Майя плисецкая краткий рассказ

Майя Михайловна Плисецкая

Майя Михайловна Плисецкая

Майя Михайловна Плисецкая — одна из величайших балерин XX века, которая является обладательницей множества наград. Это сильная и яркая женщина, работавшая хореографом и балетмейстером. Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Ее отец — хозяйственный деятель, а мать — актриса немого кино.

В 1932-1936 годах Майя с семьей проживала на Шпицбергене. Здесь ее отец был руководителем «Арктикугля», а потом — генеральным консулом. В 1937 году Михаила Эммануиловича арестовали, а в следующем году расстреляли. Мать также арестовали и выслали в Казахстан. Майю удочерила родная тетя — Суламифь Мессерер. Она была солисткой Большого театра.

Майе о театре рассказала тетя. Она отвела девочку на спектакль «Красная шапочка». Майе понравилось представление. Девочка возвратилась домой и начала показывать разных персонажей. В семилетнем возрасте тетя записала племянницу в хореографическое училище. Она видела, что у девочки есть талант.

В 1941-1942 годах Плисецкая была в эвакуации в Свердловске. Здесь негде было заниматься любимым балетом. Тетя помогла Майе сделать номер. Поэтому в Свердловске состоялся дебют юной балерины. Она выступила с номером «Умирающий лебедь». Его особенность в том, что балерина вышла на сцену, находясь спиной к зрителям.

В 1943 году Майя окончила Московское хореографическое училище. Ее преподавателями была Елизавета Гердт и Мария Леонтьева. После этого Плисецкую приняли в Большой театр. В скором времени Майя уже исполняла сольные партии и стала прима-балериной.

Плисецкая и балет — единое целое. У артистки был собственный стиль, который отличался изяществом и остротой. Майя Михайловна — обладательница феноменального прыжка, легкого шага и выразительной пластики. Плисецкая выступала в России и ездила в другие страны: Англия, Италия, США. Она исполняла роли в балете «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Конек-Горбунок», «Легенда о любви».

В 1967 году Майя Михайловна снялась в фильме «Анна Каренина». Позже она выбрала это произведение для балетмейстерского дебюта. Плисецкая работала с Морисом Бежаром, французским танцовщиком и театральным режиссером. Он поставил балет «Болеро», «Айседора», «Курозука». Также балерина пробовала свои силы в жанре фламенко. Она принимала участие в постановках Хосе Гранеро.

В 1980-ых годах балерина работала за границей. Она была художественным руководителем театра оперы и балета в Риме. Также Майя Михайловна руководила национальным балетом в Мадриде. Здесь она возобновила балет «Тщетная предосторожность».

В 1990 году российский хореограф Юрий Григорович уволил балерину из Большого театра. Это вызвало общественный резонанс. Плисецкая продолжала работать. Она принимала участие в концертах, организовывала мастер-классы. В 70-летнем возрасте Майя Михайловна показала свои способности в номере «Аве Майя». Это событие произошло в День рождения балерины.

У Плисецкой было два мужа. Это латвийский артист балета Марис Лиепа, с которым балерина развелась через три месяца. В 1958 году мужем Плисецкой стал композитор и пианист Родион Щедрин. Детей у супругов не было.

Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене. Причина смерти — обширный инфаркт миокарда. Балерина составила завещание, согласно которому прах ее и мужа после смерти нужно развеять над Россией.

Майя Плисецкая краткая биография

На чтение 2 мин Обновлено 24 февраля, 2017

Майя Плисецкая краткая биография артистки балета, которая считается одной из величайших балерин XX века.

Майя Плисецкая краткая биография

Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками. Была старшей из троих детей.

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР.

В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Больше Майя никогда не видела отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли. Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины[4] (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь.

В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра.

Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.

Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, с которым прожила счастливо всю жизнь.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда.

Самые известные партии великой балерины: Одетта – Одиллия в балете «Лебединое озеро», Аврора в «Спящей красавице» (1961), Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Раймонда в одноимённом балете Александра Глазунова.  Специально для примы знаменитый кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Кроме этого, Плисецкая сотрудничала и с другими выдающимися хореографами: Юрием Григоровичем, Роланом Пёти и Морисом Бежаром.

Майя Михайловна Плисецкая ‒ русская балерина, хореограф, балетмейстер, киноактриса.

Девиз: никого не копируй, делай с движений музыку.

Ранние годы Майи

20 ноября 1925 года ‒ родилась в творческой семье в Москве.

1932 ‒ Плисецкие по причине перевода отца переезжают в Шпицберген. Там состоялся первый выход Майи на сцену в опере «Русалка».

1937г. ‒ отца, а через несколько месяцев, и мать девочки арестовали, как шпионов. Мужчину расстреляли, женщина освободилась в 1941году.

Майю на воспитание забрала тетя Суламифь. Она отвела ее в балетную студию.

Начало карьеры

1941‒ 1942гг. ‒ эвакуация в Свердловске.

194з г. ‒ выпуск с хореографического училища. Для его окончания Майя вернулась в Москву и была зачислена в труппу Большого театра.

Она танцевала в балете «Шопениана», «Спящая красавица», «Дон Кихот», главную партию в «Жизеле». После ухода Г.Улановой становится примой-балериной. Но у Майи возникает конфликт с главным балетмейстером.

1956г. ‒ трупа едет на гастроли заграницу. Но Плисецкую не выпускают и пытаются обвинить в шпионаже. Еще 5 лет она не могла выезжать.

1959г. ‒ Майя Михайловна одержала звание народной артистки СССР.

Карьера балерины в кино

1952г. ‒ первая роль в «Большом концерте». А так же М.Плисецкая сыграла роли в «Анне Карениной», «Лебедином озере», «Айседоре», «Чайке», «Даме с собачкой» и других.

1974 г. ‒ участие в номере «Ноктюрн».

1976г. ‒ исполнение роли Полозовой в фильме «Фантазия».

Еще балерина снималась в документальных фильмах, посвященных ее творчеству.

Рассвет и закат карьеры Майи  

С 1972г. Плисецкая часто выступает балетмейстером.

1983г. ‒ по приглашению руководства заняла должность худрука Римского театра оперы и балета.

1988-1990гг. ‒ стала во главе Испанского национального балета.

По приглашению Монсеррат Кабалье выступила в постановке Дж.Пуччини «Вилиса».

Январь 1990г. ‒ танцует прощальную партию в Большом театре.

1993г. ‒ балерина становится уважаемым профессором Московского государственного университета.

1994г. ‒ организовывает международное соревнование артистов балета «Майя».

1993г. ‒ получила литовское гражданство.

Майя Михайловна написала 3 книги о себе самой.

Последние году жизни по состоянию здоровья живет в Германии. Но приезжает на конкурсы, юбилеи коллег.

2000г. ‒ Плисецкую признали человеком года в отрасли искусства.

2 мая 2015г. ‒ умерла у 90-лет мировая легенда балета.

Личная жизнь:

Балерине приписывали множество романов. Но замужем она была дважды: 1956г. вышла замуж за коллегу Мариса Лиепу. Через 3 месяца брак распался. 1958 году расписалась с Радионом Щедриным. Он стал последней любовью Майи.

Детей у великой примы не было.

Интересное:

Майя Михайловна имела массу наград разных стран: от ордена «За заслуги перед Отечеством» до Почетного гражданина Испании и другие (около 45 наград).

У 1963 г. в честь балерины назван сорт пионов.

1984г. ее именем назван новый астероид.

А так же десятки школ носят название имени примы М.Плисецкой. Ей посвящали картины. А 2015 году состоялось ряд концертов в память о великой балерине.

Майя Плисецкая

Майя ПлисецкаяНесколько недель назад она была с мужем на премьере его оперы в Мариинском театре. Накануне она пила пиво и ходила на футбол – за несколько десятилетий жизни в Мюнхене полюбив первое и привезя из Москвы любовь ко второму. Была обычная жизнь необычной, легендарной, удивительной женщины. Жизнь, которая закончилась 2 мая 2015 года. Жизнь Майя Плисецкой.

Краткую биографию Майи Плисецкой, а также интересные факты о балерине читайте на нашей странице.

Краткая биография

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Отец был управленцем, мать – актрисой немого кино. Первый выход на сцену будущая легенда совершила в 7 лет на Шпицбергене, где семья жила из-за работы отца, в любительской оперной постановке. В 1934 году Майю отдают в Московское хореографическое училище. С миром танца девочка была знакома весьма близко – ее тетя и дядя по матери были артистами балета.

Москва, место рождения Майи Плисецкой

1937 год перевернул судьбу многих в СССР. Плисецкие оказались в их числе – отца Майи арестовали, обвинив в шпионаже. В январе 38 его расстреляли, а через два месяца мать девочки определили в казахстанский лагерь жен изменников родины. Рахиль не подписала бумаги, в которых признавала бы мужа изменником родины и заговорщиком против самого Сталина. Майю взяла к себе тетя, балерина Суламифь Мессерер. Неоднократно к ней приходили чиновники, чтобы забрать Майю в детский дом, но Суламифь была тверда: «Только через мой труп!». И удочерила племянницу.

Жизнь без матери не была сладкой – с тетей приходилось непросто, однако именно она дала девочке профессию, ставшую смыслом ее существа. Маму отпустили через 3 года, но начались новые испытания – война, эвакуация в Свердловск. Вернувшись перед 1943 годом домой, Плисецкая оканчивает училище и поступает на службу в Большой театр.

Большой театр

В 1956 году случилось замужество, ее избранником стал партнер по «Лебединому озеру» Марис Лиепа. На брак пару толкнули странные, но понятные в то время обстоятельства – труппа отправлялась в Будапешт, а Марису не давали разрешения выехать из страны. Зарубежный успех состоялся, а семья – нет, развод состоялся тремя месяцами спустя. В 1958 году случился второй брак балерины с композитором Родионом Щедриным. Пара прожила вместе 57 лет.

С начала 60-х Майя Плисецкая стала главной балериной Большого театра, в котором блистала более 30 лет. Конец великолепной карьеры был неожиданным – в 1990 году Юрий Григорович уволил «почетную» приму. Оставшуюся четверть века Майя Михайловна была просто женой и музой, сопровождая мужа на премьерах и встречах. После изгнания из театра они с супругом переехали в Мюнхен и жили преимущественно там, проводя лето в Литве.

Годы творчества

В Большой театр Майю Плисецкую приняли на позицию артистки кордебалета в 1943 году, сразу после выпуска из училища. Вскоре судьба бросила первый профессиональный вызов – за две репетиции выучить мазурку из «Шопенианы». Майя не просто станцевала эту партию, она показала удивительное мастерство, на прыжковых элементах словно замедляя в воздухе полет, «зависая» над сценой. Такого балетная Москва еще не видела. Если бывают случаи, что артисты просыпаются знаменитыми – этот был одним из самых ярких. Уже на следующий день в кассе театра стали спрашивать билеты «на Плисецкую». Несколько сольных партий кордебалета и Майя уже Маша в «Щелкунчике», Раймонда, Джульетта, Одетта-Одиллия, Китри.

Феноменальный успех у публики не выражался для балерины ни в материальных благах, ни в особенностях положения – в 1953 году после очередных гастролей балерина на 6 лет стала невыездной. Ее подозревали в шпионаже в пользу Великобритании, повсюду за ней следовали соглядатаи. В 1958 году Майя осталась дома, в то время как труппа Большого уехала танцевать в Лондоне. В это время Плисецкая решила сделать свою редакцию «Лебединого озера». В этой постановке она впервые стала не только исполнителем, но и создателем – хореографом. Премьерную серию спектаклей посетили первые лица страны, разделив восторг публики, хотя и пожурив артистку за чрезмерную любовь поклонников и их премьерный ажиотаж с длительными овациями и требованиями бисов. По воспоминаниям очевидцев, с таким чувством и энергией она не танцевала «Лебединое озеро» никогда после.

В 1966 году в Москву приехал с гастролями знаменитый кубинский хореограф Альберто Алонсо, этнический испанец. Майя всю жизнь мечтала о роли Кармен, была поклонницей всего испанского. Посетив выступление труппы Алонсо, она без колебаний пошла за кулисы и, даже забыв поздороваться, предложила ему сделать для нее Кармен. Алонсо ответил согласием, не раздумывая. Заряженная на успех, Майя пробила постановку в министерстве культуры и даже разрешение на работу с иностранцем – кто бы рискнул отказать самому Фиделю Кастро.

Плисецкая не пасовала и перед другими сложностями – у Алонсо было мало времени, балет надо было быстро делать с нуля. С музыкой решили не экспериментировать, стало понятно, что с мелодиями Бизе ничто не сравнится. И так же стало очевидно, что адаптировать их под балет тоже мало кто возьмется. Да никто не возьмется, кроме преданного мужа, которого Плисецкая даже не сразу об этом попросила, поскольку он был очень загружен собственной работой. За 20 дней родилась новая интерпретация музыки Бизе. И в партитуре «Кармен-сюиты» рядом с фамилией знаменитого француза совершенно равноправно встала фамилия Родиона Щедрина.

20 апреля 1967 года была дана премьера «Кармен-сюиты». Партию Хозе исполнял Николай Фадеечев, Тореадора – Сергей Радченко. Публика встретила спектакль прохладно. Все, включая министра культуры, ждали испанское развлечение в духе «Дон Кихота», а получили трагическую историю с непривычной хореографией. В афише следующий спектакль заменили «Щелкунчиком», оправдав это недоработанностью, сыростью и эротизмом. Дальнейшая судьба скандальной «Кармен-сюиты» складывалась предсказуемо – балет запретили. Плисецкая смело и открыто выступила в минкульте в поддержку своего детища, заявив, что вместе с Кармен покинет сцену и она. Ее назвали предателем классического танца, но она стояла на своем. В Канаде уже были проданы билеты, Майе предлагали заменить спектакль на «Дон Кихот», она отказалась, случился скандал и гастроли отменили. Но режим оттаял, балет вернулся в Большой. Около 355 раз Плисецкая станцевала Кармен, большую часть – за границей.

Успешный личный тандем с Родионом Щедриным стал и тандемом творческим. 10 июня 1972 года в Большом театре состоялась премьера балета Щедрина «Анна Каренина». Пятью годами ранее супруги работали над одноименной кинолентой и поняли, насколько танцевален этот сюжет. Спектакль шел в театре 12 лет. Балет был поставлен на многих сценах мира, с 2010 года — постоянно в репертуаре Мариинского театра.

В 1973 году Ролан Пети предложил Плисецкой номер «Имя розы». Костюм к этой партии создал Ив Сен Лоран. «Имя розы» стало вторым актом балетов Ролана Пети и единственным, который было разрешено показать в Москве. И то, благодаря протекции французского писателя и коммуниста Луи Арагона, обратившемуся напрямую к Л. Брежневу с прошением о разрешении постановки. В 1974 году Плисецкая в Хорватии посещает исполнение «Болеро» в хореографии Мориса Бежара. Она буквально заболевает этим танцем. По возвращении в Москву сразу же садится за письмо мастеру, но ответа на него не получает. А год спустя ее приглашают танцевать «Болеро» для телесъемки в Бельгии. Столкнувшись с таким трудным рисунком танца, титулованная Майя уже готова отказаться – ее предшественницы учили эту хореографию месяцами, а ей надо справиться за неделю, это невозможно. Бежар предложил стать суфлером, показывая в торце зрительного зала название следующего эпизода номера. Так Плисецкая не сбилась и станцевала первый спектакль, на стрессе запомнив всю пластику. Второй спектакль и телесъемку она вела уже уверенно и самостоятельно. В 1978 Плисецкой с трудом удается добиться включения «Болеро» в свои бенефис в Большом театре. Для Майи Бежар поставил еще несколько номеров: «Айседора», «Леда», «Крылья кимоно», «Куродзука», «Аве Майя». «Леду» Москва так и не увидела…

Четвертым балетом, созданным Щедриным, стала «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. Плисецкая снова выступила балетмейстером и станцевала партию Нины Заречной. Премьера прошла 27 мая 1980 года. Еще через 5 лет родился новый балет звездной пары – «Дама с собачкой». Это камерная история на двоих солистов, которая стала последней работой Плисецкой в Большом театре. Костюмы ко всем трем балетам сшил Пьер Карден, чье имя не разрешили даже напечатать на афишах.

В 1988 году Майя Михайловна согласилась принять пост художественного руководителя Испанского национального балета. Это был уже второй подобный опыт – в 1983 году она в течение сезона работала с танцовщиками Римской оперы. В 90-е Плисецкая объехала полмира с концертами. Но когда ее спросили, почему опыт художественного руководства в Мадриде и Риме не получил продолжения, она ответила, что не смогла так долго обходиться без Щедрина.

Интересные факты

  • Балет «Лебединое озеро» Плисецкая станцевала более 800 раз на протяжении 30 лет – с 1947 по 1977.
  • «Умирающий лебедь» был впервые исполнен балериной в свердловской эвакуации. Редакцию номера хореографа Михаила Фокина специально для Майи сделала тетя Суламифь Мессерер.
  • Самый первый сольный номер Плисецкой на первом курсе училища назывался «Конференция по разоружению», в котором она изображала Чан Кайши.
  • Оба мужа Плисецкой были ее моложе – Лиепа на 11 лет, Щедрин – на 7.
  • В невыездные годы Плисецкая пользовалась услугами спекулянтки, занимающейся перепродажей фирменной одежды западных дизайнеров. Для того, чтобы заработать на эти наряды, Майя ездила с концертами по областным центрам вокруг Москвы – Тверь, Иваново, Владимир.
  • Одним из поклонников Плисецкой был брат американского президента Роберт Кеннеди, родившийся с ней в один день.
  • Оперу «Кармен» Майя выучила наизусть еще в детстве, когда плыла на ледоколе на Шпицберген. На корабле была всего одна пластинка с шедевром Бизе, и ее слушали бессчетное количество раз за время длительного путешествия.
  • Гастроли Алонсо Майе порекомендовала посетить мать, сказав, что она увидит что-то очень любопытное.
  • Серж Лифарь в Париже познакомил Майю с Коко Шанель. Модельер устроила дома показ для русской гостьи, затем, возмутившись, что модели не должным образом преподносят одежду, предложила пройтись по подиуму балерине. После того, как Майя вышла в костюме Шанель, Коко подарила его ей. Сейчас этот костюм находится в коллекции Александра Васильева.
  • «Анна Каренина» с момента премьеры вышла на орбиту мирового искусства, и уже почти полвека ставится на подмостках разных континентов. Два чеховских балета почти неизвестны за пределами творческой жизни своей создательницы – слишком персонифицированными они получились, авторскими, индивидуальными.
  • Номер «Аве Майя» был поставлен Морисом Бежаром к 80-летию Майи Плисецкой.
  • В 1994 году была издана автобиография балерины «Я, Майя Плисецкая».
  • Плисецкая – левша, которая научилась писать правой рукой.
  • Родион Щедрин сказал, что бежаровский «Куродзука» — самый любимый им спектакль у супруги. Майя Михайловна станцевала его почти в 70 лет.

Майя Плисецкая на экране 

«Кармен-сюита», 1978

«Лебединое озеро», 1957, партия Одетты-Одиллии, Зигфрид – Н.Фадеечев.

«Сказка о Коньке-Горбунке», 1959, партия Царь-Девицы, Иван – В. Васильев.

«Анна Каренина», 1967, режиссер А. Зархи, роль Бетси Тверской.

«Чайковский», 1970, режиссер И. Таланкин, роль Дезире Арто.

«Анна Каренина», 1974, партия Анны Карениной, Вронский – Александр Годунов.

«Фантазия», 1976, партия – Марина Полозова.

«Кармен-сюита», 1978, партия – Кармен, Хозе – Александр Годунов.

«Прерывистые сердца», 1981, балет Ролана Пети.

«Дама с собачкой», 1986, партия Анны Сергеевны, Дмитрий Гуров – Борис Ефимов.

Яркая, непримиримая, дерзкая, темпераментная, верная, домашняя, любящая – в этих противоречивых сочетаниях и есть уникальность личности, изменяющей историю. Имя такой личности русском балете однозначно – Майя Плисецкая.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Майя Плисецкая

Российская артистка балета. Балетмейстер. Педагог. Герой Социалистического Труда. Народная артистка СССР. Представительница театральной династии Мессерер — Плисецких. Прима — балерина Большого театра. По праву считается одной из величайших балерин XX века. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Доктор Сорбонны и почетный профессор МГУ.


Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в городе Москва. Появилась на свет в семье консула. По материнской линии в роду Майи находилось сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф являлись звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, также актриса, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.

В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. А прославивший ее на весь мир танец «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса, станцевала еще студенткой. После училища Майю приняли в кордебалет Большого театра. Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра.

Свою первую партию феи Осени в «Золушке» Прокофьева, исполнила в 1945 году. Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского. Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноименном балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова.

В 1959 году Плисецкой присвоено звание Народной артистки СССР. Являлась Примой-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту». Роль Кармен в исполнении Плисецкой, одна из наиболее известных в истории мирового балета.

В начале 1970 году Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы в 1984 году. В последующие годы поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах. С конца 1980-х годов балерина работала в основном в Испании. В 1990 году ушла из Большого театра и спустя пять лет организовала и возглавила труппу «Имперский Русский Балет».

Также Майя много снималась в кино и на телевидении. Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет, затем длительное время участвовала в концертах, потом вела мастер-классы. С 1994 года являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя». Выдающаяся балерина, хореограф, обладательница множества наград и премий различных государств, являлась доктором Сорбонны и почетным профессором Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, Германия, от тяжелого сердечного приступа. Согласно завещанию, прах балерины будет соединен воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.


Звания и Награды Майи Плисецкой

Герой Социалистического Труда (1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства

Заслуженный артист России (1951)

Народный артист России (1956)

Народный артист СССР (1959)

Ленинская премия (1964) — за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с И. Антоновой, Г. Вишневской, Г. Волчек, В. Матвиенко и Л. Вербицкой)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)

Орден Трудового Красного Знамени (1981)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Золотая медаль Парижа (1977)

Орден Почетного легиона (Франция)
кавалер ордена (1986)

офицер ордена (2012)

Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)

Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)

Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)

Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва)

Орден Барборы Радвилайте (Литва, 2005)

Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)

Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)

Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (по другим источникам — Орден Льва Финляндии) (1968)

Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990)

Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)

Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1962)

Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)

Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)

Премия «Триумф» (2000)

Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)

Премия «Национальная гордость России» (2003)

Премия принцессы Астурийской (2005, Испания)

Международная Императорская премия Японии (2006)

Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)

Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)

Почетная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»

Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах

Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)

Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства

Доктор Сорбонны (1985)

Почетный профессор Московского государственного университета (1993)

Третье место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)

Почетный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)

Почетный гражданин Испании

Творчество Майи Плисецкой

Репертуар

Большой театр

1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 — Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 — Царь-девица, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина
1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, 
1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, 
1955 — (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон 
1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, 
1960 — Царь-девица, «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский
1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов 
1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович 
1967 — «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо 
1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко
1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырев)
1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь,

На других сценах

1973 — Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
28 декабря 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
19 декабря 1978 — Леда, «Леда» (партнер — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гетеборг)
1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнер — П. Дюпон)

Фильмография

Роли

1951 — Большой концерт — Одетта (из балета «Лебединое озеро»)
1953 — Мастера русского балета (фильм-балет) — Зарема (сцены из балета«Бахчисарайский фонтан», Мария — Г. Уланова, хан Гирей — П. Гусев)
1957 — Лебединое озеро (фильм-балет) — Одетта-Одилия
1959 — Хованщина (фильм-опера) — пленная персиянка
1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет) — Царь-девица
1964 — Голубой огонек-1963 (фильм-концерт)
1964 — Соберите Венеру (музыкальный фильм)
1965 — Новогодний календарь (музыкальный фильм)
1967 — Анна Каренина, режиссер А. Зархи — Бетси Тверская
1969 — Самая высокая… (музыкальный фильм)
1969 — Балерина (фильм-спектакль) — главная роль
1969 — Новогоднее похищение (фильм-концерт) — балерина Плисецкая
1969 — Чайковский, сценарист и режиссер И. Таланкин — Дезире Арто
1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Анна Каренина
1976 — Фантазия (фильм-балет), режиссер А. Эфрос — Полозова (Санин — А. Бердышев)
1977 — Поэзия танца («Болеро», «Айседора» М. Бежара) (фильм-балет) — главная роль
1978 — Кармен-сюита (фильм-балет), режиссер Ф. Слидовкер — Кармен
1980 — Большой балет (фильм-концерт)
1982 — Чайка (фильм-спектакль) — главная роль
1985 — Зодиак (телефильм) — Муза
1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль) — Анна Сергеевна

Участие в фильмах

1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссер В. Катанян)
1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссер Д. Делуш)
1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
1987 — Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая (документальный) (режиссер Б. Галантер)
1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1999 — Майя Плисецкая. Танцуя музыку (документальный)
2000 — Maйя (документальный фильм, режиссер Д. Делуш)
2002 — Майя Плисецкая (из цикла «Портреты эпохи») (документальный)
2005 — Александр Годунов. Побег в никуда (документальный)
2007 — Нериюс (Литва, документальный)
2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
2010 — Екатерина III (документальный)
2011 — Аристократ балета (Литва, документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)

Архивные кадры

1971 — Адажио (документальный)
2005 — Ave Майя (документальный фильм) (режиссер Н. Тихонов)
2005 — Стихия по имени Майя (документальный) (режиссер Н. Тихонов)
2012 — Отражения Юрия Роста (документальный)
2016 — Большой

Мемуары

Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз.
Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. 
Плисецкая М. Читая жизнь свою…. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. 

{slider Память о Майе Плисецкой}

Сорт пионов, выведенный в 1963 году.

Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин).

В октябре 2013 года бразильские художники Э. Кобра (Eduardo Kobra) и А. Брито (Agnaldo Brito) посвятили балерине одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.

В 2015 году, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нем размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити Э. Кобра и А. Брито.

В ноябре 2016 года в сквере Майи Плисецкой состоялось открытие памятника балерине.

Семья Майи Плисецкой

Отец — Михаил Эммануилович Плисецкий (1899-1938), хозяйственный деятель, дипломат.
Мать — Рахиль Михайловна Мессерер (1902-1993), актриса немого кино.

Брат — Александр (1931-1985), балетмейстер, солист балета Большого театра
Брат — Азарий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936-1989), однако через три месяца они развелись.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.

17.10.2020

20 ноября 1925 года родилась одна из величайших балерин XX века – Майя Михайловна Плисецкая.

Непростое детство

Родителями Майи Михайловны были известный советский хозяйственный деятель, а затем генеральный консул СССР на Шпицбергене Михаил Эммануилович Плисецкий и актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер. В 1938 году Михаила Эммануиловича расстреляли как изменника Родины (при Хрущеве реабилитировали), а его жену сослали в лагерь в Казахстане. Чтобы Майя не попала в детский дом, ее удочерила тетя, известная балерина Большого театра Суламифь Мессерер. Она-то и привила Майе любовь к балету, разглядела талант и отдала девочку в хореографическую школу.

Краткий курс истории. Великая балерина

Популярность

Самое первое выступление Плисецкой в качестве балерины состоялось на Шпицбергене. В первые годы Великой Отечественной войны Майя Михайловна пребывала вместе с семьей в Свердловске и здесь же впервые выступила с номером «Умирающий лебедь». Однако в эвакуации дела с балетом обстояли плохо, и Плисецкая, невзирая на мнение родственников, возвратилась в Москву. Здесь с 1943 года она уже член труппы Большого театра. Но истинная популярность пришла к балерине после исполнения партии Китри в «Дон Кихоте». В 1959 году Майя Михайловна получила звание народного артиста Советского Союза.

Краткий курс истории. Великая балерина

Личная жизнь

Плисецкая дружила с Робертом Кеннеди, братом президента США Джона Кеннеди. Они родились в один день, так что Роберт регулярно поздравлял советскую балерину с днем рождения и как-то раз подарил ей золотой браслет. Однако любовью всей жизни Майи Михайловны до самой ее смерти оставался легендарный композитор Родион Щедрин. Их знакомство состоялось у Лили Брик, а в 1958 году они сыграли свадьбу. Детей заводить не стали: Майя отказалась прерывать карьеру. Плисецкая отличилась своим долголетием в балетном искусстве – она ушла со сцены лишь в возрасте 65 лет! А последний раз выступила в 70. Майя Михайловна мечтала дожить до 90-летия, однако вместо готовящегося вечера к юбилею балерины пришлось проводить вечер памяти. Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, где предпочитала жить с мужем после распада СССР. Однако похоронить себя завещала на родине: в их совместном с супругом завещании сказано, чтобы их прах соединили воедино после смерти Щедрина и развеяли бы над Россией.

Краткий курс истории. Великая балерина

  • Биографии
  • /

  • Плисецкая Майя

Краткая биография Майи Плисецкой самое главное

Родилась великая балерина Майя Плисецкая в Москве в 1925 году. Отец Майи был инженером, позже Сталин его назначит на высокую государственную должность в угольной промышленности. Мать – киноактриса немого кино, закончившая ВГИК. Балерина была старшей из троих детей в семье.

В 1938 году отца расстреляли, а мать с младшим братом отправили в ссылку. Чтобы детей не забрали в детдом, Майю Плисецкую удочеряет тётя – балерина Большого театра Мессерер, а её среднего брата – дядя.

Именно тётя сыграла большую роль в жизни Плисецкой. Уже в семь лет она отвела девочку на отбор в хореографическое училище, в которое она с лёгкостью поступила, имея уникальные способности. Основным педагогом по хореографии у Майи была Гердт. С самого детства Плисецкая знала силу своего воздействия на публику, была уверена в себе и никогда не боялась сцены. Несмотря на то, что ближайшие родственники работали в Большом театре, всего в училище Майя Плисецкая добивалась сама. У неё был сложный характер. Она никогда и никому не подчинялась, если сама этого не хотела.

С 1941 по 1942 год Майя Плисецкая с семьёй находилась в Свердловске в эвакуации. Возможности заниматься хореографией в эти годы почти не было. Несмотря на обстановку в стране, Мессерер ставит для Плисецкой танец умирающего лебедя, но немного в другой интерпретации, чем сочинил Фокин. Это было первое профессиональное выступление молодой балерины.

В 1943 году, окончив хореографическое училище, начала работать в Большом театре. Она поражала всех своей исключительной техникой и умением выражать все тонкие эмоции души в танце. Эти черты ей обеспечили большой успех в театре. Одна за другой она получила все сольные партии. А когда на пенсию ушла Галина Уланова, стала неоспоримой примой.

В 1956 году Плисецкая собиралась в турне с Большим театром в Британию. Но КГБ отыскал компрометирующие доказательства: арест отца, родственники заграницей и еврейские корни, и отказал в разрешении на выезд. В этом же году балерина первый раз выходит замуж за танцовщика Мариса Лиепу, но брак не был долгим, всего несколько месяцев.

В 1968 году в доме Лилии Брик Плисецкая познакомилась с композитором Радионом Щедриным. После этой встречи они больше никогда не расставались. Щедрин стал вторым и последним мужем великой балерины. В этот семейный и творческий союз многие не верили, но они ошиблись. Их брак был счастливым, а совместное творчество плодотворным.

Зарубежным правительственным делегациям в Советском Союзе всегда показывали самое лучшее в стране. Одним из самых лучших всегда был балет с участием Майи Плисецкой. Хрущёв понимал, что прекрасная танцовщица была не только лучшей в Советском Союзе, но и во всём мире. Наконец, разрешает ей выезжать заграницу. В 1959 году Плисецкая поехала в первый американский тур с Большим театром. От выступления советского балета зрители были в восторге. Американские кинозвёзды и знаменитости стояли в очереди, чтобы встретиться и познакомиться с Плисецкой.

Возвратившись, Майя Плисецкая не только исполняла все главные роли в классических балетах, но и стала инициатором создания новых современных постановок. Ко многим балетам, которые исполняла Плисецкая, сочинял музыку Радион Щедрин, и все они с успехом проходили на всех сценах мира.

Балерина много гастролировала и работала заграницей с гениальными балетмейстерами. Несмотря на это, она всегда возвращалась в Советский Союз. В 80-ых годах работала директором театра оперы и балета в Риме, а также главным хореографом национального балета в Испании. Она была обладательницей многих мировых премий и наград. Часто снималась в кино.

В 1990 году, после развала СССР, из-за конфликта с руководителем Большого театра Григоровичем, Плисецкую уволили. Балерина вместе с мужем уехала жить в Германию. Майя Плисецкая продолжала танцевать, работать как репетитор и постановщик, периодически приезжала в Россию. В 2015 году Майя Плисецкая скончалась в Мюнхене от инфаркта. На её девяностолетие состоялся концерт памяти великой балерины.

Личная жизнь

Биография Майи Плисецкой о главном

Майя Михайловна является знаменитой на весь мир русской балериной, еще она была актрисой и хореографом. Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье талантливых людей, мать была прекрасной актрисой. Её детство выпало на сложный период для семьи. В 1923 переехала вместе с близкими. В возрасте 11 лет первый раз выступившая на сцене в опере «Русалочка». После возвращения в Россию девочку записали в Московскую школу танцев, но всё перечеркнул 1937. Когда её отца взяли под арест по обвинению об измене родине и расстреляли без всякого выяснения обстоятельств. После чего вместе с матерью их сослали в Казахстан, только лишь в 18 лет удалось вернуться на Родину. В период войны они проживали в Екатеринбурге, где произошло дебютное представление  «Умирающего лебедя».

В 1943 Плисецкая закончила с отличием балетную школу. После чего Москве был представлен номер «Умирающего лебедя» и была заворожена красотой и грацией молодой балерины. Вскоре Майя Михайловна становиться одной из ведущих балерин Большого театра, после чего она сменяет не менее известную Галину Уланову.

Плисецкая прославилась как хореограф и балетмейстер. Известно, что она написала много представлений на сцене Большого театра, где иногда исполняла главные роли. Но в 1990 году начальство увольняет великую балерину из-за конфликта. Стоит отметить, что на сцену балерина выходила в возрасте 70 лет, показывая своим примером, что для любимого дела нет возрастных ограничений.

Личная жизнь тоже переплетается с балетом. Её первый муж был балетмейстером. Второй муж Радион Щедрин являлся композитором, вместе они прожили больше 50 лет, но детей у них не было, так как любовь к балету была намного сильнее.

 2 мая 2015 года в одной из Мюнхенских клиник от сердечного приступа, покинула этот мир талантливая Майя Михайловна, оставив после себя огромную память для всех поколений.

Личная жизнь

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Леопольдовна Анна

    Анна Леопольдовна малоизвестная личность в отечественной истории. Она была матерью самого молодого монарха в истории нашего государства и, по факту, его регентом. Анна Леопольдовна была матерью Ивана VI. Родилась Анна Леопольдовна в декабре 1718 года

  • Гучков Александр Иванович

    Гучков Александр Иванович родился (1862-1936). Выходец из большой состоятельной семьи, с самого детства тяготел к общественным наукам. По окончании гимназии поступил и успешно закончил Московский университет. Но не стал строить научную карьеру, несмотря

  • Ллойда Эндрю Уэббера

    Родился талантливый композитор в 1948 году в Англии. Уже в 6 лет он написал свою первую композицию, а 10 лет его произведения стали публиковать. Нет ничего удивительного в его таланте, ведь мама его скрипачка и пианистка, папа композитор. Благодаря,

  • Беринг Витус Ионассен

    Известный всему миру мореплаватель восемнадцатого века Витус Ионассен Беринг появился на свет в восемьдесят первом году семнадцатого столетия. В двадцать один год он завершил обучение в Амстердаме, после чего поступил на службу в русский флот.

  • Фонвизин Денис Иванович

    Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная

  • Аверченко Аркадий

    В 19 веке, а именно в марте 1881 года на территории современного Крыма в городе Севастополе увидел свет мальчик. Имя наследнику родители дали Аркадий. Так и рос мальчишечка в семье купца. Воспитывался Аркаша дома и обучался тоже, потому что у него было

Плисецкая Майя Михайловна

ФИО: Плисецкая Майя Михайловна
Дата рождения: 20 ноября 1925 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Балерина, хореограф, актриса
Дата смерти: 2 мая 2015 г. (89 лет)

Детство и юность

Майе Плисецкой было предназначено стать знаменитой и всенародно обожаемой артисткой. Она родилась 20 ноября 1925 года в московской семье. И хотя ее отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, не был связан с искусством, занимая ответственные государственные посты, мама, Рахиля Мессерер была актрисой немого кино. Творческие гены по материнской линии от тети Суламифь и дяди Асафа, звезд балета, тети Елизаветы, актрисы театра, прочили Майе грандиозное будущее в искусстве.

С папой и мамой в детстве

С папой и мамой в детстве

В Шпицбергене, куда семейство перебралось в 1932, будущая звезда балета впервые дебютировала на сцене, станцевав в опере «Русалочка». По возвращению в Москву, Майю, загоревшуюся мечтой о танцевальной карьере, определили в школу хореографии. Но грянул страшный 1937: отец семейства был объявлен врагом Родины и ликвидирован без суда и следствия. Мать вместе с маленьким братишкой прямо из концертного зала сослали в Казахстан. 12-летней Майе грозил детский дом, но тетя Суламифь взяла на себя ответственность за девочку.

В юности

В юности

Майя всю жизнь с благодарностью вспоминала усилия тети в выходе из депрессии и профессиональном становлении балерины. С помощью заботливой женщины Майя нашла в себе силы, научилась жить дальше и учиться. Мастера хореографической школы ценили трудолюбивую ученицу за выразительность, гибкость, артистичность, эстетику. Прямо накануне начала войны состоялся выпускной концерт будущей звезды балета.

В молодости

В молодости

Краткая биография

Вся биография Майи Плисецкой заложена внутри искусства: и в творческом, и в личном плане. Фамилия Плисецкой и балет – два неразрывно связанных понятия, друг без друга не существующих.

  1. 1941 год. Сразу по возвращению из ссылки, мать Майи увезла детей в Свердловск. Продолжать практиковаться в балете в эвакуации было проблематично, но именно здесь юная танцовщица впервые исполнила прославившую ее на весь мир партию умирающего лебедя в постановке тети Суламифь.
  2. 1942 год. Майя вместе со всеми родственниками приезжает назад в Москву.
  3. 1943 год. Перспективная балерина получает красный диплом об окончании хореографического училища. В числе многих однокурсников, Майя принимает приглашение в кордебалет Большого театра, получив возможность раскрыться и продемонстрировать талант в сольных номерах. Ее умирающий лебедь покорил столицу. Начинающей балерине доверяют основные партии в серьезных спектаклях: Маша в «Щелкунчике», Мирта в «Жизели», фея осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте» и, наконец, вожделенные партии Авроры в «Спящей красавице», Одетты и Одилии в «Лебедином озере».
  4. 1956 год. Майе Плисецкой, готовившейся к международным гастролям в Великобританию вместе с труппой Большого театра, было отказано в выезде. Чиновники отыскали компрометирующие факты из жизни балерины.
  5. 1959 год. Состоялся первый заграничный гастрольный тур с участием Майи Михайловны. СССР в то время был впереди планеты всей, пал «железный занавес», и Россия предъявляла миру лучшее, доказывая собственное превосходство. А лучшее в балете, несомненно, Плисецкая. Зарубежные политики и звезды мечтали о знакомстве с ней.
  6. 1960 год. Став преемницей Галины Улановой, Плисецкая назначается официальной прима-балериной Большого театра. По возвращению из международного тура, вдохновленная новыми впечатлениями, Плисецкая инициирует создание новых театральных и балетных постановок, выступая в роли режиссера-постановщика. Музыку к ее произведениям неизменно сочинял ее супруг, Родион Щедрин.
  7. 1966 год. Карьера Плисецкой попала под удар после подписания письма против реабилитации И.В.Сталина.
  8. 1980–е годы. Плисецкая очень востребована в мировом искусстве. Звезда успела поработать в Испании директором римского театра оперы и балета и главным балетмейстером национального балета.
  9. 1987 год. Плисецкая участвует в международном гала-концерте в честь Марты Грэм в Нью- Йорке вместе с мировыми звездами балета.
  10. 1990 год. Наступил переломный момент в конфликте с руководством Большого театра, в результате которого руководитель театра Ю.Григорович уволил нескольких именитых танцовщиков, в т.ч. и Майю Плисецкую. Общественный резонанс не смог повлиять на ситуацию.
  11. 1991 год. Чета Плисецкая – Щедрин уезжают в Германию. Балерина продолжает выступать, совмещая танцы с работой репетитора и постановщика спектаклей.
  12. 1994 год. Плисецкой был организован ежегодный международный конкурс балетного мастерства «Майя», где она сама стала председателем.
  13. 1999 год. В газете «Московский комсомолец» появляется скандальная статья, в которой утверждается, что у Майи Михайловны есть внебрачная дочь Юлия, рожденная в порочных отношениях с агентом КГБ.
  14. 2002 год. После долгих судебных разбирательств и тяжб, многочисленных проверок и анализов, было установлено, что детей у Плисецкой нет. Газета дала опровержение за подписью главного редактора.
  15. 2015 год, 2 мая. Не стало блистательной балерины. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. После себя звезда оставила богатейшее наследие в виде образов, ею сыгранных, спектаклей, ею созданных, и книг, ею прожитых.

Майя Михайловна Плисецкая

Майя Михайловна Плисецкая

Личная жизнь

Впервые Майя Михайловна вышла замуж за танцовщика Мариса Лиепу, однако, брак двух сильных, противоречивых артистов продлился лишь 3 месяца.

Майа и Марис

Майа и Марис

Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, она встретила в салоне у легендарной музы В.Маяковского, Лилии Брик. Больше они не расставались. В 1958 году пара официально оформила отношения, прожив вместе почти полвека. Щедрин был не только палочкой – выручалочкой в душевных терзаниях Плисецкой, но и верным соратником и союзником в творческой деятельности. Когда встал выбор между ребенком и карьерой, чаша весов перевесилась в сторону балета, и семья осталась бездетной.

С Родионом Щедриным

С Родионом Щедриным

След и память

Майя Плисецкая – всемирно известная балерина. По собственному признанию, она не любила изнуряющие репетиции, однако, на сцене выкладывалась в грациознейшей пластике, гармонии движений, проживании судеб воплощенных ею образов. Она долго оставалась в форме, в 65 еще танцевала и в 70 не покидала сцену. Специально под нее были режиссированы «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Айседора», «Леда».

Помимо карьеры балерины, она прославилась как гениальный постановщик и балетмейстер. На ее счету великолепные постановки «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Она работала со звездами мирового балета Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети, Михаилом Барышниковым, Морисом Бежаром. Ее заслуги бесценны и отмечены почетными званиями Народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, почетного доктора университета Сорбонны, почетного профессора МГУ, кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».

Несомненно, балет был главной частью жизни Майи Михайловны. Но она пробовала свои силы и в кино, снявшись в нескольких кинофильмах, и в роли писательницы, автора собственных мемуаров. А ее высказывания уже давно разобрали на цитаты.

В Москве в честь великой балерины установлен памятник, а в парке у дома – мемориальная доска с граффити, запечатлевшем балерину в бессмертном образе лебедя. Ее прах развеян вместе с прахом ее мужа.


Биография

Майе Плисецкой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, ведь неповторимый талант был дан ей от природы. Она годами дарила зрителям яркие выступления, запомнившись им как великая балерина, а также как профессиональный балетмейстер и хореограф.

Детство и юность

Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года в Москве и оказалась старшим ребенком в еврейской семье. Отец девочки Михаил Эммануилович был дипломатом, а мать Рахиль Михайловна — актрисой, игравшей в немом кино. По ее линии будущая артистка и унаследовала природные данные, позволившие стать танцовщицей. Ее тетя Суламифь и дядя Асаф были звездами балета.

Интерес к театру впервые возник у Майи, когда ей было 5 лет. Она побывала на спектакле «Любовью не шутят» и была настолько впечатлена, что разыгрывала сюжет по ролям. Вскоре после этого семья перебралась на архипелаг Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. На тот момент у юной артистки уже был младший брат Александр.

На Шпицбергене состоялся сценический дебют Плисецкой. Ей досталась крохотная роль в постановке «Русалка». У юной Майи была всего одна реплика, но выступать перед зрителями ей понравилось настолько, что позже она с теплотой говорила об этом, вспоминая о событиях своей биографии.

Уже тогда девочка мечтала об учебе в балетном училище и, как только выпала возможность попасть в Москву, куда семья приехала в отпуск, уговорила родителей отвести ее на просмотр. Педагоги были в восторге от Плисецкой, ведь та оказалась от природы пластичной и гибкой, но возникла проблема: Майя не подходила по возрасту, не хватало года. Помогла тетя Суламифь, убедившая комиссию, что для столь редкого таланта можно сделать исключение.

Счастье продлилось недолго — в 1937 году арестовали отца, которого расстреляли по обвинению в шпионаже и оправдали уже после смерти. Но Плисецкая узнала об этом почти полвека спустя, а поначалу они с матерью верили, что Михаил Эммануилович вернется. Рахиль Михайловне тоже не удалось избежать ареста, ее как жену врага народа отправили сперва в Бутырскую тюрьму, а затем в исправительный лагерь под Акмолинском. На тот момент она была беременна младшим сыном Азарием.

Позже стараниями брата и сестры удалось добиться, чтобы Рахиль Михайловну перевели на вольное поселение в Чимкент. Детей они тоже не оставили, ведь в противном случае им грозил детский дом. Асаф забрал к себе Александра, а Суламифь приютила Майю.

Следующим потрясением для Плисецкой стала война. Едва ее матери с братом позволили вернуться в Москву, как последовала эвакуация в Свердловск. Артистка год жила без возможности учиться, из-за чего твердо решила вернуться в российскую столицу. В 1943 году она окончила училище.

Первые выступления

Хотя в Свердловске Плисецкой приходилось тяжело, в этом городе юная артистка впервые станцевала знаменитую партию умирающего лебедя. В создании постановки участвовала тетя Суламифь, которая придумала выход спиной к публике. Это позволяло сосредоточить внимание на руках танцовщицы, подчеркивая их красоту и пластичность.

В дальнейшем Майя Михайловна танцевала этот номер около 800 раз. Чтобы добиться лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

Майя Плисецкая в молодости

Майя Плисецкая в молодости / «ВКонтакте»

После выпуска Плисецкая была принята в Большой театр, где юной артистке поначалу приходилось несладко. Труппой руководил ее дядя, который считал неправильным продвигать племянницу. Поэтому она довольствовалась крохотными ролями в составе кордебалета.

Но Майя не собиралась долго оставаться в столь унизительном для нее положении. Репетируя балет «Шопениана», балерина легко освоила мазурку, а во время выступлений старалась задерживаться в прыжке как можно дольше, чем срывала аплодисменты. Уже тогда зрители приходили на спектакль, чтобы посмотреть на Плисецкую. Обратила внимание на талантливую девушку и Агриппина Ваганова, которая взялась лично обучать ее и помогла построить карьеру.

Карьера в Большом театре

По словам Майи Михайловны, она не изнуряла себя репетициями. Природа наделила ее всеми данными, чтобы можно было осваивать сложные танцевальные элементы во время выступлений. Танцевала балерина всегда в удовольствие, что стало причиной блестящей карьеры.

Зрители с восторгом смотрели на ее Китри из балета «Дон Кихот», восхищались Авророй из «Спящей красавицы». В каждом образе Плисецкая была неповторима, а наряды для ее выступлений шили именитые модельеры, среди которых Ив Сен-Лоран и Пьер Карден.

Уже в 1960 году Майя Михайловна стала прима-балериной Большого театра. Это дало ей свободу в выборе репертуара. Специально для балерины была поставлена «Кармен-сюита», она стала первой исполнительницей основной партии. Но в те годы балет запретили, был скандал в министерстве культуры. В ответ на слова Екатерины Фурцевой о том, что Кармен Плисецкой умрет, знаменитость парировала: героиня будет жить, пока жива она.

Кармен в исполнении Майи Михайловны надолго вошла в историю мирового балета. Так случилось и со многими другими ее героинями, которых она воплощала не только в Большом театре, а и на зарубежных сценах. Ее талант отметили в Монако, Франции, Италии, Аргентине, где были поставлены балеты с ее участием. На бельгийской сцене, в театре «Ла Монне», звезда блистала в «Болеро».

Плисецкая танцевала необычайно долго для балерины, ведь их карьера подходит к закату уже к 30 годам. В 1990 году решением руководства Большого театра Майя Михайловна была отправлена на пенсию. Но знаменитость была с этим не согласна, поэтому продолжала выступать в других театрах, участвовала в постановках как балетмейстер и хореограф.

Хореограф и балетмейстер

Ставить Плисецкая начала еще на пике танцевальной карьеры. В 1958 году она представила зрителям «Лебединое озеро», премьера которого прошла при полном зале. В дальнейшем усилиями артистки были поставлены балеты Родиона Щедрина «Анна Каренина» и «Дама с собачкой». Майя Михайловна была не только хореографом, а и танцевала центральные партии.

В 80-е Плисецкая стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета. Позже она возглавляла Испанский национальный балет. Там с участием прославленной танцовщицы шли «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт».

Николай Цискаридзе и Майя Плисецкая

Николай Цискаридзе и Майя Плисецкая / «ВКонтакте»

За годы карьеры знаменитость работала со знаменитыми танцовщиками. Среди ее учеников и преданных поклонников был Николай Цискаридзе. Восхищалась великой балериной и Анастасия Волочкова, но о ее таланте Майя Михайловна отзывалась нелестно.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Плисецкая не ограничивала творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снималась в фильмах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.

Не было чуждо знаменитости и литературное творчество. Поклонники восхищались тем, насколько откровенными и беспристрастными вышли ее мемуары. Книга «Я, Майя Плисецкая» была опубликована в 1994 году. Позже балерина выпустила продолжение «Тринадцать лет спустя» и «Читая жизнь свою…».

Внешность и стиль

Майя Михайловна не была высокой, ее рост достиг отметки 167 см. Но при этом на фото танцовщица кажется выше, чем есть на самом деле. Она в любом возрасте была стройной и статной, держалась уверенно и гордо, чем вызывала восхищение.

Неповторимый стиль Плисецкой был заслугой Пьера Кардена, который одевал музу не только для выступлений, но и для публичных выходов. Были в гардеробе знаменитости и вещи от Коко Шанель, Жанны Ланван, Татьяны Парфеновой.

Многие наряды из повседневного гардероба Майи Михайловны были переданы в коллекцию Александра Васильева, а сценические костюмы выставлены в Театральном музее Александра Бахрушина. Там же представлен флакон любимых духов балерины — ей нравился аромат Bandit, созданный Жерменом Селье.

Личная жизнь

В молодости артистка была влюблена в Вячеслава Голубина, но чувства так и остались платоническими. Первым мужем знаменитости стал ее партнер по сцене, прославленный Марис Лиепа. Их брак официально просуществовал 3 месяца, но вместе они прожили еще меньше.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Майя Плисецкая и Родион Щедрин / «ВКонтакте»

Счастье в личной жизни Плисецкая обрела благодаря Лиле Брик, которая познакомила ее с композитором Родионом Щедриным. Семейный и профессиональный союз просуществовал более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя Михайловна сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины.

Смерть

Майя Михайловна презирала старость, с которой активно боролась. Поэтому даже в почтенном возрасте она выглядела моложе своих лет, была ухоженной и элегантной. Ее уход из жизни был для поклонников неожиданностью, это случилось в начале мая 2015 года. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Могилы Плисецкой нет ни в Москве, ни в Мюнхене, где она провела последние годы. По завещанию танцовщицы после смерти любимого мужа его прах должен быть соединен с ее и развеян над Россией.

Партии

  • 1943 — Па-де-труа «Лебединое озеро»
  • 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила»
  • 1950 — Китри «Дон Кихот»
  • 1952 — Аврора «Спящая красавица»
  • 1961 — Джульетта «Ромео и Джульетта»
  • 1964 — Жар-птица «Жар-птица»
  • 1967 — Кармен «Кармен-сюита»
  • 1972 — Анна Каренина «Анна Каренина»
  • 1976 — Айседора «Айседора»
  • 1978 — «Болеро»
  • 1985 — Анна Сергеевна «Дама с собачкой»
  • 1992 — главная партия «Безумная из Шайо»
  • 1995 — «Курозука»

Фильмография

  • 1951 — «Большой концерт»
  • 1957 — «Лебединое озеро»
  • 1959 — «Хованщина»
  • 1961 — «Сказка о Коньке-Горбунке»
  • 1967 — «Анна Каренина»
  • 1969 — «Чайковский»
  • 1976 — «Фантазия»
  • 1977 — «Болеро»
  • 1977 — «Айседора»
  • 1982 — «Чайка»
  • 1985 — «Зодиак»
  • 1986 — «Дама с собачкой»

Интересные факты

  1. У балерины было хобби: она коллекционировала оригинальные фамилии. В их числе Непейпиво и Негодяев.
  2. Примерами для подражания Плисецкая называла Галину Уланову, Аллу Шелест и Марину Семенову.
  3. Майя Михайловна была поклонницей футбола, в период жизни в Мюнхене они с мужем старались не пропускать спортивные матчи.
  4. Будучи стройной, танцовщица обожала селедку и хлеб с маслом, но знала меру. Ей принадлежит крылатая фраза: «Не надо диет, надо меньше жрать!».

  • Майская ночь или утопленница краткое содержание рассказа
  • Майра к1ант сулима сочинение на чеченском языке саидов билал саидович
  • Майоров по английски как пишется
  • Майорка как пишется на английском
  • Мазанная глиной хата как пишется