Магические числа сказка о царе салтане

Числа в сказках Пушкина

Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина используются числа, которые имеют особый смысл. Все это усиливает связь произведений с русским народным творчеством и делает их волшебство ярче.

Три

Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:

  • три девицы под окном,
  • трижды князь Гвидон превращается в насекомое (в комара, в муху и в шмеля),
  • три раза старик закидывал невод в море,
  • трижды королевич Елисей спрашивал у природных явлений о царевне,
  • три щелчка поставил Балда жадному попу
  • трижды царь отправляет рать на восток в сказке о золотом петушке.

Шесть

В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов.

Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы. На самом деле 6 это дважды по 3. Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь.

Как мы помним, царевна не умерла, а заснула. Богатыри не решились закопать ее гроб под землю, они подвесили его в пещере на 6 столбов, надеясь на то, что когда-нибудь царевна проснется.

Семь

Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре. Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто».

Пушкин использует его в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»

Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны:

«Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.»

Восемь

Число «восемь» является символом бесконечности, конца старого и начала нового. В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе шамаханской царицы.

В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения:

«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:»

«Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят;»

«Вот осьмон уж день проходит»

Девять

В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев. Девять — символ человеческой жизни, именно столько времени длится беременность:

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.

Тридцать три

В сказках Пушкин использует цифру «33«, которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество).

В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно:

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.


В заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно. С одной стороны это придает тексту некий скрытый смысл и подтекст. А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Число есть слово неизречённое;

оно естьволна и свет, хотя его никто не видит;

ритм и музыка, хотя его никто не слышит.

Оно неизменно, но вариации его безграничны.

Любая форма жизни есть конкретное проявление числа.

Морис Дрюон

Магические свойства чисел волновали людей еще в глубокой древности. Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия к одним числам и осторожность к другим.

Многие народы считали число «3» символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Чем же оно замечательно? Мы решили это выяснить.

Актуальность данной работы заключается в том, что мы проведемисследование, попробуем выяснить, в чём загадка числа «3», и рассмотрим употребление его в русском языке и сказках А. С. Пушкина.

Цель проекта: узнать, когда, как и где появилось число «3», которое в русском языке называется «Числительное», и почему в своих знаменитых сказках А. С. Пушкин использует это число чаще остальных?

Задачи:

  1. Охарактеризовать морфологические признаки слова три, его морфемное строение, лексическое значение.

  2. Найти слова, которые образованы от данного слова.

  3. Выяснить, почему число «3» считается загадочным и почему А. С. Пушкин использует это число чаще остальных в своих сказках

Мы наметили этапы практико-ориентированного проекта:

  • Знакомство с числом «3»

  • Магия числа «3»

  • Число «3» в русском языке

  • Число «3» в сказках А. С. Пушкина.

  • Оформление результатов своей деятельности (презентация).

  • Выводы.

Знакомство с числом «3»

 

Числа правят миром…

Пифагор

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.

У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. А в нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Тройка – это лежащие палочки с двумя косыми росчерками .Писались цифры по-разному.

Месопотамия

 

Египет

 

Вавилон

 

народы Майя

 

древние славяне

 

арабы

3

Цифру три можно изобразить с помощью набора пяти отрезков или четырех отрезков . Эти цифры предназначены для электронных машин и используются на почтовых конвертах.

Магия числа «3»

 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно

Число три считалось в древности магическим, потому что оно складывалось из суммы двух предыдущих (3 = 2 + 1), символизировало треугольник, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Даже в начале XX века жители некоторых островов Полинезии считали предметы так: один, два, три, много. Пифагорейцы разбили на четные и нечетныечисла. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими.

Одни числа считали счастливыми, а другие – несчастливыми, несущими зло и горе. От Пифагора и его последователей и пошли всякие суеверия, связанные с числами. Особенно много суеверий связано с числом три. Те, кто считает его счастливым, говорят: “Бог троицу любит”. Другие напротив, считают его несчастливым. Отсюда и ругательное слово “треклятый”. Число три играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. А троекратный поцелуй по русскому обычаю? В различных поверьях и легендах сохранились триединые действия: скажем, успех достигался с третьего раза (с третьей попытки). Особенно в спорте. Три попытки попасть в кольцо, полагая, что этого достаточно.

Легенды тоже не избежали числа три. Например, сказание о том, что Земля держится на трех китах. Дух триединства проявляет себя везде и во всем. Смотрите сами:

составляющие времени: прошлое – настоящее – будущее;

трехмерность пространства: высота – ширина – длина;

три ветви жизни: животные – растения – микроорганизмы;

три исторические эпохи: современная – средние века – древний мир;

три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;

человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;

человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт;

продолжительность жизни на земле: мужское начало – женское начало – новая жизнь.

И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическая это цифра – три!

Число «3» в русском языке

 

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…

История числительных – одна из самых интересных страниц истории русского языка. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании не было представления о количестве. Конечно, считали, и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало. В соответствии с десятичной системой счисления слова называли каждый разряд этой системы. За девятью названиями единиц – одинъ, дъва, три, четыре, пять, шесть, семь,восемь,девять – шли слова, соответствующие следующим разрядам: десять, съто, тысяча.

А теперь обратимся к словарям русского языка.

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова

ТРИ, трех, трем, тремя, о трех, числит.колич. 1. Число, цифра и количество 3. За три дня и за три ночи. На три дня и на три ночи. 2. нескл. То же, что тройка (во 2 знач.). За сочинение получил т. (I порядк. третий, -ья, -ье (к 1 знач.).

«Морфемно-орфографический словарь» А. Н.Тихонова

Тр/и.

Словообразовательный словарь

три

тр-оj(е),I, числ. — трое,II, сущ.

трой-к(а)- троечк

троеч(-ник) — троеч-ниц-а

троеч-н-ый

троj-иц(а) — троиц-ын

троич-н(ый) — троичн-ость

трой-ник — тройнич-н-ый, I

трой-н(я) — тройн-яшк-а

троj-ичн-ый,II

трой-н(ой) — в-тройн-е

трой-ственн(ый) — тройственн-ость

трой-чат(ый)

троj-ашк-а

троj-ак — трояч-ок

троj-ак(ий) — трояк-о

трояк-ость

в-трое

в-троj-ом

на-трое

троj-и-ть

троj-е-бор(-j-е) — троебор-ец

три-дцать

три-надцать

тр-еш/к-а

тр-еш/н-а

тр-еш/ник

тр-еш/ниц-а

тр-еш/н(ый),I, прил.

тр-ет(ий),I, порядк. числ. — трет-ий,II, сущ.

третj-а, сущ. [третья]

третj-е, сущ. [третье]

трет-ей/ск-ий

трет-ичн-ый

треть-евось, нареч — третьевош-н-ий

трет-ник

треть-як

треть — трет-н-ой

в-треть-их

три-жды

тр-е-зубец

тр-е-зуб(-ый) — трезуб-к-а

тр-и-ст(-а)

морфологические признаки

Начальная форма. Три

Постоянные признаки:

а) количественное

б) обозначает целое число

в) простое

Непостоянные признаки:

Именительный падеж

Число «3» в сказках А. С. Пушкина

             

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.Переработки народной сказки стали в России заметным явлением со 2-ой половины 18 века. Но только А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы в первостепенную. В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В детстве поэт слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе А.С. Пушкина к живому народному языку и фольклору.

В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся традиции.

Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна роль числительных в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина.

Самым распространенным числительным в сказках А. С. Пушкина является число 3, так как именно оно наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевне Лебеди»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой…

Три героини сказки, которые олицетворяли зло

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,..

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли.

Ель в лесу, под елью белка,..

Три чуда в царствеГвидона

Цифра 33 содержит в себе значение множества

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,..

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть…

Будь же, князь, ты комаром.

Три раза Гвидон превращался, чтобы увидеть отца — царя Салтана

В муху князь оборотился,..

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,..

Князь пред нею стал божиться,..

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

За тридевять земель – далеко (три раза по три)

А ткачиха с поварихой,..

Четырьмя все три глядят.

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков.

Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.

Царь от радости такой

Отпустил всех трёх домой

Царь простил всех повинных.

«Сказка о золотом петушке»

Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве,..

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Царство, которое находится очень далеко

Обратился к мудрецу,

Звездочёту и скопцу.

Царь обращается к трём людям за помощью

Царь скликает третью рать

Три раза выезжало войско царя биться с врагом

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Три раза по три – достаточно долго ждала царица.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна

Обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.

К краснусолнцу наконец

Обратился молодец.

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощьюк высшим силам

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Старик, старуха, золотая рыбка

Три главных героя сказки

«Жених»

Три дня купеческая дочь

Наташа пропадала;

Она на двор на третью ночь

Без памяти вбежала.

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования

Сидела девица – и вот

Промчалась тройка с молодцом.

Старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.

 

Три раза жених перебивает рассказ Наташи

«Сказка о медведихе»

А что вот тебе другой подарочек,

Трои медвежата по пять рублёв.

Самое святое отбирает охотник у медведя

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Нужен мне работник

Повар, конюх и плотник

Поп ищет работника на три должности

В год за три щелчка тебе по лбу

Есть же мне давай вареную полбу.

Соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак.

Да есть на них недоимки за три года.

Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать долг

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз, два, три! догоняй-ка.

Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком». Первые два задания чертёнок придумал: «кто скорее из нас обежит около моря», «кто далее палку бросит». А третье задание сам Балда задал: «Кобылу подыми-ка ты, Да неси её полверсты».

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

На третьем упал, ножки прянул

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика.

С каждым щелчком сила щелчка растёт. Чувствуется юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар Балды, если щелк его такой силы.

 

Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом: в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».

Проанализировав употребление в сказках А. С. Пушкиным числа «3», мы можем смело утверждать, что выбор данного числа в сказках не случаен. Александр Сергеевич использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные — символы.

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Таким образом, помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» строк, проникнуть в заложенную творцом мысль сказок.

Заключение

Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, мы нашли для себя много нового и интересного, ближе познакомились с числом три.

Узнали, какие древние очертания имела цифра «3». Открыли, что в жизни многих народов это число играло важную роль, ей предавали большое значение.

Числительные – одна из самых интересных страниц истории русского языка. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Поработав со словарями, мы отметили для себя огромное словообразовательное гнездо числительного три – больше пятидесяти слов!

А в своих знаменитых сказках А.С. Пушкин очень точно выразил особенность числа «3». Эта цифравыполняет не только информативную роль, но и экспрессивную функцию, оказывается «движущей пружиной» сказок.

Западная наука в течение веков пыталась раскрыть тайну чисел и числительных, но так и не смогла. Имена числительные принадлежат к наиболее древнему пласту, и поэтому понять их происхождение не удаётся. На самом деле все слова принадлежат вечности.

Любой человек согласится, что числительные нужно изучать более глубоко. И тогда, возможно, кому–то удастся раскрыть их загадку.

Список литературы

  1. Зайцева О.Н. «Уроки истории русского языка в школе». Москва: Вебрум – М, 2005, С.88-96

  2. Иванова В.А. «Занимательно о русском языке». Москва : Просвещение, 1990, С.130-137

  3. Львова С. И. Русский язык: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012

  4. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы /С.И.Львова// Москва – Дрофа – 2000

  5. Пушкин А. С. Семь сказок/ Ил. В. М. Назарука. – М.: Дрофа-Плюс, 2005

  6. Филякова Е. «Русская письменность». Москва :Белый город,2004,С.24-26

  7. Целищев В. Всё есть число /В.Целищев // Вокруг света – 2008 – paragraph 013/

  8. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Москва :Аванта+, С.180-185

  9. http://www.ozhegov.org/

  10. http://slovari.yandex.ru/

  11. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp1%2Csource%2Cweb%2Cpre%2Csitelinks&text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%203&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdg

  12. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1471707.html

  13. http://skazvikt.ucoz.ru/forum/4-28-1

Просмотров работы: 7163

Введение:

Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первый взгляд они такие разные…Но математикам  не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать. Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии.

Математика – это, прежде всего числа, а число — согласно воззрению Пифагора – это  ключ к гармонии законов космоса и символ божественного мироздания. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Людям свойственно верить символам. Символика — важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание.

Символика чисел известна нам с давних пор. Её можно встретить в Библии, в религиозной литературе: 7 даров Святого Духа, семь скорбей Девы Марии; триединство Бога и другие.

Я очень люблю читать, а моим самым любимым школьным предметом всегда была  математика. В своей работе я попыталась объединить невозможное, как кажется с первого взгляда, — числа и художественные произведения.

Гипотезой стало предположение, что в художественной литературе число является ключевым понятием, раскрывающим что-то важное, своеобразным ключом тайны самого автора.

Цель исследования: изучив теоретический материал по теме, найти математическую зависимость произведений русской литературы  и устного народного творчества.

Объектом исследования является творчество А. Пушкина. Предметом – математическая и литературная лексика, законы математики, символика чисел, математические и литературные понятия.

Часть I.  

 Использование символики чисел в литературных произведениях.

В 2014 году исполняется  225 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст. стилю) 1799 г. в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.     Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных  в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина. Проведем исследование на тему: «Магия чисел в сказках Пушкина».  Во время подготовки работы  я  исследовала более 25 народных сказок  и сказок Александра Сергеевича Пушкина  на выявление  того, какие числа встречаются в сказках вообще и какие из них встречаются чаще всего   Мне удалось выяснить, что чаще всего встречаются числа: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 100. В  своей работе я покажу, что означает каждое число и приведу примеры сказки, где оно встречается.

Частота применения  чисел показана в таблице:

число

1

2

3

5

7

12

100

Количество раз, используемое в сказках (из 25 исследованных)  

2

13

23

3

6

3

4

   Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется  число 3.   Это, конечно, прежде всего, связано с его символикой.  3 — это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.  

Тройка – это

— человек,  — тело, душа, дух

 -этапы прохождения на свете — рождение, жизнь, смерть;

-три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;

— три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;

— первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.

-трехмерность пространства: высота – ширина – длина;

человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;

 человеку свойственны три проявления ума:  интуиция – интеллект – инстинкт;

            И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическое это число  три!

Я, надеюсь, убедила вас в этом!

 Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди». События в сказке складываются по тройственной схеме.  Уже в первой строчке читаем:

«Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.     Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось,  через 3 дня -они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза Лебедь превращает его в насекомое.  В царстве своего отца он узнает о трех  чудесах: сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне.          

На острове у князя Гвидона появляются эти три чуда, трижды выручает Лебедь царевича.      

В этой сказке у Пушкина мы встречаем число 33.

«…И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые…»

В древности это число символизировало огромную силу, против которой не устоит ни один враг, не стоит забывать, что и Иисус Христос был распят в 33 года, а затем вновь воскрес.

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:        

«Они жили в ветхой землянке

   Ровно тридцать лет и три года».

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

Раз он в море закинул невод, –

                                                Пришел невод с одной тиной,

  Он в другой раз закинул невод, —

  Пришел невод с травой морской,

 В третий раз закинул он невод, —

                                               Пришел невод с одной рыбкой,

                                               С непростою рыбкой – золотой.

  В 1834 году поэт  написал «Сказку о золотом петушке».

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

         В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» появляется число «7».

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей…»

В приданое царевне дается

«…Семь торговых городов

Да сто сорок теремов»

Число «7» считалось магическим и характеризовало общую идею Вселенной. До нас эта идея дошла в семи цветах спектра, семи нотах музыки. Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.

         Наверное, поэтому число «7» очень часто встречается в пословицах и поговорках. «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глаза», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и другие.

         После смерти царевны богатыри

«Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна»  

и тогда они

    « Гроб её к шести столбам

    На цепях чугунных там

Осторожно привинтили,

И решёткой оградили…»

Известно, что в народе число «6»  ассоциируется с нечистой силой.

Число  «8», как и число «6»,  является чётным, а у русского народа есть суеверное  представление, что чётное число связано со смертью.

В «Сказке о золотом петушке» это число упоминается много раз.

Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.  В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?

Что за страшная картина!

                                                      Перед ним его два сына

                                                      Без шеломов и без лат

                                                      Оба мёртвые лежат.

        Проанализировав  употребление в сказках Пушкиным различных чисел,  можем сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал  традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.

        Числа в сказках А.С. Пушкина играют огромную роль,  и помогают понять,  почувствовать скрытый смысл текста,  увидеть, глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом  мысль.

Можно сделать вывод:  в начале 19-ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а А.С. Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил её особенности. Числительные в его произведениях выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, оно                      

самое  распространенное числительное в сказках Пушкина. Это число   наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Числа  33 и  7 содержат в себе значение множества. Числа  «8» и «6» являются выражением суеверности, отмечающей без исходность наступления конца события, жизни.

        Заключение: 

Открытие, что колебания струн, длина которых выразима посредством простого соотношения чисел, дает полнозвучные аккорды, привело к постулированию понятия «гармония» в нашем понимании этого слова и было в то же время первым шагом к математическому выражению познания мира. Согласно такому взгляду каждая форма может быть представлена посредством чисел «Все есть число» — которые суть не что иное, как скрытые в мире божественные первообразы и прообразы, становящиеся очевидными и зримыми при проницательном его созерцании.

 Список используемых источников и литературы:

1.        Азадовский И.К. Источники сказок Пушкина.[Электронный ресурс]/ — Режим доступа:  http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm

2.        Зуева, Т.  Сказки А.С. Пушкина/ Т.Зуева. – М.,  1989.

3.        Ласкавый И. «Секреты «магических» чисел». http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg102001/society/art2.htm

4.        О суевериях и обрядах. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа:  

http://sueverija.narod.ru/Muzei/.htm

5.        Понидилок Т. Что за прелесть эти сказки. [Электронный ресурс]/Преданья старины глубокой — Режим доступа:  

http://nsc.1september.ru/2002/18/8.htm

6.        Пушкин,  А.С.  Сказки/ А. Пушкин. – Челябинск,  2003. – 127с.

7.         Якобсон  Р.  Пушкин и народная поэзия. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа:  

http://www.philology.ru/literature2/jakobson-87a.htm


1


Магия чисел в сказках А. С. Пушкина -«Сказка о попе и работнике его Балде» — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


2


Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года» Так в «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка.


3


Три раза Балда в море «веревку крутил», чертям покоя не давал: в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям веревкой грозит».


4


Три раза мерился силой Балда с «подосланным бесенком»


5


Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает черта. Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждет своей расплаты поп. С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка, А с третьего щелка Вышибло ум у старика


6


Уже в первой строке сказки- поэмы «Сказка о царе Салтане» читаем: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком


7


Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.


8


«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»- одна из наиболее известных поэм А. С. Пушкина, была написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в Михайловском. В сказке число 7 имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей», «семь торговых городов да сто сорок теремов»


9


Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна. Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.


10


После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна». И они: «Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили»

  • Магические числа в сказке спящая царевна жуковский
  • Магические числа в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Магические числа в сказке конек горбунок
  • Магические числа в сказке жуковского спящая царевна
  • Магические числа в сказках примеры