М зверев осень в казахстане читать рассказ

Предмет: Литературное чтение

Урок: 4

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 4

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Моя Родина — Казахстан».

Тема урока:

Максим Зверев «Осень в Казахстане»

Страна, где мы живём.

Цели обучения, которым посвящен урок:

4.1.4.2 сопровождать речь иллюстрациями/наглядно-стью/демонстрацией фото- графий/картин/ приборов/ презентацией/видеороликом

4.2.1.2 читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (просмотровое/изучающее/поисковое/аналитическое/чтение с пометками/чтение схем/диаграмм)

4.3.3.1 писать творческие работы в форме диафильма/проспекта/презентации/схем/интервью/отзыва/заметки/объявления/постера

Развитие навыков:

1.4 Привлечение внимания слушателей

2.1 Использование видов чтения

3.3 Написание текстов с использованием различных форм представления

Критерии

оценивания

Учащиеся смогут: сопровождать речь иллюстрациями, наглядностью, демонстрацией фотографий; читать про себя текст или его части, используя различные виды чтения (аналитическое); писать творческие работы в форме заметки.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Материал прошедших уроков:

Использование пословиц и поговорок/отрывков из стихотворений/ басен. Сопровождение речи иллюстрациями/наглядностью/ демонстрацией фотографий/картинами/видеороликом. Чтение вслух, беглое, сознательное и выразительное чтение; чтение по ролям/ выборочно.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя:

Ну-ка, в сторонку карандаши!

Мы уже взрослые, не малыши!

Ни пальцев, ни ручек, ни мела!

Устный счёт! Мы считаем все смело

Только силой ума и души!

— Здравствуйте, садитесь. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.

  • На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).

  • Уши внимательно слушают и все … (слышат).

  • Голова хорошо … (думает).

  • На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

  • Тогда мы начинаем.

Эмоциональный настрой

Середина урока

2-5 мин

21-22 мин

23-28 мин

29-30 мин

31-37 мин

38-40 мин

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(К) Проверка домашнего задания.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

(П) Формулирование темы и цели урока. Работа с учебником.

(И) Рассмотри схему. Объясни.

Виды чтения.

чтение про себя

чтение вслух

просмотровое

изучающее

поисковое

аналитическое

чтение с пометками

«Аналитическое чтение» — это чтение и переработка полученной информации (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Работа над литературным произведением:

(И) Самостоятельная работа.

— Прочитай текст «про себя». Используй «аналитическое» чтение.

(П) Вопросы и задания к тексту.

Ответь па вопросы по содержанию текста:

— Как Максим Зверев описал осень на севере и юге Казахстана? Подбери для ответа словосочетания из текста.

— Словесно «нарисуй» картины осени, которые ты «увидел» при чтении рассказа.

— Какие эпитеты использовал автор в произведении для описания осени в Казахстане?

(Г) Групповая работа.

Проанализируй прочитанную информацию. Используй следующие вопросы.

— По каким приметам можно определить осень в Казахстане?

— Сравни осень на севере и на юге нашей страны.

— Как преображается природа осенью?

— Какие изменения происходят в жизни животных?

(К) Физминутка

Пять веселых домовых

Праздничною ночью

Разгулялись чересчур.

Встав на цыпочки

Один закружился в вальсе

А второй споткнулся и нос расквасил.

Третий прыгал до небес

С неба звезды цапал.

А четвертый топал как Мишка косолапый

Пятый пел до хрипоты

Песенку за песенкой.

Этой ночью домовым очень было весело.

(И) Самостоятельная работа.

Это интересно!

М арал — благородный олень. Оп занесён в Крас­ную книгу Казахстана. Это очень стройное живот­ное высотой до 155 см и массой 300-350 кг. Узнать его можно по окрасу и сильно ветвистыми рогами.

(П) Работа в парах.

Узнай из текста рассказа, где обитают маралы на территории Казахстана.

Ч тобы увлекательно рассказать о природе, нужно любить её, быть наблюдательным. И нужно уметь найти такие слова, чтобы читатель как бы увидел то, что открылось глазу писателя, удивился, задумался, восхитился красотой.

(И) Творческая работа.

Напиши заметку «Осень в Казахстане» по своим наблюдениям за природой родного края.

(П) Прочитай быстро строчки из стихотворения А. Бродского.

Школа ораторского мастерства

П Р О Л Е Т Е Л О Л Е Т О,

С Т Ы Н Е Т Н Е Б О П Р О С И Н Ь.

М Н О Г О Я Р К И Х К Р А С О К

Д А Р И Т Л Е С У О С Е Н Ь.

(К) Пальчиковая гимнастика

Капуста.

— Мы капусту рубим, рубим

говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту

— Мы морковку трем, трем

ручками показывать как мы трем морковку

— Мы капусту солим, солим

пальчики щепоткой — солим

— Мы капусту мнем, мнем

ручками «мнем» капусту

(П) Работа в парах.

Подготовь ответы викторины. Используй6 краткие сведения из биографии писателя, интернет – источники, энциклопедии.

  • Назови отчество писателя Максима Зверева.

  • В каком городе Казахстана есть улица, названная его именем.

  • Сколько лет прожил писатель.

Учебник

тетрадь

Учебник

Тетрадь

Учебник

Схема

Учебник

Доп. литература

Конец урока

Итог урока.

Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

— Достигли ли мы этой цели?

— Какие затруднения были у вас на уроке?

— Что нужно сделать чтобы эти затруднения не

повторялись?

Рефлексия.

Предлагает оценить свою работу при помощи линейки

успеха.

Картинки для рефлексии.

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные

связи

Мотивированные дети рассказывают по схеме о живой и неживой природе о взаимосвязи в природе

Формативное оценивание.

Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради.

  • Взаимооценивание при работе в паре, группе классом

  • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

  • Определение уровня усвоения навыка по (Творческая тетрадь)

  • литература

  • физическая культура

  • самопознание

  • познание мира

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента были наиболее успешны?

Какие два момента улучшили урок?

Что я узнал из урока о классе и отдель­ных людях, что я расскажу на следу­ющем уроке?

Сабақтың
жоспары

Поурочный план

The
plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:   5.10.16

Сынып/ Класс/ Class: 4 «А»

Пән/
Предмет/ Subject:
  литература.

   Учитель/ Мұғалімі/ teacher: Бойко Екатерина Ивановна

Сабақтың
тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:
«Осень в Казахстане» М.Зверев.

Мақсаты/
Цели занятия/ Objectives :    

 білімдік
/ образовательная/ educational:
ознакомить учащихся с биографией М.
Зверева и его  произведением «Осень в Казахстане»

дамытушылық/
развивающая/ developing
развивать технику чтения, речь,
воображение.

 тәрбиелік/
воспитательная / bringing-up
: воспитывать
эстетическое воспитание. Чувство любви к природе.

Сабақтын
үлгісі /Тип занятия/The lesson’s type:
урок изучения
нового материала.

Сабақтың
түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:
  стандартный урок

Көрнекі
құралдар/ Оборудование/ Resources:
 НДМ, ТСО.

Жоспар/План/Plan

       I.           
Организационный
момент.

1.      Психологический
настрой.

    II.           
Основная
часть.

1.      Актуализация
знаний. 

2.      Изучение
нового материала

3.      Физическая
минутка.

4.      Закрепление
знаний.

5.      Творческая
работа

 III.           
Заключительная
часть.

1.      Рефлексия

Әдебіет/Литература/Literature:

1.      Учебник за
4 класс по  литературному чтении. (издательство «Атамура», 2015 год);

2.      Интернет
ресурсы:
http://nsportal.ru/

                                
http://infourok.ru/

Сабақ даму
(Ход занятия):

I Организационный
момент .
(3 минуты)

Hello my friend! I am happy to see you.

1.      Психологический
настрой.

 Психологический
настрой “Все в твоих руках”.

(Притча) “Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях
бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или
живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность
создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как
дома”.

II Основная часть.  (37 минут)

Чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю
прослушать небольшое стихотворение.

Казахстан
любимый мой,
Ты могучий и родной!
Над тобою золотая
Осень крылья распускает.
На земле лежит ковёр —
Краской радует наш взор.

О чем сегодня мы будем говорить? Правильно. О осени в Казахстане.

В
этом нам поможет великий писатель М. Зверев

1.       Актуализация
знаний.

Кем является Максим зверев?  

2.      Изучение
нового материала.

Биографию автора учащиеся
рассказывают сами пользуясь текстом.

У вас на столах лежат ваши помощники. Вам
дается буквально 2 минуты чтобы прочесть текст. Сегодня мы с вами будем
работать с методом инсерт. Если вы это знали вы карандашом ставите галочку над
предложением, если не знали то минус, а если хотели бы узнать намного больше то
вопрос.

ЗВЕРЕВ МАКСИМ ДМИТРИЕВИЧ (29 ноября 1896 — начало 1996)

Сколько лет прожил автор? Почти 100 лет

Максим Дмитриевич Зверев (1896—1996) — советский
учёный и писатель-натуралист, тесно связанный своим творчеством с южной
природой Казахстана.
Родился в Сибири, в городе Барнауле. Детство и юность будущего писателя прошли
на берегу реки Оби, среди живописной алтайской природы. После окончания
реального училища в 1916 году, военной службы сначала в царской, а затем в
Красной Армии, Максим Зверев поступил в Томский университет на естественное
отделение и после его окончания стал профессиональным зоологом. За двадцать
пять лет своей научно-исследовательской деятельности по изучению природы
опубликовал свыше ста научных работ по биологии диких животных.
Первый рассказ Максима Зверева «Охота на волков» был опубликован еще в 1917
году, а первая книга «Белый марал» была написана в 1922 году и вышла в свет в
1929-м. За многолетнюю литературную деятельность писателя вышли в свет свыше
150 художественных книг общим тиражом в несколько миллионов экземпляров. Его
книги равно с интересом читают взрослые и дети. Михаил Пришвин в своё время так
отозвался о книгах Зверева: «Трудно сказать, для кого больше написаны правдивые
и занимательные книги Зверева – для детей или взрослых. Те и другие прочтут их
с удовольствием
»

Что вы узнали,
прочитав текст? Теперь мы просмотрим презентацию чтобы наглядно о нем узнать.

Показ
презентации.

3 Физминутка

Давайте, немного с вами разомнемся. Видео.

Открываем учебник на странице номер 26.
Читаем выразительно.

Каждый читает по два предложения. Я буду
выборочно выбирать учеников. Оцениваться будет четкость вашей речи, громкость и
выразительность. Начинет… ( Учитель спрашивает выборочно учеников)

3.      Закрепление
изучаемого материала.

Как описал осень на севере и юге
Казахстана писатель?

4.      Творческая
работа.

С помощью карандашей в тетради нарисуйте
иллюстрацию  к теме  осень на юге Казахстана или на севере,  опираясь на
рассказ. Время на выполнение 10 минут.  Дома вам необходимо будет закончить.

С каким писателем мы сегодня
познакомились? Что вы можете о нем сказать?  Какое произведение  мы сегодня
разобрали?

  IV.           
Подведение
итогов работы (7 минут)

 Молодцы вы хорошо
сегодня поработали.

Рефлексия

Теперь
у вас на столе есть карточки. В них вам нужно написать свою фамилию и имя. И 
что вам сегодня больше всего было интересно, что для вас было трудно, и как вы
думаете, какую оценку вы заработали за сегодняшний урок. Молодцы

Классный руководитель________________________

Методист________________________

Авторская мифология

Агония Земли

Адьюлтер, измена

Альтернативная география

Альтернативная история Азии

Альтернативная история Америки

Альтернативная история Африки

Альтернативная история Ближнего Востока

Альтернативная история Восточной Азии

Альтернативная история Восточной Европы

Альтернативная история Европы

Альтернативная история Западной Европы

Альтернативная история Северной Америки

Альтернативная отечественная история

Античная мифология

Бессмертие

Ближневосточная мифология

Богоборчество

Бунт

Быт

Веселое

Внезапное бедствие

Возвращение домой

Война

Война миров

Воплощение зла

Восстание

Восстание мутантов

Восстание роботов

Восстановление справедливости

Восточно-азиатская мифология

Вражда

Вторжение пришельцев

Выход эксперимента из-под контроля

Глупость

Готический ужас

Гуманитарное

Договор с дьяволом

Достижение

Достижение блага

Достижение цели

Европейская мифология

Жадность

Жертва

Заклинание

Избавление от бед

Империи

Индийская мифология

Интрига

Искусственный разум

Исправление героя

Истинное безумие

Квест

Классика детектива

Классика фэнтези

Классический ужас

Конспирология

Контакт с внеземной цивилизацией

Криминальная драма

Кровавый ужас

Легкое

Любовное

Любовные припятствия

Любовь к врагу

Магический реализм

Месть

Микромир

Мифологические элементы

Мифология народов мира

Мнимое безумие

Мятеж

На заре фэнтези

Научная магия

Научное фэнтези

Научные достижения

Научные достижения в руках злодеев

Невольное преступление

Ненависть

Неожиданные сверхспособности

Неосознаваемые ревность и зависть

Обряды

Обстоятельства

Одиночество

Опасное предприятие

Оптимистическое

Освобождение

Освобождение от врагов

Освобождение от тирании

Освоение планет

От лица животного

От лица предмета или явления

Отчаянная попытка

Ошибка ученых

Пародия

Пацефизм

Переселение разума

По мотивам кино

Победа

Победа над болезнями

Победа над врагом

Победа над злом

Победа над обстоятельствами

Победа над собой

Победа над чудовищем

Подсознательный ужас

Поиск истины

Поиск себя

Поиск сокровищ

Поиск счастья

Пороки

Постмодернизм

Потеря близких

Потерянный и найденный

Похищение человека

Предсказания

Преследование

Пришельцы из других времен

Психоделическое

Психологическое

Психология чужих

Путешествие в будущее

Путешествие в прошлое

Путешествия в другие миры

Путешествия во времени

Путь воина

Путь прогресса

Развитие героя

Развлечения, увлечения

Раздвоение личности

Расстояния

Расширение сознания

Реализм

Революция

Роковая ошибка

Русская мифология

Сакральные объекты

Самопожертвование

Самопожертвование во имя близких

Самопожертвование во имя веры

Самопожертвование во имя долга

Самопожертвование во имя идеи

Самопожертвование во имя любви

Свержение

Сверхспособности

Сверхцивилизация

Семейные драмы

Скандинавская мифология

Содомия

Соперничество, противостояние

Социальное неравенство

Социум

Спасение

Спасение мира

Спецслужбы

Средневековая мифология

Стимпанк

Стихия

Судебная ошибка

Сюрреализм

Таймпанк

Тайна, загадка

Темное фэнтези

Техногенная катастрофа

Трусость

Туда и обратно

Угрызения совести

Утечка вирусов

Фатальная неострожность

Феминизм

Философское

Честолюбие и властолюбие

Школа

Экологическое

Экономическое

Экспедиции

Эпидемия

Об авторе:

Макси́м Дми́триевич Зве́рев (29 октября 1896 — 23 января 1996) — советский учёный, заложивший основы териологии в Западной Сибири, позже — писатель-натуралист, автор книг о природе, животных, изданных в странах СНГ, а также во Франции, Англии, Испании, Польше, Германии, на Кубе и в других странах мира. Народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана (дважды), кавалер четырёх орденов, член бюро Совета старейшин и член Правления Союза писателей Казахстана.

  • Написанные книги (18)
  • Комментарии книг
  • Последние оценки (5)
  • Архив книг
Название книги Оценка Cтатус Дата добавления Жанр Стр./Год/Язык Серия

Белый марал
Белый марал

9 (1) 12.04.2015,
15:22
1428848526 Детская образовательная литература, Природа и животные 1/1980/RU

Волчок из Бетпак-Далы
Волчок из Бетпак-Далы

0 (0) 24.12.2020,
15:35
1608824144 Приключения 3/-/RU

Заимка в бору
Заимка в бору

0 (0) 26.01.2021,
21:32
1611696734 Классическая литература 16/-/RU

Конец белого пятна
Конец белого пятна

0 (0) 04.12.2010,
21:28
1291498132 Советская классическая проза 17/1956/RU

На зов таинственной горы
На зов таинственной горы

0 (0) 16.02.2021,
18:36
1613500561 Детская познавательная и развивающая литература 4/-/RU

Охотничьи тропы
Охотничьи тропы

5 (1) 18.03.2014,
16:19
1395159592 Природа и животные, Рассказ 67/1948/RU

По родному краю
По родному краю

0 (0) 04.12.2010,
21:30
1291498257 Природа и животные 14/1956/RU

По следу
По следу

0 (0) 27.01.2021,
12:32
1611750751 Детективы 4/-/RU

Птичье молоко
Птичье молоко

0 (0) 01.11.2015,
10:33
1446374035 Сказки 1/1948/RU

Следы на снегу (с илл.)
Следы на снегу (с илл.)

0 (0) 31.08.2017,
15:52
1504191140 Природа и животные, Природа и животные 0/-/RU

Снежная книга
Снежная книга

0 (0) 04.12.2010,
21:32
1291498360 Природа и животные 10/1956/RU

Таинственные перья
Таинственные перья

0 (0) 16.02.2015,
06:38
1424068705 Природа и животные, Детская проза 23/1963/RU

Таинственный похититель
Таинственный похититель

0 (0) 25.04.2017,
08:40
1493106044 Сказки, Сказки 2/1975/RU

Тайна двухэтажного города
Тайна двухэтажного города

0 (0) 12.04.2015,
12:38
1428838719 Внеклассное чтение, Приключения, … 5/2021/RU

Там, где белеют палатки юннатов
Там, где белеют палатки юннатов

10 (1) 04.12.2010,
21:33
1291498390 Природа и животные, Детские приключения 19/1956/RU

Тропой зоолога
Тропой зоолога

0 (0) 27.04.2021,
01:34
1619483670 Приключения 5/-/RU

Ущелье барсов
Ущелье барсов

0 (0) 04.12.2010,
21:33
1291498403 Природа и животные 19/1956/RU

Хозяин небесных гор
Хозяин небесных гор

10 (2) 28.06.2013,
16:04
1372431854 Природа и животные, Детская образовательная литература 2/1972/RU

Максим Дмитриевич Зверев

Художник К. Баранов

АКСУ-ДЖАБАГЛЫ

Бешено мчится горная речка Аксу по камням, покрывая их белой пеной. С боков теснятся высокие отвесные скалы. Река проходит в глубоком каменном коридоре — каньоне по северным склонам Таласского Ала-Тау. На полкилометра поднимаются вверх его отвесные каменные стены. Но ширина каньона местами меньше его высоты. Там, где стены немного отступают от воды, на берегах пышно разрослась богатая южная растительность. Только здесь можно найти древовидную арчу до двенадцати метров высотой и почти в метр толщиной, вместо обычных кустарниковых арчовников в горах Тянь-Шаня; заросли миндаля, покрытые розовыми цветами, персидскую рябину, дикий виноград, железное дерево, которое тонет в воде и обладает исключительно твердой древесиной. Масса других южных растений с яркими цветами или причудливых форм встречается на каждом шагу. Даже обычные для Казахстана желтые и красные тюльпаны достигают здесь огромных размеров.

Растительность в каньоне бурно развивается, как в огромной природной оранжерее: влага реки и накаленные солнцем каменные стены создают особо благоприятные условия для произрастания южных деревьев, кустарников и трав.

Синие птицы, выходцы из Индии и Южного Китая, звонкими, как флейты, голосами перекрывают шум реки. Райские мухоловки, гималайские синицы и другие южане оставляют неизгладимое впечатление, когда находишься в этом замечательном уголке Казахстана.

Крупные каменистые россыпи в горах почти непроходимы. Только по едва заметным тропинкам архаров можно безопасно перебраться на ту сторону неподвижной реки из камней. Облака то и дело накрывают путников на этих огромных заоблачных высотах. Здерь почти нет животных. Только где-то в тумане разносится свист горной индейки — улара.

Среди моросящего тумана не хочется слезать с «теплого» седла. Но, оказывается, мы уже у цели путешествия, в самых верховьях реки Каскабулак, среди ледниковых морен. Именно здесь на камнях, много веков и даже тысячелетий тому назад люди оставили свои записи и рисунки.

Внезапно солнце озарило мокрые скалы.

Защелкал фотоаппарат, а карандаш художника быстро забегал по альбому. Здесь есть что зарисовать и сфотографировать: на каменных склонах всюду высечены фигуры домашних животных и какие-то надписи. Это было много столетий тому назад. Однако художники древности уже тогда обладали настолько высокими способностями, что нетрудно узнать в этом своеобразном каменном альбоме, на высоте трех тысяч метров, лошадей, собак, коров и других спутников человека, видеть быт и обычаи людей того времени. Одна из зарисовок, например, показывает, как женщины доят коров, другая — выпас скота, праздничную пляску и многое другое.

Здесь нет дорог и троп. Сюда нужно специально поднимать топливо, продовольствие и воду, чтобы жить неделями и сантиметр за сантиметром высекать на камнях линии контурных рисунков и буквы, слагая из последних слова и фразы.

Этот каменный архив прошлого имеет большой научный интерес.

В горах заповедника можно встретить сурков. Вот побежал один, а там целая семья расселась столбиками. Тут и старые, и молодые. Здешние сурки поражают своими необычными заунывными криками и окраской: они темно-серые, с светлым брюшком.

Во всем мире нет больше таких сурков. Это особый вид, сохранившийся со времен глубокой древности только в этой крошечной точке земного шара и еще в нескольских местах южнее. Они носят в науке название — сурки Мензбира, в честь ученого, впервые обнаружившего их. В заповеднике искусственно стараются переселить этого редчайшего сурка поближе к кордонам, чтобы легче было охранять его.

Ущелье Бурулдай — «гвоздь» заповедника, если можно так выразиться. На первый взгляд оно мало чем отличается от десятков ущелий, которые мы проехали от главной усадьбы заповедника до его южной границы. Небольшой ручеек сверкает и журчит по дну ущелья. Выжженные солнцем склоны покрыты сухой травой. Кругом голые скалы. Словом, ничего примечательного.

Невзрачные сероватые каменные склоны слоятся пластами. Тонкие пласты чередуются с толстыми, серовато-зеленоватого цвета и даже розового. Пласты легко снимаются, и вдруг под одним из них — четкий и ясный отпечаток жука, а рядом — ветвь дерева. На камне, как на скульптурной глине, отпечатались мельчайшие детали коры, листьев и даже жилок на них, как будто жук и ветка погибли и отпечатались здесь совсем недавно.

Но на самом деле прошло около ста тридцати миллионов лет с юрского периода мезозойской эры, когда эти насекомые ползали по ветвям и листьям деревьев и кустарников. Здесь найдены прекрасно сохранившиеся окаменелые кости гигантских ящеров и пресноводной черепахи, самой древней, с крошечным панцырем.

Это ущелье заповедника представляет огромную научную ценность мирового значения. Здесь ученые нашли много интересного из прежней жизни на земле. Сохранность остатков и отпечатков поразительна. Так, например, найден остаток ствола и ветвь хвойного дерева, окаменевшие в грунте со всеми мельчайшими деталями строения коры и древесины. Отпечатки насекомых, рыб, мальков и даже икры изумительно четки.

На этом месте раньше было огромное мелководное озеро с вязким илистым дном. На него опускались трупы животных и растений, покрывались илом и затвердевали. Отпечатки их сохранились до наших дней.

По остаткам и отпечаткам растений и животных люди узнали, что раньше здесь был тропический климат.

В горах на каждом шагу встречаются ключи и водопады. Есть отверстия в скалах на больших высотах, из которых бьет вода, падая вниз по ярко отполированному мрамору розового цвета.

В районе реки Ирсу расположен небольшой поселок Раевка. Много веков тому назад, после походов Чингисхана, здесь был построен большой город с прямыми улицами и водопроводом из гончарных труб, следы которого можно найти и теперь. Остатки арыков, мельниц и многое другое говорят о земледелии и культуре, которая была в то время.

Но прошли века, и теперь только раскопки археологов могут восстановить картины далекого прошлого в этой самой обычной теперь долине реки Ирсу, с маленькой деревенькой на ее берегах.

Клубы пыли бегут за машиной и медленно оседают на старинные курганы. Здесь каждый шаг говорит о далеком прошлом нашей земли.

БАРСА-КЕЛЬМЕС

Загремела цепь, и якорь бухнул в воду. Пароход вздрогнул и остановился.

С левого борта, километрах в двух, виднелся остров.

— Спускать шлюпку! — раздалась команда.

Таинственный похититель



386

1

Весна В родной лес прилетают птицы Все радуются весне и обустраиваются на новом месте И вдруг в этой кутерьме у малиновки пропадают яички Все стараются разобраться, кто же это делает Об этом вы узнаете, прочитав эту

Таинственные перья (сборник)



457

20

Рассказы писателянатуралиста Максима Дмитриевича Зверева, собранные в книге » Таинственные перья», это новые странички из жизни нашей природы Помимо рассказов об интересных случаях и маленьких открытиях из богатой

Снежная книга



153

9

Содержание: В ТУНДРЕ 1 В ЛЕСАХ 1 В СТЕПЯХ 6 В ПУСТЫНЕ 8 Максим Дмитриевич Зверев Тихо в зимнем лесу Настолько тихо, что слышен звон в ушах после быстрого перехода на лыжах Ничто не мешает сидеть на поваленном дереве и

Ущелье барсов



208

16

Содержание: УЩЕЛЬЕ БАРСОВ 1 БЕЛЫЙ МАРАЛ 2 НА РАЗЛИВЕ 5 ОПАСНЫЙ СОСЕД 6 ЗАЩИТА 6 РАСПЛАТА 7 ЗАГАДОЧНЫЕ СЕМЬИ 7 ИЗ ОКНА ВАГОНА 7 РЕДКИЙ СЛУЧАЙ 8 ЛАСТОЧКИ НА ПАРОВОЗЕ 8 УТРО НА СЛОНОВОЙ ГОРКЕ 8 КАК ИХ ПОЙМАЛИ 9 ОБМАНУ

Хозяин небесных гор



316

34

Книга рассказов и повестей старейшего писателянатуралиста и учёного Максима Дмитриевича Зверева. Много десятилетий провел писатель в горах Тянь Шаня, в степях и пустынях, накопил интересные наблюдения, написал немал

По родному краю



109

13

Содержание: АКСУ ДЖАБАГЛЫ 1 БАРСА КЕЛЬМЕС 1 ОАЗИС В СТЕПИ 4 ПО ИЛИЙСКОЙ ДОЛИНЕ 4 ВЫСОКО В ГОРАХ 6 НА САМОМ ЮГЕ 9 ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ 11 Максим Дмитриевич Зверев АКСУ ДЖАБАГЛЫБешено мчится горная речка Аксу по камням, покр

Конец белого пятна. Повесть



138

16

Голодная степь многие годы была белым пятном на географической карте нашей родины Хорошо известная в своих окраинных частях, она долгое время оставалась загадкой в глубинных территориях Одним из первых исследовател

Тайна двухэтажного города



127

16

Интересна история столицы Казахстана Археологи и сегодня удивляют нас находками и открытиями Известный детский писатель М Зверев посвятил эту приключенческую повесть одной захватывающей исторической гипотезе. Со

Там, где белеют палатки юннатов

17

Содержание: ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОД ОБЛАКАМИ 1 КАМЕННЫЕ АЛЬБОМЫ 3 НА ПОЮЩЕЙ ГОРЕ 3 ОХОТНИКИ С КОЛЬЦАМИ 4 В ВЕРХОВЬЯХ ТОМИ 5 В ЗООПАРКЕ 10 ОШИБКА 14 ОРЕЛ АЗАМАТА 16 Примечания 17 Максим Дмитриевич Зверев ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОД ОБЛ

Конец белого пятна

16

Содержание: НА » КОРАБЛЯХ ПУСТЫНИ» 1 У МАВЗОЛЕЯ УВАНАСА 5 ЗА ЯЩЕРОМ 8 ОБРАТНЫЙ ПУТЬ 10 В ПРОХЛАДНОЙ САРЫ АРКА 11 НА БЕРЕГАХ ЧУ 12 ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА 15 Примечания 16 Максим Дмитриевич Зверев Бетпак Дала… Издавна эта зем

Снежная книга

10

Максим Дмитриевич Зверев Тихо в зимнем лесу Настолько тихо, что слышен звон в ушах после быстрого перехода на лыжах Ничто не мешает сидеть на поваленном дереве и думать в этой звенящей тишине Зимний притихший лес — эт

Хозяин небесных гор

38

ПОД ТРОПОЙ АРХАРОВХолодно зимой на вершинах гор Облака окутывают их, скрывая от глаз Только изредка поблёскивает голубоватый лёд Всё живое в горах перекочёвывает зимой на южные склоны Там теплее – снег выдувается в

Тайна двухэтажного города



132

19

Максим Зверев ТАЙНАДВУХЭТАЖНОГОГОРОДАРассказ о древнем городе Известный ученыйархеолог Сергей Иванович стоял перед большой картой Казахстана Она занимала всю стену Разноцветные точки обозначали места древних кур

Конец белого пятна

38

Максим Дмитриевич ЗВЕРЕВОГЛАВЛЕНИЕ: На «кораблях пустыни» У мавзолея Уванаса За ящером Обратный путь В прохладной Сары Арка На берегах Чу Последняя встреча Бетпак Дала Из

Там, где белеют палатки юннатов

39

Максим Дмитриевич ЗВЕРЕВОГЛАВЛЕНИЕ: Десять дней под облаками Каменные альбомы На поющей горе Охотники с кольцами В верховьях Томи В зоопарке Наблюдатели Тайны гнезд и дупел Птичья мачеха Ошибка Оре

up

Поиск по сайту

Осень в Казахстане» М.Зверев

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Бойко Екатерина Ивановна

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 21.22 Kb
Количество скачиваний: 275

Скачать

Просмотров: 405

Похожие материалы

  • Классный час на тему «Азбука безопасности»
  • Подвижные игры по физкультуре
  • Классный час «Своя игра»
  • Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса «Заглавная и строчная буквы Ш ш»
  • Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме Петр Великий
  • Урок окружающего мира в 4 классе «Организм человека. Самый большой орган чувств.»
  • Устный журнал на тему «Дни блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»
  • Конспект внеклассного мероприятия «День Знаний в 1 классе»
  • Домашние задания в начальной школе
  • Урок русского языка, 2 класс. Тема: «Суффиксы в словах»

  • М е щедрин жанровое своеобразие тематика и проблематика сказок
  • М е салтыков щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки потому что
  • М горький старуха изергиль аргумент для итогового сочинения
  • М горький сказка про иванушку дурачка текст
  • М горький ранние рассказы старуха изергиль противопоставление данко и ларры