boreriomoker328
Вопрос по литературе:
Какие сказочные числа встречаются в сказке «Конёк-Горбунок»? Объясните их значения в сказке «Конёк-Горбунок»?
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
bedsb76
3 3 и только 3
просто 3 это магическое число которое встречаеться в сказках
да именно так пока
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Детская природа требует
наглядности.
К.Д.Ушинский.
Цель урока: актуализация и закрепление
знаний.
Планируемые результаты:
- Предметные: обобщить и закрепить знания
обучающихся по темам, изученным в курсе
математики 6 класса “Пропорциональность”,
“Делимость чисел”, “Отрицательные числа”,
“Формулы и уравнения”, продолжить формирование
навыка решения задач, умения решать
нестандартные задачи; - Личностные: актуализировать имеющиеся
знания в новой (нестандартной) ситуации,
продолжить развития логического мышления
учащихся; Проявляют мотивацию к познавательной
деятельности при решении задач с практическим
содержанием; - Метапредметные: Организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку
учено–познавательной деятельности , уметь
работать самостоятельно с учебником, принимать
решения.
Время реализации урока: 1 урок (45 минут)
Аннотация к уроку: данное занятие является
уроком решения задач.
Тип урока: урок-практикум.
Приобретаемые навыки детей:
активизация познавательной и самостоятельной
деятельности, обобщение знаний по изученной
теме.
Формы организации работы детей:
фронтальная беседа, групповая и индивидуальная
работа.
Авторский медиапродукт:
- редактор Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft
Word. - вид медиапродукта: наглядная презентация
учебного материала.
Электронный учебник / электронное приложение к
учебнику:
Математика.6 кл.: учебник / Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. — 4-е изд., стереотип. — М.:Дрофа, 2016.?319 с.
План проведения урока
№ | Этапы урока | Время |
1 | Организационный момент. Вступительное слово учителя |
3 мин. |
2 | Повторение основных понятий тем | 5 мин. |
3 | Решение задач и обсуждение их решений | 25 мин. |
4 | Знакомство с биографией автора сказки П.П.Ершова, с книгами и изданиями сказки, со скульптурами сказочных героев и автора, театральными и телевизионными постановками сказки. |
7 мин. |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. Заключительное слово учителя. |
4 мин. |
6 | Домашнее задание | 1 мин. |
Ход урока
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в
сказку. Именно в какую? Об этом вы узнаете по ходу
урока. Начнем. В путь.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Задание № 1. Узнать расстояние от села
Удельная до столицы по следующему плану
местности. (Применяется карта местности пункта
“Масштаб” электронного приложения).
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Задание № 2. Определить среднюю
урожайность пшеницы, которую снимали с полей
крестьянин и его сыновья, если с 1 поля сняли 2,3 ц,
со 2 поля – 1,7 ц, с 3 поля – 2,8 ц, с 4 поля – 2,2 ц.
Задание № 3. Сколько они выручили денег,
если за 1 ц зерна брали 800 руб? (устно).
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали отродяся не видали;
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь…
…Ночь настала; месяц всходит;
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звезды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел…
Вот кого же? Мы увидим и узнаем, если выполним
следующее задание.
Задание №4. На координатной плоскости
отметьте, продвигаясь по столбцам сверху вниз,
точки, заданные своими координатами. Точки в д. с.
к. отметьте в порядке их следования, а затем
соедините каждую точку с предыдущей кривой или
отрезком. Что в результате получится, вы увидите
сами.
(-7, -1)
(-10, -3)
(-10, -5)
(-9, -5)
(-9, -6)
(-10, -5)
(-11, -3)
(-9, -1)
(-12, -2)
(-12,-4)
(-11, -4)
(-11, -5)
(-12, -4)
(-13, -2)
(-10, 0)
(-10, 2)
(-11, 4)(-12, 4)
(-14, 2)
(-15, 3)
(-14, 5)
(-14, 6)
(-13, 7)
(-13,
(-12, 7)
(-12,
(-11, 7)
(-9, 7)
(-10, 6)
(-8, 6)
(-9, 5)
(-7, 5)
(-8, 4)
(-6, 4)(-7, 3)
(-4, 2)
(1, 3)
(2, 3)
(3, 2)
(5, 5)
(8, 4)
(6,4)
(9, 3)
(5, 3)
(9, 2)
(5, 2)
(9, 1)
(3, 1)
(3, -1)
(4, -1)
(7, -3)(7, -4)
(8, -4)
(8, -5)
(9, -2)
(6, -4)
(6, -5)
(7, -5)
(7, -6)
(4, -3)
(2, -3)
(1, -1)
(-3, -2)
(-7, -1)глаз —
(-13, -5,5)
Для быстроты выполнения задания заранее на
доске приготовить координатную плоскость и к
доске вызываются два ученика. А в это время
другие ребята на доске и у себя в тетрадях
выполняют задание №5.
Ответ: И увидел кобылицу.
После построения рисунка очевидно и название
сказки. Написал Ершов ее в 1834 году. Было ему лишь 19
лет, и был он тогда студентом Петербургского
университета.
Задание №5. Выполнив следующие задания из
учебника, можно узнать рост, число горбов, длину
ушей Конька-Горбунка
Ростом только … вершка (1 вершок= 44,4 мм)
№461(1) — 10+(-7)
На спине … горбами
№462(5) — -11-(-13)
Да с … ушами (1 аршин= 71 см)
№463(3) — -61-29+12+7
Ответ:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Задание №6.
Тут Иван
Руки в боки, словно пан,
Из-за братьев выступает
И, надувшись, отвечает:
“Эта, пара, царь, моя,
И хозяин – тоже я”. —
“Ну, я пару покупаю;
Продаёшь ты?” — “Нет, меняю”.
“Что в промен берёшь добра?”
“………… шапок серебра”.
Знаменатель корня уравнения №843(4) поможет
определить, сколько шапок серебра дал царь Ивану
взамен коней
Ответ:
Что в промен берёшь добра?”
“2-5 шапок серебра”. —
То есть это будет 10.
И, по милости своей,
Дал в прибавок 5 рублей.
Царь-то был великодушный! (Всего 15)
Задание №7.
- Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал
Жар-птицу и Царь-девицу? - Сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок?
Чтобы узнать ответы на поставленные вопросы,
необходимо решить следующие задания (задание
ученик выбирает по желанию):
№843(6) Найти значение выражения:
№№846(2) Найти корень уравнения:
Ответ:
Если ты в недели три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой!
Ты поплатишься со мной!
…Едут целую седьмицу.
Наполедок, в день восьмой,
Приезжают в лес густой…
Задание №8.
Сколько зерна попросил Иван у царя, чтобы он
достать Жар-птицу?
Решить логическую цепочку, правильно выбирая
нужные таблицы:
Ответ:
Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена…
Задание №9
С какой скоростью скакал Конек-Горбунок? Узнать
это поможет задание №464: сравнить выражения, не
выполняя вычислений, и выбрать цифру, на которую
указывает знак больше.
Ответ: 100000
И в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал
И нигде не отдыхал.
— А вот мы, ребята, сейчас немножко отдохнём и
проведём физкульминутку.
Физкульминутка
Задание №10.
Вот дорога к океану,
И на нём-то круглый год
Та красавица живёт…
Узнать ответ поможет корень уравнения,
округленный до целого значения:
№71(8)
Ответ:
…2 раза она лишь сходит
С окиана и приводит
Долгий путь на землю к нам…
Задание №11.
Тут наш царь решил жениться
На молоденькой девице!
Говорит ему девица:
“Но взгляни-ка, ты ведь сед;
…Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться”.
Выполнив задание №807, вы узнаете, сколько
лет было царю и сколько красе-девице. Учесть, что
царю 10 х лет и красе-девице y лет (рис.1)
Рис. 1
Ответ:
Царь…
Вздумал в 70 жениться
На молоденькой девице!
Говорит ему девица:
“Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне 15 только лет…”
Задание №12.
“Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?” —
Говорит ему конек.
“Помоги мне, горбунок!
Видишь, вздумал царь жениться,
Знашь, на стройненькой царице,
Так и шлет на окиян, —
Говорит коньку Иван, —
Дал мне сроку три дня только;
Тут попробовать изволь-ка
… достать!
Расположите числа в № 765 в порядке
возрастания и найдите, соответствующие им буквы,
после чего узнаете, что же для царя должен был
достать Иван?
0 | -0,16 | -10,6 | -15,7 | |-16,3| | -16,3 | 16,3 | 17 |
т | с | п | р | н | е | е | ь |
Ответ:
Дал мне сроку три дня только;
Тут попробовать изволь-ка
Перстень дъявольский достать!
Да велела заезжать
Эта стройная царица
Где-то в терем поклониться
Солнцу, Месяцу, притом
И спросить кое о чем…”
Тут конек: “Сказать по дружбе,
Это – службишка, не служба;
Ты теперя спать поди,
А назавтра, утром рано,
Мы поедем к окияну”.
Задания №13-14. На окияне Конек и Иван
увидели Чудо-Юдо – Рыба-кит (№ 603). Одна
неточность у Ершова – кит не рыба, а
млекопитающее.
Прямо в море-океане
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Много лет уж он страдает,
А доселева не знает,
Чем прощенье получить.
№843(4) Решить пример:
Ответ:
…Десять лет уж он страдает,
А доселева не знает,
Чем прощенье получить…
Задание №14.
Тут конек на хвост вбегает,
К перьям близко прилегает
И что мочи есть кричит:
“Чудо-юдо Рыба-кит!
Оттого твои мученья,
Что без божия веленья
Проглотил ты средь морей
……кораблей.
Если дашь ты им свободу,
Снимет бог с тебя невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит”.
Чтобы узнать, сколько кораблей проглотил кит,
нам нужно решить следующее уравнение:
Ответ:
Проглотил ты средь морей
Три десятка кораблей
Задание №15. Начертите маршрут, по которому
ехал Иванушка, если известно, что перстень
находится в городе B, терем с солнцем и месяцем –
в городе A, а сам царь, где происходили эти
события, живет в городе C. Для этого выполните №916.
Пользуясь только циркулем, постройте вершины
треугольника, равного треугольнику,
изображенному на рисунке 2.
Рис. 2
Задание №16. В скольких котлах искупался
Иванушка?дурачок, после чего стал красавцем?
Чтобы это узнать, нужно найти площадь
заштрихованной фигуры-котла. Учесть, что 3 (рис.3)
Рис. 3
Ответ:
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
В конце урока ученики знакомятся с биографией
автора сказки П.П.Ершова, с книгами и изданиями
сказки, со скульптурами сказочных героев и
автора, с театральными и телевизионными
постановками сказки. Учитель рассказывает,
что“Конек-Горбунок” — первый российский
рисованный полнометражный мультфильм и вышел в
1947 году. Режиссером-постановщиком был
замечательный российский мультипликатор Иван
Петрович Иванов-Вано. Он был одним из энтузиастов
отечественного анимационного кино, и начал
снимать мультфильмы еще в 1925 году.
Подведение итогов урока.
Эта сказка, ребята, учит многому. Во-первых тому,
что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё,
что желал царь – выполнял Иван, а это
несправедливо. За свою жадность царь был наказан:
он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке
добро побеждает зло. Иван за свою доброту
вознагражден, он стал царем. Я считаю, что все в
этой сказке правильно… В сказке говорится о том,
что простодушное терпение увенчается великим
возмездием на земле. А необузданные желания
губят человека…
Домашнее задание:
№1. Построить чертёж по заданным координатам
(раздаточный материал)
№2. Построить круговую диаграмму, используя
данные задания 2.
№3. Найти площадь заштрихованной фигуры-шатра
царя. Учесть, что 3. (рис.4)
Рис. 4
№4. Найдите в сказке числа и сами сочините
какую-либо задачу к изученным темам.
Использованная литература.
1. Овечкина О.И. Приёмы активизации
познавательной деятельности /Математика в
школе,1993, №5, с.8-9.
2. http://www.yandex.ru/images
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 22
Реферат
ВОЛШЕБНОЕ
ЧИСЛО ТРИ В СКАЗКАХ
Автор: Бухаринова Анна,
ученица 2 «А» класса
Руководитель: Бухаринова Галина Александровна
Березники, 2012 г
Оглавление
- Введение ………………………………………………………….. стр.2
- Глава 1. Загадочное число три ………………………………….. стр.4
- Глава 2. Путешествие по сказкам ………………………………. стр.5
2.1. Социологический опрос детей в классе по сказкам … стр.5
2.2. Анализ текстов русских сказок ……………………… стр.7
2.3. Число три в сказках А.С.Пушкина ………………….. стр.10
4. Заключение ………………………………………………………. стр.12
5. Список литературы ……………………………………………….стр.13
Введение
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
(из письма А.С. Пушкина)
Тема нашей работы – волшебное число три в сказках. Выбор моей темы обусловлен тем, что я люблю сказки, помню, как мне маленькой их читала мама, а сейчас сама их читаю с удовольствием.
Актуальность темы заключается в том, что сейчас в школе мы изучаем сказки на уроках , и эта информация будет полезной и интересной.
Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени. Не одно поколение людей выросло на сказках.
Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.
Цель нашей работы – попытаться понять, анализируя тексты русских сказок, насколько часто встречается число три в сказках и что оно обозначает.
Задачи:
- Найти сведения в литературе об истории числа 3;
- Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их;
- Провести опрос одноклассников и сделать выводы;
Мы предполагаем, что число три часто используется в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.
Глава 1. Загадочное число три
Все мы уже умеем считать, и многое можем сосчитать. А в далекие времена люди не умели считать. Позже с большим трудом люди научились считать сначала до двух и только через много — много лет начали продвигаться в счете. После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов.
Долгое время число три было для многих народов пределом счета и совершенства, символом полноты. Число три стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях, о трех богатырях, о трех толстяках? Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, считалках. Люди издавна говорят:
— Плакать в три ручья
— Наврать с три короба
— Согнуться в три погибели
Число три считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, имело начало, середину и конец. С числом три связано много суеверий. Это число играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. Те, кто считает число три счастливым, говорят: «Бог троицу любит».
Ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.
Глава 2. Путешествие по сказкам
2.1 Социологический опрос детей в классе по сказкам
Для своего исследования я предложила ребятам в классе ответить на вопросы анкеты, чтобы выяснить, как они относятся к сказкам и числу три.
Опрос показал, что 91% ребят любят сказки (9% — не любят).
Меньше половины (43%) опрошенных согласились с тем, что числа в сказках используются часто. И все (100%) отметили, что наиболее часто встречается в текстах число три. Ребята называют пять и более сказок, в названии которых есть число три.
Н а вопрос «Сталкиваемся ли мы в жизни с числом три?» все ответили: «Часто». А счастливым для себя это число отметили лишь 75% опрошенных, для 25% оно является несчастливыми.
2.2 Анализ текстов русских сказок
Число «три». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.
Одной из любимых сказок нашего народа является сказка П. Ершова «Конек-Горбунок», написанная более ста лет назад. Утроенный мотив, да и сама цифра три часто встречается в тексте сказки:
«У крестьянина три сына,
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак».
Три ночи братья по очереди ходили в караул в поле, чтоб поймать злого вора.
«Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться…»
А когда Иван-дурак поймал кобылицу, та просила его:
«По три утрени зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходу же трех дней
Двух рожу тебе коней…
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка».
И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды. Царь отправляет Ивана в дальние края сначала, чтоб достать «Жар-птицу в нашу царскую светлицу», потом «недели в три» отыскать Царь-девицу, а затем для Царь-девицы доставить в три дня перстень из океана.
«На другой день наш Иван,
Взяв три луковки в карман,
Потеплее приоделся,
На коньке своем уселся
И поехал в дальний путь…».
Читаем сказку далее:
«Подъезжая к окияну,
Говорит конек Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну…».
В конце сказки для Ивана уготовлено еще одно испытание. Царь-девица велит царю:
«…Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй – водой вареной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом».
Царь заставляет искупаться Ивана в трех котлах. Ныряет Ванюша в котлы:
«И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке сказать, ни пером описать!»
Мы замечаем, что Иван, третий сын крестьянина, пройдя через три испытания, искупавшись в трех котлах, женится на Царь-девице.
В тексте русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы также видим присутствие числа три. «В некотором царстве…жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич». В поисках невесты три брата пускают по стреле из лука. Иван три дня ищет свою стрелу. Играют три свадьбы. Трижды царь дает задания своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет, и, соответственно, задания принимает в три этапа. А когда Иван сжигает шкуру лягушки, Василиса Премудрая говорит: «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь – только тогда и разыщешь меня…». Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба. А встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено Кощеем заклятье – быть лягушкой три года. В конце сказки мы видим, что Иван-царевич, преодолев все препятствия, освобождает Василису Премудрую.
Проанализируем еще одну сказку «Три царства – медное, серебряное и золотое» (один из вариантов сказки, так как существует очень много вариантов записи этой сказки). «… Жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. Сотряслась беда – утащил царицу нечистый дух». На поиски матушки отправляется «большой» сын. «Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было». Затем также исчезает второй сын. Настал черед «меньшого сына Ивана-царевича», и он «пустился в чужедальнюю сторону». Приезжает он к «синю морю, …и вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы». Цифра 33 содержит в себе значение множества.
Одна из красавиц помогает Ивану. Он находит своих братьев. А «серебряная птичка золотой хохолок» приводит их к яме. Иван «полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою». Далее мы видим троекратный повтор в тексте сказки. На пути своем встречает Иван сначала «медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца», затем «серебряное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца» и «золотое царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца». В каждом царстве его встречала прекрасная царевна. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.
Победив Ворона Вороновича, Иван-царевич находит мать, забирает с собой трех царевен с тремя царствами и направляется домой, но братья не захотели поднимать его из ямы. Три года пролежал Иван без памяти в яме. Но, как и в других сказках, третий сын царя оказался умнее и хитрее своих братьев, выбрался из ямы и женился на царевне золотого царства.
В русских народных сказках всегда у мужика или царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение отца, а третий, младший, всегда побеждает. Третий сын, вроде бы и дурак или простак, но всегда оказывается удачливее и благороднее. Он находит себе волшебную невесту (Василису Прекрасную, Василису Премудрую, прекрасную царевну и др.) и женится на ней. И всегда у него есть волшебные звери-помощники (конь, волк и др.). Судьба всегда трижды испытывает своего героя.
- Число три в сказках А.С.Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин был буквально с детства пропитан сказочным духом благодаря своей няне Арине Родионовне, бабушке и дворовому Никите Козлову. Поэт проявлял глубокий интерес к живому народному языку и фольклору. В своих работах поэт учитывал уже сложившиеся традиции.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число три. Уже в зачине сказок часто встречается эта цифра. Например:
— «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был царь
Дадон…» (из «Сказки о золотом петушке»)
— «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
— «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (из «Сказки о царе Салтане»).
Разберем «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Сразу же с первой строчки встречаем цифру три:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
Подслушавший речь девиц, царь выбирает третью девицу, которая «для батюшки-царя родила б богатыря».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина две сестрицы оказываются злыми, завистливыми и коварными, которые начинают строить козни младшенькой сестрице. Обманом, хитростью заставили они посадить в бочку царевну молодую с сыном и бросить их в океан.
Очутившись на острове, царевич спасает от коршуна лебедя, и тот говорит:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня».
Происходит чудо, проснувшись поутру, мать с сыном видят красивый город, который дарит им лебедь, и в котором княжить им. Они как бы заново воскресли через три дня. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. Так Гвидон трижды посещает царство своего отца, где он узнает сначала о чудесной белке, затем о тридцати трех богатырях, а потом и о прекрасной царевне. Три раза лебедь помогает царевичу. Так в его городе появляется чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд».
На берегу очутились тридцать три богатыря:
«И очутятся на берегу,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор».
И лебедь стала царевной, у которой:
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама то величава
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит –
Словно реченька журчит».
Превратившись в насекомое, царевич три раза ужалил своих обидчиков: поварихе «впился прямо в правый глаз», ткачихе «сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос. И когда он в третий раз прилетел к царю, автор пишет:
«А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят».
Так царевич наказал своих теток за злые языки (цифра четыре по Пифагору означает «справедливость»).
Итак, мы видим, что число три в этой сказке встречается часто: три девицы, три приезда купцов в город царевича Гвидона, три чуда. И только третье чудо становится завершающим, ключевым, поскольку именно оно приводит Салтана на остров, где он находит свою жену с сыном.
В сказках Пушкина герой должен пройти непременно три испытания, а не сразу третье, но самое большое. Это свидетельствует о единстве трех – необходимости каждого из трех, а не только одного третьего. Без какого-то одного из трех результат не дается.
Заключение
Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.
Самым распространенным числительным в сказках является число три. Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный» имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.
В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.
Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.
Цифра три невелика,
Но везде она нужна.
В светофоре три огня,
И в упряжке три коня.
В сказках есть три толстяка,
Три девицы,
И три дня скакал Иван
По лесам и по полям.
В тридесятом государстве
Он царевну отыскал.
На картине Васнецова
Трех богатырей мы видим снова.
И в пословицах, загадках
Цифра три звучит в отгадках.
Только в школе не всегда
И не всем она нужна.
Мы хотим оценку «пять»
На уроках получать.
Список литературы
- Александров Э., Левин В. В лабиринте чисел. – М., 1977.
- Пушкин А.С. Сказки. – М., 2007.
- Ершов П. Конек — Горбунок. – М., 2007.
- Мудрые сказки. – М., 2003.
- Сказки русских писателей. – М., 1980.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986
Какие троекратные повторы в сказке «Конек-Горбунок?
-
Сказку в стихах Конек-Горбунокquot; написал известный русский поэт и драматург Петр Ершов.
В сказке мы знакомимся с главными е персонажами — крестьянским сыном Иванушкой-дурачком и волшебным коньком-горбунком.
Что до вопроса о троекратных повторах в сказке quot;Конек-Горбунокquot; скажу следующее, что их в этом произведении очень много:
-
Троекратный повтор очень и очень часто используется в произведениях именно художественной литературы, а ещ больше он применяется в сказках. Под таким повтором имеется ввиду троекратное повторение чего-либо, какого-либо события.
В данной сказке можно привести такие примеры:
-
Например, в сказке действуют три брата — Данило, Гаврило, Иван. Кобылица принесла трех коней. Иван трижды ездил по заданию царя — за Жар-птицей, Царь-девицей и за перстнем Царь-девицы. Было три попытки поимки Царь-девицы — только третья увенчалась успехом. Иван должен был искупаться в трех котлах — с водой студеной, с водой вареной, с молоком.
-
Ершовская сказка о Коньке-Горбунке очень напоминает русскую народную сказку. В этом сказочном стихотворном произведении имеется присказка, зачин, концовка, а также волшебные вещицы и нереальные герои. Одним из обязательных сказочных элементов является троекратный повтор, а в quot;Коньке Горбункеquot; цифра quot;триquot; присутствует неоднократно.
В сказке имеются три брата, которые трижды занимаются поимкой вора. Ивану только с третьей попытки удалось поймать кобылицу, которая обещалась ему нарожать трех коней. По требованию царя Иван три раза отправлялся на поиски разных заморских чудес. А спальник трижды кляузничал на Ивана-дурака.
Кроме того, в сказке встречаются троекратные повторы, связанные с природой, природными явлениями и со сменой дня и ночи. Например:
-
Троектратный повтор — достаточно распространнный прим в литературе, который предполагает не просто использование числового значения quot;триquot;, либо перечисление в одном предложении трх каких-либо позиций, но и трхкратное повторение каких-либо схожих действий на протяжении всего произведения.
Ниже представлены не только выдержки из произведения с подобным примом, но и сравнение трх родных по смыслу цитат из разных частей сказки quot;Конк-Горбунокquot;.
**
**
**
**
**
**
**
-
Магическое число три обязательно должно встречаться в любой народной сказке, особенно в сказке волшебной, и хоть quot;Конек-Горбунокquot; не является сказкой народной, ее автор замечательный мастер русского слова Петр Ершов, в нем числу три уделено очень многое. Автор сказки прекрасно был осведомлен о традициях написания сказок и использовал в Коньке все известные ему приемы. В частности имеются тут обычные три сына, три коня, три путешествия-испытания, три котла в финале, и даже сама сказка специально разделена на три обособленных части. Вот и менее заметные троекратные повторы из этой сказки, например такой:
Или вот еще:
А вот про чудо-юдо рыбу-кит:
Или вот такая сцена:
В этой сказке таких повторов очень много, и найти их не составляет труда.
-
По три утренни зари
Ростом только три вершка
Спотыкнувшиеся три раза
В три завернутый тряпицы
Через три потом недели
Если ты недели в три
Чай, в обхват-то три вершка
То доставь ты мне в три дня
По три ночи, по три дня.
-
Троекратными повторами в художественной литературе называется повторение какого-либо события три раза. Особо популярен данный литературный прим в сказочной литературе. Ведь quot;триquot;, это своего рода магическое число. Также оно широко используется в различных религиозных таинствах.
Что касается троекратных повторов в стихотворной сказке quot;Конк-Горбунокquot;, то автор применяет их несколько раз, и очень разнообразно.
Например, это: три сына/брата, три коня, три выполненных задания, купание в трх котлах, поглощение трх десятков кораблей и т.д.
-
Да, в этом произведении можно найти повторы, да и даже троекратные. К ним можно отнести такие повторы как тот момент, когда три брата по своей очереди ходили смотреть что там твориться в поле, также вот еще два момента:
-
В сказке Ершова quot;Конек-горбунокquot; можно встретить следующие троекратные повторения:
во-первых, было три сына, младший из которых был как обычно дураком и звали его Иваном.
во-вторых, братья три раза ходили на поле, чтобы подкараулить того, кто топчет их пшеницу.
в-третьих, Ивану только на третий раз удалось поймать кобылицу.
в-четвертых, в самом конце сказки приготовили три котла, в которых Иван должен был окунуться.