Александр Митта как режиссер сформировался под влиянием кинематографа оттепели. Начав с детских и притом довольно традиционных картин — «Друг мой, Колька!» (1961) и «Без страха и упрека» (1962) — со временем Митта избрал более смелый и новаторский стиль киноповествования (за три года до выхода «Сказки странствий» его картина «Экипаж» фактически положила начало жанру советского фильма-катастрофы). «Сказка странствий», наполненная глубоким философским смыслом, скорее притча, чем сказка. Кроме того, роль в картине стала одной из последних кинематографических работ Андрея Миронова, актера огромного диапазона, которому с легкостью давались и комические, и глубоко трагические образы.
Действие происходит в неопределенное время в неизвестной стране. В небольшом княжестве живут двое сирот — брат Май и сестра Марта (героиню Татьяны Аксюты озвучивает Марина Неелова). У Мая необычный дар — он способен чувствовать золото, но близость драгоценного металла причиняет ему страшную боль. О необычных способностях Мая прознал злодей Горгон (Лев Дуров), в канун Рождества он похищает мальчика. Отправившись на поиски брата, Марта знакомится, а потом и влюбляется в гениального врача, поэта, изобретателя, философа и странника Орландо (Андрей Миронов), который поможет ей вернуть Мая.
Стилистически «Сказка странствий» близка своим романтическим настроем другому известному фильму Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), но атмосфера «Сказки» куда мрачнее, жестче, радикальнее, более фантасмагорична. Фильм полон неожиданными для сказочного кино образами: летательный аппарат, как на чертежах да Винчи, гигантский дракон, Вениамин Смехов в образе Дон Кихота, Чума в человеческом обличье (Кармен Галин, озвучивает Екатерина Васильева) и увешанный золотом скелет.
Картина, принадлежащая к «детскому», казалось бы, жанру, содержит вполне взрослые, где-то даже философские посылы. Пропавший мальчик Май вырастает в жестокого тирана (Валерий Сторожик), охотящегося с собаками на живых людей. В зачумленном городе и его окрестностях массово гибнут люди (в том числе один из главных героев Орландо). Концовка картины тоже слишком смелая и двусмысленная для традиционного сказочного хеппи-энда: разрушив набитый золотом замок Горгона, Май лишается своего дара, но одновременно в него вселяется душа умершего Орландо. Режиссер признавался, что при работе над фильмом он старался совместить идеи Константина Станиславского с достижениями Сергея Эйзенштейна.
Снятая в копродукции СССР, Румынии и Чехословакии, «Сказка странствий» была отобрана для участия в IX Международном кинофестивале в Гонконге и XXVIII Лондонском кинофестивале.
«Сказка странствий» — фильм совместного производства СССР, Чехословакии и Румынии, снятый знаменитым режиссёром Александром Миттой и вышедший в 1983 г. Несмотря на мрачность сюжета, он был выпущен в качестве детской сказки. Конечно, в те годы этот фильм «утонул» в потоке куда более позитивных детских фильмов, но с годами был замечен, понят и стал тем ещё вдохновителем разных творческих личностей.
Вкусно, да мало — вот что можно сказать про этот фильм. По словам исполнительницы главной роли, в ходе съёмок было отснято материала на две серии, но выпустить позволили только одну. Увы и увы, сценария не сохранилось. Кстати, нельзя не упомянуть: немаловажную роль в этом фильме исполняет саундтрек. Музыка Альфреда Шнитке здесь просто великолепно подчёркивает сцены, и с ней «Сказка» впивается в душу куда глубже… На самом деле, лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать. Но давайте для начала всё-таки расскажем, о чём там.
Сюжет[править]
Марта и маленький Май. Кстати, Мая играет девочка.
В некотором царстве-государстве (если точнее, княжестве) в условиях унылого средневековья жили-были двое сирот — девушка Марта и её маленький брат Май. Жили они бедно, но старались не унывать и довольствоваться малым. В один новогодний вечер, когда дети разбирали подаренные им щедрыми горожанами объедки, в их камин вдруг ввалился Дед Мороз и, окончательно заморочив головы и так ошалевшим от вида настоящего чуда детишкам, вдруг схватил Мая и был таков. Опомнившись, Марта бросилась вдогонку, да куда там — вокруг уличный карнавал, где полно Дедов Морозов с мешками… Уже где-то среди леса девушка выбилась из сил и упала в обморок.
Там-то её и нашёл странствующий лекарь и учёный Орландо. Приняв девушку за очередной замёрзший труп, он подобрал её, чтобы провести вскрытие в научных целях. Слава богу, он вовремя понял, что «пациент скорее жив, чем мёртв», а тут и Марта пришла в себя. Сказать, что она испугалась, — ничего не сказать: вдруг насильник? Впрочем, Орландо всё-таки ухитрился догнать её и объяснить, что он не злодей.
Наконец, доверившись странному незнакомцу, девушка рассказала ему, что ищет брата, а заодно поведала ему (и зрителям), в чём же причина похищения мальчика. Оказывается, у Мая есть дар: он чувствует присутствие золота. В чём же отстойность дара, спросите вы? Дело в том, что если рядом находится золото, мальчику очень плохо. Конечно же, сестра держала его подальше от золота, и этим даром они не пользовались, предпочитая жить в бедности. А тем «дедом морозом», похитившим мальчика, как нам показывают далее, оказался разбойник Горгон, невесть как прознавший о его даре. Наглядно продемонстрировано, насколько Маю плохо от золота — он теряет сознание от боли при виде одной только золотой цепочки. Злодей с сообщником Брутусом используют Мая в надежде найти клад и разбогатеть.
Марте удалось уговорить Орландо помочь, и они пустились за злодеями, преследуя их по пятам. По пути героев занесло в цветущую деревушку, построенную на спине колоссального дракона. Деревушка эта очень аллегорична, вернёмся к ней позже, чтобы сейчас не отвлекаться от основного сюжета. Скажем лишь, что Орландо едва не остался жить в этом раю на земле, но Марта заставила его идти дальше. В следующем же населённом пункте их (не без стараний заметившего погоню злодея) схватили местные власти и после недолгого суда заточили в башню на голодную смерть. В этом эпизоде мы куда больше узнаём, какие в голове у Орландо обитают тараканы философски-гуманистические идеи. И то, что «девочка», как он называет Марту, испытывает к нему не просто дружеские отношения — хотя её ни к чему не приговаривали и отпустили восвояси, она сама бросилась за ним в башню, и их, пожав плечами, так вместе и замуровали. В общем, пришлось учёному проявить себя в качестве изобретателя и смастерить из подручных материалов планёр, настолько прочный, что герои под градом стрел вдвоём улетели на нём с крыши башни подальше от этих негостеприимных краёв…
…В ещё более негостеприимные. Город, где они приземлились, при ближайшем рассмотрении оказался охвачен эпидемией чумы. Среди жутких похоронных процессий героям встретилась и виновница торжества — собственной персоной Чума в человеческом облике, и она узнала в лекаре своего старого врага. Герои спрятались было в лесу, попутно подобрав местных сироток. Марта и Орландо уже не представляли жизни друг без друга, мечтая о том, как славно будут жить все вместе, когда найдут Мая… Но Чума выследила героев и явилась к ним со злодейскими речами и явно недобрыми намерениями. Защищая «девочку» и детишек, Орландо сумел факелом поджечь чудовище и то ли убить, то ли изгнать — так или иначе, чума в городе прекратилась. Увы, Орландо вскоре тоже умер, напоследок отравленный прикосновением Чумы. Дальше героине предстояло искать одной.
Лишь через десять лет нашла она Мая. Нашла и… ужаснулась: он вырос настоящим злодеем. Да, Май привык к своему дару и то ли перестал от него страдать, то ли начал этим наслаждаться, ещё и научился притягивать к себе золото на расстоянии. Но во что же его превратили пережитые ощущения и воспитание, которому ему дал Горгон (да, злодей вполне себе «отечески» растил мальчика)! Май жил в роскошном замке, развлекаясь безумными пирушками и охотой на местных крестьян. От полного чудовища его отделяло только то, что сестру он по-прежнему любил и был счастлив тому, что она наконец нашлась. Но Марта, осознавая, что это уже не её брат, была убита горем. В порыве раскаяния Май разрушил замок, притянув к себе многотонные запасы хранившегося в нём золота. Злодеи во главе с Горгоном погибли, а Марта с братом уцелели.
В финале, очнувшись среди руин, Май с удивлением сообщил сестре, что, похоже, потерял свой дар — повелевать золотом он больше не в состоянии и этому рад. Зато он начал вспоминать что-то странное, чего никогда не видел — как они с сестрой летят на некоем странном летательном приспособлении… Расспрашивая его, Марта вдруг поняла, что её злого брата больше нет. Куда бы он ни делся, в его теле сейчас живёт…
— Орландо?
— Что, девочка?
Насчёт деревни на драконе[править]
Житель «райской» деревни за типичным времяпровождением — «местный Дон Кихот» в исполнении Вениамина Смехова. Да, что-то Атос совсем форму потерял
Хочется рассмотреть это отдельно, как один из самых аллегорических эпизодов в фильме. Итак, однажды колоссальный, размером с гору, дракон ухитрился каким-то образом увязнуть в болоте. Никто из рыцарей, отправившихся его убивать, не вернулся, но вовсе не потому, что змей их погубил. Дело в том, что вокруг горячего чудовища образовался такой климат, в котором даже среди зимы погода летняя, и из земли прёт всё, от репы до ананасов. Так что рыцари попросту остались тут жить, украдкой перевезли жён, завели детей, выстроили на спине драконища целую деревню (напоминает одного нерадивого кита, не правда ли?) и всё жиреют, наслаждаясь обильной едой и благодатью, даже Орландо тут едва не остался. Чужаков приветливо встречают, но уйти не позволяют — вдруг расскажут кому-то, все ведь сразу сюда побегут, и никакой благодати на всех не хватит. Мало того, они ещё и бурят живого дракона, пытаясь продырявить шкуру и добыть драконов огонь. Чудовищу это, естественно, почему-то не нравится. Пока Марта с Орландо там жили, оно только злобно рычало, но в итоге разъярённое от боли чудовище устроило всей округе стихийное бедствие. Выжил ли кто-то, неизвестно, но сомнительно, хотя это и не показано непосредственно.
Вот такие вот аллегории, видите? Завязшее зло, которое отважные рыцари пришли сразить мечом, оказалось вовсе и не опасным, предоставило всяческие блага и целый рай земной — живите, наслаждайтесь, потребляйте… А когда оно, наконец, проявило себя, вряд ли кто-то из разжиревших и обрюзгших рыцарей, ещё недавно собиравшихся в одиночку одолеть дракона, смог хоть оказать ему хоть какое-то сопротивление, чтобы защитить себя и свою семью. И ещё, если отвлечься от символического подтекста в сторону «картинки», то сцену с вырвавшимся кайдзю язык не поворачивается назвать «спецдефектами» — даже собранное из непонятно чего чудовище выглядит очень впечатляюще, а обильная пиротехника и, главное, музыка, дополняют кошмарность происходящего.
Персонажи[править]
- Марта. Луч света в тёмном царстве, эталонная хорошая девушка, добрая, отзывчивая и настойчивая, ещё в самом начале фильма проявляет себя как неунывающий оптимист, пытающийся видеть плюсы во всём. Регулярно тормошит Орландо, в основном с требованием что-нибудь придумать, и заодно перевоспитывает заносчивого учёного. Сыграла в его судьбе решающую роль — в драконью деревню он попал бы и без неё, наверняка бы занялся там гедонизмом и бесславно погиб. А так — ну, погиб славно, целый город спас.
- Орландо. Неопределённого возраста, хотя точно не старый. Не настолько мудр (хотя эксцентричен), и не настолько безумен (хотя учён — и сам, прочитав одну из своих записей, возмущается: «что за бред…»), но лекарь, поэт, философ, жестянщик, да и вообще специалист широкого профиля, этакий Леонардо. Поддерживает пацифистические идеи, хотя драться умеет. Поначалу был несносен, но общение с Мартой его исправило. А ещё он гедонист — любит поесть да выпить, но ему это удаётся редко (так что на фигуре не сказалось), и к женскому вниманию небезразличен, хотя к Марте как раз и не пристаёт.
- Май, брат Марты, в сюжете выполняет функцию «девы в беде». В общем-то, о нём уже всё сказано выше — обладатель болезненного дара, со временем переросшего в полноценный металлокинез. К концу фильма поднял уровень крутизны, но какой ценой… Милый мальчик стал злодеем, хотя всё же любит сестру, да и своего похитителя, пожалуй, тоже.
- Горгон. Бородатый разбойник-кладоискатель. Когда не вынуждает Мая искать золото, ведёт себя с ним вполне даже мило и заботливо. Со временем привязался к пленнику и фактически вырастил его, как отец.
- Вместе с Горгоном повсюду ходит тупой приспешник Брутус, флегматичный громила азиатской наружности.
Что ещё здесь есть[править]
- Антропоморфная персонификация. Некая ведьма, вызвавшая эпидемию, и есть Чума во плоти. Выглядит она как женщина с чумными пятнами на теле, и её прикосновение очень быстро убивает. Поначалу она притворяется хромой нищенкой и порывается целовать руки тем, кто подал ей милостыню, а позже предстаёт перед героями в виде богатой одетой всадницы на чёрном коне (который впоследствии оказался заколдованной крысой — на ком же ещё Чуме-то ездить). И к Орландо у неё какие-то свои счёты (скорее всего — типичные для архетипа недоброй Смерти к архетипу ученого-лекаря, или же типаж Моровой Девы из восточноевропейского фольклора).
- Взять в ад компанию. Если исходить из предположения, что Чума погибла, то они с Орландо убили друг друга. По сути, и Май попытался убить злодеев вместе с собой, обрушив замок в финале, но выжил. Хотя вообще-то по пробуждении в теле Мая ожил уже не он сам, а Орландо, так что Май, похоже, в каком-то смысле погиб. Или, возможно, как раз не погиб, а они в каком-то роде соединились, образовав новую личность — в фильме этот вопрос не объяснён.
- Водит, как псих. Когда герои потеряли лошадь, Орландо ухитрился вести как псих свою кибитку и без лошади: просто разогнал под уклон, и она сама их с Мартой повезла… Судя по словам «что же я наделал», в ходе поездки крыша учёного вернулась на место, и до него дошло, что тормозов у повозки вообще-то нет. Хорошо хоть закончилось мягкой посадкой в реку, хотя несколько научных рукописей Орландо непоправимо размокли.
- Жертвенный лев — Орландо. Субверсия, потому что в конце его душа вселится в тело Мая.
- Жестокое милосердие. Брутус, устав носиться с Маем, попытался было оставить мальчика в лесу, привязав к дереву и не особо задумываясь, что с ним будет. Своими руками убивать не захотел. К счастью, прибежал Горгон, отругал сообщника и забрал Мая обратно.
- Жуткие увеселения. Взрослый Май развлекается охотой на людей, чуть родную сестру собаками не затравил, не узнав, да и дома он тоже творит чёрт-те что в плане развлечений. Также «праздник» с файер-шоу, померещившийся героям с высоты полёта, на деле оказался погребальными кострами и похоронными процессиями с факелами («Странные праздники… — отмечает Орландо. — Что-то меня знобит от этого „веселья“»). А вообще даже самые обычные праздники и увеселения с учётом общей мрачно-безысходной атмосферы фильма выглядят здесь немного зловеще.
- И у злодея есть любимые. Май, каким ни стал, но сестру не забыл и был очень счастлив снова её встретить. Горгон тоже явно привязался к пленнику за все эти годы не только из-за его полезности.
- Кабацкая драка. В лучших традициях этой древней забавы: сначала приколупались к чужаку-Орландо, дерзнувшего любезничать с местными барышнями не самого тяжёлого поведения, а в ходе драки забыли, кого именно бьют, и передрались по принципу «все против всех». К сожалению, несколько тумаков досталось здешним судьям, так что когда к ним на разбирательство приволокли оклеветанного Горгоном Орландо, судейские были весьма предвзяты.
- Лечит и калечит — в ходе драки Орландо читает лекцию именно об этом. «Да вы что думаете? Что оружие поэта только его язык? Что сила философа лишь в мыслях? Что врач только вправляет кости, а не ломает их? Ошибаетесь, негодяи!»
- Навозные века. Не то чтоб прям совсем, как в том анекдоте, где «рыцарь в дерьме, принцесса в дерьме», но всё-таки сеттинг в эту сторону заметно склоняется — чумазых оборванцев тут хватает. Феодализм. Счастье. Помолись. А если не помогло, помолись ещё раз ©.
- Неадекватное возмездие — в одном флаконе с сословной моралью. «За что вы лишаете меня жизни? За пару синяков, за расквашенный нос?» — «А ты как думал? Мы — те, кому дана власть над такими, как ты. Так что очень дорого стоит мой расквашенный нос. Уж, конечно, дороже, чем твоя жизнь».
- Неправый суд — судья, адвокат и прокурор судят человека, который дополнительно к тому, в чём его обвиняют, ещё и давеча побил их самих. Результат немного предсказуем.
- Невинно выглядящий злодей. Горгон выглядит добродушным дядечкой, в его внешности и поведении нет ничего отталкивающего или устрашающего. Ещё сложнее заподозрить зло в Чуме, прикинувшейся нищенкой, которая едва способна ходить и униженно пресмыкается перед прохожими.
- Не щадить детей — Чума трогает за руку маленького мальчика, который хотел дать ей монетку, и тот умирает в мучениях.
- Одной смерти мало. Орландо решили приговорить к восьми повешениям. Потом сжалились и решили повесить три раза. Потом поняли, что это как-то нелогично[1] и предпочли замуровать в башне, чтобы умер с голоду.
- Отвратительный толстяк. Жители драконовой деревни на первый взгляд кажутся добродушными, но позже проявляют себя во всей красе, когда оказывается, что из деревни нельзя так просто уйти. Да и самого дракона эти живодёры мучают почём зря.
- Родные братья противоположны. Если точнее, родные брат и сестра под конец фильма — добрейшая Марта и мающийся злодействами со скуки Май.
- Последний танец. Сам обалдев от того, что ему удалось победить Чуму, Орландо дурашливо пляшет и кривляется на радость подружке и детишкам. Недолго радость продолжалась, недолго лекарь танцевал…
- Ты уже мёртв — Орландо даёт Марте последние распоряжения насчёт дезинфекции денег, понимая, что сейчас умрёт от прикосновения Чумы.
- Садистский выбор. Главных героев заживо замуровывают за каменной стеной. Отчаявшиеся, они вдруг видят свет, находят выход, радостно выходят наружу… и обнаруживают, что это часть изощрённой психологической пытки. Либо медленно умирай с голоду, либо, если надоест голодать, бросайся вниз с высоченной башни (а самоубийца не может попасть в рай). О том, что учёный ухитрится смастерить планёр, средневековые дебилы не догадывались.
- Улыбка сквозь слёзы. В последней сцене фильма Марта смеётся и плачет одновременно, видя, как Май рисует тот самый планёр, который видели только она и Орландо. Момент настолько душещипательный, что его не портит даже киноляп — стена, на которой Орландо-Май изображает планёр, выглядит в разных кадрах по-разному. Обоснуй: он просто принялся рисовать ещё один планёр на другой стене — может, предыдущий рисунок ему чем-то не понравился.
- Чёрно-красный — для всех опасный. В красное, золотое и чёрное одет злой Май в конце фильма. На охоте у него ещё и лицо раскрашено в чёрно-красное, см. иллюстрацию выше. Кто-то вспомнит обложку альбома «Чудные дни» одной питерской группы…
- Эвкатастрофа — педаль в асфальт: Орландо одним действием отменяет собственную гибель, необратимое моральное падение Мая и безнадёжное положение Марты. Надо было всего лишь вернуться с того света, вселившись в тело падшего Мая, и теперь снова есть кому помочь Марте.
- Эпидемия — показана во всей красе. Обречённый город смотрится ужасающе и безо всяких антропоморфных персонификаций. Жуткие процессии, бредущие колонной, укрывшись одной тряпкой на всех в попытке защититься от заразы. Сидящее за обеденным столом семейство, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся трупами. Мортусы и чумные доктора, с леденящей молчаливостью сжигающие умерших, вызывают оторопь даже во взрослом возрасте, когда понимаешь, что это вообще за чудище с дымящимся хоботом, а уж в детском-то… Сама Чума с её злодейской болтовнёй на этом фоне как-то даже и не пугает.
- Это не луна! — Марта и Орландо идут по странному ущелью между странных скал… Ой, мама! Да это же хребет дракона!
Тропы вокруг фильма[править]
- Получилось страшно — первое, о чём стоит тут сказать. Хотя Митта вообще-то с самого начала снимал вовсе не детскую сказку, но у кого-то хватило мозгов показать это детям. В итоге кому-то из посмотревших это в детском возрасте надолго врезался в память пробудившийся дракон, и то, что само его тело киношники смастерили далеко не идеально, как раз очень хорошо сработало, добавив чужеродности. Других юных зрителей, говорят, до мокрых штанов напугали сцены с Чумой. А автор данной статьи был несказанно рад, когда пересмотрел этот виденный в конце СССР фильм уже в студенческом возрасте и узнал персонажей своих детских кошмаров — чумного доктора в дымящейся маске, мортусов с граблями для сгребания трупов и людей, перемещающихся по улице, накрывшись большим чёрным полотном… Почему обрадовался? Облегчением было узнать, что это не собственное больное подсознание такое выдало в детском возрасте.
- Зло грызёт реквизит. Чуму играет румынская актриса Евгения-Кармен Галин, озвучивает Екатерина Васильева, и обе они несколько переигрывают. И это хорошо — Чума выглядит пугающе нечеловечески.
- Определённо не для детей. Митта снимал не детский фильм, а мрачную и тяжёлую аллегорическую притчу, полную готики и ужаса, веющую упадком, безнадёгой и… лучиком надежды. Здесь содержится философский посыл, взывающий именно ко взрослым, максимум к подросткам.
- Хотя номинально «сказочный» сюжет послужил поводом запихнуть его в категорию детских, Детям это смотреть нельзя!. Многое им показалось бы непонятным и очень даже пугающим. Уже то, как злодеи истязают маленького мальчика, проверяя, действительно ли он реагирует на золото, заставляет задуматься: кто вообще додумался это показывать детям? Потом ещё этот дракон, а потом чумной город, и после всего этого сцена разрушения замка уже не так впечатляет, но тоже ничего. А особо впечатлительным детишкам от него могут сниться кошмары.
- Отсылка:
- Снежная королева — фильм не является прямой адаптацией, но сюжет явно вдохновлён историей Андерсена. Имена Марта и Май похожи на имена Герда и Кай.
- Певица Марта Май, известная «Плачем по Митрандиру» и «Балладой о ручье» (нет, это не Хелависа!), взяла псевдоним по именам наших героев.
- Белорусская видеоигра «Времена раздора», карта «Сказка странствий. Страшная история». Пока герой громит орды нечисти Ротгера фон Варлока, его возлюбленная Луиза становится женой другого.
Знакомые мотивы осенью 2020 года.
-
- Песня группы Otto Dix «Сказка странствий». Лирический герой — этакий Агасфер, тщетно ищущий солнце меж радиоактивных туч.
- Теперь в современности! — создаётся впечатление, что в этой песне идёт речь о персонажах «Сказки странствий», перенесённых в некое альтернативное постапокалиптическое настоящее или чуть дальше. Образы героя в пыльном плаще или Чумы вполне узнаваемы.
- У Драу отношения с этим произведением вообще весьма тёплые. Композиция «Электронный авангард», интро к альбому 2020 года «Автократор», состоит из главной темы к фильму, разве что, в сильной электронной обработке. Да и во время тура, посвящённому альбому «Чудные дни» его фэйсарт аналогичен «боевой раскраске» Мая.
- Прямые цитаты из фильма наблюдаются в альбоме «Агаты Кристи» «Майн кайф?»: в прологе к песне «Странное Рождество» звучит фраза Орландо о странных праздниках и знобящем веселье, а в мелодии песни «Пират» и композиции-эпилога «На краю» явственно узнаются парафразы основной темы фильма.
- Самарское туристическое агентство «Сказка странствий». Похоже, что те, кто придумал дать ему такое название, не видели фильма. Куда они туристов водят — в пасть к дракону, в застенки инквизиции, в
чумнойкоронавирусный город?
- Песня группы Otto Dix «Сказка странствий». Лирический герой — этакий Агасфер, тщетно ищущий солнце меж радиоактивных туч.
- Старше, чем выглядит:
- Марте значительную часть фильма лет 15-16, но сыграла её 25-летняя Татьяна Аксюта, а озвучила 35-летняя Марина Неёлова. (Ещё раньше, в 1980 г., Аксюта сыграла в фильме «Вам и не снилось», и на неё обрушились письма школьников, принявших её за сверстницу).
- Миронову в 1983 г. исполнилось 42, но это не тот фильм, где о возрасте персонажей имеет смысл судить по актёрам.
Примечания[править]
- ↑ В Англии, однако же, со времён Генриха III к государственным изменникам и цареубийцам применялась в качестве исключительной меры казнь «Повешение, потрошение и четвертование» — именно в таком порядке. Просто вешали несчастного аккуратно, а затем вынимали из петли и приводили в чувство для дальнейших мучений. Так можно вешать хоть десять раз.
[изменить] Фэнтези |
|
---|---|
Жанры | Героическое фэнтези • Городское фэнтези • Женское фэнтези • Историческое фэнтези • Комическое фэнтези • Низкое фэнтези • Технофэнтези • Тёмное фэнтези • Уся • Эпическое фэнтези • … |
Книги | The Dark Profits Saga • Агентство «Локвуд и компания» • Американские боги • Архив Буресвета • Благие знамения • Борейский рассвет/Луна над Бездной/Третий Завет/Неприкаянный • Ведун • Ведьмак • Видесский цикл • Властелин Колец • Волкодав • Волшебный пояс Тилоары • Выбравший бездну • Джек из Тени • Досье Дрездена • Дренайский цикл • Замонийский цикл • Земной круг) • (Первый закон • Лучше подавать холодным • Герои) • Звёздная пыль • Институт экспериментальной истории • Ирка Хортица • Истории об Олдерли (Волшебный камень Бризингамена • Луна в канун Гомрата) • Кодекс Алеры • Князь Пустоты • Колесо Времени • Лабиринты/Хроники/Сновидения Ехо • Сергей Лукьяненко (Дозоры • Искатели неба) • Малазанская книга павших • Мир Элдерлингов • Многорукий бог далайна • Наследник звёзд • Ночь шрамов • Орден Манускрипта • Пепел сгорающих душ • Песнь Льда и Пламени • Печальная история братьев Гроссбарт • Плоский мир • Приключения Молли Блэкуотер • Пыточных дел мастер • Сага о Копье • Сварог • Сказания Меекханского пограничья • Сломанный клинок • Борейский рассвет • Сумерки • Тайный город • Тайный сыск царя Гороха • Танцующая с Ауте • Триада Тамир • Убить некроманта • Упорядоченное (Хроники Хьёрварда • Алмазный меч, деревянный меч • Хранитель Мечей) • Хроники Амбера • Хроники Арции • Хроники Корума • Хроники Элгариола • Чародей с гитарой • Часодеи • Эления • Элрик из Мелнибонэ • Эльфийский цикл Хеннена • Эрагон • Железный замок •… |
Кино | Артур и минипуты • Другой мир • Последний единорог • Сказка странствий • Яркость |
Телесериалы | Баффи — истребительница вампиров • Горец • Дневники вампира • Зачарованные • Игра престолов • Наследие • Настоящая кровь • Сапфир и Сталь • Ведьмак (польский • американский) • … |
Аниме, манга, ранобэ | Berserk • Claymore • Drifters • Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatteiru Darou ka • Fate/Zero • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri • Grancrest Senki • Goblin Slayer • Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku o! • Nanatsu no Taizai • Overlord • Re Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu • Sayonara no Asa ni Yakusoku no Hana wo Kazarou • Shingeki no Bahamut • Tate no Yuusha no Nariagari • Übel Blatt • … |
Игры | Берсерк • Демиурги • Age of Wonders • Arcanum • Arx Fatalis • Baldur’s Gate • Серия Souls (Bloodborne • Dark Souls • Demon’s Souls) • Disciples • Divinity (Divine Divinity • Divinity: Original Sin) • Dragon Age • Dungeons & Dragons • Fable • Final Fantasy • Gothic • Heroes of Might and Magic • King’s Bounty • Magic: The Gathering • Might and Magic • Neverwinter Nights (2) • Overlord • Pillars of Eternity • Planescape: Torment (Torment: Tides of Numenera) • Quest for Glory • The Elder Scrolls • The Legend of Kyrandia • The Witcher (Убийцы королей • Дикая охота) • Tyranny • WarCraft • Warhammer Fantasy Battles • Warlords • … |
Комиксы | Girl Genius • … |
Музыка | Avantasia • The Dark Secret Saga • The Emerald Sword Saga • Последнее испытание • Эльфийская рукопись |
Прочее | Единство у нелюдей, раздробленность у людей vs Несколько народов внутри вымышленной расы • Закон об оружии в фэнтези • Люди = европейцы • Магический реализм • Малый типовой набор • Мифологический декаданс • Натуральность фольклора • Парадокс магократии • Происхождение фэнтезийных народов • Раса мечется по фракциям • Ряженые под фэнтези • Средневековые девайсы • Срисованная фэнтезийная культура/Предметная культура • Стандартный фэнтези-сеттинг • Схема «люди-нежить-эльфы» • Триметаллическая денежная система • Фэнтезийный феминизм • Фэнтезийная толерантность • Фэнтези-пантеон |
[изменить] Фэнтези-фильмы |
|
---|---|
Просто фэнтези | Артур и Минипуты • Бионикл • Властелин Колец и Хоббит • Горец • Иванко и царь Поганин • Малефисента • Охотник: Зимняя Война • Принцесса-Невеста • Убить дракона • Уиллоу • Фантагиро • Ястреб-Убийца |
Тёмное фэнтези | Беовульф • Другой Мир • Леди-Ястреб • Охотники на ведьм • Сказка странствий • Таинственный лес |
Городское фэнтези | Джуманджи • Джуманджи: Зов джунглей • Дозоры • Зеркальная Маска • Догма • Кошачий Глаз • Наследники • Реальные упыри • Сумерки • Фантастические твари и где они обитают (Преступления Гриндевальда) • Хроники Спайдервика • Чародеи • Яркость |
[изменить] Советское искусство |
|
---|---|
Мета | Соцреализм |
Литература | А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц |
Кино и телефильмы | Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы
Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром! |
Мультипликация | Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»
Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом |
Музыка | Жанры: Авторская песня • Русский рок
Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв |
Сказка странствий
1983, фэнтези, приключения
Режиссер: Александр Митта
4,63/5
Два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и наконец встречается с братом. Но оказывается, что найти — еще не значит спасти.
Сказка странствий
1983, фэнтези, приключения
Режиссер: Александр Митта
4,63/5
Два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и наконец встречается с братом. Но оказывается, что найти — еще не значит спасти.
Не для меня
Оценка 3,5/5
В фильме «Сказка странствий» – история девочки, которая вместе со своим другом ищет брата. С первого взгляда покажется, что это довольно милая и интересная картина.
Читать рецензию полностью
Дарина Дорохова
18.12.2022
Комментариев нет
Фильм учит Любви
Оценка 5/5
Фильм «Сказка странствий» режиссёра Александра Митты по жанру сказка, приключения. По сюжету у девочки Марты украли её брата Мая. Девочка отправляется на поиски брата, встречает Орландо, который поможет ей с поисками.
Читать рецензию полностью
Елизавета Романова
18.12.2022
Комментариев нет
Вечная путница
Оценка 5/5
Фильм «Сказка странствий» – это отдельная страничка в истории кинематографа. Кто бы мог подумать, что кино, созданное в 1982 году, может понравиться современному подростку? Я опишу данный случай на своём примере.
Читать рецензию полностью
Александра Филимонова
18.12.2022
Комментариев нет
Странная сказка
Оценка 2/5
Могла бы быть неплохая поучительная история. Однако неприглядная картинка, слабая, на мой взгляд, игра некоторых актёров, странные, абсолютно не вызывающие симпатию персонажи, скучный сюжет и огромное количество несостыковок полностью испортили впечатление о фильме.
Читать рецензию полностью
Евангелина Губарева
18.12.2022
Комментариев нет
Екатерина Степанова
18.12.2022
Комментариев нет
Почему ты меня не искал?
Оценка 5/5
Посмотрела советский художественный фильм «Сказка странствий» (1982), режиссёра Александра Митты. Кино снято в жанре сказки, которая включает в себя приключения, фэнтэзи и притчи. Это больше сказка для взрослых, потому что много философских высказываний и разных, не очень мне понятных идей. Однако несмотря на это, фильм очень интересный и мне понравился.
Читать рецензию полностью
Анастасия Геращенко
18.12.2022
Комментариев нет
В поисках синей птицы
Оценка 5/5
«Сказка странствий» – очень символичная картина. Каждое действие героя, проступок, событие олицетворяют людской порок или достоинство. Сюжет фильма, вопреки всем суждениям и названию, не является сказкой или притчей. Это, наоборот, жизнь с элементами фэнтези. В ней нет места сказочности, даже утрированными, вопросы, поднятые в фильме, не назовёшь.
Читать рецензию полностью
Виктория Федореева
18.12.2022
Комментариев нет
Любовь – великая сила, больше, чем талант
Оценка 5/5
«Там всё было метафорой», – так сказал режиссёр Александр Митта о своём фильме «Сказка странствий». Сказка – всегда метафора, но тут режиссёр постарался и выстроил, по словам Льва Дурова, «сказку-небоскрёб с этажами морали, поэзии и прочего». Поэтому зрители фильм неустанно хвалят, восторгаются, ведь каждый найдёт в этом нагромождении смыслов то, что ищет, если он человек неравнодушный и вообще ищет.
Читать рецензию полностью
Серафим Волокушин
18.12.2022
Комментариев нет
Пересмотрю через три года
Оценка 5/5
Прекрасный фильм «Сказка странствий» режиссёра Александра Митта. Хочу сразу отметить глубокий смысл, который есть на протяжении всего фильма. Теперь я очень хочу посмотреть его через 3 года и узнать, поменялось ли моё мнение о фильме, вижу ли я что-то новое, скрытые вещи, которые не сразу можно заметить, но с возрастом всё больше и больше будет понятно.
Читать рецензию полностью
Ева Санжатова
18.12.2022
Комментариев нет
Фильм со смыслом
Оценка 5/5
«Сказка странствий» – два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и, наконец, встречается с братом. Но оказывается, что найти – ещё не значит спасти.
Читать рецензию полностью
София Кукова
18.12.2022
Комментариев нет
Вдохновляющий фильм
Оценка 5/5
Фильм «Сказка странствий» Александра Митты меня очень вдохновил! Александр Митта – известный режиссёр, который смог снять много интересных и хороших фильмов, меня впечатляет его творчество! Сказка, которую он снял, по жанру фэнтези и приключения, так и было. В фильме два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и наконец встречается с братом. Но оказывается, что найти – ещё не значит спасти…
Читать рецензию полностью
Яна Санжатова
18.12.2022
Комментариев нет
Любимый фильм детства моего папы
Оценка 5/5
Сегодня мы с семьёй пересмотрели советский фильм 1983 года «Сказка странствий». Режиссёр фильма – Александр Митта. Это любимый фильм детства моего папы. В фильме снялись прекрасные актёры своего времени: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров, Владимир Басов.
Читать рецензию полностью
Варвара Саяпина
02.01.2023
Комментариев нет
Орландо будет жить
Оценка 5/5
Главные герои – Марта и Май, они брат и сестра. У Мая есть способность находить и чувствовать золото, но когда он находит золото, то сильно страдает. Сестра и брат живут ради друг друга. Май хочет сделать сестру богатой, а Марта мечтает избавить брата от мучений. Мая похищают в новогоднею ночь, Марта начинает его искать. Во время своих поисков она встречает Орландо Лекаря, это произошло, когда в поисках брата она упала на снег от бессилия, и её нашёл Орландо.
Читать рецензию полностью
Ольга Танина
18.12.2022
Комментариев нет
Напишите свою рецензию
Вы можете оценить фильм и написать свою рецензию. После модерации она будет опубликована.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все записи