Числа в сказках Пушкина
Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина используются числа, которые имеют особый смысл. Все это усиливает связь произведений с русским народным творчеством и делает их волшебство ярче.
Три
Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:
- три девицы под окном,
- трижды князь Гвидон превращается в насекомое (в комара, в муху и в шмеля),
- три раза старик закидывал невод в море,
- трижды королевич Елисей спрашивал у природных явлений о царевне,
- три щелчка поставил Балда жадному попу
- трижды царь отправляет рать на восток в сказке о золотом петушке.
Шесть
В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов.
Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы. На самом деле 6 это дважды по 3. Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь.
Как мы помним, царевна не умерла, а заснула. Богатыри не решились закопать ее гроб под землю, они подвесили его в пещере на 6 столбов, надеясь на то, что когда-нибудь царевна проснется.
Семь
Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре. Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто».
Пушкин использует его в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»
Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны:
«Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.»
Восемь
Число «восемь» является символом бесконечности, конца старого и начала нового. В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе шамаханской царицы.
В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения:
«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:»
«Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят;»
«Вот осьмон уж день проходит»
Девять
В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев. Девять — символ человеческой жизни, именно столько времени длится беременность:
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Тридцать три
В сказках Пушкин использует цифру «33«, которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество).
В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор
В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
В заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно. С одной стороны это придает тексту некий скрытый смысл и подтекст. А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Число есть слово неизречённое;
оно естьволна и свет, хотя его никто не видит;
ритм и музыка, хотя его никто не слышит.
Оно неизменно, но вариации его безграничны.
Любая форма жизни есть конкретное проявление числа.
Морис Дрюон
Магические свойства чисел волновали людей еще в глубокой древности. Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия к одним числам и осторожность к другим.
Многие народы считали число «3» символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Чем же оно замечательно? Мы решили это выяснить.
Актуальность данной работы заключается в том, что мы проведемисследование, попробуем выяснить, в чём загадка числа «3», и рассмотрим употребление его в русском языке и сказках А. С. Пушкина.
Цель проекта: узнать, когда, как и где появилось число «3», которое в русском языке называется «Числительное», и почему в своих знаменитых сказках А. С. Пушкин использует это число чаще остальных?
Задачи:
-
Охарактеризовать морфологические признаки слова три, его морфемное строение, лексическое значение.
-
Найти слова, которые образованы от данного слова.
-
Выяснить, почему число «3» считается загадочным и почему А. С. Пушкин использует это число чаще остальных в своих сказках
Мы наметили этапы практико-ориентированного проекта:
-
Знакомство с числом «3»
-
Магия числа «3»
-
Число «3» в русском языке
-
Число «3» в сказках А. С. Пушкина.
-
Оформление результатов своей деятельности (презентация).
-
Выводы.
Знакомство с числом «3»
Числа правят миром… Пифагор |
В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.
У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. А в нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Тройка – это лежащие палочки с двумя косыми росчерками .Писались цифры по-разному.
Месопотамия |
|
Египет |
|
Вавилон |
|
народы Майя |
|
древние славяне |
|
арабы |
3 |
Цифру три можно изобразить с помощью набора пяти отрезков или четырех отрезков . Эти цифры предназначены для электронных машин и используются на почтовых конвертах.
Магия числа «3»
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно |
Число три считалось в древности магическим, потому что оно складывалось из суммы двух предыдущих (3 = 2 + 1), символизировало треугольник, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Даже в начале XX века жители некоторых островов Полинезии считали предметы так: один, два, три, много. Пифагорейцы разбили на четные и нечетныечисла. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими.
Одни числа считали счастливыми, а другие – несчастливыми, несущими зло и горе. От Пифагора и его последователей и пошли всякие суеверия, связанные с числами. Особенно много суеверий связано с числом три. Те, кто считает его счастливым, говорят: “Бог троицу любит”. Другие напротив, считают его несчастливым. Отсюда и ругательное слово “треклятый”. Число три играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. А троекратный поцелуй по русскому обычаю? В различных поверьях и легендах сохранились триединые действия: скажем, успех достигался с третьего раза (с третьей попытки). Особенно в спорте. Три попытки попасть в кольцо, полагая, что этого достаточно.
Легенды тоже не избежали числа три. Например, сказание о том, что Земля держится на трех китах. Дух триединства проявляет себя везде и во всем. Смотрите сами:
составляющие времени: прошлое – настоящее – будущее;
трехмерность пространства: высота – ширина – длина;
три ветви жизни: животные – растения – микроорганизмы;
три исторические эпохи: современная – средние века – древний мир;
три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;
человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;
человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт;
продолжительность жизни на земле: мужское начало – женское начало – новая жизнь.
И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическая это цифра – три!
Число «3» в русском языке
Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь… |
История числительных – одна из самых интересных страниц истории русского языка. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании не было представления о количестве. Конечно, считали, и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало. В соответствии с десятичной системой счисления слова называли каждый разряд этой системы. За девятью названиями единиц – одинъ, дъва, три, четыре, пять, шесть, семь,восемь,девять – шли слова, соответствующие следующим разрядам: десять, съто, тысяча.
А теперь обратимся к словарям русского языка.
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова
ТРИ, трех, трем, тремя, о трех, числит.колич. 1. Число, цифра и количество 3. За три дня и за три ночи. На три дня и на три ночи. 2. нескл. То же, что тройка (во 2 знач.). За сочинение получил т. (I порядк. третий, -ья, -ье (к 1 знач.).
«Морфемно-орфографический словарь» А. Н.Тихонова
Тр/и.
Словообразовательный словарь
три |
тр-оj(е),I, числ. — трое,II, сущ. трой-к(а)- троеч—к-а троеч(-ник) — троеч-ниц-а троеч-н-ый троj-иц(а) — троиц-ын троич-н(ый) — троичн-ость трой-ник — тройнич-н-ый, I трой-н(я) — тройн-яшк-а троj-ичн-ый,II трой-н(ой) — в-тройн-е трой-ственн(ый) — тройственн-ость трой-чат(ый) троj-ашк-а троj-ак — трояч-ок троj-ак(ий) — трояк-о трояк-ость в-трое в-троj-ом на-трое троj-и-ть троj-е-бор(-j-е) — троебор-ец три-дцать три-надцать тр-еш/к-а тр-еш/н-а тр-еш/ник тр-еш/ниц-а тр-еш/н(ый),I, прил. тр-ет(ий),I, порядк. числ. — трет-ий,II, сущ. третj-а, сущ. [третья] третj-е, сущ. [третье] трет-ей/ск-ий трет-ичн-ый треть-евось, нареч — третьевош-н-ий трет-ник треть-як треть — трет-н-ой в-треть-их три-жды тр-е-зубец тр-е-зуб(-ый) — трезуб-к-а тр-и-ст(-а) |
морфологические признаки
Начальная форма. Три
Постоянные признаки:
а) количественное
б) обозначает целое число
в) простое
Непостоянные признаки:
Именительный падеж
Число «3» в сказках А. С. Пушкина
Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.Переработки народной сказки стали в России заметным явлением со 2-ой половины 18 века. Но только А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы в первостепенную. В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
В детстве поэт слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе А.С. Пушкина к живому народному языку и фольклору.
В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся традиции.
Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна роль числительных в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина.
Самым распространенным числительным в сказках А. С. Пушкина является число 3, так как именно оно наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевне Лебеди» |
|
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… |
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора». |
А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой… |
Три героини сказки, которые олицетворяли зло |
Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня,.. |
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. |
Ель в лесу, под елью белка,.. |
Три чуда в царствеГвидона Цифра 33 содержит в себе значение множества |
И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря,.. |
|
За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть… |
|
Будь же, князь, ты комаром. |
Три раза Гвидон превращался, чтобы увидеть отца — царя Салтана |
В муху князь оборотился,.. |
|
Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился,.. |
|
Князь пред нею стал божиться,.. Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель. |
За тридевять земель – далеко (три раза по три) |
А ткачиха с поварихой,.. Четырьмя все три глядят. |
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков. Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки. |
Царь от радости такой Отпустил всех трёх домой |
Царь простил всех повинных. |
«Сказка о золотом петушке» |
|
Негде, в тридевятом царстве В тридесятом государстве,.. |
Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования. Царство, которое находится очень далеко |
Обратился к мудрецу, Звездочёту и скопцу. |
Царь обращается к трём людям за помощью |
Царь скликает третью рать |
Три раза выезжало войско царя биться с врагом |
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
|
Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. |
Три раза по три – достаточно долго ждала царица. |
Ждали три дня, но она Не восстала ото сна |
Обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением. |
К краснусолнцу наконец Обратился молодец. |
Елисей в своих поисках три раза обращается за помощьюк высшим силам |
Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. |
|
Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая… |
|
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. |
Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования |
В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. |
|
Старик, старуха, золотая рыбка |
Три главных героя сказки |
«Жених» |
|
Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. |
Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования |
Сидела девица – и вот Промчалась тройка с молодцом. |
Старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния. |
Три раза жених перебивает рассказ Наташи |
|
«Сказка о медведихе» |
|
А что вот тебе другой подарочек, Трои медвежата по пять рублёв. |
Самое святое отбирает охотник у медведя |
«Сказка о попе и работнике его Балде» |
|
Нужен мне работник Повар, конюх и плотник |
Поп ищет работника на три должности |
В год за три щелчка тебе по лбу Есть же мне давай вареную полбу. |
Соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. |
Да есть на них недоимки за три года. |
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать долг |
Обгони-ка сперва моего брата. Раз, два, три! догоняй-ка. |
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком». Первые два задания чертёнок придумал: «кто скорее из нас обежит около моря», «кто далее палку бросит». А третье задание сам Балда задал: «Кобылу подыми-ка ты, Да неси её полверсты». |
Приподнял кобылу, два шага шагнул. На третьем упал, ножки прянул |
|
А с третьего щелчка Вышибло ум у старика. |
С каждым щелчком сила щелчка растёт. Чувствуется юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар Балды, если щелк его такой силы. |
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом: в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит». |
Проанализировав употребление в сказках А. С. Пушкиным числа «3», мы можем смело утверждать, что выбор данного числа в сказках не случаен. Александр Сергеевич использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные — символы.
Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Таким образом, помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» строк, проникнуть в заложенную творцом мысль сказок.
Заключение
Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, мы нашли для себя много нового и интересного, ближе познакомились с числом три.
Узнали, какие древние очертания имела цифра «3». Открыли, что в жизни многих народов это число играло важную роль, ей предавали большое значение.
Числительные – одна из самых интересных страниц истории русского языка. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Поработав со словарями, мы отметили для себя огромное словообразовательное гнездо числительного три – больше пятидесяти слов!
А в своих знаменитых сказках А.С. Пушкин очень точно выразил особенность числа «3». Эта цифравыполняет не только информативную роль, но и экспрессивную функцию, оказывается «движущей пружиной» сказок.
Западная наука в течение веков пыталась раскрыть тайну чисел и числительных, но так и не смогла. Имена числительные принадлежат к наиболее древнему пласту, и поэтому понять их происхождение не удаётся. На самом деле все слова принадлежат вечности.
Любой человек согласится, что числительные нужно изучать более глубоко. И тогда, возможно, кому–то удастся раскрыть их загадку.
Список литературы
-
Зайцева О.Н. «Уроки истории русского языка в школе». Москва: Вебрум – М, 2005, С.88-96
-
Иванова В.А. «Занимательно о русском языке». Москва : Просвещение, 1990, С.130-137
-
Львова С. И. Русский язык: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012
-
Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы /С.И.Львова// Москва – Дрофа – 2000
-
Пушкин А. С. Семь сказок/ Ил. В. М. Назарука. – М.: Дрофа-Плюс, 2005
-
Филякова Е. «Русская письменность». Москва :Белый город,2004,С.24-26
-
Целищев В. Всё есть число /В.Целищев // Вокруг света – 2008 – paragraph 013/
-
Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Москва :Аванта+, С.180-185
-
http://www.ozhegov.org/
-
http://slovari.yandex.ru/
-
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp1%2Csource%2Cweb%2Cpre%2Csitelinks&text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%203&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdg
-
http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1471707.html
-
http://skazvikt.ucoz.ru/forum/4-28-1
Просмотров работы: 7163
Введение:
Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первый взгляд они такие разные…Но математикам не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать. Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии.
Математика – это, прежде всего числа, а число — согласно воззрению Пифагора – это ключ к гармонии законов космоса и символ божественного мироздания. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Людям свойственно верить символам. Символика — важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание.
Символика чисел известна нам с давних пор. Её можно встретить в Библии, в религиозной литературе: 7 даров Святого Духа, семь скорбей Девы Марии; триединство Бога и другие.
Я очень люблю читать, а моим самым любимым школьным предметом всегда была математика. В своей работе я попыталась объединить невозможное, как кажется с первого взгляда, — числа и художественные произведения.
Гипотезой стало предположение, что в художественной литературе число является ключевым понятием, раскрывающим что-то важное, своеобразным ключом тайны самого автора.
Цель исследования: изучив теоретический материал по теме, найти математическую зависимость произведений русской литературы и устного народного творчества.
Объектом исследования является творчество А. Пушкина. Предметом – математическая и литературная лексика, законы математики, символика чисел, математические и литературные понятия.
Часть I.
Использование символики чисел в литературных произведениях.
В 2014 году исполняется 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст. стилю) 1799 г. в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки. Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина. Проведем исследование на тему: «Магия чисел в сказках Пушкина». Во время подготовки работы я исследовала более 25 народных сказок и сказок Александра Сергеевича Пушкина на выявление того, какие числа встречаются в сказках вообще и какие из них встречаются чаще всего Мне удалось выяснить, что чаще всего встречаются числа: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 100. В своей работе я покажу, что означает каждое число и приведу примеры сказки, где оно встречается.
Частота применения чисел показана в таблице:
число |
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
12 |
100 |
Количество раз, используемое в сказках (из 25 исследованных) |
2 |
13 |
23 |
3 |
6 |
3 |
4 |
Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется число 3. Это, конечно, прежде всего, связано с его символикой. 3 — это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.
Тройка – это
— человек, — тело, душа, дух
-этапы прохождения на свете — рождение, жизнь, смерть;
-три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;
— три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;
— первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.
-трехмерность пространства: высота – ширина – длина;
человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;
человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт;
И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическое это число три!
Я, надеюсь, убедила вас в этом!
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». События в сказке складываются по тройственной схеме. Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном. Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось, через 3 дня -они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза Лебедь превращает его в насекомое. В царстве своего отца он узнает о трех чудесах: сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне.
На острове у князя Гвидона появляются эти три чуда, трижды выручает Лебедь царевича.
В этой сказке у Пушкина мы встречаем число 33.
«…И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые…»
В древности это число символизировало огромную силу, против которой не устоит ни один враг, не стоит забывать, что и Иисус Христос был распят в 33 года, а затем вновь воскрес.
Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.
Три раза старик кидал в море свой невод:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке».
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» появляется число «7».
«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей…»
В приданое царевне дается
«…Семь торговых городов
Да сто сорок теремов»
Число «7» считалось магическим и характеризовало общую идею Вселенной. До нас эта идея дошла в семи цветах спектра, семи нотах музыки. Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.
Наверное, поэтому число «7» очень часто встречается в пословицах и поговорках. «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глаза», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и другие.
После смерти царевны богатыри
«Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна»
и тогда они
« Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решёткой оградили…»
Известно, что в народе число «6» ассоциируется с нечистой силой.
Число «8», как и число «6», является чётным, а у русского народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.
В «Сказке о золотом петушке» это число упоминается много раз.
Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага. В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можем сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.
Числа в сказках А.С. Пушкина играют огромную роль, и помогают понять, почувствовать скрытый смысл текста, увидеть, глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль.
Можно сделать вывод: в начале 19-ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а А.С. Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил её особенности. Числительные в его произведениях выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, оно
самое распространенное числительное в сказках Пушкина. Это число наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Числа 33 и 7 содержат в себе значение множества. Числа «8» и «6» являются выражением суеверности, отмечающей без исходность наступления конца события, жизни.
Заключение:
Открытие, что колебания струн, длина которых выразима посредством простого соотношения чисел, дает полнозвучные аккорды, привело к постулированию понятия «гармония» в нашем понимании этого слова и было в то же время первым шагом к математическому выражению познания мира. Согласно такому взгляду каждая форма может быть представлена посредством чисел «Все есть число» — которые суть не что иное, как скрытые в мире божественные первообразы и прообразы, становящиеся очевидными и зримыми при проницательном его созерцании.
Список используемых источников и литературы:
1. Азадовский И.К. Источники сказок Пушкина.[Электронный ресурс]/ — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm
2. Зуева, Т. Сказки А.С. Пушкина/ Т.Зуева. – М., 1989.
3. Ласкавый И. «Секреты «магических» чисел». http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg102001/society/art2.htm
4. О суевериях и обрядах. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа:
http://sueverija.narod.ru/Muzei/.htm
5. Понидилок Т. Что за прелесть эти сказки. [Электронный ресурс]/Преданья старины глубокой — Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/2002/18/8.htm
6. Пушкин, А.С. Сказки/ А. Пушкин. – Челябинск, 2003. – 127с.
7. Якобсон Р. Пушкин и народная поэзия. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа:
http://www.philology.ru/literature2/jakobson-87a.htm
1
Магия чисел в сказках А. С. Пушкина -«Сказка о попе и работнике его Балде» — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года» Так в «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка.
3
Три раза Балда в море «веревку крутил», чертям покоя не давал: в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям веревкой грозит».
4
Три раза мерился силой Балда с «подосланным бесенком»
5
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает черта. Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждет своей расплаты поп. С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка, А с третьего щелка Вышибло ум у старика
6
Уже в первой строке сказки- поэмы «Сказка о царе Салтане» читаем: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком
7
Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.
8
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»- одна из наиболее известных поэм А. С. Пушкина, была написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка, записанная в Михайловском. В сказке число 7 имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей», «семь торговых городов да сто сорок теремов»
9
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна. Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.
10
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна». И они: «Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили»