Люди сыгравшие важную роль в жизни темы из рассказа детство темы

Пример сочинения №1

«Детство» – это автобиографический рассказ Н. Гарина-Михайловского. Писатель на примере собственного детства рассказывает о методах воспитания и становлении личности.

Главный герой книги – активный и умный мальчик, рос слегка взбалмошным, но добрым и чутким. Вырос в благополучной семье, много времени проводил с учителями и няньками. Ему не хватало детских шалостей, поэтому он часто убегал из под надзора для игр с другими детьми. 

Поведение и характер главного персонажа обусловлены семейной обстановкой. Родители любили мальчика, но каждый по своему. Николай Семенович – отставной военный, который требовал армейской дисциплины от малолетнего сына. Избыточная нагрузка и требовательность «дала» обратный эффект.

Аглаида Васильевна, мама мальчика, была чуткой и понимающей женщиной. Она старалась сглаживать «военные» замашки мужа. Женщина понимала, что ее непоседливый сын ранимый и любящий.

«Детство Темы» – рассказ, главные герои которого на собственном примере учат справедливости, благородству и вниманию. Произведение Николая Гарина-Михайловского может выступать в качестве учебного пособия родителям и интересной поучительной книги детям.

Пример №2

детство темы главные герои

Познавательный рассказ Гарина-Михайловского учит признавать ошибки и с достоинством принимать вину. Основная мысль произведения ярко раскрывается в главном персонаже и его отце.

В начале книги автор знакомит нас с главным героем. Тема – слегла шаловливый, но очень умный и непоседливый ребенок. По случайности он ломает цветок, над которым долгое время трудился его отец. Мальчик решает скрыть свое «преступление», но вся правда быстро выходит наружу. За вранье его наказывают.

Николай Семенович – отставной военный. Дисциплина и порядок являются важными показателями воспитания малолетнего сына. За провинность отец прибегает к физическому наказанию. Свою неправоту мужчина осознает во время болезни. Николай Семенович сближается с Темой, они часто разговаривают.

Поучительная история автора повествует о чести и благородстве, о дружбе и семейной любви. Родителям важно прислушиваться к желаниям ребенка, чтобы он чувствовал себя любимым и защищенным.

Николай Георгиевич  Гарин-Михайловский 1852-1906

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

1852-1906

Н.Г. Михайловский родился в семье боевого генерала. Заслуги отца высоко ценились властями, поэтому сам царь Николай І стал крёстным отцом ребёнка. Мальчика в честь крёстного отца назвали Николаем.

Н.Г. Михайловский родился в семье боевого генерала. Заслуги отца высоко ценились властями, поэтому сам царь Николай І стал крёстным отцом ребёнка.

Мальчика в честь крёстного отца назвали Николаем.

Закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения.

Закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения.

Основал город Новосибирск. Станция метро «Площадь Гарина-Михайловского» в Новосибирске

Основал город Новосибирск.

Станция метро

«Площадь Гарина-Михайловского»

в Новосибирске

Создал проект электрической железной дороги между Севастополем и Ялтой.

Создал проект электрической железной дороги между Севастополем и Ялтой.

«Был он строен, красив, двигался быстро, но изящно, чувствовалось, что эта быстрота … от избытка энергии. Говорил как будто небрежно, но на самом деле очень ловко и своеобразно построенными фразами». М. Горький

«Был он строен, красив, двигался быстро, но изящно, чувствовалось, что эта быстрота … от избытка энергии. Говорил как будто небрежно, но на самом

деле очень ловко и своеобразно

построенными

фразами». М. Горький

Первое произведение Гарина-Михайловского было опубликовано в 1892 году. Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение – еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это тетралогия биографического характера).

Первое произведение Гарина-Михайловского было опубликовано в 1892 году. Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение – еще

3 части:

«Гимназисты»,

«Студенты»,

«Инженеры» (это тетралогия

биографического

характера).

Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие . Помимо научных исследований, им был собран этнографический материал, впервые  записаны корейские сказки. Написал путевые очерки

Гарин-Михайловский совершил кругосветное путешествие . Помимо научных исследований,

им был собран

этнографический

материал, впервые

записаны корейские

сказки. Написал

путевые очерки

«Вокруг света», «По Корее,

Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899)

Он так и умер

Он так и умер «на ходу», — участвовал в заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, «неистощимо бодрого человека».

Могила писателя

на Волковском

кладбище

в Петербурге

«В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».  Н.Г. Гарин-Михайловский

«В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки».

Н.Г. Гарин-Михайловский

«Иванов»

«Иванов»

«Ябеда»

«Ябеда»

«Экзамены»

«Экзамены»

Шелгунов Николай Васильевич (1824 – 1891), русский революционер-демократ, публицист и литературный критик. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». (Н.В. Шелгунов)  Докажите справедливость этого высказывания, основываясь на повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Шелгунов Николай Васильевич (1824 – 1891), русский революционер-демократ, публицист и литературный критик.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». (Н.В. Шелгунов)

Докажите справедливость этого высказывания, основываясь на повести

Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

Подготовить материал к сочинению:  цитаты; краткий пересказ нужных  эпизодов.

Подготовить материал к сочинению:

цитаты; краткий пересказ нужных

эпизодов.

 Сочинение «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку» (Н.В. Шелгунов). (По повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».)

Сочинение

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку» (Н.В. Шелгунов). (По повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».)

План I ( Вступление) Детство – золотая пора в жизни человека? II ( Основная часть ) «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» (Антуан де Сент-Экзюпери). Артемий Карташёв – главный герой повести  Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». 2. Слабые и сильные стороны характера Тёмы. 3. Обстоятельства, под влиянием которых  формировался характер мальчика. 4. Люди, сыгравшие важную роль в жизни Тёмы. 5. Что изменили в юном герое люди, встречи, а что осталось неизменным. III ( Заключение ) Значение детства в жизни человека.

План

I ( Вступление) Детство – золотая пора в жизни человека?

II ( Основная часть ) «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» (Антуан де Сент-Экзюпери).

  • Артемий Карташёв – главный герой повести

Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».

2. Слабые и сильные стороны характера Тёмы.

3. Обстоятельства, под влиянием которых

формировался характер мальчика.

4. Люди, сыгравшие важную роль в жизни Тёмы.

5. Что изменили в юном герое люди, встречи, а что осталось неизменным.

III ( Заключение ) Значение детства в жизни человека.

Возможный эпиграф Надо много пережить, чтобы стать человеком. Антуан де Сент-Экзюпери

Возможный эпиграф

Надо много пережить, чтобы стать человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери

Главные герои

Тема – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.

Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, строгий, жесткий человек.

Аглаида Васильевна Карташева – мать Темы, добрая, мягкая, мудрая женщина.

Иванов – лучший друг Темы, умный, начитанный мальчик.

Вахнов – главный задира в классе Темы.

Данилов и Касицкий – друзья Темы, с которыми он собирался уехать в Америку.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Поступление в школу

Затем мальчик поступил в гимназию, поэтому ему купили новую форму. Теме сразу же захотелось похвастаться ей перед собственными товарищами на постоялом дворе. В этот момент дети собирались идти на берег моря, поэтому он пошел с ними. Незнакомый рыбак предложил Теме подержать его наряд, пока тот не накупается. Когда мальчишки вышли на берег, то незнакомца уже не было. Он забрал с собой новую гимназическую форму. Отец заказал главному герою другой костюм, однако, его необходимо было ожидать больше недели.

В гимназии мальчик быстро познакомился со всеми одноклассниками. Однако первый день обучения закончился для него довольно печально, потому что он не пожелал выдать напроказившего приятеля и его исключили. Родителям главного героя пришлось отправиться к директору, чтобы уладить конфликт.

Неожиданно мальчик подружился с соседом по парте Ивановым, который просто обожал рассказывать жуткие истории. Он постоянно приносил Теме различные книги и тот быстро увлекся чтением. Дома он забирался в укромный уголок и читал увлекательные страницы. Его сосед был сиротой и жил в имении богатых помещиков.

Люди мало интересовались Ивановым, поэтому он много времени проводил в собственной комнате. Через некоторое время мальчики крепко сдружились. Все лето приятель хотел провести в селе, в усадьбе своего дяди. Туда же он и позвал главного героя. Однако этим планам было не суждено осуществиться из-за неожиданного происшествия в гимназии.

Сосед мальчика подложил острую иголку на стул преподавателя французского языка. Директор быстро догадался, кто являлся зачинщиком данного происшествия, однако, он не имел доказательств. Иванова и главного героя он по очереди приглашал в собственный кабинет и усердно допрашивал.

Тема не смог выдержать многочисленных угроз и во всем признался, а его товарищ отказался выдавать друга. После этого его отчислили из престижной гимназии вместе с виновником неприятностей. Одноклассники начали считать мальчика предателем и не разговаривали с ним. Однако несколько мальчишек со всего класса поняли его состояние. Они пересели к нему за парту и начали морально поддерживать.

В один из дней новые приятели пригласили героя покататься на лодке. На прогулке у них появилась идея отправиться на судне в Америку. Друзья полностью забросили учебу и начали готовиться к будущему путешествию.

Однако на корабль их не пустили. По этой причине они отказались от этой нелепой затеи и стали усердно учиться.

Сюжет

Отец Темы в прошлом был военным, и воспитывал Тему так, как когда-то воспитывали его самого – строго и жестко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.

Однажды Тема случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тема запомнил эту порку на всю жизнь.

Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.

Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тема потерял своего друга.

Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился, и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.

Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

«Детство Темы» — читательский дневник по рассказу Н. Гарина-Михайловского

Тема – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.

Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, строгий, жесткий человек.

Аглаида Васильевна Карташева – мать Темы, добрая, мягкая, мудрая женщина.

Иванов – лучший друг Темы, умный, начитанный мальчик.

Вахнов – главный задира в классе Темы.

Данилов и Касицкий – друзья Темы, с которыми он собирался уехать в Америку.

Краткое содержание и сюжет

Отец Темы в прошлом был военным, и воспитывал Тему так, как когда-то воспитывали его самого – строго и жестко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.

Однажды Тема случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тема запомнил эту порку на всю жизнь.

Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.

Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тема потерял своего друга.

Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился, и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.

Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

План пересказа

  • Методы воспитания Темы.
  • Случай с цветком.
  • Спасение Жучки.
  • Тяжелая болезнь.
  • Поступление в гимназию.
  • Дружба с Ивановым.
  • Предательство Темы.
  • Дружба с Даниловым и Касицким.
  • Покорение Америки.
  • Тема заваливает экзамены.
  • Исправление оценок.

Основная мысль

Все события в детстве, и хорошие, и плохие, формируют личность человека.

Чему учит

Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.

Отзыв

Детство – счастливая пора в жизни каждого человека, даже если случаются какие-то неприятные события. Это время, когда маленький человек впервые сталкивается с дружбой, предательством, несправедливостью, преданностью.

Пословицы

  • Овощи видно по рассаде, человека с детства.
  • Детство — время золотое.
  • Большая заслуга – выручить в беде друга.
  • Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Что понравилось

Понравилось, как Тема отважно спасал своего верного друга – собачку Жучку. Он не побоялся залезть в глубокий колодец и спасти своего любимца от верной смерти.

Вывод и моё мнение

На примере Тёмы мы учимся простым истинам — настоящей дружбе, стойкости и храбрости, честности, вере в собственные силы и мечты, следование за целями. Тёма — добрый мальчик, он совершает ошибки, но извлекает из них урок и продолжает идти вперед. Так и нужно жить.

Отзыв

У меня сложилось неоднозначное впечатление от книги. Понятно, что за проступки надо нести ответственность, так считает и сам Тёма, но вот родители оценивают поведение по-разному. Например, за одно и то же событие отец жестоко наказывает ребенка, а мать его жалеет. Если взрослые не могут одинаково оценить степень вины, то как быть ребенку? Очень не понравилась гимназия, хорошо, что сейчас учителя стараются выслушать всех участников конфликта. Зато герой показался чистосердечным, умным, открытым мальчишкой, с которым хотелось бы дружить.

Краткое содержание для читательского дневника

1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.

2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.

3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.

4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.

5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.

6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.

Читайте по теме:

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Смерть отца

Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.

Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.

Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.

Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:

  • способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
  • спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
  • поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
  • предательство героя и дружба с одноклассниками;
  • провал экзаменов и исправление оценок;
  • последний месяц жизни отца и его смерть.

В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.

После ознакомления с кратким содержанием «Детства Темы» для читательского дневника стоит прочитать книгу целиком.

Николай Гарин-Михайловский: «Детство Тёмы».

Только закончила читать данную повесть, а новую начинать не хочется, пока не напишу отзыв на эту. Боюсь стереть послевкусие, погасить эмоции. Книга рассказывает о взрослении восьмилетнего мальчика. Как часто бывает в детстве, что случайно, сами того не желая, или просто не осознавая последствий, дети совершают разные проступки. Вот так и у нашего героя. Он добрый мальчик, но стечение обстоятельств накладываются одно на другое, и вот он уже выглядит неисправимым баловнем и шалуном. Как хочется вернуть всё назад, исправить, объяснить, доказать всем, что это нечаянно, дайте шанс, поверьте! Мама. Она всегда выслушает и поймёт, она знает, что её сын самый лучший, в этом не может быть никаких сомнений, она поддержит, подбодрит, даст совет и окутает своей любовью. С мамой всегда спокойно и тепло. Мама знает, что у каждого человека есть самолюбие и его нужно беречь. Взрослые не имеют права унижать ребёнка, пользуясь своим положением. Папа. Он рос сиротой, не видел любви и ласки, воевал. Он строгий, но справедливый. Его принципы воспитания кардинально отличаются от воспитания жены. Но какая любящая мать даст своего ребёнка в обиду?! Пусть перед ней хоть генерал, хоть сам император! А Тёма растёт, взрослеет, учиться. Познаёт сладость дружбы и горечь предательства. Ошибается, страдает, но благодаря матушкиной поддержки и веры в него, находит в себе силы всё исправить. Все переживания главного героя так близки, так знакомы, что при чтении затрагивается каждая струна в душе, невозможно оставаться спокойным, читая эту книгу. Закрывая книгу, я чуть сдерживала слёзы. Но это совсем не означает, что финал плохой, нет. Пересказывать не стану. Если заинтересовала, прочтите, вы всё сами поймёте. Приятно удивило, что это автобиографическая повесть. Автор Гарин-Михайловский Николай Георгиевич, описал своё детство, свои мысли и чувства. Хоть книга написана для детей, но я бы советовала в первую очередь прочитать её родителям. Вспомните, что значит быть ребёнком, как открыто и беззащитно детское сердце. Эта повесть наполнит вашу душу любовью, вы станете ещё внимательней, ещё заботливей со своими детьми. Повесть имеет продолжение: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Очень хочется прочитать. У автора лёгкий и яркий язык изложения. Качество у данной серии отличное: Белоснежный офест, немного просвечивает, но при чтении не мешает, каптал, твёрдая обложка, каптал, ч/б иллюстрации. Буква Ё отсутствует. Удобный формат и небольшой вес радуют, удобно брать книгу с собой. Майшоп // Озон

Отзывы читателей

Достаточно спокойное произведение, чем-то напоминает «Детство» Льва Толстого. В произведении показана жизнь обычного мальчика, который сталкивается со сложным выбором. Постепенно ему удается исправить свои поступки. Он даже благополучно сдает экзамены в гимназии.

Татьяна

Хорошая книга «Детство Темы». Она знакомит с жизнью обычной семьи, и среднестатистического мальчика. Он ошибается, поступает неправильно, но делает соответствующие выводы. Это добрая повесть, которая учит самому важному. Обязательно прочитаю ее своим детям.

Анастасия

Повесть «Детство Темы» показалась мне совершенно скучной. Обычный, избалованный мальчик, который ничем не примечателен. Если составить характеристику героев, можно заметить, что в них нет ничего особенного. Может быть для школьного возраста книга подходит, но для взрослых нет.
Инна

Главная мысль

В детстве человек особенно уязвим и зависим от обстоятельств и окружения. Однако он должен сам осознавать свои недостатки и пытаться их преодолевать.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.

Основные персонажи

Это произведение поднимает большое количество вопросов. Это прежде всего социальное неравенство и отсутствие нужных для нормального существования материальных средств. В книге можно заметить многие особенности образования того времени. Некоторые моменты из нее стоит использовать для воспитания собственных детей.

Главными героями «Детства Темы» Николая Гарина-Михайловского являются:

  • Тема — любопытный и непоседливый мальчишка с чутким сердцем;
  • Николай Карташев — отец мальчик, отставной офицер, прямой и честный мужчина;
  • Аглаида Карташева — мама Темы, добрая и чуткая женщина;
  • Зина — родная сестра главного героя, с которой он часто конфликтует;
  • Таня — горничная мальчика, приветливая и красивая молодая особа;
  • одноклассники Темы.

Главной мыслью «Детства Темы» является проблема наказания детей. Взрослые не знают, что думает ребенок, когда он собирается сделать любой поступок.

В произведении подробно показана иллюстрация того, что испытывал мальчик, когда его публично наказывали поркой.

Действующие лица

Главный герой повести — мальчик Тема. Он добрый, любознательный, впечатлительный. Его отец, генерал в отставке — Николай Семенович Карташев. Он немного жесткий и строгий человек. Маму мальчика зовут Аглаида Васильевна Карташева. Женщина была очень доброй и любила сына.

Есть и другие главные герои в «Детстве Темы» в лице друзей младшего Карташева:

Главная мысль произведения — все жизненные испытания нужно переносить стойко. Детям нужно учиться быть храбрыми, отважными, решительными — эти качества пригодятся им во взрослой жизни.

Немаловажно вырабатывать ответственность, так как человек должен уметь отвечать за последствия своих поступков.

Начало событий

Тема был сыном отставного офицера, который придерживался довольно строгих методов воспитания. На почве этого у него часто случались скандалы с супругой. Однажды Николай посадил в саду необычный цветок и с огромным нетерпением ожидал, когда тот расцветет. Однако мальчик случайно сломал его. Ему не хватило смелости признаться в своем поступке даже матери. Когда родители уехали по собственным делам, главный герой не смог себя успокоить. Неведомые силы толкали его на новые шалости.

Сначала он нахамил и испортил одежду гувернантке, сильно толкнул старшую сестру за неудачный рисунок, а потом захотел покататься на юном жеребце, который сбросил его на землю. После обеда мальчик решил вынести из дома пару кусочков сахара для своего приятеля Йоськи, но был быстро пойман.

Вечером рассерженный родитель выпорол Тему за многочисленные проделки. Многие годы он вспоминал этот день и не мог простить офицеру сильных побоев. Перед сном мальчик поведал маме о собственных похождениях. Она сказала, что так получилось из-за его трусости, а с таким чувством каждый человек обязан бороться самостоятельно.

Ночью его мучили кошмары. От гувернантки Тема узнал о судьбе сбежавшей собачки Жучки. Оказалось, что ее бросили в заброшенный колодец на окраине сада. Ранним утром он пошел спасать питомца и с большим трудом смог достать пса из ловушки. Из-за сильного перенапряжения мальчик приболел, и пару недель не вставал с кровати. Однако молодой организм вскоре победил, и он стал поправляться.

За время тяжелой болезни мальчик очень похудел и стал выше. Родители разрешили ему общаться с другими детьми, находившимися на постоялом дворе. Вместе с ними главный герой изучал окружающий мир. Он больше не боялся старинного заброшенного кладбища и постоянно гулял там с новыми приятелями.

Год жизни пролетел незаметно и Теме исполнилось 9 лет. Теперь товарищам стало мало одного двора и заброшенного кладбища.

Дети часто сбегали на морской берег и следили за рыбаками, а также им понравилось ловить под валунами небольших крабов.

20.04.2020

Гарин-Михайловский Н. “Детство Темы”

Главные герои повести “Детство Темы” и их характеристика

Краткое содержание повести “Детство Темы”для читательского дневника в 6 предложений

Чему учит повесть “Детство Темы”

Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.

Отзыв на повесть “Детство Темы”

Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком. Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.

Пословицы к повести “Детство Темы”

Терпенье и труд дивные всходы дают. Тяжело в учении, легко в бою. Сам погибай, а товарища выручай. Старого человека надо слушаться. молодого учить. Характер закаляется в труде.

Читать краткое содержание повести “Детство Темы” по главам:

Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным. Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне. Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо. Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной. За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей. Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.

Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.

Поступление в школу

Затем мальчик поступил в гимназию, поэтому ему купили новую форму. Теме сразу же захотелось похвастаться ей перед собственными товарищами на постоялом дворе. В этот момент дети собирались идти на берег моря, поэтому он пошел с ними. Незнакомый рыбак предложил Теме подержать его наряд, пока тот не накупается. Когда мальчишки вышли на берег, то незнакомца уже не было. Он забрал с собой новую гимназическую форму. Отец заказал главному герою другой костюм, однако, его необходимо было ожидать больше недели.

В гимназии мальчик быстро познакомился со всеми одноклассниками. Однако первый день обучения закончился для него довольно печально, потому что он не пожелал выдать напроказившего приятеля и его исключили. Родителям главного героя пришлось отправиться к директору, чтобы уладить конфликт.

Неожиданно мальчик подружился с соседом по парте Ивановым, который просто обожал рассказывать жуткие истории. Он постоянно приносил Теме различные книги и тот быстро увлекся чтением. Дома он забирался в укромный уголок и читал увлекательные страницы. Его сосед был сиротой и жил в имении богатых помещиков.

Люди мало интересовались Ивановым, поэтому он много времени проводил в собственной комнате. Через некоторое время мальчики крепко сдружились. Все лето приятель хотел провести в селе, в усадьбе своего дяди. Туда же он и позвал главного героя. Однако этим планам было не суждено осуществиться из-за неожиданного происшествия в гимназии.

Сосед мальчика подложил острую иголку на стул преподавателя французского языка. Директор быстро догадался, кто являлся зачинщиком данного происшествия, однако, он не имел доказательств. Иванова и главного героя он по очереди приглашал в собственный кабинет и усердно допрашивал.

Тема не смог выдержать многочисленных угроз и во всем признался, а его товарищ отказался выдавать друга. После этого его отчислили из престижной гимназии вместе с виновником неприятностей. Одноклассники начали считать мальчика предателем и не разговаривали с ним. Однако несколько мальчишек со всего класса поняли его состояние. Они пересели к нему за парту и начали морально поддерживать.

В один из дней новые приятели пригласили героя покататься на лодке. На прогулке у них появилась идея отправиться на судне в Америку. Друзья полностью забросили учебу и начали готовиться к будущему путешествию.

Однако на корабль их не пустили. По этой причине они отказались от этой нелепой затеи и стали усердно учиться.

Смерть отца

Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.

Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.

Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.

Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:

  • способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
  • спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
  • поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
  • предательство героя и дружба с одноклассниками;
  • провал экзаменов и исправление оценок;
  • последний месяц жизни отца и его смерть.

В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.

После ознакомления с кратким содержанием «Детства Темы» для читательского дневника стоит прочитать книгу целиком.

Какая главная мысль повести “Детство Темы”, чему учит повесть?

Главная мысль повести “Детство Темы”
Чему учит повесть “Детство Темы”

Гарин-Михайловский Н. “Детство Темы”

Матёра название острова, который подлежит затоплению. Бабы и мужики собирают вой скарб для переселения, но перед отъездом приводят избы в порядок. Цитата из повести “Прощание с Матёрой” объясняет главный смыл произведения.

Повесть “Прощание с Матёрой” учит не терять связь с прошлым, не разрывать отношения со своим прошлым в век развития промышленного прогресса.Сначала строили просто потому что подходящее место нашли, а когда затеяли расширенное строительство обнаружилось, что зря строили и нужно людей переселить с их Родины. Недоумевали люди и стыдно им было, что обошлись с ними как с бездушными предметами, которые можно переставлять как шахматные фигуры.

Мальчик знает, что в столице будет пересадка и мечтает о встрече с родным человеком. Сева по приезде в Москву сбегает и отправляется на поиски отца. Он колесит по столице и встречает множество людей, и всем он рассказывает о целине.

Сева находит дом отца и входит во двор с подарком, глиняной вазой, однако отца нет дома. Мальчик, ожидая его, знакомится с ребятами, которые и помогут ему в дальнейшем зайти в квартиру и поговорить с отцом.

Встреча состоялась, но отец не узнал родного сына, а Севка не решился ему об этом сказать. Но он поведал ему, что приехал из алтайского совхоза, что произвело на отца впечатление. Он начал называть мальчика “земляком” и хвастливо рассказывал о том, что каждый целинник его знает. Сева заскучал и поспешно распрощался с родителем, так и не открыв ему правду.

В поезде мальчик продолжает думать об отце и он находит, что похож на него. Но теперь Севка вспоминает слова матери о хвастовстве отца и понимает, что она была права. Несмотря ни на что, мальчик верит в то, что отец пересмотрит свое поведение и вернется в семью.

Главная мысль повести заключается в том, что каждый ребенок нуждается в близких людях, которые могут понять и помочь. Автор поднимает в произведении проблему “отцов и детей”, которая остро стоит и сегодня. В идеале родители не должны бросать своих детей, а если уж так случилось, то они должны поддерживать добрые отношения со своими отпрысками.

Источник

Отзывы о «Детстве Темы»

Я часто читаю своим детям различные сказки. Знакомые посоветовали мне прочитать «Детство Темы». Это произведение очень впечатлило меня. Оно одновременно вызывает не только грустные, но и положительные эмоции. Всем родителям рекомендую почитать эту повесть.

Эту книгу я взахлеб прочитал еще в детстве. Автор смог красочно описать не только детские переживания, но и дал ценные советы по воспитанию ребенка. Многие психологи считают это произведение отличным пособием для молодых отцов.

Борис, Нижний Новгород

Недавно мне совершенно случайно попалась на глаза эта повесть. Я решила ознакомиться с ее содержанием и не пожалела о затраченном времени. Книга читается очень легко, можно сказать, что на одном дыхании и заставляет подумать об извечной проблеме связи поколений.
Мария, Электросталь

Действующие лица

Главный герой повести — мальчик Тема. Он добрый, любознательный, впечатлительный. Его отец, генерал в отставке — Николай Семенович Карташев. Он немного жесткий и строгий человек. Маму мальчика зовут Аглаида Васильевна Карташева. Женщина была очень доброй и любила сына.

Есть и другие главные герои в «Детстве Темы» в лице друзей младшего Карташева:

  • Иванов;
  • Вахнов;
  • Данилов и Касицкий.

Главная мысль произведения — все жизненные испытания нужно переносить стойко. Детям нужно учиться быть храбрыми, отважными, решительными — эти качества пригодятся им во взрослой жизни.

Немаловажно вырабатывать ответственность, так как человек должен уметь отвечать за последствия своих поступков.

Главные герои

В рассказе Гарина-Михайловского «Детство Темы» главных героев несколько. У всех персонажей свой характер, стоит познакомиться с каждым поближе.

Описание действующих лиц:

  1. Карташев Артем — добрый и любознательный мальчик, который любит познавать новое, из-за чего часто попадает в неприятные ситуации. Он боится, но в то же время уважает отца.
  2. Николай Семенович Карташев — отец главного героя. Это отставной генерал, прямолинейный, честный человек с твердым характером.
  3. Аглаида Васильевна — мама мальчика с добрым и чутким сердцем. Она жалеет сына и считает, что отец с ним суров, строг и порой несправедлив.
  4. Зина — старшая сестра. У нее с главным героем не самые хорошие отношения, они постоянно ссорятся, конфликтуют.

Также в сюжете рассказывается о товарищах Вахнове, Данилове и Касицком. С ними Карташев дружил в разное время. Но лучшим другом считал Иванова.

Вскоре здоровье главы семейства стало ухудшаться, Николай Семенович уже не вставал с постели, поэтому Артем старался подольше находиться рядом с ним. Отношения между родственниками стали налаживаться. Однажды мальчик даже поделился с папой своими планами, рассказал, что хочет стать отважным моряком, поступить на флот. Отец, к удивлению всех, подержал его решение и даже благословил.

Наутро бывший генерал уже не проснулся. Так закончилось детство Темы. Главной мыслью автора было желание показать, что и в раннем возрасте бывают не только радостные события, но и весьма печальные.

Краткое содержание

Повесть начинается с описания семьи Темы. Отец воспитывал его строго, часто наказывал. В то время как мама была мягкой и доброй, поэтому часто спорила с мужем. Она считалась излишнюю строгость бесполезной и вредной.

Как-то раз кто-то сбросил в колодец собачку Жучку. Мальчик спас ее, но из-за сильных переживаний он заболел горячкой.

Несколько недель он пролежал в кровати, но в итоге организм справился. Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию.

Там он сразу познакомился с умным мальчиком Ивановым. Карташев старался во всем ему подражать.

Мальчик познакомился и с остальными детьми. Как-то раз Вахнов решил подшутить над учителем и подложил тому иголку на стул. Педагог был возмущен подобной проделкой. Ему удалось выяснить предполагаемых шутников. К директору вызвали:

  • Карташева;
  • Иванова;
  • Вахнова.

Директор начал угрожать и браниться. Тема не выдержал давления и сдал друзей. В итоге Вахнова и Иванова отчислили из гимназии. Так Карташев остался без друга. Он очень расстраивался из-за случившегося, корил себя за слабость, но со временем ему удалось успокоиться. Постепенно он сблизился с Даниловым и Касицким. Вместе они хотели отправиться в Америку, но их затея провалилась.

Тема начал плохо учиться. Произошло это из-за того, что он и его приятели были заняты строительством лодки, поэтому ему не удавалось оказывать должного внимания учебе и оценки в журнале начали неуклонно снижаться.

Карташев скрывал от своих родителей успехи в гимназии. Лодку сделать не удалось, а перед учениками встал вопрос сдачи экзаменов. В это время главный герой думал, как закончить жизнь самоубийством. С трудом, но ему удалось сдать экзамены. Отец стал к нему мягче относиться. Николай Семенович рассказывал о сражениях, боевых товарищах, молодости.

Силы стали изменять старшему Карташеву и вскоре он умер. Повесть заканчивается похоронами генерала и слезами главного героя.

Рецензии на книгу «Детство Темы» Николай Гарин-Михайловский

«… Ведь если в пору детства нет счастья, когда ж оно будет?» (Н. Г. Гарин-Михайловский, «Агаточка») Повесть великолепна! Несмотря на первое спотыкание о стиль, влюбилась в автора. Теперь буду внимательно следить за появлением других его книг. Человек кипучей энергии – инженер, проектировщик, деревенский реформатор, писатель, путешественник, борец с бесхозяйственностью и казнокрадством, многодетный отец – в семье Гарина-Михайловского было 11 своих и 3 приемных детей (на минутку!). И вместе с тем, он был очень светлым, бодрым и веселым человеком, создающим вокруг себя праздник. В конце даю ссылку на статью о нем, почитайте, сама жизнь этого человека – большой подарок всем нам. Насчет повести, соглашусь с предыдущими рецензентами, что ребенок, возможно, не вынесет из нее столько, сколько родитель, но последним всячески рекомендую ее прочитать или прослушать. Ребенку, в зависимости от возраста, лучше дать отдельные главы, или прочитать вместе, чтобы обсудить. В книге необыкновенно пронзительное, искреннее и живое описание событий и переживаний ребенка, но какое тонкое и психологичное. И какое тактичное. Из всех воспоминаний о суровом детстве, (а генерал Михайловский, отец автора, был человеком жестким, если не жестоким, были и порки, и домашний карцер), автор взял всего одно лишь событие. Наверняка были и другие истории, но он ограничился только одной и показал разницу между необъясненным наказанием и объясненным. Насколько драгоценной выглядит в этой истории проницательность и мудрость матери, которая, выслушав Тему, смогла объяснить ему, что было той самой первой слабостью, которая подтолкнула его к последующим проступкам и глупой и опасной браваде. Есть у этой женщины чему поучиться. Например, тому, как она из немногословных реплик Темы, почувствовала, что его волнует судьба умирающего учителя, как предложила выразить эту жалость в действии – вместе с ним навестить учителя дома. Ведь, по сути, она не только показала пример, что нужно делать в такой ситуации, но и своим присутствием поддержала его в этих первых робких и неуверенных шагах. А чего стоит история спасения Жучки! А столкновение с системой (в данном случае школьной)! А какая пронзительная и в то же время светлая последняя глава, примиряющая отца и сына. Ведь неслучайно отношениями с отцом книга начинается и отношениями с отцом она и заканчивается. В повести много сложных ситуаций – и предательство, и отношения с товарищами, и война, и отношение к смерти, и базовые христианские истины, растворенные в повседневной жизни. Некоторые истории сохранят свою ценность и в следующих поколениях, а некоторые мы уже воспринимаем по-другому, как нечто устарелое. Поэтому, в семейном прочтении этой повести, наверное, есть свой плюс, потому что он даст возможность эти трудные и неоднозначные моменты вместе обсудить, причем, как бы дистанцировавшись от нашего времени, хотя к нам все вполне применимо. Вообщем, книжка стоящая! Об издании: страницы средней плотности, не просвечивают, сероватые, шрифт средний, удобный. Черно-белых иллюстраций на 218 страниц около 20 с хвостиком – маловато, хотелось бы больше. Тем более, что в «Теме и Жучке» с иллюстрациями того же Штеренберга, их значительно больше, и они, похоже, динамичнее. Возможно, издание другое. Но и эти понравились, особенно обложка. Одним словом, рекомендую!

Отзывы читателей

Достаточно спокойное произведение, чем-то напоминает «Детство» Льва Толстого. В произведении показана жизнь обычного мальчика, который сталкивается со сложным выбором. Постепенно ему удается исправить свои поступки. Он даже благополучно сдает экзамены в гимназии.

Татьяна

Хорошая книга «Детство Темы». Она знакомит с жизнью обычной семьи, и среднестатистического мальчика. Он ошибается, поступает неправильно, но делает соответствующие выводы. Это добрая повесть, которая учит самому важному. Обязательно прочитаю ее своим детям.

Анастасия

Повесть «Детство Темы» показалась мне совершенно скучной. Обычный, избалованный мальчик, который ничем не примечателен. Если составить характеристику героев, можно заметить, что в них нет ничего особенного. Может быть для школьного возраста книга подходит, но для взрослых нет.
Инна

Отзыв

У меня сложилось неоднозначное впечатление от книги. Понятно, что за проступки надо нести ответственность, так считает и сам Тёма, но вот родители оценивают поведение по-разному. Например, за одно и то же событие отец жестоко наказывает ребенка, а мать его жалеет. Если взрослые не могут одинаково оценить степень вины, то как быть ребенку? Очень не понравилась гимназия, хорошо, что сейчас учителя стараются выслушать всех участников конфликта. Зато герой показался чистосердечным, умным, открытым мальчишкой, с которым хотелось бы дружить.

Проблема и смысл

Анализируя рассказ, можно понять, что автор учит читателей стойкости: нужно добиваться цели, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства и испытания. Также важно отвечать за свои поступки. Оставаться честным, добрым и справедливым.

Карташев Артем — добрый и порядочный мальчик: даже совершая ошибки, он извлекает из них урок. Он не останавливается на достигнутом, а с гордо поднятой головой идет вперед. Именно так учит жить автор. Книга рекомендована к прочтению в полном виде ученикам 6 классов.

Характеристика главных персонажей повести и краткое содержание «Детство Темы» для читательского дневника поможет погрузиться в удивительный мир детства.

Сюжет в свое время понравился не одному советскому подростку, произведение перечитывали по несколько раз.

Рецензия на повесть «Детство» (Л.Н. Толстой)

Данная рецензия на повесть «Детство» Л. Н. Толстого – это попытка понять, почему это произведение остаётся актуальным и интересным для читателя любого возраста вот уже более полутораста лет. Главный герой – десятилетний Николенька. Содержание повести составляют его воспоминания о самых ценных моментах той прекрасной поры, которая случается в жизни человека лишь раз. Первая повесть молодого и никому ещё не известного писателя не лишена автобиографичности: он отразил в ней атмосферу дома, в котором проходило его собственное детство.

На протяжении 28 глав автор показывает постепенное становление основных жизненных принципов маленького героя. В повести описан самый непростой период в жизни семьи: переезд в другой город, болезнь и смерть матери. Эти события закаляют Николеньку, он меняется, взрослеет, по-другому смотрит на жизнь и поступки окружающих. Его мысли и переживания по-детски непосредственны, но чистая душа и доброе сердце помогают мальчику справиться с потерями и отчаянием.

Читателю интересно наблюдать за процессом взросления героя. Изначально родной дом и люди, окружавшие его с малых лет, были для Николеньки всей Вселенной. Автор подчёркивает нежную привязанность мальчика к своей семье, к любимому учителю и доброй экономке. Герой чувствовал заботу и любовь близких, и сам вырос добрым, отзывчивым и чутким мальчиком. Но по мере взросления он видел, что люди могут вести себя и по-другому. Николенька огорчался, злился, а иногда и сам поддавался искушению и совершал такие поступки, за которые себя впоследствии ругал.

Ранимый и чувствительный, Николенька часто страдал от мысли, что с ним что-то не так. Любое насмешливое слово или замечание утверждало его во мнении, что он некрасив или неловок. Но чаще всего мальчик обижается на самого себя, на свою неискренность или недобрые мысли. Автор очень тонко описал эту внутреннюю борьбу героя, «первые движения души» взрослеющего героя.

Толстому удалось показать, что на формирование личности ребёнка, на становление его жизненных ценностей очень сильно влияют условия, в которых он растёт. Семья – это не просто люди, среди которых человек делает первые жизненные шаги. Именно в семье закладываются основы будущего характера, от воспитания зависит, какой путь выберет человек в дальнейшем.

Детство – это короткий отрезок жизни, на протяжении которого ребёнок не всё понимает, но многое впитывает, запоминает. Все события оседают в детской душе, и от взрослых зависит, какими будут эти воспоминания. Николенька вспоминает свои детские годы с любовью. Герой с нежностью говорит о своей семье. Он также открыто пишет о своей застенчивости, о сомнениях и комплексах, которые не раз заставляли его страдать. Читатель может заглянуть в душу десятилетнего мальчика и представить, что могут переживать дети его возраста. Автор показывает, насколько дети уязвимы, как они нуждаются в понимании и защите взрослых.

Ровесникам Николеньки Иртеньева будет интересно читать о том, как герои играют, учатся, влюбляются и разочаровываются, как совершают ошибки и набираются жизненного опыта. Прочитав повесть, юный читатель будет ещё больше ценить и беречь свою маму, близких, дорожить дружбой. А взрослые поймут, что «неправильное поведение» может быть не только у детей. Небрежное слово, взгляд или интонация, отсутствие внимания или нежелание понять, что происходит с ребёнком, могут привести к незаметным, но серьёзным последствиям. Семья – это когда взрослые и дети слушают и слышат друг друга, а детство – это время, когда как раз и начинается та самая «диалектика души».

Список и краткая характеристика героев повести «Детство Темы»

Список и краткая характеристика главных героев

  • Тема – мальчик отличается своей добротой, впечатлительностью и любознательностью.
  • Николай Семенович Карташов – отец семейства, суровый, властный и жесткий человек.
  • Аглаида Васильевна Карташова – мать семейства, мягкая, добрая и чуткая женщина.
  • Зина – сестра главного героя, хорошо учится в школе, и часто конфликтует с братом.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Таня – выполняет функции горничной, которой Тема доверяет больше всех.
  • Махнов – одноклассник мальчика, главный задира, поступки которого приводят к неблагоприятным последствиям.
  • Иванов – еще один одноклассник главного героя, очень умный и начитанный мальчик.
  • Касицкий и Данилов – лучшие друзья Темы, с которыми он проводил все свободное время.

«Детство Тёмы» читательский дневник

«Детство Тёмы» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 457.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 457.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Детство Тёмы» – автобиографическая повесть Н. Г. Гарина-Михайловского, в которой автор увлекательно описывает свои мечты, все радости и печали, пережитые им в детстве.

Краткое содержание «Детство Тёмы» для читательского дневника

ФИО автора: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Название: Детство Тёмы

Число страниц: 192. Николай Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Издательство «Махаон». 2014 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1892 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Тёма – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.

Николай Семёнович Карташёв – отец Тёмы, генерал в отставке, строгий, жёсткий человек.

Аглаида Васильевна Карташёва – мать Тёмы, добрая, мягкая, мудрая женщина.

Иванов – лучший друг Тёмы, умный, начитанный мальчик.

Вахнов – главный задира в классе Тёмы.

Данилов и Касицкий – друзья Тёмы, с которыми он собирался уехать в Америку.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Отец Тёмы в прошлом был военным и воспитывал Тёму так, как когда-то воспитывали его самого: строго и жёстко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным и часто спорила по этому поводу с мужем.

Однажды Тёма случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тёма запомнил эту порку на всю жизнь.

Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тёма, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Важным событием в жизни Тёмы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тёма старался во всём подражать приятелю, в котором видел идеал.

Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе по очереди Иванова, Тёму и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тёма назвал имя виновного, в то время как Иванов молчал до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тёма потерял своего друга.

Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.

Тёма стал так плохо учиться, что завалил переводные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

План пересказа

  1. Методы воспитания Тёмы.
  2. Случай с цветком.
  3. Спасение Жучки.
  4. Тяжёлая болезнь.
  5. Поступление в гимназию.
  6. Дружба с Ивановым.
  7. Предательство Тёмы.
  8. Дружба с Даниловым и Касицким.
  9. Покорение Америки.
  10. Тёма заваливает экзамены.
  11. Исправление отметок.

Главная мысль

Все события в детстве: и хорошие, и плохие – формируют личность человека.

Чему учит

Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.

Отзыв

Детство – счастливая пора в жизни каждого человека, даже если случаются какие-то неприятные события. Это время, когда маленький человек впервые сталкивается с дружбой и преданностью, с предательством и несправедливостью.

Рисунок-иллюстрация к повести Детство Темы

Рисунок-иллюстрация к повести Детство Темы.

Пословицы

  • Овощи видно по рассаде, человека с детства.
  • Детство — время золотое.
  • Большая заслуга – выручить в беде друга.
  • Дружба как стекло: разобьёшь – не сложишь.

Что понравилось

Понравилось, как Тёма отважно спасал своего верного друга – собачку Жучку. Он не побоялся залезть в глубокий колодец и спасти своего любимца от верной смерти.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Фи Фи

    10/10

  • Собака-Про Собакин

    10/10

  • Селджан Кулиева

    10/10

  • Дмитрий Белов

    10/10

  • Валерия Кузнецова

    10/10

  • Artem Hardplay

    9/10

  • Настя Бирюкова

    9/10

  • Евгений Яцынов

    10/10

  • Елена Дорофеева

    8/10

  • Viki Livon

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 457.


А какую оценку поставите вы?

  • Любознательность пример из жизни для сочинения
  • Лягушачья кожа из сказки царевна лягушка
  • Люди с ограниченными возможностями добившиеся успеха в россии рассказ
  • Любое преступление должно быть наказано сочинение
  • Лягушачий дождь тема рассказа сладков