Людмила улицкая дезертир сочинение

Предмет: литература, урок внеклассного чтения.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс (группа): 6 класс.

Технологии: на уроке использованы компьютер, проектор, экран; применяются следующие технологии: установление смысловых связей между ключевыми словами текста, аналитическая беседа, работа с диаграммой Венна (выявление пересечений между смысловыми понятиями рассказа), работа над созданием собственного текста (письменное осмысление проблематики рассказа).

Аннотация

Данный урок внеклассного чтения по литературе «Каждый выбирает по себе…» имеет следующие цели:

  1. раскрыть новые подходы к военной тематике;
  2. развивать навык аналитической беседы;
  3. учиться устанавливать смысловые связи между ключевыми словами;
  4. познакомиться с понятием «Диаграмма Венна», учиться работать с ней;
  5. создание речевого высказывания (устного и письменного) на основе прочитанного и понятого.

Урок разделен на 4 части. В первой части, прочитав начальный отрывок, учащиеся в группах (парах) устанавливают смысловые связи между ключевыми словами всего рассказа, т.е. предполагают развитие сюжета. Затем читается рассказ, и ребята убеждаются в правильности своих предположений.

Далее идет аналитическая беседа, направленная на осмысление текста. Предложенные вопросы помогают учащимся понять, почему главная героиня не отправляет свою маленькую собаку на войну и рвет полученные на нее повестки из призывного пункта. Правильно или нет поступила героиня? Здесь мнения ребят могут разделиться, и вопрос останется открытым.

Следующая часть урока призвана подтолкнуть детей к мысли, что героиня поступает по велению сердца, что ее выбор — это проявление доброты и милосердия. Учитель знакомит ребят с работой по диаграмме Венна и предлагает выявить пересечения смысловых полей таких понятий, как «война», «овчарка», «пудель». Ученики работают в парах. Выясняется, что нет ни одного пересечения понятий «война» и «пудель». Пребывание маленькой собачки, как маленького ребенка, на войне немыслимо и противоестественно. Большие, сильные собаки, например, овчарки, действительно служат на войне. Они могут остаться в живых, как и люди-солдаты. А маленькие собаки обязательно должны были погибнуть. Героиня хотела, чтобы ее собака помогала людям, но не смогла отдать ее на верную смерть.

Завершает урок работа над созданием письменного высказывания по одной из проблем рассказа.

На этапе рефлексии учащиеся выбирают из предложенного списка три слова, которые передают их состояние и настроение на уроке.

Ход урока

Слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Всегда интересно открывать для себя новые лица, новых учеников. И я надеюсь на взаимопонимание, на открытый диалог, на плодотворную работу.

Давайте поразмышляем над фразой: «Каждый выбирает по себе…» Как вы понимаете эти слова? (Человек на протяжении всей жизни постоянно должен делать какой-то выбор. Важно, чтобы этот выбор позволил сохранить в себе лучшие человеческие качества: любовь, доброту, милосердие; уметь улыбаться, несмотря на жизненные беды и неудачи; дарить окружающим теплоту своего сердца)

— Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от сегодняшнего урока, какие цели вы поставите перед собой? (Узнать информацию о писательнице, проанализировать рассказ, понять, что значит «сделать выбор» и т.д.)

— Я хочу рассказать вам один случай из жизни, о котором узнала из статьи известного журналиста Василия Михайловича Пескова.

В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из небольшой деревеньки шла группа ребят.

Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.

А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату.

— Мама, открой…

Мать сжала его в объятиях.

— Сынок… Живой. Никому не отдам… Один раз живём…

Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.

Семь тысяч дней, похожих как близнецы.

Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. Боялся. Уже не кары за трусость боялся — боялся жизни. Завидовал тем ребятам, которые не вернулись. Думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. А я… Зачем?.. Много раз трогал руками верёвку. Минута, и всё. Кому я нужен? Но жутко — живём один раз…

Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… Вот и вся трагическая и жалкая его судьба. Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб, устаёт на работе, избегает людей. Спит он по-прежнему на чердаке.

Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. Да и теперь что за жизнь? Не всякий подаёт руку. А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:

— Дезертир…

Презрение людей — самое тяжкое наказание для человека. А живём один раз…

Василий Михайлович Песков, журналист

— Какое слово является ключевым для этого рассказа? (Дезертир)

— А кто такой дезертир? (Человек, который отказался служить, в данном случае защищать родину)

— Как вы относитесь к этому дезертиру? (Отрицательно, негативно, люди осуждают такой поступок)

— Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одноименным рассказом известной современной писательницы Людмилы Улицкой. И быть может, мы с вами уже не будем так однозначно отвечать на вопрос об отношении к дезертирству…

1. Работа по установлению смысловых связей между ключевыми словами

— Итак, Людмила Улицкая «Дезертир». Давайте прочитаем начало рассказа:

«В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки. Муж Валентин воевал, и писем от него не было. Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином. Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт. Кроме Тильды, там было в коридоре еще восемь собак, но они, поглощенные непонятностью события, почти не обращали друг на друга внимания, жались к ногам хозяев.»

— А сейчас, не зная еще всего текста, попробуйте установить смысловые связи между ключевыми словами рассказа, соедините их стрелками. Т.е мы сейчас предположим, как будут развиваться события. Листы с напечатанными ключевыми словами у вас на столе.

Связи могут быть различными:

Ирина — Тильда;

Ирина — муж Валентин — отец;

Муж Валентин — отец — хозяин;

Муж Валентин — пропал без вести;

Тильда — мобилизация — призывной пункт;

Тильда — пудель (что может сделать пудель на войне?) — противотанковый — смерть под танком; (предположите, в чем преступление и кто его совершает?)

Ирина — преступление — умереть своей смертью.

— Т.е. мы сейчас с вами предположили развитие сюжета. Давайте убедимся, правы ли мы. Прочитаем рассказ. (Чтение рассказа)

2. Аналитическая беседа

— Видите, ребята, мы с вами правильно подумали, что речь пойдет о том, как хозяйка не сможет бросить свою собаку под танк.

Подумайте, а почему Ирина так поступила? Ведь она сама привела Тильду на призывной пункт, значит, готова была расстаться с ней. («Дура, дура, как сама не догадалась… кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе» Ей казалось бесчеловечным бросить живое, беззащитное существо под танк, бросить на верную гибель)

— Наверное, это естественное желание человека — защитить преданное тебе, беззащитное существо. Скажите, а все ли думают так в рассказе? Вот, например, «понурый хозяин с немецкой овчаркой с низкой посадкой»? (Там нет любви, как у Ирины и Тильды, собака принадлежит и подчиняется своему хозяину. Этот человек расстроен тем, что его собаку забраковали и не взяли на войну. «Понурый», «с низкой посадкой», «дернул за поводок», «покорно пошла»)

— Как вы думаете, как автор Л.Улицкая относится к поступку своей героини? Осуждает или оправдывает? (Оправдывает, нельзя, противоестественно посылать друга на верную гибель)

— Как она говорит о «преступлении», которое решилась совершить Ирина? («Она решилась совершить преступление и совершать его надо было как можно незаметнее». Ирония слышится в этих словах.)

— Почему в одном предложении автор использует глаголы разных видов: «совершить» и «совершать»? («Совершить» — твердое решение, которое не поддается никакому сомнению. А «совершать», может быть, говорит о том, что не одна Ирина так поступала)

— А как вы относитесь к такому поступку героини?

Но ведь собаки реально помогали человеку на войне: искали и выносили раненых, приносили боеприпасы, да много еще чего. Если бы все поступили так, как Ирина?

3. Работа с диаграммой Венна

— Ребята, в 19 веке жил в Англии ученый и философ Джон Венн, автор символической логики. Он разработал прием, диаграмму Венна, который наглядно показывает соотношения между понятиями. Давайте мы попробуем определить отношения между такими понятиями, как «война», «овчарка» и «пудель». Найдите и запишите как можно больше слов, принадлежащих к смысловым полям этих понятий. Посмотрим, найдутся ли пересечения смысловых полей.

Например, «война» — армия, защита, бой и т.д.

«Война» — разрушение, зло, смерть, бой, сила, служба, боль, горе, защищать

«Овчарка» — собака, большая, сильная, служебная, злая, умная, друг, защитник

«Пудель» — собачка, маленькая, умная, друг, декоративная, комнатная, домашняя, ласковая, игривая

— Мы видим, что нет ни одного пересечения смысловых полей слов «война» и «пудель». Какой вывод в связи с этим можно сделать? (Пребывание маленькой собачки, как маленького ребенка, на войне противоестественно. Большие, сильные собаки действительно служат на войне. Они могут остаться в живых, как и люди-солдаты. А маленькие собаки обязательно должны были погибнуть. Героиня хотела, чтобы ее собака помогала людям, но не смогла отдать ее на верную смерть.)

— Мы видим, что война «выворачивает наизнанку» человеческий разум, разрушает все нравственные и моральные ценности: дезертиром, преступником, вынужденным скрываться, становится тот, кто способен любить…

Война ужасна, она вынуждает человека быть жестоким, идти на предательство по отношению к друзьям. Человек, в отличие от собаки, способен сделать выбор, Валентин погиб, пропал без вести; собака спасена, потому что Ирина тоже делает свой выбор человечности.

Давайте вернемся к началу урока. Ведь мы осудили поступок дезертира. Как же вы отнесетесь к «дезертирству» Ирины? (Это не дезертирство, а проявление милосердия и любви. Ирина поступила правильно и благородно, что спасла свою собаку)

4. Письменная работа

— Перед вами три вопроса. Они достаточно сложные. Попробуйте письменно изложить свои мысли по одной из проблем.

  1. Как бы я поступил на месте главной героини?
  2. Оправдываю я или осуждаю поступок главной героини?
  3. О чем рассказ Л.Улицкой «Дезертир»? (О том, что война может совершенно изменить и вывернуть наизнанку любые моральные ценности, что жизнь на войне не имеет никакой ценности, о силе любви, о том, что такое дезертирство и было ли оно на самом деле)

Несколько учащихся зачитывают ответы.

5. Рефлексия

— А теперь, ребята, вспомните еще раз наш урок. Посмотрите на экран. Мне важно знать, какие чувства вы испытывали на уроке и с каким настроением мы с вами расстаемся. (Ученикам надо выбрать 3 слова из 12, которые передают их состояние и настроение.)

6. Заключительное слово

— Людмила Улицкая — уникальный писатель. Она говорит: «Моя задача — вопросы ставить, а не решать». И может быть, сейчас, а может, когда-нибудь вы придете к этому автору, откроете для себя ее книги и попытаетесь ответить на те вопросы, которые остаются открытыми в ее произведениях.

Спасибо всем за урок!

Приложение 1. Раздаточный материал.

Приложение 2. Раздаточный материал.

Людмила Улицкая.

Дезертир

I. 1.В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки. Муж Валентин воевал, и писем от него не было. Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином. Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт. Кроме Тильды, там было в коридоре еще восемь собак, но они, поглощенные непонятностью события, почти не обращали друг на друга внимания, жались к ногам хозяев, а одна молодая сука, шотландский сеттер, даже пустила от страху струю.

II. 2. Тильда вела себя достойно, но Ирина чувствовала, что ей не по себе: уши подрагивали на кончиках и она слегка била хвостом по грязному полу. Из кабинета вышел понурый хозяин с немецкой овчаркой с низкой посадкой. Головы не поднимая, буркнул «забраковали нас, по зрению» и ушел с собакой на поводке… Проходя мимо Тильды, овчарка приостановилась, проявила интерес. Но хозяин дернул за поводок, и она покорно пошла за ним.

3. Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

III. 4. Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

IV. 5. Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

V. 6. Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской. Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

7. До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

8. В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

9. И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.

10. Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

11. В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Отложенный финал

VI Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

– Ее надо переименовать: вместо Тильды – Дези.

Тильда, услышав свое имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что ее избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрет она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости ее будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи…

А вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда.

Отложенный финал

VI Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

– Ее надо переименовать: вместо Тильды – Дези.

Тильда, услышав свое имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что ее избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрет она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости ее будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи…

А вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда.

Отложенный финал

VI Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

– Ее надо переименовать: вместо Тильды – Дези.

Тильда, услышав свое имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что ее избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрет она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости ее будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи…

А вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда.

Обратимся к повести В.Короленко «В дурном обществе», первая глава которой носит название «Развалины». Итак, какие ассоциации возникают на слово «развалины»? Дома, строения, поселения, замка и т.д. Действительно, прямое значение этого
слова – остатки разрушенного строения или поселения, собственно, о развалинах графского замка и идет речь. Конечно, на этом можно и остановиться, но можно и пойти дальше и попробовать вызвать другие ассоциации, ответив на вопрос,
какой еще смысл может иметь слово, может быть, обратившись и к тексту самой главы.

Таким образом, возникают новые ассоциации: развалины жизни, развалины семьи, и тогда при чтении повести возникают совсем другие, новые смыслы. Действительно, начинается глава так: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь
отдавшийся горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною
заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Разве это не развалины былого счастья, былой семьи?

Рассматривая произведение в дальнейшем под таким углом, даже юный читатель без труда увидит, что в финале семья главного героя совсем другая, несмотря на то, что состав ее не изменился. Ну а дальше, конечно, возникают вопросы: почему?
Как это произошло? Вот и началось обсуждение… Таким образом, знание и правильное понимание семантической природы слова, его значения и смысла дают возможность педагогу добиваться наиболее высоких результатов в обучении детей,
в первую очередь, различным видам речевой деятельности. Подбор ключевых слов и установление различных связей между ними успешно используется и на уроках, посвященных работе с пониманием текста художественного произведения.

Рабочие материалы к уроку по рассказу
Л.Улицкой « Дезертир» ( урок предвосхищающего чтения)

Задача учителя:

 раскрыть новые подходы к военной тематике;
чтение и аналитический разбор произведения на уроке; создание речевого
высказывания ( устного и письменного) на основе прочитанного и понятого.

Рассказ  небольшой по объему, он читается на
уроке учителем поэтапно, затем раздаются  его ксерокопии для анализа текста и
вторичного прочтения

Стратегия работы с текстом

1. Что вы знаете о Л.Улицкой? назовите наиболее
известные её произведения. Какие темы поднимает автор в своем творчестве?

2. Рассказ, который мы сегодня будем читать,
называется  «Дезертир».

Что обозначает данное слово?

Уточните по толковому словарю С.И.Ожегова

3.Что вы ожидаете от названия рассказа?

Слушаем первый абзац. Что для вас 
неожиданно в этом отрывке?

Речь идет о собаке, которая подлежит
мобилизации (Ранее мы не встречали подобных сюжетов, военная тематика
раскрывается с неожиданной стороны)

4. Как вы думаете, какую службу могут выполнять
собаки на фронте?

Читаем 2 абзац

Что нового вы узнали для себя?

Выносить раненых с поля боя.

Мелкие собаки- противотанковые, их обучают,
чтобы они бросались под танк.

5. Как вы думаете, каковы будут дальнейшие
действия Ирины?

Читаем 3 абзац

Как можно отнестись к её поступку?
Порассуждайте об этом.

6. А какова была реакция отца? Почему?

7. Определите  главную мысль рассказа.

Война ужасна, она вынуждает человека быть
жестоким, идти на предательство по отношению к друзьям. Человек, в отличие от
собаки, способен сделать выбор, Валентин погиб, он сам выбрал смерть; собака
спасена, потому что Ира тоже делает свой выбор  человечности.

                                       Аналитическая
работа с текстом

1 абзац

Найдите детали текста, в которых передается
время и ощущение его (сентябрь 1941 года; поглощенные непонятностью бытия; жалась
к ногам; пустила струю от страха; уши подрагивали на  кончиках; понурый хозяин;
покорно пошла)

Нет боев , сражений, ужас происходящего
передается через психологические детали; собака предана человеку.

2 абзац

 Как чувствуют себя герои рассказа?
(сочувственно посмотрел на Ирину; деточка)

3 абзац

Как чувствует себя главная героиня,
совершив преступление? (замирая от страха; ледяное жерло метели, которая
бесновалась). Собаки- преданные существа, они не могут обмануть, предать, а
человек пользуется их верностью и беззащитностью, посылая таким образом на
смерть.

Вопросы для устного и письменного
рассуждения:

  1. Как поступили бы вы на месте главной
    героини?
  2. Оправдываете  вы или осуждаете поступок
    главной героини?

Слайд 1

Рассказ Людмилы Улицкой «Дезертир» презентация для учащихся 9 класса Волгоград, 2012 Работу подготовил библиотекарь МОУ СОШ № 85 Наумова Наталья Александровна

Слайд 2

Людмила Улицкая Родилась 21 февраля 1943 года В Башкирии Как вы думаете, о чем этот рассказ? Когда может происходить действие в рассказе? Представляю вам рассказ «Дезертир» из сборника «Люди нашего царя»

Слайд 3

ДЕЗЕРТИ́Р ( франц.) беглец, бегляк , беглый В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка ДЕЗЕРТИРСТВО (фр. désertion ) — самовольное оставление места военной службы, покидание поля боя, является одним из преступлений, связанных с несением воинской службы. В случае, если дезертирство произошло в военное время, законами большинства стран может квалифицироваться как государственная измена. Обратимся к значению слова « дезертир »

Слайд 4

Место и время действия в рассказе – Москва конец сентября 1941 года. С каким историческим событием связан 1941 год? Что происходило в Москве в конце сентября? Историческая справка. Осенью 1941 года враг стоял у ворот Москвы. Был осажден Ленинград, положение для нашей Родины было критическим.

Слайд 5

В рассказе поднимаются серьезные вопросы, ответить на которые однозначно невозможно. Очень маленьким по объему произведением Людмила Улицкая смогла заставить читателя задуматься о цене жизни человека и животного в военное время, о гуманности, даже, возможно, о правильности или неправильности выбора.

Слайд 6

Главная героиня рассказа Ирина проводила на войну мужа и отца, и осталась в городе с собакой Тильдой. На собаку приходит повестка о мобилизации. Осознание того, что таких собак используют как противотанковых, ставит Ирину перед сложным выбором. Историческая справка. Собаки, как и люди, призывались на войну. На всех фронтах действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. Они решали самые разные задачи…

Слайд 7

Как использовались собаки во время войны?

Слайд 8

Собаки инженерно-саперной службы обезвредили более 4 миллионов мин и фугасов. Почти 700 тысяч раненых красноармейцев и командиров было вывезено с поля боя четвероногими санитарами. Собаки, служившие в специальных подразделениях, подтаскивали патроны и малокалиберные снаряды, собаки-связисты обеспечивали связь с передовой.

Слайд 9

Собаки — истребители танков вывели из строя более 300 единиц бронетехники противника. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага — целый танковый батальон. В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боялся противотанковых собак…

Слайд 10

«Жизнь требует, чтобы ты осознавал последствия каждого своего выбора» Р. Бах Как поступит героиня рассказа?.. В России единственный памятник собакам — подрывникам установлен в Волгограде

Обновлено: 09.01.2023

Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской. Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.

Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Полчаса он просидел в чужой бедной комнате, и Тильда сидела с ним рядом, устремив в него магический животный взгляд.

Перед уходом он пошутил:

– Ее надо переименовать: вместо Тильды – Дези.

Тильда, услышав свое имя, подняла голову. Лизнула руку. Она не знала, что ее избавили от смерти под танком, в центре адского взрыва, и умрет она теперь своей смертью, пережив и войну, и главного хозяина, и пуделиные кости ее будут лежать в лесочке, в приметном месте возле большого камня на обрыве, недалеко от дачи…

А вот где сложил свои кости Валентин, так никто и не узнал: он пропал без вести – навсегда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

III. 4. Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

IV. 5. Дура, дура, как сама не догадалась! Представляла почему-то Тильду с повязкой красного креста на спине, и как бы она честно служила, бегала по полям сражений, разыскивала раненых, приносила им помощь… А оказывается, все совсем не так: ее натренируют проскальзывать возле гусениц танка и выскакивать, и она будет много раз повторять этот легкий трюк, чтобы потом, однажды, кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе.

V. 6. Повестка лежала в сумке у Ирины. Ее принесли четыре дня тому назад, и Ирина с собакой пришла на призывной пункт час в час и день в день, как назначено. Перед ними в очереди оставалось еще два человека и две собаки: старик с немецкой овчаркой и женщина с кавказской. Ирина встала и, на пол не спуская притихшую Тильду, вышла из коридора.

7. До дому шли пешком минут сорок, от Беговой до улицы Горького. Ирина поднялась в квартиру, собрала маленький чемоданчик вещей первой необходимости, потом подумала и переложила их в рюкзак. Она решилась совершить преступление, и совершать его надо было как можно незаметнее, а чемодан на улице скорее бросался в глаза, чем рюкзак.

8. В рюкзак положила тильдины обе миски, для воды и для еды, и подстилку. Тильда сидела возле двери и ждала: понимала, что сейчас уйдут.

9. И ушли – пешком, на Покровку, сначала к матери Валентина, в дом, откуда Тильда была родом: Валентин был ее первым хозяином. Через несколько дней перебралась к подруге на Писцовую. Почти каждый день она ездила домой, на улицу Горького, открывала ключиком почтовый ящик, но все не находила того, за чем ездила: письма с фронта от Валентина. А вот на Тильду пришло еще две повестки, и обе, замирая от страха, Ирина тут же порвала меленько и выпустила, выйдя из подъезда, прямо в ледяное жерло метели, которая бесновалась всю ту зиму, первую зиму войны.

10. Отец редко приезжал в Москву, беспрерывно мотаясь по фронтам: он был одним из главных летописцев и этой войны, и прежней, испанской…

11. В первый же его приезд Ирина рассказала ему о дезертирстве Тильды. Он молча кивнул. Навестил собаку на Писцовой. Последние годы Ирина с мужем жила в большой квартире отца, и Тильда давно поняла, что главным хозяином над всеми был именно он, старый, а не первый, молодой.

Предмет: литература, урок внеклассного чтения.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс (группа): 6 класс.

Технологии: на уроке использованы компьютер, проектор, экран; применяются следующие технологии: установление смысловых связей между ключевыми словами текста, аналитическая беседа, работа с диаграммой Венна (выявление пересечений между смысловыми понятиями рассказа), работа над созданием собственного текста (письменное осмысление проблематики рассказа).

Аннотация

Урок разделен на 4 части. В первой части, прочитав начальный отрывок, учащиеся в группах (парах) устанавливают смысловые связи между ключевыми словами всего рассказа, т.е. предполагают развитие сюжета. Затем читается рассказ, и ребята убеждаются в правильности своих предположений.

Далее идет аналитическая беседа, направленная на осмысление текста. Предложенные вопросы помогают учащимся понять, почему главная героиня не отправляет свою маленькую собаку на войну и рвет полученные на нее повестки из призывного пункта. Правильно или нет поступила героиня? Здесь мнения ребят могут разделиться, и вопрос останется открытым.

Завершает урок работа над созданием письменного высказывания по одной из проблем рассказа.

На этапе рефлексии учащиеся выбирают из предложенного списка три слова, которые передают их состояние и настроение на уроке.

Ход урока

Слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Всегда интересно открывать для себя новые лица, новых учеников. И я надеюсь на взаимопонимание, на открытый диалог, на плодотворную работу.

— Я хочу рассказать вам один случай из жизни, о котором узнала из статьи известного журналиста Василия Михайловича Пескова.

В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из небольшой деревеньки шла группа ребят.

Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.

А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату.

Мать сжала его в объятиях.

— Сынок. Живой. Никому не отдам. Один раз живём.

Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.

Семь тысяч дней, похожих как близнецы.

Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. Боялся. Уже не кары за трусость боялся — боялся жизни. Завидовал тем ребятам, которые не вернулись. Думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. А я. Зачем. Много раз трогал руками верёвку. Минута, и всё. Кому я нужен? Но жутко — живём один раз.

Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… Вот и вся трагическая и жалкая его судьба. Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб, устаёт на работе, избегает людей. Спит он по-прежнему на чердаке.

Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. Да и теперь что за жизнь? Не всякий подаёт руку. А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:

Презрение людей — самое тяжкое наказание для человека. А живём один раз.

Василий Михайлович Песков, журналист

— Какое слово является ключевым для этого рассказа? (Дезертир)

— А кто такой дезертир? (Человек, который отказался служить, в данном случае защищать родину)

— Как вы относитесь к этому дезертиру? (Отрицательно, негативно, люди осуждают такой поступок)

— Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одноименным рассказом известной современной писательницы Людмилы Улицкой. И быть может, мы с вами уже не будем так однозначно отвечать на вопрос об отношении к дезертирству…

1. Работа по установлению смысловых связей между ключевыми словами

— А сейчас, не зная еще всего текста, попробуйте установить смысловые связи между ключевыми словами рассказа, соедините их стрелками. Т.е мы сейчас предположим, как будут развиваться события. Листы с напечатанными ключевыми словами у вас на столе.

Связи могут быть различными:

Ирина — муж Валентин — отец;

Муж Валентин — отец — хозяин;

Муж Валентин — пропал без вести;

Тильда — мобилизация — призывной пункт;

Тильда — пудель (что может сделать пудель на войне?) — противотанковый — смерть под танком; (предположите, в чем преступление и кто его совершает?)

Ирина — преступление — умереть своей смертью.

— Т.е. мы сейчас с вами предположили развитие сюжета. Давайте убедимся, правы ли мы. Прочитаем рассказ. (Чтение рассказа)

2. Аналитическая беседа

— Видите, ребята, мы с вами правильно подумали, что речь пойдет о том, как хозяйка не сможет бросить свою собаку под танк.

— Как вы думаете, как автор Л.Улицкая относится к поступку своей героини? Осуждает или оправдывает? (Оправдывает, нельзя, противоестественно посылать друга на верную гибель)

— А как вы относитесь к такому поступку героини?

Но ведь собаки реально помогали человеку на войне: искали и выносили раненых, приносили боеприпасы, да много еще чего. Если бы все поступили так, как Ирина?

3. Работа с диаграммой Венна

Война ужасна, она вынуждает человека быть жестоким, идти на предательство по отношению к друзьям. Человек, в отличие от собаки, способен сделать выбор, Валентин погиб, пропал без вести; собака спасена, потому что Ирина тоже делает свой выбор человечности.

4. Письменная работа

— Перед вами три вопроса. Они достаточно сложные. Попробуйте письменно изложить свои мысли по одной из проблем.

Несколько учащихся зачитывают ответы.

5. Рефлексия

— А теперь, ребята, вспомните еще раз наш урок. Посмотрите на экран. Мне важно знать, какие чувства вы испытывали на уроке и с каким настроением мы с вами расстаемся. (Ученикам надо выбрать 3 слова из 12, которые передают их состояние и настроение.)

6. Заключительное слово

Сидящий рядом старик держал руку на голове пожилой овчарки. Овчарка была крупная, вчетверо больше Тильды. Ирина подняла Тильду на руки – пудель был как раз того промежуточного размера, между комнатной собачкой и настоящей, служилой. Старик посмотрел на Тильду, улыбнулся, и Ирина осмелилась спросить то, что было у нее на сердце:

– Я вот все думаю, как же они смогут ее использовать: она раненого с поля не вытащит. Разыскать человека она может, ну, сумку медицинскую она может тащить… Но чтоб раненого…

Старик посмотрел сочувственно – теперь уже на Ирину.

– Деточка, эти мелкие собаки – противотанковые. Их обучают, чтобы они бросались под танк, а к брюху бутылку с зажигательной смесью привязывают… Вы что, не знаете?

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также:

      

  • Акт обследования школы к 1 сентября
  •   

  • Первая учительница в школе самый первый в жизни класс
  •   

  • Токарева самый счастливый день краткое содержание
  •   

  • Краткое содержание биографии платонова 6 класс
  •   

  • Макет у бабушки в деревне для детского сада шаблоны

  • Любовь это не покой она должна иметь нравственный результат прежде всего для любящих сочинение
  • Людмила у черномора отрывок из сказки
  • Любовь это награда или наказание сочинение
  • Людмила сказка кич городок
  • Любовь это красивое определение для сочинения