- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне
Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне Горького
Пьеса Максима Горького “На дне» по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном»? По замыслу Горького дно-состояние души. Кроме того, это люди, оказавшиеся на дне, то есть на дне социальной лестницы.
Понятно, что герои произведения пребывает в состоянии депрессии, они находятся вне социума. Но каждый из героев старается найти свой путь в жизни, старается взять себя в руки и воплотить свои мечты в реальность.
Первого героя зовут Васька Пепел, ему присуще некое бунтарство в характере, он талантливый вор. Герой Клещ весьма хладнокровно персонаж, ведь он даже не вздохнул, когда в боли и мучениях умирала его дорогая жена Анна. Клещ по профессии слесарь, причем неплохой. Далее следует упомянуть любопытного персонажа Сатина, у него интересный взгляд на жизнь, его ценности отличаются от ценностей обычных людей, но свой потенциал он решил заглушить алкоголем, он беспробудно выпивает. Настя-девушка двадцати пяти лет от роду, радостей в жизни у нее мало, пожалуй самой значимой радостью для нее является роман “Роковая любовь».
Персонаж Актер так же не брезгует алкоголем. Днями напролёт он только и делает, что пьёт. Его мечтой было стать известным актёром, но личность он слабая, он не хочет решать проблемы, ему гораздо легче выпить. Герой даже гордится своим положением. Странник Лука пытался воодущевить героя, но это ему не помогло, он в итоге повесился, не найдя в себе силы поверить в свой успех.
Противоречивая личность Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, но в то же время торгует своим телом. У читателя возникает сомнение о возможности судить героиню, ведь Настя просто мечтает о пустом.
Странник Лука смог воодушевить каждого героя, ему удалось вселить немного надежды на лучшую жизнь в каждого персонажа. Герои всегда смотрели на Луку с неким удивлением, ведь он всех утешал, всех подбадривал, что необычно для обывателей ночлежки, ведь у них всегда царила злость и жестокость. Читатели не могут относиться к Луке только положительно либо только отрицательно, ведь например ничего плохого нет, в том, чтобы утешить умирающую Анну, но все-таки некоторым героям не помешало бы услышать правду горькую, нежели сладкую ложь.
2 вариант
Бубнов.
Одним их жителей ночлежки является Бубнов, который раньше был хозяином одной мастерской. Его бросила супруга и сошлась с мастером. Сейчас герой опустился на самое дно. Ведет себя жестоко и эгоистично по отношению к другим постояльцам.
Настя.
Настя занимается проституцией, считает, что больше ничего не умеет делать. Настя погружена в свой мир и мечтает о большой и чистой любви. Она очень добрая и верит в свои же сочиненные истории. О своем прошлом она также рассказывала, что ее любимому человеку не разрешили жениться его родители и поэтому Настя решила уйти из его жизни. Также рассказывала и другую версию. Она сожительствует с бароном, но между ними нет никаких связей. Насте приходится терпеть его насмешки все время. Девушка мечтательная, сентиментальная и наивная.
Барон.
Был дворянином. В своей прошлой жизни он наделал много глупых вещей, и именно поэтому он стал обладателем ночлега. Он растрачивал свои денежные средства, затем принялся за казенные, за это его посадили в тюрьму. Он образованный и весьма неплохой человек, хоть и со своими замашками барина. Не может смириться со своей прежней жизнью и поэтому подсел на стакан. Но и сам ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою жизнь.
Актер.
Мужчина, в прошлом работал в театре, играл в спектаклях. Живя в ночлежке тоже пьянствует, считает, что именно алкоголь и погубил его. Актер так пьет, что от этого ухудшилась его память, порой не может вспомнить даже как его зовут, хотя раньше знал все произведения наизусть. Хочет вернуть свою прежнюю жизнь.
Анна.
Родилась в простой семье, которая была бедна. Сейчас она проживает вместе со своим мужем в ночлежке. Анна постепенно угасает, она больна. Ее муж постоянно над ней издевался и бил ее, поэтому она и заболела. Она прикована к кровати и ничего не ест. Муж и сейчас продолжает над ней издеваться. Сама анна добродушная и не злопамятная женщина. Проживя тридцать лет в муках и страданиях, умерла от болезни.
Клещ.
Является мужем Анны и работает слесарем. Клеш трудолюбив, работает он с самого детства. Он не любит людей таких людей, которые получают деньги обманным путем. Он долго не мог смириться со своей нынешней жизнью. Пытается вырваться из нее, но у него не получается. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы похоронить свою жену. Теперь у мужчины нет работы.
Сатин.
Он был хорошим человеком, трудолюбивым. Образованный и прямолинейный. Он сидел в тюрьме за убийство. Он заступился за свою сестру. В тюрьме научился играть в карты. Затем начал пить и так его жизнь пошла по наклонной вниз. Сатин не хочет изменить и благоустроить свою жизнь. Считает, что нужно просто жить и не стремиться ни к чему.
Характеры и судьбы
Персонажи пьесы Горького «На дне» падшие люди и изгои, они презирают и ненавидят хозяев жизни. Автор пьесы показал читателям, что кроме богатой сытой жизни, есть еще другая сторона-сторона бедности и страданий и полной нищеты. В этой пьесе люди «дна», которых опровергли когда-то. Живут они в страшном месте-в подвале с обрушенными стенами и потолком.
Почему же герой произведения оказались на дне??
Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.
И все находящиеся люди на этой ночлежке винят в своей жизни не себя, а обстоятельства жизни. Даже если бы их не настигли такие обстоятельства и трудности жизни, с которыми они якобы не смогли справиться, они бы все равно оказались в таком «дне». Ведь даже Бубнов говорил, что все равно пропил бы мастерскую. И потерю мастерской он аргументирует тем, что жена завела любовника, изменяла ему, а все это документально было оформлено на супругу.
А ведь Барон мог бы исправить все свои дела другим путем, не красть казенные деньги, а вложить свои деньги, которые у него имелись. А Сатин мог бы не убивать обидчика своей сестры, а проучить его как-то по-другому.
В всех этих людей нет будущего, но они бы могли не попасть в такую жизнь. Все обитатели жизни «на дне» теперь утешают себя мечтами и воспоминаниями о прошлой хорошей жизни. Они живут в иллюзиях. Например, Барон, Бубнов и Актер вспоминают свое безвозвратное прошлое. Проститутка по имени Настя мечтает о большой и светлой любви. Слесарь, по кличке Клещ, всегда говорит, что может выбраться отсюда, когда умрет жена, что он рабочий человек. Но после ее смерти вместе с другими обитателям запел «Я и так не убегу», в принципе, как и все остальные персонажи произведения. Актер верит, что к нему вернется сила, память и его талант. Анна мечтает о загробной жизни и о том, что наконец-то она будет в покое. Пепел мечтает уехать и вместе со своей любимой девушкой начать все с чистого листа. А странник Лука поддерживает все эти иллюзии, он что-то вроде проповедника и всех утешает.
И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.
Также читают:
Картинка к сочинению Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне
Популярные сегодня темы
- Над чем заставляет задуматься рассказ Уроки французского сочинение
В самом начале достаточно длинного рассказа «Уроки французского» автор Валентин Распутин делится своими мыслями с читателями. Он говорит о таком чувстве, как вина, которая всякий раз возникает не только перед ушедшими в мир иной
- Один день из жизни Евгения Онегина
Как известно, одноименный роман в стихах Пушкина состоит из восьми глав, имеющих зеркальную композицию. Каждую главу можно рассматривать как самостоятельное произведение. Глава 1 посвящена знакомству с главным героем
- Сочинение по картине Иванова Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
В 1835 году, знаменитый художник Александр Иванов отправился в Италию. Так как собственных средств у него не было, то спонсорами поездки стало художественное общество, в котором он состоял
- Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник
И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла
- Сочинение Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
Еще в прошлом веке родственные семьи жили недалеко или же непосредственно вместе друг с другом. Наши бабушки и дедушки не имели возможности получить или купить отдельное жилье и вынуждены были жить вместе
Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.
«На дне» — это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе . Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.
Основные образы и герои пьесы «На дне»
С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина. Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни. Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.
Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».
Вор Васька Пепел
не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.
В страшных муках умерла Анна
, которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.
Таким героем был священник Лука
. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все — таки была в их душах.
Это уничтожило мечты Клеща
о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.
Наташа
Это сестра Василисы, которая вечно терпит издевательства и даже побои от Костылевых.
Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.
Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:
Лука дает Актеру надежду на исцеление от алкоголизма, рассказывая о «праведной земле».
Лука говорит жителям ночлежки то, что они хотят услышать. Герой утешает их, а в некоторых случаях и обманывает их, чтобы дать надежду на лучшую жизнь. Однако полное бездействие жителей ночлежки не способно изменить их жизнь к лучшему, поэтому слова Луки почти не оказывают влияние, а в случае Актера – оказывают отрицательное воздействие.
Лука говорит Анне о покое, который она получит после смерти.
Лука дает надежду Ваське Пеплу, что его жизнь изменится, когда он уедет в Сибирь.
Лука говорит Насте, что она обретет настоящую любовь.
По профессии Клещ является слесарем. Он честно и упорно работает, чтобы выбраться из ночлежки. Постепенно его старания прекращаются, так как он понимает, что он ничем не отличается от находящихся рядом с ним людей, которых ранее он презирал. Клещ злится на собственную судьбу, уже прекратив стараться изменить жизнь к лучшему.
Жена Клеща, которая находится при смерти. Она понимает, что абсолютно никому не нужна, даже собственному мужу, который считает, что ее смерть пойдет на пользу им обоим.
Трагедия общества в пьесе
На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.
«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.
Драма М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Персонажи этой пьесы — люди, которые в результате социальных процессов, происходивших на рубеже веков, оказались выброшенными на самое дно жизни.
Социальный конфликт присутствует в пьесе прежде всего в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Костылев предстает в глазах ночлежников богатеем, который думает только о деньгах, стремится запросить как можно больше за место. При этом Костылев строит из себя набожного человека и свято верит в то, что лишние деньги, полученные от обитателей ночлежки, он употребит на благое дело. «Я на тебя полтинку накину, — маслица в лампаду налью… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…», -вкрадчиво говорит он Клещу. Однако сами ночлежники добрее и отзывчивее Костылева: Актер помогает умирающей Анне, Васька Пепел искренне любит Наталью. А Костылев уверен, что «доброту сердца» нельзя равнять с деньгами ни в коем случае, о чем он втолковывает Актеру: «Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, ты должен мне его возместить…»
Василиса, жена Костылева и хозяйка ночлежки, любит показывать свое превосходство над ночлежниками. Якобы следя за порядком в комнатах, она грозится вызвать санитаров, которые «придут да штраф наложат», а она после этого выгонит всех обитателей ночлежки. Но ее превосходство и власть — мнимые, о чем ей, после ее гневной тирады, напоминает Бубнов: «А чем жить будешь?»
Таким образом, между хозяевами ночлежки и их постояльцами нет практически никакой разницы. Костылев покупает у вора Васьки Пепла краденые часы, у его жены Василисы был роман с тем же Васькой. Поэтому конфликт между Костылевыми и ночлежниками имеет под собой не столько социальную, сколько нравственную основу: ведь Костылев и его жена — люди без сердца и совести. Василиса подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, который, по ее словам, мучает ее и ее сестру. Пепел осуждает ее: «…души в тебе нет, баба».
Полицейский Медведев, дядя Василисы и Натальи, тоже совсем не похож на сурового представителя закона. Он жалуется на свою беспокойную службу, жалеет, что надо постоянно разнимать драчунов: «Давать бы им бить друг друга свободно, сколько каждому влезет… стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше». С ночлежником Бубновым он приходит играть в шашки, а торговке пельменями Квашне предлагает выйти за него замуж. В пьесе «На дне» стираются социальные различия между всеми героями. Понятие дна расширяется и захватывает всех действующих лиц, а не только обитателей ночлежки.
Каждый из героев, оказавшихся на дне, пережил в прошлом свой конфликт с обществом. Актера в ночлежку приводит пьянство, он признается, что «душу пропил». Из-за этого Актер теряет веру в себя и свой талант. Только с приходом в ночлежку Луки, чудного старичка, которому удается вернуть многим ночлежникам веру в будущее, Актер вспоминает свое имя «по сцене»: Сверчков-Заволжский. Однако в ночлежке у него нет имени, как нет ни прошлого, ни будущего. Хотя Актер постоянно цитирует строчки бессмертных пьес, он перевирает их слова, подстраивает их под ночлежную жизнь: «Напьюсь — как… сорок тысяч пьяниц…»(измененная строка из «Гамлета»), Свою жизнь Актер кончает самоубийством, будучи не в силах противостоять гнетущей и засасывающей, обезличивающей реальности дна жизни.
Изредка вспоминает о своей прошлой жизни шулер Бубнов. Раньше он был скорняком, «свое заведение имел». Его жена «связалась» с мастером, «ловкачом», по признанию самого Бубнова, и большим драчуном. Бубнов задумал убить жену, но вовремя ушел, спасшись от каторги. Но в том, что сейчас ему приходится вести такой образ жизни, Бубнов винит не коварную жену, а себя: свои запои и леность. Он с удивлением смотрит на свои руки, которые, как ему казалось, никогда не отмоются от желтой краски, и видит, что теперь они просто грязные. Если раньше руки были отличительным знаком его профессии, то теперь он всецело принадлежит безликому братству ночлежников, о чем говорит сам: «Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»
Сатин, когда был мальчишкой, работал на телеграфе. Барон был настоящим аристократом, учился, «носил мундир дворянского института», а потом попал в тюрьму за растрату. Вся жизнь барона предстает перед читателями как смена нескольких костюмов, нескольких масок: от дворянского мундира, халата, фуражки с кокардой до арестантского халата и одежды ночлежника.
Вместе с этими героями под одной крышей живут шулер Сатин, вор Пепел, гулящая девица Настя, рыночная стряпуха Квашня, Татарин. Однако в ночлежке социальные различия между ними стираются, все они становятся просто людьми. Как замечает Бубнов: «…все слиняло, один голый человек остался…» Социальные конфликты, определившие их судьбу, остаются в прошлом, исключаются из основного действия пьесы. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отозвавшихся на жизни людей.
Однако уже само название пьесы «На дне» предполагает наличие социального напряжения. Ведь если есть дно жизни, должно быть и что-то над этим дном; должно быть и стремительное течение светлой, яркой, радостной жизни. Ночлежники не надеются когда-нибудь обрести такую жизнь. Все они, за исключением Клеща, обращены к прошлому или погружены в заботы о настоящем. Но и Клещ полон не столько надеждой, сколько бессильной злобой. Ему кажется, что он живет в грязной ночлежке только ради Анны, своей умирающей жены, но после ее смерти ничего не изменяется. Веру обитателям ночлежки в возможность новой жизни возвращает Лука, «лукавый старец», но она оказывается непрочной и быстро угасает.
«На дне» не просто социальная, а социально-философская драма. Что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, обрести человеческое достоинство — на эти вопросы ищет ответ автор пьесы «На дне». Таким образом, основным предметом изображения в пьесе оказываются мысли и чувства ночлежников во всей их противоречивости. Горький показывает, что тем, кто волею судьбы попал на самое дно жизни, их положение не кажется трагическим, невыносимым, безысходным. То, что окружающая их среда, гнетущая атмосфера ночлежки толкает людей на воровство, пьянство, убийства, кажется ее обитателям нормальным течением жизни. Но авторская точка зрения отличается от позиции его героев. Он показывает, что античеловеческие условия дна ведут к оскудению духовного мира человека, даже такое возвышенное чувство, как любовь, приводит к ненависти, драке, убийству, каторге. Среди обитателей ночлежки только Сатин «пробуждается» к жизни, произносит яростный монолог о величии человека. Однако речь этого героя — лишь первый шаг на пути изменения сознания людей, попавших на дно жизни, первая попытка побороть социальные условия, давящие на свободную личность.
Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это — одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор — попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.
Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения. Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий на пещеру, потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.
И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни.
Теперь обратимся к галерее образов «На дне». Васька Пепел, вор и бунтарь, Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала. Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…»
Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая судьба Пепла понятна – каторга или тюрьма.
Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного: то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет… Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду.
Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене. Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя.
Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? Вот его собственные слова: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» А сидел он за убийство обидчика своей родной сестры, которая, вскоре после осуждения брата, умерла. Вот налицо человеческая трагедия! Нам становится жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «Как же это ты свихнулся со стези своей, а. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, но на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Старик? Он – умница. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.
История создания пьесы
Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.
Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.
Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.
Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.
Кто жил в ночлежках?
Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» — именно такие люди.
Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила — это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» — люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его — каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?
Источники:
https://www.litra.ru/composition/get/coid/00059101184864211988 https://obrazovaka.ru/sochinenie/na-dne/harakteristika-geroev.html https://sevenzip.ru/na-dne-analiz-geroev-lyudi-dna—haraktery-i-sudby-m-gorkii.html
Основной сюжет произведения
Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.
Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.
Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «На дне»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «На дне»
- для самых любопытных — Анализ «На дне» Горький
- для самых крутых — Читать «На дне» полностью
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
- Пригодится Краткое содержание «На дне»
- Очень краткое содержание «На дне»
- Анализ «На дне» Горький
- Читать «На дне» полностью
- Биография Горького
- Сатин
- Доброта и жестокость в «На дне»
Мечта и реальность
показать все
- 1. марьям дибиргаджиева 332
- 2. Игорь Проскуренко 289
- 3. Таня Хмелевская 210
- 4. Надежда Лопина 204
- 5. Ольга Жаркова 176
- 6. Елжан Джалшора 166
- 7. Дмитрий Гагарин 138
- 8. Amir Abdulaev 121
- 9. Андрей Шкурнов 103
- 10. Таисия Селюкова 100
- 1. Юлия Бронникова 16,410
- 2. Кристина Волосочева 16,370
- 3. Алина Сайбель 16,229
- 4. Ekaterina 16,146
- 5. Мария Николаевна 15,680
- 6. Лариса Самодурова 15,620
- 7. Darth Vader 15,261
- 8. Liza 14,890
- 9. TorkMen 14,576
- 10. Влад Лубенков 13,410
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М. Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».
В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон. Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни. Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.
Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М. Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна». А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении. При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.
Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.
Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью. Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке. Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»
Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.
А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.
Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный. Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта. Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.
Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе. Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь. «Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!». Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.
Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.
Поэма «Василий Теркин» имеет подзаголовок – «Книга про бойца». И действительно, А.Твардовский пишет о рядовом армии, о том, кто стоит на самой нижней ступени армейской иерархии, кто несет главные т.
Роман «Поднятая целина» М. А. Шолохов начал писать по горячим следам событий – тогда, когда партия приняла решение о сплошной коллективизации и в село было направлено 25 тысяч рабочих, которые должны. 24 апреля 2015
Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы «На дне» будет представлено в этой статье.
Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис. Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.
Анализ пьесы
Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.
Сатин и Лука
Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.
Другие персонажи
Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.
Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».
Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.
Держи конфетку с барского стола
«Он не виноват». Хорошо – а кто тогда виноват? Общество? Господь Бог? Никто? А между тем, этот вопрос кажется центральным. Если никто не виноват — некому и отвечать за то, чтобы ситуация менялась к лучшему.
Единицы из десятков тысяч выбираются «со дна» и возвращаются к нормальной жизни. Из оставшихся — те, кому повезло больше – живут за счет благотворительных организаций, другие умирают от алкоголизма или в драке. Мы знаем в лицо всех профессиональных нищих нашего района, изо дня в день подаем копеечку одной и той же бабушке на протяжении многих лет. Ситуация не меняется…
В переходе на «Библиотеке им. Ленина» уже третий год живет вполне приличный на вид человек.
Каждый день к нему подходят разные люди, которым он рассказывает одну и ту же историю. Он не пьет, не курит, всегда чисто выбрит и аккуратно подстрижен, и за эти годы, наверное, сотни человек пытались ему помочь. Вот только еду он берет не от всякого, обувь ему нужна особая, и то же самое с одеждой, лекарствами и всем остальным. И так вот уже скоро три года: с утра и до вечера он просто стоит в переходе, даже ничего не просит… Люди сами всё ему дают.
Один человек, которому я когда-то пыталась помогать, постоянно говорит мне: «Ты должна мне то-то или то-то». Когда я в ответ спрашиваю: «А что должен ты?» — он впадает в ступор. Молчит несколько секунд, а затем жалобно говорит: «Я понял! Никому до меня нет дела! Я спрыгну с моста!» Стоит мне обратить его внимание, что он поступает со мной нехорошо, обижает или использует, ответ тоже всегда готов: «А как меня обижали родители – тебе этого не понять! У тебя-то вот все благополучно, где тебе знать, каково это, когда тебя без бутылки не пускает домой родная мать!»
И он искренне не понимает, что эти слова – попытка уйти от ответа, от ответственности, не думать о своем поведении, а вместо этого вызвать во мне чувство вины и заставить идти у него на поводу.
Он твердо уверен, что не виноват. А раз не виноват – значит, не должен ничего исправлять.
Виновато общество перед ним. Значит, это общество и должно исправить его положение. Виноваты давно умершие родители – вот они и должны все исправить. Виновата я, потому что «мне не понять», что это такое – жить на улице, и так далее…
А потом мы виним бездомных за то, что они не хотят работать, пьют, воруют, употребляют наркотики. А ведь мы сами этому способствуем своей жалостью, своим оправдыванием. Мы подтверждаем тем самым, что он — жертва, слабый, ничтожный, безвольный. «Нам жаль тебя, вот, держи конфетку с барского стола». И таким образом мы еще больше загоняем Человека в позицию жалкого, зависимого существа, неспособного на самостоятельные решения и поступки.
Главные герои
Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства — по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.
Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.
Есть в произведении и носитель «третьей» правды — Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.
Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы — монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке — все для человека!», «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!», «Человек — это звучит гордо!».
Заключение
Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.
Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.
В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.
Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.
В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.
Сатин против Луки
Беда вся в том, что человек привыкает так жить. Он курсирует по городу и рассказывает прохожим одну и ту же жалостливую историю о том, какая с ним случилась беда двадцать лет тому назад. И люди жалеют его, и дают ему денег, потому что подсознательно чувствуют перед ним вину за собственное благополучие. И никто не скажет ему: «Послушай, да ведь уже двадцать лет прошло!» Нам кажется, что это жестоко. В какой-то мере, может быть. Но это будет позиция Сатина, а не Луки.
Мне кажется, что задача волонтеров – не столько накормить и пожалеть, сколько донести до Человека: он и только он в ответе за свою жизнь. Не другие, не продавец в хлебном магазине, который не отложил для него бесплатную булку, не родители-алкоголики, которые издевались над ним в детстве. Что сейчас уже не важно, кто виноват, кто сделал их такими.
Важно то, как они живут сегодня, ведь от этого зависит их завтра. И наша задача — не в том, чтобы оправдать бездомного, снимая с него ответственность, а в том, чтобы помочь ему поверить: пока ты жив, у тебя есть шанс на достойное будущее. И этот шанс не ничтожный – это большой и настоящий, реальный шанс, потому что ты – Че-ло-век, а не «лицо без определенного места жительства», не жалкое бесправное создание.
И вообще: почему это так важно — оправдать? Мне кажется, гораздо важнее признать: да, человек, может быть, сам виноват в своих бедах. Ну и что? Разве это автоматически значит, что мы должны отказать ему в помощи, если он ее попросит? Оправдать – значит, закрыть глаза на проблему, которая привела человека на улицу.
А признать за человеком вину и все равно помочь ему – значит, простить его и принять несмотря ни на что.
Это уже гораздо сложнее… Ведь разве не так поступал Христос, когда пришел к грешникам, а не к праведникам — к виноватым, а не к правым?
Другой вопрос – как помочь человеку «проснуться», осознать свою истинную силу и возможности. И вообще, способен ли это сделать другой человек, волонтер? В одиночку – думаю, нет. И даже коллективным трудом, думаю, нет. Только с помощью Христа, Который не оправдывал, но исцелял, прощая: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк.2:11).
Ведь эти слова можно трактовать не только буквально! «Расслабленный духом» лежит на улице и не может «сдвинуться с места» — начать заново, победить ситуацию. Господь, простив его и исцелив, отправляет домой. Так, может быть, чтобы пойти домой, расслабленному нужно именно прощение, а не что-нибудь другое
Человек это звучит гордо «На дне»
Паровозик, который смог «Майор Пейн»
Источник: miloserdie.ру
Анализ характеристик персонажа
Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца
, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.
От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.
К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова
, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.
Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками
, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.
Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.
Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”
Персонажи относятся к старцу двояко:
- одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа
) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания; - другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ
) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.
Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным
к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.
После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться
о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.
Характеристика героев “На дне”
Характеристика героев «На дне» помогает составить общий портрет людей, находящихся на «дне жизни»: бездействие, смиренность, нежелание и неспособность изменить собственную жизнь.
- Костылевы
- Актер
- Сатин
- Настя
- Васька Пепел
- Наташа
- Лука
- Клещ
- Анна
- Бубнов
- Барон
- Квашня
- Медведев
- Алешка
- Татарин
- Кривой Зоб
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Притча о праведной земле
Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля
, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.
Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.
Популярные сегодня темы
На протяжении существенной части своей жизни я потакал другим людям, мне казалось, будто такое поведение является действительно верным, а также нужно непременно делать как все и тогда будет и чувство общности и нечто правильное
Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах.
Когда заканчивался очередной учебный год мои родители шутили: Ура! У нас каникулы. И мне было приятно видеть их радостные лица. Все заботы и переживания прошедшего учебного года остались позади, а впереди теплое и беззаботное лето.
1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
Цитаты
Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами
и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.
Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:
“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”
“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”
“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”
“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”
“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”
Характеристика Бубнова
Бубнов — один из жителей ночлежки, это мужчина 45 лет. В прошлом он был мастер по изготовлению меховых и кожаных изделий, имел свое предприятие. У него была жена, которая изменила ему с его подмастерьем. За это Бубнов разозлился на неё, стал избивать и даже намеревался убить. Но в конце он просто бросил своё дело и остался в нищете.
Теперь Бубнов изготавливает картузы и шапки. Но ему не хватает денег, чтобы заплатить за ночлежку. Хозяйка не прогоняет его, так как она не проявляет жестокости. Но сам себя этот мужчина считает ленивым человеком и пьяницей. А также он говорит, что не умеет врать. Другие обитатели ночлежки уважают его только в пьяном виде. Они утверждают, что только так он напоминает человека.
Описание Луки
Лука — это ещё один ночлежник. Он оказался в обители не случайно, ведь каждый персонаж тянулся к нему, так как старик умел утешать и проявлял понимание. Он всегда путешествует с палкой в руках, котелком и чайником. В ночлежку его привела Наташа, многим он напомнил отцов и дедушек.
Этот человек отличался незаурядными чертами характера:
- проницательностью;
- добротой;
- жалостливостью;
- любопытством.
Скорее всего, Лука был беглым каторжником из Сибири, бывшим преступником. Нищая жизнь на дне была ему привычной, но для каждого он находил ласковое слово. Он не говорил окружающим жестокую правду, вместо этого пытался их утешить и подарить надежду на лучшее будущее. Старик пытался заставить других обитателей ночлежки избавиться от всех пороков.
Судьба Сатина
У каждого из героев пьесы «На дне» путь на дно был своим. Сатин — один из центральных персонажей произведения. Этого мужчину звали Константин, ему было около сорока лет. Он карточный шулер, бездомный пьяница, мошенник. Все выигранные деньги он пропивает, хотя на самом деле это образованный и начитанный человек.
Другие считают его приятной и рассудительной личностью. Хотя он довольно скрытен, не любит о себе много рассказывать. Он всю жизнь оставался честным, каков был и сейчас. Сатин презирает ложь, а себя считает уже мертвым. Но сам жить честно не собирается. Ему противна мысль об обычной работе, ему нравится быть шарлатаном и пропивать все свои деньги.
Сатин думает, что человек должен работать только себе в удовольствие. В противном случае любой труд превращается в рабство.
Однажды он по неосторожности убил обидчика. За это преступление он 5 лет просидел в тюрьме. Там и научился играть в карты, а после освобождения не смог восстановить прежнюю жизнь.
Андрей Клещ
Андрей вместе с женой Анной уже давно живёт в ночлежке. Ему 40 лет, а раньше он работал слесарем. Его супруга больна чахоткой, но Клещ не делает ей никаких поблажек. Он обращается с ней грубо, хотя она терпит побои и ругательства с его стороны в течение всего их брака. Сама женщина называет мужа причиной своей болезни.
Мнение обитателей об этом человеке отрицательное, так как его черты характера не вызывают расположения:
- злость;
- гордость;
- вспыльчивость.
Клещ пытался выбраться из нищеты, но у него ничего не получалось. В конце произведения его супруга умерла от чахотки. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы оплатить ее похороны.
Постепенно он свыкся с жителями ночлежки. Ведь дальнейшая его судьба будет связана с ними.
Васька Пепел
Ещё один герой пьесы — это Васька Пепел. Молодой человек 28 лет давно занимается воровством. Свою деятельность он перенял от отца, который всю жизнь сидел в тюрьме. Клеймо вора, лежащее на всей его семье, подтолкнуло его к преступлениям, когда он был еще маленький.
Последние годы своей жизни Васька ворует по наводке Костылевых и продаёт им же краденые вещи. При этом его покрывает полицейский Медведев, дядя Василисы. Уже дважды молодой человек сидел в тюрьме, так как на него донесли в полицию. А в последнее время Пепел стал любовником хозяйки ночлежки, Василиса Карповны Костылевой.
Но в конце концов пара рассталась, женщина попросила любовника помочь ей избавиться от мужа. Взамен она пообещала дать ему в жёны свою сестру Наташу. Благодаря связи с Костылевыми у Васьки есть определенные преимущества:
- отдельная комната;
- возможность читать и писать.,
- связь с полицией.
Ваську ожидал трагический конец. Он убил Костылева за то, что тот издевался над Наташей. Пепел выставил и Василису виноватой. За преступление ему пришлось сесть в тюрьму.
Пьяница актер
Какой бы плохой ни была судьба героев на дне, среди них были и те, жизнь которых очень отличалась. К таким можно отнести и актера — 40-летнего мужчину. Раньше он играл в спектаклях в разных театрах. Но он начал пить, из-за чего у него ухудшилась память. Даже любимое стихотворение он не может вспомнить наизусть. Пьянство не позволило актёру продолжить работу в театрах, поэтому сейчас он оказался в ночлежке.
Этот человек сам признаёт, что алкоголь погубил его жизнь. Он уже задолжал крупную сумму Костылеву за проживание в обители, но выплачивать ее не собирается. Актер считает, что успеху способствует только талант. А образование особой роли не играет. Но каждый человек должен верить в себя и свои силы, только так он сможет чего-то достигнуть.
Актёра нельзя назвать безжалостным человеком. Он обладает большим и добрым сердцем. В пьесе этот мужчина помог больной Анне выйти из комнаты, когда ей было душно. А также он с удовольствием общается с Лукой, который рассказывает ему о городе, где можно бесплатно вылечиться от алкоголизма.
Актёр верит ему и впоследствии действительно бросает пить. Он копит деньги для поездки в эту лечебницу, хотя другие его и отговаривают. Но после исчезновения Луки из ночлежки актёр кончает жизнь самоубийством.
Торговка Квашня
Квашня — это ещё одна обитательница ночлежки. Сорокалетняя женщина торгует на базаре пельменями. Восемь лет она прожила вместе с мужем, который постоянно её избивал. Но она не жаловалась, только обрадовалась его смерти. Сейчас за ней ухаживает полицейский Медведев, просит её обвенчаться с ним. Но женщина ему отказывает, так как боится потерять свою свободу.
Хотя в конце концов она всё же вышла замуж за полицейского и сама начала его колотить. Медведев с горя запил, что очень не понравилось его жене. Остальные жители ночлежки считали, что женщина слишком строга со своим новым мужем. Ее нельзя называть умной, хотя она и не проявляет безразличия. Квашня заботится о больных, но в первую очередь думает о себе.
Эта женщина мечтала, что новый муж станет хорошим помощником и верным другом. Но она ошиблась, хотя развиваться Медведеву не давал её характер. Квашня было с ним слишком строга и била его на глазах у других мужчин. Полицейскому стало стыдно за свою семейную жизнь, и он запил.
Проблемы Наташи
У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная. Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои. Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.
Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью. За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом. Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.
Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.
Трагедия Насти
Есть в обители и еще одна молодая девушка — Настя. Ей 24 года, а себе на жизнь она зарабатывает неприличной работой — торгует своим телом. В обители у неё есть любовник — Барон, обедневший дворянин. Он считает Настю наивной, доброй, но довольно глупой девушкой.
Она любит читать любовные романы, у неё есть потрёпанная книжка под названием «Роковая любовь». Это мечтательная фантазёрка. Она сочинила историю, согласно которой на ней должен был жениться один молодой человек. Но родители запретили ему, поэтому она оказалась в одиночестве в ночлежке. Этот рассказ заставлял её плакать, хотя все знали, что он выдуманный. Настя сама искренне верит в этот бред, но иногда путается в деталях.
Один Лука поддерживает девушку и говорит, что она имеет право на любые мечты. Ведь каждый человек в этой жизни способен фантазировать о своей судьбе. Настя считает себя несчастной, она хочет выбраться из ночлежки и покончить со своим образом жизни. Ей противна и работа, и окружающие люди. Она надеется когда-нибудь снять себе другую квартиру.
В пьесе Горького раскрыта тема разных человеческих судеб. У каждого из них жизнь сложилась по-разному, но привела их в одно место. И в этой обители они пытаются ужиться, построить хоть какое-нибудь будущее.