Лютый зверь в какой сказке

Эту викторину можно провести на школьном празднике, утренике, выпускном или в рамках недели литературы в школе. Викторина состоит из 10 вопросов по известным детским сказкам.

Викторина 1. Отгадай героя сказки

1. «Все бока его изрыты, 

Частоколы в рёбра вбиты, 

На хвосте село стоит; 

Мужики на губе пашут, 

Между глаз мальчишки пляшут…» 

-Кто это?

(Чудо-юдо рыба-кит из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок») 

Викторина по сказкам для школьников

2. «Лежит, потягивается, с боку на бок переваливается. Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать…»

(Ленивица из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович») 

3. Кто эта героиня и из какой сказки? 

«Белолица,черноброва, 

Нраву кроткого такого, 

И жених сыскался ей- 

Королевич Елисей» 

(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина)

4. «Но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге. Она тоже была вырезана из картона,на плечах-голубой шарф, а на груди-блестящая брошка, такая же большая, как голова её владелицы, и такая же красивая». 

(Балерина из сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик») 

5. «Как только этот ребёнок научился лепетать,он сразу же стал говорить премилые вещи,а во всех его поступках было столько ума, что нельзя было им не восхищаться.А на голове у него был хохолок…» Как звали этого принца? 

(Рике с хохолком из одноименной сказки Шарля Перро)

6. В какой сказке вы прочли про эту красавицу? 

«Месяц под косой блестит, 

И во лбу звезда горит. 

А сама-то величава, 

Выступает, будто пава». 

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 

7. «Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями». Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное? 

(Фея-крестная, сказка «Золушка») 

8. Угадайте, кто это? 

«Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дохнёт — валит густой пар». 

(Мороз Иванович из одноименной сказки Одоевского) 

9. «Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела». Про какую девочку здесь говорится? 

(Про девочку Женю из сказки В.Катаева «Цветик-Семицветик») 

10. «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.» 

Кто это? Где вы с ней встречались? Кто о ней написал? 

(Г.Х.Андерсен «Снежная королева») 

2. Викторина по русским народным сказкам

1. Кто с кем такой делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки». 

(Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь») 

2. Скажите, какого героя провели на пирожках? 

(Медведь из сказки «Маша и медведь») 

3. Кто варил кашу, применяя ум и смекалку? 

(Солдат в сказке «Каша из топора») 

4. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел? 

(Барину-голову, барыне-гузку, сыновьям ножки, крылышки-дочерям, а себе-всё туловище.) 

5.Какими словами начинаются русские народные сказки? 

(«Жили-были…»,»В некотором царстве, в некотором государстве…».) 

6. Что приказывал царь-батюшка своим невесткам,чтобы проверить их на мастерство? 

(Испечь хлеб, соткать ковёр) 

7. Чем кормила лиса журавля? 

(Кашей) 

8. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? 

(В сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо») 

9. Из какой сказки эти строчки? 

Ах ты, Петя-простота, 

Сплоховал немножко: 

Не послушался Кота, 

Выглянул в окошко… 

(«Петушок-золотой гребешок») 

10. Кто первый нашёл теремок? 

(Мышка-норушка)

3. Викторина по сказкам русских писателей

1. Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась?

(Бастинда, 500 лет.)

2. Кто написал сказку «Приключения Незнайки»?

(Н. Носов)

3. Как зовут главных героев сказки Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»?

(Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)

4. Как звали толстяков из повести Ю.Олеши «Три толстяка»?

(Имён нет)

5. По каким странам путешествуют герои сказок А.Волкова?

(Страна болтунов, прыгунов, мигунов, жевунов и т.д.)

6. Какого насекомого испугались все звери?

(Таракан из сказки К.Чуковского «Тараканище»)

7. В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу и как звали повариху, которая знала секрет приготовления этой каши?

(Сказка С.Прокофьева «Лоскутик и облачко», Барбацуца)

8. Кто написал сказку «Колобок идёт по следу»?

(Э.Успенский)

9. Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?

(Дудочка; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»)

10. С букварём шагает в школу 

Деревянный мальчуган. 

Попадает вместо школы 

В деревянный балаган. 

Как зовётся эта книжка? 

Как зовётся сам мальчишка?

(Буратино)

4. Викторина по зарубежным сказкам

1. Кто послал принцессе розу и соловья?

(Принц из сказки Г.Х.Андерсена»Свинопас») 

2. Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка, большой друг Малыша?

(Карлсон) 

3. В какой сказке медведь сам сочинял стихи?

(«Винни-Пух и все-все-все») 

4. Какая девушка на балу потеряла туфельку?

(Золушка) 

5. Как звали хозяина Кота в сапогах?

(Маркиз Карабас) 

6. Кто носил пояс с надписью «Когда злой бываю,семерых убиваю»?

(Храбрый портной) 

7. Назовите страну, где вместо «доброго утра» говорят «спокойной ночи», где в булочных продают карандаши, краски, клей, а в канцелярских магазинах продают хлеб?

(Страна лжецов) 

8. В какой сказке на земле идёт снег, если на небе взбивают пуховую перину?

(«Госпожа Метелица»)

9. Назовите любимое выражение Карлсона.

(Пустяки, дело житейское) 

10. Как звали самую маленькую девочку? А самого маленького мальчика?

(Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик) 

5. Викторина по сказкам

1. Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная.)  

2. Яблоки, продлевающие здоровье и молодость (Молодильные).

3. Дерево, чаще всего встрещающееся в сказках (Дуб).

4. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Меч).

5. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка).

6. Кот в русских народных сказках (Баюн).

7. Животное , в  которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

8. Сказочная героиня, владелица  первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга).

9. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса.(Леший).

10. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

11. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).

12. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора).

13. В какой сказке говорится про то,как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? (Заячья избушка).

14. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).

15. Как называется русская народная сказка, в которой  рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?(Колобок).

16. Что использовали герои сказок вместо навигатора? (Клубок).

17. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)

18. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла).

19. Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка).

20. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)

21. Какую награду обещают сказочные цари, сказочным  героям? (Полцарства, дочь).

22. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная).

23. Гуси-лебеди летят,

Унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река). 

24. Эта скатерть знаменита

Тем, что  кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка).

25. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне —

И женился на царевне. (Емеля).

26. Сладких яблок аромат 

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи,  как днем. (Жар-птица).

27. В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук (лап) при очень большом урожае? (Репка).

28. Сколько человек тянуло репку? (Три).

29. По какому блюду катится наливное яблочко? (Серебряному). 

30. «Не откроем мы тебе дверь, — закричали они. — Ты не матушка наша, у той голос добрый и тонкий, а твой толстый». (Волк и семеро козлят).

31. Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок).

32.Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

33. «Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не жищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко». (Снегурочка).

34. В какой сказке живут два шагающих ведра? (По щучьему велению).

35. Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!» (Медведь и мужик).

6. Еще одна викторина по сказкам

1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12) 

2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев) 

3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара) 

4. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный) 

5. Как звали трёх медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка) 

6. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф) 

7. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце? 

(«Свет мой, зеркальце! скажи, 

Да всю правду доложи. 

Я ль на свете всех милее, 

Всех румяней и белее?») 

8. Какой мальчик должен был выложить слово «вечность»? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай) 

9. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.) 

10. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка) 

11. Сколько раз старик бросал в море невод? (3) 

12. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40) 

13. Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька из повести-сказки Л.Лагина? (Хоттабыч) 

14. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.) 

7. Викторина по сказкам Пушкина

1. Что кричал петушок,сидя на спице? 

(Кири-куку, 

Царствуй, лёжа на боку.) 

2. Из какой сказки эти строки? 

Ветер по морю гуляет 

И кораблик подгоняет, 

Он бежит себе в волнах 

На раздутых парусах. 

( «Сказка о царе Салтане,о сыне его,славном и могучем богатыре князе 

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру) 

4. На какую должность нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник) 

5. Из какой сказки эти строки? 

…Дева вдруг 

Ожила. Глядит вокруг 

Изумлёнными глазами, 

И, качаясь над цепями, 

Привздохнув, произнесла: 

«Как же долго я спала!» 

( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») 

6. Из какой сказки эти строки? 

— Буду служить тебе славно, 

Усердно и очень исправно, 

В год за три щелчка тебе по лбу, 

Есть же мне давай варёную полбу. 

(«Сказка о попе и работнике его Балде») 

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка? 

(Волю первую твою 

Я исполню, как мою.) 

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко) 

9. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года) 

10. Кого называл Балда меньшим братом? (Зайца) 

По материалам сайта http://skazochnyj-mir.narod.ru/p24.htm

8. Загадки по сказкам

1.
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …

2.
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает  ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это — доктор …

3.
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик …

4.
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он — герой веселой книжки,
За спиной его — пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый …

5
«Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто  на свете всех белее?» —
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
«Всех прекрасней молодая
Падчерица …»

6
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу …

Автор загадок — Наталья Иванова

Викторина по русским народным сказкам

  1. Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная)
  2. Имя царя ,жившего так давно, что в это уже никто не верит? (Горох)
  3. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар –птицей? (Берендей)
  4. Яблоки,дающие молодость? (Молодильные)
  5. Дерево, чаще всего встрещающееся  в сказках? (Дуб)
  6. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри?(Меч)
  7. Река, у которой сражался Иван- крестьянский сын?(Смородина)
  8. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка)
  9. “Скачет.. по ельничку, скачет по березничку. С дерева на дерево поскакивает.” (Морозко)
  10. Кот в русских народных сказках (Баюн)
  11. Животное, в  которое была заколдована  Кащеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка)
  12. Сказочная героиня , владелица  первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга)
  13. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса. (Леший)
  14. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной)
  15. Нечистая сила неизвестного пола: « не то баба, не то мужик». (Лихо Одноглазое)
  16. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора)
  17. Как называлась сказка, в которой в одну из комнат не разрешалось входить? (Марья Моревна)
  18. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного , неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора)
  19. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз –поцелуй царевны и женитьба на ней? (Сивка-Бурка)
  20. В какой сказке говорится про то,как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица  помогло восстановить справедливость. (Заячья избушка)
  21. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка)
  22. Как называется русская народная сказка, в которой  рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
  23. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)
  24. Как называется деталь женского платья, в которой  помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
  25. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)
  26. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей . (Игла)
  27. Что является высочайшим достижением общепита?(Скатерть-самобранка).
  28. Назовите  имя  высокопоставленной особы , чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна)
  29. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей.(За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)
  30. Какую награду обещают сказочные цари, сказочным  героям. (Полцарства, дочь)
  31. Летела стрела  и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то, Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)
  32. Гуси-лебеди летят, Унести детей хотят. Кто помог сестрице с братцем От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река)
  33. Эта скатерть знаменита Тем, что  кормит нас досыта. Что сама собой она, Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
  34. Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне- И женился на царевне. (Емеля)
  35. Позовите Сивку-Бурку!
  36. 36.Как звался первый летательный аппарат? (Ступа)
  37. Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло в ночи,  как днем. (Жар-птица)
  38. В какой сказке говорится об ограниченном приеме членов в кооператив? (Теремок)
  39. В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток  техники  компенсируется количеством рук(лап) при очень большом урожае? (Репка)
  40. Сколько человек тянуло репку? (Три)
  41. По какому блюду катится наливное яблочко? (Серебряному)
  42. Кто из какой сказки сказал такие слова: «Как выскочу, как выпрыгну- пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса, заюшкина избушка)
  43. “Не откроем мы тебе дверь, -закричали они. -Ты не матушка наша, у той голос добрый и тонкий, а твой толстый.” (Волк и семеро козлят)
  44. Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок)
  45. Колотил да колотил по тарелке носом, Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).
  46. «Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко.» (Снегурочка)
  47. В какой сказке живут два шагающих ведра?(По щучьему велению)
  48. Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!» (Медведь и мужик)

 Булашова Екатерина Николаевна

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/05/14/viktorina-po-russkim-narodnym-skazkam

Обереги-рыси по Б.А.Рыбакову

В XXXV томе «Полного собрания русских летописей» помещены белорусско-литовские летописи. В так называемой летописи Красинского XVI века, не дошедшей до нас в оригинале и утраченной во время Второй Мировой войны, но опубликованной впервые в 1893 году, читаем о полулегендарном великом князе литовском Кгирмонте-Скирмонте (Germantas, Giermunt), сыне Свинторога (Šventaragis):

«И сын его Кгирмонт зостал по отци своем на великом княжени Литовском и Жомоитском, Руском. И подлуг приказанья отца своего на том местци, на устьи реки Вилни, где y Велю упадываеть, вчинил жьглищо, и там тело отца своего, и коня его, на котором ежчивал, и шату его, которую ношивал, и милосника его, на которого он ласкав был, и сокола, и хорта его сожог. И от тых часов великыи князь литовскии и бояре там телеса их жигали, и для того тое месце прозвано от тых часов Швинторога, на имя того князя великого. И коли которого князя литовского або пана сожжено тело, тогды при них кладывали ногъти рыси або медвежьи для того, иж мели веру тую, иж бы день судныи мел быти, a так знаменовали собе, иж бы бог мел приити и седети на горе высокои, судити живых и мертвых, на которую ж гору трудно будеть узоити без ногтеи тых рысих або медвежих, и для того подле них тые ногти кладывали, на которых мели на тую лезти и на суд до бога ити. A так, ачьколвек погани были, a вжды потому собе знаменовали и в бога одного верили, л.71об. иж судныи день мел быти, и верили из мертвых востаня и одного бога, которыи маеть судити живых и мертвих».

В других летописях сей фрагмент, относящийся к 1270-х годам, повторяется с точностью до оборотов речи, это: Румянцевский летописец 1567 года, Летопись Археологического товарищества 1570–1590-х годов. Перед нами архаичные воззрения предков современных белорусов, литовцев и великорусов образца конца XVI века (период так называемого двоеверия). Более поздняя Евреиновская летопись повторяет предшествующие век спустя.

И не суть важно, были или нет в действительности именно такие князья, а важно то, что летописное свидетельство зафиксировало обычай, свойственный народам всей этой территории вообще. А ведь лучшие годы так называемая Великая Литва простиралась от Ливонии, Псковской и Новгородской республик до Чёрного моря, где спорила с Крымским ханством, на востоке включала земли нынешних Смоленской, Брянской и Курской областей, а на западе претендовала на земли близ Люблина и Львова.

Давайте остановимся на этом достаточно подробно излагающем древнейшие представления фрагменте летописного текста отдельно.

Вспомним хотя бы, что в русской народной сказке герой карабкается в запредельные царства похожим же кошачьим (или медвежьим) образом: «Крутизна горы была столь высока, что на нее взлезть им никак было не можно. После того Иван-царевич нашел скважину, где попались ему на руки и на ноги железные когти, помощью коих взошел он на самый верх горы. Уставши, сел он под дуб для отдохновения, и лишь только снял с себя когти – вдруг оные исчезли» (Афанасьев, 1984, № 559; см. также № 129).

Не исключено, между прочим, что и ношение когтей в качестве оберегов связано с посмертным карабканьем.

Архетип Мировой Горы образует симметрию с похожим архетипом Пра-Дерева, чему посвящена одна из прежних книг авторов этой статьи – «Опора Мироздания. Мировое Древо и Скала Времён в традиционной культуре».

Б. А. Рыбаков, рассматривая амулеты древних славян в известном своём труде «Язычество Древней Руси», выделил так называемые «коньки», которые он идентифицировал в качестве стилизованного изображения некоего представителя семейства кошачьих:

«Ареал “коньков” – область Кривичей, частично Радимичей; есть она на берегах Западной Двины и в пространстве между Псковом и Новгородом. Дата их установлена В. В. Седовым – от X в. до начала XIII в. Употребление этих амулетов было, как видим, устойчивым. Автор связывает их с древним балтским культом коня. В своих прежних работах я предполагал изготовление этого типа амулетов где-то в земле Кривичей, например в Смоленске, и называл их по принятой тогда терминологии “коньками” (некоторые именовали их “собачками”).

В настоящее время, соглашаясь почти со всеми выводами В.В. Седова, я хочу пересмотреть зоологическое определение животного, послужившего исходной формой амулета. Соответствуют ли животные, фигурки которых найдены в шестидесяти пунктах Восточной Европы, облику коня? Против признания “коньков” конями говорят уши, высоко поднятые над головой и кончающиеся острыми уголочками. Против коня говорит толстый хвост, задранный кверху; также против коня говорит манера изображения морды с выпуклым лбом и пасти, доходящей почти до ушей. У лошади рот занимает значительно меньшую часть морды. Но самым главным аргументом против признания условных “коньков” изображением коня являются лапы. Передние ноги коней в спокойном состоянии вертикальны, а в движении согнуты так, что сгиб выдвигается углом вперед. У интересующих нас зверей лапа согнута в обратную сторону, углом назад. Животное не может быть ни однокопытным, ни парнокопытным. По форме согнутых передних лап (обе лапы совмещены) животное может относиться или к кошачьим или к псовым. Длина лап и задранный непушистый хвост говорят против псовых (волка, собаки). Наиболее отвечает всем признакам нашего животного – рысь… У рыси довольно высокие лапы с опушкой у сгиба (это есть на амулетах), торчащие вперед уши с кисточками на концах, толстый, загнутый вверх хвост (длина 24 см при длине туловища до 109 см). Шкура рыси покрыта большими круглыми пятнами “пестротинами”, а на амулетах обязателен орнамент из круглых солнечных знаков, которые могли нести здесь двойную семантическую нагрузку, обозначая пятнистого зверя и вместе с тем придавая оберегу особую силу посредством солярной символики…» — писал Б.А.Рыбаков.

Ей-ей, это вечное стремление некоторых наших вполне почтенных авторов искать всюду солярную символику порою удивляет. Почему любой круглый символ должен быть непременно связан с Солнцем? А если их много, как пятен на шкуре «лютого зверя» – это что, пожелание в духе «многия Солнца»? Впрочем, учёному простительно искать и находить объяснения, ибо он, продолжая поиск, может от них отказаться. А вот последователи-популяризаторы обычно выбирают из даже проблемных текстов то, что им нравится (ибо вписывается в некую избранную концепцию – и неважно, насколько она вообще доказательно), чтобы потом держаться за вырванную порою из контекста цитату аки за спасительную соломинку. Но мы отвлеклись…

«В некоторых русских говорах (например, вятском) рысь называют “лютым зверем”, не упоминая слова “рысь”, что говорит о табуировании священного животного. Архаичный медвежий культ привел, как известно, к табуированию имени хозяина леса, которого стали называть иносказательно “мед выдающий” – “медведь”. “Лютый зверь” упоминается Владимиром Мономахом: рысь прыгнула ему на седло. Hе исключена возможность того, что культ рыси восходит к значительно более ранним временам. … К сожалению, в восточнославянском сказочном фонде не отразился этот “лютый зверь” (Но это мнение Б. А. Рыбакова. – Авт.). Обереги в виде рыси, как бы готовой к прыжку, должны были считаться надежной охраной. Лютый зверь является крупнейшим кошачьим наших широт и одним из сильнейших и ловких хищников русских лесов. Пребывание рыси на деревьях, прыжки сверху вниз могли содействовать сближению её с небесными символами…» — полагал академик.

«Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол, вепрь ми на бедре меч оттял, медведь ми у колена подъклада укусил, лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже…» – писал Владимир Мономах в 1117 году в своём «Поучении…», рассказывая об охоте на диких зверей в лесах под Черниговом.

Предположение Б.А. Рыбакова о том, что «лютый зверь» был не кем иным, как рысью, подверглось критике. Например, А. Шильников в ряде статей иронизировал, что-де «при собственном весе в 15 кг рысь не смогла бы сбить всадника с конем. Даже упав с лошади, опытный и вооруженный воин, каковым был Мономах, мог и без Божьей помощи отстоять жизнь в схватке с рысью. К тому же сообщать, что молодого и сильного князя чуть не растерзала рысь, было, с точки зрения феодального этикета, непристойно…» Но этот автор, видимо, не очень внимательно читал текст поучения. Князь перечисляет разнообразные случаи из охотничьей практики (пер. О. В. Творогова): «Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей».

Да, Шильников совершенно прав в том, что «несмотря на лаконичность записи о нападении “лютого зверя”, из нее можно извлечь определенную информацию. Зверь вскочил на бедра князя, значит, прыжок был боковым. Нападение было неожиданным, ибо князь не успел принять меры обороны. Прыжок был стремительным и мощным, коль скоро боевой конь, приученный к схваткам, упал. На основании этих сведений можно отбросить версию о тигре и льве, бытующую в научной литературе. Во-первых, эти животные соблюдают, если можно так выразиться, звериную этику. Они не нападают исподтишка, а предупреждают об атаке позой, рычанием. Кроме того, эти животные в силу больших размеров на бедра вскочить не могут». А.Шильников предполагает, что речь идёт о леопарде.

Вероятно, в этом есть свой резон. Дело было в лесах, леопард прекрасно (как, впрочем, и рысь) лазает по деревьям. Но он никогда не задирает так свой длинный хвост, с изгибом за спину, как рысь – свой маленький (см. изображения амулетов), хвост у леопарда классически опущен вниз и загибается внизу у лап. Если скажут, что перед нами стилизация, для удобства крепления амулета, то и «длина хвоста» – это тоже тогда стилизация из тех же соображений.

Фразу «лютый зверь скочил ко мне на бедры…» мы истолковали бы как внезапное нападение, когда конь испугался, а всадник не справился с управлением. Испугать под силу и рыси, нынешнее поведение которой, имеющей печальный опыт общения с человеком, не стоит переносить на начало XII века, когда вероятность встречи с человеком в лесу была куда меньшей. Ныне рысь почти или совсем не нападает на человека, если только её не разозлить. Но тогда – «страшнее кошки зверя нет»!

Кроме того, не секрет, что вот уже сотни и сотни лет охотники истребляют самых крупных и красивых зверей наших лесов в погоне за трофеем, и те рыси, что остались ныне, почти девять веков спустя, могут быть существенно мельче живших в славянских лесах во времена Владимира Мономаха. Да и сейчас встречаются ещё весьма крупные экземпляры под тридцать килограммов.

Есть также версия, что «лютый зверь» – это волк. Однако эта версия явно несостоятельна. Владимир Мономах сообщает нам лишь об одном звере, который прыгнул «на бёдра», а волки охотятся стаями. Акеле надо очень исхитриться, чтобы вопреки волчьей тактике сюда (на бёдра, то есть) угодить, а не нырнуть под пах. Да и в том же «Поучении Владимира Мономаха» волки названы своим именем. Чтобы их упомянуть, князю не нужно прибегать к иносказаниям, он не опасается называть серого его истинным именем, волки для него – обычное стайное животное: «И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах, – Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля…». А вот «лютый зверь» – специальное иносказание, призванное подчеркнуть драматичность переделки, в которую угодил Мономах.

Волка объявляют порою «лютым зверем» на основании фрагмента «Слова о полку Игореве». Но и там волк упомянут как отличное от «лютого зверя» существо. Хотя хорошо известно, что кошачьи, за исключением гепарда-пардуса (не способного, однако, лазить по деревьям), не склонны к долгому бегу, но все они стремительны в рывке или броске, нежданном и негаданном, прекрасно видят в темноте. Зоркие глаза рыси и то, как она тихо подкрадывается и растворяется на фоне действительности, издревле используются в метафорах. Вот и в Слове говорится именно о неожиданном и незамеченном побеге Всеслава Полоцкого уподобленного дикой кошке, неслышной и невидимой, ведущей ночной образ жизни: «На седьмом веке Трояна бросил Всеслав жребий о девице ему милой. Тот хитростью поднялся… достиг града Киева и коснулся копьем своим золотого престола киевского. А от них бежал, словно лютый зверь, в полночь из Белгорода, окутанный синей мглой, трижды добыл победы: отворил ворота Новгороду, разбил славу Ярославову, скакнул волком на Немигу с Дудуток» (перевод О.В. Творогова). Скрылся ночью, словно лютый зверь, а скакал волком.

Вот теперь время замыкать логический круг и возвращаться к теме…

Если на упомянутых амулетах перед нами в самом деле рысь (или иное дикое лесное кошачье, именуемое «рысью» и в ту пору ещё не до конца истреблённое на Севере Русской равнины), то речь должна идти о посреднике в путешествии на Тот Свет по стволу Мирового Древа или склону Мировой Горы в некоем мифе, в целом идентичном приведённому ранее балтскому (а может быть, как-то связанному с ним генетически). С этой целью амулет (как и реальные когти рыси) и могли носить с собой, он был залогом попадания в Верхний (или Нижний, если Древо перевёрнуто – всё зависит от точки зрения) мир.

Если рассматривать Млечный путь как реальный небесный прототип образа Мирового древа, то в самом общем виде рысь – лютый зверь, кот-баюн – и есть тот посредник, что подсказывает дорогу или доставляет к небесным «светилам» (или сторожит путь на звёздном мосту, так напоминающем цепь). А если ночью, когда виден Млечный Путь (и созвездие Рыси), дневное светило наверняка невидимо, рысь едва ли может быть солнечным символом (кошачьим лесной полосы Европы в принципе свойствен сумеречный образ жизни).

Это, возможно, даже лунный зверь, любимая кошка повелительницы ванов Фрейи (у германцев богиня к тому же владеет половиной душ павших). Женские культы в основном тяготеют к лунному календарю, а Луна – одна из традиционных обителей мёртвых. У асов Фрейе соответствует Фригг, как раз соотносимая со славянской Макошью. У континентальных германцев эти богини вообще не различаются, а Фригг именуется Фрия, что этимологически тождественно имени Фрейя. Кошка и «Мокушин зверь». Фригг – жена Вальфёдра-Одина, отца павших. Макошь близка по функциям к навьему богу Велесу. О дублировании функций богов в пантеоне древних германцев, отмеченным С. Пивоваровым, и об подобных параллелях мы писали ранее (см. книгу Д.Гаврилова «НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян»).

Рысь в устном народном творчестве –  редкий персонаж. Но вполне возможно, что в позднюю эпоху кот-баюн, это потустороннее существо, вполне мог заместить собой рысь в воззрениях потомков древних славян. В таком случае сетование Б.А. Рыбакова на отсутствие «лютого зверя» в нашем фольклоре вообще и сказочном фонде в частности напрасно. Тем более, что в любом случае домашние (не дикие!) коты и кошки проникают в Европу лишь в средние века. Они были редки и очень дороги, причём оказались единственными животными, которых было разрешено держать в женских монастырях. Считается, что именно монахи расселили кошек по всему континенту.

Имя славянского певца, вещуна и шамана Бояна, который «белкой» или мыслью путешествовал «по древу», созвучно с именем этого «шаманского» кота (вар.: кот-самоговор, кот-говорун), который и «бает обаятельно», и когти имеет такие, что свободно карабкается по Мировой оси (стволу древа). Вот вполне типичный сказочный зачин: «…На море, на океане; на острове Кидане стоит древо-золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн. – Вверх идет песню поет, а вниз идет сказки сказывает» («Иван-царевич и богатырка Синеглазка», из сборника М. К. Азадовского).

В общеизвестном собрании сказок А.Н. Афанасьева (1855 года издания) в вариации сюжета «сказки о царе Салтане» «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» (№ 286) читаем:

 «Вот диво – так диво: за тридевять земель, в тридесятом царстве есть зеленый сад; в том саду есть мельница – сама мелет, сама веет и пыль на сто верст мечет, возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученый кот: вниз идет – песни поет, вверх поднимается – сказки сказывает»

Представляется сомнительным, чтобы безграмотные крестьяне разных губерний за двадцать пять лет поголовно перечитали стихотворную версию Пушкина (1831 года издания). Как раз напротив, вернее будет думать, что поэт использовал бытовавший сюжет. Хотя уже в начале XX века с грамотностью стало получше.

Так, «прекрасный образ у белозерского сказочника Гр. Медведева: “За тридевять земель, в тридесятом царстве есть диво: стоит дуб, а в этом дубу ходит кот, вверх идет – писни поет, а вниз идет – сказки сказывает”. Впрочем, не исключена возможность, что этот образ вторичного происхождения и навеян пушкинскими стихами. В еще неоконченном печатанием сборнике Калинникова: “кот морской лапой морду утирает, под дубом ходит, народ зовет слушать сказки, песни распевает”» —  замечает М.К.Азадовский.

В другой сказке, с примерно похожей историей, а потому объединённой Афанасьевым в общую группу с одинаковым названием, одна из «трёх девиц под окном» хвалится:

«Кабы меня взял Иван-царевич, я бы с собой привезла кота-баюна: кот-баюн сказки сказывает – за три версты слышно». Иван-царевич стоит, слушает: «Это не заслуга мне! Кота-баюна я и сам могу купить» (№ 284).

В сказке «Балдак Борисович» из того же афанасьевского сборника победа над котом-бахарем представляется богатырским подвигом, в пору такому, о каком сообщал Владимир Мономах, если вспомнить о его «лютом звере»:

«Во славном городе во Киеве у царя у Владимира собирались князья и бояре и сильномогучие богатыри на почестный пир. Возговорил Владимир-царь таково слово: «Кто бы сослужил мне службу великую: съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, к самому салтану турецкому – увести у него коня златогривого, вышничка багрового (?), убить кота-бахаря, самому салтану турецкому в глаза наплевать?

<…>Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; отправлялся млад Балдак, сын Борисьевич, во путь во дорожку к салтану турецкому; приноровился приехать в самую полночь. Вошел на салтанский двор, увел из конюшни коня златогривого, вышничка багрового, схватил кота-бахаря, разорвал его надвое, самому салтану глаза заплевал» ( № 315).

В одном из вариантов сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» (№ 215) герою-Бездольному дают спецзадание «…сходить за тридевять земель, в тридесятое царство, и добыть оттуда кота-баюна, что сидит на высоком столбе в двенадцать сажон и многое множество всякого люду насмерть побивает» — излагает А.Н.Афанасьев. Бывает столб этот зачастую столь велик, что с его вершины можно видеть само тридевятое царство – собственно это ещё одна форма архетипов Мировой Горы и Мирового Древа:

«Бездольный лег спать, а жена его сошла в кузницу, сковала ему на голову три колпака железные, приготовила три просвиры железные, клещи чугунные да три прута: один железный, другой медный, третий оловянный. Поутру разбудила мужа: «Вот тебе три колпака, три просвиры и три прута; ступай за тридевять земель, в тридесятое царство, за котом-баюном. Трех верст не дойдешь, как станет тебя сильный сон одолевать – кот-баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснешь, кот-баюн убьет тебя!» Научила его, как и что делать, и отпустила в дорогу.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – пришел Бездольный в тридесятое царство; за три версты стал его сон одолевать, он надевает три колпака железные, руку за руку закидывает, ногу за ногой волочит, а то и катком катится; кое-как выдержал и очутился у самого столба. Кот-баюн прыг ему на голову, один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий – тут добрый мо́лодец ухватил его клещами, сволок наземь и давай сечь прутьями; наперво сёк железным прутом, изломал железный – принялся угощать медным, изломал медный – пустил в дело оловянный; этот гнется, не ломится, вкруг хребта увивается. Кот-баюн начал сказки сказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей: а купеческий сын не слушает, знай его нажаривает. Невмоготу коту стало; видит, что заговорить нельзя, и возмолился: «Покинь меня, добрый человек! Что надо, все тебе сделаю». – «А пойдешь со мною?» – “Куда хошь – пойду!» И т. д.

По накалу противостояния практически Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Символика сказки прозрачна. Успешное добывание кота-баюна означает, что для его владельца (или добытчика?) открыт путь к престолу богов по склону Мировой горы, по столпу Мироздания, ну или хотя бы по мысленному древу, о котором вещий зверь может рассказать. Собственно, с этого мы и начали наши рассуждения.

Вот вам и «лютый зверь»! Культ, миф, история и сказка – всё переплелось. Не зря изрёк поэт: «Разве сказки нужны только детям? Сказки взрослым гораздо нужней!»

Опубликовано:  Д. Гаврилов, С. Ермаков. «Лютый зверь» Междумирья / «Родноверие», №1(4), 2011;   Гаврилов Д.А., Ермаков С.Э.  Были и Небыли сказки. О необычном, обыденном и искусстве перехода между ними. М.: Ганга, 2011. — 288 с. — С. 114-131.

Похожие статьи:

В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий «лютый зверь» вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.

Вот тот текст Мономаха:

«(…) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей»

Не так давно, напомнив об этом, nickfilin привёл аргументы в пользу того, что этот лютый зверь мог быть волком. Вот его постинг: Виктор Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты

Я же в обсуждении сказал, что скорее склоняюсь к тому, что это мог быть лев. Эта гипотеза также предлагалась рядом учёных. Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию — от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно — около 10 000 лет назад.

При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.

Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!

Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется «Данило Ловчанин с женою»)

Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.

При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам «угрожает страшная опасность длительного мятежа». А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.

Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа «Пойди туда, не знаю куда», «Про Федота-Стрельца», «Про Андрея-Стрелка». В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.

Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл «лютого льва» для княжеского стола.

Вот цитата:

«Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому

Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае — львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.

Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха — его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем — раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось — в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить — о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.

Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.

В былинном эпосе и фольклоре восточных славян Соловей-разбойник — демонический враг богатырей, который губил своим громким посвистом. Он сидит в гнезде, обычно на 12 дубах, невдалеке от проезжей дороги, ведущей в Киев, и никого не пропускает по ней проехать. Его дети — черные вороны с железными клювами. Большинство былин повествует о битве Ильи-Муромца с Соловьем-разбойником, которого богатырь сбивает с дерева калёной стрелой, поразив его в правый глаз. Поединок заканчивается разрубанием Соловья-разбойника на части и его сожжением, что напоминает миф о борьбе громовержца с его змеевидным противником.

Персонифицированное воплощение злой доли или горя в восточнославянской мифологии — Лихо. В сказках Лихо предстает в образе худой женщины (иногда великанши) без одного глаза, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека. В одной сказке говорится: «Лихо покоится на ложе из человеческих костей, голова его лежит на покути (покут, покутье — красный угол в избе; почетное место за столом и на пиру), а ноги упираются в печку». Кроме Лиха, в сказках встречаются Доля и Недоля, Горе-Злосчастье и т. п.

Змей Горыныч — многоголовый (часто о трех головах; у него бывает шесть, девять или двенадцать) змей. По поверьям, он рождается от змеи, которая семь лет не слышала человеческого голоса, или от сорокалетней рыбы. Он весь защищен панцирем, из пастей пышет огнем. Змей Горыныч — оборотень. Ударившись оземь, он становится красивым парнем, конем или неким предметом на дороге. Он облагает людей данью, требуя себе на съедение детей и девушек. В русских былинах его дважды победил богатырь Добрыня.

В русском фольклоре облик огромного существа Чудо-юдо подробно не описывается. Нечто вроде исполинского змея. Иногда «беззаконное Чудо-юдо» отождествляется с морским царем или Змеем Горынычем. В сказках оно владеет двумя водными ключами. Если испить водицы из одного — станешь могучим богатырем, если помочить волосы из другого — они станут золотыми.

В славянской мифологии Баба-яга — оборотень, живущая в дремучем лесу старуха-чародейка с «костяной ногой». Живет она в избушке на курьих ножках, вокруг которой стоит забор из человеческих костей, увенчанных черепами. Любит заманивать к себе маленьких детишек и добрых молодцев, которых потом зажаривает в печи. Передвигается в железной ступе, погоняя пестом и заметая следы помелом. Есть три разновидности этой ведьмы. Дарительница, от которой герой получает некий волшебный предмет. Похитительница, которая крадет детей. Воительница, с которой герой сражается не на жизнь, а на смерть.

Тугарин (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище) — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином. Алёша Попович рассек труп поверженного Тугарина на мелкие куски и разбросал по полю битвы. Тугарин «был богатырь в вышину трех сажен (5,28 метра), промеж глаз — калёна стрела; пожирал он и выпивал так же много, как и великаны. Длина ему триста сажен (528 метров), спиною валит круты берега. Конь у Тугарина как бы лютый зверь, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом».

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, «нехристи», «татарщины». О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много былин. По одним из них, Илья Муромец убил его «шляпою земли греческой» (древнегреческий шлем). Поганое идолище, называемое также «нечестивым», «некрещеным», «жидовским», «проклятым татарином», «проклятым», «обжорой», «идолом скоропитом» и сравниваемое с Тугарином Змиевичем и Батыгой Калиной. «Голова у него с пивной котел, а глазища у проклятого с пивны чаши, а носище был калёна стрела, в плечах косая сажень (2,48 метра), а туловье будто куча сена несметная». Лошадь его ведут 20 человек. По одному из вариантов, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань.

  • Люди которые ведут здоровый образ жизни всегда счастливы сочинение на английском языке
  • Лямбда как пишется прописью
  • Лютик рассказы на дзене
  • Люди как реки сочинение
  • Лямбда буква в физике как пишется