- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ сказки Иванушка дурачок
Анализ сказки Иванушка дурачок Горького
Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки, пока сам мужик поедет в город со своей женой, но Иван не справился и с этим элементарным поручением и неведомым для него самого образом сумел потерять детишек и отправился на их поиски.
Весь каламбур заключается в том, что Иван снял дверь, когда вспомнил наказ мужика не выпускать детей за неё, и отправился на поиски ребятишек с дверью за спиной. На своём пути главный герой повстречал медведя, которому он и рассказал о своей беде, но косолапый вместо помощи начал смеяться над дурачком. Иван же в свою очередь не согласился с этим высказыванием, и медведь отвёл главного героя к медведице, и вместе они сумели найти пропавших детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Максим Горький хотел показать, что доброта является самым важным качеством в любом человеке, даже если он недалёк. Ведь, несмотря на всю глупость Ивана, медведь всё-таки согласился помочь. Автор учит не бояться быть самим собой (смешным), на примере главного героя. Но главная идея заключается в том, что человеческая глупость не всегда должна быть оправдана. Представьте, что могло произойти, если бы медведь отказал Ивану, и тот вернулся бы к родителям ни с чем.
Если рассматривать всё вышесказанное, то можно сделать вывод, что на первый взгляд детская сказочка про дурака, имеет огромный смысл, в том числе и двоякий. С одной стороны доброта главного героя сыграла важнейшую роль в ходе развития событий, а с другой, человеческая глупость не должна иметь таких вселенских масштабов. Всегда нужно уметь посмеяться над собой и своими промахами, но после необходимо взяться за голову и постараться исправить их с помощью логического мышления.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Иванушка дурачок
Популярные сегодня темы
- Хронологическая таблица жизни и творчества Льва Толстого
28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение
Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным
- Характеристика 3 братьев из сказки Конек-горбунок
В сказке у отца три сына. Они занимаются выращиванием пшеницы и продажей её в столице. С некоторого времени у хлеборобов кто-то стал красть урожай с поля. Братья решили охранять пшеницу.
- Сочинение на тему Герои 21 века — кто они?
Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.
- Сочинение на тему Никто не забыт, ничто не забыто
В жизни любого человека присутствует что-то, на что он опирается всю свою жизнь, идя по миру с этой вещью, рука об руку. Шагая в жизни с этой вещью, которая служит для человека своеобразным
Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки, пока сам мужик поедет в город со своей женой, но Иван не справился и с этим элементарным поручением и неведомым для него самого образом сумел потерять детишек и отправился на их поиски.
Весь каламбур заключается в том, что Иван снял дверь, когда вспомнил наказ мужика не выпускать детей за неё, и отправился на поиски ребятишек с дверью за спиной. На своём пути главный герой повстречал медведя, которому он и рассказал о своей беде, но косолапый вместо помощи начал смеяться над дурачком. Иван же в свою очередь не согласился с этим высказыванием, и медведь отвёл главного героя к медведице, и вместе они сумели найти пропавших детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Максим Горький хотел показать, что доброта является самым важным качеством в любом человеке, даже если он недалёк. Ведь, несмотря на всю глупость Ивана, медведь всё-таки согласился помочь. Автор учит не бояться быть самим собой (смешным), на примере главного героя. Но главная идея заключается в том, что человеческая глупость не всегда должна быть оправдана. Представьте, что могло произойти, если бы медведь отказал Ивану, и тот вернулся бы к родителям ни с чем.
Если рассматривать всё вышесказанное, то можно сделать вывод, что на первый взгляд детская сказочка про дурака, имеет огромный смысл, в том числе и двоякий. С одной стороны доброта главного героя сыграла важнейшую роль в ходе развития событий, а с другой, человеческая глупость не должна иметь таких вселенских масштабов. Всегда нужно уметь посмеяться над собой и своими промахами, но после необходимо взяться за голову и постараться исправить их с помощью логического мышления.
Картинка к сочинению Анализ сказки Иванушка дурачок
Предыдущая
СочиненияЖанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени: жанровое своеобразие, особенности произведения
Следующая
СочиненияЛичность Раскольникова в романе Преступление и наказание
Исследуя сказки Горького, мы убедились в том, что они имеют свои особенности, присущие литературным сказкам вообще, и особенности, характерные только для авторского стиля писателя. Одной из таких особенностей, выделяющих сказки Горького из числа народных сказок и сказок других писателей, является умение Горького говорить забавно с детьми о серьёзных вопросах.
Горький в сказках для детей младшего возраста пользуется привычной для ребёнка лексикой, не пренебрегает жаргонизмами и грубыми словами. Почти все сказки имеют диалогическую структуру: в сказке Воробьишко Пудик ведёт спор с Воробьихой-мамой; в сказке Самовар вещи оживлённо спорят и вдруг самовар распаялся, разбилась чашка; неожиданным спасением Евсейки завершается его диалог с «огромной рыбой», как и диалог Яшки с богом Саваофом. Лишь сказка «Утро» не включает в себя диалог, но как и все в ней присутствует стихотворный текст, который легко воспринимается детьми. Автор предпочитает говорить на знакомом для ребёнка языке.
Во всех сказках Горького забавное и серьёзное переплетаются, тесно связаны друг с другом и служат для выражения главной мысли сказок. Каждая сказка- урок, который даёт Горький детям.
Новаторство его заключается в том, что он заложил основы детской сказки. Он создал шесть сказок для детей дошкольного возраста: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913),» Про Иванушку-дурачка (1918), «Яшка» (1919). Это были сказки нового типа, в которых определились основные пути развития сказок. В них отражается настоящая, подлинная жизнь, показаны реалистические детали быта, насущные проблемы и идеи современной действительности. Все написанные Горьким сказки учитывают интересы детей, особенности их восприятия, познавательные возможности.
Создавая сказки, Горький обращался к устному народному творчеству, продолжал его традиции, но и добавляя в него своё, новое. В сказках для детей дошкольного возраста переплетается реальное и фантастическое, присутствие игрового начала. Горький, создавая образы животных, использует характерный для народных сказок приём антропоморфизма (очеловечения животного мира). В его сказках разговаривают, как люди, кошка, медведь, рыба, воробьишко. Народные сюжеты помогали Горькому расширить границы сказочного мира. Он не занимался подражанием, а создавал свои сказки, пользуясь народными сказочными образами, как прототипами, вводя реалистические персонажи в сказочный сюжет. Мировоззрение и творческая индивидуальность Горького отразились в идейно-эстетической направленности сказок и в оценке поступков героев.
В сказках мы наблюдаем как простые, так и сложные предложения. Но благодаря простой и знакомой маленькому читателю лексике читается легко и понятно.
Сказки М. Горького содержат воспитательный и нравоучительный потенциал. Особенностью их сюжета является динамичность и занимательность. Автор показывает знакомое и конкретное и ведёт своих читателей к понятиям, отвлечённым и значительным. Особенностью этих сказок являются небольшие незатейливые стихи, в которых строго соблюдается ритмика, которые легко запоминаются, их можно повторять во время игры.
Большое отличие сказок Горького от сказок других писателей- оптимистичность, прославление жизни, труда, воспевание красоты природы, образа простого человека. В сказках высмеивается высокомерие, хвастовство, зазнайство и ханжество. Во всех сказках необходимо отметить умение Горького говорить с детьми интересно и увлекательно, все они пронизаны юмором, чувствуется большая любовь писателя к детям, которая сочеталась с глубоким уважением к личности ребёнка, к его желаниям и правам. В каждой сказке видно умение писателя заглянуть в душевный мир ребёнка, простыми словами рассказать о самом важном. Горький не боится говорить о больших социальных проблемах: эксплуатации в классовом обществе, о бесправии трудящихся.
Безусловно, что такие произведения стали новой ступенью в истории развития детской литературы.
Сказки стали воплощением любви Горького к детям, отражением важных принципов нравственности. Воспитательное значение сказок М. Горького огромно. Он является основоположником новой советской литературы для детей. Путь развития детской литературы на долгие годы определяли литературно-критические взгляды писателя.
Необходимо отметить, что результаты проведённого исследования позволяют представить их в виде таблицы, где будут отражены особенности русской народной сказки и сказки Горького. При создании таблицы мы будем исходить из сравнительного анализа народной сказки «Про Иванушку — дурачка» со сказкой Горького.
Таким образом, данные этой таблицы позволяют сделать вывод, что для литературной сказки характерны свои особенности.
Мы можем представить также общие выводы, дающие представление об особенностях народной сказки и литературной.
Народная сказка отличается от литературной. В литературной сказке автор использует сказочные особенности по своему замыслу.
Сказки А.М. Горького могут служить основой в воспитании ребёнка, в формировании его нравственных качеств.
Необходимо продумать пути вхождения ребёнка в сказку. Изучение сказки предусматривает работу с её текстом. Текст — это связующее звено между ребёнком и миром сказочных персонажей. Учитывая особенности каждой сказки, необходимо продумать методы знакомства с текстом:
· чтение сказки по книге воспитателем;
· прослушивание аудиозаписи;
· просмотр фильма по сказке.
Лучше всего использовать чтение, так как оно позволяет сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу. Выразительное чтение вслух способствует развитию образных представлений, формирует интерес, оказывает влияние на эмоции детей. Безусловно, что чтение вслух развивает навыки внимательного слушания текста. При выборе этого метода работы со сказкой, нужно придерживаться определённых правил: чтение должно быть не очень громким, необходимо правильно и чётко выговаривать все слова, при чтении соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоциональным, так как это способствует удержанию внимания ребёнка. Так как сказки Горького небольшие по объёму, они способствуют более внимательному слушанию и быстрому запоминанию текста. Сказки Горького имеют увлекательный сюжет, они образны и забавны, поэтому будут эффективным воспитательным средством. Так как Горький при создании сказок учитывал возрастные психические способности детей, они способствуют устойчивости внимания.
Для лучшего усвоения содержания сказки нужно использовать пересказ, который способствует развитию речи детей.
В дошкольном возрасте уже возможна работа по формированию элементарных умений анализировать произведение. Поэтому сказки Горького предполагают такую работу по содержанию, их форме, определению основных героев, выражению своего отношения к ним, формулированию вывода о том, чему эта сказка учит.
Для беседы предлагаем использовать следующие вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Кто главные герои в сказке?
3. Какие они по характеру?
4. Одобряешь ли ты их поведение? Почему?
6. А ты бы как себя повел(а) на их месте?
7. Хорошо это или плохо? Почему?
8. Чему учит эта сказка, каким качествам?
Можно предложить детям пересказ сказки. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, потом выстраиваются схемы по сюжету сказки и строится пересказ по картам Проппа содержания сказки.
Пониманию литературной сказки способствует и работа по иллюстрациям художников. При изучении сказок М. Горького возможно проведение такого вида работы, используя иллюстрации в книгах.
Важным в описании иллюстрации является постановка вопроса, с которым взрослый обращается к рисунку. Задавая вопрос о том, что изображено, мы ориентируем ребёнка к раскрытию функциональных связей, поясняем действия персонажей. Давая задание: «расскажи о событиях, изображённых на картинке», мы видим, что ребёнок пытается понять их, истолковать, создаёт связные высказывания. Глядя на картинку, ребёнок в первую очередь, выделяет центр картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, выстраивает различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними. Потом уже воспринимает рисунок как целое.
Задание: «придумай название картинке», позволяет развивать в ребёнке умение двумя-тремя словами обобщить увиденное и выделить главное. Такое задание позволяет проследить взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.
Для работы по картинкам к сказке Горького «Про Иванушку-дурачка» можно использовать иллюстрации художника Н. Шеварёва
Можно предложить детям ответить на вопросы к этим иллюстрациям:
· кого художник изобразил на этой картинке?
· какому эпизоду сказки соответствует рисунок?
· каким мы видим героя на иллюстрации?
· удалось ли художнику передать настроение героя и события этого момента сказки?
· каким бы ты нарисовал героя?
Работа со сказками Горького не ограничивается чтением, пересказом, беседой и работой с иллюстрациями. Сказка развивает детей, поэтому работу со сказкой можно разнообразить. Для этого можно использовать следующие рекомендации:
· Рисуйте любимых персонажей. Если ребенок не может еще сделать это сам, предложите шаблон и попросите раскрасить. Иллюстрации помогут ребенку по-новому пережить сюжет.
· Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других.
· Придумайте с ребенком новый наряд, украшения для героев, атрибуты — это будет способствовать развитию оригинальности мыслительных процессов.
· Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды — это развивает речь и даже литературные способности. Если ему сложно, попробуйте пересказывать вместе, по очереди. Не стоит во время пересказа
прерывать ребенка, если он делал ошибки в речи. Если какая-то ошибка постоянно повторялась, мягко укажите ребенку на это, но только после окончания пересказа.
· Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. Эти игры снимают напряжение, отрабатывают тактику поведения в разных ситуациях. Можно устроить домашний театр.
· Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки — это помогает обратить внимание на самые мелкие и незаметные детали. Кроме того, такое занятие развивает мелкую моторику, усидчивость.
· Попробуйте разгадывать сказки. Закройте часть персонажа и попросите угадать, кто это и из какой сказки, в каких еще сказках встречается этот герой и какие роли играет.
Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти.
· Из старых книг вырежьте 2-3 картинки, с развивающимся сюжетом. Ребёнок должен восстановить верную последовательность действий, выложив картинки по порядку, и рассказать.
Анализ в третьей главе позволяет сделать следующие выводы:
· сказки Горького отражают умение писателя говорить «забавно» о серьёзных вопросах;
· сказки помогаю познать красоту и богатство языка;
· сказки выражают уважительное отношение к маленькому человеку;
· забавное и серьёзное переплетаются в сказках;
· в сказках содержится нравственный урок детям;
· для литературной сказки характерны особенности: композиция сказки строится по замыслу автора;
· проблема в сказке может быть и узкой, важной для конкретного времени, автора, героя;
· идея сказки отражает авторскую позицию, его отношение к поставленной проблеме;
· характер героев противоречив, поступки неоднозначны;
· сказочные приёмы используются по авторскому решению на их присутствие;
· язык сказки являются авторским средством придания произведению сказочной формы
· в работе со сказками рекомендуется использовать такие методы, как: беседы по вопросам, работу с иллюстрациями, создание рисунков по сказкам, создание поделок из пластилина, глины, картона, цветной бумаги, придумывание нового наряда герою сказки, создание аппликаций по сюжету сказки. Новаторство Горького в создании сказок для детей