М к азадовский восточносибирские сказки

От составителя

Настоящий сборник является первой публикацией из намеченной серии работ студентов-словесников Иркутского Университета. Публикуемый том отражает научно-краеведческие интересы учащихся, следующие выпуски — если их удастся осуществить — будут посвящены вопросам методологии и поэтики, а также общей истории русской литературы.

Мы остановились для первого выпуска на работах в области устного творчества русско-сибирского населения по следующим основаниям: во-первых, интересы в этой области особенно интенсивны среди нашего студенчества; во-вторых, здесь тесно сплетены чисто научные проблемы с проблемами краеведческого характера; в-третьих, материал, собранный студентами, представляет собою значительную научную ценность и важен не только как показатель научно-исследовательской работы учащихся, но и как крупный вклад в русскую фольклористику.

Русско-сибирская сказка, несмотря на свою богатую сохранность и исключительную, высокую художественную ценность, до сих пор еще и мало собрана, и мало изучена. Вся ее библиография и история изучения легко уложились бы в нескольких строках. Так, на всем протяжении XIX века мы имеем только разрозненные записи и случайные публикации. Первый специальный сборник великорусских сказок из Сибири появляется только в 1902 году. Это — известный и памятный в сибирской фольклористике сборник Красноярского Отдела Географического Общества, вышедший под редакцией А. В. Андрианова, но задуманный и организованный Г. Н. Потаниным.

В 1906 году вышел второй том этого сборника, — и этим надолго оборвалось систематическое издание и изучение этого важнейшего вида памятников устного творчества в Сибири. После 1906 года вновь появляются только случайные, не систематические публикации (Б. Г. Герасимова — с Алтая, А. А. Макаренко и М. В. Красноженовой — из Енисейской губ. и нек. др.).

Но почин, сделанный Г. Н. Потаниным, все же сыграл огромную роль, если не в деле обнародования текстов, то во всяком случае, в деле собирания — и по сейчас еще в архивах научных организаций и на руках у частных лиц хранится немалое количество сказочных текстов, собранных, по большей части, в первые десятилетия XX века (например, записи Г. С. Виноградова, Б. Г. Герасимова, А. А. Савельева; много записей осталось от недавно скончавшегося этнографа-собирателя, П. А. Городцова и др.).

В 1918 году вышло двухтомное собрание сказок из архива Русского Географического Общества (в Ленинграде), — среди опубликованного материала 67 №№ падает на долю Сибири, преимущественно на Тобольскую и Енисейскую губернии. 

February 4 2011, 00:07

Category:

  • Литература
  • Cancel

Сказки Азадовского

    

Эти сказки я в детстве считал уж совсем волшебными — из-за картинок и ещё более из-за того, что язык был вроде как и русский, но странный и местами совсем непонятный; совсем как в другом сборнике, вызывавшем аналогичные чувства — у Бажова.

Русская сказка. Избранные мастера: В 2 т. / Ред. и комм. М. К. Азадовского. — [М.; Л.]: Academia, 1932

Это было одно из первых по-настоящему научных больших изданий сказок на русском языке. С мощным аппаратом — огромным предисловием, обширными комментариями, вариантами, подробными справками о сказителях, глоссарием и т.д., с добросовестной фиксацией всех диалектных особенностей. Из-за густых диалектизмов и возникало ощущение «волшебного языка».


И вся эта научность очень занятно сочеталась с оформлением. Иллюстраций в этом малоформатном двухтомнике было множество, и очень разных. Портреты сказителей:

Репродукции лубочных картинок и книжек:


А вокруг всего этого — заставки, инициалы, концовки и прочее оформление П.А.Шиллинговского, такие добротные современные гравюры.



По жанрам подборка была разнообразной — и классические волшебные сказки, вроде «По щучьему веленью» и «Деревянного орла», и плутовские анекдоты про попов и неверных жён, и даже «Исторический роман «Дом терпимости», сочинение Гоголя»

При этом персонажи плавали на пароходах и «выставляли свои кандидатуры» на поединки, что добавляло колориту и языку, и описываемому миру.

«Сделали ей гроб и стали ее обмывать и другу одежду надевать. Как стару одежду скинули, так она стала жива. Они ее нарядили, снова ее окрестили и с ним обвенчали. Стали они жить да быть, худо проживать, а добро наживать. Долго ли мало ли пожили, ей захотелось на родину побывать; стала она его к родным звать. Ему ехать нельзя; она стала проситься. Он отпустил, посадил ее на прохо́д [пароход] и дал ей провожатого. Ехали, ехали провожатый стал ее притеснять к худому делу, чтобы сделать сѝни минякѝ, а то давай сделаем шу̀л да гинѐ. Она не соглашалась. Пристали они на пристань; она и говорит: «Я больно до вѐтру хочу». Ушла да ушла. Ушла в лес — хвать: ее нет! Провожатый ну искать; говорит хозяину прохо̀да: «Стой! Царица пропала!» Хозяин спрашивает: «Куды же она делась?» — «Вот тут-то», говорит: «ушла до ветру».
Народу на прохо́де было несколько; пошли по лесу искать. А она нашла превеличающее дуплё и залезла в него. Много раз они мимо проходили, а не нашли. Тем и дело кончилось.» («Спящая девица»)

И так далее…

Весь сборник (хоть и без картинок) можно читать здесь

  • Главная
  • Книги
  • Восточносибирские сказки. Том 13

Восточносибирские сказки. Том 13

  • Добавить цитату
  • Добавить тест
  • Сейчас читаю
  • Добавить в подборку
  • Читать позднее
  • Написать рецензию
  • Поделиться в соцсетях
  • Правообладателям
  • Сообщить об ошибке

Автор - Марк Азадовский

Описание книги

В сказочный сборник крупнейшего фольклориста советских лет проф. М.К.Азадовского включены: «Сказки Верхнеленского края», записанные им лично близ Байкала по поручению РГО в предреволюционные годы и опубликованные в двух частях — в 1925 и 1928 гг., Книга «Восточносибирские сказки. Том 13» автора Марк Азадовский оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания….

В сказочный сборник крупнейшего фольклориста советских лет проф. М.К.Азадовского включены: «Сказки Верхнеленского края», записанные им лично близ Байкала по поручению РГО в предреволюционные годы и опубликованные в двух частях — в 1925 и 1928 гг., Книга «Восточносибирские сказки. Том 13» автора Марк Азадовский оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

  • Просмотров: 244
  • Рецензий: 0

Эта книга еще не добавлена в подборки

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи

КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ

Посмотрите еще

Сказки, рассказанные в октябре

Сказки, рассказанные в октябре

В книгу вошли 7 легенд:

1. Классический сюжет о Святом Патрике и последнем змее. Это чрезвычайно популярная в Ирландии история, которую рассказывают детям на воскресных уроках катехизиса или в ходе экскурсий по озерам Килларни. Хотелось начать цикл рассказывания с чего-то достаточно простого с точки зрения сюжетной коллизии, но в то же время и сразу берущего аудиторию за душу.
2. Не мене…

Скандинавские мифы для детей

Скандинавские мифы для детей

«Скандинавские мифы для детей» – это увлекательные рассказы: о любви и зависти, о дружбе и хитрости, об эпических сражениях и путешествиях. И, конечно, о персонажах, которые у всех на слуху: о мудром Одине, отце всех богов, о могучем Торе и его несокрушимом молоте, о коварном Локи, мастере обмана, об ужасной Хель, королеве мёртвых, о чудовищном волке Фенрире и многих, многих других. Книга познаком…

Художественная литература

8.0


0

Древний Египет. Сказания. Притчи

Древний Египет. Сказания. Притчи

До нас дошла лишь незначительная доля произведений некогда богатой и разнообразной литературы Древнего Египта. Она возникла на тысячелетия раньше, чем «Илиада» и «Одиссея» и многие произведения художественного творчества народов Индии и Китая. Почти 4000 лет назад была записана легенда о «Потерпевшем кораблекрушение». Другие тексты, например «Фараон Хуфу и чародеи», записаны, правда, несколько поз…

Мифы Древней Греции

Мифы Древней Греции

В книгу включены литературно пересказанные наиболее известные мифы и сказания о богах и героях древнегреческой мифологии.

Крылатые слова и выражения, притчи, байки, поверия русского народа

Крылатые слова и выражения, притчи, байки, поверия русского народа

Где это – у чёрта на куличках? Как каша может сама себя хвалить? Почему на воре шапка горит? Как выглядит долгий ящик? Кто такие казанские сироты? Кого можно заткнуть за пояс? Что это за баклуши, которые бьют, просак, в который попадают, и канитель, которую тянут?Об этих и других общеупотребительных образных выражениях русского языка повествуют ярко написанные очерки известного этнографа, знатока …

Бермудский треугольник

Бермудский треугольник

В предлагаемой вниманию читателей книге рассматриваются загадки Бермудского треугольника — обширной территории в западной части Атлантического океана, где очень часто происходят труднообъяснимые катастрофы кораблей и самолетов. Автор рассматривает наиболее интересные гипотезы, связанные с этой проблемой.
Книга предназначена для широкого круга читателей, которые интересуются таинственными и загадо…

Сказания мифы легенды

7.0


0

Детский курс античной мифологии

Детский курс античной мифологии

Книга о богах и чудовищах, аргонавтах, мифах и обо всем, что связано с античной мифологией для детей среднего школьного возраста.

Коми народный эпос

Коми народный эпос

Очередной том серии «Эпос народов СССР» впервые публикует образцы устного эпического искусства народов коми.
Выявляется разностадиальность культурных пластов в ижмо-колвинском эпосе и в эпических песнях южных и западных коми-зырян, своеобразие соединения в народном эпическом искусстве мифологических, героических и историко-социальных сюжетных образований.

Сказания мифы легенды

0.0


0

Большая книга славянских мифов

Большая книга славянских мифов

Эта книга — бесценное собрание преданий о славянской древности, богах и героях. Восстановленные на обширном материале летописей и фольклорных источников, своим богатством и яркостью они не уступают всемирно известным древнегреческим или скандинавским мифам.
На страницах этой книги вы познакомитесь с четырехглавым владыкой вселенной Световидом, небесным кузнецом Сварогом, громовержцем Перуном и чар…

Китайские сказки

Китайские сказки

Каждый четвертый житель Земли слышал в детстве эти волшебные, красивые и мудрые истории. Издавна народные сказки в Поднебесной, как ценную реликвию, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Как и большинство сказок мира, китайские сказки учат юную душу любви, учат не быть жадными, завистливыми и злыми. Из них ребята узнают, что счастье находит лишь тех, кто творит добро, кто ценит насто…

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Марк Константинович Азадовский (18 декабря 1888, г. Иркутск, Российская империя – 24 ноября 1954, г. Ленинград, РСФСР, СССР) — профессор, фольклорист, этнограф, литературовед, историк Сибири.

Образование получил в Иркутской гимназии и на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, по предложению академика А. А. Шахматова был оставлен там же в аспирантуре. В эти годы М.К. Азадовский совершает две поездки на Амур (1913, 1914) и по поручению АН и РГО – в верховья реки Лены (1915) для сбора материалов по фольклору и этнографии. С 1918 работал в Томском университете, затем в Читинском институте народного образования, а с 1923 возглавлял кафедру в Иркутском государственном университете и вместе с тем ВСОРГО. Именно в Иркутске М.К. Азадовский проявил себя не только блестящим ученым, но и талантливым организатором, сумевшим объединить силы научной общественности и специалистов-филологов, писателей, учителей, студентов для изучения фольклора и этнографии Восточно-Сибирского региона. Совместно с Г. С. Виноградовым он основал журнал «Сибирская живая старина», предпринял экспедиции в Тункинскую долину (1925 и 1927), где открыл блестящих сказочников (Сороковиков-Магай, Асламов, Пятницкий и др.), вел издательскую работу. Вышли в свет «Беседы собирателя» (Иркутск, 1924), «Сказки Верхнеленского края» (Иркутск, 1925), вступительная статья к которым в 1926 издана в Хельсинки. Результатом работы М.К. Азадовского явилось не только открытие выдающихся мастеров устно-поэтического слова, а Сибири как подлинно поэтического края, но и окончательное развенчание мифа об угрюмой, лишенной художественного мироощущения природе сибиряка и вместе с тем утверждение диалектического единства индивидуального и общенародного в природе фольклорного творчества. В 1929 со вступительной статьей и под редакцией М.К. Азадовского выходит книга его учеников «Сказки из разных мест Сибири». Научная, организаторская и издательская деятельность М.К. Азадовского превратила Иркутск в крупный центр фольклорно-этнографических исследований Восточно-Сибирского региона. Азадовский становится членом Центрального бюро краеведения при АН в Ленинграде, входит в состав главной редколлегии «Сибирской советской энциклопедии» (1929–1937). М.К. Азадовскому принадлежит ряд трудов, посвященных сибирской литературе, несколько сборников сибирской библиографии (Литература по этнографии Сибири за последнее десятилетие XIX в., 1924, премирована серебряной медалью РГО). С 1930 М.К. Азадовский жил и работал в Ленинграде, где вместе с исследованиями и статьями, посвященными декабристам и Сибири, им был создан двухтомный труд «История русской фольклористики». В годы войны, находясь в эвакуации, М.К. Азадовский вновь преподавал и вел научную работу в Иркутском государственном университете. После войны М.К. Азадовский вернулся в Ленинград. Создал сектор фольклористики АН СССР и руководил им. В годы «борьбы с космополитизмом» перенес тяжелые невзгоды, ложные обвинения, был освобожден от всех должностей. Несмотря на это, продолжал трудиться над главной книгой своей жизни – двухтомным исследованием «История русской фольклористики» (Т. 1–2, 1958–1963).

Сочинения

  1. Легенда о Щапове. — Иркутск, 1923.
  2. Беседы собирателя: О собирании и записывании памятников устного творчества применительно к Сибири. — Иркутск, 1924.
  3. Декабристы в Сибири / Соавт. М. Слободский. — Иркутск, 1925.
  4. Сибирские темы в изучении русского устного творчества. — Иркутск, 1925.
  5. Сказки Верхнеленского края. — Иркутск, 1925. — Вып. 1.
  6. Сибирь в русской художественной литературе. — Иркутск, 1926.
  7. Сибирь в художественной литературе. — Иркутск, 1927. — Вып. 1. — 1891-1917.
  8. Очерки литературы и культуры в Сибири. — Иркутск, 1947. — Вып. 1.
  9. Статьи и письма. — Новосибирск, 1978.
  10. Сибирские страницы: Статьи, рецензии, письма. — Иркутск, 1988.
  11. Страницы истории декабризма. — Иркутск, 1991; 1992. — Т. 1, 2.

Литература

  1. Селявская А. П.  М. К. Азадовский // Литературная Сибирь. — Иркутск, 1986. — Т. 1.
  2. К 100-летию М. К. Азадовского // Сиб. огни. — 1988. — № 12.
  3. М. К. Азадовский (1888-1954): Указ. лит-ры. / Сост. В. П. Томина. — Новосибирск, 1983.

Сохранить в PDFSend by emailВерсия для печати

Списки

  • М и кутузов историческое сочинение
  • М зощенко рассказы для детей читать не надо врать
  • М зощенко леля и минька распечатать рассказ
  • М зверев осень в казахстане читать рассказ
  • М е щедрин жанровое своеобразие тематика и проблематика сказок