Макар чудра отрывок из рассказа

С моря дул влаж­ный, холод­ный ветер, раз­нося по степи задум­чи­вую мело­дию плеска набе­гав­шей на берег волны и шеле­ста при­бреж­ных кустов. Изредка его порывы при­но­сили с собой смор­щен­ные, жёл­тые листья и бро­сали их в костёр, раз­ду­вая пламя; окру­жав­шая нас мгла осен­ней ночи вздра­ги­вала и, пуг­ливо ото­дви­га­ясь, откры­вала на миг слева – без­гра­нич­ную степь, справа – бес­ко­неч­ное море и прямо про­тив меня – фигуру Макара Чудры, ста­рого цыгана, – он сто­ро­жил коней сво­его табора, рас­ки­ну­того шагах в пяти­де­сяти от нас.

Не обра­щая вни­ма­ния на то, что холод­ные волны ветра, рас­пах­нув чек­мень, обна­жили его воло­са­тую грудь и без­жа­лостно бьют её, он полу­ле­жал в кра­си­вой, силь­ной позе, лицом ко мне, мето­ди­че­ски потя­ги­вал из своей гро­мад­ной трубки, выпус­кал изо рта и носа густые клубы дыма и, непо­движно уста­вив глаза куда-то через мою голову в мёртво мол­чав­шую тем­ноту степи, раз­го­ва­ри­вал со мной, не умол­кая и не делая ни одного дви­же­ния к защите от рез­ких уда­ров ветра.

– Так ты ходишь? Это хорошо! Ты слав­ную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмот­релся, ляг и уми­рай – вот и всё!

– Жизнь? Иные люди? – про­дол­жал он, скеп­ти­че­ски выслу­шав моё воз­ра­же­ние на его «Так и надо». – Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Дру­гие люди живут без тебя и про­жи­вут без тебя. Разве ты дума­ешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

– Учиться и учить, гово­ришь ты? А ты можешь научиться сде­лать людей счаст­ли­выми? Нет, не можешь. Ты посе­дей сна­чала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Вся­кий знает, что ему нужно. Кото­рые умнее, те берут что есть, кото­рые поглу­пее – те ничего не полу­чают, и вся­кий сам учится…

– Смеш­ные они, те твои люди. Сби­лись в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, – он широко повел рукой на степь. – И все рабо­тают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как чело­век пашет, и дума­ешь: вот он по капле с потом силы свои исто­чит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нем не оста­нется, ничего он не видит с сво­его поля и уми­рает, как родился, – дураком.

– Что ж, – он родился затем, что ли, чтоб поко­вы­рять землю, да и уме­реть, не успев даже могилы самому себе выко­вы­рять? Ведома ему воля? Ширь степ­ная понятна? Говор мор­ской волны весе­лит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сде­лать? Только уда­виться, коли поум­неет немного.

– А я, вот смотри, в пять­де­сят восемь лет столько видел, что коли напи­сать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не поло­жишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не ска­жешь. Ты и не зна­ешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоня­ясь друг за дру­гом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не раз­лю­бить её. А заду­ма­ешься – раз­лю­бишь жизнь, это все­гда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

– В тюрьме я сидел, в Гали­чине. «Зачем я живу на свете?» – помыс­лил я со скуки, – скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! – и взяла меня тоска за сердце, как посмот­рел я из окна на поле, взяла и сжала его кле­щами. Кто ска­жет, зачем он живёт? Никто не ска­жет, сокол! И спра­ши­вать себя про это не надо. Живи, и всё тут! И поха­жи­вай да посмат­ри­вай кру­гом себя, вот и тоска не возь­мет нико­гда. Я тогда чуть не уда­вился поя­сом, вот как!

– Хе! Гово­рил я с одним чело­ве­ком. Стро­гий чело­век, из ваших, рус­ских. Нужно, гово­рит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как ска­зано в Божьем слове. Богу поко­ряйся, и он даст тебе всё, что попро­сишь у него. А сам он весь в дырьях, рва­ный. Я и ска­зал ему, чтобы он себе новую одежду попро­сил у Бога. Рас­сер­дился он и про­гнал меня, руга­ясь. А до того гово­рил, что надо про­щать людей и любить их. Вот бы и про­стил мне, коли моя речь оби­дела его милость. Тоже – учи­тель! Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки.

Он плю­нул в костер и замол­чал, снова наби­вая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла неж­ная и страст­ная песня-думка. Это пела кра­са­вица Нонка, дочь Макара. Я знал ее голос густого, груд­ного тембра, все­гда как-то странно, недо­вольно и тре­бо­ва­тельно зву­чав­ший – пела ли она песню, гово­рила ли «здрав­ствуй». На ее смуг­лом, мато­вом лице замерла над­мен­ность царицы, а в подер­ну­тых какой-то тенью темно-карих гла­зах свер­кало созна­ние неот­ра­зи­мо­сти ее кра­соты и пре­зре­ние ко всему, что не она сама.

Макар подал мне трубку.

– Кури! Хорошо поет девка? То-то! Хотел бы, чтоб такая тебя полю­била? Нет? Хорошо! Так и надо – не верь дев­кам и дер­жись от них дальше. Девке цело­ваться лучше и при­ят­ней, чем мне трубку курить, а поце­ло­вал ее – и умерла воля в твоем сердце. При­вя­жет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать – нельзя, и отдашь ты ей всю душу. Верно! Бере­гись девок! Лгут все­гда! Люблю, гово­рит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булав­кой, она разо­рвет тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запом­нишь, – век свой будешь сво­бод­ной птицей.

«Был на свете Зобар, моло­дой цыган, Лойко Зобар. Вся Вен­грия, и Чехия, и Сла­во­ния, и все, что кру­гом моря, знало его, – уда­лый был малый! Не было по тем краям деревни, в кото­рой бы пяток-дру­гой жите­лей не давал Богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понра­вился конь, так хоть полк сол­дат поставь сто­ро­жить того коня – все равно Зобар на нем гар­це­вать ста­нет! Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей сви­той, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко пору­гался, а что чер­тям пода­рил бы по пинку в рыла – это уж как раз!

И все таборы его знали или слы­хали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поез­дит, да и про­даст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было завет­ного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!

Наш табор коче­вал в то время по Буко­вине, – это годов десять назад тому. Раз – ночью весен­ней – сидим мы: я, Данило-сол­дат, что с Кошу­том вое­вал вме­сте, и Нур ста­рый, и все дру­гие, и Радда, Дани­лова дочка.

Ты Нонку мою зна­ешь? Царица девка! Ну, а Радду с ней рав­нять нельзя – много чести Нонке! О ней, этой Радде, сло­вами и не ска­жешь ничего. Может быть, ее кра­соту можно бы на скрипке сыг­рать, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.

Много посу­шила она сер­дец моло­дец­ких, ого, много! На Мораве один маг­нат, ста­рый, чуба­тый, уви­дал ее и остол­бе­нел. Сидит на коне и смот­рит, дрожа, как в огне­вице. Кра­сив он был, как черт в празд­ник, жупан шит золо­том, на боку сабля, как мол­ния, свер­кает, чуть конь ногой топ­нет, вся эта сабля в кам­нях дра­го­цен­ных, и голу­бой бар­хат на шапке, точно неба кусок, – важ­ный был гос­по­дарь ста­рый! Смот­рел, смот­рел, да и гово­рит Радде: «Гей! Поце­луй, кошель денег дам». А та отвер­ну­лась в сто­рону, да и только! «Про­сти, коли оби­дел, взгляни хоть полас­ко­вей», – сразу сба­вил спеси ста­рый маг­нат и бро­сил к ее ногам кошель – боль­шой кошель, брат! А она его будто невзна­чай пнула ногой в грязь, да и все тут.

– Эх, девка! – охнул он, да и пле­тью по коню – только пыль взви­лась тучей.

А на дру­гой день снова явился. «Кто ее отец?» – гро­мом гре­мит по табору. Данило вышел. «Про­дай дочь, что хочешь возьми!» А Данило и скажи ему: «Это только паны про­дают все, от своих сви­ней до своей сове­сти, а я с Кошу­том вое­вал и ничем не тор­гую!» Взре­вел было тот, да и за саблю, но кто-то из нас сунул зажжен­ный трут в ухо коню, он и унес молодца. А мы сня­лись, да и пошли. День идем и два, смот­рим – догнал! «Гей вы, гово­рит, перед Богом и вами совесть моя чиста, отдайте девку в жены мне: все поделю с вами, богат я сильно!» Горит весь и, как ковыль под вет­ром, кача­ется в седле. Мы задумались.

– А ну-ка, дочь, говори! – ска­зал себе в усы Данило.

– Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала? – спро­сила нас Радда. Засме­ялся Данило, и все мы с ним.

– Славно, дочка! Слы­шал, гос­по­дарь? Не идет дело! Голу­бок ищи – те подат­ли­вей. – И пошли мы вперед.

А тот гос­по­дарь схва­тил шапку, бро­сил ее оземь и поска­кал так, что земля задро­жала. Вот она какова была Радда, сокол!

– Да! Так вот раз ночью сидим мы и слы­шим – музыка плы­вет по степи. Хоро­шая музыка! Кровь заго­ра­лась в жилах от нее, и звала она куда-то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захо­те­лось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так – царями над всей зем­лей, сокол!

Вот из тем­ноты выре­зался конь, а на нем чело­век сидит и играет, подъ­ез­жая к нам. Оста­но­вился у костра, пере­стал играть, улы­ба­ясь, смот­рит на нас.

– Эге, Зобар, да это ты! – крик­нул ему Данило радостно. Так вот он, Лойко Зобар!

Усы легли на плечи и сме­ша­лись с куд­рями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вме­сте с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и свер­кает зубами, сме­ясь! Будь я про­клят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово ска­зал или про­сто заме­тил, что и я тоже живу на белом свете!

Вот, сокол, какие люди бывают! Взгля­нет он тебе в очи и поло­нит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким чело­ве­ком ты и сам лучше ста­но­вишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хоро­шего было бы на свете, так его и за хоро­шее не счи­тали бы. Так-то! А слу­шай-ка дальше.

Радда и гово­рит: «Хорошо ты, Лойко, игра­ешь! Кто это делал тебе скрипку такую звон­кую и чут­кую?» А тот сме­ется: «Я сам делал! И сде­лал ее не из дерева, а из груди моло­дой девушки, кото­рую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты. Врет еще немного скрипка, ну, да я умею смы­чок в руках держать!»

Известно, наш брат ста­ра­ется сразу зату­ма­нить девке очи, чтоб они не зажгли его сердца, а сами подер­ну­лись бы по тебе гру­стью, вот и Лойко тож. Но – не на ту попал. Радда отвер­ну­лась в сто­рону и, зев­нув, ска­зала: «А еще гово­рили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!» – и пошла прочь.

– Эге, кра­са­вица, у тебя остры зубы! – сверк­нул очами Лойко, сле­зая с коня. – Здрав­ствуйте, браты! Вот и я к вам!

Вы находитесь здесь: Главная » А.М. Горький. «Макар Чудра». Пересказ + цитаты из текста.

макар

Рассказ начинается с описания природы.

«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…»

На берегу моря сидят Макар Чудра — старый цыган, стороживший коней табора, и рассказчик. Макар привык к резким ударам ветра, он полулежал «в красивой, сильной позе».

Макар поддерживает собеседника, тот ходит по земле, смотрит. Он говорит ему: «…ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»

Жизненная позиция Макара такова: он считает, что никто никому не нужен: «Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.»

Нужно ли учить других? На это у Макара тоже своё мние: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить.» (То есть человек должен прожить жизнь, понять её и только уже в старости он может чему-то научить). А вообще, считает он, каждый человек сам учится, ведь он знает, что ему нужно: «Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее — те ничего не получают.»

Макар называет людей «смешными», ведь они давят друг друга, а на земле столько места. Не понимает он и того, зачем люди работают, истрачивают свои силы в работе, а потом всё равно все умирают. (« Ничего по нём не останется»). Неведома воля человеку. «Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Далее Макар рассказывает о себе. Ему 58 лет и видел он очень много. «Ты и не знаешь таких краев, где я бывал.» Он уверен: «Так нужно жить: иди, иди — и все тут. Долго не стой на одном месте…» Нелёгкой была его жизнь. Он и в тюрьме сидел, понимает, как важна воля.

Героя интересует извечный философский вопрос: «Зачем живу на свете?… Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет…» А раз нет ответа на вопрос, то надо просто жить. «И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда».

Макар вспоминает разговор с одним русским, который говорил, что жить надо так,  как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь у него». А сам он ходил в рваной одежде – что ж не попросил Бога? Обиделся за эти слова на него человек, хотя до этого говорил, что надо всех прощать.

Вдалеке слышалась песня дочери Макара – красавицы Нонки.

Описание внешности Нонки: «На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама». (Подчёркивается надменность, даже презрение к людям, она любит только себя).

Макар говорит, что нельзя верить «девкам» («Привяжет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать — нельзя, и отдашь ты ей всю душу.»), они лгут всегда. И начал он рассказывать быль.

Жил на свете удалой малый – Лойко Зобар. Жители всех окрестных деревень хотели убить его: воровал лошадей. «…коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня — все равно Зобар на нем гарцевать станет!» Никого не боялся Зобар. Он любил только коней, поездит, продаст, и снова другую украдёт. А деньги не нужны были ему: «…кто хочет, тот и возьми».

В то же время Зобар был открытым человеком, поможет другому, если это надо: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Действие происходило на Буковине лет десять назад. Сидят у костра цыгане, среди них Данила и его дочь Рада. О её красоте Макар говорит так: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Много «просушила» Рада молодецких сердец. И огромные деньги ей за любовь предлагал один старый магнат, а она кошель с ними пнула в грязь. Тогда магнат стал просить отца Рады продать ему дочь, на что тот ответил, что ничем не торгует. Тогда стал богач просить отдать ему Раду в жёны. На это Рада ответила: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» (Она хорошо знала себе цену, не желала подчиняться кому-то).

Однажды в ночи зазвучала красивая мелодия. «…от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так — царями над всей землей, сокол!» Это играл Локо Зобар.

Описание Зобара:

  • «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце».
  • «Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя».
  • «С таким человеком ты и сам лучше становишься».

Рада просила Зобра, откуда у него эта скрипка, на что тот ответил, что сделал её «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты». Скучно стало Раде от таких слов, так как обманывал её Зобар.

Наутро все увидели, что голова Зобара перевязана, якобы конь его зашиб спящего. Но все поняли, что ему от Рады досталось.

Все любили Зобара, и если бы он вдруг крикнул : «В ножи, товарищи!» — то и пошли бы мы все в ножи, с кем указал бы он». Только Рада не смотрела на него. Зобар очень страдал от этого. «Уйдет ночью далеко в степь Лойко, и плачет до утра его скрипка, плачет, хоронит Зобарову волю». Все предчувствовали беду: «…коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды у костра пел Лойко песню, в которой говорилось о стремлении взвиться в высоту. А Рада сказала: «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь, да — в лужу носом, усы запачкаешь, смотри…» Зверем посмотрел он на неё.

мака 2

А Рада продолжала посмеиваться над Лойкой: «Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая».

Тогда Зобар попросил у Данилы Раду в жёны, на что тот ответил: « Да возьми, коли можешь!»

Лойко сказал Раде: «Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Он предупредил, что даже после женитьбы он останется свободным.

Однако Рада захлестнула ему кнутом за ноги, и упал Лойко на землю. А Рада стоит и усмехается. Зобар встал тихо и пошёл в степь.

Снова описание Макара: «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией, но все еще мощный, крепкий и гордый своей силой».

Макар отправился следить за Лойкой, что же тот будет делать. Пришёл Лойко к ручью, сидит, охает.

Вдруг он увидел, что от табора бежит Рада, подошла, положила руку на плечо парню. А тот вскочил и взялся за нож. Но и у Рады пистолет был в руке. Она сказала, что пришла мириться, призналась в своей любви.

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

Рада поставила условие: «Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой.»

Лойко признался всем, сидя у костра: «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…» Он сказал, что решил поклониться её воле.

Но дальше произошло страшное. Лойко воскликнул: «А остается попробовать, такое ли у Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же,— простите меня, братцы!» И он вонзил нож в её сердце. Перед смертью Рада произнесла: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!..— да и умерла».

Отец рады Данило подошёл к Лойко и вонзил в его спину нож.

Так закончил рассказ о Раде и Лойко старый цыган Макар.

«Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган — Лойке Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.

А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Пересказала  Мельникова Вера Александровна.

Максим Горький.

Макар Чудра.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана, — он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.

— Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!

— Жизнь? Иные люди? — продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «Так и надо». — Эге! А тебе что до того? Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

— Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее — те ничего не получают, и всякий сам учится…

— Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, — он широко повел рукой на степь. — И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, — дураком.

— Что ж, — он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.

— А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

— В тюрьме я сидел, в Галичине. «Зачем я живу на свете?» — помыслил я со скуки, — скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! — и взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. Кто скажет, зачем он живёт? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и всё тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда. Я тогда чуть не удавился поясом, вот как!

— Хе! Говорил я с одним человеком. Строгий человек, из ваших, русских. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе всё, что попросишь у него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтобы он себе новую одежду попросил у бога. Рассердился он и прогнал меня, ругаясь. А до того говорил, что надо прощать людей и любить их. Вот бы и простил мне, коли моя речь обидела его милость. Тоже — учитель! Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки.

Он плюнул в костер и замолчал, снова набивая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я знал ее голос густого, грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший — пела ли она песню, говорила ли «здравствуй». На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама.

Макар подал мне трубку.

— Кури! Хорошо поет девка? То-то! Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? Нет? Хорошо! Так и надо — не верь девкам и держись от них дальше. Девке целоваться лучше и приятней, чем мне трубку курить, а поцеловал ее — и умерла воля в твоем сердце. Привяжет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать — нельзя, и отдашь ты ей всю душу. Верно! Берегись девок! Лгут всегда! Люблю, говорит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булавкой, она разорвет тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей.

«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, — удалый был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток-другой жителей не давал богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня — все равно Зобар на нем гарцевать станет! Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла — это уж как раз!

И все таборы его знали или слыхали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!

Наш табор кочевал в то время по Буковине, — это годов десять назад тому. Раз — ночью весенней — сидим мы: я, Данило-солдат, что с Кошутом воевал вместе, и Нур старый, и все другие, и Радда, Данилова дочка.

Ты Нонку мою знаешь? Царица девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя — много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.

Много посушила она сердец молодецких, ого, много! На Мораве один магнат, старый, чубатый, увидал ее и остолбенел. Сидит на коне и смотрит, дрожа, как в огневице. Красив он был, как черт в праздник, жупан шит золотом, на боку сабля, как молния, сверкает, чуть конь ногой топнет, вся эта сабля в камнях драгоценных, и голубой бархат на шапке, точно неба кусок, — важный был господарь старый! Смотрел, смотрел, да и говорит Радде: «Гей! Поцелуй, кошель денег дам». А та отвернулась в сторону, да и только! «Прости, коли обидел, взгляни хоть поласковей», — сразу сбавил спеси старый магнат и бросил к ее ногам кошель — большой кошель, брат! А она его будто невзначай пнула ногой в грязь, да и все тут.

— Эх, девка! — охнул он, да и плетью по коню — только пыль взвилась тучей.

А на другой день снова явился. «Кто ее отец?» — громом гремит по табору. Данило вышел. «Продай дочь, что хочешь возьми!» А Данило и скажи ему: «Это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!» Взревел было тот, да и за саблю, но кто-то из нас сунул зажженный трут в ухо коню, он и унес молодца. А мы снялись, да и пошли. День идем и два, смотрим — догнал! «Гей вы, говорит, перед богом и вами совесть моя чиста, отдайте девку в жены мне: все поделю с вами, богат я сильно!» Горит весь и, как ковыль под ветром, качается в седле. Мы задумались.

— А ну-ка, дочь, говори! — сказал себе в усы Данило.

Максим Горький
Макар Чудра

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана, – он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.

– Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и всё!

– Жизнь? Иные люди? – продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «Так и надо». – Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

– Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее – те ничего не получают, и всякий сам учится…

– Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, – он широко повел рукой на степь. – И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, – дураком.

– Что ж, – он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.

– А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

– В тюрьме я сидел, в Галичине. «Зачем я живу на свете?» – помыслил я со скуки, – скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! – и взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. Кто скажет, зачем он живёт? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и всё тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда. Я тогда чуть не удавился поясом, вот как!

– Хе! Говорил я с одним человеком. Строгий человек, из ваших, русских. Нужно, говорит он, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе всё, что попросишь у него. А сам он весь в дырьях, рваный. Я и сказал ему, чтобы он себе новую одежду попросил у бога. Рассердился он и прогнал меня, ругаясь. А до того говорил, что надо прощать людей и любить их. Вот бы и простил мне, коли моя речь обидела его милость. Тоже – учитель! Учат они меньше есть, а сами едят по десять раз в сутки.

Он плюнул в костер и замолчал, снова набивая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я знал ее голос густого, грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший – пела ли она песню, говорила ли «здравствуй». На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама.

Макар подал мне трубку.

– Кури! Хорошо поет девка? То-то! Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? Нет? Хорошо! Так и надо – не верь девкам и держись от них дальше. Девке целоваться лучше и приятней, чем мне трубку курить, а поцеловал ее – и умерла воля в твоем сердце. Привяжет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать – нельзя, и отдашь ты ей всю душу. Верно! Берегись девок! Лгут всегда! Люблю, говорит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи ее булавкой, она разорвет тебе сердце. Знаю я! Эге, сколько я знаю! Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей.

«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, – удалый был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток-другой жителей не давал богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня – все равно Зобар на нем гарцевать станет! Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!

И все таборы его знали или слыхали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!

Наш табор кочевал в то время по Буковине, – это годов десять назад тому. Раз – ночью весенней – сидим мы: я, Данило-солдат, что с Кошутом воевал вместе, и Нур старый, и все другие, и Радда, Данилова дочка.

Ты Нонку мою знаешь? Царица девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя – много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.

Много посушила она сердец молодецких, ого, много! На Мораве один магнат, старый, чубатый, увидал ее и остолбенел. Сидит на коне и смотрит, дрожа, как в огневице. Красив он был, как черт в праздник, жупан шит золотом, на боку сабля, как молния, сверкает, чуть конь ногой топнет, вся эта сабля в камнях

  • Макар чудра о чем говорит название рассказа
  • Макар чудра итоговое сочинение аргументы
  • Макар чудра итоговое сочинение 2022
  • Макар чудра жанр рассказ
  • Макар чудра аргументы к сочинению преступление и наказание