М е салтыков щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки потому что

Tестовые задания по творчеству

М.Е. Салтыкова – Щедрина

I уровень.

1. Какая из приведенных ниже сказок не принадлежит М.Е.
Салтыкову-Щедрину?

         а)
«Карась-идеалист»

         б)
«Премудрый пискарь»

         в) «Три
медведя»

         г)
«Медведь на воеводстве»

2. Из какой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина приведен следующий отрывок:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…, жил, и, на свет
глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и
земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое,
белое и рассыпчатое»?

         а)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

         б)
«Премудрый пискарь»

         в) «Дикий
помещик»

         г)
«Медведь на воеводстве»

3. Не является произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина:

         а)
«Пошехонская старина»

         б)
«Богатырь»

         в) «Обрыв»

         г)
«Господа Головлевы»

4. Найдите ошибку в названии сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина:

         а) «Орел
на воеводстве»

         б)
«Ворон-челобитчик»

         в)
«Карась-идеалист»

         г)
«Самоотверженный заяц»

5. Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

         а)
«Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и
состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали,
кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»    

         б) «И
вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней
перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не
было. Скорее всего – сам умер…»

         в) «Прошла
слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не
надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же
образом жить?»

‘                   
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»

‘                   
«Богатырь»

‘                   
«Премудрый пискарь»

6. Подберите из
правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок
Салтыкова-Щедрина  были восстановлены:

а) « … на
воеводстве»

орел

б) «… –
меценат»

медведь

в) «… –
идеалист»

заяц

г) «… –
челобитчик»

карась

д)
«Самоотверженный …»

ворон

7. Главным «оружием» писателя является:

         а) реальное
изображение действительности

         б) смех

         в) яркое
изображение характеров

         г)
революционность

8. М.Е. Салтыков-Щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки,
прежде всего, потому, что:

         а)
стремился приблизить литературу к народу

         б) очерк,
фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

         в) сказка
– аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и
решить самые сложные, а порой и запретные проблемы

         г) герои
народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью

9. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

         а)
чиновничество

         б)
аристократия

         в)
интеллигенция

         г)
самодержавие

10. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде («Дикий
помещик»)?

         «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и
морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы
до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как
железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках
и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть
самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить
членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее
между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.»

         а)
метафора

         б)
аллегория

         в) гротеск

         г)
гипербола

II уровень.

1.      Кто из сказочных персонажей «жил – дрожал и умирал – дрожал»?

2.      Кто автор произведений «История одного города», «Коняга», «Дикий
помещик»?

3.      Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Смотри, сынок,
коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»?

4.      Назовите основные темы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

5.      Назовите подзаголовок сборника сказок Салтыкова-Щедрина.

6.      Какое произведение автор напечатал под псевдонимом «Н. Щедрин»?

7.      О каком произведении идет речь: это «история, содержанием которой
является беспрерывный испуг», история, которая сводится к тому, что
«градоначальники секут, а обыватели трепещут»?

8.     
Какой роман автор назвал «эпизодами из жизни одной
семьи»?

III уровень.

         Напишите
развернутый ответ на выбранный вами вопрос.

1.      Какие художественные приемы наиболее часто использовал М.Е.
Салтыков-Щедрин в своих сказках?

2.      На примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
покажите, как комическое выявляет идеал автора.

3.      Чем можно объяснить обращение Щедрина к жанру сказки? Какие возможности
перед ним как художником открывал этот жанр?

4.      Что сближает сказки Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?

5.     
Какой важный нравственный урок содержит сказка
«Премудрый пискарь»?

Ответы:

1в;     2в;     3в;     4а;

5 а – «Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил»

   б – «Премудрый
пискарь»

   в – «Богатырь»

6 а – «Медведь на
воеводстве»

   б –
«Орел-меценат»

   в –
«Карась-идеалист»

   г –
«Ворон-челобитчик»

   д – «Самоотверженный
заяц»

7б;    8в;     9г;     10в.


Вопрос №
1

Укажите верное определение гротеска.

вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки
одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической Форме ужасное смешное, безобразное и возвышенное
способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека
переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту


Вопрос №
2

В рамках какой литературной программы развивалось раннее творчество М.Е.Салтыкова- Щедрина?

мистический романтизм
«искусство для искусства»
«натуральная школа»
ЛЕФ


Вопрос №
3

Под каким произведением писателя впервые появился псевдоним»Н.Щедрин»?

«Пошехонская старина»
«Помпадуры и помпадурши»
«Сказки для детей изрядного возраста»
«Губернские очерки»


Вопрос №
4

Кто из сказочных персонажей «жил — дрожал и умирал — дрожал»?

ворон-челобитчик
коняга
премудрый пискарь
здравомысленный заяц


Вопрос №
5

Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина — это…

взаимоотношения народа и власти
показ отдельных пороков людей
недостатки в человеческих взаимоотношениях
человек и Вселенная


Вопрос №
6

Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным.

«Три медведя»
«Медведь на воеводстве»
«Волк и ягненок»
«Орел-меценат»


Вопрос №
7

В 1878-1884 гг. М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала:

«Современник»
«Эпоха»
«Время»
«Отечественные записки»


Вопрос №
8

Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина — это…

импрессионизм
юмор
реалистический гротеск
символизм


Вопрос №
9

Кому из литературных героев принадлежит афоризм «Смотри, сынок, коли хочешь жуировать. Так гляди в оба!»?

отец Молчалина
старый пискарь
здравомысленный заяц
отец Чичикова


Вопрос №
10

Образ Порфирия (Иудушки) Головлева, главного героя романа «Господа Головлевы», символизирует:

нежность и любовь к родителям
святость семейных уз
людское лицемерие и ханжество
деспотизм и грубость


Вопрос №
11

Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:

усиливает комический эффект
обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их
усложняет образы сказочных героев


Вопрос №
12

М.Е.Салтыков-Щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки, потому что:

стремился приблизить литературу к народу
очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
сказка — аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставит и решить самые сложные, а порой и запретные, проблемы
герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью


Вопрос №
13

Определите жанр «Истории одного города».

роман
историческая хроника
пародия на летопись
историческая повесть


Вопрос №
14

В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

чиновничество
аристократия
интеллигенция
самодержавие


Вопрос №
15

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина о животных близки к такому литературному жанру, как

басня
газетный фельетон
фантастический рассказ
легенда

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      krystalhuynh678

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    найдите значение a при котором прямая y = ax -3 проходит через точку пересечения прямых: 4x-3y=-1 и x-5y=4

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Добрый вечер! Буду благодарна за решение!

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Как решить 2*2?

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Решите 2 уравнения пожалуйста

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    Тут еще пример по алгебре, помогите решить, срочно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаСказки Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин создавал свои произведения в такой период историческою развития России, когда в русском обществе произошли значительные перемены, стали отчетливо видны последствия крестьянской реформы 1861 года.

Салтыков-Щедрин создает сатирические произведения, чтобы показать, что реформы не доведены до конца, положение угнетенных крестьян не претерпело существенных изменений; он высмеивает порядки, на основе которых существует российское общество.

Итогом его творчества стали сказки, созданные в 1882-1886 годах. В них автор эзоповым языком продолжает развивать свои излюбленные темы, которые он затрагивал и в других произведениях, таких как «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина».

Он обличает самодержавие и бюрократизм, трусость и политическую несостоятельность русского либерализма, паразитизм правящих сословий, пассивность народных масс, обывательщину.

Особенностями сказок Салтыкова-Щедрина являются басенное начало, некая фантастическая призрачность происходящего, аллегории, иносказания, неожиданные переходы от реальности к нереальности, гротескная заостренность, а также политическая острота, целеустремленность и реализм фантастики.

Обладая мощными народными «корнями», восходя к традициям народной сказки, щедринская сказка вместе с тем не является подражанием образцам народного творчества. Она вообще не подчиняется никаким строгим правилам жанра и, подобно другим произведениям сатирика, дерзко нарушает их.

Отказываясь от внешнего правдоподобия, автор добивается особого комического эффекта на стыке традиционных сказочных приемов и вполне реалистических, даже будничных деталей современной ему жизни людей.

Так, поведав в сказке «Медведь на воеводстве», как Топтыгин 1-й случайно чижика съел, автор говорит: «Все равно, как если б кто бедного крохотного гимназиста педагогическими мерами до самоубийства довел».

Совет

Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни Крылова, на традиции западноевропейской басни. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальность, злободневная политическая действительность и вымысел.

По своей форме и стилю Сказки Салтыкова-Щедрина связаны с традициями русского фольклора. Автор использует традиционные формулы, часто встречающиеся в народных сказках — «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению», «в некотором царстве, в некотором государстве».

Форма сказки используется автором для сатирического обличения. Все Сказки Салтыкова-Щедрина аллегоричны, то есть через отношения между представителями мира животных отражены классовые взаимоотношения людей. Автор использует прием аллегории как средство создания образов.

Сказки Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противопоставлены две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ в сказках представлен в образах беззащитных и добрых зверей и птиц (а часто просто под именем «мужик»), а эксплуататоры — в образах хищников.

Фантастика щедринских сказок реальна, она несет в себе обобщенное политическое содержание, обладает сатирической направленностью. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» она служит главным средством выражения сатирического негодования автора в адрес помещиков.

Писатель использует прием гиперболы, чтобы показать глупость и невежество представителей правящего сословия, которые всю жизнь были твердо уверены в том, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Этот же прием используется автором, чтобы показать, что представитель класса угнетенных необходим генералам, без него они бы совсем пропали; он может найти выход из самою отчаянного положения: «До того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Сатира Салтыкова-Щедрина насыщена публицистическим содержанием, автор стремится представить реальную действительность в предельно контрастном освещении.

Главным способом изображения в его творчестве становится реалистический гротеск, то есть контрастное преувеличение, придающее образам условный, неправдоподобный, нередко фантастиче- Ский характер.

Обратите внимание

При использовании этого приема образ часто выводится за пределы допустимого правдоподобия.

Но у Салтыкова-Щедрина Любое преувеличение представляется реалистически мотивированным, его фантастика является средством выявления скрытых, потенциальных возможностей персонажа в неожиданных ситуациях.

Важной особенностью сатирической типизации у Салтыкова-Щедрина является умение создавать обобщенные, собирательные образы, отражающие социальную психологию определенных групп людей. Например, «премудрый пискарь», герой одноименной сказки, олицетворяет собой бескрылую и пошлую обывательщину.

Смыслом жизни его, жизни «просвещенного, умеренно-либерального» труса, было самосохранение, уход от столкновений и борьбы, поэтому он и дожил до глубокой старости. Но эта жизнь состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру: «Он жил и дрожал — только и всего».

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки.

Например, «неловко барашку без ярочки» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «жизнь прожить — не то что мутовку облизать» («Премудрый пискарь»), «приедет майор, тогда мы и узнаем, как кузькину тещу зовут» («Медведь на воеводстве»).

Сказки вобрали в себя многолетние наблюдения и размышления Щедрина, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступной форме.

На нескольких страницах он умело раскрывал суть общественных отношений («Как один мужик двух генералов прокормил»), рассказывал о многих событиях, с жестокой закономерностью повторявшихся в истории России (о злоключениях культуры и просвещения — в сказке «Орел-меценат»), характеризовал идейные течения эпохи («Карась-идеалист», «Либерал»).

Источник: https://historylib.net/osobennosti-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина

«Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова. Щедрина» Выполнила: Милованова Анастасия ученица 8 «В» класса МБОУ СОШ № 183

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. 2/6/2018 2

Цель: выявить художественные особенности сборника сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста» Задачи: 1) Проанализировать, как формировались политические взгляды М. Е.

Салтыкова-Щедрина идейно- 2) Проследить историю создания сборника «Сказки для детей изрядного возраста» М. Е.

Важно

Салтыкова-Щедрина 3) Проанализировав несколько сказок щедринского цикла, выявить их художественные и идеологические особенности 4) Проследить, насколько актуальны проблемы, поставленные автором в сказках, в современном обществе 2/6/2018 3

“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” «Медведь на воеводстве» 2/6/2018 «Премудрый пескарь» «Дикий помещик» 4

Целый ряд причин побудил Салтыкова. Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

В сложном содержании сказок Салтыкова. Щедрина можно выделить основные темы: 1. Тема власти: ее антинародного характера ( «Медведь на воеводстве» ), взаимоотношений власти и народа ( «Богатырь» , «Дикий помещик» , «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ) 2.

Сочинения Далее

Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки. «Конь бежит — земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать». Очень сближает сказки Щедрина с народными традиционный прием повторения. Автор сознательно подчеркивает в каждом персонаже какую-то одну черту, что также характерно для фольклора.

Но, тем не менее, Салтыков-Щедрин не копировал структуру народной сказки, а внес в нее свое, новое. Прежде всего, это появление образа автора. За маской наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика. Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина отношение к мужику неоднозначно. Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». Мужик показал себя молодцом: все умеет, даже суп в пригоршне сварит. И в то же время покорно исполняет приказ генералов: сам вьет для себя веревку, чтоб не убежал!

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Так, в сказке «Медведь на воеводстве» сразу бросаются в глаза грубость и невежество высшей власти, враждебное отношение к образованию. Очередной Топтыгин, прибыв на воеводство, хочет найти какой-нибудь институт, чтобы его «спалить». Главным мудрецом и советником Льва писатель делает Осла, — воплощение тупости и упрямства. Поэтому в лесу царят насилие и хаос.

Используя гиперболу, Щедрин делает образы необычайно яркими, запоминающимися. Дикий помещик, все время мечтавший избавиться от несносных мужиков, от их холопьего духа, наконец-то остался один-одинешенек. И… одичал: «Весь он… оброс волосами.., а когти у пего сделались как железные». И становится ясно: все держится на труде народа.

В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех «перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил — дрожал, умирал — дрожал».

В галерее образов Салтыкова-Щедрина и интеллигент-мечтатель («Карась-идеалист»), и самодержец, разыгрывающий роль мецената («Орел-меценат»), и никчемные генералы, и покорный «самоотверженный заяц», надеющийся на милость «хищников» (вот еще одна сторона рабской психологии!), и многие другие, отразившие историческую эпоху, с ее социальным злом и демократическими идеями.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме.

Таким образом, фантастика народной сказки органически сочетается у Щедрина с реалистическим изображением действительности. Крайнее преувеличение в описании героев и ситуаций дает возможность сатирику заострить внимание на опасных сторонах жизни русского общества.

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.

Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и Н. А. Некрасов. М. Е. Салтыков-Щедрин взял за основу одного из лучших своих сатирических циклов сказку, самый, пожалуй, любимый народом жанр. Оружием М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда была сатира. На завершающем этапе своего творчества, в период с 1883 по 1886 год, он решает подвести итог своим размышлениям о российской действительности. В ту пору из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Салтыков-Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка. Цензура пропустила сказки великого сатирика, не сумев понять их назначения, обличающую силу, вызов существующему порядку.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Многие исследователи отмечали, что элементы традиции в них тщательно переработаны, а потому, вобрав в себя элементы сказки народной и литературной, они стали оригинальнейшим произведением, в котором воплотилось мастерское владение сатирическими приемами, характерное для всего творчества писателя.
Для написания сказок автор использовал такие литературные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель был вынужден использовать самые разнообразные приемы.
Постараемся рассмотреть особенности жанра сказки писателя на примере нескольких его произведений. В “Диком помещике” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применена гипербола. Кажущийся сначала культурным человек, помещик, превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” автором использованы и гипербола и гротеск. Читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на закабаленность русского мужика. Аллегорична сказка “Премудрый пескарь”. Мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. “Премудрый пескарь” постоянно сидит взаперти, пугаясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? — Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Так и обыватель в какой-то момент осознает, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
М. Е. Салтыков-Щедрин постоянно стремится к совершенствованию своей иносказательной манеры, старается сделать произведения максимально доступными читателю. А потому часто прибегает к тем художественным приемам, которые характерны для народных сказок. У него можно встретить традиционные сказочные зачины, такие, как “Жил-был…”, характерные присказки, например “по щучьему веленью, по моему хотенью”. Характерна и стилистика образов. Хозяева жизни у М. Е. Салтыкова-Щедрина представлены в образах хищников: медведей, орлов, волков.
Можно ничего не добавлять — отношение автора к этим персонажам понятно. Однако в том, что касается выбора сравнений с животными, писатель опирается и на традицию русской басни. Скрытое социальное значение образа может быть подчеркнуто, усилено непосредственным намеком автора: говоря о том, как Топтыгин съедает чижика, писатель уточняет: “…все равно, как если б кто крохотного гимназистика до самоубийства довел”. Действующие в сказках животные нередко оказываются прочно вписаны в реальную российскую жизнь. К примеру, зайцы у М. Е. Салтыкова-Щедрина изучают статистические таблицы, изданные министерством внутренних дел. В самом тоне повествования сквозит глубочайшая авторская ирония, которая не щадит ни угнетателей, ни их жертв. Вспомним хотя бы мужика, который “самым нахальным образом уклонялся от работы”, но, когда потребовалось, сам свил для себя веревку.
М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Он видит его бесправие, но может лишь удивляться вековому терпению. Он сочувствует интеллигенции, но понимает, что она далека от истинных путей борьбы. Он высмеивает обывателя, с гневом говорит о чиновниках. Фантастика и реальность в его произведениях тесно связаны, но в целом цикл “Сказки” дает нам полную и точную картину современной писателю действительности. Но не простое описание считал своей задачей автор. Истинная его цель — найти путь к сердцам читателей, заставить их задуматься о том, что происходит вокруг и, быть может, найти в книге ответы на многие вопросы, которые ставила жизнь. И мне кажется, что для таких целей жанр сказки подходит лучше многих других.

  • М горький старуха изергиль аргумент для итогового сочинения
  • М горький сказка про иванушку дурачка текст
  • М горький ранние рассказы старуха изергиль противопоставление данко и ларры
  • М горький итальянские сказки
  • М горький жизнь творчество личность ранние романтические рассказы м горького урок в 11 классе