Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Задачи:
1. Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)
2. Закрепить особенности волшебных сказок
3. Обогатить словарь учащихся восточными словами
4. Отрабатывать навык выразительного чтения
5. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных
Ход урока
1. Назовите тему урока, над которой мы сейчас работаем. Слайд № 1.
Произведения М.Ю.Лермонтова. Появление портрета.
Что вы знаете об этом писателе? Появление схемы:
Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите примеры.
М.Ю.Лермонтов писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки («Ашик –Кериб»).
Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».
Вспомните на какие 2 группы делятся все сказки? Слайд № 2.
Сказки авторские и народные.
Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»? Слайд № 3.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)
2. Каким было домашнее задание?
Прочитать текст сказки «Ашик-Кериб»
А проверим, как вы выполнили задание, мы с помощью теста.
Дети отвечают на вопросы учителя на листочках.
1) Кем был Ашик-Кериб ?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
Слайд № 4. Проверка. Читаем задание и называем ответ. Оцените свою работу.
3. Слайды № 5, 6, 7, 8, 9 Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
4. Слайд № 9 Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери, Куршуд-бек).
Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?
Положительный герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?
5. Сказка «Ашик-Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов.
Задание: составить словарик восточных слов. (в группах) Слайд № 10.
Проверка. По очереди команды читают восточные слова и дают перевод.
За каждый правильный ответ получают 1 балл.
6. Вспомните путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня.
Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Слайд № 11.
Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.
Турция удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара.
Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?
Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян
А теперь покажите путь Ашик-Кериба.
Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
7. Выполнение задания в тетради. «Кроссворд» по сказке «Ашик-Кериб». Работа в группах. Слайд № 12.
Проверка. Группы по очереди читают задания и ответы.
8. И последнее задание: анализ произведения по схеме. Слайд № 13
9. Рефлексия. Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?
Открытый урок
Литературное чтение
4 класс
М. Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб»
Учитель начальных классов:
Игнатова Людмила Владимировна
г.Солнечногорск 2017год
Тема. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» ( Моделирование- как способ развития творческих способностей дошкольников и мл. школьников)
Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Задачи.
Образовательные.
-Продолжить работу со сказкой.
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у учащихся сравнивать народные и авторские сказки.
Развивающие.
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные.
— Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД
Личностные.
— Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные.
— Целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные.
— Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные.
— Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты.
Предметные.
— Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-Называть основные события сказочного текста;
-Знать основные особенности авторской сказки;
Метапредметные.
-Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные.
-Проявлять интерес к чтению сказок;
-Понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.
— здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм», « «Синквейн».
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, презентация.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка.
Работа с партнером по плечу.
— А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.
Слайд 1
1. Игра «Доскажи словечко».
Тексты будем мы … (читать,)
Информацию из текста … (извлекать.)
Точку зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)
Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Слайд 2-3
2. Игра «Произнеси верно»
— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).
Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.
— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах? (Безударная гласная, звонкие и глухие согласные)
— На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, 3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.
— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Продолжаем работать. правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.
III. Сообщение темы и целей урока.
— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.
Слайд 4
Почему звучит именно восточная мелодия? ( Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).
У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую
роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз
был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой
природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю
свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,
слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской
природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё
это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.
Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закав-
казье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, ту-
рецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с дет-
ства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.
Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что
среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распевают-
ся певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает
«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический
певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы га-
риб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Эта сказка является мест-
ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совер-
шенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особен-
ности.
Слайд 5
Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы Слайд 6
1. Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.
2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям. Методом исследования мы найдем ответы на поставленные вопросы.
IV. Проверка домашнего задания.
1.
Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание.
Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы.
Слайд 7
На какие 2 группы делятся все сказки? Сказки авторские и народные.
Слайд 8
Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?
Слайд № 9
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло.
Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян.
Слайд № 10
Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии), Арзурум – Эрзурум, Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Ребята, давайте сформулируем вывод.
Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.
2. — Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали.
— Для этого вы решите кроссворд, который готовили дома( Дима Ращевцев у доски)
Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше.
3.Чтобы вспомнить сюжет сказки и охарактеризовать героев , предлагаю посмотреть небольшой отрывок из сказки- инсенировку.
( После просмотра сценки перечисляют основных героев сказки)-
-Перечислите героев сказки.
(Ашик Кериб, Магуль –Мегери, Куршуд-Бек, сестраАшик –Кериба, его мать, Св.Георгий( Хадерлиаз), купец.)
4.Работа с иллюстрациями:
— Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации)
— Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)
— Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?
( Художники-иллюстраторы)
Второй этап исследовательской работы. Дома вы стали художниками-иллюстраторами. Давайте сейчас покажем рисунки и кратко перескажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (Рисунки оставлять на доске). Вот получился картинный план произведения.( Вступают Егор, Вика Иваничева,Кристина, Аня)
V. Работа по теме урока
1. Работа по содержанию сказки.
а) Выборочное чтение.
Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
(стр.104 ) Слайд 13
Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой. Стучит он в дверь дрожащею рукою, говоря:
— Ана, ана, отвори: я Божий гость; я холоден и голоден; прошу, ради странствующего твоего сына, впусти меня… Но дочь, не внимая её упрёкам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба.
(стр.107 ) Слайд 14
Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека.
(стр.110 ) Слайд 15
Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза, промовля:
-Знайте все люди, как могущ и велик Хадерилиаз.
Физкультминутка Слайд 16
б) Фронтальный опрос
Вернемся к героям сказки. Слайд 17
— Зашифрованы имена героев. Добавьте гласные звуки и назовите имена главных героев произведения.
Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек.
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какие из персонажей положительные? А какие отрицательные ?
Ашик-Кериб бедный музыкант, доброе сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;
Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная. Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность,
обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?
VI. Обобщение и закрепление знаний.
б) Творческая работа в группах
Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание. Не забываем правила работы в группах.
Вспомним алгоритм составления синквейна. Слайд 20
Какие части речи используются? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
1. Ашик-Кериб 1 группа
1. Магуль-Мегери 2 группа
1. Куршуд-бек. 3 группа
VII. Рефлексия. Итог. Оценивание. Слайд 21
— Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?
— Подходит ли наш эпиграф к сказке?
— Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?
— Что главное поняли на уроке?
— Чему учит сказка в наше время?
— Оцените свою работу на уроке с помощью рук!
VIII. Домашнее задание
По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.
2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Цели:
- Продолжать знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания.
- Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить особенности волшебных сказок;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
Воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Основные виды учебной деятельности:
- Излагать устно текст по плану.
- Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
- Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
- Анализировать поступки героев.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
- Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Универсальные учебные действия:
- Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
- Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.
1) Познавательные УУДД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
2) Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3) Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
4) Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Технологическая карта урока
Тест к уроку
1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская
2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?
А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов
3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?
А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме
4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?
А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз
5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?
А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат
6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?
А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу
7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий
8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?
А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла
9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?
А. Землей
Б. Водой
В. Растениями
10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?
А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете
В. Скоро все закончится
Комментарии преподавателя
Чудесный мир классики.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Ашик-Кериб», хорошие и плохие поступки людей.
БИОГРАФИЯ ЛЕРМОНТОВА М. Ю.
http://media.vorotila.ru/ru/items/t1@f1e90e3b-cac8-4bf1-a2e4-339f985f249e/Lermontov-Luchshie-stihotvoreniya.jpg
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. С самого детства им занималась бабушка, которая жила в Тарханах, ведь его мама очень рано умерла. Тарханы привили Лермонтову любовь к родным местам, к творчеству. Он был очень умным ребенком, знал несколько языков и уже с маленьких лет начал писать стихи, которые так нравятся читателям. Это стихи: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».
Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить.
Через пару лет, после окончания школы в 1835 годов Лермонтов начинает активно работать над произведениями. В свет выходят поэмы «Сашка» м «Боярин Орша», начинает писать роман «Княгиня Лиговская», и работает над своим самым значимым драматическим произведением «Маскарад». Проза становится главной в его творчестве. Но одно стихотворение смогло перевернуть его жизнь.
Через какое-то время благодаря бабушке Михаила Юрьевича и влиятельным знакомым, Лермонтов возвращается в Петербург. С 1838 года наступает пик славы Лермонтова, его считают героем и он пишет много своих шедевров. В этот период с свет выходит произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году пишет последнюю редакцию «Демона», выходит произведение «Мцыри». И тогда же Михаил Юрьевич начинает писать «Героя нашего времени». 1840 году Михаил Юрьевич пишет «Сказку для детей», в которой он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами».
В 1840 году Лермонтов участвует в дуэли, из-за чего был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в постоянных стычках и делает это очень храбро. Ему дают отпуск, в котором он пробыл три месяца, а затем он возвращается на Кавказ. Там он пишет «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк».
В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля.
Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.
Введение
Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами. Вскоре он представил ее в собственной фольклорной обработке.
Восточная повесть
М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался культурными традициями разных народов.
Сказка была рассказана Михаилу Юрьевичу Лермонтову в пору его службы на Кавказе одним из местных жителей, возможно, азербайджанцем по национальности.
Ашик Кериб, сладкоголосый юноша и виртуозный музыкант, через семь лет возвращается из своего путешествия домой, чтобы жениться на невесте и спасти от тяжелого недуга свою мать.
В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ней традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.
Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.
Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга. За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность. А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.
Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, (…Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться: в это время отправлялся один купец с керваном из Тифлиза с сорока верблюдами и 80-ю невольниками: призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо:
«Возьми ты это блюдо, говорит она, и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом»…), но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.
В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет. Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества. Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.
Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня. Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы. Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется. Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.
Обобщение
– Найти в тексте и зачитать отрывок, в котором говорилось о том, какая была Магуль-Мегери? (..единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звезды на небеси, но за звездами живут ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза. )
– Что Куршуд-бек сделал Ашик-Керибу? (…- И вот догоняет его всадник, — он смотрит — это Куршуд-бек. — «Добрый путь, кричал ему бек, куда бы ты ни шел, странник, я твой товарищ»; не рад был Ашик своему товарищу — но нечего делать; — долго они шли вместе, — наконец завидели перед собою реку. Ни моста, ни броду; — «плыви вперед, — сказал Куршуд-бек, — я за тобою последую». Ашик сбросил верхнее платье и поплыл; — переправившись, глядь назад — о горе! о всемогущий аллах! Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только пыль вилась за ним змеею по гладкому полю.
Прискакав в Тифлиз, несет бек платье Ашик-Кериба к его старой матери: «Твой сын утонул в глубокой реке, говорит он, вот его одежда»; в невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери. «Мой сын утонул, сказала она ей, Куршуд-бек привез его одежды; ты свободна». — Магуль-Мегери улыбнулась и отвечала: «Не верь, это всё выдумки Куршуд-бека; прежде истечения семи лет никто не будет моим мужем»; она взяла со стены свою сааз и спокойно начала петь любимую песню бедного Ашик-Кериба.)– Кто помог юноше в беде? (...Между тем странник пришел бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за это пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город: и слава его разнеслась повсюду.)
– Кто сделал Ашик-Кериба богатым? ( Ашик Кериба сделал богатым некий паша, живший в тех местах. Ашик Кериб и стал собственно богатым, благодаря своему красивому голосу. Паша любил слушать песни Ашик Кериба, хотя ему ни один певец не нравился. И когда Ашик Кериб выступил перед ним, паша щедро отблагодарил его, сделав Ашик Кериб богатым.)
– Прочитайте, зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила. (…Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться: в это время отправлялся один купец с керваном из Тифлиза с сорока верблюдами и 80-ю невольниками: призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо: «Возьми ты это блюдо, говорит она, и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом». )
– Кто первым узнал Ашик-Кериба? ( Первый человеком, который узнал Ашика — Кериба, была его сестра.)
Итоги
Познакомились с авторским пересказом М.Ю.Лермонтовым турецкой сказки «Ашик — Кериб». Определили, что основная и главная мысль сказки «Ашик Кериб» укладывается в три основных умозаключения-поучения:
- береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
- помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
- если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.
ИСТОЧНИК
http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6436
http://kratkiy-pereskaz.ru/category/lermontov/show/62
https://www.youtube.com/watch?v=1fPdnFRkBCc
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/18/ashik-kerib.ppt
http://vsepyaterki.ru/asik-kerib
Литературное чтение, 4 класс
Урок 14. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка).
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Анализ сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Глоссарий по теме:
Ага – господин
Газель – здесь: красавица, стройная как газель
Оглан –юноша
Караван-сарай-постоялый и торговый дом в городе, на дороге
Минарет –башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву
Салямалейкум – здравствуйте!
Намаз – ежедневное пятикратное моление
Сааз –турецкая балалайка
Ашик — певец
Ключевые слова:
Ага; газель; оглан; караван-сарай; минарет; салям алейкум; намаз; сааз; Ашик.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.99-113
2. Литературное чтение.Тетрадь учебных достижений. Виноградская Л. А., Бойкина М. В. , 4кл.:учеб.пособие для общеобразоват. Организаций, В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.. С.31-32
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока
Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами.
Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю. Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «турецкая сказка». В основе сказания об Ашик-Керибе лежит международный сюжет «возвращения мужа на свадебный пир жены». Этот сюжет представляет собой завершение классического развития ситуации: «любовь – разлука – верность (как правило, искушаемая) – счастливая встреча»
На этом уроке мы должны понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». А для этого Вам нужно её прочитать.
Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее.
Давно, много лет тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звезды на небеси, но за звездами живут ангелы, и они еще лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза.
Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца — и дара песен; играя на саазе и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых; — на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить ее руку — и он стал грустен как зимнее небо. Вот раз он лежал в саду под виноградником и наконец заснул; в это время шла мимо Магуль-Мегери с своими подругами; и одна из них, увидав спящего ашика (балалаечник), отстала и подошла к нему: «Что ты спишь под виноградником, — запела она, — вставай, безумный, твоя газель идет мимо»; он проснулся — девушка порхнула прочь, как птичка; Магуль-Мегери слышала ее песню и стала ее бранить: «Если б ты знала, — отвечала та, — кому я пела эту песню, ты бы меня поблагодарила: это твой Ашик-Кериб»; — «Веди меня к нему», — сказала Магуль-Мегери; — и они пошли.
Увидав его печальное лицо, Магуль-Мегери стала его спрашивать и утешать; «Как мне не грустить, — отвечал Ашик-Кериб, — я тебя люблю, и ты никогда не будешь моею». — «Проси мою руку у отца моего, — говорила она, — и отец мой сыграет нашу свадьбу на свои деньги и наградит меня столько, что нам вдвоем достанет». — «Хорошо, — отвечал он, — положим, Аян-Ага ничего не пожалеет для своей доч<ер>и; но кто знает, что после ты не будешь меня упрекать в том, что я ничего не имел и тебе всем обязан; — нет, милая Магуль-Мегери; я положил зарок на свою душу; обещаюсь 7 лет странствовать по свету и нажить себе богатство, либо погибнуть в дальних пустынях; если ты согласна на это, то по истечении срока будешь моею». — Она согласилась, но прибавила, что если в назначенный день он не вернется, то она сделается женою Куршуд-бека, который давно уж за нее сватается.
Пришёл Ашик-Кериб к своей матери; взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку, оперся на посох странничий и вышел из города Тифлиза. И вот догоняет его всадник, — он смотрит — это Куршуд-бек. «Добрый путь, — кричал ему бек, — куда бы ты ни шел, странник, я твой товарищ»; не рад был Ашик своему товарищу — но нечего делать; долго они шли вместе, наконец завидели перед собою реку. Ни моста, ни броду; — «Плыви вперед, — сказал Куршуд-бек, — я за тобою последую». Ашик сбросил верхнее платье и поплыл; переправившись, глядь назад — о горе! о всемогущий аллах! Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только пыль вилась за ним змеею по гладкому полю. Прискакав в Тифлиз, несет бек платье Ашик-Кериба к его старой матери: «Твой сын утонул в глубокой реке, — говорит он, — вот его одежда»; в невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери. «Мой сын утонул, — сказала она ей, — Куршуд-бек привез его одежды; ты свободна». Магуль-Мегери улыбнулась и отвечала: «Не верь, это всё выдумки Куршуд-бека; прежде истечения 7 лет никто не будет моим мужем»; она взяла со стены свою сааз и спокойно начала петь любимую песню бедного Ашик-Кериба.
Между тем странник пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду. Прибыл он наконец в Халаф; по обыкновению взошел в кофейный дом, спросил сааз и стал петь. В это время жил в Халафе паша, большой охотник до песельников: многих к нему приводили — ни один ему не понравился; его чауши измучились, бегая по городу; вдруг, проходя мимо кофейного дома, слышат удивительный голос; они туда: «Иди с нами к великому паше, — закричали они, — или ты отвечаешь нам головою
«Я человек вольный, странник из города Тифлиза, — говорит Ашик-Кериб; — хочу пойду, хочу нет; пою, когда придется, и ваш паша мне не начальник»; однако несмотря на то его схватили и привели к паше. «Пой», — сказал паша, и он запел. И в этой песни он славил свою дорогую Магуль-Мегери; и эта песня так понравилась гордому паше, что он оставил у себя бедного Ашик-Кериба. Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нем богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат; забыл он свою Магуль-Мегери или нет, не знаю, только срок истекал, последний год скоро должен был кончиться, а он и не готовился к отъезду.
Прекрасная Магуль-Мегери стала отчаиваться: в это время отправлялся один купец с керваном из Тифлиза с сорока верблюдами и 80-ю невольниками: призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо: «Возьми ты это блюдо, — говорит она, — и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом».
Отправился купец, везде исполнял поручение Магуль-Мегери, но никто не признавался хозяином золотому блюду. Уж он продал почти все свои товары и приехал с остальными в Халаф: объявил он везде поручение Магуль-Мегери. Услыхав это, Ашик-Кериб прибегает в караван-сарай: и видит золотое блюдо в лавке тифлизского купца. «Это мое», — сказал он, схватив его рукою. «Точно, твое, — сказал купец: — я узнал тебя, Ашик-Кериб: ступай же скорее в Тифлиз, твоя Магуль-Мегери велела тебе сказать, что срок истекает, и если ты не будешь в назначенный день, то она выдет за другого»; — в отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только 3 дни до рокового часа.
16. Однако он сел на коня, взял с собою суму с золотыми монетами — и поскакал, не жалея коня; наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган горе, что между Арзиньяном и Арзерумом. Что ему было делать: от Арзиньяна до Тифлиза два месяца езды, а оставалось только два дни. «Аллах всемогущий, — воскликнул он, — если ты уж мне не помогаешь, то мне нечего на земле делать»; и хочет он броситься с высокого утеса; вдруг видит внизу человека на белом коне; и слышит громкий голос: «Оглан, что ты хочешь делать?» «Хочу умереть», — отвечал Ашик. «Слезай же сюда, если так, я тебя убью». Ашик спустился кое-как с утеса. «Ступай за мною», — сказал грозно всадник; «Как я могу за тобою следовать, — отвечал Ашик, — твой конь летит как ветер, а я отягощен сумою»; — «Правда; повесь же суму свою на седло мое и следуй»; — отстал Ашик-Кериб, как ни старался бежать: «Что ж ты отстаешь», — спросил всадник; «Как же я могу следовать за тобою, твой конь быстрее мысли, а я уж измучен». «Правда, садись же сзади на коня моего и говори всю правду, куда тебе нужно ехать». — «Хоть бы в Арзерум поспеть нонче», — отвечал Ашик. — «Закрой же глаза»; он закрыл. «Теперь открой»; — смотрит Ашик: перед ним белеют стены и блещут минареты Арзрума. «Виноват, Ага, — сказал Ашик, — я ошибся, я хотел сказать, что мне надо в Карс»; — «То-то же, — отвечал всадник, — я предупредил тебя, чтоб ты говорил мне сущую правду; закрой же опять глаза, — теперь открой»; — Ашик себе не верит то, что это Карс: он упал на колени и сказал: «Виноват, Ага, трижды виноват твой слуга Ашик-Кериб: но ты сам знаешь, что если человек решился лгать с утра, то должен лгать до конца дня: мне по-настоящему надо в Тифлиз». — «Экой ты неверный, — сказал сердито всадник, — но нечего делать: прощаю тебе: закрой же глаза. Теперь открой», — прибавил он по прошествии минуты. Ашик вскрикнул от радости: они были у ворот Тифлиза. Принеся искренюю свою благодарность и взяв свою суму с седла, Ашик-Кериб сказал всаднику: «Ага, конечно, благодеяние твое велико, но сделай еще больше; если я теперь буду рассказывать, что в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз, мне никто но поверит; дай мне какое-нибудь доказательство». — «Наклонись, — сказал тот улыбнувшись, — и возьми из-под копыта коня комок земли и положи себе за пазуху: и тогда, если не станут верить истине слов твоих, то вели к себе привести слепую, которая семь лет уж в этом положении, помажь ей глаза — и она увидит». Ашик взял кусок земли из-под копыта белого коня, но только он поднял голову, всадник и конь исчезли; тогда он убедился в душе, что его покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий).
Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой: стучит он в двери дрожащею рукою, говоря: «Ана, ана (мать), отвори: я божий гость: я холоден и голоден; прошу ради странствующего твоего сына, впусти меня». Слабый голос старухи отвечал ему: «Для ночлега путников есть дома богатых и сильных: есть теперь в городе свадьбы — ступай туда; там можешь провести ночь в удовольствии». — «Ана, — отвечал он, — я здесь никого знакомых не имею и потому повторяю мою просьбу: ради странствующего твоего сына впусти меня». Тогда сестра его говорит матери: «Мать, я встану и отворю ему двери». — «Негодная, — отвечала старуха: — ты рада принимать молодых людей и угощать их, потому что вот уже семь лет, как я от слез потеряла зрение». Но дочь, не внимая ее упрекам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба: сказав обычное приветствие, он сел и с тайным волнением стал осматриваться: и видит он на стене висит в пыльном чехле его сладкозвучный сааз. И стал он спрашивать у матери: «Что висит у тебя на стене?» — «Любопытный ты гость, — отвечала она, — будет и того, что тебе дадут кусок хлеба и завтра отпустят тебя с богом». — «Я уж сказал тебе, — возразил он, — что ты моя родная мать, а это сестра моя, и потому прошу объяснить мне, что это висит на стене?» — «Это сааз, сааз», — отвечала старуха сердито, не веря ему. — «А что значит сааз?» — «Сааз то значит: что на ней играют и поют песни». — И просит Ашик-Кериб, чтоб она позволила сестре снять сааз и показать ему. — «Нельзя, — отвечала старуха: — это сааз моего несчастного сына, вот уже семь лет он висит на стене, и ничья живая рука до него не дотрогивалась». Но сестра его встала, сняла со стены сааз и отдала ему: тогда он поднял глаза к небу и сотворил такую молитву: «О! всемогущий аллах! если я должен достигнуть до желаемой цели, то моя семиструнная сааз будет так же стройна, как в тот день, когда я в последний раз играл на ней». И он ударил по медным струнам, и струны согласно заговорили; и он начал петь: «Я бедный Кериб (нищий) — и слова мои бедны; но великий Хадрилияз помог мне спуститься с крутого утеса, хотя я беден и бедны слова мои. Узнай меня, мать, своего странника». После этого мать его зарыдала и спрашивает его: — «Как тебя зовут?» — «Рашид» (храбрый), — отвечал он. — «Раз говори, другой раз слушай, Рашид, — сказала она: — своими речами ты изрезал сердце мое в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слез: скажи мне ты, который имеешь его голос, когда мой сын придет?» И дважды со слезами она повторила ему просьбу. Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила, и спустя несколько времени просит он: «Позволь мне, матушка, взять сааз и идти, я слышал, здесь близко есть свадьба: сестра меня проводит; я буду петь и играть, и всё, что получу, принесу сюда и разделю с вами». — «Не позволю, — отвечала старуха; — с тех пор, как нет моего сына, его сааз не выходил из дому». — Но он стал клясться, что не повредит ни одной струны, — «а если хоть одна струна порвется, — продолжал Ашик, — то отвечаю моим имуществом». Старуха ощупала его сумы и, узнав, что они наполнены монетами, отпустила его; проводив его до богатого дома, где шумел свадебный пир, сестра осталась у дверей слушать, что будет.
В этом доме жила Магуль-Мегери, и в эту ночь она должна была сделаться женою Куршуд-бека. Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой (занавес) с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека. И слышит она из-за чапры, что Пришёл незнакомец, который говорил: «Селям алейкюм: вы здесь веселитесь и пируете, так позвольте мне, бедному страннику, сесть с вами, и зато я спою вам песню». — «Почему же нет, — сказал Куршуд-бек. — Сюда должны быть впускаемы песельники и плясуны, потому что здесь свадьба: — спой же что-нибудь, Ашик (певец), и я отпущу тебя с полной горстью золота».
Тогда Куршуд-бек спросил его: «А как тебя зовут, путник?» — «Шинды-Гёрурсез (скоро узнаете)». — «Что это за имя, — воскликнул тот со смехом. — Я в первый раз такое слышу!» — «Когда мать моя была мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать, сына или дочь бог ей дал: им отвечали — шиндигёрузез (скоро узнаете). И вот поэтому, когда я родился — мне дали это имя». — После этого он взял сааз и начал петь.
— В городе Халафе я пил мисирское вино, но бог мне дал крылья, и я прилетел сюда в день.
Брат Куршуд-бека, человек малоумный, выхватил кинжал, воскликнув: «Ты лжешь; как можно из Халафа приехать сюда в день?»
— За что ж ты меня хочешь убить, — сказал Ашик: — певцов обыкновенно со всех четырех сторон собирают в одно место; и я с вас ничего не беру, верьте мне или не верьте.
— Пускай продолжает, — сказал жених, и Ашик-Кериб запел снова:
— Утренний намаз творил я в Арзиньянской долине, полуденный намаз в городе Арзруме; пред захождением солнца творил намаз в городе Карсе, а вечерний намаз в Тифлизе. Аллах дал мне крылья, и я прилетел сюда; дай бог, чтоб я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору: Маулям(создатель) дал Ашику крылья, и он прилетел на свадьбу Магуль-Мегери. Тогда Магуль-Мегери, узнав его голос, бросила яд в одну сторону, а кинжал в другую: — «Так-то ты сдержала свою клятву, — сказали ее подруги; — стало быть, сегодня ночью ты будешь женою Куршуд-бека». — «Вы не узнали, а я узнала милый мне голос», — отвечала Магуль-Мегери; и, взяв ножницы, она прорезала чапру. Когда же посмотрела и точно узнала своего Ашик-Кериба, то вскрикнула; бросилась к нему на шею, и оба упали без чувств. Брат Куршуд-бека бросился на них с кинжалом, намереваясь заколоть обоих, но Куршуд-бек остановил его, примолвив: «Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует». Придя в чувство, Магуль-Мегери покраснела от стыда, закрыла лицо рукою и спряталась за чапру
— Теперь точно видно, что ты Ашик-Кериб, — сказал жених; — но поведай, как же ты мог в такое короткое время проехать такое великое пространство? — «В доказательство истины, — отвечал Ашик, — сабля моя перерубит камень, если же я лгу, то да будет шея моя тоньше волоска; но лучше всего приведите мне слепую, которая бы 7 лет уж не видала свету божьего, и я возвращу ей зрение». — Сестра Ашик-Кериба, стоявшая у двери и услышав такую речь, побежала к матери. «Матушка! — закричала она, — это точно брат, и точно твой сын Ашик-Кериб»; и, взяв ее под руку, привела старуху на пир свадебный. Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развел его водою и намазал матери глаза, примолвя: «Знайте все люди, как могущ и велик Хадрилиаз», — и мать его прозрела. После этого никто не смел сомневаться в истине слов его, и Куршуд-бек уступил ему безмолвно прекрасную Магуль-Мегери.
Тогда в радости Ашик-Кериб сказал ему: «Послушай, Куршуд-бек, я тебя утешу: сестра моя не хуже твоей прежней невесты, я богат: у ней будет не менее серебра и золота; итак, возьми ее за себя — и будьте так же счастливы, как я с моей дорогою Магуль-Мегери».
Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выбор элемента из выпадающего списка;
Текст вопроса: Что пророк дал Ашик – Керибу?
а) высокий рост и дар песен;
б) высокое сердце и дар песен;
в) высокое сердце и дар рисования;
г) маленький рост и большое сердце
Правильный вариант:
б) высокое сердце и дар песен;
Разбор типового контрольного задания
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова.
Между тем ______ Пришёл ______ и ______ в одну деревню; добрые люди _______ его и__________; он за то ______ им чудные песни; таким образом переходил он из _______ в деревню, из города в ______; и ____ его разнеслась ______.
Правильный вариант:
Между тем странник Пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.
Урок литературного чтения
в 4 классе по УМК «Школа России»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.
Цели урока: продолжить знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».
Задачи:
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать задание: определять
его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников (словари, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять характеристику героев.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока
Орг. момент
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, а также изучили его биографию
Вспомните, в какой семье родился поэт? Кто занимался воспитанием маленького мальчика (бабушка, т.к. его мама рано умерла).
— Где значительную часть своей жизни провел Лермонтов (на Кавказе)
Да, так сложилось, что большую часть времени своей короткой жизни, он провел именно там, на Кавказе.
слайд 1. Кавказ – географический регион, который расположен к югу от Восточно-Европейской равнины.
слайд 2. Кавказ представляет собой горную систему, расположенную в Евразии между Чёрным и Каспийским морями. Родившись болезненным ребенком, родные поэта привозили его сюда на лечение. Именно на склонах величественных кавказких гор ему довелось работать.
слайд 3. Кавказ охватывает территории России, Грузии, Армении, Азербайджана. Южная граница Кавказа проходит по границе Грузии, Армении и Азербайджаном с Турцией и Ираном
На кавказской земле в г. Пятигорске погиб Михаил Юрьевич. Он был убит на дуэли своим товарищем по юнкерской школе Николаем Мартыновым. Поэт обладал дерзким нравом, а его шутки часто вызывали негодование окружающих. По рассказам секундантов, причиной дуэли стала именно шутка в адрес Мартынова, которую тот счел оскорбительной. Позже дуэль стала обрастать другими версиями, например, причиной называли то, что офицеры не поделили даму, вернее, дама выбрала Лермонтова. По другой версии — Мартынов отстаивал честь сестры, за которой Лермонтов ухаживал.
После гибели поэта в Петербурге разбирали оставшиеся после него бумаги. Была найдена рукопись, явно не подготовленная к печати. На листе, который оборачивал рукопись сверху в качестве обложки, было написано так: «Ашик-Кериб», турецкая сказка. Таким образом, об этом произведении Лермонтова стало известно только после его смерти. Впервые оно было опубликовано через пять лет после его гибели. Автор называет эту истории сказкой (таков подзаголовок), и так её называем и мы. Но Лермонтов не был сказочником. Его нельзя считать автором этого произведения, он пересказал известный текст, который бытовал на широких просторах Азии.
— Тем не мене произведение «Ашик-Кериб» относится к жанру сказок
— Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)
— К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)
— Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).
Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (Чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор три раза АшикКериб просил Святого Хадерилиаза дове), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)
2. Проверка домашнего задания.
— Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали. Для этого одни ребята ответят на вопросы небольшого теста, а другие – разгадают кроссворд.
Постановка целей и задач
Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Лермонтова, вспомним сюжет сказки, будем давать характеристики героям и выясним, чему учит нас это произведение, т.е. определим его главную.
Посмотрите на экран.
Слайд 4. Мы с вами переносимся в удивительную страну — Турцию, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается она сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским (звучит турецкая музыка). Столица Турции- Анкара. На слайде вы видите этот город в наши дни. Но в 19 веке Турция выглядела иначе.
Закройте глаза… Попробуйте представить, что вы находитесь в этих местах.
Например, вы идете по рынку, представляющий собой лабиринты узких улочек и переулков …или вы направляетесь к турецкой церкви – мечети, а мимо вас проезжает конный экипаж. … или вы стоите на деревянном мосту и любуетесь видом, который открывается перед вами
Откройте глаза. Удалось вам представить себя в этих местах?
Давайте вернемся теперь к сказке М.Ю.Лермонтов. О каких городах в ней упоминается? Взгляните на современную карту. Найдем здесь города, которые сейчас вы назвали
Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии)
Карс- Карс
Арзурум – Эрзурум
Арзиньян – Эрджиньян
Халаф- Аллепо (город в Сирии)
— В каком городе происходят главные события? (Тифлиз – Тбилиси)
— Вспомним главных героев сказки.
Кого видите на экране? (Ашик кериб), МагульМегери, Куршуд-бек.
Скажите к какому эпизоду сказки относится данная иллюстрация?
Вспомни путь, который преодолел Ашик-Кериб за три дня. Давайте вернемся к современной карте. Из какого города возвращался _Слайд
Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Инсценировка эпизода (чтение по родям)
Найдите отрывок, где Ашир-Кериб обращается к Аллаху? с. (по ролям)
Какое доказательство привел Ашиб-Кериб, чтобы убедить всех в могуществе и величии Хадерилиаза.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
Ребята, мы вспомнили сюжет сказки, называли главных героев сказки. Следующее задание — это Работа в группах.
Каждой группе необходимо выбрать качества, которые присуще тому или иному главному герою.
1 ряд – подбирает качества к Ашик-Кериб
2 ряд – Мигель-Мигери
3 ряд- — Курдшук-бек
(На доску вывешивают карточки с «качествами» героев.. Скажите, кого из героев можно отнести к положительным, отрицательным.
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради с. 18 задание №5
В нем необходимо распределить героев скзаки Лермонтова по группам
Положительные герои: Ашик (главный герой, бедный парень), Магуль (принцесса, возлюбленная Ашика). Хадерилиаз (он же Св. Георгий по Лермонтову, помогающий Ашику добраться домой – его можно отнести к герою-помощнику)
Отрицательные герои: Куршуд, брат Куршуд-бека.
— Какую роль сыграл в сказке Хадерилиаз? (помог герою вернуться). К какой категории мы отнесем этого персонажа – Герой-помошник
— Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев разными характерами? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды). Это и есть главная мысль произведения.
Рефлексия.
Продолжи фразу…
Сегодня на уроке мне понравилось….
Сегодня на уроке я смог…..
Сегодня на уроке у меня получилось….
Вечером я расскажу дома о том, как….
9. Итог.
— Как называется сказка, пересказанная М.Лермонтовым?
— Сказкой, какого народа она является?
— На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?
10. Домашнее задание
составить отзыв в рабочей тетради о произведении по плану. с. 20