Макаров летчик читать рассказ 3 класс

11:23, 23 февраля 2016 17554

Лётчик

— Папа, папа! Смотри, муха полетела! — закричал маленький Серёжка, показывая пальцем в пространство.

— Да, Сергей Дмитриевич, полетела, — подтвердил Серёжкин отец Дмитрий Иванович.
Полгода назад Серёжке справили день рождения — четыре года тогда ему стукнуло. Теперь папа общается с ним, как со взрослым.

   — А как она летает?.. — спросил Серёжка.
   — Ну, как?.. Ты же, Сергей Дмитриевич, большой мальчик… Должен понимать… Как все мухи… Сидит в мухе маленький лётчик, держит в руках штурвальчик, нажимает на маленькие педальки… Куда он штурвальчик повернёт — туда и муха летит… — объяснил папа и подключил свой мобильный телефон к зарядному устройству.
   У Серёжки округлились глаза, и он удивлённо сказал: —
   — Да-а-а?..
   — А ты и не знал?.. — задрав нос, и посмотрев на младшего братишку, как Знайка на Незнайку, высокомерно растянул слова, сидевший рядом с ним на диване, шестилетний Толя. Правда, об этом он и сам узнал впервые. Через время, чтоб не слышал Серёжка, он полушёпотом спросил:
   — Пап, это правда?..
   — Что?.. — спросил в свою очередь у Толи Дмитрий Иванович.
   — Ну-у… Что в мухе лётчик сидит?..
   — Наверное, правда, — пожал плечами Дмитрий Иванович, а сам уже набрал номер телефона и стал громко с кем-то разговаривать.
   «По работе» — догадался Толя.
   «По работе» папа разговаривал всегда громко и долго.
   Серёжка у папы ничего не переспрашивал — он верил, что папа точно знает, как и почему летает муха.
Дня через три, когда дедушка Иван и бабушка Тоня уже пообедали, за обеденный стол уселись: папа Дмитрий Иванович, мама Юлия Николаевна, Толя и Серёжка.
   — Всем приятного аппетита!.. — весело сказал папа и первым стал есть суп из своей тарелки.
   — Взаимно!.. — весело ответили ему, все сидящие за столом, и тоже принялись за обед.
   И тут в кухне появилась муха. Она звонко жужжала и летала: туда-сюда, туда-сюда… Ну, прямо как сумасшедшая: «Ж-ж-ж-у-у-у!.. Жжж-ууу!..».
   Серёжка перестал есть, но всё равно не успевал следить за мухой глазами. А как только муха присела на холодильник, папа молниеносно схватил мухобойку и, со словами: «Как же ты надоела!..» — прихлопнул муху.
   — А-а-а-а!.. — вдруг, как резаный заорал Серёжка. Лицо его мгновенно стало красным, по щекам водопадом полились слёзы, он оттолкнул от себя тарелку, пролив на стол суп.
   — А-а-а-а!..
   От ужаса у мамы задёргался левый глаз и задрожали руки. Дмитрий Иванович, продолжил было есть, но теперь тоже смотрел на младшего сына удивлёнными глазами, явно не понимая в чём дело… Разговор про лётчика он, конечно же, сразу забыл. Но его помнил Серёжка.
   — Серёженька, миленький, — бросилась к нему мама, — что случилось?.. Ты ожёгся?..
   — Не-е-ет!.. проголосил Серёжка.
   — А что же такое?.. Что?.. — трясла она сынишку за плечи.
   — Папа лётчика-а-а!..
   — Что, лётчика?..
   — Папа лётчика у-у-би-и-ил…
   — Ой, господи!.. Где?..
   — В мухе-е-е!..
   — Что ты сидишь?!. — закричала мама на Дмитрия Ивановича, пробуя ладошкой Серёжкин лоб, — не слышишь, дитя бредит?!.
   — Мама, — вставил тут своё слово Толя, — это папа сказал Серёжке, что в мухе лётчик…
   В кухню прибежали, ничего не понимающие, дедушка Иван и бабушка Тоня.
   — В мухе?.. Какой мухе?.. — не поняла мама, — Толя, сыночек, ты тоже заболел!.. В какой мухе?!.
   — Которую папа сейчас пришлёпнул…
   — Я с ума сойду… Дима, что это такое?..
   — Юленька, я сейчас всё объясню…
   — Понятно… Не надо мне ничего объяснять,.. — заплакала мама… — Что ты опять наплёл ребёнку?..
   — Э-э-э!.. — всхлипывал Серёжка, — он правду сказал, что в мухе лётчик… А теперь сам муху хлопнул и лётчика уби-и-ил!..
   — Не плачь, внучек,.. — сердобольно заворковала бабушка Тоня, — сейчас другой лётчик, на другой мушке прилетит…
   — Нет!.. — истошно заверещал Серёжка. — Мне этого жалко!..
   — Серёжа!.. — вдруг строго и серьёзно сказал дедушка Иван, — ты что это разошёлся?.. Муху папа прихлопнул — это правда… А лётчик остался живой…
   Серёжка мгновенно затих и посмотрел на дедушку:
   — Как?..
   — Так я сам видел, как он из мухи катапультировался… С парашютом выпрыгнул и приземлился на подоконник… А потом в форточку выскочил… Наверное к своим ушёл… Скоро на новой, усовершенствованной мухе к нам прилетит…
   — И папа её не прихлопнет?..
   — Нет-нет-нет, ни в коем случае!.. Я, как старший командир, делать этого ему не позволю,.. — дедушка погладил внука по белобрысой голове… — А теперь кушай, а то лётчик возвратится, спросит: «А кто это суп не доел?..» — А нам что ему отвечать?..
   Серёжка полностью успокоился и бодро навалился на тарелку с едой.
   Поздним вечером, когда Серёжка, забыв все свои дневные переживания, дрых без задних ног в кроватке, Юлия Николаевна, в своей спальне, уже отошедшая от пережитого, укоряла Дмитрия Ивановича:
   — Дима, ты бы поменьше мальчишкам врал…
   — Да не врал я вовсе, Юленька… Просто такая фантазия случилась… Вот и всё…
   — «Фантазия»… — уже совсем не сердито и даже со смешком, передразнила мужа Юлия Николаевна, — треснуть бы тебя в лоб этой фантазией… Фан-та-зёр…
   А в это время Толя никак не мог уснуть и всё думал: «Неужели лётчик и правда с парашютом выпрыгнул?.. Как же я его не увидел?.. А вот дедушка… Как газеты читать, так сразу: «Никто не знает где мои очки?..», а тут без всяких очков такого малюсенького лётчика увидел… А раз его дедушка своими глазами видел, тогда, значит, лётчик точно с парашютом выпрыгнул…».

Юрий Макаров

Юрий Иванович Макаров

   Юрий Иванович Макаров (1953-2020).  Родился 31 августа  1953 года в маленьком селе Галушки Вейделевского района Белгородской области. Окончив школу, он служил в армии, учился в Красногвардейском сельскохозяйственном техникуме. Затем 25 лет работал сельским ветеринаром, лечил животных. Заочно учился в Харьковском зооветеринарном институте и в Литературном институте имени М. Горького в Москве.

  Литературные способности проявились у Юрия Макарова еще в школе. Первое  стихотворение было опубликовано в районной газете в 1975 году. С тех пор его произведения появлялись в различных газетах и журналах:  «Дошкольное воспитание», «Костер», «Мурзилка», «Жили-были», «Детское чтение для сердца и разума», «Юный натуралист», «Простоквашино», «Читайка», «Веселые картинки», «Наш современник» и других.

  Первая книжка стихов для детей  «Бабочка под зонтиком  вышла в 1990 году. Затем появились книги  «Кто кого?», «Чудо-рыбина»,   «Если будете дразниться…», «Колдовские слова», «Фу-фу-фу!».  Всю свою любовь к детям, природе, животным Юрий Макаров выражает в стихах.Юрий Макаров пишет также стихи и прозу для взрослых. Его перу принадлежат «Рассказы из ветеринарной сумки», повествующие о забавных эпизодах ветеринарной практики, а также «Ровеньские залепухи» —  основанные на реальных событиях юмористические рассказы о жителях поселка Ровеньки.

  Юрий Иванович Макаров —  член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле» 2003 года, обладатель Почетного диплома Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно – популярной литературы имени А. Н. Толстого.


Произведения Юрия Макарова

Зайкин звоночек  : стихи для самых маленьких /  худож. Т. Г. Ещенко. – Белгород : КОНСТАНТА, 2013. – 12 с. : ил . — (Мама, почитай!)

Вот какие гости  : стихи для малышей / худож. Т. Г. Ещенко. – Москва : КОНСТАНТА, 2012. – 12 с. : ил.  — (Мама, почитай!)

По Айдару, по реке : [стихи : для самых маленьких] /  [худож. Т. Г. Ещенко]. — Белгород : КОНСТАНТА, 2012 — [10] с. : цв. ил. — (Мама, почитай!)

Карабас и третий класс  : стихи для младшего и среднего школьного возраста. – Белгород : Белгор. обл. тип., 2011. – 80 с. : ил.

Бяшки — барашки  : стихи для малышей /  худож. Е. Белозерцева.  –  Москва : Аквилегия-М, 2008. – 48 с. : ил.

Семейка : стихи для самых маленьких / худож. Т. Г. Ещенко. – Белгород : КОНСТАНТА, 2008. – 12 с. : ил.  — (Мама, почитай!)

Стихи и сказки / Ю. И. Макаров, В. В. Колесник ; худож. В. В. Колесник. – Белгород :  Белгор. обл. тип., 2008. – 56 с. : ил.

На горе обедал бык  : стихи для самых маленьких /  худож. Т. Г. Ещенко. – Белгород : КОНСТАНТА, 2007. – 12 с. : ил.  — (Мама, почитай!)

Щёчки — цветочки  : стихи для самых маленьких /  худож. Т. Г. Ещенко. – Белгород : КОНСТАНТА, 2007. – 12 с. : ил. — (Мама, почитай!)

 Картошкина радость  : стихи для детей дошкольного и младшего школьного возраста /  худож. А. Ушаков, А. Ветошкин. – Салехард : Красный Север, 2006. – 24 с. : ил.

ФУ – ФУ – ФУ  : стихи для самых маленьких / худож. Е. А. Горнов. – Белгород : КОНСТАНТА, 2006. – 16 с. : ил.

Если будете дразниться / худож. А.М. Лукомский . — Белгород : Крестьянское дело, 2003 — [14] с. : ил.

Чудо-рыбина  / худож. В. Колесник. — Белгород : Крестьянское дело, 2003 — 32 с. : ил.

Колдовские слова  : стихи для детей младшего и среднего школьного возраста / худож. В. Колесник. – Белгород : Крестьянское дело, 2001. – 56 с. : ил.

Здравствуй, ветер!  : стихи-настроения / худож. В. Колесник. — Белгород : Крестьянское дело, 1999 — 29 с. : ил.

Рассказы из ветеринарной сумки /  худож. В. Колесник. — Белгород : Крестьянское дело, 1995 — 41 с. : ил.

Кто кого? : стихи / Ю.Макаров ; худож. В. Колесник. – Белгород : Изд. В.М. Шаповалова, 1993. – 16 с. : ил.

Бабочка под зонтиком : стихи для детей дошкольного возраста / Ю. Макаров ; худож.  Ли Клим. – Воронеж : Центр. – Чернозём. кн. изд-во, 1990. – 48 с. : ил.

Встречи с детьми

images images images images

Андрей потянул широкую лопасть пропеллера и поскользнулся — тупой удар по черепу сбил его на снег. Не помня себя, он торопливо отполз на четвереньках и поднялся на ноги. Обеспокоенное лицо инструктора высунулось из кабины:

— Что случилось?

— Ничего не случилось. Всё благополучно, — ответил Андрей, удивляясь своему спокойному голосу; этот спокойный голос и напугал его больше всего. Андрей поправил шлем и, ощутив за ухом что-то горячее и липкое, бросился бежать прямо по посадочной полосе.

На старте не поняли, в чём дело: перед взлётом прогревались моторы, и вдруг через поле кто-то побежал, кто именно, определить было трудно. Инструктор взволнованно отстёгивал ремни, отдавая приказание двум подоспевшим курсантам:

— Один за ним, другой к санитарке!

Дежурный по полетам распорядился выложить на старте крест.

Возле самолёта уже собиралась толпа, с молчаливым любопытством разглядывая лопасти винта.

— Вот это долбануло.

— И как это он бежит?

Андрей бежал, не чувствуя боли. «Не повезло. Месяц остался до окончания, и вот тебе на! Придётся с другим выпуском заканчивать курс… Вот досада!»

Невесёлый день отражался в широкой лакированной полосе, оставленной санями. Она текла под ноги Андрею, вытягиваясь в бесконечную серебряную ленту: это немного напоминало ощущение быстро скользящей земли, когда самолёт идёт на посадку. «Ничего не произошло: просто лёгкий удар и — всё… Ведь бегу же я…» И Андрею стало стыдно, что из-за такого пустяка он взбудоражил весь аэродром. Но те четыре ступеньки, которые в другое время он мог бы перемахнуть одним шагом, теперь казались непреодолимым препятствием. Опираясь на перила, Андрей поднялся на площадку и ввалился в амбулаторию. Лекпом собирался обедать и уже был в шинели.

— Винтом по голове ударило, — сказал Андрей, опять удивляясь своему спокойному голосу.

— Кого ж это угораздило?

— Меня…

— Что-то незаметно, — неторопливо застегивал свою шинель лекпом. — Чего же ты сюда по всякому пустяку несёшься, когда на аэродроме санитарная машина дежурит?

Андрей, не настаивал на том, что с ним произошло серьёзное несчастье, наоборот: в том, что лекпом принимал его за здорового, он находил для себя даже некоторое облегчение. «Может, и правда?..» И он собрался было уходить, как в распахнутую дверь ворвался запыхавшийся курсант, посланный вдогонку за Андреем.

— Перевязывай… Что ж ты вылупился? — закричал он на лекпома. — Или не видишь, человека долбануло, еле на ногах держится? Садись, Андрюшка! — Он подставил табурет и усадил его.

Лекпом не спеша расстегнул пряжку на шлеме Андрея, но, увидев на шерстяном подшлемнике тёмно-красное пятно в полголовы, бестолково засуетился. Андрей сам осторожно стащил уже прилипший к волосам подшлемник.

— Беги за доктором! — распоряжался курсант. — А ты закури, Андрюша, закури! Когда куришь — легче… Потом и с медицинской точки полезно.

— Уйди, Гаврик…

Засучивая на ходу рукава, торопливыми шагами вошёл врач и следом, тяжело дыша, лекпом.

— Иди, я тебе говорю! — уже сердито закричал Андрей.

Гаврик задержался в приёмной. Вытянув шею, он прислушивался ко всему, что происходило в амбулатории. Вот хлопнула дверца шкафчика. Звякнуло стекло. Защёлкали ножницы. Потом тишина и негромкое «ой» Андрея. Опять тишина. Шаги. Скрип раздираемого бинта.

— Ну вот и готово!

— Можно идти? — голос Андрея.

— Что?.. Что вы, батенька, в уме ли? Мы вас в госпиталь сейчас отправим. Лежать, лежать…

— И надолго? — упавшим голосом спросил Андрей.

— Там видно будет.

Свалилась табуретка. Шаги. Дверь распахнулась.

— Куда пройти?

— Может, помочь, Андрюша?

Гаврик заботливо потянулся поддержать товарища, Андрей хмуро оттолкнул его:

— Брось, я не ребёнок! — И, смущаясь того, что пошатывается, Андрей нетвёрдо зашагал по коридору.

Цветные бабочки вдруг заметались перед его глазами, и пол и дверь стали уходить куда-то вниз. «Так на петле уходит земля», — успел подумать он и во весь рост грохнулся оземь.

Домашнее задание

Разноуровневые задания для обучающихся 3 класса по программе «Школа России» составлены по предметам: тайны слова, родной русский язык, литературное чтение на родном(русском) языке.

Автор-составитель: Одинцова Ольга Валерьевна

учитель МБОУ СОШ 92 Г

г. Новосибирск

ПРЕДМЕТ: Тайны слова

ТЕМА: Как быть, если нет окончания?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 уровень. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. 

    Берёзов.. пен.., гусин.. п..ро, летуч.. мы.., вкусн.. ..бед, криклив.. малы.., красив.. плат..е, сладк.. м..лина.

2 уровень. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.

3 уровень. Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.

    В..сенн.. со..нце пригр..вало землю. Зазвенела в..сёл.. к..пель. У д..мов галдят криклив.. в..робьи. С пригорков поб..жали г..ворлив.. ручейки. Появилась молод.. тра..ка.

ТЕМА: Один, два, много.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 уровень. Выучить алгоритм определения числа имён существительных. Уметь приводить примеры существительных единственного и множественного числа из данных слов:
Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
2 уровень. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите число существительных.

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.
3 уровень. Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

ПРЕДМЕТ: Родной русский язык

ТЕМА: Олицетворение

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить понятие олицетворение, уметь приводить примеры олицетворения
2. выписать из стихотворения А.С Пушкина олицетворения
3.спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:

Октябрь уж наступил – уж роща отр…хает

Последние л…сты с нагих св…их в…твей,

Д…хнул …сенний хлад, дорога пром…рзает,

Журча ещё б…жит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл, сосед мой посп…шает

В отъезжие п…ля с охотою св…ей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

ТЕМА: Эпитет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить понятие эпитет, уметь приводить примеры эпитетов
2. выписать эпитет «И в глуши задремавшего бора все звенят и звенят бубенцы» «Тайна», Н. М. Рубцов
3. Придумайте рассказ, используя словосочетания.

Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.

ПРЕДМЕТ: Литературное чтение на родном (русском) языке

ТЕМА: Ю.И. Макаров. «Лётчик»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. читать произведение ​Ю.И.Макарова «Лётчик» или любое произведение для внеклассного чтения
2. уметь составлять отзыв о прочитанном произведении
3. составить пятистишие со словом летчик

ТЕМА: К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выразительно читать произведение К. Паустовского «Дремучий медведь»

2. Выборочное чтение. Найти ответы на вопросы в тексте.

Каким был медведь? Почему его назвали дремучим? Чего он хотел? Почему медведь был сердитым? Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

3.  Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать? Выписать их с примерами из текста.

Обратно па норд, до Феодосии летели час и еще час над северными склонами Крымских гор до Севастополя. Хорошо, что была полная заправка топливом, а ведь хотели лететь без дозаправки.

Мелочей в авиации не бывает, а если и авиация базируется на корабль — тем более необходимо подробнее рассказать о летчиках-испытателях.

Виктор Георгиевич Пугачев известен всему миру. Он на СУ-27 впервые в мире выполнил новый элемент пилотажа: остановку самолета в воздухе и разворот в любую сторону. Назвали этот элемент «Коброй Пугачева», также как в начале века мертвую петлю в честь русского летчика назвали «Петлей Нестерова». Видимо, «Кобра Пугачева» станет важнейшим элементом боевого маневрирования. Об этом писали газеты всего мира, показывало телевидение. Ни один самолет в мире такого маневра выполнить не мог.

По-моему, в 1990 году Пугачев на два-три месяца исчез, Оказывается, он на пашем СУ-27к через Аляску летал в США, встречался с коллегами-пилотами корабельной авиации, был в гостях на авианосце. Американцы спросили, летает ли он с корабля ночью. Виктор ответил, что совершил 13 посадок днем, а дальше были посадки ночью. Американцы посчитали, что он говорит неправду. Их допускают к посадке на корабль не менее чем после 700 дневных посадок.

Рассказывают, что в Америке был разыгран учебный воздушный бой, после которого американские пилоты откровенно сказали, что они не хотели бы встречаться в воздухе в настоящем бою с таким противником. Превосходство СУ-27к и Пугачева было полным.

В Токтара Оранбаевича Аубакирова я был влюблен. Мало того, что он прекрасный пилот, скромный, интеллигентный, он просто красивый человек, с типичным для казахов лицом, смуглый, высокий, стройный.

Помню, как на «Нитке» нужно было поднять в воздух МИГ-29к и что-то проверить. Обычно пилоты одеты в. специальные костюмы и обувь, позволяющие лучше переносить перегрузки. Токтар был возле самолета в джинсах, майке и кроссовках. Так и полетел, затянув потуже широкий армейский пояс и одев только высотный шлем.

Как-то Токтар Аубакиров тоже исчез. Через несколько месяцев мы услышали, что в космосе. Ну как же, Байконур в Казахстане, а казаха в космосе еще не было, вот и исправили. После космоса он вернулся обратно в авиацию.

По слухам знаю, что сейчас ( 1996 г.) Токтар Аубакиров заместитель министра обороны Казахстана.

Не менее известны летчики-испытатели МИГ-29к Анатолий Квочур и Роман Таскаев. Обоих я часто вижу по телевидению, летчики замечательные. Они начинали на «Нитке» и были еще отчаянными мальчиками. Сейчас это зрелые мужи, уже с сединой.

Толя Квочур одно время был звездой телеэкранов. В Англии во время международного авиасалона ему пришлось катапультироваться с МИГ-29, причем с высоты всего 30 метров. Ни на одном самолете в мире пет катапульты, позволяющей спасти летчика— с такой высоты. Примерно через год то же самое с ним произошло во Франции. И снова все ладно. Помогло еще и то, что он очень физически крепкий человек. Я обратил на это внимание, когда вся компания испытателей МИГов была у меня в гостях на заводской рыболовной базе «Воложская коса» в Бугском лимане. В 1995 году я услышал по радио, что Квочур летал на МИГ-29 через Северный полюс в США, видимо, по маршруту Чкалова, но па истребителе.

Вот так корабль и палубные самолеты испытывали лучшие российские летчики, создавали их лучшие российские конструкторы, талантливые люди:

• Главный конструктор МИГ-29к, еврей, Вальденберг Михаил Романович;

• Главный конструктор СУ-27к, армянин, Марбашев Константин Христофорович;

• летчик-испытатель МИГ-29к, казах, Аубакиров Токтар Оранбаевич;

• летчик-испытатель СУ-27к, русский, Пугачев Виктор Георгиевич;

Начальником Невского проектно-конструкторского бюро и главным конструктором авианосца был русский, Аникеев Василий Федорович. Создан авианосец на украинской верфи. Постройкой корабля руководил человек, больше других вложивший сил в авианосный флот, украинец — из сердца Украины, с Полтавщины, Винник Иван Иосифович.

Я мог бы назвать еще много талантливых руководителей, создававших системы и комплексы для авианосца — русских, украинцев, азербайджанцев, грузин, армян, латышей, татар и других. Вместе они были Великим Народом, и только вместе они могли создать чудо, воплощенное в жизнь на нашем Черноморском судостроительном заводе.

После «налета» начальства на корабль 3 ноября нам никто не мешал. Самолеты выполнили десятки посадок на корабль. Авиационные конструкторы определились со всеми своими вопросами.

17 ноября была произведена первая посадка военным летчиком на СУ-27к. Это был полковник Юрий Александрович Семкин, командир полка ГНИКИ, летно-испытательного института ВВС. Это постоянные оппоненты авиаконструкторов и нашего завода. Они, в конце концов, последние, кто оценивает корабль с его АТСК и сами ЛАК, создают инструкции по полетам для корабля, разного рода руководства и наставления. Они несут ответственность за безопасную эксплуатацию ЛАК и поэтому строго следят за выполнением регламентирующих документов, в том числе и «Положения о создании авиационной техники военного назначения», основные требования которого мы по объективным причинам выполнить не могли. Я уже писал об этом. Поэтому вначале ВВС на корабле присутствовали, ни в чем не участвуя. Но когда увидели, что у нас дела идут на лад, видимо, поняли, что могут отстать от промышленности. Значение этой первой посадки на корабль было очень важным. Фактически они приняли все наши решения и порядок работы с авиацией, и, хотя все это не отвечало авиационным канонам, ВВС без споров включилось в работу по приемке корабля и самолетов в 1990 году. Работники ГНИКИ поняли, что создавать эту необычную технику по заранее разработанным правилам невозможно.

Выход корабля в море в 1989 году был коротким. 20 октября корабль покинул завод, а 25 ноября, задолго до ледостава, как и планировалось, возвратился обратно для окончания достройки, наладочно-регулировочных работ и взаимной отработки систем и комплексов электронного вооружения и оружия. Дел было еще очень много и очень сложных.

По возвращении на завод главной задачей было, как можно быстрее, восстановить темпы работ на корабле, создать напряжение не только на заводе, но и у разработчиков, поставщиков, у всех контрагентов. Время для этого было неудачным, конец года. По министерству надо было сдавать еще сотню кораблей ВМФ, на многих из них были задействованы те же контрагентские предприятия и организации, что и у нас. Недостающие поставки тоже шли в первую очередь на сдаточные корабли 1989 года.

Только через 2,5 месяца после возвращения корабля с моря,

8 февраля 1990 года министр смог провести коллегию по заказу 105.

В конце февраля 1990 года мы, наконец, получили последний модуль ЗКБР «Кортик» и подкомплекс МП-407 средств радиопротиводействия «Созвездие».

Надо было торопиться, чтобы весной вывести корабль в морс на государственные испытания с тем, чтобы летом в хорошие погоды и при большей продолжительности дня выполнить как можно больше полетов с палубы корабля, во-первых, в интересах проверки АТСК корабля и, во-вторых, в интересах ЛКИ ЛАК.

Определились и «узкие» места, регламентирующие срок выхода корабля в море. Необходимо было отъюстировать модули обнаружения и наведения зенитных комплексов «Кинжал» и «Кортик», аппаратуру «Чакона» (оптическую часть навигационного комплекса «Бейсур»). Выполнить эти работы можно было только на заводе, когда корабль жестко ошвартован к причалу. Других причалов, способных принять наш корабль, на Черном море нет, впрочем, как и во всем Союзе.

После юстировок надо было выполнить работы по магнитной обработке корабля. Эту работу тоже надо было выполнить у новой глубоководной набережной, в районе которой на дне развернут уникальный магнитный стенд, тоже единственный в стране.

Все эти и другие проблемы окончания достройки корабля описаны в изложениях моих докладов и выступлений 1990 года, приведенных в приложениях.

  • Макар чудра темы для сочинений
  • Макар чудра сочинение рассуждение
  • Макар чудра сочинение декабрьское
  • Макар чудра отрывок из рассказа
  • Макар чудра о чем говорит название рассказа