М а шолохов жизнь и творчество донские рассказы презентация урок в 11 классе

Слайд 1

Гражданская война – это кровь смерть страдания братоубийственная война противостояние красных и белых

Слайд 2

Образ гражданской войны в «Донских рассказах» М .А. Шолохова

Слайд 3

1905–1984

Слайд 5

Донское казачье войско — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Отличительные черты казачества как сословия : особый порядок отбывания воинской повинности, освобождение от подушной подати, от государственного земского сбора, право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий, особые права на пользование государственными землями и другими угодьями.

Слайд 6

свобода; воинская доблесть; близость к земле; близость к природе; религиозность

Слайд 7

РОДИНКА

Слайд 8

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Опять кровь… Уморился так жить… Опостылело все… Не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая Стыдится своих восемнадцати годов. От отца унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку с голубиное яйцо

Слайд 9

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне ассоциация с волком зачерствела душа; тоска, боль, жестокость ненависть: «коммунистов ликвидируем», тоска по мирной жизни, по дому, по крестьянскому труду.

Слайд 10

Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти.

Слайд 11

Продкомиссар

Слайд 13

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне кожа на острых изломах скул посерела что-то уперлось в горле и перехватило дыхание; сказал придушенно: — Не серчай, батя… Бедняков мы не грабим, а у тех, кто чужим по́том наживался, метем под гребло; на распыл пойдешь!..

Слайд 14

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Узнал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом потухло Ты мне не сын, я тебе не отец…будь трижды проклят, анафема.. Не умру, сохранит матерь божия, — своими руками из тебя душу выну Рыжая борода только по краям заковылилась сединой; морщинистая, загорелая шея

Слайд 15

Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка.

Слайд 17

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Носил шаровары с лампасами; вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой Об одном думает дед — о сыне, пропавшем в войну без вести. Глаза его налились кровью и слезами (смерть сына). Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман; нянчил ненависть стариковскую, глухую.

Слайд 18

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне густо побагровел, закашлялся не ощутил ненависти, дрогнул от жалости; от слова «отец» потеплело в груди. изрубленные люди; с ужасом чувствовал, что кровно привязывается к новому Петру, а образ родного сына меркнет

Слайд 19

Уже в названии рассказа подчёркивается отсутствие кровного родства между героями. Дед Гаврила спасает чужого сына, классового врага. и это не просто акт милосердия, а настоящая отцовская любовь, высшее проявление нравственности.

Слайд 20

Родинка Продкомиссар Чужая кровь Во всех трех рассказах перед нами взаимоотношения близких людей, которых разделила, нравственно искалечила гражданская война. Спасение только в любви, милосердии. Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти. Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка. Дед Гаврила спасает чужого сына, классового врага. и это не просто акт милосердия, а настоящая отцовская любовь, высшее проявление нравственности.

Слайд 21

Шолохов — писатель, для которого творчество — по преимуществу утверждение жизни и человечности. Жан Катала. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Эссе на тему:

МИХАИЛ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
ШОЛОХОВ

ЖИЗНЬ. ТВОРЧЕСТВО. СУДЬБА

Учитель русского языка и литературы

МАОУЛицея № 88 г.Екатеринбурга

ТОЛМАЧЕВА Марина Ивановна

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ
Михаил Александрович ШОЛОХОВ
родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого района Области Войска Донского – ныне Шолоховский район Ростовской области

СТАНИЦА ВЁШЕНСКАЯ

начало 20 века

РОДИТЕЛИ

  • Отец – Александр Михайлович ШОЛОХОВ – разночинец, выходец из Рязанской губернии, был скупщиком скота, служил приказчиком, управляющим;
  • Мать – Анастасия Даниловна ЧЕРНИКОВА – полуказачка- полукрестьянка, дочь крепостного, пришедшего на Дон с Черниговщины. Была насильно выдана замуж помещицей Поповой за сына казачьего атамана Кузнецова. Впоследствии покинула супруга и ушла к Шолохову;
  • Их сын Михаил при рождении был записан на фамилию Кузнецов, только после смерти официального мужа в 1912 году родители смогли обвенчаться и Михаил получил фамилию Шолохов

РОДНЫЕ МЕСТА ПИСАТЕЛЯ
ОБРАЗОВАНИЕ

  • Домашнее обучение на хуторе Каргинском, где отец служил управляющим;
  • В 1914 году — учеба в Москве в подготовительном классе мужской гимназии;
  • С 1915 по 1918 год – гимназия города Богучара Воронежской губернии, окончил 4 класса, перед приходом в город немецких войск бросил учебу;
  • В 1921 году окончил налоговые курсы и служил продовольственным инспектором, затем участвовал в продразверстке

АРЕСТ

  • 31 августа 1922 года станичный налогоинспектор М.Шолохов был арестован и приговорен к расстрелу.
  • «Шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили…»

МОСКВА

  • Работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком;
  • Занимался самообразованием;
  • Участвовал в литературной группе «Молодая гвардия»;
  • В 1924 году опубликовал первый рассказ «Родинка»

СЕМЬЯ

  • В 1924 году обвенчался с Марией Громославской, дочерью бывшего станичного атамана;
  • 1926 – дочь Светлана;
  • 1930 – сын Александр;
  • 1935 – сын Михаил;
  • 1938 – дочь Мария

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

  • В годы войны М.А.Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», в конце войны стал полковником;
  • В 1942 году в «Правде» опубликован рассказ «Наука ненависти»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1928-1940

«ТИХИЙ ДОН»

1932-1959

1956

1942-1969

«ОНИ

СРАЖАЛИСЬ

ЗА РОДИНУ»

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ

  • В 1958 году (в седьмой раз!) на Нобелевскую премию был выдвинут Борис ПАСТЕРНАК, которого вынудили отказаться от премии;
  • В числе соискателей премии был и Михаил ШОЛОХОВ;
  • В 1964 году французский писатель Жан-Поль САРТР отказался от Нобелевской премии, возмущенный тем, что «премия не была присуждена Шолохову и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране» (роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»)

ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ

  • В 1965 году на вручении Нобелевской премии по литературе М.А.Шолохов не поклонился королю Густаву Адольфу Шестому: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом – пожалуйста, а перед королем не буду и всё…»

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • В 1966 году выступил в поддержку ареста писателей-дессидентов Синявского и Даниэля;
  • В 1973 году подписал письмо советских писателей против Солженицына и Сахарова

Общественная деятельность

  • Сталинскую премию передал в Фонд обороны (1941 г.);
  • Ленинскую премию передал Каргинскому сельсовету на строительство школы (1960 г.);
  • Нобелевскую премию передал на постройку школы в станице Вёшенской (1965 г.)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

  • До конца жизни жил в Вешенской, с 1960-х фактически отошел от литературы;
  • Увлекся охотой и рыбной ловлей;
  • Умер писатель 21 февраля 1984 года, похоронен на родине

БЛАГОДАРНЫЕ ЗЕМЛЯКИ-
–ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

ГРИГОРИЙ и АКСИНЬЯ

БЛАГОДАРНЫЕ ЗЕМЛЯКИ-
–ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

КАЗАКАМ ТИХОГО ДОНА

БЛАГОДАРНЫЕ ЗЕМЛЯКИ-
–ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

КУРГАН ШОЛОХОВА

БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ-
–ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ-
–ЛЮБИМОМУ ПИСАТЕЛЮ

ДОНСКИЕ КАЗАКИ СЕГОДНЯ
ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

«ЗА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ И ЦЕЛЬНОСТЬ ЭПОСА О ДОНСКОМ КАЗАЧЕСТВЕ В ПЕРЕЛОМНОЕ ДЛЯ РОССИИ ВРЕМЯ»

Использованные ресурсы

  • Шолохов М.А. Биография: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шолохов;
  • Шолохов М.А. Портрет: https://www.google.ru / cholohov.uvao.ru: шолохов, thCAYRWR8;
  • Шолохов М.А. Портрет: https://www.google.ru / www.zarlit.com: шолохов, 02;
  • Шолохов М.А. Портрет: https://www.google.ru/ book2.me: шолохов, 04;
  • Памятник Аксинье и Григорию: https://www.google.ru : вешенская, 00000;
  • Станица Вешенская: https://www.google.ru/pohodd.ru : вешенская, 1;
  • Произведения Шолохова М.А.: : https://www.google.ru/chtobi-pomnili.livejournal.com : шолохов, 10LU4fe8;
  • Казаки: : https://www.google.ru/russianossachs.getbb.ru : вешенская, 162;
  • Семья Шолохова М.А.: https://www.google.ru :, шолохов, 467px;
  • Памятник Шолохову в Москве: https://www.google.ru : 200px_Michail_Sholokhov;

Использованные ресурсы

11. Памятник казакам Дона : https://www.google.ru : вешенская, 05;

12. Юбилейный рубль: : https://www.google.ru :шолохов, 5110-0062-reverse;

13. Дом Шолоховых: https://www.google.ru/ naul-zever-70.laivejournal.com :вешенская, fi532

14. Карта : : https://www.google.ru/ travelrosov.ru/ veshenskaya.

М.А. Шолохов

М.А. Шолохов

М.А.Шолохов- великий русский писатель.

М.А.Шолохов- великий русский писатель.

Начало жизненного пути.  Шолохов Михаил Александрович [р. 11(24).5.1905, хутор Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского, ныне Вёшенский район Ростовской области.

Начало жизненного пути.

Шолохов Михаил Александрович [р. 11(24).5.1905, хутор Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского, ныне Вёшенский район Ростовской области.

Юность писателя.  В 1918 г., когда шла гражданская война, Шолохов оставил Богучарскую гимназию.  «С 1920 г., — пишет он в автобиографии, — служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами... и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах...» Так и познавал будущий писатель жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Юность писателя.

В 1918 г., когда шла гражданская война, Шолохов оставил Богучарскую гимназию.

«С 1920 г., — пишет он в автобиографии, — служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами… и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах…» Так и познавал будущий писатель жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Начало литературной деятельности М.А.Шолохова  Печататься он начал в 1923 г., а через несколько лет вышли его первые сборники — «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

Начало литературной деятельности М.А.Шолохова

Печататься он начал в 1923 г., а через несколько лет вышли его первые сборники — «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

«Донские рассказы»  «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит…» «Родинка» «Червоточина» «Продкомиссар» «Пастух» «Коловерть» «Жеребёнок» «Шибалково семя» И др.

«Донские рассказы»

«Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит…»

«Родинка»

«Червоточина»

«Продкомиссар»

«Пастух»

«Коловерть»

«Жеребёнок»

«Шибалково семя»

И др.

Станица Вёшенская.  В станице Вёшенской сохранился дом, в котором М.А. Шолохов жил в 30-е годы, работал над третьей, самой социально острой книгой

Станица Вёшенская.

В станице Вёшенской сохранился дом, в котором М.А. Шолохов жил в 30-е годы, работал над третьей, самой социально острой книгой «Тихого Дона», повествующей о Верхнедонском вооружённом восстании казаков 1919 года против проводимого Советской властью расказачивания.

Роман «Поднятая целина»   «Поднятая целина» (кн. 1—2, 1932— 1960; Ленинская премия, 1960) — эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история «дела», история колхоза в Гремячем.

Роман «Поднятая целина»

  «Поднятая целина» (кн. 1—2, 1932— 1960; Ленинская премия, 1960) — эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история «дела», история колхоза в Гремячем.

«Тихий Дон»

«Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» (1928 — 1940).   Действие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные величайшими событиями всемирно-исторического значения. Первая мировая война, Февральская, а затем Октябрьская социалистическая революция, гражданская война — вот основные его вехи.  Противоречива и запутанна судьба главного героя романа — Григория Мелехова. Он казак-труженик, сильный, честный человек, ищущий правду. Но не будучи в состоянии разобраться в происходящем, Григорий мечется из стана в стан.  С черной, выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. А кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнезда осевшие на лето стрепета».

Роман «Тихий Дон» (1928 — 1940).

Действие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные величайшими событиями всемирно-исторического значения. Первая мировая война, Февральская, а затем Октябрьская социалистическая революция, гражданская война — вот основные его вехи.

Противоречива и запутанна судьба главного героя романа — Григория Мелехова. Он казак-труженик, сильный, честный человек, ищущий правду. Но не будучи в состоянии разобраться в происходящем, Григорий мечется из стана в стан.

С черной, выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. А кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнезда осевшие на лето стрепета».

Иллюстрации Ю. Реброва к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Иллюстрации Ю. Реброва к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Творчество М.А.Шолохова в период Великой Отечественной войны.   Во время Великой Отечественной войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями очерки Шолохова. «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрёл рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943—44 в «Правде» и «Красной Звезде» начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант — 1969), в котором Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.

Творчество М.А.Шолохова в период Великой Отечественной войны.

  Во время Великой Отечественной войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями очерки Шолохова. «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрёл рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943—44 в «Правде» и «Красной Звезде» начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант — 1969), в котором Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.

«Судьба человека»  О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону с высоким сутуловатым человеком, глаза которого «словно присыпаны пеплом» и наполнены «неизбывной смертной тоской», с необычайной художественной силой говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)

«Судьба человека»

О своей встрече в первую послевоенную весну на Верхнем Дону с высоким сутуловатым человеком, глаза которого «словно присыпаны пеплом» и наполнены «неизбывной смертной тоской», с необычайной художественной силой говорит Шолохов в небольшом по объему рассказе «Судьба человека» (1956 г.)

Вклад М.А.Шолохова в мировое искусство   Вклад М.А.Шолохова — одного из ведущих мастеров русской литературы — в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

Вклад М.А.Шолохова в мировое искусство

  Вклад М.А.Шолохова — одного из ведущих мастеров русской литературы — в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.

Итоги жизни.  Шолохов — депутат Верховного Совета СССР 1—9-го созывов. С 1934 он член правления СП СССР. Член Всемирного Совета Мира. Почётный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов, почётный доктор права Сент-Андрусского университета. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями, иностранным орденом. Лауреат Нобелевской премии (1965).  

Итоги жизни.

Шолохов — депутат Верховного Совета СССР 1—9-го созывов. С 1934 он член правления СП СССР. Член Всемирного Совета Мира. Почётный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов, почётный доктор права Сент-Андрусского университета. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями, иностранным орденом. Лауреат Нобелевской премии (1965).

Похоронен в Вешенской.  Умер М.А.Шолохов в 1984 году в станице Вешенской, где и похоронен.

Похоронен в Вешенской.

Умер М.А.Шолохов в 1984 году в станице Вешенской, где и похоронен.


1


Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА БОРОДИНА АЛИНА, 11 «А» КЛАСС


2


Михаил Александрович Шолохов ( ) РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, АКАДЕМИК АН СССР (1939), ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА (1967, 1980), ЛАУРЕАТ СТАЛИНСКОЙ (1941), ЛЕНИНСКОЙ (1960) И НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ (1965) «Я хотел, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой.» М.А. Шолохов


3


Детство МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ РОДИЛСЯ 11 МАЯ 1905 ГОДА В ХУТОРЕ КРУЖИЛИН СТАНИЦЫ ВЁШЕНСКОЙ ДОНЕЦКОГО ОКРУГА В ТРУДОВОЙ СЕМЬЕ. ДОМ, В КОТОРОМ РОДИЛСЯ М.А.ШОЛОХОВ


4


Детство «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины». (Из автобиографии)


5


Детство По другой версии, М.А.Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но сам писатель их никогда не опровергал.


6


Родители ОТЕЦ – АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ – БЫЛ ПРИКАЗЧИКОМ, УПРАВЛЯЮЩИМ ПАРОВОЙ МЕЛЬНИЦЫ. МАТЬ – АНАСТАСИЯ ДАНИЛОВНА – ДОЧЬ КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНИНА, КОТОРЫЙ ПРИШЁЛ НА ДОН С ЧЕРНИГОВЩИНЫ. МАТЬ ШОЛОХОВА СОСТОЯЛА В ЭТО ВРЕМЯ В БРАКЕ С КУЗНЕЦОВЫМ, УЖЕ ПОЖИЛЫМ КАЗАКОМ, НО ЖИЛА В ДОМЕ ШОЛОХОВА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА, С КОТОРЫМ ОБВЕНЧАЛАСЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ МУЖА В 1912 ГОДУ. ТОГДА ЖЕ МИХАИЛ БЫЛ УСЫНОВЛЕН СВОИМ ОТЦОМ И ПОЛУЧИЛ ФАМИЛИЮ ШОЛОХОВ. Шолохов с родителями (1912)


7


Годы учебы УЧИЛСЯ ШОЛОХОВ СНАЧАЛА В ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ШКОЛЕ, А ЗАТЕМ ДО 1918 Г. В ГИМНАЗИИ, НО НЕ ЗАКОНЧИЛ ОБРАЗОВАНИЕ. В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ, А ЗАТЕМ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ ПОЛУЧИЛ ЛИШЬ ЧЕТЫРЕ КЛАССА ОБРАЗОВАНИЯ. В 15 ЛЕТ ЗАПИСАЛСЯ ДОБРОВОЛЬЦЕМ В РЯДЫ КРАСНОЙ АРМИИ. ГОДЫ УЧЁБЫ В ГИМНАЗИИ


8


20-е годы «С 1920 Г. СЛУЖИЛ И МЫКАЛСЯ ПО ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ. ДОЛГО БЫЛ ПРОДРАБОТНИКОМ. ГОНЯЛСЯ ЗА БАНДАМИ. ПРИХОДИЛОСЬ БЫВАТЬ В РАЗНЫХ ПЕРЕПЛЁТАХ. УЧАСТВОВАЛ В ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ, РАБОТАЛ УЧИТЕЛЕМ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ. ЧТОБЫ ПРОКОРМИТЬСЯ РАБОТАЛ ГРУЗЧИКОМ, РАЗНОРАБОЧИМ, КАМЕНЩИКОМ…» (ИЗ АВТОБИОГРАФИИ) Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.


9


Первая проба пера В 1923 ШОЛОХОВ ПЕЧАТАЛ ФЕЛЬЕТОНЫ, С КОНЦА 1923 РАССКАЗЫ, В КОТОРЫХ С ФЕЛЬЕТОННОГО КОМИЗМА СРАЗУ ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ НА ОСТРЫЙ ДРАМАТИЗМ, ДОХОДЯЩИЙ ДО ТРАГИЗМА. ПРИ ЭТОМ РАССКАЗЫ БЫЛИ НЕ ЛИШЕНЫ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЛОДРАМАТИЧНОСТИ. БОЛЬШИНСТВО ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОСТАВИЛО СБОРНИКИ «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ» (1925) И «ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ» (1926). ПЕРВЫЙ ФЕЛЬЕТОН «ИСПЫТАНИЕ» ЗА ПОДПИСЬЮ М.ШОЛОХ ОПУБЛИКОВАН В КОМСОМОЛЬСКОЙ ГАЗЕТЕ «ЮНОШЕСКАЯ ПРАВДА»


10


Донские рассказы МНОГИЕ ПЕРСОНАЖИ «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» ИМЕЮТ РЕАЛЬНЫХ ПРОТОТИПОВ, НО ШОЛОХОВ ПОЧТИ ВСЁ ЗАОСТРЯЕТ, ГИПЕРБОЛИЗИРУЕТ: СМЕРТЬ, КРОВЬ, ПЫТКИ, МУКИ ГОЛОДА ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАРОЧИТО НАТУРАЛИСТИЧЕСКИ. ИЗЛЮБЛЕННЫЙ СЮЖЕТ ЮНОГО ПИСАТЕЛЯ, НАЧИНАЯ С РАССКАЗА «РОДИНКА» (1923), СМЕРТЕЛЬНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ: ОТЦА И СЫНА, РОДНЫХ БРАТЬЕВ. Иллюстрация к «Донским рассказам»


11


Появление «Тихого Дона» В 1925 Г. ШОЛОХОВ НАЧАЛ БЫЛО ПРОИЗВЕДЕНИЕ О КАЗАКАХ ВО ВРЕМЯ КОРНИЛОВСКОГО МЯТЕЖА 1917 ГОДА ПОД НАЗВАНИЕМ «ТИХИЙ ДОН». ОДНАКО ЭТОТ ЗАМЫСЕЛ БЫЛ ОСТАВЛЕН, НО УЖЕ ЧЕРЕЗ ГОД ПИСАТЕЛЬ ЗАНОВО БЕРЁТСЯ ЗА «ТИХИЙ ДОН», ШИРОКО РАЗВОРАЧИВАЯ КАРТИНЫ ДОВОЕННОЙ ЖИЗНИ КАЗАЧЕСТВА И СОБЫТИЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. МОЛОДОЙ ПИСАТЕЛЬ БЫЛ ПОЛОН ЭНЕРГИИ, ОБЛАДАЛ ФЕНОМЕНАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ, МНОГО ЧИТАЛ, РАССПРАШИВАЛ КАЗАКОВ В ДОНСКИХ ХУТОРАХ О «ГЕРМАНСКОЙ» И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНАХ, А БЫТ И НРАВЫ РОДНОГО ДОНА ЗНАЛ, КАК НИКТО. ДВЕ ПЕРВЫХ КНИГИ РОМАНА-ЭПОПЕИ ВЫХОДЯТ В 1928 Г. В ЖУРНАЛЕ «КРАСНАЯ НОВЬ».


12


«Поднятая целина» СОБЫТИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ (И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ЕЙ) ЗАДЕРЖАЛИ РАБОТУ НАД РОМАНОМ-ЭПОПЕЕЙ «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА». В ПИСЬМАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ К И.В.СТАЛИНУ, ШОЛОХОВ ПЫТАЛСЯ ОТКРЫТЬ ГЛАЗА НА ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ В ДЕРЕВНЕ: ПОЛНЫЙ РАЗВАЛ ХОЗЯЙСТВА, БЕЗЗАКОНИЕ, ПЫТКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К КОЛХОЗНИКАМ. ОДНАКО САМУЮ ИДЕЮ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ОН ПРИНЯЛ И В СМЯГЧЁННОМ ВИДЕ, С БЕССПОРНЫМ СОЧУВСТВИЕМ К ГЛАВНЫМ ГЕРОЯМ-КОММУНИСТАМ, ПОКАЗАЛ НА ПРИМЕРЕ ХУТОРА ГРЕМЯЧИЙ ЛОГ В ПЕРВОЙ КНИГЕ РОМАНА «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА» (1932). ЖУРНАЛ «НОВЫЙ МИР» ОТКЛОНИЛ АВТОРСКОЕ ЗАГЛАВИЕ РОМАНА «С КРОВЬЮ И ПОТОМ». «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.


13


В годы Великой Отечественной войны В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ ПИСАТЕЛЬ СЛУЖИЛ ВОЕННЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ ГАЗЕТ «ПРАВДА», «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА», БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ РАЗГРОМА ФАШИСТОВ ПОД СТАЛИНГРАДОМ ПИСАТЕЛИ (ВТОРОЙ РЯД СЛЕВА НАПРАВО) М.ШОЛОХОВ, А.ФАДЕЕВ, Е.ПЕТРОВ, КОМАНДУЮЩИЙ ЗАПАДНЫМ ФРОНТОМ ГЕНЕРАЛ- ЛЕЙТЕНАНТ И.С.КОНЕВ (КРАЙНИЙ СЛЕВА), 1941 ГОД


14


После войны ПОСЛЕ ВОЙНЫ ШОЛОХОВ-ПУБЛИЦИСТ ОТДАЛ ЩЕДРУЮ ДАНЬ ОФИЦИОЗНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ, ОДНАКО «ОТТЕПЕЛЬ» ОТМЕТИЛ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ДОВОЛЬНО ВЫСОКОГО ДОСТОИНСТВА РАССКАЗОМ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» (1956). ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, ТИПИЧНО ШОЛОХОВСКИЙ ГЕРОЙ, ПРЕДСТАЛ В ПОДЛИННОМ И НЕ ОСОЗНАННОМ ИМ САМИМ МОРАЛЬНОМ ВЕЛИЧИИ. Иллюстрации к рассказу «Судьба человека»


15


Общественная деятельность В послевоенные годы Шолохов продолжает литературную и общественную деятельность: был членом Советского комитета защиты мира; был депутатом Верховного Совета; был академиком АН СССР; был членом Президиума Союза писателей СССР; по мотивам произведений Шолохова снимались фильмы; в 1960 г. писатель был удостоен Ленинской премии; издаётся собрание сочинений в 9 томах; в 1965 г. в Стокгольме Шолохову была вручена Нобелевская премия; принимал участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира


16


Общественная деятельность В 1965 г. в Стокгольме М.А.Шолохову была вручена Нобелевская премия «На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь…служить своим пером трудовому народу». М.А.Шолохов


17


Общественная деятельность Михаил Александрович Шолохов среди земляков


18


Последние годы жизни В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ МИХАИЛ ШОЛОХОВ РАБОТАЛ НАД РОМАНОМ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ЕЩЁ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ОСТАЛСЯ НЕЗАВЕРШЕННЫМ) В РОМАНЕ «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» ГЛУБОКО РАСКРЫТ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЯРКО ПРОЯВИВШИЙСЯ В ДНИ ТЯЖЁЛЫХ ИСПЫТАНИЙ. ГЕРОИЗМ РУССКИХ ЛЮДЕЙ В РОМАНЕ ЛИШЁН ВНЕШНЕ БЛЕСТЯЩЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАЁТ ПЕРЕД НАМИ В РАТНЫХ БУДНЯХ ТРАГИЧЕСКИ, А ПОРОЙ И КОМИЧЕСКИ. ТАКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ ПРИВОДИТ ЧИТАТЕЛЯ К ВЫВОДУ, ЧТО ГЕРОИЧЕСКОЕ НЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ПОДВИГАХ СОВЕТСКИХ СОЛДАТ, А ЧТО ВСЯ ФРОНТОВАЯ ЖИЗНЬ ПОДВИГ. Иллюстрация к роману «Они сражались за Родину»


19


Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской, что на крутом берегу тихого Дона Памятник Михаилу Шолохову в Москве

Цели и задачи урока:

  1. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение
    его творчества и общественной деятельности.
  2. Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений
    учащихся.
  3. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей
(историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и
произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и
творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.

Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых
информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в
среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве
М.А.Шолохова.

Подготовительный этап.

1. Учащиеся готовят индивидуальные задания:

  1. Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
  2. Выучить наизусть стихотворение В. Фирсова «Дом, в котором родился
    Шолохов».
  3. Сжатый пересказ произведения М.А.Шолохова «Нахалёнок».
  4. Сообщение о сборнике М.А.Шолохова «Донские рассказы».
  5. Сообщение о романе «Тихий Дон».
  6. Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Есть вечные глубины в
    «Тихом Доне».
  7. Выучить наизусть стихотворение А. Сафронова «…Пойдёшь в станицу…».
  8. Сообщение о романе «Поднятая целина».
  9. Сообщение о рассказе «Судьба человека».

2. Оформление выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

3. Презентация на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Учитель показывает слайд №1 (тема урока).

Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую
таблицу.

Учитель показывает слайд №2 (портрет писателя и
список регалий).

— Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского
писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о
значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

Учитель показывает слайд №3 и читает эпиграф к уроку.

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не
доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои
силы и способности».

М.А. Шолохов.

Звучит классическая музыка. Сообщение ученика.

— 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у
Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын
Михаил.

Учитель показывает слайд №4 (дом, в котором родился
Шолохов).

Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился
Шолохов».

Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

Сообщение ученика.


— До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего
писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После
венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова — из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии,
сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой
мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном
Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В
связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную
глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени
Г. Шелапутина.

Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного
альбома) и комментирует.

— Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия
Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания
уделяла воспитанию сына.

Сообщение ученика.

— В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую
гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к
Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына.
Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь
несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу
Каргинскую.

Учитель показывает слайд №6 (биография и творчество
писателя с 1920 по 1923 годы).

Сообщение ученика.

— В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности
среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В
1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе
группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922
года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в
станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог
поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923
году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В
следующем году – рассказ «Родника».

Учитель показывает слайд №7 (фото М. Шолохова с
женой Марией Громославской).

Сообщение ученика.

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и
женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана,
букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году
некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал
написанные им рассказы.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых
конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь»
мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок»,
«Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926),
«Червоточина (1926).

Учитель показывает слайд №8 (обложка книги
М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.

Сообщение ученика. Звучит сжатый пересказ рассказа «Нахалёнок».

Сообщение ученика.

— В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные
впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы
ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба,
место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали
знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы».

Комментарии учителя.

— Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война
изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены
кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын
казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов
показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

Сообщение ученика.

— В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал
«слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность
Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.

В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале
1926 года родилась дочь Светлана.


Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в
которой впервые был опубликован роман
«Тихий Дон» и творчество писателя в
период с 1926 по 1928 годы).

Сообщение ученика.

— В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940),
первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание
и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными
изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает
донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной
силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Сообщение ученика о романе «Тихий Дон».

Учитель показывает слайд №10 (кадры из фильма «Тихий
Дон» и картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи»).

Комментирует.

— На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в
1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный
фильм, заслуживший всенародное признание.

Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.

В левом нижнем углу картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и
Натальи».

Звучат стихи.


Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет,
Как в первый раз, придет к нему, и вот-
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони,
Святая жажда правды сердце жжет.

Анатолий Софронов.

… Пойдешь в станицу – на горе она,
Спешат в сельпо казачки в полушалках.
Все незнакомые, и это жалко …
Узнать бы мне прохожих имена.
Хотелось бы немедля угадать:
В бордовой кофте или в кофте синей
Мелькнула за левадою Аксинья,
И сколько лет ей можно нынче дать?
Светлеет небо к полудню, и ясней
Станица вся приподнята на взгорье,
А голубое в зелени подворье
Как бы взлетело голубем над ней.

Учитель показывает слайд №11 (обложка книги М.А.
Шолохова «Поднятая целина» и кадры из экранизации этого
романа)
.

Сообщение ученика.

— Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает
работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и
кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922);
«Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе
в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Комментарии учителя.

— Роман «Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году
режиссёром Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.

Сообщение ученика о романе «Поднятая целина».

Учитель показывает слайд №12 (фото Шолохова на фронте
и биография писателя с 1941 по 1944 годы).

Сообщение ученика.

— В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной

(Сталинской) премией 1 степени.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом
«Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На
Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных
изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за
Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и
эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».

Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой
жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв
позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Учитель показывает слайд №13 (обложка книги «Судьба
человека» и годы публикации этого рассказа).

Сообщение ученика.

— Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в
литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны –
историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из
жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить
человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю
показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.


Учитель показывает слайд №14
(
кадры из фильма «Судьба человека»).
Комментирует.


— Перед вами кадры из фильма «Судьба человека», который был снят режиссёром
Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей
Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин.

Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Сообщение ученика о рассказе «Судьба человека».

Учитель показывает слайд №15 (вручение М.А.Шолохову
Нобелевской премии).

Сообщение ученика.


— В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена
Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице
Каргинской.

В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий
Дон».

Комментарии учителя.

— Шведский Король Густав VI Адольф вручает М.А.Шолохову Нобелевскую премию.

Учитель показывает слайд №16 (диплом Нобелевской
премии). Комментирует.


— А так выглядит диплом Нобелевской премии.

За что же была присуждена эта премия? «За художественную силу и правдивость,
которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского
народа».

Ответные слова Шолохова:

«Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает
чувство радости оттого, что я хоть в какой-то мере способствую прославлению
своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

Учитель показывает слайд №17 (биография писателя с
1967 по 1969годы) и комментирует.

Учитель показывает слайд №18 (могила писателя).

Сообщение ученика.

— 21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской
и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год
смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник

М.А. Шолохова.

Заключительное слово учителя, показ слайда №19 (слова
Константина Федина)
.

— Урок о жизни и творчестве Михаила Александровича
Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в
честь 60-летия Михаила Александровича.

«Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его
произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги
показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…» (К. Федин).

Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого
современника.

3. Беседа. Просмотр выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

4. Домашнее задание.

a. Определить жанр романа «Тихий Дон».
b. Какие семьи находятся в центре повествования?
c. Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?
d. Сообщение по истории казачества (индивидуальное задание).

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

Список литературы:

  • Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2, выпуск 3. «Михаил
    Александрович Шолохов (1905 – 1984). К 100-летию со дня рождения». Выставка
    в школьной библиотеке. Москва «Школьная библиотека», 2005.
    Автор-составитель: Московская М.В.. При участии Монаховой О.П.. Использованы
    материалы Вешенского музея-заповедника. Текстовая часть папки стр.1-5.
    Портреты.
  • Методические рекомендации к альбому «Михаил Александрович Шолохов».
  • С.Н. Громцева, Т.Ф. Курдюмова. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для
    учителя. Москва. Просвещение, 1982.
  •  Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2
    полугодие. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и
    дополненное. Москва «ВАКО», 2003. Стр. 85-86, 89-90.

Презентацию на тему «М.А. Шолохов»
(11 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 22 слайд(ов).

Михаил Александрович Шолохов (1905- 1984). Творческий путь писателя. Машинистова И.А

Слайд 1

Михаил Александрович Шолохов (1905- 1984)

Творческий путь писателя. Машинистова И.А

Детство. Юность. Внебрачный сын украинки, жены донского казака А. Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А. М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии,

Слайд 2

Детство. Юность

Внебрачный сын украинки, жены донского казака А. Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А. М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».

Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных — «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству и принял сторону победившей силы – встал на сторону красных.

В 1920—1922 годах жил с семьёй в станице Каргинской. Участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, служил в станичном ревкоме. В 1922 году, во время работы по продразверстке, М. А. Шолохов был приговорен к расстрелу, причем красными. — Два дня ждал смерти… А п

Слайд 3

В 1920—1922 годах жил с семьёй в станице Каргинской. Участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, служил в станичном ревкоме. В 1922 году, во время работы по продразверстке, М. А. Шолохов был приговорен к расстрелу, причем красными. — Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили…».

Заседание ячейки

Москва. В октябре 1922 года М. А. Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Занимался самообразованием, принимал участие

Слайд 4

Москва

В октябре 1922 года М. А. Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». Вступил в ВЛКСМ.

В начале писательского пути. Сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926) посвящены теме Гражданской войны. Излюбленный сюжет молодого писателя, начиная с «Родинки» (1923), — смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Слайд 5

В начале писательского пути

Сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926) посвящены теме Гражданской войны. Излюбленный сюжет молодого писателя, начиная с «Родинки» (1923), — смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Время появления «Тихого Дона». В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины

Слайд 6

Время появления «Тихого Дона»

В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны.

Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи книги.

Роман «Тихий Дон». Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

Слайд 7

Роман «Тихий Дон»

Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

«Поднятая целина». События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И. В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллектив

Слайд 8

«Поднятая целина»

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И. В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам.

Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением

Семья. В декабре 1923г. М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем — в станицу Букановскую. В 1924г. женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. После возвращения в Каргинскую у Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), В последующие годы в семье появились сыновья Але

Слайд 9

Семья

В декабре 1923г. М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем — в станицу Букановскую. В 1924г. женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. После возвращения в Каргинскую у Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), В последующие годы в семье появились сыновья Александр, Михаил и дочь Мария.

фотография 1943г.

Заканчивая «Тихий Дон». Успех «Поднятой целины» прямо или косвенно помог Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года.

Слайд 10

Заканчивая «Тихий Дон»

Успех «Поднятой целины» прямо или косвенно помог Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года.

Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю. В двух последних книгах «Тихого Дона» появилось много публицистических, пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих

Слайд 11

Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю. В двух последних книгах «Тихого Дона» появилось много публицистических, пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи.

«Тихий Дон». В 1938 г. М.Шолохов чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, но нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории. Роман был лично прочитан И.В.Сталиным и одобрен им к печати.

Слайд 12

«Тихий Дон»

В 1938 г. М.Шолохов чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, но нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории. Роман был лично прочитан И.В.Сталиным и одобрен им к печати.

В годы войны и после нее. В 1941-45 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков и рассказ «Наука ненависти». После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом

Слайд 13

В годы войны и после нее

В 1941-45 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков и рассказ «Наука ненависти». После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства — рассказом «Судьба человека» (1956).

«Судьба человека». С.Бондарчук в роли Андрея Соколова

Слайд 14

«Судьба человека». С.Бондарчук в роли Андрея Соколова

Нобелевская премия. В 1965 М.А.Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе. Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР.

Слайд 15

Нобелевская премия

В 1965 М.А.Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе. Шолохов — единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР.

Свидетельство о вручении Нобелевской премии Шолохову

Слайд 16

Свидетельство о вручении Нобелевской премии Шолохову

«Они сражались за родину». Пётр Лопахин (Василий Шукшин). Роман М.А.Шолхова «Они сражались за родину», который создавался после войны, закончен не был. Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 г, успеха не имела.

Слайд 17

«Они сражались за родину». Пётр Лопахин (Василий Шукшин)

Роман М.А.Шолхова «Они сражались за родину», который создавался после войны, закончен не был. Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 г, успеха не имела.

Выступление на XXIII съезде КПСС. В 1966г. выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о процессе Синявского и Даниэля. Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после этого с выступления с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом А.

Слайд 18

Выступление на XXIII съезде КПСС

В 1966г. выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о процессе Синявского и Даниэля. Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после этого с выступления с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

Последние годы. До конца дней жил в своём доме в Вёшенской. Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской.

Слайд 19

Последние годы

До конца дней жил в своём доме в Вёшенской. Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую — на постройку школы в Вёшенской.

Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960г. фактически отошёл от литературы. Писатель умер от рака горла 21 февраля 1984года.

Слайд 20

Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960г. фактически отошёл от литературы. Писатель умер от рака горла 21 февраля 1984года.

Мемориальный музей Шолохова на хуторе Кружилине

Слайд 21

Мемориальный музей Шолохова на хуторе Кружилине

Григорий Мелехов и Аксинья

Слайд 22

Григорий Мелехов и Аксинья

  • Люди которые помнят свои прошлые жизни рассказы
  • Ляпы школьных сочинений по литературе
  • Люди которые побывали в будущем их рассказы
  • Ляп да ляп как пишется
  • Лютый зверь в какой сказке