1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
2.ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
3. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева — воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.
4.ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ
Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.
5.ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации
Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.
6.ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.
7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека
Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.
8.Проблема исчезновения деревень
Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет.
9.Проблема алкоголизма
Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.
10.Падение общественной нравственности
Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!
11. «Чтиво» и истинная, живая книга.
В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, — это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» — одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.
12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.
Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей — показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.
13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.
Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.
14. Проблема воспитания.
Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.
15. О Боге.
Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…
16.Об отсутствии любви
Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, — обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.
17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии
Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.
Связь человека с природой неразрывна, и именно окружающий мир во всем его разнообразии сформировал человека, человеческое общество. Природные явления всегда вдохновляли творцов на создание удивительных шедевров живописи, музыки, литературы. И если природа щедро одаривает людей своими дарами, то в ответ, к сожалению, получает лишь разрушение. Наиболее острой проблема экологии встала в последнее время, когда научно-технический прогресс достиг своего апогея. Многие писатели не могли остаться равнодушными, и затронули ее в своих произведениях. Ниже собраны наиболее весомые аргументы из произведений мировой литературы, в которых затронуты проблемы взаимного влияния человека и окружающего мира.
Сочинение Любовь и предательство в повести Андреева Иуда Искариот
Книга «Иуда Искариот» была написана с психологическим пониманием всех человеческих действий. В творении Андреев раскрыл суть жизнедеятельности всех героев. После первого выхода книги, критики раскритиковали произведение Андреева, сказав, что в нем много пессимизма и драматизма. Члены православной церкви выразили отрицательные мнения по поводу того, что основным героем книги является Иуда.
В книге описаны все слабые и сильные качества характера героя. Автор описал жизнь Иуда по годам от младенчества до того, как герой стал апостолом Иисуса. В повести Иуда был описан как правдивый и жестокий, порочный человек. Его главными пороками были предательство, осуждение и воровство.
Герой узнал от других апостолов, что Иисуса Христоса вскоре казнят, и он будет распят на кресте. Узнав об этом, Иуда не предпринял никаких действий, чтобы спасти великого учителя. Вместо этого он осуждал помощников Христа. Хотя виновником распятия выступал именно Иуда.
Свою вину герой никак не мог признать. Он считал себя правильным и хорошим человеком. Наоборот герой был жестоким человеком с низкими моральными ценностями. Писатель описал его как страшного человека с низкой душой. Внешний облик героя соответствовал его внутренним человеческим качествам. В книге Иуда постоянно лгал и рассказывал страшные истории, добавляя слова от себя. Иисус принимал все недостатки своего апостола. Кроме того его ложь не приносила никакого вреда. Кроме лжи, Иуда жаловался на окружающих людей.
Отношение и доверие Христа портятся после кражи козленка в одном поселке. Христа стали подозревать в воровстве. Перед жителями поселка Иуда прилюдно осудил своего учителя. По мнению Иисуса никто не вправе судить другого человека. Иисусу с апостолами удается сбежать, благодаря обману Иуды. Герой ждал похвалы от учителя. Но Христос был в гневе, поскольку он не поддерживал ложь ни в каких обстоятельствах. Автор принял сторону Иуды и проявлял жалость. Герой испытывал горе, тоску и одиночество. Его обида на учителя росла с каждым днем. Он стал изгоем среди апостолов. Несмотря на это Иуда не хотел уходить от учителя. Автор объяснил, что Иуда любил и почитал учителя. При этом герой не мог подчиняться Христу.
Потребительное отношение к природе
- Астафьев Виктор Петрович, «Царь-рыба». Пожалуй, это одна из наиболее значимых книг в творчестве писателя, в которой он отобразил неразрывную связь природы и человека. Красной нитью в произведении проходит главная мысль – каждый человек несет личную ответственность за то, что происходит в этом мире, как хорошее, так и плохое. Особое внимание писатель уделил такой серьезной проблеме как браконьерство, из-за которого страдает все живое. В лице главных героев повести – Игнатьича и Царь-рыбы – Астафьев показал всю абсурдность противостояния человека и природы. Уничтожая все вокруг, человек собственноручно подписывает себе смертный приговор.
- Тургенев Иван Сергеевич, «Отцы и дети». Одной из важных проблем, которую автор затронул в своем произведении – потребительское отношение к природе, ее богатствам. Так, завзятый нигилист Евгений Базаров не скрывает своего пренебрежительного отношения к окружающему миру. Он не видит в нем ничего прекрасного и волнительного, способного вызвать в душе высокие чувства. Для него природа – лишь кладовая, предназначенная для утоления нужд человечества. Несмотря на то, что Базаров получил медицинское образование и был практикующим врачом, он весьма поверхностно и цинично относился к тайнам природы. Результат подобного отношения был весьма печален – молодой человек стал жертвой собственной халатности, заразившись тяжелой болезнью.
- Васильев Борис Львович, «Не стреляйте в белых лебедей». Это пронзительный современный роман, в котором показан извечный конфликт между Добром и Злом. Казалось бы, работа лесника предполагает в человеке заботливое отношение к природе, однако не таким человеком оказался Бурьянов. Он воспринимал окружающую его природу лишь как способ личного обогащения. Без малейшего сожаления о вырубал вековой лес в заповеднике, чтобы выстроить себе добротный дом. Еще более жестоким и циничным оказался его сын Вова, который был готов до смерти замучить беззащитного щенка. Героем-антагонистом Васильев выбрал Егора Полушкина, двоюродного брата Бурьянова. Мужчина всем сердцем любит природу, свой родной край и делает все возможное, чтобы сберечь его для потомков. Писатель уверен, что пока есть на свете такие люди, у человечества есть шанс на выживание.
Проблемы экологии
- Распутин Валентин «Прощание с Матерой». В произведении описан прекрасный остров, на котором люди жили в удивительной гармонии с природой. Они берегли свою родную землю, почитали ее как щедрую кормилицу. Но однажды случилось непоправимое – власти приняли решение о строительстве гидроэлектростанции, а для этого нужно было затопить остров. В результате произошла страшная катастрофа – под водой оказался кусочек живой природы с ее уникальным животным миром. Никто даже не позаботился о том, чтобы спасти от гибели несчастных зверушек. И лишь местные жители почувствовали угрызения совести за то, что их родной край был так жестоко предан. На этом примере автор хотел показать, как человечество беспощадно уничтожает целые экосистемы в своих корыстных целях. Людей заботит лишь собственный комфорт, и их совершенно не интересует, какой высокой ценой он достигается.
- Ай. В своем произведении автор пытается донести до читателей важную мысль – бездумное разрушение окружающей среды неизменно приведет к страшным, необратимым последствиям. Таким образом человечество своими же руками уничтожает собственное будущее, будущее своих детей. В романе олицетворением дикой, прекрасной, справедливой природы стало семейство волков, которое изначально было обречено на гибель по вине людей. Кроме того, автор описал совершенно варварский случай, когда была устроена не охота, нет, а настоящая бойня сайгаков, и только потому, что возникли трудности с планом сдачи мяса крупного скота. Подобное отношение, безусловно, не останется безнаказанным, и человечество обязательно понесет заслуженное наказание.
- Астафьев Виктор «Людочка». В своем произведении автор описал страшную в своей правдивости ситуацию, которая в скором времени может стать банальной реальностью каждого из нас. Так, из-за пренебрежительного отношения властей целый регион оказался на грани экологической катастрофы. Городской воздух был буквально отравлен продуктами промышленных отходов, которые медленно, но верно разъедали человеческие тела и души. Некогда чистые проточные реки превратились в помойные ямы, в которых текла гнилая вода. Неудивительно, что подобные условия жизни не могли не сказаться на поведении людей, которые утратили последние человеческие качества, и озлобились друг на друга, словно подвальные крысы. Никто из них не протянул руку помощи и даже не посочувствовал главной героине, ставшей жертвой группового изнасилования. Не выдержав этого холодного равнодушия, Людмила покончила жизнь самоубийством.
База аргументов для сочинения ЕГЭ..
Взаимоотношения в семье
А. Амлинский «Возвращение брата»
В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
А. Алексин «Раздел имущества»
Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
А. Лиханов «Чистые камушки»
Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущая все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ РАССКАЗА В.АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ РАССКАЗА В.АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
Проблема одиночества
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
Проблема равнодушия, утраты веры в людей
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее –предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознзала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
Проблема преступления и наказания
Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева — воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.
4.Проблема милосердия
Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.
5.Проблема отцов и детей, непонимания близких людей в сложной ситуации
Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.
Проблема загрязнения окружающей среды
Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.
7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека
Неуютно и одиноко жилось Людочкедома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.
Проблема алкоголизма
Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.
Проблема воспитания.
Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.
Об отсутствии любви
Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, — обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.
АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ РАССКАЗА В.АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
Проблема одиночества
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
Гуманизм и любовь к окружающему миру
- Эрнест Хемингуэй «Старик и море». В основу глубоко философского произведения легла реальная история, которая до глубины души взволновала писателя. В своей книге он постарался максимально емко раскрыть многие важные темы, одной из которых стала проблема взаимоотношения природы и человека. Главным героем повести является простой рыбак Сантьяго, который всю жизнь зарабатывал себе на жизнь ловлей рыбы. Он, как никто другой, прекрасно понимает море и с большим уважением относится к нему, осознавая силу и мощь природной стихии. Старик чувствует свою вину перед природой, поскольку вынужден лишать жизни ее творения, чтобы люди могли прокормиться. Писатель уверен, что все люди именно так и должны относиться к матушке-природе – с чувством глубокого уважения и благодарности, и только в этом случае связь между окружающей природой и человечеством будет по-настоящему гармоничной.
- Носов Евгений Иванович «Тридцать зерен». В этом произведении показана трогательная дружба между синичкой и человеком, которая установилась только благодаря доброте и доверительным отношениям. Крошечная пугливая птичка поначалу не решалась брать корм от человека, но, убедившись в его добрых намерениях, пошла на контакт. Таким образом писатель продемонстрировал, какими должны быть взаимоотношения человека и природы – открытыми, основанными на любви, заботе и уважении. Однако связь эта настолько хрупкая, что ничего не стоит ее разрушить, а на восстановление может уйти много времени и сил. Своим произведением Евгений Носов доказывает, что гармония на земле возможна лишь в том случае, когда добродетель будет цениться превыше иных человеческих качеств.
- Некрасов Николай Алексеевич «Дедушка Мазай и зайцы». В этой поэме автору удалось очень гармонично переплести реальность и некий вымысел, сказку, благодаря чему произведение воспринимается очень живо. Николай Алексеевич описал простого старика, опытного охотника деда Мазая, который много лет промышлял в лесах возле своей деревеньки. Однако он очень трепетно относился к природе, и никогда не уничтожал зверушек без лишней на то надобности. Более того – он всегда жалел их, и не охотился весной, когда лесные зверушки ожидали пополнения в семействе. Однажды, во время сильного паводка, он спас немало зайцев, оказавшихся в западне из-за разбушевавшейся стихии. Старик отпустил ушастых страдальцев на свободу, и ласково предупредил, чтобы те не попадались ему на глаза во время охоты. Подобное отношение говорит о высокой культуре человека, его понимании, насколько важно любить и беречь окружающий мир.
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Замечательная философская притча-сказка в равной степени интересна и взрослым, и детям. И это неудивительно, поскольку автор в ней показал мир глазами ребенка – со всеми его проблемами, недостатками и удивительными чудесами. Устами Маленького принца Экзюпери высказал простую мысль – человек не является венцом природы, он лишь неотъемлемая часть мироздания, которая должна уважать законы природы и следовать им, а не устанавливать собственные губительные правила. Каждый человек на этой планете несет ответственность за то, что на ней происходит.
Нравственные проблемы в современной русской литературе (на примере рассказа В.П. Астафьева «Людочка»)
Подходит к концу XX век, подводя своеобразный итог эстетическим открытиям столетия. «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода… Литераторы мучительно ищут этот путь», — эти слова произнес Виктор Астафьев на конференции «Современная литература: критерий ценностей».
Сегодня нередко раздаются сетования на то, что современная литература якобы умерла, ее нет. Критики с иронией говорят о том, что над русской прозой тяготеет ненароком оброненная В.Г.Белинским фраза:« У нас нет литературы». Но нынешняя литература, в каком бы кризисе она ни находилась, сохраняет время… Недаром ПЛ.Алешковский сказал: « Так или иначе литература конструирует жизнь. Строит модель, пытается зацепить, высветить определённые типажи. Сюжет, как известно, неизменен с древности. Важны обертоны… Есть писатель — и есть Время…»
Произведения Виктора Астафьева продолжают так называемую неоклассическую линию в русской литературе, обращаясь к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции русской прозы с ее проповеднической и учительской ролью. Основа творческого мировоззрения Астафьева — поиск смысла жизни, определение сути высших категорий бытия, борьба со злом…
Рассказ Виктора Астафьева «Людочка» был написан сравнительно недавно, в 1989 году. Этот рассказ — один из ярких примеров того, что современная русская проза продолжает традиции классической литературы, обращая внимание читателя на такие проблемы, как сострадание, внутренняя, духовная жизнь «маленького» человека, соотношение добра и зла в мире…
Ключом к пониманию глубинного смысла рассказа является его название — «Людочка». Виктор Астафьев с особой тщательностью показывает нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях и стеснительной в общении с людьми девушки. Действительно, основная черта Людочки — скромность, неприметность… Однако ее смерть неожиданно приводит к необратимым последствиям — все знавшие ее люди ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая- то значительная часть «рассеянного» в нем добра. Эта мысль выражена и в необычном эпиграфе к произведению: «Ты камнем упала, я умер под ним» (Вл. Соколов).
Очевидно, что умер не человек, не о Стрекаче идет речь в эпиграфе, не заслуживает он этой чести. «Я умер под ним» — это слова о смерти какой-то части души каждого из людей, окружавших Людочку в жизни и разделивших между собой моральную ответственность за ее гибель.
Людочка кажется мне в чем-то похожей на героиню рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Матрена, как говорит о ней автор, «не гналась за обзаводом», помогала всем жителям деревни, и только после ее смерти все поняли, что она и есть тот самый праведник, «без которого не стоит село». Людочка тоже была праведницей, не случайно перед смертью она обращается к Богу, почувствовав, что только этим может облегчить свою душу.
Приехав из деревни, Людочка очень быстро находит себе «местечко» в городе. Она остается в той парикмахерской, куда пришла сделать завивку и маникюр, чтобы стать похожей на городских жительниц. Та быстрота, с которой героиня находит работу, говорит о ее легком характере, об умении не искать добра от добра, о тяге к людям. Мастер Гавриловна очень быстро нащупывает эту «слабину» в характере Людочки, ее безотказность, готовность помочь и возлагает на девушку все домашние заботы. «Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила…» От усталости у Людочки шла кровь носом, но она не умела жалеть себя и не жаловалась.
Вообще, трудолюбие составляет основную черту русского человека. Но труд труду рознь. Гавриловна признается Лю- дочке, что всю жизнь трудилась, не брезговала никакой работой — «чтоб копейкой этой разжиться, на избу накопить». Стяжательство, накопительство разъедают душу Гавриловны. От природы, по характеру она была человеком добрым, сочувствовала Людочке и даже иногда обещала завещать ей свой дом, имущество. Но в трудный момент Гавриловна предает Людочку, бросает ее на произвол судьбы.
Людочка не смогла сдать экзамен на мастера, но она продолжала работать в парикмахерской: убирала, помогала стричь. На работу и с работы Людочка ходила через старый заброшенный парк ВПРЗ, в котором собиралась город- екая шпана. Верховодил шпаной Артемка-мыло, повелевший «Людочку не лапать», потому что она смогла достойно повести себя с ним. Но авторитет Артемки оказался ниже влияния пьяного Стрекача, и Людочка попала в беду.
Виктора Астафьева интересует не уголовный, а нравственный аспект преступления. Гавриловна считает, что с Людочкой ничего не случилось («подумаешь, экая беда»), она даже успевает вовремя подложить под Людочку клеенку («Гавриловна — бережливая хозяйка»), и никому нет дела до того, что творится в душе девушки.
Гавриловна не смогла помочь Людочке. Она испугалась за свою избу, которую в отместку мог спалить Стрекач, и в страхе попросила Людочку уйти в общежитие: «…От Стрекача были, упредили: если ты пикнешь где, тебя к столбу гвоздями прибьют, мою избу спалят…» Астафьев пытается разрешить вечную проблему: что важнее — душа человека, которому нужно помочь немедленно, или материальные ценности? Та же Гавриловна, кстати сказать, всю жизнь зарабатывала на скромный дом в убогом поселке… Забегая вперед, скажем: после смерти Людочки Гавриловна как бы теряет смысл жизни. Да только слишком поздно она это поняла…
В трудную минуту не находит Людочка отклика и у матери. У той новая семья, свои заботы, она ждет ребенка и словно бы оставляет Людочку в «прежней» жизни. Мать была не очень счастлива, и в зрелые уже годы на ее долю выпадает настоящее женское счастье. Людочка кажется ей лишней в этой ситуации, мать немного стесняется ее присутствия… Она сразу почувствовала, что с Людочкой что-то не так, но «от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу». Таким образом, Людочка оказалась одна, наедине со своей проблемой. Артемка-мыло предал ее, не сумел защитить, Гавриловна попросила «на время» уехать из избы в общежитие, а родная мать не смогла найти ласковых слов для дочери. Астафьев указывает нам единственное место, где Людочка могла найти покой, — церковь, но Гавриловна налагает странный запрет на общение девушки с Богом, считая, что согрешившая Людочка недостойна этого.
Чувство вины роднит Людочку с известной героиней русской литературы Катериной Кабановой. Согрешив, та не находит покоя в собственной душе, не может стерпеть позора и бросается в Волгу. Перед смертью Людочка пытается обратиться к Богу: «Боже милостивый, Боже милосердный… но не достойна же…Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?..»
Внутренний мир тихой, незаметной Людочки был поистине прекрасен. Не случайно до самой смерти она чувствует вину перед парнем-лесорубом из больницы, которого она, как ей кажется, не сумела спасти, не смогла «принять за него муку». Людочка очень внимательна к людям. Она не жалуется на судьбу, не перечит Гавриловне, уважая ее опыт и возраст. Людочка открывает в отчиме, имени которого она так и не узнала, черты ребенка, который непосредственно радуется жизни, теплой воде, солнцу… Именно доброта и сгубила Людочку: она не боялась ходить через парк, потому что не верила в то, что с ней может что-то случиться, не замечала творившегося зла.
Еще один аспект проблематики рассказа связан с противопоставлением города и деревни. Не случайно Виктора Астафьева называют писателем-деревенщиком: в образе умирающей деревни Вычуган отразилась вся «избяная Россия», мир уходящий, не востребованный человеком, который променял его на город. Вместо деревенских просторов и полей в ВПРЗ — старый вонючий парк с мертвыми деревьями, коммунистическими лозунгами и нелепыми призывами к труду и единению. Закономерно, что в таком месте появляется шпана: сама нравственная атмосфера городка этому способствует.
Астафьев подробно описывает, как Людочка прощается с жизнью. Чувствуя себя «испачканной», поруганной, она надевает на себя все старое, ношеное и идет в парк. Уехать ей некуда: весь мир кажется таким же злым и чужим:« Там, в ле- су-то, стрекач на стрекаче, и все с усами». Последние слова Людочки были обращены к Богу. Людочку мучают противоречивые мысли: желание получить прощение и попрощаться с жизнью, с одной стороны, и боязнь и стыд за свою вину — с другой. Людочка как бы подводит итог своей недолгой жизни: «Никто ни про что не спрашивал — никому до меня нет дела…» Астафьев называет душу Людочки простенькой, но это не так. Только по-настоящему глубокая душа может так страдать. Людочка как бы берет на себя грехи людей: она чувствует себя виноватой и никому не нужной. Ее погубило не только зло Стрекача и его шпаны, ее погубило прежде всего равнодушие казавшихся близкими людей.
Тема предательства неожиданно становится одной из центральных в произведении. Две истории, две судьбы оказалась в рассказе вдруг связанными, «спаянными»: судьба Людочки и судьба парня-лесоруба, умершего в больнице. Оба героя в конечном счете погибают из-за равнодушия окружающих. У парня набух на виске чирей, а брезгливая молодая фельдшерица сочла это пустяком. «Через день эта же молодая фельдшерица вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу». Но было слишком поздно: гной прорвался под черепную коробку, и парень медленно, мучительно умирал.
Людочка, сидя у постели умирающего парня, чувствует, что не может помочь ему ничем, не может отдать ему свою жизнь. И мысль о предательстве живых по отношению к мертвым мучает ее: «Предают, предают его живые! И не его боль, не его жизнь, им свое сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться…» До конца дней Людочка ощущает свою вину перед парнем из больницы. Она вообще была очень сострадательна к людям. Так, послушав рассуждения Гавриловны о городских девчонках, бегающих на танцы, Людочка думает: «И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их? Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее? В беде, в одиночестве люди все одинаковы».
Утрата Людочки оказалась слишком неожиданной и несоизмеримой с ее «простеньким» обликом. В одной из финальных сцен мы слышим два плача — матери и Гавриловны. Обе называют Людочку дочкой; Гавриловна, которая не так давно выгоняла девушку из дома, теперь сама верит в то, что «за дочку ее держала», «замуж собиралась выдать», «дом переписать»…
Отчим Людочки, при жизни ее, казалось бы, совсем не знавший, совершает акт возмездия. Это был необычный человек, много выстрадавший, понявший суть бытия. Отчим сорвал с шеи Стрекача крест, а самого Стрекача убил, как поганую тварь, швырнув в сточную канаву. Астафьев показывает, что нашелся единственный человек, не испугавшийся Стрекача, оказавшийся морально сильнее шпаны.
В местной газете не было сообщения о смерти Людочки: оно не попало в отчет (в милиции не хотели портить сводку).
Но для знавших ее людей и, может быть, для всего городка эта утрата оказалась невосполнимой, ибо, как издавна говорили на Руси, «не стоит село без праведника»…
Готовимся к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение: Анализ рассказа «Людочка» В.П. Астафьева
11.11.2021
Истинно, без прикрас, расписывает образы реальной жизни В.П. Астафьев. Мы можем выделить главные темы его произведений – это, как правило, взаимоотношения людей друг с другом и отношение человека к природе.
Поговорим сегодня о небольшом произведении автора – рассказе «Людочка».
В самом названии рассказа читается любовь писателя к своему персонажу. После прочтения самого произведения название воспринимается как некий реквием по загубленной душе. Переживания автора выражаются совершенно различными способами, мы проникаемся его беспокойством, оно охватывает и не отпускает, а изобилие неявных намеков только усиливают это впечатление.
Детство, казалось бы, самое красочное и нежное время для любого человека, но Людочка, главная героиня произведения, не может похвастаться хорошими воспоминаниями о своей юности. Писатель описывает ее жизнь как безрадостную и непримечательную, полную тягот и забот.
Людочка не представляется нам плохой или хорошей и, возможно, поэтому настолько горьки эти строки, возможно, быть никакой – гораздо хуже, чем даже быть отрицательным персонажем. Можно предположить, что такая безликость свойственна этой героине из-за недостатка любви и внимания. Ведь даже родная мать не понимает ее и не проявляет достаточного количества тепла и заботы. Отчий дом также не вызывает в ней сентиментальных чувств, она стремится вырваться из него, попытаться начать новую, лучшую жизнь в городе. Но всё оборачивается совсем не так, как виделось в мечтах нашей героини: «… первую ночь провела на вокзале». В городе она чувствует себя даже намного более несчастной, непривычная обстановка удручает ее и погружает еще глубже в омут одиночества.
Ее неприкаянность привлекает к себе внимание парикмахера Гавриловны, чей жизненный путь также начинался в деревне. Через нюансы повествования мы разглядываем в этой женщине ещё одну трагичную судьбу. Гавриловна видит в Людочке родственную душу, ведь некогда она сама таким же образом приехала в город в поисках счастья. Поэтому берет ее в свои ученицы и предоставляет кров.
Несомненно, важную роль играет и описание городского парка, который должен бы был предстать местом единения человека с природой, возможно, что-то свежее и приятное в нашем понимании, однако у Астафьева всё иначе. Он показывает, как город загубил это сокровенное пространство, как будто вместе с парком были разрушены и корни человеческой души.
Людочку в городе ждет горькое разочарование. Она оказывается жертвой нелепого и страшного насилия.
Ужасная сцена изнасилования, описанная реалистично для большего эффекта, не может оставить кого-либо равнодушным. Мир, описываемый Астафьевым безумно жесток, единственных луч света в лице Гавриловны не сумел спасти угнетенную душу Людочки, мать не чувствует боли дочери, поэтому героиня решается на самоубийство. Повеситься она решается на красивой тоненькой веревочке, к которой когда-то была привязана ее колыбелька.
Красная нить, окаймляющая историю нашей героини, маленький символ хрупкости человеческой жизни. Несмотря на тяжелую, мрачную атмосферу произведения, Астафьеву все же удалось показать, что мир не без добрых людей, а зло, хоть и с опозданием, но можно остановить, недаром у отчима Людочки остается в кармане та самая нить. Смысл этого посыла в том, что нужно успеть вовремя спасти человека – распознать беду, поддержать, защитить. Отчим отомстил за падчерицу, но вернуть девушке жизнь уже невозможно.
Другие сочинения:
«Мастер и Маргарита» Булгакова – особенности сюжета и композиции
Шолохов «Судьба человека»
Что такое одиночество?
История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Главная идея
- 3 Тематика
- 4 Проблематика
- 5 Образ Людочки
- 6 Кто виноват в смерти Людочки?
История создания
В. П. Астафьев написал рассказ «Людочка» в 1987 году, но идея произведения зародилась еще пятнадцатью годами ранее. Автор, словно дитя, вынашивал ее и обдумывал, каким образом лучше преподнести всю «скверную правду» о том тяжелом времени для простых людей из деревни, которые всеми силами старались перебраться поближе к цивилизации (но не зря сказал Руссо, что «цивилизация есть зло») и изменить действительность, найти свое место под солнцем, жить более или менее достойно.
Данное произведение Астафьев написал на основе истории, которую когда-то услышал. Имя героини – условное, автор уже не помнил настоящего, но это и не столь важно. Писатель хотел обобщить эту историю, ведь такова судьба большинства «Людочек» того времени.
Главная идея
Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.
Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.
Тематика
Астафьев видит корень зла в самом устройстве городской жизни. Он показывает ее убожество, ее эгоистические мотивы. Люди города жесткие и циничные, взять, например, хозяйку, которая сдает Люде жилье. Она — тертый калач, ее затвердевшую в горестях сущность и дробью не прошибешь, поэтому она безразлично внимает неподдельному горю изнасилованной девушки и отпускает пошлые комментарии. Она в силу собственной испорченности не способна понять нравственной чистоты героини и глубины ее страданий. Поэтому основная тема рассказа «Людочка» – тлетворное влияние города на человека, урбанистическое разложение души, которая подменяется лишь материальными потребностями тела.
Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.
Проблематика
- Множество вопросов у современного читателя вызывает криминальная ситуация в городе. Никто не контролирует уличные банды, даже милиция обходит злополучный парк сторонкой. Развитием и воспитанием молодежи никто не занимается, поэтому на место просветителей и учителей жизни приходят зэки вроде Стрекача — та маргинальная прослойка общества, которую невозможно перевоспитать. Проблема криминала и маргинализации молодежи — центральная в произведении. Автор видит в ней мрачное предчувствие краха системы власти, которая не может справиться с преступными шайками и выпускает на волю ее предводителей без всякого контроля и наблюдения.
- Люди остаются один на один с криминалом, поэтому вершат самосуд, не надеясь на правосудие. Значит, существует проблема жестокости, пронизывающей все общество от мала до велика. Отчим Людочки вынужден марать руки и рисковать собственной свободой, наказывая насильника самостоятельно. Он не верит в тюрьмы и их исправительный эффект, ведь видит, что там зло лишь систематизируется и выходит уже организованной преступностью с соответствующими знаниями, навыками и связями. Что остается человеку в такой ситуации? Становиться столь же безжалостным и жестоким.
- Увядание страны сопровождается кризисом природы. Проблема экологии становится угрожающей по масштабам. Захудалый, насквозь прогнивший парк становится местом гниения души. Вонючие и засоренные воды издают зловоние, как бы подтверждающее всеобщее разложение. Именно они поглощают убитого уголовника: грязь соединяется с грязью. Река уносит очередные человеческие отходы. В городе с таким экологическим положением люди не могут быть здоровы ни нравственно, ни физически. Проблема природы становится бременем и виной человечества, именно в 20 веке оно ее осознало.
- Девушка не получила никакой поддержки от близких. Одни не поняли ее горя, другие равнодушно отреагировали на него. Увы, несчастная героиня не нашла другого выхода, ведь «никому до нее нет дела». Проблема равнодушия родных людей друг к другу приводит их же к неосознанной беспощадности. Они внесли свой вклад в отчаяние Людочки, они подтолкнули ее к самоубийству.
- Также не пожалели героиню ее же знакомые, поддавшиеся влиянию уголовника. Артем хоть и повелел сначала не трогать нравственную девушку, но перед веским словом «пахана» устоять не смог и приобщился к коллективному насилию. Проблема милосердия приобретает немыслимые масштабы: группа взрослых парней не смогла осадить одного зэка и защитить девушку. Они, как стадо, покорно набросились на нее. Это крайняя степень морального падения, после которого все они зажили обычной жизнью — вот, что ужасает больше всего.
- Проблемы в рассказе «Людочка» подняты не только социальные, но и философские. Больше всего возмущает Астафьева не столько события этой истории, сколько реакция окружающих людей, властей на несправедливость. Человеческая жизнь не представляет для мира никакой ценности, все вокруг пропитаны безразличием к «ближнему своему». Проблема одиночества человека в условиях полнейшей беззащитности приобрела особенную актуальность в произведении. Девушка умерла, ее фактически убили, а об этом даже заметки не напечатали, чтобы не портить статистику начальнику областного управления УВД, ему ведь всего 2 года до пенсии осталось…
Образ Людочки
Главная героиня стоит в одном ряду с Акакием Акакиевичем («Шинель» Н. В. Гоголя) и Самсоном Выриным («Станционный смотритель» А. С. Пушкина) в галерее «маленьких» людей. Родилась она в крохотной угасающей деревеньке Вычуган. Родители – колхозники. Отец от работы и пьянства был «хилогруд, тщедушен, суетлив, туповат», а спустя какое-то время бесследно исчез. Вместе с тем мать Людочки пыталась отыскать свои «ключи от счастья женского», меняя мужчин как перчатки. Девочка поэтому и выросла как «вялая придорожная трава, слабой, болезненной, плаксивой. Не выходила из троечниц». Как только минуло 16, героиня решила отправиться в город, чтобы попытаться найти себя. По приезде ее приютила местная парикмахерша Гавриловна, которая сама едва сводит концы с концами (в свое время стригла тюремщиков и лишайных, чтобы заработать на квартирку).
Цирюльника из Людочки не вышло, обучение пакмахерскому искусство шло туго, не смогла сдать экзамен на мастера, пришлось остаться уборщицей при салоне. В доме Гавриловны девушка превращалась в золушку: мыла, стирала, а по вечерам мазью с мерзким запахом натирала больные ноги старой женщины «с черными кромковатыми жилами». Каждый день Людочка ходила мимо парка Вэпэвэрзэ, где перед взором «всплывали грязь, мазут и канава, в которую бросали щенят, дохлых поросят, а также можно заметить красный круг из больницы или слипшийся презервативов» и повсюду лозунги для контраста
«Дело Ленина – Сталина живет и побеждает! Партия – ум, честь, совесть эпохи».
Кульминация трагичности в жизни Людочки настала с появлением Стрекача, порочного с детства бандита, который только вышел из тюрьмы, весь в наколках и золотых цепях. В момент, когда он на всю улицу вопил: «бабу хочу», Людочка, к несчастью, шла мимо. В итоге все кончилось групповым изнасилованием. В полуобморочном состоянии девушка доползла до порога Гавриловны, но, вместо слов поддержки услышала:
Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.
Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.
Чем тебя породил я, тем тебя и убью», — вспомнила Людочка хохму из чьих-то школьных сочинений.
С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:
Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…
Кто виноват в смерти Людочки?
Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.
Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.
Автор: Изабелла Чертовских
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Анализ рассказа Людочка
Анализ произведения Людочка Астафьева
История создания
Астафьев был замечательным писателем, который придавал большое значение простой, человеческой душе. Он познал много трудностей: война, послевоенное время, голод, разруха. Это не может оставлять человека равнодушным, а уж тем более циничным.
Данное произведение автор написал в восьмидесятых годах прошлого столетия, хотя идея возникла ещё за пятнадцать лет до публикации. Он хотел показать читателю до какого уровня докатилась русская глубинка. Какими стали бывшие крестьяне. Все эти обыкновенные люди старались сделать жизнь лучше, стать намного цивилизованнее. Кстати, данный рассказ основан на реальных событиях, но только настоящее имя главной героини остаётся загадкой для читателей.
Проблемы
Одной из главных проблем произведения является воспитание. Старое поколение не даёт правильного воспитания новому поколению. Та криминальная ситуация, которая сложилась в городе, не давала жизни местным. Бывшие заключённые учат молодых людей не тем вещам, которым нужно. Из-за этого в молодёжи формируются неправильные ценности, а если точнее то их и вовсе нет. Здесь писатель видит, что система института власти терпит неудачи и вовсе рушится. Преступники управляют целым городом. Астафьев как-будто предвидел лихие 90-е годы. Из этот вытекает проблема жестокости. Власть не в состоянии защитить мирных граждан, которые в дальнейшем решают вершить собственный суд над преступниками, а преступники относятся не лучшим образом к невинным.
Проблема равнодушия. Людочка не получает никакой поддержки, когда случается горя. Никто её не хочет понять, да и всем всё равно на какую-то девушку. Это чувство ненужности, беспомощности может съесть человека изнутри.
Главной идеей этого произведения является то, что большой мир равнодушен, жесток. Когда Людочка приезжает в большой город её мечты рушатся. Там нет никому дела до чужого горя, каждый сам за себя и готов растоптать любого на своём пути. На пути у девушки встречается много несправедливости и безнравственности. Автор хотел показать читателю реальный мир, который существует здесь и сейчас.
Тематика произведения не сложна — эгоистичный, жестокий городской устой и нищета в глубинках. Люди может и не бежали из деревень, если бы было на что жить и кормить семью, а городским людям нет дела не до кого. Они не понимают тех чистых помыслов и страданий Людочки. Их души давно мертвы.
Таким образом, рассказ «Людочка» — это глубокая и серьёзная история, которая происходит в реальной жизни. Люди должны осознавать, что доброта спасёт куда больше людских душ, чем жестокость, которая способна лишь выесть и уничтожить душу ещё чистого и невинного человека.
2 вариант
Произведение писателя Людочка, который большое внимание гибели русской деревни, посвящено процессу роста городов, тому, как переезд людей туда меняет их мораль. Для иллюстрации негативной составляющей этого процесса автором была выбрана трагическая история обыкновенной девушки.
Людочка родилась и выросла в колхозе. Отец ее спился, а мать вышла замуж. Главная героиня, как и многие другие, отправилась в город, надеясь обрести там жизнь лучшую, чем в вымирающей родном селе.
Астафьев показал, что сначала девушке очень везло. Она уговорила (в чем ей, вероятно, помогала деревенская непосредственность) случайную знакомую парикмахершу взять ее в ученицы и даже послилась у нее.
Однако Астафьев на примере своей героини показывает, что в городе все построено не на взаимопомощи, а на личных усилиях. В отличие от деревни, здесь люди живут сами по себе и равнодушно, в своей массе, относятся друг к другу. Людочка не смогла выучиться и осталась в парикмахерской на положении уборщицы, только время от времени она выполняла самые простые стрижки.
На своем рабочем месте она познакомилась с предводителем местной шпаны Артемом, по кличке Мыло. Он в рассказе является одним из олицетворений городской жизни, потребительского отношения к другим. Затем, когда уголовник Стрекач, освободившись из тюрьмы, насилует героиню и побуждает остальных гопников сделать то же, мыло не смог защитить Люду, которая ему нравилась. Этот эпизод, помимо личной трагедии героини, должен был показать слабость городских, у которых нет сдерживающего общинного начала. Сила шпаны состоит только в том, что их сравнительно слабая кучка заведомо сильнее каждого, живущего по- одиночке, в обществе, где не помогают друг другу.
Попытка Людочки вернуться в деревню ни к чему не приводит. Ее жители умерли от старости или разъехались по городам, старого мира больше нет.
Смерть героини должна была показать, что в городе свои порядки и он уничтожает людей, устроенных по другому. Не умея защищать себя без поддержки родственников и соседей, Людочка столкнулась снова с той же самой шпаной, которая хотела ее вновь изнасиловать. В результате, она разыгрывает небольшой спектакль и вешается.
Писатель все же не хотел сделать свой рассказ беспросветно мрачным. Мыло, отсидев в следственном изоляторе, но, не попав в тюрьму, выучивается на связиста, женится и заводит ребенка. Отчим Людочки, отсидевший в лагерях, сорвав крест с груди Стрекача, швыряет его в кусты, отомстив в некоторой степени за смерть падчерицы. Однако общей картины эти эпизоды не меняют.
Изложенная в рассказе история призвана заставить задуматься о людском равнодушии, которое зачастую приводит к трагедиям.
Анализ 3
Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.
Многие писатели стараются рассказать в своих рассказах жизнь, которую они прожили и все чувства, которые испытывали. Если писатель действительно профессионал своего дела, то он будет рассказывать только правду. Вот так и Астафьев рассказал всю правду в произведении «Людочка».
Данное произведение было написано больше тридцати лет назад, но все равно до сих пор остается актуальным. Здесь он затрагивает такие вопросы как загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация людей, а также уничтожение русских деревень.
Наверное, многим людям, которые живут в деревне поскорее отучиться в школе, а потом отправиться в большое плавание в большой город. Вот этого же хотелось и нашей главной героини по имени Люда. Писатель называет ее Людочка потому что это очень хорошая и хрупкая девушка. Она родилась и выросла в деревне. Родители старались сделать все для того чтобы у девочки все было и чтобы она ни в чем не нуждалась. Но вскоре отец очень сильно заболел, а потом умер. Спустя некоторое время мать девочки нашла себе другого мужчину. С тех пор в жизни девочки все стало вяло, и мир стал бесцветным. Отчим к ней никак не относился, и ему было вообще на нее все равно. Больше всего на свете Люда хотела вырваться поскорее в город, где ее мир заполнится красками.
Девочка ничем не отличалась от других ребят. Она училась также как и все остальные ребята. Но одно в ней было прекрасно, это характер. Она никогда не пройдет мимо человека, которому было плохо и всегда поможет и выручит, если у него беда.
Когда Люда приехала в город, то поселилась у одной женщины. Как только женщина поняла, что у девушки обычный и простой характер, та потихоньку начала складывать на нее работу по дому, а потом и вовсе все переложила на нее. Теперь девочка должна отвечать за все, что происходит в доме.
Также ей было очень жалко парня, который работал постоянно в лесу, но в этот день с ним приключилась беда и если вовремя ему не помогут врачи, то парень расстанется с жизнью. Вот только врач в больнице был молодым и неопытным. Кроме этого парень был грязным, а он боялся замараться.
Больше всего на свете Астафьев был возмущен тем, что люди совсем не чувствуют сострадание к другим людям и думают только о себе.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Людочка
Популярные сегодня темы
- Герои пьесы Вишневый сад: характеристика героев Чехова
Любовь Раневская главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад
- Маковский Константин
С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев
- Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств.
- Любовь в творчестве Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев умел изобразить любовь с особым трепетом, ее пропитано каждое произведение великого поэта. Он, как никто, отразил весь спектр оттенков этого всепоглощающего чувства
- Сочинение Недоросль — против каких пороков направлено произведение Фонвизина
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» имеет сатирическую направленность и высмеивать многие пороки современного ему общества.
Анализ 2
Из самого названия рассказа можно сделать вывод о характере главной героини. Это юная хрупкая девушка, наивная, полная надежд и мечтаний.
Действительно, Людочка выросла в деревне в самой обыкновенной семье. Родители всю жизнь работали в колхозе. Со временем старая система начала разрушаться, жить стало тяжелее. Оставшись без работы, отец героини нашел утешение в алкоголе, еще более усложняя жизнь домашним. Маленькая Люда мечтала переехать из опостылевшей деревни в город. Он представлялся ей местом перспектив, неограниченных возможностей и свободы.
К сожалению юной и наивной героине придется столкнуться с реальностью, разрушающей мечты. В городе вроде все начинается неплохо. Девушка сразу находит работу и жилье. Только вот хозяйка сваливает на нее всю работу по дому, а профессия никак не дается. Вскоре суровые реалии жизни в городе проявляются еще больше.
У Астафьева город представляет собой каменные джунгли, где кто сильнее, тот и прав, и каждый сам за себя. Безраздельную власть имеют шпана и хулиганы, вдохновленные бывшими заключенными. Они собираются в парке, олицетворяющем все самые неприглядные стороны жизни. Милиция же предпочитает обходить это место стороной. Отчасти из страха перед властью, имеющейся у преступников. С другой стороны представителям правопорядка это даже удобно. Закрывая глаза на реальные преступления, милиция демонстрирует отличные показатели раскрываемости.
В таком поведении вся суть жизни советского общества тех времен. Это показной идеализм на руинах человеческих жизней. В гниющем заброшенном парке висят красивые плакаты с лозунгами о счастливом будущем. В то же время людские сердца зачерствели и потеряли способность к сочувствию.
Факт надругательства над героиней никого не повергает в шок. Наоборот, окружающие считают, что через это должна пройти каждая женщина. Не найдя отклика среди родных, Людочка пытается найти ответ в себе. Она приходит к выводу, что и сама является черствой и неспособной к сочувствию.
Дабы разбить этот порочный круг она приносит себя в жертву, пытаясь ценой собственной жизни искупить вину человечества. И ее поступок не проходит бесследно. Казалось бы безразличный к ней отчим становится человеком, отомстившим за нее. Однако добиться справедливости в таком мире можно только приняв правила игры, самому одолеть зло.
Автор с любовью относится к героине, усиливая отрицательное восприятие действительности, отравляющей жизни людей.
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Пастух и пастушка↑ Астафьев В.П.Анализ произведения Прокляты и убиты →
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )