Раздел 2. Литературная поэтическая сказка
Школа: ГУ «Пятигорская СШ»
Дата:
23. 11. 2020
ФИО учителя: Тимофеева Е.И.
Класс: 5
Количество отсутствующих: _____ присутствующих:_____
Тема: 21 урок
Образы
сказочных героев в «Сказке о царе Берендее»
Цели
обучения
Понимание и ответы на вопросы
5.1.2.1.иметь общее представление о
художественном произведении, осмысливать тему
5.1.5.1. кратко пересказывать содержание произведения или
отрывка
Анализ и интерпретация
5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка,
литературная сказка) при поддержке учителя
5.2.2.1. определять основную мысль
произведения при поддержке учителя
5.2.3.1. выделять в тексте произведения элементы композиции
при поддержке учителя
5.2.4.1.анализировать эпизоды, важные для характеристики
главных героев, при поддержке учителя
5.2.5.1. характеризовать
героев при поддержке учителя
5.2.9.1. писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)
Оценка и сравнительный анализ
5.3.3.1. сопоставлять
произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие
по тематике, при поддержке учителя
Цели урока
ближе
познакомиться с героями сказки В.А. Жуковского,
вспомнить
и другие народные и авторские сказки;
усовершенствовать
умение в составлении синквейна и характеристики сказочного героя.
Результаты
изучения темы
Все
учащиеся смогут:
понять
содержание прослушанного текста и выявить главную и второстепенную
информацию.
Прочитают
продолжение сказки
Большинство
учащихся будут уметь:
Различает
главную и второстепенную информацию
Понимать основное
содержание текста
Выделять
ключевые фразы из текста
Выразительно
читать прозаический текст
Написать
письмо от имени героя
Некоторые
учащиеся смогут:
Выстраивать логическую цепочку
выполнить творческое задание, научиться
доказывать свою точку зрения.
Языковая
цель
Словарная работа: письмо, герои-персонажи, положительные и
отрицательные персонажи, герой и антигерой
Привитие
ценностей
Формирование интереса к сказкам, как народному
наследию
Межпредметная
связь
Искусство
Предыдущее
обучение
Знакомы с содержанием сказки, умеют работать с
синквейном
Критерии
оценивания:
·Определяет главную информацию
художественного произведения
·Дает краткие/полные ответы на вопросы по
содержанию художественного произведения
·Выделяет основную мысль произведения
·Отмечает основные
характеристики литературного героя
Оценивают поступки героев
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на
уроке
Ресурсы
Начало урока
5 мин
Орг.
Момент. Психологический настрой.
Реализация
домашнего задания.
Проверка по ключу.
Открытие
темы
Как
вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
м |
о |
б |
е |
р |
е |
н |
д |
е |
й |
е |
н |
г |
ш |
щ |
з |
х |
ъ |
э |
ж |
к |
о |
щ |
е |
й |
д |
л |
о |
р |
п |
п |
а |
в |
ы |
ф |
я |
ч |
с |
м |
и |
я |
ч |
с |
м |
и |
т |
ь |
б |
ю |
ж |
й |
ц |
ц |
а |
р |
е |
в |
и |
ч |
а |
п |
а |
в |
ы |
ф |
я |
ч |
с |
м |
и |
я |
ч |
с |
м |
и |
т |
ь |
б |
ю |
ж |
м |
а |
р |
ь |
я |
х |
з |
щ |
ш |
г |
н |
е |
к |
у |
ц |
й |
ф |
ы |
в |
а |
Назовите
имена героев сказки.
Мотивационная
установка. Целеполагание.
Ключ ответов к плану
Венгерский кроссворд
Середина урока
30 мин
Актуализация познавательной деятельности.
- Рассказ учителя (детей – по наводящим вопросам
учителя).
Герои и антигерои русских сказок
В русских сказках герою всегда противостоит противник (антигерой),
и это важно, так как через взаимоотношения этих персонажей выражаются их
разные жизненные ценности и раскрывается идейное содержание сказок.
Встречаются два основных типа героев – активный (Иван-царевич) и пассивный
(Иван-дурак, падчерица), а также два типа антигероев. Противники из волшебного
царства: Змей Горыныч, Кощей, Баба-Яга, чудо-юдо; и противники из реального
царства – царь, царевна, братья, мачеха.
Ø Как
расшифровать имена героев?
Ø Почему
они пишутся через дефис?
Ø Какова
история происхождения слова КОЩЕЙ?
В словаре В. Даля слово «кащей» означает «мерзкий, противный,
пакостник», и произошло оно от слова «касть» – «пакость». По другой версии,
имя Кощей означает «худой, костлявый» – от слова «кость». В русских сказках
этот персонаж всегда был неимоверно тощим, ходячим скелетом. Слово «кощей»
также встречается в древнерусских литературных памятниках и означает
«пленник, раб», а происходит от тюркского слова «кошчи» («невольник»).
Ø Какая
точка зрения ближе вам? Ответ аргументируйте.
Ø Как в
данной сказке происходит деление героев на положительных и отрицательных?
- Анализ героев сказки.
Кощей – какой он, какими способностями обладает? Как он описан
в сказке? (глаза, руки и тд)
Анализ образа Кощея по отрывкам:
- Крикнул Кощей и , коня повернув, как безумный… —
сильный - Подземельным царством владеет Кощей… —
могущественный - Двери разломаны… вот тебе раз… — злой
- Стало и царю смешно. «Добро ты, проказник…» — любит
шутить.
Составление вопросов к образу Кощея.
Марья-царевна – какая она? Похожа ли она на царевен из
народных сказок?
Какой способностью она обладала?
В кого превращалась Марья-царевна в сказке? Для чего?
Составление вопросов к образу царевны.
Иван-царевич – похож ли он на Ивана-царевича из народных
сказок?
Какие сказки, в которых Иван-царевич выступает главным героем, вы
знаете?
Верно-неверно
Иван-царевич:
- знал о договоренности между царем Берендеем и Кощеем
Бессмертным - встретил МЦ у пруда
- во время испытания смог узнать МЦ
- справился со всеми испытаниями
- МЦ превратила его в железный мост
Ключ: -++-+
Царь Берендей – какой он?
- Составление синквейна на любого героя.
- Творческое задание.
Напишите письмо Марье-царевне от имени Кощея.
Чтение и анализ работ учащихся. Взаимооценивание по ранее
выработанным критериям.
Иллюстрации к сказкам
Карточки с отрывками из сказки
Учебник
Раздаточный материал
Конец урока
Рефлексия.
ФО: самооценивание
. Комментарии.
Подача д/з. стр. 112 –
творческое задание
К
Стратегия « Вопрос- ответ»
Работа по содержанию сказки
-Почему плачет Студент?
-Зачем ему нужна роза?
-Что будет, если Студент не найдет розу?
-Кто поддерживает Студента в печали?
-Кто посмеялся над его страданиями?
-Почему Соловей решил помочь Студенту?
— Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах
Любви он пел?
1.Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки.
2.Пел он о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.
3.Он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле.
-Почему расцвела роза?(Соловей наполнил ее силой любви)
-Сделайте вывод
-Вывод: Любовь расцвела на розовом кусте. Любовь восторжествовала.
-Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?
-Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.
-Как понимал любовь и счастье Соловей? О чем пел Соловей?
-Каков путь к Любви у Студента?
-Что он делает, чтобы добиться любви?
-В чем счастье профессорской дочки?
Дескрипторы Обучающийся
-дает краткий ответ на вопрос;
— дает полный ответ на вопрос;
-находит цитаты в тексте;
-делает вывод
Ф:Сигналы рукой
Физминутка
Г
Работа в группах
Учащимся раздаются стикеры с изображением розы по цвету(белая, желтая, розовая) и им предлагается разделиться на 3 группы по цвету стикеров.
Стратегия «Демонстрация персонажа на стене»
1 гр. Образ Соловья
2 гр.Образ Студента
3 гр.Образ Девушки
Задание: нарисуйте на флипчартах силуэт героя, запишите все, что вам о нем известно, опишите его, дайте его характеристику, задайте вопросы герою, на которые вы хотели бы получить ответы.
Дескриптор Обучающийся:
-рисует силуэт героя:
-записывает все, что знает о
нем;
-описывает героя,
-характеризует;
-задает герою вопросы по
содержанию;
-высказывает свое мнение о герое
Ф: «Две звезды и одно пожелание»
Индивидуальная работа
Задание: выберите одну из цитат О.Уайльда и дайте развернутый ответ на вопрос: «Кому из героев принадлежит высказывание, чье мнение вы разделяете и почему?».
1. «Глупость – эта Любовь. В ней нет пользы. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она непрактична».
2. «Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».
Учащиеся зачитывают свои работы.
Стратегия «Открытый микрофон»
Ф: Три М+Д
Дескрипторы
-выбирает одну из цитат;
-высказывает свое мнение о высказывании героя
-объясняет свою позицию;
-соблюдает логическую последовательность в
устном изложении мыслей;
К
Стратегия «Постановка вопросов»
1.Вопрос девочкам. Как отнеслась девушка к подарку студента? Как это ее характеризует?
(Неблагодарная, черствая, бессердечная, корыстная)
2.Вопрос мальчикам.Как поступил Студент с розой после разговора с девушкой? Что сказал? Как вы можете охарактеризовать его? (Эгоистичный, трусливый, бездушный)
Можно ли назвать этих героев положительными? Несут ли они добро в сказке?
Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он жертвует собой ради любви) Как самоотверженный поступок характеризует Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный, готовый к самопожертвованию) Он является положительным героем, носителем добра в сказке.
Прием «Проблемный вопрос»
Предлагаю вам подумать над вопросом: почему произведение называется «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? Ответ на вопрос поможет вам определить идею и основную мысль сказки.
Носителем позиции автора является Соловей, который своим поступком и смертью утверждает, что любовь — высокое светлое чувство. Любовь дороже Жизни.
Дескриптор Обучающийся:
-дает развернутый ответ на вопрос
-отвечает на проблемный вопрос
-высказывает свое мнение о поступке героев
-определяет основную мысль
произведения;
Выступление учащихся по стратегии «Попс»:
Позиция- «Я считаю, что…»
Обоснование- «Потому что…»
Пример- «Я могу это доказать на примере…»
Суждение –«Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что…»
Ф:Словесная похвала
Рефлексия
Стратегия «Продолжи предложение»
-Сегодня на уроке я узнал(а)…
-Больше всего мне запомнилось…
-У меня возник вопрос…
-Мне было трудно…
-Я буду применять…
Домашнее задание (по выбору учащихся)
1.Выучите стихотворение о любви(на выбор)
2.Составьте собственную формулу любви по образцу. Задание 1 стр 131
3.Напишите письмо Соловью или Студенту, что бы вы хотели им сказать?
Учимся писать сочинение в 5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)
Задачи: Обучить структуре сочинения, написанию по плану.
Темы: «Мой любимый герой русской народной сказки»
или «почему я люблю читать русские народные сказки?»
Иван-царевич (какой?) мужественный, верный своему слову, храбрый (Продолжи ряд___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Василиса Премудрая _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Что обязательно нужно упомянуть в сочинении на эти темы?
____________________________________________________________
Свое мнение можно представить следующими словами: я думаю, мне кажется, я считаю, вероятно, возможно и т.д.
Не забудьте доказать свою точку зрения примерами из текста.
Образец сочинения:
Баба Яга –противоречивый образ. Иногда она жестока, хитра, но чаще помогает главным героям, так как они видят в ней не нечисть, а несчастную одинокую старуху. Василиса Премудрая из одноименной сказки так и обращается к Яге : «Бабушка». Может быть, герои где-то и лукавят, и побаиваются Бабу Ягу, но лаской и лестью располагают её к себе. И вот она уже готова и накормить, и напоить, и спать уложить, да еще страшную тайну открыть про Кащея. В конечном итоге, прочитав сказку, чаще мы вспоминаем этого сказочного персонажа как нечто светлое, юмористическое, несмотря на всю её темную сущность.
Образ Бабы Яги настолько многогранен, что сказка без неё показалась бы не такой интересной. Часто Яга занимает небольшой эпизод во всей сказке, но любой читатель обращает внимание именно на эту часть сюжета, как на особенно волшебное, необычное действо.
Еще это сказочный персонаж дорог тем, что Ягу можно встретить только в русских народных сказках. И эта её исключительность так дорога русскому человеку, как и все истинно русское, самобытное.
- Определите тему сочинения___________________________
- Главная мысль_______________________________________
- Назовите микротемы: _________________________________
__________________________________
_______________________________________
Образец вашего сочинения: У меня много любимых сказок. Но больше всего мне нравится _______________. Он встречается (в одной, многих сказках. . В сказке _____________________ он ________ (кратко пересказать события, связанные с героем). Главный герой мне нравится, потому что__________________.
Мне бы очень хотелось почитать о нем и другие сказки.
Методическая разработка
интегрированного внеурочного мероприятия в 5 классе
«Былинные герои Древней Руси»
Разработала: Мячкова Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 72,
г. Екатеринбург
Дидактическая направленность: материал подготовлен для интегрированному внеурочного занятия по литературе и изобразительному искусству
Может использоваться при закреплении былинного эпоса на уроке литературы и на уроке изобразительного искусства при создании образа былинного героя.
Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса.
Время реализации: 45 минут.
Тема: Былинные герои Древней Руси.
Тип мероприятия: занятие общеметодической направленности.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, изобразительное искусство.
Цель литературного направления: продолжение знакомства с героями былинного эпоса, закрепление навыков определения жанровых особенностей былин; воспитание интереса и любви к истории Отечества, Родине, формирование умения выделять своеобразие художественных образов.
Цель изобразительного искусства: совершенствование графических навыков; совершенствование приемов построения композиции, определение средств художественной выразительности.
Требования к уровню подготовки обучащихся:
Личностные: положительное отношение к обучению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: обучающиеся должны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: обучающийся должен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Материалы к уроку:
Зрительный ряд: (оформление доски) репродукции картин: В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», мультимедийная презентация в Power Point.
Литературный ряд: выставка книг с былинами о богатырях, О. Тихомиров «На поле Куликовом». 1980. Л.Обухов «Званко – сын Добрилы». Москва, 1998., Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005., Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
Музыкальный ряд: славянская этно музыка – гусли.
Используемое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методическая литература:
Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Веселовский А.Н. Южно-русские былины
.
Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. –
М.: Просвещение, 1995.
Формат документа и технологии: технологии Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Объем работы:10 html-страниц, 16 слайдов.
ХОД УРОКА
Эпиграфы: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.
А. С. Пушкин
I. Организационный момент.
Учитель литературы:
— В этот хмурый осенний день мы хотим пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда мы начнем наш необычный урок. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, о которых пойдет сегодня речь, будут сопровождать вас всю жизнь. Итак, начнем наш урок.
II. Введение в тему занятия.
1. Создание проблемной ситуации.
Учитель литературы:
— Герои нашего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами…
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
— Кто это? (Богатырь)
III. Тема и цель занятия.
— Попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия. (дети самостоятельно формулируют тему и цель урока) (слайд 1)
Сегодня нам предстоит выяснить, кто же такой русский богатырь? Вспомнить образы русских богатырей в былинном эпосе, попытаться создать образ богатыря.
IV. Реализация домашнего группового задания.
Учитель литературы:
— А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)
— Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?
Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить стороны, отличающие богатыря.
1). Выступление группы «исследователей слова».
(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»
В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги».
«Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».
В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в.. (слайд 2)
IV. Работа над темой занятия.
1. Выразительное чтение отрывка из былины.
Учитель литературы:
– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку (звучит славянская музыка — гусли).
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так нехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую,
Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски.
И отворяли-то ворота во Чернигов-град.
Ай зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
— Ай же мужички да вы черниговски!
Я не иду к вам во Чернигов воеводою.
– Я не сомневаюсь, что сейчас каждый из вас может сказать, как называется это произведение? (Это произведение называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
— Обратимся к картине художника Ивана Билибина. Вспомните, какие еще знаете былины про Илью Муромца (слайд 3).
2. Работа над понятием былина.
Учитель литературы:
— А что означает слово «былина»? (ответы учащихся)
(Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.) (слайд 4)
— Как исполнялись былины? У былины плавный напевный ритм.
Историческая справка: Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Изучение былинного эпоса занимается отрасль фольклористики – былиноведение.
3. Демонстрация картин художников
Учитель изобразительного искусства:
— С образами каких богатырей еще знакомы? (ответы детей).
— А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов».
4. Выступление группы «искусствоведов».
Сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, Н. Рериха (слайды 5, 6,7)
5. Работа над картиной В.М. Васнецова «Три богатыря».
Учитель изобразительного искусства:
— Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картины известного русского художника 19 века Виктора Васнецова (слайд мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей. Для этого обратимся к картине В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд 9)
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, художник говорил, что ему хотелось написать картину так, чтобы картина “звучала” как музыка.
– Рассмотрите картину. Кто изображен на картине?
– Опишите героев картины: как они одеты? Что держат в руках? Какова их поза? Выражение лица?
– Какой фон картины, какие цвета преобладают?
– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок?
Вывод: картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д.
Учитель изобразительного искусства:
— Ребята, все художники жили в разное время, но все картины объединяет уважение и почитание к образу русского богатыря. Обратите внимание, насколько отличается техника передачи сюжета. Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур. Рерих гиперболизирует Святогора.
– Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников).
6. Создание кластера.
Учитель литературы:
– В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь.
Богатырские доспехи и оружие
Колчан Шлем
( футляр для стрел) (воинский доспех, защищающий голову)
Кольчуга
( старинный воинский доспех Палица
в виде рубашки из стальных колец) (старинное оружие,
тяжёлая дубинка с утолщённым концом)
Ножны Щит
(футляр для меча или кинжал) (округлая металлическая доска,
защищающая в бою от стрел)
Учитель изобразительного искусства:
– Образы русских богатырей воспевались не только живописи, но и еще в одном виде изобразительного искусства – скульптуре. Обратимся к презентации.
— Памятник Добрыне Никитичу в Коростене, Житомирская обл., Украина
(слайд 10)
— Памятник Святогору в Ялте, Крым (слайд 11)
— Памятник Алёше Поповичу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 12)
— Памятник Илье Муромцу в Ижевске, Удмуртия, Россия (слайд 13)
— Памятник Илье Муромцу в Муроме, Владимирская обл., Россия (слайд 13)
— Камень Илье Муромцу на въезде в Муром со стороны Владимира, Россия
(слайд 14)
— Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге, Россия (слайд 15)
4. Практическая работа учащихся.
Учитель изобразительного искусства:
– Сейчас мы с вами создадим образ богатыря. Лист лежит произвольно, рисунок размещается легкими карандашными линиями.
Повторение основных этапов построения фигуры человека.
Уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете.
Требование к работе:
— аккуратное выполнение работы;
-удачное цветовое сочетания, техника владения красками.
V. Итог занятия.
1. Анализ рисунков (проработанность, завершенность)
2. Выставка работ.
– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество.
– Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?
– Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны?
3. Вручение листовок, рефлексия урока (слайд16)
— На память об уроке хотелось бы подарить лист, где вы заполните 3М: 3 момента, которые у вас получись сегодня на уроке (учителями вручается раздаточный материал в форме листовок)
-
July 13 2009, 14:38
- Литература
- Cancel
Список составлен!
Наверное, не все из перечисленных героев любимы для всех без исключения! Но такого и быть не может. И наверняка вы вспомните и назовете еще 100, а может и больше любимых героев. Я старалась делать список, все-таки из общеизвестных литературных произведений, в основном, классического репертуара (то, что любили наши мамы и мы в детстве).
Данный список не претендует на академичность и законченность!!! Ваши комментарии — лучшее тому подтверждение! Если что еще вспомните — пишите!!!
- Алиса. «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл
- Алиса Селезнёва. «Девочка с земли» Кир Булычев
- Бада. «Зоки и Бада». Пособие для детей по воспитанию родителей. Ирина и Леонид Тюхтяевы
- Бастиан, Атрейо. «Бесконечная история» Михаэль Энде
- Баранкин. «Баранкин, будь человеком» Валерий Медведев
- Бармалей. «Доктор Айболит», «Бармалей» Корней Чуковский (за то, что сумел перевоспитаться)
- Барон Мюнхгаузен. «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольф-Эрих Распэ (за неистощимый юмор и находчивость)
- Белоснежка / Спящая красавица. Братья Гримм, Шарль Перро (милосердие выше всякого зла)
- Бильбо Бэггинс. «Хоббит, или туда и обратно», Джон Ро́нальд Руэл Толкиен
- Братец Кролик и братец Лис, и другие братцы. «Сказки Дядюшки Римуса» Джоэль Харрис
- Буратино. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой (шаловливый и не очень послушный мальчуган, заботливый и добрый, находящий свою мечту)
- Ваня Васильчиков «Крокодил» Корней Чуковский (маленький, но смелый)
- Вилли Вонка. «Чарли и шоколадная фабрика» Роальд Даль
- Винни—Пух и его друзья Алан Милн
- Витя Малеев в школе и дома, Николай Носов
- Василиса Премудрая и Прекрасная — героини русских народных сказок
- Гаврош, Козетта «Отверженные» Виктор Гюго. (неунывающий гамен, веселый маленький разбойник, всегда готовый к добрым делам)
- Гарри Поттер, Северус Снегг и другие. Серия книг о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг
- Гекльберри Финн. «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер − сыщик». Марк Твен (см. также Том Сойер)
- Герда. «Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен (за верность)
- Гулливер. «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт
- Дениска Кораблев. «Денискины рассказы» Виктор Драгунский (обычный любознательный и сообразительный мальчишка, чем и хорош)
- Джереми Джеймс. «Приключения Джереми Джеймса» Дэвид Генри Уилсон
- Динка. «Динка» Валентина Осеева (нормальный, не слишком послушный ребенок, без всякой приторности образцово-показательной детской героини, со своей скрытой от взрослых жизнью и естественными реакциями)
- Джим Хокинс «Остров сокровищ» Роберт Стивенсон (мальчик, испытавший то, что мечтают испытать многие мальчишки, а также за бесстрашие и честь)
- Доктор Айболит. Корней Чуковский (за врачебный гуманизм без границ)
- Дядюшка Ау, Ханну Мякеля.
- Дядя Степа. Сергей Михалков (за его высоту и ширину взглядов)
- Емеля. Русская народная сказка «По щучьему велению»
- Ёжик и Медвежонок. «Ёжик в тумане», «Все о Ёжике и Медвежонке» Сергей Козлов (за то, что заставляют остановиться, посмотреть вокруг и задуматься)
- Ёжинька. «Приключения Ёжиньки…». Александр Шаров (За веселый нрав и стойкость)
- Золушка. Шарль Перро (за крупную везучесть — не всякой домработнице так повезет!).
- Иванушка-дурачок – герой русских народных сказок (ср. Емеля)
- Капитан Врунгель. «Приключения капитана Врунгеля» Андрей Некрасов. (как хорошо быть капитаном!)
- Карик и Валя, а также профессор Иван Гермогенович. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ян Ларри
- Карлсон. «Малыш и Карсон» Астрид Линдгрен
- Клаус и Вайолет. Лемони Сниккет, 33 несчастья
- Клеон. «Приключения мальчика с собакой» Надежда Феликсовна Остроменцкая и Наталья Николаевна Бромлей (честный, мужественный паренек-сицилиец)
- Колобок из русской народной сказки (с него, в основном, начинается знакомство малыша с миром, с жизнью, с принципами и моралью)
- Конек-горбунок Петр Ершов
- Кот в Сапогах Шарль Перро (за находчивость, преданность и верность хозяину)
- Красная шапочка Шарль Перро, а также братья Гримм (учит, что не надо заводить случайные знакомства)
- Лева и Оська. «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль
- Леля и Минька, Михаил Зощенко (маленькие шалуны и проказники)
- Людвиг Четырнадцатый с Туттой Карлсон. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Ян Экхольм.
- Маленькая Баба-Яга, Маленькое Привидение, Маленький Водяной. Отфрид Пройслер
- Маленький Принц. Антуан де Сент-Экзюпери (за чудо, за сказку, за мечту)
- Мальчик-с-Пальчик Шарль Перро (за находчивость и смелость)
- Мальчиш-Кибальчиш. «СКАЗКА О ВОЕННОЙ ТАЙНЕ, О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ И ЕГО ТВЕРДОМ СЛОВЕ» Аркадий Гайдар
- Мама Му и Ворон, Свен Нурдквист (Нордквист), Висландер Джуджа, Висландер Томас (за стремление к горизонтам и за чувство локтя (крыла))
- Мартышка, Попугай, Слоненок и Удав «38 попугаев» Григорий Остер
- Матиуш, «Король Матиуш Первый», Януш Корчак (за воплощение идеала)
- Матроскин, Шарик и дядя Федор. «Дядя Фёдор пёс и кот» Эдуард Успенский (за дружбу и отстаивание свой детской жизненной позиции на деле)
- Маугли и все его друзья из джунглей. «Книга джунглей» Джозеф Редьярд Киплинг (за все лучшее, что можно найти в живом существе, за душевную щедрость всех персонажей, за то, что отверженный смог стать равным, а уйдя к людям, не забыл, с кем он «одной крови»)
- Маффин. «Ослик Маффин и его веслые друзья» Энн Хогарт
- Медвежонок Паддингтон. «Приключения медвежонка Паддингтона» Майкл Бонд
- Мио (Бу Вильхельм Ульсон), «Мио, мой Мио» Астрид Лингрен
- Мэри Поппинс. «Мэри Поппинс с Вишневой улицы» Памела Треверс (Это идеал взрослого глазами детей)
- Мумми-тролль и его семейство. Ту́ве Я́нссон серия книг о Мумми-троллях
- Муфта, Полботинка и Моховая борода. Эно Рауд
- Незнайка из трилогии Н.Носова (Все маленькие люди (дети) НЕЗНАЙКИ, им все интересно, они все делают не так, как это хотелось бы взрослым, они добры безусловно, и они всегда к чему-то стремятся. А уж, что из них вырастет… это заслуга взрослых!)
- Нильс. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлеф. (Он увидел в подробностях всю свою родную страну, и в процессе стал лучшим человеком, чем был)
- Оле-Лукойе Ганс Христиан Андерсен (за красивые мечты и прекрасные сны)
- Оловянный солдатик. «Стойкий оловянный солдатик» Ганс Христиан Андерсен
- Оля (Яло) «Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев (сила духа, направленная на защиту высоких человеческих ценностей.)
- Пеппи-длинный чулок. Астрид Линдгрен (просто, потому что это Пеппи, и другой такой нет)
- Питер Пен. «Питер Пэн в Кенсингтонском Саду» Джеймс Барри
- Петров и Васечкин. «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» Владимир Алеников
- Петсон и Финдус, Свен Нурдквист (за доброту и выдумку)
- Петька-микроб, Григорий Остер
- Пиноккио. «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. (ср. Буратино)
- Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси и многие другие. «Хроники Нарнии» — цикл из семи книг, Клайв Стэйплз Льюис.
- Полианна. Элинор Портер. (философия у нее интересная. И вообще, это очень жизнеутвержлдающая девочка)
- Реми. «Без семьи» Гектор Мало (потому что мальчишка замечательный)
- Робинзон Крузо Даниэль Дефо
- Рони и Бирк. «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен (чуткие и храбрые дети, ценящие превыше всего мир и дружбу)
- Русалочка Ганс Христиан Андерсен (вот уж чудеса любви и самопожертвования!)
- Сампо-Лопаренок. Сакариас Топелиус (за самостоятельность и приключения)
- Саша и Маша Анни Шмидт (за то, что они – дети!)
- Седрик. «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Элиза Бёрнетт. (Герой непосредственен, любопытен, честен, открыт. Скромный и стойкий малыш с большим любящим сердцем)
- Сережа Каховский «Мальчик со шпагой» Владислав Крапивин (такой вот рыцарь!)
- Субастик. «Семь суббот на неделе. И в субботу Субастик вернулся» Пауль Маар (потому, что безобразник)
- Тема и Жучка. «Детство Темы» Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
- Тим Талер. «Тим Талер или проданный смех», Джеймс Крюс
- Тимур. «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар (за действенный альтруизм и достоинство)
- Том Сойер. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер − сыщик». Марк Твен (все время переживаешь за этих оболтусов и хочешь быть рядом с ними)
- Умка Юрий Яковлев (за желание дружить)
- Умная собачка Соня Андрей Усачев (Она милая, добрая, смешная и, конечно, очень умная)
- Ухти-Тухти. Беатрис Поттер (Такая ежиха — добрая, работящяя и всем помогала своей работой)
- Хома и Суслик, «Сказки о Хоме и Суслике» Альберт Иванов
- Хоттабыч. «Старик Хоттабыч» Лазарь Лагин (веселый старик, старается мир сделать лучше)
- Чебурашка. «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский
- Чиполлино. Джанни Родари (неунывающий мальчик-луковка)
- Чубо. «Чубо из села Туртурика» Спиридон Вангели (за деятельную доброту, чуткость, любящее сердце и восхитительные фантазии)
- Чук и Гек Аркадий Гайдар. (вроде бы, обыкновенные детишки, но сопереживание вызывают)
- Щелкунчик. «Щелкунчик и мышиный король» Эрнст Теодор Амадей Гофман.
- Электроник. «Электроник — мальчик из чемодана» Евгений Велтистов (за то, что смог стать ЧЕЛОВЕКОМ!)
- Элиза «Дикие лебеди» Ганс Христиан Андерсен (за терпение, смирение, нежность и любовь)
- Элли из Канзаса и ее друзья: Тотошка, Дровосек, Страшила, Трусливый Лев. «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков (и продолжения)
- Эмиль. «Приключения Эмиля из Леннеберги» Астрид Линдгрен (за несгибаемую жизнерадостность и неистощимую проказливость)
КРОССПОСТ в собществе kid_home_lib