Класс 4 , предмет «Литературное чтение», Учитель начальных классов Первой квалификационной категории Мансурова Татьяна Валерьевна.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка «Ашик-Кериб»
Тип урока: Урок чтения и коллективного анализа произведения.
Цели:
1. Дать представление о разнообразии жанров произведений Лермонтова М.Ю. (стихи, проза, сказка)
2. Закрепить знания об особенностях волшебных сказок.
3. Отрабатывать навык выразительного, выборочного чтения, чтения по ролям
4. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных
Формировать УУД:
Личностные УУД
Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД
Целеполагание и планирование своей деятельности;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Познавательные УУД
Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
определяют основную и второстепенную информацию;
строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
КоммуникативныеУУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Планируемые результаты.
Предметные.
Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
Называть основные события сказочного текста;
Знать основные особенности авторской сказки;
Метапредметные.
Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные.
Проявлять интерес к чтению авторских русских сказок . Понимать, что в основе сказки лежит вера в себя, в других людей, умение не отступать, держать слово., о человеческой мудрости, находчивости, победе добра над злом, жадностью, глупость.
Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.
— здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм» найти сравнение, «Кластер», ролевое чтение, выразительное чтение.
Формы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальные задания.
Средства обучения: учебник, таблица определения положительных, отрицательных героев произведения, карта Турции для работы в парах, презентация.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, напольный планшет, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1
Этап урока |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|||||
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 2 мин. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
-Приветствие детей, проверим готовность к уроку, настраиваемся на работу. -На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи. — Какое сейчас время года? -Назовите приметы осени. -Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. -Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. -Перед вами на столе лежат листья, давайте посмотрим с каким настроением вы пришли на урок. — Красный листик – обозначает «я пришел без настроения, мне не интересно» -Желтый листик – настроение отличное, я готов к работе» —Возьмите тот листочек, который соответствует вашему настроению. |
Организовывают рабочее место, приветствуют учителя. Осень. Называют приметы. Любуются ладонями. Выполняют дыхательную гимнастику. Садятся на места, принимают правильную позу ученика. Понимают учителя. Воспринимают учебную задачу. Стиль общения свободный, открытый. Выбирают листок настроения |
Личностные: проявлять интерес к учению называть любимых авторов, обосновывать свой выбор. управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
|||||
Актуализация знаний, проверка первичных знаний 2 мин |
На фоне презентации с портретом М.Ю. Лермонтова — Обратите внимание на презентацию, о ком мы с вами будем вести разговор сегодня? -Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем? -А чем еще увлекался Михаил Юрьевич в детстве? -Михаил Юрьевич был еще и музыкально одаренным. -Композитор Варламов еще при жизни Михаила Юрьевича создал чудесную музыку к его произведениям. -Послушаем и мы один из романсов Понравился романс? -Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? -К какому жанру мы отнесём это произведение? -Какие бывают типы сказок? -Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? -А как вы думаете, сказка Ашик-Кериб какая? |
О Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Стихи и проза, поэмы Рисовал акварелью, лепил из воска фигурки, любил устраивать домашние спектакли. Внимательно слушают романс «Парус» произведение. Ответы детей. «Ашик- Кериб» Сказка Народные и авторские Волшебные, бытовые, о животных Ответы детей. |
Личностные: проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома. проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Регулятивные: сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения; |
||||
Постановка целей и задач создание мотивационного поля 2 мин. |
-Какую цель ставим на уроке сегодня? — А для этого нам нужно знать характер и поступки: героев -Значит, мы будем давать характеристику героям. -Правильно, это еще одна важная задача на сегодня. |
Доказать, что сказка Ашик-Кериб волшебная. Героев сказки. Сказки Воспринимают учебную задачу. Внимательно слушают учителя. |
Личностные: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; Регулятивные умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; знать правила школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме |
||||
Получение и первичное усвоение новых знаний 1 мин |
—Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Почему? |
Продолжает слова учителя (Оюна) — М.Ю.Лермонтов написал её в 1837 году в ссылке в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким. |
Личностные: умение слушать сверстников, делать выводы, Познавательные: умение извлекать информацию из сообщения; Коммуникативные: умение слушать и понимать других; |
||||
Чтение и анализ произведения 15-20 мин. |
-О ком нам рассказывает сказка? — Чем занимался Ашик-Кериб? — Почему люди уважали его? — Как он познакомился со своей невестой? -Какое сравнение использует автор? — Почему? Докажите. Что предложила девушка Ашик-Керибу? -Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты? -О каких чертах характера говорит такой поступок? — Какое решение принял Ашик Кериб? -Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго? -Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек? -Почему он так поступил? -Прочитайте отрывок о том, как мать Кериба приняла страшную весть? -Почему она поверила Куршуд-беку? -Почему Магуль-Мегери не поверила в это? -Добился ли Ашик Кериб того чего хотел? -Кто помог разбогатеть Ашик Керибу? -Прочитайте, зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила. -Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой. |
о бедном музыканте балалаечнике Керибе Играл на саазе, веселил народ на свадьбах. Он очень хорошо пел. выразительное чтение отрывка (Даниил) как зимнее небо Доказывают, потому что зимнее небо тусклое, грустное, таким стал Кериб. (чтение отрывка по ролям) (Кериб – Саша, Магуль- Арина) Ответы детей. Он честный, самостоятельный, справедливый. Дал зарок странствовать 7 лет и нажить себе богатства, или погибнуть в пустыне Любовь и верность чувству она тоже дала обещание. стр 99 И вот догоняет –по гладкому полю (Найдан) Хотел взять в жены Магуль П рискакав в Тифлиз – любимую песню Ашик Кериба (ДашаА) Была добрая, верила всем, Кериба давно не было дома Внутреннее чувство, возможно знала Куршуда как хитрого, подлого человека. Да Паша высший титул генерала в Турции, турецкий генерал Стр 101 (Даша Б) От хорошей богатой жизни он стал забывать о невесте, о родине Всадник Хадерилиаз – св. Георгий это бог |
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; умение находить ответы на вопросы в тексте; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; |
||||
Физ-минутка 2-мин |
Мы очень активно поработали, сейчас немного отдохнем. Возьмите в руки листочки и встаньте. Поднимает руки класс- Это «раз», Повернулась голова — Это «два». Руки вниз, вперед смотри — Это «три». Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». Листиками помахать — Это «пять». Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». |
(Потягивания под счет учителя, листочки в руках.) (Движения головой.) (Приседания:) (Повороты туловища.) (Легкие махи листочками) |
Коммуникативные: умение снять напряжение. |
||||
Систематизация полученных знаний 5 мин |
-Рассмотрите карту современной Турции. -Это –удивительная страна. Она находится в двух частях света в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. Столица Турции – город Анкара. -Давайте посмотрим , есть ли на карте современной Турции названия городов о которых упоминается в сказке, или города с похожим названием. — Рассмотрим названия турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб. — Мы видим, что без волшебства проделать такой путь за два дня невозможно. -Для чего сказка представила нам (св. Георгия) Хадерилиаза? – Кто первым узнал Ашик-Кериба в Тифлизе? Чем закончилась сказка? -Докажите, что сказка Ашик –Кериб волшебная. |
Работа с картой в парах Карс, Тифлиз –Тбилиси, столица Грузии, Арзурум, Арзиньян Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс) Невозможно. Что бы сказка закончилась благополучно, что бы добро победило зло, Купец караванщик, Сестра Кериба. Кериб вернулся домой в Тифлиз Волшебник всадник Хадерилиаз, Три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза Исцеление слепой матери комочком земли |
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам; умение находить ответы на вопросы в тексте; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; |
||||
-У вас на столах карточки с таблицей, в которой вам нужно распределить героев сказки по группам.
-Троих ребят я приглашаю к доске для составления кластера о главных героях сказки. Артем и Кирилл идут к планшету выполнять небольшой тест. Проверка: почему выбрали пашу, Хадерелиаза, брата Куршуд бека, |
Самостоятельная работа Индивидуальная работа у доски (Ананда – характеристика Кериба, Савелий – Куршуд бек, Дарья – Магуль Мегери) Интерактивный тест для детей с ОВЗ (Кирилл, Артем) Ответы детей. |
||||||
Вторичное закрепление и проверка усвоенных знаний 2 мин |
-Проверяем кластер, если согласны поднимаем руку. -Ашик Кериб – -Магуль Мегери – -Куршуд Бек – -Мальчики Кирилл Артем какую оценку получили? |
Озвучивание кластера добросердечный, одаренный, верный слову, талантливый, умный, свободный в мыслях, самостоятельный, смелый, решительный, влюбленный. умная, верная, трудолюбивая, терпеливая, проницательная, ласковая. подлый, бесчеловечный, жестокий. Молодцы! |
Личностные: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникативные: умение работать в паре, в группах |
||||
Подведение итогов урока 2-мин |
— Ребята, мы доказали, что сказка волшебная? -Чему нас научила эта сказка? -Какой урок мы можем вынести из сказки для себя? -Может ли для нас это быть ценным? |
Да Добро побеждает зло! Ашик простил Куршуд бека, и даже предложил жениться на своей сестре, все счастливы. Надо быть добрым, не отступать от своих слов, уметь держать слово, и обещания. Не забывать своих близких. Да. |
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме |
||||
Домашнее задание на выбор 1 мин |
-Я предлагаю вам написать небольшой отзыв о произведении, составить кроссворд или нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. |
Записывают домашнее задание |
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
||||
Рефлексия 1 мин |
Я благодарю всех за работу на уроке. Всем большое спасибо. Покажите листиком с каким настроением вы уходите с урока. Поделитесь мнениями: На доске появляется слайд: Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… • Мне больше всего удалось… • А особенно удалось… • Что я получил от этого урока? • За что ты можешь себя похвалить? • За что ты можешь похвалить одноклассников? • За что ты можешь похвалить учителя? |
Спасибо за урок. Все дети показывают желтые листочки. Высказывают свое мнение. |
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, |
||||
Ход урока:
- Организационный момент
3. Сообщение темы и целей урока
На этапе целеполагания, Учитель сообщает хронологические данные о начале литературной деятельности поэта М.Ю. Лермонтова, о выходе в свет его стихотворения –призыва против царизма, посвященного трагической гибели А.С.Пушкина..
Учитель сообщает о талантах Михаила Юрьевича (писал стихи, прозу, рисовал акварелью, лепил из воска, любил устраивать домашние спектакли). Данные сведения помогут обобщить знания учащихся о творчестве молодого поэта на следующем уроке обобщения знаний, позволят расширить коммуникативные возможности класса.
Ярким акцентом на этапе актуализации знаний звучит музыкальное произведение (романс) на стихи М.Ю. Лермонтова «Парус» композитора А. Варламова. Учащиеся внимательно слушают музыкальные строки, произведение понравилось. Использование музыкального сопровождения усилит интерес детей к восприятию в целом произведений М.Ю. Лермонтова, а также разнообразит и украсит ход урока.
Далее учитель начинает беседу о жанрах произведений М.Ю. Лермонтова, подводя учащихся к выводу о том, что поэт писал не только стихи, но и прозу, и даже сказку «Ашик-Кериб»
Учащиеся вспоминают виды сказок (народные и авторские), делают вывод о том, что сказка «Акшик –Кериб» авторская. Продолжается работа над развитием учебно-познавательных мотивов.
Вместе с учителем учащиеся определяют типы сказок народных и авторских (волшебные, о животных, бытовые), делают вывод — сказка «Ашик Кериб» волшебная. Раскрытие учебно-познавательных мотитвов.
Создание проблемной ситуации.
Лермонтов русский писатель и поэт, почему сказка турецкая? (ответы детей) Работа над развитием познавательных мотивов.
Подготовленная ученица дополняет: Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык в те времена называли турецким. Развитие мотива самоутвердиться в классном коллективе.
Работа над характеристикой героев и их поступками, анализ содержания текста.
Работа с текстом начинается с поиска и прочтения отрывка раскрывающего образ главного героя Ашик-Кериба. Учащиеся ищут литературное средство выразительности сравнение и поясняют, почему автор сравнивает героя с «зимним небом». (Потому, что небо зимой тусклое, грустное таким предстает перед нами Ашик). Идет поиск и раскрытие познавательных мотивов.
Описание образа Магуль –Мегери , единственной дочери богатого турка, которую он очень любит. Дороже золота была ему Магуль, лучше всех девушек Тифлиза. Здесь используется красивое сравнение красоты звезд с красотой ангелов. Подруга назвала Магуль газелью, грациозным животным, похожим на лань, которая славится у восточных народов и изысканностью форм, быстротой и легкостью бега. Девушка верит в слова любимого Кериба, и собирается ждать его 7 лет. Продолжается развитие коммуникативных, эстетических мотивов, учащиеся высказывают свое мнение, соглашаются с мнением других.
Далее учащиеся раскрывают образ отрицательного героя сказки Куршуд-бека. Анализируют его поступок, делают заключение о том, что злость, подлость, хитрость, обман, бесчеловечность не украшают человека.
Мать Ашик –Кериба это образ доброты. Кериб давно ушел из дома, получив благословение матери, от глубокой тоски она принимает весть о гибели сына, так как доверяет, верит Куршуд беку. От горя и пролитых слез мать в дальнейшем теряет зрение. Работаем над социальным мотивом – понятия милосердие и вера, доверие.
Вопрос о том кто же помог Керибу разбогатеть, так же помогает создать положительный образ – турецкий генерал (паша) хотя и гордый, но за красивое пение оставляет у себя бедного Ашик Кериба. Ситуация успеха сохраняется, интерес к работе над сюжетом сказки усиливается.
Кульминационный момент сказки — волшебное возвращение Кериба в Тифлиз. Без волшебства расстояние равное двум месяцам езды за два дня не преодолеть. Появляется новый положительный образ Хадерилиаз. Учащиеся с интересом пересказывают сюжет, убеждаясь, что благие дела рождают благие поступки, учатся искренности, честности в отношениях. На данном этапе использовала работу в парах. Беседа фронтальная.
Рефлексия:
На этапе рефлексии в ходе беседы делают вывод о том, чему научила сказка? Какой урок можем вынести из сказки?
Так как сказка прочитана, проведена словарная работа на прошлом уроке знакомства с произведением, про
Разбор типового контрольного задания
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова.
Между тем ______ Пришёл ______ и ______ в одну деревню; добрые люди _______ его и__________; он за то ______ им чудные песни; таким образом переходил он из _______ в деревню, из города в ______; и ____ его разнеслась ______.
Правильный вариант:
Между тем странник Пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.
Вашему вниманию был представлен урок с элементами самопознания «Жить по совести, любя друг друга».
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4В класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель урока(предметная): научить оценивать поступки и принимать свою поведенческую позицию.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся, которые составляют основу умения учиться.
Планируемые результаты:
Предметные:
• учащиеся усвоят понятия совесть», «жить по совести»
• научатся анализировать поступки героев
Метапредметные:
• Познавательные УУД: учащиеся делают выводы о результате совместной работы, обобщают полученные знания, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;
• Регулятивные УУД: учащиеся принимают и сохраняют заданную учебную цель, учитывают заданные учителем ориентиры, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в свои действия, адекватно принимают оценку взрослого, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
• Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение, слушают собеседника, задают вопросы, контролируют действия партнёра, эмоционально позитивно относятся к процессу сотрудничества;
Личностные:
• Осознают роль «совести»в поступках людей;
• осознают ответственность ученика за общее благополучие класса.
Тип урока: Урок систематизации знаний
(общеметодологической направленности)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы: словесный, частично — поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозапись.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является стратегия выхода из затруднения. На этом этапе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа с творческими тетрадями)
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил эмоционально настроить учащихся на урок, помог учащимся предположить тему урока .
На этапе актуализации знаний был проведен небольшой анализ произведения, который включал элементы самопознания. Учащиеся именно на этом этапе зафиксировали затруднение, сказав, что сложно было оценивать себя…
Следующий этап – постановка задач. На этом этапе учащиеся приняли и сохранили заданную цель. Универсальной целью стали слова, записанные на доске «Жить по совести, любя друг друга» Это был призыв. Но и на уровне обучения тема для размышления.
Следующий этап – составление плана, стратегии по разрешению затруднения и реализация выбранного проекта. Основной этап урока Задача данного этапа – формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.
Для разрешения затруднений учащимся были предложены проблемные вопросы. На данном этапе основные формы работы –фронтальная. Здесь же учащиеся выполнили упражнение с шариками, которое позволило им освободить от чувства обиды.
На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону было предложено сочинить пословицы, работа проводилась в парах. Метод тестирования учащихся позволил каждому индивидуально оценить полезность урока, свою деятельность на уроке. Подвести итоги.
Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний. Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к урок позволил учащимся раскрыться, поработать над собой . Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить особенности волшебных сказок;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
Воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Основные виды учебной деятельности:
- Излагать устно текст по плану.
- Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
- Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
- Анализировать поступки героев.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
- Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Универсальные учебные действия:
- Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
- Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.
1) Познавательные УУДД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
2) Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3) Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
4) Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
уроками анализа произведения.
Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:
а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;
б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;
в) доступны для выполнения каждым учеником.
творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения учителя:
- * первая заключается в умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий и явлений;
- * вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
- * третья предполагает поддержку ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Данный стиль обучения обладает большими преимуществами перед репродуктивным, поскольку стимулирует развитие творческих способностей. Однако данный стиль может давать повод к зарождению у учеников психологии неудачника: «Я все равно оригинальнее других не придумаю, так зачем же мне думать?» Обученный в таком стиле человек не может удерживать большой объем информации, необходимый для кропотливого и систематического труда. Как показывают опыт и результаты исследований психологов и педагогов, только систематическое освоение базовых знаний становится подлинной основой для проявления у учащихся творчества. Наиболее ярко творческий стиль обучения проявляется при: защите творческих проектов и заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: он акцентирует внимание на более интересном материале, оставляя менее интересный для самостоятельной работы; он уделяет мало времени для контроля за освоением знаний учащимися; он не всегда может дать анализ проделанной работе. Вместе с тем такого учителя отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. По отношению к ученикам такой учитель чуток и проницателен.
Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей-практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов моменты урока:
четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;
· обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы… и т. п.);
· рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;
· четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
· работа с домашним заданием.
2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационного ресурса и т. д.).
3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока (преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока.
4. К сожалению, многие «традиционные» учителя стремятся подменить средства мотивации средствами контроля, «отмотивировать» ученика негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции управления — стимулирование и контроль.
Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:
1. Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции*).
2. Поощрение — открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.
Ответ как «право свободно высказаться».
4. Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.
5. Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.
Основные компоненты урока |
Уровень реализации |
1. Организационно-мотивационный момент урока |
|
Эмоционально-мотивационная установка на урок и позитивное общение — психологическая комфортность (приветствие учителя, вступительное слово, установление контакта, интерес учителя к состоянию учащихся; эстетика кабинета) |
|
Обеспечение физиологической комфортности (проверка правильности посадки, осанки, обустройства места работы; проверка требований светового и температурного режима в кабинете; рекомендации по оптимальному режиму работы на уроке) |
|
Организация класса (дисциплинарный момент): отчет дежурного, проверка готовности учебных принадлежностей к уроку |
|
2. Целеполагание |
|
Обеспечение четкости цели урока на уровне понимания ее учащимися |
|
Определение практической значимости, полезности осваиваемого знания или способов деятельности на уровне принятия их учащимися (актуализация цели через вопросы: Как и зачем будем делать? Где и как это мне пригодится? и др.) |
|
Учет возрастных особенностей учащихся при реализации функции целеполагания (создание ситуации интриги, ближнесрочная перспектива) |
|
3. Выбор формы учебного занятия |
|
Нетрадиционность формы учебного занятия |
|
Нетрадиционное оформление учебного занятия, подкрепляющее его смысловую или ролевую нагрузку и повышающее интригу действия урока |
|
Дополнительные учебные ресурсы |
|
4. Содержание учебного материала |
|
Опора на уже известное и понятное знание |
|
Обращение к актуальным, повседневным и важным для учащегося вопросам и проблемам (актуализация) |
|
Доступность в сочетании с научностью |
|
Напряженность (знание развивающего характера, нарастание интереса) |
|
Пролонгированность (знание имеет перспективу своего развития и использования) |
|
Занимательность, интересная фабула (сценарная выстроенность) урока |
|
Внутри — и межпредметные связи |
|
Принцип гештальта (законченного образа) в работе со знанием или способом деятельности (каждый компонент знания или способа носит завершенный характер, имеет сформированный образ через предъявление — освоение — закрепление — обобщение — рефлексию — переход к следующему) |
|
Метапредметная направленность |
|
5. Деятельность на уроке |
|
Использование активных методов обучения, новых технологий |
|
Напряженность деятельности, темп урока |
|
Вариативность видов деятельности учащихся |
|
Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательский метод) |
|
Продуктивность обучения (получение конкретных осознаваемых и материализованных продуктов деятельности на уроке) |
|
Уровень самостоятельности учащихся на уроке |
|
Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы |
|
Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся |
|
6. Создание ситуаций рефлексии на уроке |
|
Рефлексия эмоционального состояния |
|
Рефлексия деятельности |
|
Рефлексия результатов |
|
Создание ситуаций рефлексии по ходу урока |
|
Организация общего обсуждения урока |
|
7. Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов |
|
Управление деятельностью класса и каждого учащегося конкретно |
|
Уровень самоконтроля учащихся |
|
Характер контроля |
|
Организация этапа оценивания |
|
Использование бонусов для оценивания |
|
Объективность оценивания |
|
Комментирование оценки |
|
Фиксация оценки, достижений (продуктов) учащихся: формальная (дневник, журнал); публичная (в качестве примера другим) |
|
Домашнее задание |
|
Комментирование домашнего задания учителем с позиций его важности и полезности |
|
Ссылка на опыт, полученный в ходе урока, необходимый для выполнения домашнего задания |
|
Четкая фиксация домашнего задания |
|
Определение критериев оценки домашнего задания (меры поощрения и наказания) |
|
9. Эмоциональный фон хода урока |
|
Эмоциональность учителя |
|
Юмор учителя |
|
Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся |
|
Внимание учителя к учащимся |
|
Психологический контакт на уроке |
|
Создание ситуаций свободного общения при осуществлении учебной деятельности |
|
Использование физминутки для физической и эмоциональной разрядки |
|
Обращение учителя к учащимся |
|
Проявление учащимися интереса к уроку |
|
Дополнительно (общее впечатление об уроке и его итоговая оценка) |
Поиск по сайту
Конспект урока по литературному чтению на тему «М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение.»
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Велигодская Оксана Алексеевна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 21.41 Kb |
Количество скачиваний: | 14 |
Скачать
Просмотров: 65
Похожие материалы
- Правописание приставок пре-, при-
- Урок-игра по русскому языку на тему»Фонетика» (5 класс)
- Внеклассное мероприятие Игра «Звёздный час»
- Сочинение по башкирскому языку»Башкортостан»
- Внеклассное мероприятие по литературе
- Урок по русскому языку на тему»Неопределенно-личные предложения»
- Стихотворение по башкирскому языку учеников 7,11 классов на тему «Родной зык»,»Мой край»
- Урок по русскому языку на тему «Однородные члены предложения»
- Технологическая карта по русскому языку в 5 классе
- Урок по русскому языку на тему » Правописание приставок Пре- и При-«
Тема:
М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «АшикКериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение.
Литературное чтение
Тип урока: освоение нового материала.
Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «АшикКериб», с турецкой культурой; научить
определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи,
сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащейся заимствованными с
Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации к сказке.
Предметные:
п о з н а к о м и т с я с творчеством М. Ю. Лермонтова
и содержанием сказки «АшикКериб»;
н а у ч и т с я : толковать значения восточных слов,
определять тему, идею произведения, положительных
и отрицательных героев; пересказывать основное
содержание произведения, читать осознанно вслух
текст художественного произведения целыми
словами, соблюдая орфоэпические нормы русского
языка, определять тему и главную мысль
произведения.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на
систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать
ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя
свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения.
Личностные: осознанно
готовиться к урокам
литературного чтения;
выполнять задания;
формулировать свои
вопросы для учителя. О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
I.
Актуализация
опорных
знаний.
Проверка
домашнего
задания
II. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о
проделанной работе.
– С произведением какого автора мы познакомились на
прошлом уроке?
– Какие еще стихи М. Ю. Лермонтова ты нашла и
приготовила к выразительному чтению?
– О чем пишет поэт в своих стихах?
– Чем понравились тебе эти произведения?
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает
сформулировать цель урока.
– Прочитай тему урока.
– Определи цели урока, используя опорные слова.
III. Первичное
чтение
произведения
Рассказывает об истории создания сказки. Организует
первичное чтение произведения.
– М. Лермонтов был русским поэтом и писателем, а почему
сказка турецкая?
– Сказку, которую мы будем читать, М. Лермонтов написал
в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в
грузинском, армянском, узбекском, турецком и
азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту
сказку пересказал азербайджанец (среди народов
Содержание деятельности обучающейся
(осуществляемые действия)
Отвечает на вопросы учителя. Рассказывает о
выполненной дома работе. Читает на оценку.
Читает стихи М. Ю. Лермонтова «Парус»,
«Утес», «Горные вершины», «Москва,
Москва!..» и др.
Формируемые
способы
деятельности
учащейся
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного опыта
Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы
учителя, формулирует цель урока. По названию
произведения определяет тематическую и
эмоциональную направленность текста, выделяет
главных героев. Под руководством учителя
определяет задачи чтения и составляет план
чтения.
По ходу чтения проводится словарная работа (на
партах карточки «Словарики восточных слов»).
АянАга – знатный господин.
Ана – мать.
Ашик – музыкант, балалаечник.
Аллах – бог.
Витязь Туркестана – отважный, доблестный воин.
Газель – родственное антилопе полорогое
млекопитающее, отличающееся стройностью и
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать свое Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающейся
(осуществляемые действия)
Закавказья азербайджанский язык называли турецким).
– А ты знаешь кто такой АшикКериб? Ашик – народный
певец, музыкант. Кериб – бедняк.
– О ком нам расскажет сказка?
– Прочитай «восточные» слова. Познакомься с их
значением.
– Прочитай восточные имена и названия восточных
городов.
– Почему такие необычные названия городов
и имена?
Лермонтовский «АшикКериб» является местной народной
сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только
совершенно точно передать сюжет, но сохранил и многие
разговорные ее особенности. Впервые опубликовано в
литературном сборнике «Вчера и сегодня». Датируется
1837 годом – датой первой ссылки Лермонтова на Кавказ.
В это время он усиленно интересуется местным
фольклором и даже начинает изучать татарский язык. В
автографе Лермонтов в ряде мест именует своего героя
АшикКеримом. Это не случайная описка. В Закавказье и
Средней Азии существует народная повесть, герой которой
быстротой бега.
Зарок – клятвенное обещание.
Каравансарай – постоялый и торговый дом в
городе, на дороге.
Маулям – создатель.
Минарет – башня у мечети, откуда созывали
мусульман на молитву.
Намаз – ежедневная пятикратная молитва у
мусульман.
Оглан – юноша.
Пророк – 1) (религ.) истолкователь воли божества,
богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает
чтонибудь.
Паша – в старой Турции титул генералов.
Посох – длинная и толстая палка с заостренным
опорным концом.
Сааз – турецкая баладайка.
Селямалейкюм (салямалейкум) – здравст
вуйте.
Чауши – слуги.
Формируемые
способы
деятельности
учащейся
мнение.
Согласовывать
усилия по решению
учебной задачи.
Договариваться и
приходить к
общему мнению
при работе в паре.
Строить понятные
для собеседника
высказывания.
Аргументировать
свою точку зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному эталону.
Уметь слушать в
соответствии с
целевой Этап урока
Содержание деятельности учителя
именуется АшикКеримом. Ашик – в первоначальной
форме поарабски означает «влюбленный», а у турок,
армян и азербайджанцев – трубадур, лирический певец,
позже – народный певец. Кериб (потурецки было бы гариб)
– чужеземец, скиталец, бедняк. Сказки об АшикКерибе
очень популярны у тюркских народов и распеваются
певцами в кофейнях Румелии и Анатолии. Cуществует
печатное издание, вышедшее в Константинополе в 1881
году и озаглавленное «Повесть АшикГариба». Однако
лермонтовская запись ни по сюжету, ни по именам
персонажей не совпадает с названной повестью. В
лермонтовской записи имеются некоторые турецкие
элементы МагульМегери – дочь турецкого купца АякАги;
турецкого происхождения слово «чауш» – сержант, унтер
офицер, сторож
– Итак, речь пойдет о сказке. Давай вспомним, на какие две
группы делятся сказки?
– К какой группе отнесем сказку М. Ю. Лермонтова?
Почему?
– На какие виды делится каждая из этих групп?
– К какому виду сказок относится сказка «АшикКериб»?
– Что троекратно повторяется в сказке? Какие чудеса
совершались?
Содержание деятельности обучающейся
(осуществляемые действия)
Имена
АшикКериб
МагульМегери
АянАга
Куршудбек
Хадерилиаз
Города
Тифлиз
Халаф
Арзинган
Арзерум
Арзиньян
Формируемые
способы
деятельности
учащейся
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу
Строит схему в тетради.
Сказки
авторские народные
бытовые
о животных
волшебные
– Сказки делятся на авторские и народные. Каждая
из этих групп в свою очередь делится на бытовые,
сказки о животных и волшебные.
– Троекратность (три раза АшикКериб просил
Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой
матери комочком земли) Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающейся
(осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
учащейся
IV. Анализ
произведения
– Назови действующих лиц сказки. Какие события
происходят в сказке? Для чего автор описал нам их?
– Может ли для тебя это быть ценным?
– Все ли были рады помочь главному герою?
– Рассмотри иллюстрацию в учебнике, кто на ней
изображен? Опиши, как выглядят герои сказки. Какие
чувства испытывают? Как эти чувства изобразил
художник?
– Прочитай отрывок из сказки, который соответствует
этому эпизоду.
Перечитывание текста сказки с предварительным
заданием.
– Сколько женихов было у МагульМегери?
– Рада ли была МагульМегери своей свадьбе с Куршуд
беком?
– Как называется турецкая балалайка?
– Как сказать потурецки «нищий балалаечник»?
– Как переводится с турецкого «шиндыгерурсез»?
– Кто такой оглан?
– У АшикКериба была сестра, а у Куршудбека какой
родственник?
– Назови главных героев сказки.
– Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный?
Почему?
Перечитывает текст произведения. Отвечает на
вопросы учителя. Высказывает предположения.
– У МагульМегери было два жениха: АшикКериб и
Куршудбек.
– Нет, не рада. Даже хотела выпить яд или
заколоться кинжалом.
– Турецкая балалайка – сааз.
– Нищий балалаечник – АшикКериб.
– Шиндыгерурсез – скоро узнаете.
– Оглан – мальчик, парень.
– У Куршудбека был брат.
– Главные герои сказки: АшикКериб, святой
Хадерилиаз, МагульМегери, Куршудбек.
– Положительный герой – АшикКериб, так как он
талантливый, честный, храбрый, добрый,
великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он
Осуществлять
анализ объектов с
опорой на
визуализацию,
выделять
последовательность
развития сюжета.
Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающейся
(осуществляемые действия)
Формируемые
способы
деятельности
учащейся
– Выбери слова, которые помогут охарактеризовать
главных героев.
С л о в а д л я с п р а в о к : храбрый, трусливый,
скромный, вежливый, добрый ласковый, отважный,
мужественный, сильный, смелый, молчаливый,
впечатлительный, простой, веселый, черствый,
жадный, обидчивый, грубый, верный, терпеливый.
– Почему Куршудбек совершил такой поступок?
– Может ли это служить ему оправданием?
– Вспомни путь, который преодолел АшикКериб за три
дня. Какие географические названия встречаются в сказке?
– Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.
Турция – удивительная страна, которая расположена в
двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу
четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и
Эгейским. Столица Турции – город Анкара. Есть ли на
карте современной Турции города, о которых упоминается
в сказке, или похожие названия?
– А теперь покажи путь АшикКериба.
– Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь
за три дня было невозможно.
Объясняет домашнее задание.
Перечитать сказку, раздели на смысловые части.
добрый, помогает людям; МагульМегери, так как
она верная.
– А отрицательные герой – Куршудбек, так как он
совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий
по отношению к матери Ашика, ведь от слез она
потеряла зрение.
– Куршудбек тоже любил МагульМегери.
– АшикКериб проехал Тифлиз, Арзерум, Карс,
Арзиньян.
Рассматривают карту. Находят на карте города:
Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица
Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян.
Показывает путь АшикКериба.
Внимательно слушает, задает уточняющие
вопросы
Сохранять учебные
задачи
Оценка результатов выполнения заданий на уроке,
в том числе и чтения. Организация подведения
итогов урока обучающейся.
Отвечает на вопросы. Определяет свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводит
самооценку, рефлексию.
Осуществлять
самоконтроль
учебной
V. Домашнее
задание
VI. Итог
урока.
Рефлексия Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающейся
(осуществляемые действия)
Учитель предлагает оценить работу на уроке.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?
– Что нового узнала на уроке?
– Какое задание показалось самым интересным? Самым
трудным? Что главное поняли на уроке?
– Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
– На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в
друзья? Почему?
Формируемые
способы
деятельности
учащейся
деятельности
Открытый урок
Литературное чтение
4 класс
М. Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб»
Учитель начальных классов:
Игнатова Людмила Владимировна
г.Солнечногорск 2017год
Тема. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» ( Моделирование- как способ развития творческих способностей дошкольников и мл. школьников)
Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Задачи.
Образовательные.
-Продолжить работу со сказкой.
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у учащихся сравнивать народные и авторские сказки.
Развивающие.
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные.
— Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД
Личностные.
— Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные.
— Целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные.
— Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные.
— Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты.
Предметные.
— Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-Называть основные события сказочного текста;
-Знать основные особенности авторской сказки;
Метапредметные.
-Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные.
-Проявлять интерес к чтению сказок;
-Понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.
— здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм», « «Синквейн».
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, презентация.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь.
II. Актуализация знаний. Речевая разминка.
Работа с партнером по плечу.
— А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.
Слайд 1
1. Игра «Доскажи словечко».
Тексты будем мы … (читать,)
Информацию из текста … (извлекать.)
Точку зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)
Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Слайд 2-3
2. Игра «Произнеси верно»
— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).
Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.
— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах? (Безударная гласная, звонкие и глухие согласные)
— На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, 3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.
— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Продолжаем работать. правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.
III. Сообщение темы и целей урока.
— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.
Слайд 4
Почему звучит именно восточная мелодия? ( Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).
У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую
роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз
был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой
природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю
свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,
слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской
природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё
это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.
Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закав-
казье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, ту-
рецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с дет-
ства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.
Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что
среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распевают-
ся певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает
«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический
певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы га-
риб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Эта сказка является мест-
ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совер-
шенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особен-
ности.
Слайд 5
Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы Слайд 6
1. Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.
2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям. Методом исследования мы найдем ответы на поставленные вопросы.
IV. Проверка домашнего задания.
1.
Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание.
Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы.
Слайд 7
На какие 2 группы делятся все сказки? Сказки авторские и народные.
Слайд 8
Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?
Слайд № 9
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло.
Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян.
Слайд № 10
Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии), Арзурум – Эрзурум, Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.
Ребята, давайте сформулируем вывод.
Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.
2. — Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали.
— Для этого вы решите кроссворд, который готовили дома( Дима Ращевцев у доски)
Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше.
3.Чтобы вспомнить сюжет сказки и охарактеризовать героев , предлагаю посмотреть небольшой отрывок из сказки- инсенировку.
( После просмотра сценки перечисляют основных героев сказки)-
-Перечислите героев сказки.
(Ашик Кериб, Магуль –Мегери, Куршуд-Бек, сестраАшик –Кериба, его мать, Св.Георгий( Хадерлиаз), купец.)
4.Работа с иллюстрациями:
— Как называются рисунки к произведениям? ( Иллюстрации)
— Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)
— Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?
( Художники-иллюстраторы)
Второй этап исследовательской работы. Дома вы стали художниками-иллюстраторами. Давайте сейчас покажем рисунки и кратко перескажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (Рисунки оставлять на доске). Вот получился картинный план произведения.( Вступают Егор, Вика Иваничева,Кристина, Аня)
V. Работа по теме урока
1. Работа по содержанию сказки.
а) Выборочное чтение.
Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
(стр.104 ) Слайд 13
Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой. Стучит он в дверь дрожащею рукою, говоря:
— Ана, ана, отвори: я Божий гость; я холоден и голоден; прошу, ради странствующего твоего сына, впусти меня… Но дочь, не внимая её упрёкам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба.
(стр.107 ) Слайд 14
Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека.
(стр.110 ) Слайд 15
Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза, промовля:
-Знайте все люди, как могущ и велик Хадерилиаз.
Физкультминутка Слайд 16
б) Фронтальный опрос
Вернемся к героям сказки. Слайд 17
— Зашифрованы имена героев. Добавьте гласные звуки и назовите имена главных героев произведения.
Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек.
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какие из персонажей положительные? А какие отрицательные ?
Ашик-Кериб бедный музыкант, доброе сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;
Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная. Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность,
обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?
VI. Обобщение и закрепление знаний.
б) Творческая работа в группах
Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание. Не забываем правила работы в группах.
Вспомним алгоритм составления синквейна. Слайд 20
Какие части речи используются? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
1. Ашик-Кериб 1 группа
1. Магуль-Мегери 2 группа
1. Куршуд-бек. 3 группа
VII. Рефлексия. Итог. Оценивание. Слайд 21
— Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?
— Подходит ли наш эпиграф к сказке?
— Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?
— Что главное поняли на уроке?
— Чему учит сказка в наше время?
— Оцените свою работу на уроке с помощью рук!
VIII. Домашнее задание
По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.
2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Тексты будем мы …
Информацию из текста …
Точку зрения …………….
На вопросы …………………
Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.
Цели:
- Продолжать знакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; учить детей видеть и различать добро и зло; понимать глубину содержания произведения, воспитывать чувства сопереживания, сострадания.
- Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить особенности волшебных сказок;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
Воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Основные виды учебной деятельности:
- Излагать устно текст по плану.
- Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
- Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
- Анализировать поступки героев.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
- Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Универсальные учебные действия:
- Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
- Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.
1) Познавательные УУДД
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
2) Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
3) Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
4) Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Технологическая карта урока
Тест к уроку
1. Какого народа сказка «Ашик-Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?
А. Армянская
Б. Турецкая
В. Грузинская
2. С кем сравнивает автор Магуль-Мегери?
А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов
3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?
А. Тифлисе
Б. Петербурге
В. Арзеруме
4. На каком инструменте играл Ашик-Кериб?
А. Саксофон
Б. Домбра
В. Сааз
5. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль-Мегери?
А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат
6. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик-Кериба?
А. Сказал, что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу
7. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
А. Св.Сергий
Б. Св.Павел
В. Св.Георгий
8. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?
А. Ослепла
Б. Заболела
В. Умерла
9. Чем удалось Ашик-Керибу справитьcя с недугом матери?
А. Землей
Б. Водой
В. Растениями
10. Что обозначают слова Ашик-Кериба «Шинды-Герурсез»?
А. Здравствуйте
Б. Скоро узнаете
В. Скоро все закончится