Любовь в сказке аленький цветочек

Вступление

Сергей Тимофеевич Аксаков не скрывал, что прообразом «Аленького цветочка» стала сказка, которую услышал в детстве от ключницы Пелагеи. Это объясняет повествовательную схожесть с другими народными сказками, в том числе зарубежными, например «Красавице и чудовище».

Впервые сказка издана в 1858 году как приложение к произведению «Детские годы Багрова–внука».

Аксаковский «Аленький цветочек» не столько народная сказка по содержанию, сколько мировоззренческая – по заложенным аксиологическим и христианским смыслам. Попробуем разобраться в произведении с позиции духовно-нравственных ценностей.

Купец как положительный персонаж

В начале сказки часто встречается слово «любовь». Примечательно, что использовано это слово при описании купца. Автор подчеркивает положительность персонажа и через отношение к богатству:

и любил он дочерей своих больше всего своего богатства

Людей купец ставил выше богатства, а для своих дочерей готов привести всё что те пожелают. Такое выражение любви нельзя назвать положительным, ведь несмотря на оставленный наказ «жить без него честно и смиренно», он попросту балует дочерей.

О том, почему младшую дочку любил больше всех

Ответом на это служит следующая строка:

 …а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее

То, что она относилась к нему ласковее других дочерей свидетельствует о любви, которую купец чувствует и отвечает взаимностью. Отец видит в младшей – родственную душу. И эта связь очень действительно прослеживается в сказке. Купец – человек долга и чести. Он не только выполнил обещание, которое дал дочерям, но проявляет смирение и волю, – вспомните, ведь чудище отпустило его домой под «честное слово»:

Видя его правду, он (чудище –прим. ред.) и записи с него заручной не взял, а снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.

Сорвав аленький цветочек, и увидев, что совершил ошибку, купец кается и просит прощения у чудища. Это ли не христианское поведение?

Младшая дочь не столько телесное продолжение отца, сколько духовное, ведь предстаёт более совершенным человеком. Отсюда становится ясно, зачем автору образ благочестивого отца, ведь хороший плод не может быть от засохшего дерева.

Вспомните описания из житий святых, например, Сергия Радонежского, Иоанна Предтечи, в которых изображаются родители святых, как правило – это праведные люди, или, даже – святые.

Как раскрывается образ дочерей. Значение заветных подарков

Старшие дочки изображены антиподами младшей, и, скорее представляют собою продолжение умершей матери, которая, видимо, не отличалась добродетелью. Однако такое положение вещей свидетельствует и о недостатке материнской любви, а отец, как сказано в начале сказке, любил больше младшую.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы

Венец – желание властвовать

Недостаток любви компенсировался в старших дочерях развитием отрицательных качеств.

Какими пороками поражены сёстры видно по тем подаркам, которые те заказали отцу. Эпизод в сказке с заветными желаниями не случаен. Купец дал дочкам три дня на выбор подарков. И те думали три дня и три ночи, что свидетельствует о решениях, принятых за это время, как взвешенных и обдуманных. Через выбор заветного подарка, дочери обнаруживают внутренний мир, показывают что у них на душе.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы
Зеркальце как символ тщеславного и себялюбивого человека

И действительно, загаданные подарки глубоко символичны. Старшая загадала золотой венец, что символизирует неудовлетворённую жажду власти. Средняя загадала «тувалет из хрусталю восточного» или, другими, словами зеркальце. Конечно же, эта вещь символизирует страсть тщеславия и самовлюблённости. Стоит только удивиться, почему отец исполняет такие прихоти дочек. Но и ответ будет прост: слепая отцовская любовь.

Младшая загадала «аленький цветочек, которого не было краше на белом свете». Не просто цветок, а самый красивый. Заметьте, не вещь или украшение для удовлетворения желаний, а то, чем любуются! Созерцание красоты для неё важнее прочего. Что это как не внутреннее желание обрести истину. В творениях Святых Отцов истиною Красотою называют самого Бога.

Дионисий Ареопагит писал:

«Бог – это единственная постоянная и вечная Красота, то есть то, что, в качестве Красоты, не преходит и не изменяется».

и далее:

Прекрасное… всех к Себе зовет, отчего и называется красотой, и потому что Оно все во всем сводит в тождество».

Младшая дочь ставит небесное выше земного, невольно показывая стремления души: к вечному, неземному. Через совершенное создание Творца, она хочет приобщиться к истине.

О том, как купец искал аленький цветочек

Если подарки для старших дочерей купец нашёл относительно легко, то добыть аленький цветочек пришлось, преодолевая преграды в виде разбойников и дремучего леса. Когда купец окончательно сбился с пути и оказался в тёмном лесу, тем не менее понимал – нужно идти только вперед:

Поворотил он назад-нельзя идти; направо, налево-нельзя идти; сунулся вперёд – дорога торная.

Перекрестился купец и пошёл вперёд. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как белый день

Торная дорога или по-другому проторенная, т. е. гладкая. В православном учении нередко жизненный путь сравнивается с узкой дорогой. Каким бы тяжёлым ни был наш путь, воспринимать его нужно как крест, который нельзя поменять, нельзя сворачивать ни вправо ни влево. Тот кого распяли, указал единственный и верный путь. Вот и в сказке, прямая и проторенная дорога в чащобах леса, аллегорически напоминает о необходимости держаться в жизни пути, указанного Христом. Посмотрите, как вознаграждается купец после трудной дороги: он попадает в невиданной красоты дворец, в котором исполняются все сущие желания. Здесь, думаю, аллюзии на Рай вполне понятны.

Так ли страшен зверь

В морском чудище не наблюдаем ничего ужасного, кроме внешности. Больше этот зверь лесной поведением напоминает щедрого хозяина, а в сцене с вырванным аленьким цветочком – справедливого судью. После того как купец сорвал аленький цветочек, чудище предложило честный уговор: либо тот погибнет, либо одна из дочерей добровольно спасет его.

При возвращении отца старшие дочери не заметили печали на его лице, но младшая, по родству душевного слада почувствовала скорбь. Дочь хотела, чтобы он разделил печали и тем облегчил лежавший на сердце груз. Отец не выдержал и рассказал случившееся дочери и, что важно, заплакал, признав бессилие. Но дочь правильно восприняла речи отца, поняв, что это испытание выпало ей. Уповая на жалостливость зверя, она успокаивает отца, добровольно согласившись пойти к чудищу. Этот эпизод показывает, что дочка, с духовной точки зрения, превзошла отца, решившись положить душу за него.

Через такое испытание младшая дочь раскрывает добродетель, ведь она не пожалела жизни и согласилась спасти отца. На этом примере показано действие духовного закона: кто души своей не пожалеет, тот её спасёт.

О том, как младшая дочка смогла полюбить чудище морское

Добродетельный человек старается не сидеть без дела. Младшая дочка, оказавшись у чудища, не праздновала, а рукоделила. На примере такого, высоконравственного человека, автор показывает как рождается истинная любовь. Из контекста сказки понятно, что любовь усилием берется и не каждый обретет её.

У зверя во дворце побывали и другие девицы, но ни одна из них не полюбила его, несмотря на богатство и проявленную заботу.

Что позволило девице полюбить страшного зверя? Доброе сердце и готовность ко всему относится со смирением. Дочка называла его господином, т. е. правильно оценивала свое положение, не превозносясь, а выражая благодарность за доброту и заботу.

Девица, конечно же, не сразу полюбила чудовище и никакой жалости к нему не испытывала как интерпретируют некоторые современные и иностранные обработки сказки. Дело в том, что смирившись с участью вынужденной гостьи, она приготовилась принять любые условия морского чудища, воспринимая того как хозяина её жизни. Чувствуя благорасположение, она стремилась узнать его поближе и привыкнуть к внешним недостаткам. Сначала свыклась с его страшным голосом, потом и с внешностью, хотя давалось это не без усилий:

Со страхом своим совладала и виду, что испугалася, не показала, и скоро слова его ласковые и приветливые, речи умные и разумные стала слушать она и заслушалась, и стало у ней на сердце радостно.

Младшая дочка заставила сердце работать, что позволило увидеть скрытую за внешним уродством человеческую душу морского зверя. И, в конце концов, она полюбила того.

Любовь – это не то чувство, которое вдруг приходит, а потом исчезает. Любовь требует постоянной работы, а те чувства, которые принято называть любовью, лишь предтеча истинной любви. Вот и в сказке изображена не та чувственная любовь, а та любовь, которая развивается постепенно и дается с упорством и трудом.

Зависть сестёр

Что подтолкнуло старших дочерей к желанию погубить сестру? Конечно же, зависть. В начале сказки уже дано представление о моральном облике сестер, которые страдают тщеславием и гордыней. Если младшая, имея добрые помыслы, смогла к концу сказки духовно вырасти, заслужив истинную любовь, то старшие сестры, действуя по страсти, замыслили грех убийства. Таким образом, грех зависти потянул еще больший грех.

Что воскресило лесного зверя

После коварного поступка сестер, казалось бы, счастье младшей дочки невозможно. Но как часто происходит в сказках (например, в сказке «Аленушка и братец Иванушка») истинная добродетель спасает и даже воскрешает героев. Если Иванушка спасает сестрицу из пруда благодаря вере, то младшая дочь в «Аленьком цветочке» возвращает суженого к жизни благодаря той любви, до которой сумела вырасти.

 Выводы и современное восприятие

Количество литературных, мультипликационных и видео- обработок сказки «Аленький цветочек» равняется количеству сюжетных и смысловых интерпретаций. Нельзя сказать, что одна лучше, другая хуже. Каждое произведение (и мультфильм, и фильм, и художественная обработка) несет смысловой контекст.

Например в советском мультфильме отец изображен положительным персонажем, но с явными признаками тщеславия и гордыни, никакого смирения перед чудищем не проявляет. Слова с молитвенным обращением или упованием Богу убраны полностью.

Аленький цветочек – сказка о жертвенной любви. Разбираем смыслы

Эти синонимы нельзя отнести к любви, описанной в сказке

Но в анимационном плане мультфильм смотрится приятно.

Из разбора сказки узнали, следующее:

– истинная любовь стяжается через внутреннюю работу,

– относись к ближнему со смирением и открытым сердцем,

– любовь больше чем просто чувство,

– иди путём прямым, не сворачивай

– хороший плод бывает от хорошего дерева.

Если хотите узнать как стяжать любовь – читайте сказку в оригинальном изложении Сергея Аксакова.

Прочтений: 2 187

Литературное чтение

Составитель: Слиткова Галина Анатольевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №35 г. Томска

Тема раздела: Литературные сказки.

Тема: Урок-исследование на тему «Открытие любви и добра» по сказке « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова

Тип урока: закрепление

Цели:

  • продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»;

  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой, формировать умение отличать литературные сказки от народных;

  • обогащать словарный запас детей;

  • воспитывать внимание, мышление, воображение;

  • вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

Задачи:

  • Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;

  • Учить анализировать поступки героев;

  • Развивать мышление, воображение;

  • Учить видеть позицию автора.

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в изучаемом тексте.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями), иллюстрации-обложки, карточки дл парной работы.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1 .Организационный момент:

приветствие, создание эмоционального фона. (Слайд №2)

-Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, поприветствуйте и подарите улыбку.

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Пусть урок пройдет в атмосфере добра и взаимоуважения. Сегодня у нас с вами не простой урок, а — волшебный, так как мы побываем в мире, где добро побеждает зло, происходят всякие чудеса.

2. Формулирование темы и цели урока.

— А где это происходит? (в сказке) (Слайд №3)

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

А какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые, фольклорные, литературные авторские)

— Какие сказки называются авторскими?

(обработанные или пересказанные авторами)

— Назовите фамилии писателей- сказочников и их произведения, которые мы читали?

( А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов « Конек-горбунок», П.П.Бажов «Серебряное копытце», В.М.Гаршин «Жаба и роза»).

— Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы — назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок). (Слайды 4,5)

— На прошлом уроке мы познакомились со сказкой «Аленький цветочек». К какой группе она относится? Кто ее автор?

На доске записана поговорка: «С лица воды не пить!». Учитель спрашивает, какое отношение это пословица имеет к теме урока.

Дети выдвигают свои предположения, затем учитель резюмирует.

Не случайно в народе сложилась поговорка «С лица воды не пить!». Мудрость, заложенная в этой поговорке, гласит о том, что внешняя привлекательность далеко не всегда свидетельствует о добром сердце, о честности и надежности носителя физической красоты.

— Сегодня на уроке мы продолжим разговор об этой сказке. О добре и зле. О великодушии и малодушии. Будем исследовать, анализировать, находить общие черты литературной сказки с народной.

II. Развитие умений.

1.Совместное открытие знаний

Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представить писателя и знать условия, в которых жил автор, истоки создания произведения. Некоторые из вас вместе со мной готовились к уроку, были настоящими исследователями. Представьте классу ваши доклады.

(Слайд №6)

Родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым. Вместе с жалостью в сердце его возникли Любовь и Благодарность. Это подарила ему мать, которая своей любовью вылечила сына. И это подарила ему сказка, которую тяжело больному мальчику рассказывала ключница Пелагея. Значит, таит эта сказка силу исцеляющую.

Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы узнали, кто так плачет. Дворовая девушка принесла в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. Так в мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка-существо, так же зависящее от его забот, как сам он зависел от взрослых. Сурку он учил, кормил, оберегал.

Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края.

Но вот жарким июльским утром в карету впрягают лошадей, и начинается настоящее путешествие. Из Уфы они ехали в имение деда. Мальчик увидит мир. Весенний перелёт птиц поразит его, перевернёт всю душу. Мальчик был восхищён природой. Он заселил землю зверями и птицами, преображёнными взглядом поэта.

Люди часто говорят: «зверский поступок». Аксаков показал, что, в сущности, звери почти никогда не совершают «зверских поступков» — им несвойственна бессмысленная кровожадность. И вы можете убедиться в этом, прочитав «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы», очерк «Собирание бабочек».

«Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» — значится в подзаголовке.

-Как же появилась на свет сказка «Аленький цветочек»? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку? Послушаем выступления ваших одноклассников, подготовленные дома.

(На время представления докладов проектор учитель выключает.)

Ученик-1: Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»

— Кто же была эта Пелагея?

Ученик-2: Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань.

Там Пелагея прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела, служила в купеческих домах, в том числе и у купцов-персов. Узнав, что старый хозяин умер и теперь новые хозяева Аксаковы, вернулась в поместье. Скорее всего, именно в Астрахани от персидских купцов она и услышала восточные сказки. Знала она много русских сказок, а ещё любила сочинять свои собственные сказки по мотивам других.

Пелагея следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Ученик-3:Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал… Но сказки — не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал «Аленький цветочек». Позже, работая над книгой «Детские годы Багрова — внука», Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение.

2. Работа по восприятию содержания сказки.

С.Т. Аксаков написал одну-единственную сказку – «Аленький цветочек». В который раз читаю чудесную сказку – и каждый раз чувство, будто не только читаешь, но и слышишь её. Это потому, что слова в ней особенные – задумчивые и протяжные, как в старинной песне. Мы вместе с вами постараемся услышать на первый взгляд простые и привычные слова, понять их особенный, сокровенный смысл. А что нужно для этого? Особый слуховой аппарат? Нет, такой аппарат у нас есть – душа, способная откликаться на слово, чувствовать его.

3.Работа с текстом. «Следи внимательно!»

Слушаем (учитель читает с заменой слов): «В некотором царстве, в некотором государстве…(Учитель читает до слов)… и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется» Так начинается долгая эта сказка. Какие неточности вы заметили в моем чтении?

Работа в паре на карточках.

Продолжаем вспоминать содержание сказки. Придвиньте листочки. Я предлагаю вам восстановить в нужной последовательности план. Не обычный, а цитатный.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста.

Расставьте цитаты в правильной последовательности так, чтобы получился цитатный план.

«Бродит он по лесу дремучему…»

«Жил – был богатый купец…»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать…?»

«…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

«Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

Ученики расставляют последовательность цитат, читают свои цитатные планы (Проверка на слайде №7)

1. «Жил – был богатый купец…»

2. «…и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают»

-Какие желание были у каждой из сестёр?

3. «Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

4. «Бродит он по лесу дремучему…»

5. «Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

Физминутка

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

Продолжаем работать с текстом сказки.

Следующее задание: «Оживи картинку», учитель показывает иллюстрации, дети должны соответствующий отрывок сказки зачитать.

Слайд №8 «В некотором царстве…» (с 193)

Слайд №9 «..а привези ты мне венец из каменьев…» (с 194)

Слайд №9 « …а привези ты мне тувалет ..» (с 194)

Слайд №9 «…а привези ты мне аленький цветочек…» (с 195)

— Как вы думаете, почему младшая дочь заказывает такой необычный «гостинец»? Как это характеризует ее духовный мир?

(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер, показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в каком-то своем прекрасном мире.)

Слайд №10 «стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец..» (с 197)

Слайд №11 «И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвета алого…» (с 198)

Слайд №12 (дети могут зачитать несколько вариантов с 198 или с199

Слайд 13 «Вынимает он перстень зверя лесного…» (с 203)

Почему именно младшая дочь почувствовала беду, грозящую отцу? Сразу ли она

решилась отправиться к чудищу? Почему? Какая черта характера

девушки выявляется в этом эпизоде?

— Найдите в тексте описание хозяина дворца. Соответствует

ли внешность внутреннему миру героя? Почему девушка после

того, как увидела его, осталась с ним? Была ли это жалость или

героиня действительно полюбила его? Какой эпизод в сказке доказывает последнее?

Много раз Серёжа Аксаков мальчиком слушал тревожащее сердце таинственное повествование ключницы Пелагеи.

Пелагея сотворила сказку из французских, восточных и русских мотивов, рассказала её Аксакову, а тот дополнил её приметами своего времени, охранив самобытный стиль языка Пелагеи. Сходства с народной сказкой

— Вернемся к исследованию сказки «Аленький цветочек». Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки?

Признаки народной сказки. (Слайд №14)

1. Добро побеждает зло

2. Герои делятся на положительных и отрицательных

3. Построение: зачин, присказка, концовка

4. Волшебные предметы

5. Устойчивые выражения

6. Волшебные числа

1. Добро побеждает зло (Чары злой колдуньи разрушены)

2. Положительные герои (купец, младшая дочь, чудовище)

Отрицательные герои ( колдунья, сестры)

3. Построение: зачин (В некотором царстве, в некотором государстве)

Присказка (много ли мало ли времени прошло, скоро сказка сказывается, а не скоро делается)

Концовка (И стали они жить поживать, да добра наживать)

4. Волшебные предметы (аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова)

5. Устойчивые выражения (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель)

6. Волшебные числа (число 3, три сестры, срок три дня)

Вывод: «Аленький цветочек» — сказка, сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.

— Можно ли сказать, что Аксаков в создании своей сказки использовал народные сказки?

— А кто напомнит, кто их рассказал ему?

— Что же самое главное хотел сказать автор читателям? Какова идея сказки?

— Нужно добиваться своей цели с помощью доброты и щедрости души, только так можно стать счастливым. Зло и зависть – враги счастья.

Это сказка. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда за непривлекательной внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть, понять это может далеко не каждый. В основном люди привыкли полагаться на первое чисто внешнее впечатление, забывая, что, возможно, за привлекательной внешностью может не оказаться ничего:

ни души, ни чувств. Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества — любовь, доброту, заботу. Сказка называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить. Разве можно не согласиться, что «сказка ложь, да в ней намек». Главное научиться читать между строк и понимать тот намек, который спрятан в сказке автором.

Сказка «Аленький цветочек» живет очень много лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в …(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Давайте растить свой «аленький цветочек». — Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты).

ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Подведем итог нашего урока. На столах лежат алые лепестки. Напишите на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Потом все ваши лепестки соберем в один цветок.

Дети приступают к работе, а учитель включает песню «Аленький цветочек» в исполнении Клары Румяновой.

Смайликами обозначьте уровень сложности. (Слайд №15)

– мне было легко работать

– испытывал затруднения

– мне было сложно работать

Сюрприз

Можно на уроке трудового обучения сделать аленькие цветочки из бумаги, которые в конце урока подарить гостям, родителям, учителю.

ΙV. Домашнее задание. (Слайд №15,16)

Разноуровневые задания: Пелагея сотворила сказку из французских, восточных и русских мотивов, рассказала её Аксакову, а кто попробует исследовать эту тему, найдет вариации сказки и представит нам результаты.

1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки — придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: «Почему появилось на свет чудище?»

2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их.

3 уровень: иллюстрации к понравившемуся эпизоду.

Индивидуальные задания:

  • Исследовать сказку, найти её вариации и представить результат классу.

  • Инсценировка любого отрывка.

  • Источники:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/21/urok-slovesnosti-po-skazke-staksakova-alenkiy-tsvetochek-v-5

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/21/urok-slovesnosti-po-skazke-staksakova-alenkiy-tsvetochek-v-5

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/05/01/aksakov-s-t-alenkiy-tsvetochek

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579115/

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/staksakov_skazka_alenkij_tcvetochek_162459.html

http://sochland.ru/sub4/?id=1

Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью писателя-земляка С.Т. Аксакова;
  • раскрыть понятие истоки сказки;

  • формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки,
    опираясь на дополнительную информацию о русском фольклоре, восточных и
    французских мотивах в сказках, и их взаимодействии;
  • научить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и
    художественному мастерству писателя;
  • развивать монологическую речь, мышление, память;
  • воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым
    читателем;
  • прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • индивидуальные тексты сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова в любом
    издании;
  • учебная электронная презентация из 9 слайдов;
  • 4 комплекта динамических схем (по числу рабочих групп);
  • зеркальце с ручкой, детская корона-венец, любой яркий комнатный цветок в
    горшочке.

Оформление доски — см. приложение 1

Ход урока

1. Организация начала урока.

Я знаю, что вы очень любите загадки, потешки, шутки. А сказки любите?

За что вы любите сказки?

Назовите главные признаки сказки как жанра литературы и фольклора.

Учащиеся отмечают социально значимые признаки сказок: торжество добра над
злом, наличие волшебства и чудес, а также мораль.

Да, нет ничего интереснее сказки. Об одной такой сказке пойдет сегодня речь
на уроке. (Доска закрыта).

2. Подготовка к восприятию.

Угадайте, в содержание какой сказки мы будем «погружаться»?

Кому могли бы принадлежать эти предметы? (Демонстрирую зеркальце с ручкой,
детскую корону-венец и яркий комнатный цветок в горшочке).

Учащиеся легко и свободно называют сестер из сказки «Аленький цветочек»
С.Т. Аксакова.

Сопровождаю ответы учащихся слайдом №1
(приложение 2), содержащим
сканированную обложку книги, и слайдом №2, содержащим
репродукцию портрета С.Т. Аксакова, ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и
помогаю создать эмоциональную установку на ее восприятие.

3. Постановка учебной задачи.

Заглянем в творческую лабораторию писателя С.Т. Аксакова, исследуем
содержание, художественные особенности сказки, раскроем авторский замысел.
(Открываю доску)

Учащиеся принимают установку учителя.

4. Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова.

Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять
личность писателя и знать условия, в которых жил автор, и истоки создания
произведения.

Выступают заранее подготовленные ученики с небольшими рассказами о родовом
имении Аксаковых в Майнском районе Ульяновской области, о матери Марии
Николаевне Аксаковой, об отце Тимофее Степановиче Аксакове и ключнице Пелагее.
Выступления учащихся сопровождаю сладами №3, 4, 5, 6, 7, 8,
которые содержат фотографии родных мест, репродукции портретов родителей автора.
Показываю пустой прямоугольник, прошу объяснить, почему прямоугольник пустой.

В сентябре 1988 года в селе Аксакове, что находится в Майнском районе
Ульяновской
области, состоялся первый праздник, посвященный памяти Сергея
Тимофеевича Аксакова. Вскоре село Аксаково было объявлено памятником культуры. К
последующим праздникам в селе были заасфальтированы дороги, отремонтирована
церковь, а в усадьбе – оборудован дом под музей. Теперь Аксаковские праздники
стали традицией. Но, к сожалению, нет ни красивого дома, где жили Аксаковы, ни
речки Майны, да и ключ давно высох. Зато есть уникальная экологическая тропа.
Кого-то тропа через древний лес встретит мертвой тишиной, но человек
впечатлительный сразу вспомнит аксаковский «Аленький цветочек» и младшенькую
дочь купеческую, оказавшуюся в обители чудища.
[3], [4], [5].

Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и
приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то
время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»,
откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния,
дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок
«Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в
нем собственные фантазии.
[1]

Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был
неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он
развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой.
[1]

Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в
доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для
того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая
мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он
слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень
ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи.
[2]

Учащиеся объясняют, что пустой прямоугольник символизирует портрет ключницы
Пелагеи и низкое происхождение, дают ее словесный портрет.

Подведем итог нашему разговору. Как детство отразилось на его последующей
взрослой жизни?

Организую творческую работу в 4 группах. Учащиеся составляют логические
цепочки, в которых показывают роль близких людей, окружающей действительности на
становление С.Т. Аксакова как личности, а в будущем как писателя.

У учащихся должны получиться такие цепочки:

  • мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);
  • папа – любовь к природе (писал много о природе);
  • ключница Пелагея – увлечение сказками (написал сказку «Аленький
    цветочек»);
  • поместье – любовь к родному краю.

По ходу ответов учащихся демонстрирую слайд №9,
который содержит обобщающую схему, позволяет полнее представить влияние близких
на будущую творческую деятельность С.Т. Аксакова.

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

Понравилась ли сказка?

Какие эпизоды особенно запомнились? Зачитайте их и покажите рисунки к этим
эпизодам.

Учащиеся свободно высказываются, зачитывают понравившиеся отрывки из сказки к
подготовленным заранее рисункам.

В каких фрагментах сказки проявилась любовь Аксакова к природе?

Учащиеся отмечают описание сада во дворце чудовища: сам сад, деревья, плоды,
птицы; зачитывают строки.

Если бы на обложке не было указания на сказку, как бы вы догадались, что это
произведение относится к жанру сказки?

Учащиеся называют приметы сказок: наличие волшебных предметов, сказочных
превращений, сюжет, троекратный повтор, победа любви над колдовством

О чем же эта сказка?

Учащиеся формулируют тему сказки, говорят:

— о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели
чары злой волшебницы;
— о доброте и силе любви, которая только одна может бороться со злом.

Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра.

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Кто же автор этой сказки? Кто ее придумал? Какую роль сыграла ключница
Пелагея в создании сказки? (Обращаю внимание на нижнюю часть обложки). Это очень
трудный и очень интересный вопрос. Попробуем в нем разобраться.

  1. Обратимся к началу сказки:
  2. Чем был богат купец?
  3. Каковы заказы дочерей? Учащиеся читают по ролям разговор купца с
    дочерями.
  4. На что обратили внимание?

Учащиеся замечают, что семья купца богата и может себе позволить дорогие
восточные украшения и безделушки, а также описание разбойников, убранство
дворца, королевич называет себя рабом, очень похоже на восточную сказку.

Можно ли считать, что это чисто русская народная сказка?

Что в ней от русской народной сказки?

Учащиеся отмечают:

  • характерные выражения: жил-был, за тридевять земель, в тридевятое
    царство, в тридесятое государство, честной купец, благослови меня, не погуби
    ты души моей христианской,…
  • повторяемость слов: в путь, в дороженьку, по лесу непроездному,
    непроходному,…
  • бытовые условия персонажей и их социальное положение: богатый купец,
    именитый человек, много было у него всякого богатства и казны, собирается по
    своим торговым делам,…
  • обязательное наличие трех детей: было у купца три дочери, … а меньшая
    лучше всех.

Вот и С.Т. Аксаков подметил, что, слушая сказку Пелагеи, он увидел в ней
странное сочетание русской народной сказки – ее приемов и выражений – и
восточных сказочных мотивов.

Он задумался, как это могло произойти. А спустя несколько лет он поразился
еще больше, когда прочитал сказку французской писательницы госпожи Бомон
«Красавица и зверь» на такой же сюжет. А спустя еще некоторое время в Кавказском
театре он увидел оперу французского композитора Гретри «Земфира и Азор», сюжет
ее был такой же, как в «Аленьком цветочке». Но это еще не все. В 18 веке
читателям была известна сказка французской писательницы Жанлис «Красавица и
чудовище»…[6]

Как же так, не могла же Пелагея этим французам рассказать свою сказку? Как вы
думаете, ребята, в чем секрет?

Учащиеся высказывают свои версии.

Оказывается, все наоборот. Все сказки на этот сюжет были написаны
французскими писателями и вышли не из русского, а из французского фольклора.

Как же простая русская крестьянка, не умеющая ни читать, ни писать, узнала об
этих сказках?

Учащиеся предполагают: вероятно, Пелагее кто-то рассказал эту сказку или
прочитал.

А как же Пелагея могла узнать восточную сказку, чтобы потом некоторые моменты
из нее перенести в свою сказку об аленьком цветочке? (Этот вопрос может вызвать
затруднение у учащихся) А просто надо знать историю жизни Пелагеи.

Заранее подготовленный ученик рассказывает историю жизни Пелагеи.

Пелагея жила в детстве с отцом под Оренбургом, где было поместье Аксаковых,
только у другого хозяина, который был очень злым и жестоким. Поэтому отец вместе
с дочерью убежал от него в Астрахань. Там Пелагея прожила 20 лет, вышла замуж,
овдовела, служила в купеческих домах, в том числе и у купцов-персов. А потом,
узнав, что старый хозяин умер и теперь новые хозяева – Аксаковы, вернулась в
поместье. Вот в Астрахани от персидских купцов она, скорее всего, и услышала
восточные сказки, в том числе и сказку «Тысяча и одна ночь», тем более, что
французские и восточные сказки были очень популярны в то время. Знала она,
конечно, и русские сказки. У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, а еще
она любила сочинять свои сказки на основе других сказок.
[6]

Как же теперь вы ответите на вопрос, как получилась такая сказка у Пелагеи?

Учащиеся на основе услышанного рассказа о Пелагее пытаются ответить на
поставленный вопрос: взяла сюжет из французской сказки, добавила в него
восточные мотивы, и, конечно, не смогла обойтись без особенностей русской
народной сказки.

Верно, так и вышла у нее сказка «Аленький цветочек», которую она рассказала
Сереже Аксакову в детстве.

С.Т. Аксаков – творческий и талантливый человек. Мог ли он просто пересказать
сказку? 

Учащиеся свободно высказываются, предполагают, что, вероятно, он что-то
все-таки добавил.

Организую игру: даю подсказки, а учащиеся должны догадаться, что автор
добавил в сказку от себя.

— Начало19 века. Детская литература только зарождается. Есть ли
нравоучительность в сказке? Вспомните, при каком условии отец обещал привезти
подарки дочерям?

Только, если они будут хорошо себя вести.

Это первое доказательство того, что Аксаков не просто пересказал сказку
Пелагеи.

— Во времена, когда жил Аксаков, все договоры скреплялись подписями и
печатями. Есть ли такой момент в сказке?

Да, есть. Чудище записи заручной (расписки) не взял.

Примета деловых отношений 19 века.

— Что сделал Аксаков с языком Пелагеи?

Сохранил его.

В тексте сказки много слов с неправильным употреблением окончаний: в неким
царстве, подивилася, голоса послушати, ихние,…

Много устаревших слов: ширинка (широкое полотенце, платок), запись заручная
(расписка), почали (начали), камка (шелковая ткань с узорами),…

Учащиеся находят слова в тексте и зачитывают их.

Так чья же эта сказка?

Учащиеся систематизируют полученную информацию и формулируют вывод:

Пелагея сотворила сказку из восточной, французской и русской сказок,
рассказала ее Аксакову, а он дополнил ее приметами своего времени, сохранив
стиль языка Пелагеи.

Значит, эта сказка С.Т. Аксакова, рассказанная ему ключницей Пелагеей.

Вот что бывает, когда трудится столько мастеров, да еще из разных стран.

7. Подведение итогов.

Давайте вспомним еще раз персонажей сказки.

Кто больше всего вам понравился? Почему?

Учащиеся обязательно назовут младшую сестру и чудище.

Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…

Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,…

Почему младшая сестра пожелала стать женой чудища?

Она поняла, как любит ее чудище, смогла распознать настоящую любовь.

Почему сказка так названа? Какие суффиксы несут в себе любовь и доброту?

Учащиеся называют уменьшительно — ласкательные суффиксы:- ЕНЬК-, -ОНЬК-,
-ЕК-, -ИК-. Цветочек (суффикс- ЕК-) аленький (суффикс – ЕНЬК-).

Итак, что же самое главное хотел сказать С.Т. Аксаков читателям? Какова идея
сказки?

Учащиеся стараются сформулировать авторский замысел сказки: нужно добиваться
своей цели добротой, щедростью души – все это заслуживает вознаграждения, только
добрые могут быть счастливы по-настоящему, подлые и завистливые люди никогда
счастья не найдут…Обращают внимание на эпиграф к сказке – о любви громко не
говорят.

Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим
другом, с которым будешь счастлив. Это сказка о любви. И в самом деле, уже в
заголовке есть установка на любовь: цветочек аленький. Автор очень просто и
задушевно поведал нам историю любви, которая может произойти с каждым.

8. Инструктаж домашнего задания.

Как видим, сказка «Аленький цветочек» — результат творческого союза
С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам внести свой вклад — придумайте
начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась
на отца королевича. Напишите минисочинение на тему: «Почему появилось на свет
чудище?»

Литература:

  1. Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. //
    Аксаковы. М.: Олма. Пресс. — 2004. — С. 304 – 310.
  2. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до
    классики. 19 век. // О С.Т. Аксакове. М.: Аванта+.- 2005. — С. 19, 367, 396.
  3. Л.Маврина. Сказочной тропой. // Симбик. Детский познавательный журнал.-
    2001. — №5.- С. 2-3.
  4. М. Матлин. Слово о С.Т.Аксакове. // Мономах. — 2006. — №4. — С. 28-29.
  5. М. Тагильцева. Тропой «Аленького цветочка». // Века над Венцом.
    Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества
    охраны памятников истории и культуры. – 1998. — №41 (5-6). — С. 138-140.
  6. Филологическое краеведение в школе. Ульяновск. – 2001. — С. 55-62.

На чтение 7 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано 19.05.2022

Сказка «Аленький цветочек» написана С.Т. Аксаковым более ста лет назад. Но и поныне она очень нравится детям. Она учит читателя быть добрее и не судить никого по внешности и первому впечатлению.

О чем книга «Аленький цветочек»

Перед отъездом в дальние края отец интересуется у своих дочерей, каких гостинцев им привезти. Старшим дочерям нужны ценные и пышные гостинцы, а младшая дочка хочет самый прекрасный на свете цветочек. Отец озадачивается просьбой Настеньки, но обещает поискать для нее такой цветок.

Закончив свои дела и купив подарки для своих старших дочерей, но не найдя цветочка аленького, купец направляется домой. Но по пути его грабят разбойники, и он укрывается в темном лесу. Блуждая по чащобе, он обнаруживает богатый особняк, а зайдя внутрь, видит пышный стол с вкусными яствами. Приняв трапезу, он идет осматривать подворье и отыскивает заветный цветок. После срывания купцом цветка словно из ниоткуда возникает разъяренный монстр и собирается убить торговца. Но он говорит, что это все ради его доченьки. И монстр принимает решение отпустить его, снабдив ценными дарами, но при одном условии: одна из трех дочерей должна приехать в особняк и жить с ним вместе. Иначе торговца ожидает смерть. .

По возвращении домой торговец рассказывает своим дочерям о произошедшем. Старшие дочки заявляют, что никуда не пойдут, и сваливают эту обязанность на Настеньку. Ведь этот злополучный аленький цветочек был сорван именно для нее. Девушка решается пойти и, надев кольцо, оказывается в особняке страшного чудища.

Особняк встречает Настеньку пышными убранствами и лаской. Сначала монстр не показывается, лишь разговаривает с ней. Девушка привыкает к зловещему голосу, и монстр все-таки предстает перед ней, прежде чем вернуть кольцо и разрешить вновь вернуться домой. Но потом Настенька смиряется и с его ужасным обликом. Однажды она видит сон, что заболел ее батюшка, и чудище отправляет ее домой, попросив вернуться через три дня, иначе он умрет от тоски.

По приезде домой Настенька рассказывает о своей жизни в замке. Сестры из зависти к ней делают все так, чтобы она опоздала в особняк. Она находит монстра умершим. Роняя слезы, она признается ему в любви, и он оживает, но уже в облике прекрасного принца.

Смысл книги «Аленький цветочек»

Главный смысл – осознать силу любви. Именно это чувство толкнуло купца на совершение рокового поступка, а ее дочь пленили вместо него. Девушка с любовью отнеслась к чудовищу, подружилась с ним. Монстр понимал, что может погибнуть. Настенька опоздала, но сила великого взаимного чувства дала новую жизнь, и монстр превратился в человека.

Показано самопожертвование, отказ от эгоизма. Любовь может выражаться не только в ласке и внимании, но и в ущемлении собственных интересов во благо близкого человека.

Используя эти знания, можно воспитать ребенка, избегая скучных нравоучений.

Анализ книги «Аленький цветочек»

Сергеем Аксаковым написана замечательная, душевная сказка. Самое главное – любовь. Торговец, отец трех дочерей, очень любит свою младшенькую. Ради спасения отца Настенька готова пожертвовать своей свободой. Ее не страшит перспектива остаться в огромном особняке наедине с чудищем. Но в уродливом монстре Настенька разглядела чудесную душу. Под отталкивающей внешностью скрывалось огромное, любящее сердце. Она влюбилась в заколдованного принца, околдованного ведьмой и превратившегося в устрашающего зверя.

История создания книги «Аленький цветочек»

Написана сказка была в 1857-ом году. Прототипом «Аленького цветочка» послужила сказка, услышанная Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в детстве от ключницы Пелагеи.

Впервые произведение вышло в печать в 1858-ом году (как приложения к одному из детских произведений).

Значение названия книги «Аленький цветочек»

Она содержит в себе скрытую смысловую нагрузку. Если проанализировать семантику словосочетания «аленький цветочек», то это «красный цветок». У него двузначная символика. В искусстве красный цвет всегда был связан со смертью и любовью. Аксакову больше импонирует второе значение. Алый цветок символизирует теплое, отзывчивое сердца, способное влюбиться даже в монстра и тем самым снять проклятие.

У Аксакова это дивное, невиданное растение, но очень хрупкое и красивое. Цветок символизирует жизнь (по аналогии с существованием чудища). Неслучайно монстр умирает со сжатым в лапах увядающим цветком, утратившим былые краски.«Аленький цветочек»: смысл, анализ и проблематика сказки С.Т. Аксакова

Проблематика книги «Аленький цветочек»

У сказки сильный воспитательный характер в массе моментов. Очень положительны и младшая купеческая дочка, и чудовище. Сестры Настеньки изображены с небольшим знаком минус. Купца хоть и можно назвать хорошим человеком, но он совершает большую ошибку и подвергает опасности себя и своих близких.

Чему учит книга «Аленький цветочек»

Сказка «Аленький цветочек» несет в себе много уроков, но главный смысл – анализ силы любви и самопожертвования.

Сказка скрывает в себе следующие уроки:

• необдуманные действия приводят к плохим последствиям;

• очень важна взаимовыручка;

• нельзя оценивать ближних лишь по внешнему облику (за непривлекательной внешностью может скрываться добрая душа);

• не стоит завидовать и творить зло (эти чувства разрушительны; например, поступки сестер Настеньки, из зависти задержавшие ее, а монстр чуть не погиб).

В сказке «Аленький цветочек» говорится и о том, что лишь честные и отзывчивые люди заслуживают самой высокой награды.

История учит любви, видению всего чудесного и положительного даже в самых ужасных монстрах. И в отталкивающем по внешнему признаку теле способна жить доброта. Любовь, обладающая магическими способностями, способна справиться даже с самыми злыми чарами.

Аксаков призывает читателей быть более гуманными, уважать и любить людей, несмотря на их непривлекательность внешнюю.

Произведение также призывает сдерживать свое слово. Все обещанное окружающим важно выполнять. Ведь купец обещал своим дочкам гостинцы и выполнил обещание. Ради этого он рискнул собственной жизнью. Настенька тоже сдержала обещания. Когда чудище отправило ее домой, чтобы повидаться с семьей, она просто могла не вернуться. Но не сделала этого. Она вернулась в особняк, ведь она пообещала.

Объяснение концовки книги «Аленький цветочек»

Финал «Аленького цветочка» таков:

Сразу же по возвращении купеческой дочери в белокаменный особняк она почувствовала что-то недоброе, ведь чудовище ее не встретило. Сердце Настеньки дрогнуло, и она отправилась на поиски лесного зверя туда, где рос алый цветок.

Глаза дочери торговца затуманились, земля ушла у нее из-под ног от увиденного. Уродец лежал мертвый, а в его лапах был зажат алый цветок.

Настенька стала умолять монстра проснуться, говорить, что он для нее желанный избранник. После ее слов произошло ужасное: сверкнула молния, ударил гром, и девица упала без сознания.

Проснувшись, купеческая дочь видит, что над ней склоняется принц, разодетый в золотые одежды и с короной на голове, а рядом с ней — ее батюшка и сестрицы.

Прекрасный юноша сказал, что стал уродцем из-за того, что еще ребенком его выкрала злая колдунья и наложила чары. Заклинание гласило, что оно утратит свою силу при условии, что кто-то полюбит его в таком неприглядном обличье.

В таком виде монстр прожил 30 лет. Особняк успели посетить 11 девиц, купеческая дочка была двенадцатой, и лишь она смогла искренне его полюбить (за доброту и ласку).

Принц просит у купца руки его дочери. Торговец благословляет молодых, после чего начинается свадебный пир.

Аудиокнига «Аленький цветочек»

  • Любовь в романе чернышевского что делать сочинение
  • Любовь в романе тихий дон сочинение
  • Любовь в романе отцы и дети сочинение 250 слов
  • Любовь в романе отцы и дети 4 любовных сюжета 4 взгляда на эту проблему сочинение
  • Любовь в романе обломов сочинение 10 класс