М ю лермонтов краткий рассказ о поэте чувство одиночества и тоски в стихотворении тучи

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Образовательные цели урока:

  • познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;
  • обучать основам анализа поэтического произведения;
  • воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
  • Формирование умения оценки языкового материала с точки зрения его нормативности.

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки и коррекции.

3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.

4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: навыков смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Ресурсы:

учебник — Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Оборудование: презентация, проектор,

Ход урока:

Эпиграф  

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды

деятельности учащихся

  1. Организационный момент.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, осознают учебно-познавательную задачу, планируют необходимые действия, операции

  1. Мотивация (слайд 1)

Учитель:

15 октября  2014 году мы отмечали 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), великого сына России, рано погибшего гениального поэта, прозаика, драматурга, художника, человека.
     «На протяжении почти двух столетий русское художественно-историческое сознание творит Легенду о Лермонтове, переживает судьбу, характер, образ поэта, самый „звук“ лермонтовского гения».
     Лермонтов вошел в сердца соотечественников в дни национального траура своей родины — в дни гибели Пушкина, когда скорбели все передовые люди России, лишившиеся своего первого поэта, национального гения.
     Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой, как болид жизни.

Эпиграфом нашего урока станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Совершенствование мыслительной операции анализа, построение умозаключения

Прослушивание стихотворения «И скучно, и грустно».  (аудиозапись)

Учитель. Это стихотворение было написано за год до смерти величайшим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым.

Прочитайте, пожалуйста,тему нашего урока (слайд 2)

Запишем тему в тетради

Слушают стихотворение

Целеполагание.

Учитель. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (расширим знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнем в мир лирического героя, почувствуем настроение лермонтовского стихотворения, узнаем историю создания стихотворения, проанализируем стихотворение «Тучи»  .)

самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Формирование регулятивного УУД целеполагания

Работа по теме урока.        

  1. Выступление подготовленного ученика ( биография М.Ю.Лермонтова)..

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Слайд 3.

Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Слайд 4.

Это была усадьба бабушки — помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Слайд 5.

Тарханы — край лермонтовского детства и отрочества. Слайд 6.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке.

Слайд 7.

Его брак с матерью поэта Марией Михайловной по понятиям того времени, был неравным. 

Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его. Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья.

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал.

Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. (слайд 8)   Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. (слайд 9) 

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, (слайд 10) писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. (слайд 10). Трудным был этот период. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ. Слайд 11.

  1. Продолжение учителя

В 1840 году за дуэль Лермонтов  снова был сослан на Кавказ, где шла война. Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь и распорядился назначить Лермонтова в такой полк , который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери. Михаил Юрьевич  понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знамениты поэтом. О нём писали критики, спорили читатели.

Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе. Но этому не суждено было осуществиться.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

Учитель. Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.

  1. Слово учителя

История создания стихотворения «Тучи»

Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал:

«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..»

Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение.

«…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба)

  1. Анализ стихотворения “Тучи”
  • Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
  • Какое настроение овладело вами?
  • Какую картину вы представили себе во время чтения?
  • Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Три: 1. Обращение пота к тучам 2. Вопросы поэта 3. Ответы поэта)

Анализ  1 части

  • Как поэт обращается к тучкам и почему именно так?  ( «Тучки   небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу) 
  • Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
  • Как называется это художественное средство? ( Сравнение)
  • Что общего у себя с тучами находит поэт? ( «Мчитесь вы, будто, как я  же, изгнанники»)
  • Как поэт называет небо и почему именно так?(«степью лазурною..», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь)
  • Как называется это художественное средство? (метафора)
  • Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный(лазоревый, синий

Бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий)

  • С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек,  мчащихся  « степью лазурною, цепью жемчужною») ( Эпитеты, метафоры)
  • Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с  цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку).

 Комментарии учителя

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.

Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения

участвуют в творческом созидательном процессе. выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. формулируют собственные мысли, высказывают

Физкультминутка. Релаксация (под ф/запись «шум моря)».

— А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите

свободных белых чаек, парящих над морем.  И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики  класса. Итак, продолжим нашу работу.

осознают необходимость заботы о здоровье

Работа по теме урока (продолжение)

    Анализ   2 части

Прочитаем 2 строфу стихотворения

  • К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы?   ( Риторические)
  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). 
  • Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

Комментарии учителя

              М.Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания  чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть страшнее?!

        Анализ 3 части

  • Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
  • — Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
  • -Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную — эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.

Как называется это художественное средство? ( Антитеза)

Комментарии учителя

Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.

  • О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему (Тема – горечь  поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска)

высказывают и обосновывает свою точку зрения

  1. Составление синквейна.

Синквейн – творческая работа — должен составятся с 5 строк:
Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).
2. 
Вторая  строка  представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).
З.
Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.
4.
Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.
5. 
Последняя строка состоит из одного слова — синонима, который передает, сущность темы.

Тучки
холодные, свободные
скучают, путешествуют, мчатся
Нет родины — нет изгнания.

Свобода.

Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит

Тяжело жить без родины

Одиночество.

Учитель. Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.

Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.

осуществляют поиск необходимой информации, действуют по плану.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

♦ Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?

♦ Что в уроке вам понравилось больше всего?

оценивают свою работу, сравнивая с образцом; осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Заключительное слово учителя

Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей.

     Как сказал, известный литературовед Ираклий Андроников: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

В конце урока давайте прослушаем песню «Тучи» на стихи Лермонтова (аудиозапись)

Спасибо большое, ребята, за этот прекрасный урок!

Слушают учителя, подводят итог своей деятельности.

ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ТУЧИ”

1 вариант

Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ – сильным и счастливым.

Поэт бесконечно любит свою родину.

В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками (“мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”), а потом противопоставляет себя им (“чужды вам страсти и чужды страдания”).

У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники.

В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека. Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме “судьбы решения”, Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное – клевета:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово “нет”:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа – скованный властью поэт-изгнанник, холодность – пламенность, бесчувствие – страдание.

Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи – символ свободы и вечного поиска.

Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.

Чувство личной несвободы, чувство одиночества – вот что с особой силой звучит в финале стихотворения “Тучи”.

2 вариант

М. Ю. Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Так, например, дух сомнения, размышления, отрицания, который мы встречали у Пушкина в его “Демоне “, характерен и для всего творчества М. Лермонтова. Но все же своеобразие творчества этого замечательного поэта несомненно.

Поэзия М. Лермонтова несет мрачный колорит. В ней встречаются такие темы и мотивы, каких не было у А. Пушкина. Например, темы одиночества, предчувствия собственной трагической гибели, ощущения своего “избранничества”, обрекающие на непонимание окружающих и отчужденность.

Тема изгнанничества и одиночества является центральной в стихотворении “Тучи”. По свидетельству современников, М. Лермонтов написал это произведение перед отъездом в кавказскую ссылку, поэтому оно проникнуто печалью и мыслями о тяготах и превратностях человеческой жизни.

Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он обращается к “тучкам небесным” и сравнивает их с собой. Они – “вечные странники”, они свободны и бесцельно мчатся “степью лазурною “. А лирический герой – изгнанник. И не по собственной воле покидает он “милый север”.

Большое количество риторических вопросов выражают тоску, переживание и бесконечное одиночество лирического героя. Также они показывают те тяготы человеческой жизни, которые способны омрачить душу и изгнать из родимой стороны:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Эмоциональная напряженность в стихотворении возрастает с каждым новым вопросом. Автор приходит к заключению, что тучи – изгнанники по собственному желанию, ведь они “вечно холодные, вечно свободные”, им “чужды… страсти и чужды страдания”. На земле нет ничего, что было бы дорого им, что они любили бы и о чем могли бы тосковать в разлуке.

“Нет у вас родины, нет вам изгнания”, – с печалью говорит лирический герой. Он остается с пониманием своего полного одиночества, которое никто и ничто не может разделить с ним.

Путь М. Лермонтова оказался трагически кратким: поэт погиб. Но мир, созданный им, нетленен, как образ совершенства.

Loading…

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 225.

Обновлено 26 Февраля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 225.

Обновлено 26 Февраля, 2021

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года, в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.

Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная..

Эпитеты “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.

Олицетворение – “тучи – вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Тема

Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Жанр

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”). Антитеза с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Милада Кутлиахметова

    7/7

  • Макс Христос

    6/7

  • Андрей Данилов

    6/7

  • Римма Хамхоева

    7/7

  • Айнур Жамалов

    6/7

  • Александр Демченко

    4/7

  • Нурия Салихова

    7/7

  • Марина Медвецкова

    7/7

  • Максим Гонтовой

    5/7

  • Семён Матвеев

    7/7

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 225.


А какую оценку поставите вы?

Михаил Юрьевич Лермонтов  1814-1841   Чувство одиночества  и тоски  в стихотворении «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Каждый заново открывает для себя  М. Ю.  Лермонтова.  Гений его настолько многогранен  и всеобъемлющ, что эти открытия будут продолжаться без конца.  Сергей Наровчатов

Каждый заново открывает для себя М. Ю. Лермонтова. Гений его настолько многогранен и всеобъемлющ, что эти открытия будут продолжаться без конца. Сергей Наровчатов

М.Ю.Лермонтов родился  15 октября 1814 г.  в Москве   Это самый ранний портрет Михаила

М.Ю.Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве Это самый ранний портрет Михаила

Родители поэта.  Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)  Мама - Мария Михайловна (1795-1817).

Родители поэта. Отец — капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мама — Мария Михайловна (1795-1817).

C 1815 по 1827 год Лермонтов живет в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Для обучения пригласили гувернёра – француза,  бонну – немку, потом - англичанина.  В 1827 г .  Лермонтов переезжает с бабушкой  в Москву.

C 1815 по 1827 год Лермонтов живет в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Для обучения пригласили гувернёра – француза, бонну – немку, потом — англичанина. В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

1828 г.-1830 г.  Лермонтов принят полупансионером  в Московский университетский Благородный пансион  в 4 класс.  1830 г. - прошение о приеме в Московский  университет.  Но лекции  не удовлетворяли жаждущего знаний юношу.

1828 г.-1830 г. Лермонтов принят полупансионером в Московский университетский Благородный пансион в 4 класс. 1830 г. — прошение о приеме в Московский университет. Но лекции не удовлетворяли жаждущего знаний юношу.

1832 г. - переезд  в Санкт - Петербург.  Просит выдать свидетельство  об обучении.  Ему отказали зачесть курсы, прослушанные  в Москве.  1832 г.-1834 г. – избрал военное поприще,  поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков  и кавалерийских юнкеров.

1832 г. — переезд в Санкт — Петербург. Просит выдать свидетельство об обучении. Ему отказали зачесть курсы, прослушанные в Москве. 1832 г.-1834 г. – избрал военное поприще, поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 Февраль 1837г. –  арест Лермонтова  за стихотворение

Февраль 1837г. – арест Лермонтова за стихотворение «Смерть Поэта». Через несколько дней (25 февраля) по Высочайшему повелению Лермонтова переводят в драгунский полк на Кавказ.

 1840 г. 18 февраля.  Дуэль с сыном французского посланника де Барантом.  Военный суд  приговорил  Лермонтова  к вторичной ссылке  на Кавказ.

1840 г. 18 февраля. Дуэль с сыном французского посланника де Барантом. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.

Во время ссылки раскрылось  художественное дарование Лермонтова,  с детства увлекавшегося живописью.

Во время ссылки раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены,  портреты и карикатуры.

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Воспоминание о Кавказе

Воспоминание о Кавказе

Вид Пятигорска

Вид Пятигорска

Крестовая гора

Крестовая гора

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым  и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска».  В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска». В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

 В 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы  и похоронен  в семейном склепе Арсеньевых

В 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых

История создания стихотворения  «Тучи».  В 1840 году за дуэль снова был сослан на Кавказ.  На Кавказе шла война.  Царь распорядился назначить поэта в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес потери.  Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть.  В апреле 1840 года он прощался с петербургскими друзьями.

История создания стихотворения «Тучи». В 1840 году за дуэль снова был сослан на Кавказ. На Кавказе шла война. Царь распорядился назначить поэта в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес потери. Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. В апреле 1840 года он прощался с петербургскими друзьями.

Анализ стихотворения «Тучи» Закройте глаза и представьте картину, которую описывает поэт. Что вы увидели «внутренним зрением»? 2. Какие ассоциации возникают, когда вы слушаете стихотворение? 3. Как вы думаете, почему стихотворение называется «Тучи», а не «Облака»? 4. Символ – это знак, который условно заменяет явление. Что символизируют Тучи? 5. Какой мотив (тема) стихотворения? 6. М.Ю.Лермонтов сравнивает себя с тучами.  В чем сходство? В чем различие? 7. Как вы понимаете фразу « Или друзей клевета ядовитая?». Нет ли здесь противоречия? Разве можно назвать друзьями тех, кто тебе тайно завидует, открыто злобствует, клевещет, отравляя твою жизнь?

Анализ стихотворения «Тучи»

  • Закройте глаза и представьте картину, которую описывает поэт.

Что вы увидели «внутренним зрением»?

2. Какие ассоциации возникают, когда вы слушаете стихотворение?

3. Как вы думаете, почему стихотворение называется

«Тучи», а не «Облака»?

4. Символ – это знак, который условно заменяет явление.

Что символизируют Тучи?

5. Какой мотив (тема) стихотворения?

6. М.Ю.Лермонтов сравнивает себя с тучами.

В чем сходство? В чем различие?

7. Как вы понимаете фразу « Или друзей клевета ядовитая?».

Нет ли здесь противоречия?

Разве можно назвать друзьями тех, кто тебе тайно завидует,

открыто злобствует, клевещет, отравляя твою жизнь?

Тучи  Тучки небесные, вечные странники!   Степью лазурною, цепью жемчужною   Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники   С милого севера в сторону южную.  Кто же вас гонит: судьбы ли решение?   Зависть ли тайная? злоба ль открытая?   Или на вас тяготит преступление?   Или друзей клевета ядовитая?  Нет, вам наскучили нивы бесплодные...   Чужды вам страсти и чужды страдания;   Вечно холодные, вечно свободные,   Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники  С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?  Зависть ли тайная? злоба ль открытая?  Или на вас тяготит преступление?  Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…  Чужды вам страсти и чужды страдания;  Вечно холодные, вечно свободные,  Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Выводы. 1. Тема стихотворения – отражение настроений поэта-изгнанника. Грусть и отчаяние, чувство одиночества и тоски.  Вот почему поэт сравнивает себя с тучами. Но причины изгнания различны. Тучи – вечные странники, вечно свободные, но вечно холодные, без любви, без привязанностей, ко всему равнодушные, чужды им страсти и чужды страдания, нет у них Родины. Лирический герой – поэт-изгнанник, гоним, не свободен, поэтому испытывает чувство одиночества, огорчения, грусти, тоски, отчаяние. Он страдает оттого, что ему надо покинуть «милый север».  Для него Чувство Родины – высшая ценность на земле.

Выводы.

1. Тема стихотворения – отражение настроений поэта-изгнанника. Грусть и отчаяние, чувство одиночества и тоски.

Вот почему поэт сравнивает себя с тучами.

  • Но причины изгнания различны.

Тучи – вечные странники, вечно свободные, но вечно холодные,

без любви, без привязанностей, ко всему равнодушные, чужды им страсти и чужды страдания, нет у них Родины.

Лирический герой – поэт-изгнанник, гоним, не свободен, поэтому испытывает чувство одиночества, огорчения, грусти, тоски, отчаяние.

Он страдает оттого, что ему надо покинуть «милый север».

Для него Чувство Родины – высшая ценность на земле.

Художественные средства создания образов.

1. Интонация – лат. произносить громко. Свойство речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету. Интонация создается за счёт поэтического синтаксиса.

2. Поэтический синтаксис или синтаксические фигуры.

— Инверсия – необычный порядок слов в предложении.

— Анафора – повторение в начале строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков.

— Антитеза – композиционный прием, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Лирический герой – изгнанник не по своей воле уезжает с милого севера в сторону южную.

— Риторические вопросы — утверждения в форме вопроса, не предполагающего ответа. Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

3. Тропы – слова, использованные в переносном значении.

Эпитеты – образные определение, выраженные прилагательными

или приложениями. Степью лазурною , с милого севера, нивы бесплодные.

— Метафоры — употребление выражения в переносном значении на основе сходства предметов по форме, цвету, действию, ощущению. Цепью жемчужною – то есть как жемчуг , мчитесь вы, кто вас гонит, вам наскучили.

— Сравнение – образное выражение, в котором одно явление или понятие сопоставляется с другим . Используются слова будто, как будто, словно.

Рефлексия   1. Что нового вы узнали?  2. Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?

Рефлексия

1. Что нового вы узнали?

2. Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?

Домашняя работа  1. Выучить стихотворение наизусть. Учебник - стр.150.  2. Составить словарь опорных слов и понятий урока (глоссарий).

Домашняя работа

1. Выучить стихотворение наизусть. Учебник — стр.150.

2. Составить словарь опорных слов

и понятий урока (глоссарий).

“Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”

Тоска и смятение, печаль и одиночество – частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение “Тучи” раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более если он – поэт. Вот почему такой глубокой грустью наполнены воспоминания героя о любимом севере. Не по доброй воле он покинул родину, стал изгнанником. Что же послужило тому причиной? Этот же вопрос задает он и тучам:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Горечью и скрытым гневом наполнены слова поэта. Видно, что его судьбу изменили несправедливость и ложь, зависть и злоба. Но не имея возможности противостоять решению судьбы, герой не собирается смиряться внутренне, в душе он горд и независим, хотя и бесконечно одинок. Что же могут ответить изгнаннику тучи? Безмолвно проплывают они по небу, не зная куда, не ведая откуда:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Я думаю, ни за какие сокровища мира не согласится поэт принять такую свободу – без друзей и врагов, без родины. И в этой мысли, я уверена, поэт найдет утешение своему одиночеству.

Сочинение по литературе на тему: “Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”

Другие сочинения:

Анализ стихотворения Лермонтова “Тучи” Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою Read More .

Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Тучи”) Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть, И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина! М. Ю. Лермонтов Жизнь М. Ю. Лермонтова с детских лет была трудной. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, домашние Read More .

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в Read More .

Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина “Туча” и М. Ю. Лермонтова “Тучи” У двух величайших русских поэтов – Пушкина и Лермонтова – есть стихотворения с практически одинаковыми названиями. А 1835 году Пушкин пишет стихотворение “Туча”, а в 1840 Лермонтов создает свои знаменитые “Тучи”. Что объединяет и чем отличаются эти два произведения? Туча Read More .

Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, Read More .

Любовь к родине чувство патриотизма Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если посмотреть со стороны, достойны материнской любви. Но это – если со стороны. Так Read More .

“Одинок я, нет отрады” (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова) “Поэт совсем другой эпохи, – так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М. Ю. Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях “Смерть поэта”, “Как часто пестрою толпою окружен.”, “Свет”. Светское общество в них не просто скучно, Read More .

“Что такое Родина” (3) Литературное наследие Лермонтова велико и многогранно и довольно часто перекликается с настроениями поэзии великого Пушкина. Для молодого поэта Пушкин являлся своего рода пророком, несущим в мир гуманность, красоту и свободу. Идея борьбы за свободу и волю нашла свое отражения во Read More .

“Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”

Тоска и смятение, печаль и одиночество – частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение “Тучи” раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более если он – поэт. Вот почему такой глубокой

Мятежный дух в лирике Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик.

И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей В Кобы мы расстались с Максимом Максимычем. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Сознайтесь. что Максим Максимыч человек достойный уважения?. Если вы сознаетесь в этом, то я впол>се.

Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком.

Любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича.”) Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных.

Почему Тамара жертвует собой в поэме “Демон” И мир в неведенье спокойном Я на челе, тебя достойном, Ни ненавидеть, ни любить. Слезой раскаянья сотру Следы небесного огня и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра.

Образ и характер Вернера Вернер занимает особое положение по отношению к Печорину. Печорин не противопоставляется Вернеру, а сопоставляется с ним, так как между ними много общего. Вернер – “скептик и материалист”, так же как.

Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста.

Авторская мысль в стихотворении “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда привела смерть Поэта. Здесь реализовалась до конца внутренняя идея произведения.

Печорин и контрабандисты. (Анализ главы “Тамань” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) “Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?” М. Ю. Лермонтов В романе Лермонтова “Герой нашего времени” решается злободневный вопрос: почему люди, умные и энергичные, не находят применения.

В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова И ненавидим мы, И любим мы случайно. М. Ю. Лермонтов. С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать.

Пейзаж в лирике М. Ю. Лермонтова Лермонтов являлся, с одной стороны, продолжателем традиций Пушкина, а с другой – находился в острой полемике с ним. Поскольку там, где Пушкин утверждал общечеловеческие ценности, которые наполняют жизнь смыслом, Лермонтов.

Патриотические мотивы в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории.

История души человеческой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем.

Как часто пестрою толпой окружен Стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен” в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в.

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для.

Любовь Печорина к Вере Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать.

Лермонтов – наш современник В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею.

Литературная судьба романа “Герой нашего времени” В романе “Герой нашего времени” автор, еще не вполне отделившийся от созданного им образа, совершает тот же путь, что и Печорин. Лермонтову удалось лишь отчасти воплотить в последующих художественных произведениях.

Основные мотивы лирики Лермонтова Лермонтов для меня – это прежде всего, еще с детских лет, “Белеет парус одинокий”. Может, потому что эти строки впервые прозвучали на морском берегу, словно звуковым фоном к маленькой белой.

Тамара – характеристика литературного героя ТАМАРА – героиня “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного.

Сейчас вы читаете: “Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”

3 примера анализа стихотворения "Тучи" Лермонтова

­­Пример анализа 1

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.

 Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения.

Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить.

Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя.

Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.



Пример анализа 2

Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

Тема

Тема одиночества и изгнания, которые характерны для лирики Лермонтова. Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.

Тема произведения

Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.

Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.

Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Настроение

Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.

Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от с

Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Настроение

Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.

Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.


Пример анализа 3

История создания

Стихотворение «Тучи» впервые вышло в печать в апреле 1840 года. Написал же его автор буквально незадолго до своей смерти – в день, когда он отправлялся на Кавказ. Близкие товарищи решили сделать приятное Михаилу Юрьевичу и собрались все вместе, чтобы попрощаться с ним перед ссылкой. Подобный поступок очень растрогал автора и приятно удивил. Как позже рассказывали его товарищи, Лермонтов очень долго любовался тучами за окном, которые и натолкнули его на написание данного творения. Впервые прочел он его тут же своим товарищам.

Поэт как будто предчувствовал свою смерть в скором времени. Все его поведение излучало усталость от жизни и какую-то тревогу. Главной причиной его подавленности было то, что человек не является творцом своей судьбы. Он вынужден подчинятся законам, и поступать совершенно не так, как требует его душа. Именно эта проблема и отобразилась в строках стихотворения. То, что автор не мог находиться там, где ему хочется – очень негативно сказывалось на его настроении.

В печать стихотворение «Тучи» попало в 1840 году и вошло в сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

Тема произведения

Это очень серьезное стихотворение, которое наполнено грустью. Переживания очень глубокие, и касаются они тех людей, которые вынуждены находиться в постоянном странствии, ни к кому и ничему не привязываясь. На самом деле данная тема знакома практически каждому человеку на определенном этапе жизни. Но у некоторых с изменением обстоятельств она проходит, а других же она преследует всю жизнь.

Безумно глубокие строки наполнены очень большим смыслом. Они заставляют задуматься о тех вещах, которые мы порой начинаем ценить слишком поздно. Здесь показана цена родины, любви и привязанности. На первый взгляд, в этих вещах нет ничего не обычного, но Лермонтову удается донести всю их невероятную ценность и значимость в жизни человека.

Не просто так Лермонтов разместил это стихотворение последним в сборнике. Тем самым он дает понять, что он устал бороться и это конец. Конец его борьбы как внутренней, так и с непониманием этого мира.

Образы и символы

В образе туч автор показывает самого себя. То, что он не имеет никакого желания направляться туда, куда вынужден ехать по воле судьбы. Тучи тоже не могут делать то, что хочется именно им. Они вынуждены повиноваться воле ветра.

Композиция

Композиционно данное стихотворение делится на три строфы. По ритму оно характерно для всей лирики Лермонтова зрелого периода. Неспешное прочтение помогает лучше понять смысл стиха. Написано это произведение четырехстопным  дактилем, рифмовка – перекрестная..

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

В первой строфе мы видим четкую параллель жизни автора и тучек, с которыми он сравнивает себя. Они точно так же вынуждены отправится в неродную сторону, покинув при этом свой дом.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

 Во второй строфе автор задет риторические вопросы, на которые так и не смог найти ответы в своей жизни. Он пытается узнать, почему тучки вынуждены покинуть свой родной край и мчаться в неизвестном направлении. Далее же следует перечисление всех тех причин, которые мешали жить автору в его собственной жизни. Зависть, злоба, преступление, клевета – это все то, с чем пришлось столкнуться самому Михаилу Юрьевичу в своей короткой жизни. И именно из-за этого он вынужден был покинуть родные края и уехать на Кавказ.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 В последней же строфе автор отвечает сам себе на заданный вопрос. Он завидует тучкам в том, что им неизвестно понятие Родина. Они свободны и независимы. Для них нет разницы где находиться, в отличии от него. Он очень любит свою прекрасную родину Россию, поэтому ему безумно тяжело расставаться с ней. Но он не в силах что-либо изменить. Он вынужден покинуть родной и любимый край. В последней строчке автор передает весь смысл произведения, показывая тем самым, что для него действительно является самым важным и главным.

Жанр произведения

Безусловно, это стихотворение является лирикой. Зрелой лирикой Лермонтова, которая воплотила в себе очень глубокий смысл и серьезные переживания. Здесь есть лирический герой, его вопросы и проблемы. Более того, это философская лирика, потому что смысл всего произведения автор не говорит прямо. Скрытый смысл стихотворения заставляет задуматься о смысле жизни. Данное стихотворение можно назвать одним из лучших произведений автора.

Средства выразительности

Эпитеты, олицетворения, сравнения – все это автор щедро использует в этом произведении. С помощью них он делает тест более ярким и живым, наполняет эмоциями, и лучше доносит смысл.

Так же Лермонтов прибегает к помощи риторических вопросов, в которых спрашивает именно то, что больше всего волнует поэта в его непростой жизни.

С помощью антитезы он передает свое отношение к сложившейся ситуации и вынужденному отъезду.

Умелое использование всех этих средств выразительности прибавляет тексту красоты и четкости. Приятнейшее прочтение, красивейшие сравнения и очень глубокий смысл – это все прекраснейшая лирика Михаила Юрьевича Лермонтова.

Основная мысль произведения

Михаил Юрьевич находился в очень непростой ситуации. Он вынужден был покинуть родной край и уехать на Кавказ. Где-то глубоко в душе он чувствовал приближающийся конец, поэтому в его произведении можно увидеть неимоверную усталость автора.

Он устал бороться и пытаться что-то доказать. Несправедливость мира, злые языки, клевета – это все очень больно ранило творца и приносило ему немало страданий.

 Он безумно любил Россию,  поэтому вынужденная ссылка на Кавказ причиняла ему много страданий.

Находясь в таком настроении, автор и написал это стихотворение.

Главной мыслью Лермонтов ставит то, что если лишить человека самого дорогого – родины, то тем самым его лишают всего. Он не боится что-то потерять – он уже все потерял, что было ему так дорого и ценно. Он свободен, но он не хочет такой свободы. Жить на чужбине совершенно не подходит автору.

Для него счастьем является то, когда человек свободен в своем выборе. Ему же выбора не оставляют. Он сравнивает себя с тучками, которые постоянно находятся в движении. У них нет родины и нет конечной цели. У них нет смысла жизни.

Вот и в своей жизни странника Михаил Юрьевич перестает видеть какой-то смысл. Ему очень больно от сложившихся так обстоятельств, но он понимает, что не в состоянии что-то изменить. Подобное решение ему дается очень непросто.

Он с завистью смотрит на небо и понимает, что в отличии от него, тучкам нечего терять. Их нигде никто не держит и не ждет. Они свободны и счастливы. Его же очень держит любовь к родине, друзья и близкие люди, разлука с которыми для него подобна смерти. Забрав родину у поэта – у него забрали и дальнейший смысл жизни.

  • М ю лермонтов восточная сказка ашик кериб
  • М ю лермонтов бородино сочинение 5 класс
  • М ю лермонтов ашик кериб характеристика героев сравнение мотивов русской и турецкой сказок
  • М ю лермонтов ашик кериб турецкая сказка хорошие и плохие поступки людей
  • М ю лермонтов ашик кериб турецкая сказка сравнение мотивов русской и турецкой сказки презентация