Цитаты из русской классики со словом «лютый»
Царевич Иоанн, хотя разделял с отцом его злодейства, но почувствовал этот раз унижение государства и попросился у царя с войском против Батория. Иоанн увидел в этом замысел свергнуть его с престола, и царевич, спасенный когда-то Серебряным на Поганой Луже, не избежал теперь лютой смерти. В припадке бешенства отец убил его ударом острого посоха. Рассказывают, что Годунов, бросившийся между них, был жестоко изранен царем и сохранил жизнь только благодаря врачебному искусству пермского гостя Строгонова.
— По дорожке с нами, любезненькая, по дорожке. О, ох, ныне и сугробы стали каждый год больше! Это еще б не горе — как выйду замуж, велю непременно очищать их, — а то горе, что все на свете сделалось хоть брось. Добро б травы худо росли и морозы вдвое серчали, уж человеки, аки звери лютые, поедают друг друга, роют друг другу ямы; забыли вовсе бога (тут барская барыня перекрестилась) — прости, Мать Пресвятая Богородица Тихвинская, что вхожу во осуждение!
Потом хотела что-то сказать и вдруг остановилась и вспомнила, что другим назначеньем ведется рыцарь, что отец, братья и вся отчизна его стоят позади его суровыми мстителями, что страшны облегшие город запорожцы, что лютой смерти обречены все они с своим городом…
Пела, пела пташечка
И затихла.
Знало сердце радости,
Да забыло.
Что, певунья пташечка,
Замолчала?
Что ты, сердце, сведалось
С черным горем?
Ах, сгубили пташечку
Злые люди;
Погубили молодца
Злые толки.
Полететь бы пташечке
К синю морю;
Убежать бы молодцу
В лес дремучий.
На море валы шумят,
Да не вьюги;
В лесе звери лютые,
Да не люди.
Дай еще ей пожить на белом свете и увидеть красные денечки… и коли я с нынешнего часа возьму в рот хоть каплю проклятого зелья, разразись над моей головой всеми лютыми бедами: пусть умирать буду без покаяния, пусть бросят меня в глухую трущобу, как зачумленную собаку, и воронья расклюют меня.
На три города господь прогневался:
Он Содом, Гоморру — огнём пожёг,
А на Питер-град он змею послал,
А и та ли змея лютая,
Она хитрая, кровожадная,
Прозывается революция,
Сатане она — родная дочь,
А и жрёт она в сутки по ста голов,
Ох, и по ста голов человеческих,
Всё народа православного…
«Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену, во неволе».
«Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену, во неволе».
— Не упомню, не то сегодня, не то вчера… Горюшко лютое, беда моя смертная пришла, Устинья Марковна. Разделились мы верами, а во мне душа полымем горит… Погляжу кругом, а все красное. Ах, тоска смертная… Фенюшка, родная, что ты сделала над своей головой?.. Лучше бы ты померла…
— Касатик ты мой! — говорила, рыдая, баба. — Нешто я о своем горе убиваюсь… ох, рожоной ты мой… мне на тебя смотреть-то горько… ишь заел он тебя… злодей, совсем… как погляжу я на тебя… индо сердечушко изнывает… и не тот ты стал… ох… — И тут она, опустившись на лавку, затянула нараспев: — Ох, горькая наша долюшка… и пошла-то я за тебя горькой сиротинушкой, на беду-то, на кручину лютую…
Пришла, сударь, по один день зимой к его келье волчица и хотела старца благочестивого съести, а он только поглядел на нее да сказал:»Почто, зверь лютый, съести мя хощеши?» — и подал ей хлеба, и стала, сударь, волчица лютая яко ягня кротка и пошла от старца вспять!
— Нет, Глеб Савиныч, оставь лучше, не тронь его… пожалуй, хуже будет… Он тогда злобу возьмет на нее… ведь муж в жене своей властен. Человека не узнаешь: иной лютее зверя. Полно, перестань, уйми свое сердце… Этим не пособишь. Повенчаем их; а там будь воля божья!.. Эх, Глеб Савиныч! Не ему, нет, не ему прочил я свою дочку! — неожиданно заключил дедушка Кондратий.
Иной раз я встаю в темную ночь и молюсь долго, по целым часам; часто и сон меня клонит; но страх все будит, все будит меня, и мне все чудится тогда, что гроза кругом меня собирается, что худо мне будет, что разорвут и затерзают меня недобрые, что не замолить мне угодников и что не спасут они меня от лютого горя.
Уж ты ль, молодость,
Моя молодость!
Красота ль моя
Молодецкая!
Ты куда прошла,
Миновалася?
Не видал тебя,
Моя молодость,
За лютой змеей
Подколодною,
За своей женой,
За негодною.
— Опять ты за свое! Али кому я милость окажу, али как отличу, сейчас тебе тот ворогом лютым становится, — медленно произнес Иоанн, обводя своего любимца долгим подозрительным взглядом.
Обложили окаянные татарове
Да своей поганой силищей,
Обложили они славен Китеж-град
Да во светлый час, заутренний…
Ой ли, Господи, боже наш,
Пресвятая Богородица!
Ой, сподобьте вы рабей своих
Достоять им службу утренню,
Дослушать святое писание!
Ой, не дайте татарину
Святу церковь на глумление,
Жен, девиц — на посрамление,
Малых детушек — на игрище,
Старых старцев на смерть лютую!
Ярослав и правнуки Всеслава!
Преклоните стяги! Бросьте меч!
Вы из древней выскочили славы,
Коль решили честью пренебречь.
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от лютой
Половецкой проклятой земли!
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Не забудь утешить и старца: он был всегда добрым человеком; рука его, вооруженная лютым долгом воина, убивала гордых неприятелей, но сердце его никогда не участвовало в убийстве; никогда нога его, в самом пылу сражения, не ступала бесчеловечно на трупы несчастных жертв: он любил погребать их и молиться о спасении душ.
— Есть у меня одна знакомая девушка такая, врагиня моя лютая, — продолжала Жужелица, оглядывая всех с торжеством. — Тоже всё вздыхает, да всё на образа смотрит, дьяволица. Когда она властвовала у одного старца, то, бывало, придешь к ней, а она даст тебе кусок и прикажет земные поклоны класть, и сама читает: «В рождестве девство сохранила еси»… В праздник даст кусок, а в будни попрекает. Ну, а теперь уж я натешусь над ней! Натешусь вволю, алмазныя!
— Не сердись ты на меня, братику, — говорит козак. — Послушай, что тебе Опанас скажет: видел ты, как у пана в ногах валялся, сапоги у него целовал, чтоб он Оксану за меня отдал? Ну, бог с тобой, человече… Тебя поп окрутил, такая, видно, судьба! Так не стерпит же мое сердце, чтоб лютый ворог опять и над ней, и над тобой потешался. Гей-гей! Никто того не знает, что у меня на душе… Лучше же я и его, и ее из рушницы вместо постели уложу в сырую землю…
В темных избах дети малые
Гибнут с холода и голода,
Их грызут болезни лютые,
Глазки деток гасит злая смерть!
Редко ласка отца-матери
Дитя малое порадует,
Их ласкают — только мертвеньких,
Любят — по пути на кладбище…
— Это не люди, а — нарывы! Кровь в людях русских испортилась, и от дурной крови явились в ней все эти книжники-газетчики, лютые фарисеи… Нарвало их везде и все больше нарывает… Порча крови — отчего? От медленности движения… Комары откуда? От болота… В стоячей воде всякая нечисть заводится… И в неустроенной жизни то же самое…
Молю тебя, кудрявый ярый хмель,
Отсмей ему, насмешнику, насмешку
Над девушкой! За длинными столами,
Дубовыми, за умною беседой,
В кругу гостей почетных, поседелых,
Поставь его, обманщика, невежей
Нетесаным и круглым дураком.
Домой пойдет, так хмельной головою
Ударь об тын стоячий, прямо в лужу
Лицом его бесстыжим урони!
О, реченька, студеная водица,
Глубокая, проточная, укрой
Тоску мою и вместе с горем лютым
Ретивое сердечко утопи!
А как умерла она, домекнулся я, окаянный, что опоила ее Агафониха и отдалась она мне сама не своя, заглодала с тех пор тоска меня змеей лютою!..
Ах боже мой! в лесу ночной порою
И дикий зверь и лютый человек
И леший бродит — долго ль до беды.
Скорей зажги свечу перед иконой.
— Ты и молчи, — говорила Агафья. — Солдат-то наш на што? Как какой лютой змей… Мы его и напустим на батюшку-свекра, а ты только молчи. А я в куренную работу не пойду… Зачем брали сноху из богатого дому? Будет с меня и орды: напринималась горя.
Я о том жалею, моя голубонька, что не знаю того, кто был, лютый враг мой, причиною твоей смерти.
Несчастные матери взывали: «Грудь наша иссохла, она уже не питает младенцев!» Добрые сыны новогородские восклицали: «Мы готовы умереть, но не можем видеть лютой смерти отцов наших!» Борецкая спешила на Вадимово место, указывала на бледное лицо свое, говорила, что она разделяет нужду с братьями новогородскими и что великодушное терпение есть должность их…
Брат мой милый! коли меня пикой, когда уже мне так написано на роду, но возьми сына! чем безвинный младенец виноват, чтобы ему пропасть такою лютою смертью?» Засмеялся Петро и толкнул его пикой, и козак с младенцем полетел на дно.
Её рассказы о дрянненьких былях города путали думы Артамонова, отводили их в сторону, оправдывали и укрепляли его неприязнь к скучным грешникам — горожанам. На место этих дум вставали и двигались по какому-то кругу картины буйных кутежей на ярмарке; метались неистовые люди, жадно выкатив пьяные, но никогда не сытые глаза, жгли деньги и, ничего не жалея, безумствовали всячески в лютом озлоблении плоти, стремясь к большой, ослепительно белой на чёрном, бесстыдно обнажённой женщине…
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной;
Зря меня в сей лютой части
И что я пленен тобой.
Свекру-батюшке
Поклонилася:
Свекор-батюшка,
Отними меня
От лиха мужа,
Змея лютого!
Свекор-батюшка
Велит больше бить,
Велит кровь пролить…
Нет-то злей, постылее
Злой сиротской доли,
Злее горя лютого,
Тяжелей неволи.
Всем на свете праздничек,
Тебе не веселье!..
Буйной ли головушке
Без вина похмелье!
Молодость не радует,
Красота не тешит;
Не зазноба-девушка —
Горе кудри чешет.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали».
А может случиться — подумать боюсь! —
Я первого мужа забуду,
Условиям новой семьи подчинюсь
И сыну не матерью буду,
А мачехой лютой?.. Горю от стыда…
Прости меня, бедный изгнанник!
Тебя позабыть! Никогда! никогда!
Ты сердца единый избранник…
— Жаловались, и не раз, да все на свою голову. Доказать не могли. Да и не те были порядки, что ноне. Ну, и выходил зверь-то наш лютый — овцою неповинною. Однажды даже подвести надумались, да не удалось.
Нам, стало быть, их хотелось; стало быть, мы успели его из последнего терпения вывесть; стало быть, мы насильно заставили его, несчастного, бедного, о своем лютом жребии вспомнить!
Первые двое были, пожалуй, уж не так зловредны и безжалостно строги, чтобы питать к ним лютую вражду, ненависть и кровавую месть. Но они умели держать молодежь в постоянном состоянии раздражения ежеминутными нервными замечаниями, мелкими придирками, тупыми повторениями одних и тех же скучных, до смерти надоевших слов и указаний, вечной недоверчивостью и подозрительностью и, наконец, долгими, вязкими, удручающими нотациями.
Я сам был молод, и часто сомнение, как лютый враг, терзало мою душу; рассудок обдавал ее холодом; я читал, искал везде истины, готов был ехать за нею на край света и нашел ее в самом себе!
Тут упоительные взгляды, крепкие меды — отсутствие мужа в другие города, по делам торговым и на войну, — и не один Парис, хоть бы наш брат, был причиною лютых, сердечных пожаров.
А вот мысли о ней самого Макара Алексеича: «Клянусь вам, — пишет он Вареньке, — что как ни погибал я от скорби душевной, в лютые дни нашего злополучия, глядя на вас, на ваши бедствия, и на себя, на унижение мое и мою неспособность, несмотря на все это, клянусь вам, что не так мне сто рублей дороги, как то, что его превосходительство сами мне; соломе, пьянице, руку мою недостойную пожать изволили!
Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях.
— Какие сплетки, ведь мне сам Глебушка рассказывал, что познакомился с ней переодетой в мужское платье… На кулачных боях дерется, в комедию с дворовой девкой переодетая шастает… Да и зла она, говорят, как зверь лютый…
— Верные смоляне! — сказал Юрий, оставшись один. — Для чего я не мог погибнуть вместе с вами! Вы положили головы за вашу родину, а я… я клялся в верности тому, чей отец, как лютый враг, разоряет землю русскую!
Лизавета. Не знаю, судырь… Только то, что оченно опасно, теперь третью ноченьку вот не спим: как лютый змей сидит да глядит мне в лицо, словно умертвить меня собирается, — оченно опасно!
Стали спрашивать у всех сенных и сановитых прислужниц ее строго, и показали все, что видели, как боярыня наша Наталья Никоновна ходила с поясом великой княгини к ворожее и что будто эта ворожея и привила ей недуг лютый.
— Ну, ну… ну… — твердил Опенкин, кое-как барахтаясь и поднимаясь с пола, — пойдем, пойдем. Зачем домой, дабы змея лютая язвила меня до утрия? Нет, пойдем к тебе, человече: я поведаю ти, како Иаков боролся с Богом…
— Что за шум! кто там развозился! Петрушка, Терешка, Фотька!.. ей вы… — закричал Борис Петрович, пробужденный шумом и холодным ветром, который рвался в полурастворенные двери, свистя и завывая, подобно лютому зверю.
Ассоциации к слову «лютый»
Синонимы к слову «лютый»
Предложения со словом «лютый»
- Он ненавидел гусениц лютой ненавистью и платил нам с братом по пять эре за каждую пойманную.
- Поблизости от этих льдов стоял лютый мороз, к тому же с поверхности замёрзших морей испарялось мало влаги, поэтому климат был гораздо суше.
- На улице стоял лютый холод, и они попытались кому-нибудь дозвониться, но так как вокруг была одна глушь, их телефоны не ловили.
- (все предложения)
Что (кто) бывает «лютым»
Значение слова «лютый»
-
ЛЮ́ТЫЙ, —ая, —ое и (прост.) ЛЮТО́Й, —а́я, —о́е; лют, люта́, лю́то. 1. Свирепый, кровожадный (о животных). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЛЮТЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «лютый»
- Ты перед ним — что стебель гибкий,
Он пред тобой — что лютый зверь.
Не соблазняй его улыбкой,
Молчи, когда стучится в дверь. - Любовь цветет проста, пышна,
А вьюга в поле люто воет,
Вьюны сажая у окна.
Занесена пургой пушистой,
Живи, любовь, не умирай… - Любы мне и светлый кольца веселых озер, и развалы ленивых степей, и задумчивая прохлада темных лесов, и поля, пылающие ржаными пожарами. Любы зимы, перекрытые лютыми морозами, любы и весны, разматывающие яростные шелка…
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
1. Красна песня складом, а сказка ладом
2. Прочитай текст. Опираясь на текст и свои знания, расскажи, что такое эпитеты. Запиши в тетрадь значение этого слова. Найди в
тексте информацию о том, зачем нужны эпитеты.
Тебе уже знакомы традиционные русские образы, такие как
молодец, девица, сокол, яблоко и другие. В фольклорных и
художественных авторских произведениях, чтобы придать
образу яркость, художественную выразительность,
используются определения — эпитеты, многие из которых
стали постоянными: добрый молодец, красная девица,
ясный сокол, наливное яблочко. Такие постоянные
эпитеты — основа народно — поэтического языка.
Эпитеты помогают нам узнать о внешности героя, его
характере, понять, добрый это герой или злодей. Эпитеты,
характеризующие отрицательного героя, отличаются
особым многообразием, указывают на необычные свойства:
Лихо одноглазое, Кощей бессмертный, Баба-яга костяная
нога, змей двенадцатиголовый. Это помогает понять
важность и значимость победы над страшной силой.
3. Обсуди, почему именно образы отрицательных героев сопровождаются многообразными эпитетами.
4. Постарайтесь вспомнить, какие образы в народных сказках, песнях, былинах сопровождают данные эпитеты: лютый, горючий, буйный,
богатырский, тугой, чистый, белокаменный,
несметный.
5. Подумай, сколько значений имеет слово «добрый»? Одинаковое ли значение имеет это слово в каждом из примеров: добрый человек,
доброе имя, добрый знакомый, доброе
здоровье? Как ты понимаешь выражения «в добрый путь»,
«в добрый час», «будьте добры»?
Прочитай текст и на его основе подготовь
небольшое сообщение «Добрый молодец в русском
фольклоре». Дополни свой текст примерами из
сказок, песен, былин.
В русском фольклоре добрым молодцем называют
человека молодого, красивого, физически сильного,
хорошо сложённого, умного и смекалистого, смелого,
умеющего постоять за себя, за своих близких, за свой
народ, за свой край. Добрыми молодцами часто
нарекали былинных богатырей, таких как Илья
Муромец, Добрыня Никитич.
Добрый молодец обязательно должен не только
побеждать реальных врагов, нечистую силу, но и быть
заботливым сыном, любящим мужем.
6. В русских народных сказках и былинах слово «добрый» часто становится эпитетом: добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе
место, доброе дело. Вспомни сказки и былины,
в которых встречались эти словосочетания.
! Составь и запиши предложения с сочетаниями
слов:
Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая
улыбка, доброе имя, с добрым утром, доброго пути.
7. Прочитай текст. Почему старый охотник желает встречным «доброй тропы»? Когда, по мнению охотника, тропа «оживает», «делается
родной»? Подтверди свой ответ
примерами из текста. (устно)
Почему встречным в лесу ты не говоришь
«здравствуй» или «добрый день», а желаешь
«доброй тропы»? — спросил я у Андреича.
Раз человек идёт лесом, значит, здоровье у него и
так окрепчает. И без моих слов будет здравствовать,
— отвечал старый охотник. — Утро — коротко, день
— невелик, вечер — и того меньше. А тропа тянется
долго. Иную за неделю не пройти. Вот я и желаю
встречным добра на весь лесной путь.
Идти по лесной тропе надо с добрым сердцем. И
тогда тропу сделаешь доброй, и у самого сердце
потеплеет.
8. Повалилась на тропу сушина — убери её. Попал в беду зверь или птица — помоги. Встретишь на тропе человека — выслушай его. Дай
совет. И оживёт
для тебя тропа, сделается родной. С ней можно и поговорить,
поделиться бедой и усталостью.
Насмехаться будешь над ней, так и она посмеётся над тобой.
Закружит по тайге и на старое место выведет. Не рад будешь своему
смеху …
(В. Бурлак)
! Как можно назвать слова:
тропа, дорожка, тропинка,
стёжка? Подбери к каждому
существительному подходящие прилагательные.
Запиши полученные словосочетания.
Извилистая, узкая, длинная,
лесная, каменистая, добрая,
любимая, родная.
-Какие из записанных
словосочетаний встречались тебе в сказках и былинах?
9.
Объясните значение имён прилагательных. К каждому из
этих прилагательных подберите синонимы. Проверьте себя
по слайду №10. Какие синонимы могут подойти к
нескольким словам?
10. Добросердечный, добродушный, доброжелательный, добросовестный, добродетельный. Синонимы: душевный, приветливый, дружелюбный,
отзывчивый, ответственный, кроткий, незлобивый,
высоконравственный, старательный.
Добросердечный — обладающий добрым
сердцем, ласковый, участливый.
Добродушный — добрый, мягкий по характеру.
Доброжелательный — проявляющий дружеское
расположение, участие, приязнь к окружающим
людям.
Добросовестный — честно выполняющий свои
обязательства, обязанности.
Добродетельный — стремящийся к добру,
Добродетели, высоконравственный.
11. Познакомься с текстом и определи его тему. Выбери из текста древние названия Чёрного моря
Всем известно ласковое выражение «синее море». Сейчас
оно указывает только на цвет любого моря. Но в древности
его значение было другим. Синим морем кочующие племена
скифов называли море, которое мы сейчас называем
Чёрным. Со времён скифов море поменяло много названий.
Сначала греки называли его Понтос Аксейнос —
«Негостеприимное море»: так они услышали скифское слово
Аксай — на («синий»). Но греческим мореходам не
нравилось плавать по морю с таким названием, и они
переделали это устрашающее название в ласкающее слух —
Понтос Еуксейнос («Гостеприимное море»). К 9—10 векам
русские люди настолько освоили это море, что соседние
народы даже стали называть его Русским. Однако у самих
русских ещё долго для этого моря сохранялось
заимствованное у скифов название «Синее». Это море наши
с вами предки часто упоминали в своих песнях, сказках и
былинах.
12. Перечитайте фрагмент «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, начиная со слов
За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет…
до слов
Ветер дале побежал…
Найдите эпитеты, которые
А. С. Пушкин использует со
словами солнце, месяц, море,
ветер, речка, тьма.
! Запишите в тетрадь.
Учебно-исследовательская работа
Про красну девицу, добра молодца и другие эпитеты
в русских народных сказках
Автор
Купреева Екатерина,
учащаяся 7 класса
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Оглавление
Введение……………………………………………………………..3
1. Что такое эпитет…………………………………………………..4
2. Классификация эпитетов…………………………………………6
3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках…..7
Заключение…………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………………11
Приложение 1………………………………………………………..12
Приложение 2………………………………………………………..15
Введение
Актуальность
В 5 классе мы продолжили изучение средств выразительности, в частности, эпитетов. Мы обнаружили, что не все ребята понимают, что такое эпитеты. Еще мы увидели, что эпитеты играют большую роль в русских народных сказках. Именно этим обусловлен интерес к данной теме.
Гипотеза
Мы предполагаем, что эпитеты играют важную роль в сказках, делают их красивее, понятнее, интереснее.
Цель
Выяснить роль эпитетов в русских народных сказках.
Задачи
1) изучить научную литературу об эпитетах и их роли в русских народных сказках;
2) описать эпитеты из русских народных сказок;
3) определить роль эпитетов в русских народных сказках.
Объектом исследования являются эпитеты, зафиксированные в сборнике русских народных сказок (автор-составитель О.Б.Алексеева).
Предметом изучения являются стилистические функции эпитетов.
Методы исследования. Для достижения намеченной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и справочной литературы, аналитические чтение, лингвистический анализ, статистический метод.
Практическая значимость работы. В перспективе данная работа может быть использована на уроках литературы в 5 классе, на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам.
1. Что такое эпитет
Одним из самых ярких средств выразительности, используемых в устном народном творчестве, является эпитет. Из курса начальной школы нам известно, что это прилагательное в переносном значении, которок создает образ. Изучим подробнее определение понятия и обратимся с этой целью к различным источникам.
Толковый словарь С.И.Ожегова, к которому мы обратились в первую очередь, дает следующее определение термину: «В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например синее море, златые кудри). Нелестный эпитет (переносное: о неодобрительной характеристике кого- чего- нибудь)» [5, 847 с.]. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В.М.Кожевникова уточняет и расширяет наше представление об эпитете: «.. Один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (тихий звон), эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо-как метафорический эпитет- переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный эпитет, отличающийся простотой и неизменностью («добрый молодец», «чистое поле», «красна девица»)» [2, 513 с.]. Очень много интересного об эпитете как термине узнали мы и из Терминологического словаря (сложная, но очень интересная книга!) «Выразительные средства современной русской речи» В.П.Москвина. Автор, в частности, пишет: «Эпитет-уточняющее определение, подчиненное задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта» [4, 899 с.]. Очень интересным в этом словаре нам показалась представленная автором классификация эпитетов по значению- цветовые, звуковые, оценочные эпитеты, а также эпитеты, «дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица, либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т.д…» [4, 900 с.]. В учебнике Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» мы узнали о силистической функции эпитета, который, как пишет лингвист, «отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем» [10, 134 с.]. Большой интерес при изучении данного вопроса вызвала у нас и книга известного педагога Г.С.Меркина «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». «Эпитеты- это все красочные определения, выраженные прилагательными», -пишет автор. Ученый призывает изучать эпитеты с разных позиций, предлагая при этом различные классификации: «Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими… В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими… С генетической точки зрения их можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость), народно-поэтические (красная девица, добрый молодец»). Последние называют также еще постоянными, т.к. словосочетания с ними приобретают в языке устойчивый характер» [3, 52 с.].
Из Энциклопедического словаря юного филолога мы также узнали о том, что такое постоянный эпитет- «эпитеты, постоянно сопровождающие определенное существительное» [12, 346 с.].
Все изученные нами источники подчеркивают огромную роль эпитетов в произведениях фольклора, в частности, в сказках: «Эпитеты – одно из главных средств художественной выразительности былин и песен, сказаний и легенд» [11, 697 с.]. Также все справочники и словари указывают на то, что эпитетами в художественном тексте могут быть не только прилагательные. И в этом мы убедились, обратившись к текстам сказок. Например, в сказке «Баба-Яга и ягоды» для передачи настроения девочки, у которой Баба-Яга отобрала собранные ягоды, используется эпитет «горько заплакала», выраженный наречием [8, 97 с.]. А в сказке «Василиса Прекрасная» героиня, красоте которой завидовали мачеха и сестры, мучили всевозможными работами, «все переносила безропотно» (эпитет, опять же, выражен наречием) [8, 107 с.].
Таким образом, мы расширили наше представление об эпитетах, узнали, что, во-первых, это определение, рисующее художественный образ, во-вторых, эпитет чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, реже –наречием.
2. Классификация эпитетов
Познакомившись с различными определениями эпитетов мы поняли, что их можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные.
К изобразительным относят те, при помощи которых рисуются, изображаются герои сказок. Например, очень часто в сказках мы встречаем выражения: «красная девица», «красота невоображаемая», «добрый молодец» и многие другие. Всё это образы героев русских народных сказок. Если речь идёт об описании девицы, то она непременно будет красивой, мудрой, доброй, трудолюбивой. Если на страницах сказки мы встречаем молодца, то он обязательно будет добрым, сильным, смелым. Даже если в начале мы встречаем Иванушку-дурачка, то к концу сказки он становится «добрым молодцем». В этом выразилось отношение русского народа к сказочным героям, любование молодыми, красивыми, сильными и успешными людьми.
Выразительные эпитеты определяют отношение к описываемым предметам и явлениям. Например, положительную оценку несут эпитеты
«ясен сокол», «зеленый сад», «серебряный дворец», «добрый конь», «зеленый луг», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «море широкое», «златопёрый ёрш», «богатырские кони», «тихий пруд», «белокаменные палаты» и т.п.
Отрицательное отношение к изображаемому выражается при помощи эпитетов «тучи черные», «гроза страшная», «старая кляча», «паршивый жеребенок», «голос скрипучий», «лютые звери», «темные люди», «дурные мысли», «худая речь», «избушка кособокая».
В своей работе мы предприняли попытку создать свой толковый словарь эпитетов (Приложение 1), в котором наглядно представлены изобразительные и выразительные функции эпитетов, положительное и отрицательное отношение к изображаемому.
3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках
Прочитав 26 сказок, мы убедились в том, что эпитеты позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов. Так, в сказке «Белая уточка» эпитеты позволяют зримо представить героев и их впечатления: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица –впереди»! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню». Эпитет «красная» как нам стало известно, означает не только красивую девушку, но и «связан с понятием добра, высоких нравственных качеств, совершенства», если в сказках используется этот эпитет, то он относится к незамужней девушке, чьей-то возлюбленной, которая «наделена глубокими чувствами, страдает, тоскует, редко счастлива» [7, 287 с.]. Молодая княгиня из сказки «Белая уточка» действительно добрая, трудолюбивая, терпеливая, страдает в разлуке с любимым, подвергается домогательствам темных сил.
В сказке «Волшебная дудочка» эпитеты рисуют положительный образ главной героини: «В стародавние годы жили были муж с женой. И росла у них дочка пригожая. Глядя на нее, люди радовались: со всеми девушка приветливая, ласковая, обходительная». Эпитет «пригожий» в сказках используется для характеристики не только привлекательных внешне героев, красивых, но и добрых, сердечных, дружелюбных и вообще хороших.
Но эпитеты выполняют и другие роли в русских народных сказках.
Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта. Приведем примеры: «Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился: «Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю!» (Сказка «Елена Премудрая») [8, 108 с.]. .Дремучим лесом на Руси называли глухой темный лес, непроходимый, страшный. Слово дремучий этимологически связано с глаголом дремать, значит, дремучий -это еще и никем не потревоженный лес, спящий, безлюдный. Обычно с героями, попадающими в дремучий лес, происходят различные чудеса, встречи с чудовищами, как в сказке «Елена Премудрая».
Также эпитеты поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах). Например, в сказке «Баба-Яга» как раз представлена такая функция эпитетов: «Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, а в избушке сидит Бабьа-Яга, костяная нога, холст ткет». При слове костяная нога каждый читатель, конечно же, представляет лесную старуху-волшебницу, пожирающую людей. И избушка на курьих ножках в воображении всех читатателей сказок окружена забором из человеческих костей, а на заборе-черепа человеческие.
Прочитав сказки, мы убедились и в том, что эпитеты позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям. Например, «Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе». («Лихо одноглазое»)
Помогают создать живое представление о предмете. Так, в сказке «Марья Моревна» читаем: «Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит…»
Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние. Например, «берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит…» («Черт и мужик»)
Формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою. Примеры: «Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошел сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на нее мечом:
— Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее». («Царевна змея».
Чтобы оценить роль эпитетов в отдельно взятой сказке, нами был проведен эксперимент. Мы внимательно прочитали сказки «Иван Быкович», «Иван Запечин» и «Василий сын», выписали все эпитеты и определили стилистическую функцию каждого из них. Данные нашего эксперимента представлены в приложении 2, из которого видно, как велика роль данного тропа в создании образов и авторского отношения к изображаемому.
Таким образом, роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают сказки, которые все мы любим с раннего детства, живыми, увлекательными, способными вызвать самые яркие эмоции, настроения, оценки.
Заключение
Таким образом, проведя исследование, мы пришли к слудующим выводам:
во-первых, эпитет-это определение, рисующее художественный образ, чаще всего выраженный прилагательным в переносном значении, реже –наречием;
во-вторых, по значению эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные;
в-третьих, эпитеты в сказках выполняют важные стилистические функции- позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов, подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта, поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах), создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние, а также формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою.
Список использованной литературы
1. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций.-М., 1996. — 408 с.
2. Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией В.М.Кожевникова и др.)-М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
3. Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-208 с.
4. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь.-3-е изд., испр. и доп.-Ростов на /Д:Феникс, 2007.-940 с.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.
6. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 1: А-Ж/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-688 с.
7. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 2: З-О/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-720 с.
8. Русские народные сказки. Т.1/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-509 с.
9. Русские народные сказки. Т.2/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-489 с.
10. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-336 с.
11. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. и доп./Гл.ред.М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2001.-704 с.
12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.-352 с.
Приложение 1
Толковый словарь эпитетов
Белая береза -белоствольная береза, со времен язычества символ русской земли.
Белокаменные палаты — палаты, состоящие из белого камня.
Белый свет –жизнь на Земле в данное время.
Благословенная скотинушка -домашние животные (здоровые, приносящие прибыль)
Богатырский конь — очень сильный, могучий конь.
Божий свет-жизнь на Земле
Булатный нож-нож из многослойной стали, крепкий и надежный
Быстрая реченька-река с быстрым течением
Волшебная книга — книга, обладающая магическими свойствами.
Волшебный ковёр — ковёр, обладающий магическими свойствами.
Высокая гора — гора, на которую очень трудно или невозможно забраться.
Глубокое море — море очень большое (глубокое).
Глухая полночь — полночь, когда царит тишина, спит всё, даже растения.
Горемычная доля-несчастная судьба
Горькие слезы — слезы, которые проливает герой из-за большого горя.
Грехи великие — смертные грехи.
Громким голосом — геройским голосом.
Добрая воля — герой делает что-то по собственной воле, а не по принуждению.
Добрая минута — минута отдыха или удачи.
Добрый конь — конь, который верно служит своему хозяину.
Добрый молодец — 1) физически сильный мужчина; 2) человек, внушающий доверие; 3) человек с высокими нравственными качествами.
Дремучий лес — очень густой лес.
Дурные речи – 1) нецензурная речь.2)неправда, ложь, вымолел.
Живая вода — вода, которая обладает свойством «вдыхать жизнь».
Звери лесные — звери, которые обитают в лесу.
Зеленый луг — луг гладкий, покрыт травой только зеленого цвета.
Зеленый сад -сад, в котором растут вечнозеленые, красивые деревья
Земля сырая — обычная земля.
Золотая клетка — клетка, сделанная из чистого золота.
Золотой трон — трон, сделанный из чистого золота.
Кипучий котел-котел, в котором кипит вода.
Кособокая избушка-старая, ветхая, покривившая ся от времени.
Красная девица — обычная девушка, ничем не хуже и не лучше других.
Красота ненаглядная — красота девушки, на которую невозможно не смотреть (очень красивая девушка).
Красное солнышко — 1) солнце на закате или рассвете; 2) очень яркое солнце.
Кровные денежки-заработанные собственным трудом.
Ласковое слово-приятное слуху.
Лютые звери-злые, способные съесть человека.
Мёртвая вода — вода, которая залечивает любые раны.
Нечистый дух — дух, который побуждает человека совершать грехи.
Облака-тучи черные — всё небо черное, ни единого просвета.
Огненная река — река, которая горит пламенем.
Паршивый жеребенок — самый неприглядный, но обладающий особыми свойствами.
Поле чистое — поле, где ничего нет, кроме травы.
Путь долгий-1) путь, который длится несколько суток; 2) путь в далекую страну.
Сизокрылый орёл — очень могучая и зоркая птица.
Синее море — море синего цвета.
Старая кляча — старой клячей называют коня отрицательные герои.
Старо-древние годы — время, когда государства русского еще не существовало.
Страшная гроза -непогода, гроза с великими громом и молнией.
Студеная водица-холодная вода.
Темные люди -необразованные, не обладающие элементарными знаниями.
Тихий пруд- пруд со стоячей водой.
Тридесятое царство — царство, которое находится далеко (за тридевять земель) от царства Русского.
Уста сахарные — уста прекрасной героини (героя), привлекательные, сладкие, как сахар.
Хрустальная вода -прозрачная, чистая.
Худая речь-неприятные слова, недобрые, злые, осуждающие.
Черная туча-темные грозовые тучи, несущие град, сопровождаемые молнией, вихрем.
Чудесный дворец — очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности.
Чужие земли — земли, находящиеся за пределами Русского государства.
Чудесный конь — конь, обладающий сверхъестественными свойствами.
Чужедальняя сторонушка — страна, находящаяся далеко от Российского государства.
Ясные зори-чистые, солнечные, без тумана, без росы.
Приложение 2
Эпитеты и их роль в сказке
Иван Быкович |
эпитет |
пример |
Роль в сказке |
Тихий пруд |
На заре пришли рыбаки на тихий пруд. |
Изображает спокойный пруд со стоячей водой. |
|
Златоперый ерш |
В том пруде златоперый ерш плавает. |
Изображает ерша, подчеркивает его необычный цвет, яркость. |
|
Богатырский конь |
В подвале три коня богатырские. |
Изображает силу и мощь коней. |
|
Добрый молодец |
Есть на чем добрым молодцам разгуляться. |
Изображает героя и выражает положительное отношение к нему |
|
Чужие земли |
Благослови нас в чужие земли ехать |
Выражает отрицательное отношение к чужбине |
|
Дремучий лес |
По зеленым лугам и приехали в дремучий лес. |
Изображает лес, показывает его таинственность, неизученность, выражает чувство страха |
|
Чужедальняя сторона |
Мы заехали в чужедальнюю сторону. |
Выражает отрицательное отношение к чужбине |
|
Нечистая сила |
Не хвались, нечистая сила. |
Изображает силы зла, выражает негативное отношение к ним |
|
Страшный бой |
Я на страшный бой иду |
Изображает бой, подчеркивает его опасность для жизни, выражает чувства страха |
|
Огненный палец |
Черкнул по ним своим огненным пальцем |
Изображает палец как страшное оружее, способное уничтожать так же страшно, как огонь |
|
Чистое поле |
Поутру вышел Иван Быкович в чистое поле |
Изображает непаханое поле |
|
Золотые и серебряные яблочки |
Сама выйду на дорогу и сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблочками. |
Изображает яблоню, подчеркивая то прекрасное, что связано с мечтой |
|
Невиданное царство |
Съезди в невиданное царство, небывалое государство. |
Изображает неизведанное, таинственное, выражает любопытство, восхищение непознанным |
|
Небывалое государство |
|||
Золотые кудри |
И достань мне царицу-золотые кудри |
Изображает необычный цвет волос царицы |
|
Нехитрая наука |
Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль. |
Выражает отношение к делу как к чему-то простому, что все умеют делать |
|
Иван Запечин |
Глубокая старость |
Отец их дожил до глубокой старости. |
Возраст, достигший предела. |
Чистое поле |
Ивашко взял узду пошел в чистое поле. |
Поле, где не растет ничего, кроме травы. |
|
Богатырский голос |
Крикнул он богатырским голосом. |
Громкий, сильный голос. |
|
Добрый конь |
Увидел братьев своих на добрых конях. |
Мудрый, верный и сильный конь. |
|
Добрый молодец |
Царевна давно уже дожидалась доброго молодца. |
Положительный, умный, молодой человек. |
|
Великая радость |
Братья Ивашковы собираются к царю на пир с великою радостью. |
Хорошее настроение, счастье, ощущение удовлетворения всех желаний. |
|
Удалый молодец |
Где те удалые молодцы, которые привели кобылицу? |
Быстрый, хитрый, Ловкий, сильный молодой человек. |
|
Василий -сын купечески |
Мелочный торговец |
Жила-пожила молодайка, с одним познакомилась с мелочным торговцем. |
Жадный, скупой торговец. |
Необитаемый остров. |
А на том море есть необитаемый остров. |
Место, где никто не живет, которого нет на карте. |
|
Старый леший |
И выходит оттуда старый дед, старый леший. |
Мудрый, человек с большим жизненным опытом. |
Катя Купреева
PPTX / 2.75 Мб