М ю лермонтов ашик кериб герои турецкой сказки характеристика героев отношение к ним

Этап урока

Содержание и ход урока

Формируемые УУД

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Психологический настрой на урок.

— Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руку и пожелайте хорошего настроения и удачи на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

Приветствуют учителя.

Выполняют указания учителя

Регулятивные:

умение действовать по предложенному плану.

Словесный (беседа).

2. Мотивация к учебной деятельности

— А сейчас посмотрите на слайд. Предлагаю вам всем вместе продолжить предложения. Я читаю начало фразы, а вы хором её продолжаете.

Тексты будем мы …
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …
На вопросы …
Новое для себя…
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …

Продолжают фразы, которые зачитывает учитель

Личностные: личностное самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Словесный (беседа).

3. Актуализация знаний

— Сформируйте группы по 4 человека.

— Вспомните основные три правила работы в группе.

— Я каждой группе даю конверт с пазлами. Собрав их, вы узнаете, над творчеством какого писателя мы будем сегодня работать. На данную работу у вас 2 минуты.

— Чей портрет у вас получился? ( На слайде 1 такой же портрет М.Ю.Лермонтова)

— Над какими жанрами литературы работал этот писатель?

-Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

— На доске пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты». Как вы её понимаете?

— Сегодня мы продолжим работать над сказкой. Прочитайте тему урока: Характеристика главных героев сказки «Ашик – Кериб».

— Какие задачи поставите себе на урок?

Образуют группы, повторяют правила работы в группе, работают над созданием портрета писателя.

Включение учащихся в деятельность по актуализации знаний о писателе

Отвечают на поставленные вопросы

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Коммуникативные: вступают в сотрудничество,

определять общую цель и пути её достижения в совместной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Практический,

беседа.

4. Проверка первичного восприятия текста

— Вспомните, на какие 2 группы делятся все сказки?

(Слайд 3) Каждая из этих групп, в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

— К какой группе относится эта сказка? Докажите.

— Дома вы должны были прочитать сказку с того момента, когда Ашик – Кериб пришёл на свадьбу к Магуль-Мегери и стал играть на саазе и до конца. Сейчас вам нужно рассказать, как развивались события от лица Ашик – Кериба, а потом от лица Магуль-Мегери

— Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом в учебнике. Прочитайте выразительно.

Остальные внимательно слушают и оценивают чтение ученика.

Отвечают на вопросы, доказывают.

Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

Пересказывают фрагмент текста

Определяют фрагмент сказки по иллюстрациям к тексту.

Находят отрывок в тексте и выразительно читают.

Оценивают правильность и выразительность чтения.

Предметные: осознавать цель чтения, выборочное чтение в соответствии с задачей чтения, читать целыми словами, читать текст, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы, отражая настроение автора.

Наглядный

Приёмы: творческий пересказ,

выборочное чтение, самооценка и взаимооценка.

5.Физкультминутка

— Если я назову положительное качество человека, то вы подпрыгиваете, а если отрицательное, то делаете повороты туловищем влево, вправо.

Доброта, отзывчивость, зависть, верность, трусость, внимательность, трудолюбие, хитрость, заботливость, лживость, честность, хвастовство, злость, бессердечность, подлость.

Выполняют движения

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Регулятивные:

Проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Практический

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразовательном

и творческом уровне

а) — Назовите главных героев сказки.

— Перед вами таблица. В первой колонке вам надо записать положительных героев, а во второй — отрицательных.

Теперь называете героя и характеризуете его по плану:

  1. Имя героя, его место жительства.

  2. Какие поступки совершает?

  3. Какой характер у героя?

  4. Что думает о нём автор?

  5. Что вам понравилось и не понравилось в герое?

б) Творческая работа в группах
— Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы   разделимся на 6 групп. Каждая группа будет составлять «синквейн» о герое сказки. Не забываем правила работы в группах.
Вспомним алгоритм составления синквейна.
1. Ашик-Кериб 4, 6 группа
1. Магуль-Мегери 2, 5 группа
1. Куршуд-бек. 1, 3 группа

-Теперь проверим, выступают по одному участнику с каждой группы.

Отвечают на вопросы, заполняют карточку. Обсуждают, высказывают свою точку зрения

Составляют синквейн, зачитывают его перед олдноклассниками

Личностные:

— умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.

Коммуникативные:

умение работать в группе, высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению своих товарищей.

Приёмы: анализ образа литературного героя,

«Синквейн».

6.Организация осмысления

— Сейчас мы проведём небольшой тест, в нём 5 вопросов.

Читаете вопросы на слайде, выбираете нужный ответ и записываете его в тетрадь.

— Теперь проверьте свою работу с эталоном. Оцените на шкале оценивания.

Выполняют итоговый тест, осуществляют самопроверку.

Сравнивают ответы со слайдом.

Регулятивные:

— оценивать правильность выполненных действий;

— анализировать и оценивать результаты своей деятельности

Практический

7. .Итог урока

— Прочитайте пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Чему можно поучиться у главных героев?

-Дайте советы отрицательному персонажу.

— Чем закончилась сказка?

— Предположите, что могло произойти дальше?

Ответы детей на вопросы учителя.

(Ставить цели и добиваться их, помнить о доме, где ты родился, не забывать родителей, если встретил любовь – не забывай её)

Делают выводы. Дают советы.

Познавательные:

— понимать главную идею произведения; осознавать значение литературных сказок

Коммуникативные:

— оценивать поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Приём «Творческие вопросы»

8.Рефлексия

«Фразеологизмы»

— Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке: хлопал ушами, слышал краем уха, шевелил мозгами, тяп-ляп, засучив рукава, в поте лица.

Выбирают фразеологизм, анализируют свою работу на уроке.

Личностные:

— оценка и рефлексия собственной деятельности.

Словесный (беседа)

9.Домашнее задание

— К следующему уроку приготовить сообщение о Л.Н.Толстом (не больше пяти предложений). Урок окончен, всем спасибо!

Записывают задание в дневник.

Регулятивные

Путешествуя по Кавказу и Закавказью, Михаил Лермонтов активно интересовался народным творчеством. В 1837 году он записал сказку «Ашик-Кериб». Анализ произведения показывает, что оно повествует о странствиях бедного молодого музыканта и может познакомить с самобытной турецкой культурой. Фольклорный сюжет «муж на свадьбе у своей жены» широко известен на Ближнем Востоке и ложится в основу не только народных сказок, но и многих известных литературных шедевров.

Оглавление:

  • Краткое содержание
  • План для пересказа
  • Характеристика главных героев
  • Жанр и композиция
  • Чему учит произведение
  • Синквейн к сказке

Сказка «Ашик-Кериб»

Краткое содержание

Жил в Тифлизе бедный музыкант Ашик-Кериб, играющий на саазе. Однажды влюбился он в прекрасную Магуль-Мегери, но она была дочерью богача. Ашик понял, что не может просить её руки, пока он беден. Поэтому он задумал отправиться странствовать по свету 7 лет и нажить себе богатство, вернуться по истечении этого срока и взять возлюбленную в жёны. Девушка согласилась ждать, но если герой не успеет вернуться, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно за неё сватается.

Жил в Тифлисе бедный музыкант Ашик-Кериб

Попрощавшись с матерью и сестрой, Кериб отправился в путь. Но за ним увязался Куршуд-бек. Когда Ашик переплывал реку, сбросив одежду, его спутник схватил её и вернулся в Тифлиз, сказав всем, что герой утонул, а значит, теперь он может жениться на Магуль-Мегери. Но она ему не поверила. Зато поверила мать Ашика и ослепла от слёз.

Путешествуя из города в город, молодой певец быстро добился славы. Наконец, прибыл он в город Халаф, где стал придворным музыкантом паши и разбогател. Живя в роскоши, начал он забывать, что должен вернуться. Но Магуль-Мегери послала вместе со странствующим купцом золотое блюдо, которое должно было напомнить ему о возвращении. Увидев блюдо, он всё вспомнил.

До истечения срока оставалось три дня. Не успел бы Ашик, но ему помог Хадерилиаз (св. Георгий), который мгновенно доставил его в родной город. А чтобы все поверили, что это действительно Ашик-Кериб, Хадерилиаз дал ему землю из-под копыта своего коня. Землёй он должен был помазать глаза ослепшей 7 лет назад матери, и тогда она прозреет и узнает сына.

В Тифлизе Ашик сначала побывал у матери и сестры: они не узнали его, но герой попросил свой сааз, висевший на стене. Взяв его, он поспешил на свадьбу Куршуда и Магуль-Мегери. Девушка собиралась совершить самоубийство, лишь бы не стать женой нелюбимого. Но когда она услышала голос поющего Кериба, она узнала его: влюблённые бросились друг другу в объятия.

Брат Куршуд-бека обнажил меч, желая убить их обоих, но Куршуд-бек остановил его, справедливо решив, что соперник всё-таки успел к концу срока.

В доказательство, что это действительно он, Ашик попросил привести мать, промыл ей глаза землёй с водой. Она прозрела и узнала сына, а тот восславил могущественного Хадерилиаза. И хотя Куршуд-бек когда-то поступил с ним подло, добрый Ашик отдал ему в жёны свою сестру с богатым приданым.

План для пересказа

Это увлекательная история, в которой происходит немало сказочных событий и приключений главных героев. Для удобства можно кратко составить план для пересказа:

План для пересказа

  1. Взаимная любовь Ашика и Магуль-Мегери.
  2. Мысль отправиться в путь и нажить богатство.
  3. Обещание возлюбленной ждать.
  4. Обман Куршуд-бека.
  5. Долгие скитания и обретение богатства в Халафе.
  6. Напоминание о возвращении при помощи золотого блюда.
  7. Помощь Хадерилиаза.
  8. Прибытие на свадьбу.
  9. Счастливый финал.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев, каждый из которых обладает своими особенными чертами характера. Описание и характеристика Ашик-Кериба из сказки «Ашик-Кериб», а также других персонажей:

Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка

  1. Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, на свадьбах играющий на саазе, талантливый, добрый, неунывающий, смелый и решительный. Целеустремлённый, трудолюбивый, гордый: решил сам заработать деньги, чтобы свататься к невесте, а не быть вечно обязанным её отцу. Готов на всё ради своей любви. Умеет достигать поставленных целей. Его также можно охарактеризовать как человека, умеющего прощать и со всеми сохраняющего добрые отношения. Хотя Куршуд-бек поступил плохо, он не держит на него зла и даже отдаёт в жёны сестру, чтобы никто не остался обиженным.
  2. Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Единственная дочь богатого турка Аян-Аги. Скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше уж погибнуть, чем доставаться нелюбимому человеку. Умная, изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся далеко от неё, отправив золотое блюдо и сообщение вместе со странником-купцом.
  3. Куршуд-бек — другой молодой жених, давно сватающийся к Магуль. Хитрый, завистливый и подлый: сначала притворяется другом Кериба, но затем предаёт его и сообщает всем ложь о его смерти, из-за чего его мать слепнет. Однако и у него есть положительные качества, разглядев которые, главный герой прощает Куршуда, отдав в жёны свою сестру.
  4. Хадерилиаз — загадочный всадник на белом коне, спасший Кериба и вовремя доставивший его в Тифлиз. Волшебник, святой Георгий, ставший его покровителем.
  5. Мать Ашика — любящая, заботливая, трудолюбивая и мудрая женщина. Узнав, что с сыном случилась беда, ослепла от слёз, но продолжала ждать его.
  6. Сестра Ашика — красивая, добрая, умная и проницательная девушка. Не побоялась открыть дверь незнакомцу, первая узнала брата.

Жанр и композиция

Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

  • присутствие чудес;
  • наличие волшебных предметов;
  • троекратные повторения.

Композиция:

Скитания Кериба

  1. Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
  2. Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
  3. Развитие действия: скитания Кериба.
  4. Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
  5. Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.

Чему учит произведение

Каждая сказка создаётся не только для развлечения: зачастую в ней затрагивются важные темы и проблемы. Сказка «Ашик-Кериб» учит:

  1. Рассчитывать только на себя и пытаться зарабатывать своим умом. Главный герой мог бы сразу жениться на девушке, сыграв свадьбу благодаря деньгам её отца и в дальнейшем живя за его счёт. Но это противоречило бы его совести и его личным убеждениям.
  2. Всегда держать слово. И Ашик, и его возлюбленная дали друг другу обещание и сдержали его, несмотря на различные трудности, возникшие у них на пути.
  3. Не врать и не совершать подлые поступки. Главный антагонист, поступив нечестно, всё равно ничего не добился, а добро восторжествовало.

А также в произведении говорится о том, какой силой наделена настоящая любовь. Она преодолевает все препятствия, а порой воссоединиться двум верным возлюбленным помогают небесные покровители.

Искусство может помочь на пути к цели.

Ещё один смысл, вложенный в сказку, — искусство также может помочь на пути к цели. На протяжении всей истории герой обращается к музыке, его талант помогает ему добиться желаемого.

Деньги же нередко могут только испортить человека.

Став придворным музыкантом паши в Халафе и разбогатев, будучи счастливым и осыпаемым золотом, Ашик практически забыл о своём обещании, которое он дал невесте. К счастью, сама она была готова до конца бороться за свою любовь, найдя способ напомнить ему об этом.

Синквейн к сказке

Это произведение изучается в 4 классе. Чтобы дети лучше поняли его сюжет и смысл, вместо сочинения они могут написать синквейн к нему. Например:

Ашик-Кериб

Талантливый, влюблённый

Путешествует, мечтает, поёт

Вовремя возвращается к невесте

Любовь.

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Музыкант Ашик-Кериб

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Основа задумки

Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

Это произведение имеет 2 основных мысли:

Главный герой долго шел к своей цели

  1. Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
  2. Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.

В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Части текста

Практически все народные сказки имеют свои философски-религиозные особенности, которые дают общую характеристику. Ашик-Кериб из сказки «Ашик-Кериб» является человеком, в котором заложены все лучшие качества. Произведение можно разделить на несколько разделов, например:

  1. Описание жизни главного героя.
  2. Развитие любовной линии.
  3. Мистическое возвращение и исцеление.

В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.

История создания

Лермонтов в ссылке на Кавказе

Лермонтов написал сказку в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. В восточных странах это произведение было популярным. Со временем автор представил его читателям в собственной фольклорной обработке.

Сегодня в школах на уроках русской литературы дети в 4 классе делают синквейн к сказке и пишут сочинения для лучшего усвоения. Этот прием выразительности состоит из разделов, например:

  • Ашик-Кериб.
  • Влюбленный, молодой.
  • Не сдается, работает, мечтает.
  • Во время вспоминает обещания.
  • Возвращение.

Синквейн всегда состоит из пяти нерифмованных строк. Такой способ разделения помогает кратко выразить тему, описать характеристику героя, раскрыть идею создания и провести резюмированные итоги всего рассказа.

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Задачи: 

1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)

2. Закрепить особенности волшебных сказок

3. Обогатить словарь учащихся восточными словами

4. Отрабатывать навык выразительного чтения

5. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

Ход урока

1. Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем. Слайд № 1.

Произведения М.Ю.Лермонтова. Появление портрета.

Что вы знаете об этом писателе? Появление схемы:

Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры.

М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»).

Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».

Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки? Слайд № 2.

Сказки авторские и народные.

Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3.

Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

 2. Каким было домашнее задание?

Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб»

А проверим, как вы выполнили задание, мы с помощью теста.

Дети отвечают на вопросы учителя на листочках.

1) Кем был Ашик-Кериб ?

а) богатый турок

б) бедный певец

в) великий паша

2) В каком городе жила Магуль-Мегери?

а) Карс

б) Тифлиз

в) Арзерум

3) Кто помог Ашик-Керибу?

а) Куршуд-бек

б) Св. Хадерилиаз

в) мать

4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?

а) сказал волшебные слова

б) помазал глаза комком земли

в) спел свою лучшую песню

Слайд № 4. Проверка. Читаем задание и называем ответ. Оцените свою работу.

3. Слайды № 5, 6, 7, 8, 9 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.

Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

4. Слайд № 9 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек).

Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?

  Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

          Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

Может ли это служить ему оправданием?

5. Сказка «Ашик-Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов.

Задание: составить словарик восточных слов. (в группах) Слайд № 10.

Проверка. По очереди команды читают восточные слова и дают перевод.

 За каждый правильный ответ получают 1 балл.

6. Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня.

Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 11.

Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.

Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара.

Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?

Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян

А теперь покажите путь Ашик-Кериба.

Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Работа в группах. Слайд № 12.

Проверка. Группы по очереди читают задания и ответы.

8. И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 13

9. Рефлексия. Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

Герои "Ашик-Кериба"
Все герои «Ашик-Кериба» Лермонтова представляют собой яркие образы

 

Все главные герои сказки “Ашик-Кериб” М. Ю. Лермонтова олицетворяют собой положительные и отрицательные качества, свойственные людям. Обычно это произведение проходится в 4 классе школьной программы, так как оно изначально и написано для детей. Интересно, что Лермонтов, строго говоря, не придумал это произведение самостоятельно. Во время своих путешествий по Кавказу и Закавказью он активно собирал фольклор, и его сказка “Ашик-Кериб” является творческой переработкой народного сказания “Ашик-Гариб”, распространённого у разных народов. При этом сказку эту едва не потеряли, и её рукопись лишь случайно обнаружили, разбирая бумаги Лермонтова после его смерти на дуэли.


Главные герои сказки “Ашик-Кериб”

Ашик-Кериб

Ашик-Кериб
Ашик-Кериб, главный герой одноимённой сказки Лермонтова

Сам Ашик-Кериб, главный герой произведения. Молодой парень из Тифлиса (Тбилиси), бедняк, талантливый музыкант и певец, который играет на саазе и является ашиком, то есть поэтом (ашик – закавказский аналог менестреля у европейцев). Сюжет сказки построен на том, что он влюбляется в Магуль-Мегери, дочь богатого турка, но в силу бедности не может жениться на ней. Тогда Ашик-Кериб решает отправиться в странствие на семь лет, чтобы разбогатеть и получить право просить её руки. Главный герой олицетворяет собой сразу множество положительных качеств – он честен, смел и добр. В конце концов он, став придворным музыкантом у паши города Халафа, и начинает забывать свою изначальную цель, погрузившись в богатую жизнь. Однако, позднее Ашик-Керибу всё-таки удаётся вспомнить (не без помощи Магуль-Мегери) о том, ради чего он всё это затеял, и возвращается обратно. Сказка Лермонтова заканчивается тем, что он всё-таки женится на своей возлюбленной.

 

Магуль-Мегери

Магуль-Мегери
Магуль-Мегери, возлюбленная Ашик-Кериба

Красивая юная девушка, в которую влюблён Ашик-Кериб. Она хотела бы выйти за него замуж, но знает, что отец никогда не позволит ей связать свою жизнь с нищим музыкантом. Когда Ашик-Кериб отправляется в своё долгое странствие, она приносит обет дождаться его возвращения, но предупреждает, что, если он не преуспеет, отец отдаст её замуж за Куршуд-юека, который давно к ней сватается. Магуль-Мегери не сомневается в Ашик-Керибе, и не верит в ложь о его смерти, которую приносит Куршуд-бек. После того, как поэт уходит в путешествие, она никогда его не забывает, и прошествии шести лет, беспокоясь, передаёт с отбывающим из Тифлиса купцом золотое блюдо, чтобы тот нашёл Ашик-Кериба и напомнил ему о том, что пора возвращаться. То, что Магуль-Мегери не теряет веры в своего возлюбленного, делает её едва ли не самым главным героем “Ашик-Кериба”. После того, как её любимый опаздывает, Магуль-Мегери, покорившись воле отца, готовится выйти замуж за Куршуд-бека, но намеревается сразу после этого заколоть себя кинжалом.

Куршуд-бек

Куршуд-бек
Куршуд-бек, главный отрицательный герой «Ашик-Кериба» (слева, на коне)

Главный отрицательный герой сказки “Ашик-Кериб”, лживый и подлый в начале произведения человек. Куршуд-бек давно влюблён в Магуль-Мегери, но она не отвечает ему взаимностью. Когда Ашик-Кериб уходит странствовать, Куршуд-бек увязывается за ним под предлогом помощи. Однако, когда певец раздевается, чтобы переплыть реку, Куршуд-бек крадёт его одежду, возвращается обратно, приходит к его матери и лжёт о его смерти. Та, убитая горем, постоянно плачет и потому слепнет, а также рассказывает о смерти сына Магуль-Мегери, но девушка не верит в его гибель Ашик-Кериба. Когда спустя 7 лет певец опаздывает, начинается свадебная церемония Куршуд-бека и Магуль-Мегери, которая в самый ответственный момент прерывается Ашик-Керибом. Брат Куршуд-бека пытается зарубить их обоих, но его останавливает сам Куршуд-бек, который смирился с судьбой и встал на путь исправления. Позднее Ашик-Кериб выдаёт за него замуж свою сестру, дав ей заодно богатое приданое. Соответственно, в лице Куршуд-бека, который на протяжении всей сказки выступает отрицательным главным героем, Лермонтов показывает, что даже у самых плохих людей есть надежда на раскаяние и исправление.

 

Второстепенные герои сказки “Ашик-Кериб”

Аяк-ага

Почтенный немолодой турок (“-ага” – это частица, которая значит “дедушка” и добавляется к имени пожилых людей в знак уважения), отец Магуль-Мегери. Искренне любит дочь, но в силу своей консервативности и возраста уверен в том, что он лучше знает, как ей жить, а потому хочет найти её хорошего и обеспеченного жениха. Несмотря на это, позволяет дочери принести обет ждать своего суженого на протяжении 7 лет, так как действительно её любит.

Хадерилиаз

Хадерилиаз
Хадерилиаз выручает Ашик-Кериба

По задумке Лермонтова этот второстепенный герой “Ашик-Кериба” является святым Георгием, и именно он выручает певца в самый трудный момент. Когда тот опаздывает на свадьбу (ему предстоит ещё несколько месяцев пути, а свадьба уже вот-вот), Хадерилиаз волшебным образом переносит его сразу на место. Также он даёт ему комок земли, сказав, что мать Ашик-Кериба вернёт себе зрение, если он помажет этой землёй её глаза.

Мать Ашик-Кериба

Мать Ашик-Кериба
Куршуд-бек вручает матери Ашик-Кериба его одежду и рассказывает о том, что он якобы утонул

Упорная женщина, бедная, но честно работающая всю свою жизнь. В сказке она не играет существенной роли. Однако, получив от Куршуд-бека известие о смерти сына, верит ему и от слёз слепнет, так как постоянно плачет. В финале мать главного героя “Ашик-Кериба” снова начинает видеть, когда тот мажет ей глаза чудодейственной землёй, полученной от Хадерилиаза (святого Георгия). При этом чуть ранее, при первой встрече после разлуки,ни она, ни сёстра героя не узнают изменившегося за 7 лет Ашик-Кериба, и он представляется им именем “Рашид”, что означает “Храбрый”.

Брат Куршуд-бека

Фигурирует только в самом конце сказки. После того, как Ашик-Кериб расстроил свадьбу и фактически отобрал уже готовую выйти замуж за Куршуд-бека невесту, он пытается зарубить певца и девушку, чтобы отомстить за нанесённое брату оскорбление, но тот сам его останавливает.

Ашик-Кериб — главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб». Автор услышал на Кавказе эту восточную легенду и сделал её литературный вариант. Её главный герой — бедняк из Тифлиса. У него говорящее имя: «Ашик» означает «певец», а «Кериб» — «бедняк». Но он сумел разбогатеть и женился на красавице Магуль-Мегери.

Кто такой Ашик-Кериб, чем занимался

Ашик-Кериб был бедным молодым человеком, жил в Тифлисе, занимался музыкой и пением. Он умел играть на саазе (турецкой балалайке) и петь, «прославляя древних витязей Туркестана». Поэтому люди уважали Ашик-Кериба и приглашали на свадьбы, чтобы наслаждаться его прекрасным пением.

Черты характера

Главный герой сказки был бедным, но гордым человеком. Он встретил на свадьбе и полюбил красавицу Магуль-Мегери. Ашик-Кериб решил, что сможет на ней жениться, только если станет богатым. Юноша не хотел, чтобы отец красавицы одарил их богатством. Он не желал, чтобы потом Магуль-Мегери упрекала его в том, что он ничего не имел и стал богатым только благодаря ей. Решил Ашик-Кериб 7 лет странствовать, чтобы добиться богатства, а Магуль-Мегери согласилась ждать его.

Ашик-Кериб был простодушен и доверчив. Его обманул соперник, Куршуд-бек, и похитил его верхнюю одежду, когда юноша переплывал реку.

Ашик-Кериб странствовал 7 лет, сдержал слово, стал богат, так как богатый паша одаривал его за песенный дар золотом и серебром. Но оказалось, что юноша — легкомысленный, неверный человек. Он забыл Магуль-Мегери и то, что скоро кончится последний седьмой год. Он не помнил о том, что если не вернётся в срок, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого человека.

Девушка напомнила ему о себе, попросив уезжавшего купца найти Ашик-Кериба и сказать, что если он не прибудет в назначенный срок в Тифлис, она выйдет за другого.

Юноша был в отчаянии. Он понял, что не успеет в срок прибыть в родной город, и хотел убить себя. Но Хадерилиаз (Святой Георгий) спас Ашик-Кериба от гибели и помог ему вернуться в Тифлис вовремя.

Главный герой сказки — добрый и незлопамятный человек. Когда после его возвращения Магуль-Мегери согласилась выйти за него замуж, юноша захотел утешить своего соперника, Куршуд-бека. Он пообещал выдать за него свою красавицу сестру и одарить серебром и золотом.

Вывод

Главный герой сказки Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб» был талантливым, но не идеальным человеком. Несмотря на то, что у него были не только положительные черты характера, но и отрицательные, он сумел выполнить обещание, данное любимой девушке.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • М ю кузьмина страшное в сказках к чуковского
  • М турежанов соловьи рассказ текст
  • М турежанов по заслугам текст рассказа
  • М скребцов сказка о букве л
  • М скобелев денискины рассказы