Магическое число в сказке о рыбаке и рыбке

Числа в сказках Пушкина

Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина используются числа, которые имеют особый смысл. Все это усиливает связь произведений с русским народным творчеством и делает их волшебство ярче.

Три

Число «3» в русской культуре всегда считалось символом силы и совершенства, именно поэтому автор так часто использует его в своих произведениях:

  • три девицы под окном,
  • трижды князь Гвидон превращается в насекомое (в комара, в муху и в шмеля),
  • три раза старик закидывал невод в море,
  • трижды королевич Елисей спрашивал у природных явлений о царевне,
  • три щелчка поставил Балда жадному попу
  • трижды царь отправляет рать на восток в сказке о золотом петушке.

Шесть

В сказке о мёртвой царевне богатыри повесили хрустальный гроб со спящей сестрой на шесть столбов.

Число «шесть» некоторые интерпретируют как символ нечистой силы. На самом деле 6 это дважды по 3. Двойное повторение, то есть продолжение числа «три» (то есть силы и совершенства) символизирует непрерывную жизнь.

Как мы помним, царевна не умерла, а заснула. Богатыри не решились закопать ее гроб под землю, они подвесили его в пещере на 6 столбов, надеясь на то, что когда-нибудь царевна проснется.

Семь

Число «семь» всегда считалось особенным в русской культуре. Оно являлось символом наполненности, достатка. Используется в значении «много», «полный», «часто».

Пушкин использует его в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.»

Кроме того, число «7» присутствует в описании приданого для царевны:

«Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.»

Восемь

Число «восемь» является символом бесконечности, конца старого и начала нового. В этой сказке царь потерял своих сыновей и тут же забыл об этом в обществе шамаханской царицы.

В «Сказке о золотом петушке» царь ждал вестей от сыновей восемь дней, а потом восемь дней шел до их местоположения:

«Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:»

«Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят;»

«Вот осьмон уж день проходит»

Девять

В сказке о мёртвой царевне первая супруга царя ждала его девять месяцев. Девять — символ человеческой жизни, именно столько времени длится беременность:

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.

Тридцать три

В сказках Пушкин использует цифру «33«, которое является двойной цифрой «3» и обозначает невероятную силу или большое множество (количество).

В «Сказке о царе Салтане» присутствуют 33 богатыря — данное количество подчеркивает их невероятную силу:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор

В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкин хотел показать, что старик и старуха живут очень давно:

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.


В заключение можно сказать, что все числа и цифры были использованы Александром Сергеевичем Пушкиным не случайно. С одной стороны это придает тексту некий скрытый смысл и подтекст. А с другой приближает его произведения к русским народным сказкам.

Введение:

Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первый взгляд они такие разные…Но математикам  не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать. Большое математическое дарование нередко сочетается с проявлением творческого интереса к поэзии.

Математика – это, прежде всего числа, а число — согласно воззрению Пифагора – это  ключ к гармонии законов космоса и символ божественного мироздания. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Людям свойственно верить символам. Символика — важное и одновременно очень сложное средство раскрытия авторской позиции. Поэтому на неё необходимо обратить особое внимание.

Символика чисел известна нам с давних пор. Её можно встретить в Библии, в религиозной литературе: 7 даров Святого Духа, семь скорбей Девы Марии; триединство Бога и другие.

Я очень люблю читать, а моим самым любимым школьным предметом всегда была  математика. В своей работе я попыталась объединить невозможное, как кажется с первого взгляда, — числа и художественные произведения.

Гипотезой стало предположение, что в художественной литературе число является ключевым понятием, раскрывающим что-то важное, своеобразным ключом тайны самого автора.

Цель исследования: изучив теоретический материал по теме, найти математическую зависимость произведений русской литературы  и устного народного творчества.

Объектом исследования является творчество А. Пушкина. Предметом – математическая и литературная лексика, законы математики, символика чисел, математические и литературные понятия.

Часть I.  

 Использование символики чисел в литературных произведениях.

В 2014 году исполняется  225 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст. стилю) 1799 г. в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.     Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных  в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина. Проведем исследование на тему: «Магия чисел в сказках Пушкина».  Во время подготовки работы  я  исследовала более 25 народных сказок  и сказок Александра Сергеевича Пушкина  на выявление  того, какие числа встречаются в сказках вообще и какие из них встречаются чаще всего   Мне удалось выяснить, что чаще всего встречаются числа: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 100. В  своей работе я покажу, что означает каждое число и приведу примеры сказки, где оно встречается.

Частота применения  чисел показана в таблице:

число

1

2

3

5

7

12

100

Количество раз, используемое в сказках (из 25 исследованных)  

2

13

23

3

6

3

4

   Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется  число 3.   Это, конечно, прежде всего, связано с его символикой.  3 — это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.  

Тройка – это

— человек,  — тело, душа, дух

 -этапы прохождения на свете — рождение, жизнь, смерть;

-три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;

— три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;

— первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.

-трехмерность пространства: высота – ширина – длина;

человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;

 человеку свойственны три проявления ума:  интуиция – интеллект – инстинкт;

            И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическое это число  три!

Я, надеюсь, убедила вас в этом!

 Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди». События в сказке складываются по тройственной схеме.  Уже в первой строчке читаем:

«Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.     Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось,  через 3 дня -они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза Лебедь превращает его в насекомое.  В царстве своего отца он узнает о трех  чудесах: сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне.          

На острове у князя Гвидона появляются эти три чуда, трижды выручает Лебедь царевича.      

В этой сказке у Пушкина мы встречаем число 33.

«…И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые…»

В древности это число символизировало огромную силу, против которой не устоит ни один враг, не стоит забывать, что и Иисус Христос был распят в 33 года, а затем вновь воскрес.

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:        

«Они жили в ветхой землянке

   Ровно тридцать лет и три года».

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

Раз он в море закинул невод, –

                                                Пришел невод с одной тиной,

  Он в другой раз закинул невод, —

  Пришел невод с травой морской,

 В третий раз закинул он невод, —

                                               Пришел невод с одной рыбкой,

                                               С непростою рыбкой – золотой.

  В 1834 году поэт  написал «Сказку о золотом петушке».

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

         В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» появляется число «7».

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей…»

В приданое царевне дается

«…Семь торговых городов

Да сто сорок теремов»

Число «7» считалось магическим и характеризовало общую идею Вселенной. До нас эта идея дошла в семи цветах спектра, семи нотах музыки. Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.

         Наверное, поэтому число «7» очень часто встречается в пословицах и поговорках. «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глаза», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и другие.

         После смерти царевны богатыри

«Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна»  

и тогда они

    « Гроб её к шести столбам

    На цепях чугунных там

Осторожно привинтили,

И решёткой оградили…»

Известно, что в народе число «6»  ассоциируется с нечистой силой.

Число  «8», как и число «6»,  является чётным, а у русского народа есть суеверное  представление, что чётное число связано со смертью.

В «Сказке о золотом петушке» это число упоминается много раз.

Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.  В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?

Что за страшная картина!

                                                      Перед ним его два сына

                                                      Без шеломов и без лат

                                                      Оба мёртвые лежат.

        Проанализировав  употребление в сказках Пушкиным различных чисел,  можем сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал  традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.

        Числа в сказках А.С. Пушкина играют огромную роль,  и помогают понять,  почувствовать скрытый смысл текста,  увидеть, глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом  мысль.

Можно сделать вывод:  в начале 19-ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а А.С. Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил её особенности. Числительные в его произведениях выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, оно                      

самое  распространенное числительное в сказках Пушкина. Это число   наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Числа  33 и  7 содержат в себе значение множества. Числа  «8» и «6» являются выражением суеверности, отмечающей без исходность наступления конца события, жизни.

        Заключение: 

Открытие, что колебания струн, длина которых выразима посредством простого соотношения чисел, дает полнозвучные аккорды, привело к постулированию понятия «гармония» в нашем понимании этого слова и было в то же время первым шагом к математическому выражению познания мира. Согласно такому взгляду каждая форма может быть представлена посредством чисел «Все есть число» — которые суть не что иное, как скрытые в мире божественные первообразы и прообразы, становящиеся очевидными и зримыми при проницательном его созерцании.

 Список используемых источников и литературы:

1.        Азадовский И.К. Источники сказок Пушкина.[Электронный ресурс]/ — Режим доступа:  http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr1/vr12134-.htm

2.        Зуева, Т.  Сказки А.С. Пушкина/ Т.Зуева. – М.,  1989.

3.        Ласкавый И. «Секреты «магических» чисел». http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg102001/society/art2.htm

4.        О суевериях и обрядах. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа:  

http://sueverija.narod.ru/Muzei/.htm

5.        Понидилок Т. Что за прелесть эти сказки. [Электронный ресурс]/Преданья старины глубокой — Режим доступа:  

http://nsc.1september.ru/2002/18/8.htm

6.        Пушкин,  А.С.  Сказки/ А. Пушкин. – Челябинск,  2003. – 127с.

7.         Якобсон  Р.  Пушкин и народная поэзия. [Электронный ресурс]/ — Режим доступа:  

http://www.philology.ru/literature2/jakobson-87a.htm

На свой ДР решил побаловать своих друзей очередной русской народной сказкой.

Одна из самых известных русских сказок, в том числе и благодаря гению А.С. Пушкина, является сказка о рыбаке и рыбке.

При всей своей кажущейся смысловой очевидности и простоте сказка, тем не менее, полна и гораздо более глубоких сакральных символов, зачастую не до конца осознаваемых читателем.

Ведь что приходит в первую очередь на ум обычному читателю? Жадная и неумеренная в своих желаниях старуха не сумела вовремя остановиться и потеряла все то, чем одарила рыбка. Причем, одарила даже не ее, а старика. Отсюда вытекает и вполне доступная пониманию любого читателя мораль сказки – уметь вовремя остановиться в своих желаниях, амбициях и претензиях.

Но эта мораль при всей ее правильности и очевидности не объясняет множество других загадок этой коротенькой сказки.

Почему речь идет о старике и старухе? И кто такие эти старик и старуха?

Почему именно 33 года ловил старик рыбу до встречи с золотой рыбкой?

Кто такая золотая рыбка?

Почему старик закидывал невод три раза, а не один или, допустим, пять? И почему первые два раза даже простой рыбы не было, а была одна тина?

Почему старик сам первый раз отказался от какого-либо откупа, предложенного рыбкой?

Почему рыбка удовлетворяет безропотно целых 4 желания старухи и только на 5-й осерчала и отняла все разом? Ведь обычно в сказках присутствует сразу ограничения в три желания.

Попробуем в этом разобраться, не претендуя, впрочем, на истину в последней инстанции.

Когда в сказке появляются старик со старухой, то они, как правило, символизируют Дух и Душу человека. Но только в том случае, если у них есть дети. Обычно это троица сыновей, которые есть три нижних тела человека. Один сильный (физ. тело), один хитрый (астральное тело) и один умный (ментальное тело). Но в данном случае мы имеем дело с бездетной парой. Я склонен думать, что в данном случае старик символизирует УМ, а старуха чувства и эмоции.

Ловля рыбы в океане это попытка Ума стать РАЗ-умом, то есть найти связь с Душой. Ведь океан (море) обычно символизируют в сказках Мировую Душу, в которой по преданиям наших предков плавают души всех человеков.

Тридцать три года ловил старик рыбку. Можно было бы сказать, что это намек на возраст Христа. Однако, большая часть русских народных сказок имеет гораздо более древние корни, нежели христианство, как и сама сакральная нумерология. Скорее возраст Христа был выбран не случайно, а символически.

Итак, самое простое, что можно получить из 33-х в нумерологии, это 6. Шестерка обозначает равновесие между «Светом» и «Тьмой», а также духовный выбор, который делает каждый человек в своей жизни.

Но 33 это еще и 3х11. 11 обозначает цикл солнечной активности. Не случайно именно 11 является чуть ли не главным числом, которым оперируют все масонские Ордена и Ложи в цифровой символике. В свою очередь 3-ка это символ Триединства воплощенного мира. То есть в 33-х Триединая сущность человека соединяется с природными циклами Мироздания.

А еще 33 часто представляют в виде 30х3=90. 9-ка это символ завершения Пути или одного из его этапов, предваряющий переход на следующий уровень. 0, как и буква О это символ Всевышнего. Таким образом, 33 это еще и достижение максимально возможного на данном этапе результата, требующего некоторого «бонуса».

Сложив все вместе, мы получим, что предваряющая сказку жизнь старика подвела его к некоторому итогу духовного содержания, при котором ему предстоит выбор. И этот выбор предлагает ему появление «золотой рыбки».

Но поймать контакт с Душой, услышать ее «голос» не просто. Именно потому первые два раза в невод попадает лишь тина, символизирующая пустые мысли. И лишь настойчивость Старика (Ума) приводит к цели.

Рыбка являет собой первый осознанный контакт с Ума с Душой, при котором УМу предстоит выбрать более ценное из потребностей тела (съесть рыбку) или Духовного развития (отпустить ее). Старик (УМ) делает правильный выбор и становится РАЗумом. Что подтверждается в частности и тем, что он ничего не просит взамен за спасение рыбки.

Но, придя домой (выйдя из, как сказали бы сейчас, медитативного состояния), Ум встречается с эмоциями, которые живут гораздо более прозаическими приземленными проблемами. Оттого сразу же начинаются претензии и желания.

Учитывая, что завершение предварительного пути требует серьезного бонуса и позволяет реализовывать почти любое желание, рыбка безропотно выполняет все причуды Старухи, даже не обращая внимание на то, что РАЗ-ум старика становится все более подавляемым эмоциями и не в состоянии не только их контролировать, но и даже сохранить собственный равноправный статус. И так до тех пор, пока все желания относятся к материальной сфере жизни. Материя иллюзорна, а потому для рыбки-Души нет проблем удовлетворить любое из желаний Старухи. Но как только Старуха возжелала царствовать над миром Духовным (Владычица морская), так сразу же контакт Ума с Душой разрывается, не выдержав испытания. РАЗ-ум был обязан заблокировать последние желания чувств, выходящие за рамки их компетенции. Но не сделал этого. И снова опустился на уровень простого Ума, которому не подвластно оперирование материальной иллюзией. А потому все вернулось на круги своя.

Читайте русские сказки. В них бездны сакрального смысла.

ОМ!!!!

Введение

Очарование сказочного вымысла во всей силе впервые ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Собственные сказки поэта удержали в себе главное — прелесть и свободу сказочного чуда.

Волшебные сказки Пушкина выступают как знаки литературы, правда, литературы особого порядка. Создавая сказки, Пушкин «попытался повторить в своем личном творчестве универсальную закономерность мирового литературного процесса: развитие от фольклорных форм к закодированным в них коллективным сознанием народа формам литературным, узаконившим право творческой индивидуальности писателя». А.С. Пушкин один из первых создал литературный вариант волшебных сказок, причем сохраняя систему кодирования празднично-мифологического мировоззрения.

Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание с самого раннего детства, а впервые услышанные стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь. Пушкин жил в эпоху расцвета устной сказки, общался со многими сказочниками, видел творческую манеру различных исполнителей, поэтому сказка стала одним из интереснейших направлений в его творчестве. Пушкинские сказки – прямые наследницы сказок народных, но не подражание им.

В сложных нравственных ситуациях, случающихся не только в жизни сказочных героев, но и в реальной действительности, мы находим себя, своих родных и близких. Поэтому спустя годы сказки Пушкина актуальны и притягательны и для взрослых и для детей. Как актуальна и выбранная нами тема.

Часто так бывает, что смотрим — и не видим, слушаем — и не слышим, проходим — и не замечаем… Окунувшись в мир сказок, внимательный зритель увидит множество сакральных символов и знаков, которые глубже раскрывают смысл сказки и характеры её героев. Удивительно, что в те далёкие 80-тые для широкого зрителя понятно и доступно экранизировалось то, что подробно описано в книге «АллатРа». Проект «Знаки времени» раскрывает подлинную историю прошлого и настоящего. Очень интересно и увлекательно погружаться в историю, когда имеешь ключ к духовной сокровищнице человечества — книгу «АллатРа». Открываются многие загадки и тайны, начинаешь понимать истинный, сакральный смысл исторического и духовного наследия – символы и знаки на артефактах, древние священные тексты, с помощью которых наши предки хотели передать что-то очень важное.

В чем обаяние, очарование сказок Пушкина? Почему их одинаково любят и взрослые, и дети? Задаем мы себе вопросы. И для того, чтобы ответить на них необходимо окунуться и разгадать в мир сказок А.С. Пушкина.

Актуальность данной работы  обусловлена необходимостью изучить символику в сказках Пушкина как понимания произведения.

  Гипотеза: Доказать и выявить особенности и значение символики в сказках А.С. Пушкина, т.к символизм несомненно имеет более глубокий смысл и важную роль при осмыслении прочитанного.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить историю создания сказки;

  • изучить содержание сказки о рыбаке и рыбке, найти в тексте сказки Пушкина образы-символы и выявить их значение, проанализировать язык и содержание сказок.

Объектом  исследования являются сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Предмет исследования – изучение символов, используемых в сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Методы исследования:

Эмпирический: поиск информации в Internet-ресурсах, книгах, справочниках; изучение и анализ информации по теме.

Практический: чтение, изучение содержания сказки , а также анализ.

Глава 1. История создания сказки А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – русский поэт, прозаик, драматург. Сказка – один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки своей няни он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы «видеть свойства нашего русского языка». Даже в его повестях, романах и поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты. Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении  почти  всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются  на  две  группы: ранние (до 1825 г.) и поздние. Наше представление о пушкинских сказках,  как о важной и серьезной области его поэзии,  относится  только  к  поздним  его сказкам («Сказка о попе», «О медведихе»,  «О  царе  Салтане»,  «О  рыбаке  и рыбке», «О мертвой царевне» и «О золотом петушке»). Ранние сказки Пушкина, по мнению литературоведов, лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству. В них автор лишь использует отдельные элементы народной поэзии: сказочный сюжет или мотив, имена сказочных героев, отдельные обороты народного стиля и языка.

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Известно, что Пушкин при создании сказки опирался на произведение братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Согласно этому источнику, в первом варианте произведения старуха должна была стать римским папой, а в конце пожелать стать богом. Но автор ушел от этого варианта, чтобы сохранить русскую народную направленность сказки .Кроме того, Пушкин опирался на русскую народную сказку «Жадная старуха«, где вместо рыбки фигурировало волшебное дерево. Произведение было написано осенью 1833 года. Через два года (в 1835) она была впервые опубликована в журнале «Библиотека для чтения».

Глава 2 Символика в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

У каждого героя Пушкинских сказок свой путь: одни пришли к успеху, другие оказались в проигрыше. В каждой сказке заключена своя тайна исполнения желаний. Приоткроем ее, чтобы вместе с персонажами сказок научиться искусству воплощения сокровенного, а не горевать в одиночестве у разбитого корыта.

   Пушкин открыл для литературы поэзию сказочных чудес, ввел сказку в литературу на правах не гостьи, а полноправной хозяйки. От его сказок  и других творений поэта далеко протянулись нити к творчеству последующих писателей-сказочников вплоть до нашего времени.

      Хочется верить, что ясность, чистота, живая действенность пушкинского сказочного слова всегда будут мерой поэтического совершенства. Одной из таких сказок со своей философией является «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о рыбаке и рыбке» написана в 1833 г. Сюжет связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря, старик — рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба-камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ (к тому же в немецкой сказке камбала оказывается заколдованным принцем!) — золотой рыбкой, народным символом богатства, обилия, удачи.
Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое автор уже переосмыслил в своей жизни.

Одна из самых известных русских сказок, в том числе и благодаря гению А.С. Пушкина, сказка о рыбаке и рыбке при всей своей кажущейся смысловой очевидности и простоте сказка, тем не менее, полна и гораздо более глубоких сакральных символов, зачастую не до конца осознаваемых читателем. Ведь что приходит в первую очередь на ум обычному читателю? Жадная и неумеренная в своих желаниях старуха не сумела вовремя остановиться и потеряла все то, чем одарила рыбка. Причем, одарила даже не ее, а старика. Отсюда вытекает и вполне доступная пониманию любого читателя мораль сказки – уметь вовремя остановиться в своих желаниях, амбициях и претензиях. Но эта мораль при всей ее правильности и очевидности не объясняет множество других загадок этой коротенькой сказки. Возникает множество вопросов:

  • Почему речь идет о старике и старухе? И кто такие эти старик и старуха?

  • Почему именно 33 года ловил старик рыбу до встречи с золотой рыбкой?

  • Кто такая золотая рыбка?

  • Почему старик закидывал невод три раза, а не один или, допустим, пять?

  • И почему первые два раза даже простой рыбы не было, а была одна тина?

  • Почему старик сам первый раз отказался от какого-либо откупа, предложенного рыбкой?

Попробуем в этом разобраться, не претендуя, впрочем, на истину в последней инстанции. О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

Когда в сказке появляются старик со старухой, то они, как правило, символизируют Дух и Душу человека. Но только в том случае, если у них есть дети. Обычно это троица сыновей, которые есть три нижних тела человека. Один сильный (физ. тело), один хитрый (астральное тело) и один умный (ментальное тело). Но в данном случае мы имеем дело с бездетной парой.

Можно предположить, что в данном случае старик символизирует УМ, а старуха чувства и эмоции.
«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно,  есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Как-то однажды забросил старик невод, но в первый раз невод  пришёл только с тиной морскою. Второй раз забросил — пришла вода морская. И вот когда в третий раз он забросил невод, поймал золотую рыбку – не простую, а золотую. Золото, золотистый цвет — символ вечности.

Море — человеческая жизнь. «Волна, это служение, хлопоты, уцелевший рыбак, то душа человеческая, добыча — счастье, а сетка — это наши мечты и расчеты» (Г. Далиновский). Ловля рыбы в океане это попытка Ума стать Разумом, то есть найти связь с Душой.

Ведь океан (море) обычно символизируют в сказках Мировую Душу, в которой по преданиям наших предков плавают души всех людей.
«Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили в ветхой землянке ровно 30 лет и три года». На что следует сразу обратить внимание. «Жил старик со старухой» — со своею старухой, т.е. со своей женой. Она замужем, т.е. она за своим мужем пребывает. Муж – главный, жена за ним следует.  Пушкин писал эту сказку, когда был уже женат. Поэтому семейные отношения для него весьма важны. Почему Пушкин пишет зачин сказки не «Жили –были старик со старухою», а «Жил старик со своею старухою». Ответ очевиден — он любил эту женщину, только он ! Легко любить красивую, верную, покладистую женщину. Попробуйте любить сварливую, жадную, вечно недовольную старуху? Пушкин дает нам понимание того о ком и о чем будет идти речь, лишь по первым строкам, которые на первый взгляд незаметны при прочтении.

Тридцать три года ловил старик рыбку. Почему же 30 лет и три года? Можно было бы сказать, что это намек на возраст Христа. Однако большая часть русских народных сказок имеет гораздо более древние корни, нежели христианство, как и сама сакральная нумерология.

Скорее возраст Христа был выбран не случайно, а символически.
Число 33 имеет эзотерическое выражение во многих духовных учениях.

Во многих традициях, в том числе христианской считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности. В 33 года Иисус Христос был распят на кресте. Смысл заложенный, при упоминании этого, говорит о возобновлении духа и построении новой системы ценностей.

В древних мистериях, восходящих еще к доэллинской эпохе, число 33 являлось количеством степеней испытания, которые должен был пройти человек на пути к полной реализации и просветлению. В христианстве – это символ достижения и раскрытия духовного совершенства, возраст Христа, в каббалистической нумерологии составляет 33 — число Бога огня.

Цифра 3-первая в магическом ряду число. Время мы делим на настоящее, прошлое и будущее. Пространство мы делим на длину , ширину, высоту. В народном фольклоре число три очень часто отражает именно поворотные моменты в жизни человека. Также олицетворяет любовь, т.к число 3 в нумерологии это число любви. Т.е можно сказать цифра 3 очень многолика, символизирует единство этого мира. На протяжении долгих веков люди полагали, что это число можно считать символом тройственного языческого божества, которое появляется в облике молодой девы, взрослой дамы и дряхлой старухи. Здесь можно сделать вывод о том, что пройдя временной отрезок жизни в 33 года, наступает в жизни старика и старухи переосмысление жизни физической и духовной.

Итак, самое простое, что можно получить из 33-х в нумерологии, это 6. Шестерка обозначает равновесие между «Светом» и «Тьмой», а также духовный выбор, который делает каждый человек в своей жизни. Старик-олицетворяет свет, старуха – тьму.

А еще 33 часто представляют в виде 30х3=90. 9-ка это символ завершения Пути или одного из его этапов, предваряющий переход на следующий уровень. 0, как и буква О это символ Всевышнего. Таким образом, 33 это еще и достижение максимально возможного на данном этапе результата, требующего некоторого «бонуса». Пушкин не написал нам, что жили они 33 года, а именно подчеркнут: тридцать лет и три года.
Сложив все вместе, мы получим, что предваряющая сказку жизнь старика подвела его к некоторому итогу духовного содержания, при котором ему предстоит выбор. И этот выбор предлагает ему появление «золотой рыбки».

В третий раз закинул он невод –

Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.

Но поймать контакт с Душой, услышать ее «голос» не просто. Именно потому первые два раза в невод попадает лишь тина, символизирующая пустые мысли. И лишь настойчивость Старика (Ума) приводит к цели.
Рыбка являет собой первый осознанный контакт Ума с Душой, при котором Уму предстоит выбрать более ценное из потребностей тела (съесть рыбку) или Духовного развития (отпустить ее). Старик (УМ) делает правильный выбор и становится Разумом. Что подтверждается в частности и тем, что он ничего не просит взамен за спасение рыбки.

Самое сильное испытание для человека  – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это. 

Как было сказано выше: старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Что она захотела попросить у рыбки? Здесь очень важно, как Пушкин об этом говорит: «хоть бы взял ты с неё корыто». «Хоть бы» — то есть взял бы что-нибудь, лишь бы взял.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебе надобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

 «Не печалься, ступай себе с Богом, будет вам новое корыто».  Будет ВАМ корыто и НЕ ПЕЧАЛЬСЯ, ступай себе с Богом, — значит с покоем. Т.е. испытание предстоит Вам обоим.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте…». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Но и разбитое корыто символизируется ка символ крушения надежд. Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Смотрите, просьба идёт по нарастающей. Может ли человек когда-нибудь остановиться в накопительстве земных богатств. Для Пушкина ведь очень важен этот вопрос с духовной точки зрения: «не собирайте земных богатств, а собирайте духовные богатства — небесные». Пушкин об этом очень хорошо знает. Поэтому пытается отразить это и в своей сказке.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта больше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться…

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается  страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

«Ещё пуще старуха вздурилась», — замечает Пушкин, т.е. совсем уже лишилась разума потому, что не даёт отчёт своим желаниям и не ограничивает их. Не хочет уже старуха быть дворянкой, хочет быть вольной царицей.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?»  Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Может ли обуздать старик эту страсть старухину. Конечно же, — нет. Теперь только вмешательство другой силы может способствовать этому. Старик покорно идёт к синему морю. Оно уже вздыбилось, оно потемнело. Должен был старик обратить на это внимание? Да, он видит, но ничего не может сделать со сварливой своей старухой.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным.  Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства  душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

Здесь сразу же возникает вопрос: в чьи сани пытался сесть старик? Старуха ведь — жена старика, хоть она и носит царские одежды. Другое дело, что старик не может быть царём. В этом-то весь вопрос.

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха  вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Теперь у неё уже новая, самая фантастическая идея возникла: «воротись, поклонись рыбке —  не хочу я быть вольной царицей, а хочу быть владычицею морскою, чтобы жить мне в океане море и служила мне рыбка золотая, и была б у меня на посылках».

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла  в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою  бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика.  Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела,  он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

 Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа  познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Мышка – представительница потусторонних сил. Если с небрежением относились к яйцу-раю, то и потеряли его. Теперь вот старик и старуха плачут, а курочка кудахчет и говорит им: не плачьте старик со старухой, я вам снесу новое яйцо. Это уже будет яйцо не золотое, а простое. Иными словами, Адаму и Еве будет дан уже другой —  земной мир, в котором они должны пребывать. Райское золотое яйцо у них уже отобрано.

По сути дела, в этих двух сказках – Пушкина и русской народной сказке —  говорится об одном и том же: человек испытывается благами земными и очень важно, как он относится к тому, что он имеет. Для человека самое главное – это духовное становление, а не материальное стяжание. Об этом Пушкин будет говорить и  в своих других повестях.

Заключение

Сказка — это вершина народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Поэтому А.С. Пушкин хотя и не писал специально для детей становится любимым автором для каждого ребенка с самого малого возраста.

Сказки являются одной из самых древних и распространенных форм устного творчества. На смену народным сказкам пришли авторские сказки. Одним из первых русских сказочников стал А. С. Пушкин. Его сказки следует рассматривать не только как интересное литературное произведение, но и как своеобразную всемирную энциклопедию, источник необходимых знаний о культуре и особенностях языка.

Изучение и анализ пушкинских сказок это неизгладимое удовольствие, каждый раз, заново читая, открываешь сказочный мир Пушкина. Оказывается, используя в своих сказках образы через символику, А.С. Пушкин показывает характерные качества главных героев, учит различать добро и зло. Пушкин бесконечно разнообразен и в жанрах, и в стиле, но в любом произведении он глубоко проницателен. Как вечны понятия чести и совести, любви и добра, стыда и милосердия, так вечно творчество Пушкина. В сказках его раскрывается жадность старух, доброта и покорность старика, жестокость и сварливость мачехи, хитрость и коварство ткачихи с Бабарихой, щедрость царевны-Лебеди.

Сказки великого Пушкина ненавязчиво прививают нам любовь к вечному, благородному. Невольно начинаешь думать и размышлять о духовном, о правильном отношении к ближнему и в целом тому, что тебя окружает. Ведь те, кто окружают и живут рядом с нами, служат нам верой и правдой.

  Александр Сергеевич Пушкин – замечательный поэт, который работал в разных жанрах. Произведения А.С. Пушкина, шутливые или серьёзные, одинаково привлекательны для читателей, прежде всего занимательным сюжетом, прекрасным литературным языком и всегда высокой поэзией. Читая Пушкина, мы становимся лучше. Во всех своих произведениях он оставался умным, ясным и великим поэтом. Пушкин говорил о жизни с небывалой силой и красотой. Его язык  необычен. Он составляет основу русского литературного языка.

Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Список используемой литературы:

1.Даль В.И. Воспоминания о Пушкине / В.И. Даль // А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. — Т.2. — М.: Вече, 2004. — С. 224.

2.Зубарева Е.Е. Детская литература. Детская литература. — М.: Просвещение, 2005. — 346 с.

3.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина — М.: Просвещение, 1989. — 346 с.

4..Маршак, С. О сказках Пушкина / Маршак С. Соч. в 4-х т. — Е.1. С. 344-356.

5.Мотивы сказки и былины в поэзии А.С. Пушкина.//

6.Пушкин. А.С. Избранные произведения. — М.: Дет. лит., 2009. — 468 с.

7.Пушкин, А.С. Собр. соч. в трех томах — Т.1. — М.: Художественная литература 2004. — 486 с.

8.Сапожков, С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл. Детская литература. – М., 1991.

Интернет-ресурсы

1.https://yazik-chisel.org/publ/chislo-3/

2. http://hronika.su/istoriya-sozdaniya-skazki-pushkina-o-rybake-i-rybke/

3.https://multiurok.ru/files/tsvietovaia-simvolika-v-skazkakh-a-s-pushkina.html

  • Магические числа сказка о царе салтане
  • Магические числа в сказке спящая царевна жуковский
  • Магические числа в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Магические числа в сказке конек горбунок
  • Магические числа в сказке жуковского спящая царевна