, искренней любви. Бунин же стремился донести до своего читателя, что чувства возникают между людьми разных возрастов. И она будет счастливой только при условии, что это взаимно. Малютин не получил ответа на свою симпатию, вследствие чего мы видим драматичный конец.

Оле, которой едва исполнилось пятнадцать лет, далеко до образа роковой соблазнительницы. В силу своей наивности и неопытности, она не знала, как выйти из сложившейся ситуации. Малютин, который так и не смог осознать свою вину и ошибку, во всем обвинил ее.

Автор заканчивает рассказ следующими строками: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту уничтожить невозможно, она возродится снова.

Композиция

К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме. После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.

Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.

В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание”

Рассказ “Легкое дыхание” написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству “Легкое дыхание” считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу

кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: “На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская”.

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при

виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: “звенит-звенит”, не прекращая, “холодный ветер фарфоровым венком” на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало “в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз”. Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ “Фиалки”, написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: “Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой”. Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ “Легкое дыхание” не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. “Маленькая женщина в трауре”, классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее “бледное личико в гробу” и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – “легкое дыхание”: “А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?”

Заканчивается рассказ словами автора: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре”. Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Жанр

Проводя в «Легком дыхании» анализ на жанровую принадлежность произведения, следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена основная проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи последователем реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, все более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что «Легкое дыхание» соответствует модернизму, в котором присутствуют основные тенденции реализма.

Во многих
произведениях Бунин обращается к вечным
темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть.
Эти темы становятся главными и в рассказе
«Легкое дыхание», поражающем именно
легким дыханием бунинской прозы, ее
особым ароматом.

Смысл названия
рассказа связан прежде всего с главной
героиней. Примечательна первая деталь
описания облика Оли Мещерской,
обнаруживающая ее личностную
индивидуальность, — «живые, радостные
глаза». Живость, простота, естественность,
непосредственность, красота, наивность,
женственность, легкость составляют
бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность,
обольстительность, «манкость». «Легкое
дыхание» ее женственности радостно и
всепобеждающе торжествует в малейших
деталях внешности и поведения. Всё это
дано ей от природы, пришло к ней без
малейшего ее усилия – «легко». Мотив
легкости – основной в описании внешности,
поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь
смерть – «крест из дуба» на могиле Оли,
«крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип
антитезы сохранится на протяжении всего
рассказа, отразившись и в системе
образов, и в композиции.

Героиня Бунина
свободно и радостно шла по жизни, не
задумываясь о ее темных, мутных потоках,
смысл жизни для нее — в самой жизни. На
пути ее легкого полёта были любовь
учениц младших классов, танцы на балах,
веселье, бег на коньках, влюбленность
гимназиста Шеншина, но был и
пятидесятишестилетний «ловелас»
Малютин, был казачий офицер, «некрасивый
и плебейского вида». Оля опять-таки
легко сделала шаг навстречу нравственному
падению, ведь в ее отношении к Малютину
не было и тени любви, легко призналась
в этом гимназической начальнице, легко
играла чувствами казачьего офицера. Не
случайно Малютин упоминает о Фаусте с
Маргаритой: в истории искушения Маргариты
в Фаусте торжествует плотское над
духовным; Малютин и не скрывает
«мефистофелевского» начала в своем
плотском желании обладать юной прелестью
Оли, а Оля не подозревает о необходимых
нравственных границах своего жизненного
полета – только легкость, только свобода,
только веселая игра.

О гибели Оли
на вокзале сказано сухо, отрывисто, как
в хронике уголовного дела. Полёт по
жизни – вне осознанности и ответственности
— вовлекает героиню Бунина в опасную
сферу «плебейских» чувств, однолинейных
и жестоких решений: казачий офицер
увидел в Мещерской одно издевательство
над собой, над его, так сказать, принципами,
над его «нравственностью», он покарал
Олю как легкомысленную, аморальную
соблазнительницу – и полагал себя
правым. Жизнь Оли была легка, и смерть
тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую»
жизнь.

Однако авторская
задача не имеет ничего общего с
мелодраматическим и морализаторским
описанием жизни и смерти прелестной,
но запутавшейся гимназистки. Произведение
имеет необычную композицию: начинается
и завершается описанием кладбища,
хронология событий изменена писателем,
фабула не совпадает с сюжетом. Появляются
эпизоды, казалось бы, не имеющие с
историей Оли никакой связи, — ее рассказ
подруге о «легком дыхании» и приходящая
на могилу классная дама.

Образ главной
героини включен в систему антитез, одна
из которых – Оля Мещерская и классная
дама. Классная дама живет выдумкой,
заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь
Оли была полна энергии, стремительна и
празднична – жизнь классной дамы
одинока, скудна событиями, лишена любви
и счастья. Эта уже «немолодая девушка»
умна, однако в ней нет того «легкого
дыхания», которым была наделена Оля,
жизнь проходит мимо классной дамы, даруя
ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое
ее притяжение даже к памяти о «легком
дыхании».

«Легкое дыхание»
— это энергия женственности, вечно
живущая в мире, способная сводить с ума,
даровать либо высшее счастье, либо
трагедию. Эта энергия не связана (или
менее всего связана) с красотой как
гармонией внешних черт — не случайно
Оля, говоря подруге о красоте, отвергла
всё внешне-декоративное: «черные, кипящие
смолой глаза», «колена цвета раковины»,
«нежно играющий румянец» и так далее –
и выбрала лишь «легкое дыхание». Это
великая тайна, которой можно изумляться,
но которую нельзя разгадать до конца.

«Легкое дыхание»
— это и энергия творчества, вдохновения,
тоже необъяснимая и неразложимая на
формулы и определения. Именно «легкое
дыхание» творчества чувствуется в
сцеплении событий рассказа Бунина.
Наиболее точно об этом сказал искусствовед
и психолог прошлого века Л.С.Выготский:
«Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная,
мутная, запутавшаяся, но события соединены
и сцеплены так, что они утрачивают свою
житейскую тягость и непрозрачную муть;
они мелодически
сцеплены друг с другом, и в своих
нарастаниях, разрешениях и переходах
они словно развязывают стягивающие их
нити, они отрешаются от действительности.
Так житейская история о беспутной
гимназистке претворена здесь в легкое
дыхание бунинского рассказа».

Соседние файлы в папке 5

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Доклад по литературе «Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание»»

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.

Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская».

Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.

Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.

Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.

Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.

Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.

Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.

Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.

Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.

Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»

Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

  • Любовь в рассказе господин из сан франциско
  • Любить цветы как пишется
  • Любить самоотверженно как пишется
  • Любить природу значит любить родину сочинение рассуждение
  • Любить по настоящему как пишется