Ход урока.
- Водное слово учителя.
Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.
- Реферат по биографии Горького.
- Характеристика раннего этапа творчества писателя.
Ранние рассказы Горького носят романтический характер.
Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.
Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.
Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.
Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.
Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.
— Приведите примеры, доказывающие это.
Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.
В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»
- Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.
— Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?
(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.
Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)
— Какова мотивировка характеров героев?
(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.
Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.
Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)
— Каков смысл противопоставления Данко и Лары?
(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.
Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
Подумаем, чего испугался осторожный человек.
Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.
Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя.)
V. Беседа.
Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
— Как раскрываются в композиции образы героев?
(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.
В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.
Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)
— В чем конфликт произведения и как он разрешается?
(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –
покориться любимому человеку ни один не захотел.)
— Какова позиция автора и как она выражена?
(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)
— Какова реализация автором конфликта?
(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)
-Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?
(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)
— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?
(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)
— Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?
(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)
— Какова роль портрета героев в рассказе?
(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным
носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)
— Каково значение слова «хищник»?
(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)
— Какова роль Гаврилы в рассказе?
(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)
— Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?
(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».)
VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.
- Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
- Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
- Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
- Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
- С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
- Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
- В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
- В чем вы видите особенности романтизма Горького?
Д.З. Читать пьесу М.Горького «На дне».
Литература
11 класс
урок № 12
Романтизм раннего творчества М. Горького
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Жизнь и творчество М. Горького.
2. Ранние романтические рассказы.
3. Понятия «гордость и гордыня».
4. Проблематика и особенности композиции рассказов.
Тезаурус
Романтизм — умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности.
Фельетон — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Драма — один из жанров драматургии, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой
Мелодрама — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.
Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.
Список литературы
Основная литература:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.
Дополнительная литература:
1. Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005. — 451 [13] с. Стр. 375-380
2. Быков Д. Л. Был ли Горький? М.: АСТ. Астрель, 2012. — 348 с. Стр. 284-287
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Будущий писатель рано потерял родителей. Его воспитала бабушка Акулина Ивановна.
Будучи совсем юным, мальчик успевает поработать и рассыльным, и прислугой у чертёжника, и учеником иконописной мастерской, и статистом в театре.
В 1884 году юноша уезжает в Казань, чтобы поступить в университет. У него нет среднего образования, знания он черпает из книг. Студентом он не становится из-за сокращения количества льготных мест.
В Казани молодому человеку приходится много и тяжело работать. Этот период жизни Горького полон драматических событий. Репрессии против бастующих студентов, любовная драма, тяготы жизни в чужом городе. Пережитые события юности позже станут основой повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты».
Первое печатное произведение «Макар Чудра» выходит в 1892 году в газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький. Это история про вольных цыган. За ним, помимо фельетонов и многочисленных публицистических текстов, следует новелла «Старуха Изергиль» и рассказ «Челкаш». Последний приносит Горькому широкую известность.
В 1899 году в журнале «Жизнь» публикуется первое крупное произведение Горького — повесть «Фома Гордеев». Уже на следующий год издательство «Знание» выпускает четырёхтомное собрание сочинений писателя «Рассказы». Он становится настоящей знаменитостью.
Раннее творчество Максима Горького неразрывно связано с романтической литературной традицией и включает стремление к индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Банальной повседневности противопоставлены страстные душевные порывы персонажей. Молодой писатель обращается к легендам и сказаниям разных народов. Романтический герой Горького находится в кругу непонимания со стороны окружающих и задуман как знамение конца беспробудного прозябания обывателей. Он сталкивается с невежеством и жестокостью, но чем гуще тьма, тем ярче свет. «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а ещё и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» — так говорит сам автор о своём герое — цыгане Лойко из рассказа «Макар Чудра».
Изучая романтическое творчество писателя, нельзя обойти вниманием новеллу «Старуха Изергиль». В ней отражено столкновение между мечтой и страхом перед жизнью, равнодушием к красоте и любовью ко всему живому.
Главный герой новеллы Ларра — сын земной женщины и орла. Он считает себя выше всех, он горд и свободолюбив. Но люди обрекают его на одиночество. Поначалу он не понимает, как тяжело жить одному. Гордыня не позволяет ему вернуться к людям. В финале он становится тенью:
«И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»
В противовес этому герою Горький создаёт образ Данко. Этот персонаж живёт среди людей и для людей. «И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма… Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим». Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце, и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…». Радуясь свободе, люди не замечают смерти Данко. На его сердце наступает ногой кто-то из соплеменников.
Рассказ «Старуха Изергиль» – это попытка Горького донести мысль о двойственности человеческой натуры. Всё повествование пронизано символическими параллелями: свет солнца и мрак болот, гордое сердце и каменная плоть.
Горький идёт от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия. Постепенно он создает «величественный образ человека». По мнению писателя, каждый должен «найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Единичный пример.
Какое образование получил М. Горький?
а) экономическое;
б) филологическое;
в) начальное;
г) юридическое.
Разбор решения: Давайте вспомним материал урока и общие факты о жизни М. Горького, мы знаем, что он рос без матери и отца у дедушки, во время его поступления, у него не было диплома о среднем образовании, соответственно, поступить в институт и отучиться он не мог, соответственно ответы а), б), г) неправильные. Как мы помним его растил дедушка и под его руководством М. Горький освоил грамоту, соответственно ответ в) – правильный
Правильный ответ:
в) начальное
Единичный выбор.
Где родился М. Горький?
а) Южный Сахалин
б) Казань
в) Нижний Новгород
г) Владивосток
Разбор решения: Давайте вспомним, что его дед работал бурлаком на Волге, соответственно так как внук его М. Горький жил вместе с ним, город в котором родился М. Горький стоит на реке Волге, из всех перечисленных подходит только Нижний Новгород
Правильный ответ:
в) Нижний Новгород
Раннее творчество Максима Горького
По
моему мнению, Максим Горький один из
талантливейших русских писателей и
публицистов. Настоящее его имя Алексей
Максимович Пешков. Родился великий
писатель 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде,
в семье столяря — краснодеревщика. Отец
его — Максим Савватиевич Пешков – умер
от холеры, когда тот был ещё ребёнком,
затем умерла и мать – Варвара Васильевна
Каширина (была родом из мещанской семьи).
Детство
писателя прошло в доме деда Василия
Васильевича Каширина, который в молодости
бурлачил, затем разбогател, стал
владельцем красильного заведения, в
старости разорился. Дед обучал мальчика
по церковным книгам, бабушка Акулина
Ивановна приобщила внука к народным
песням и сказкам, но главное заменила
мать, «насытив», по словам самого
Горького, крепкой силой для трудной
жизни.
Настоящего
образования Горький не получил, закончив
лишь ремесленное училище. Жажда знаний
утолялась самостоятельно, он рос
«самоучкой», но это не помешало ему
проявить свой талант в области литературы.
Горький
начинал как провинциальный газетчик,
но затем написал немало замечательных
рассказов, которые пользуются популярностью
и до сих пор. С самого начала обозначилось
расхождение между тем, что писала о
Горьком критика, и тем, что желал видеть
в нем рядовой читатель. Традиционный
принцип толкования произведений с точки
зрения заключенного в них социального
смысла применительно к раннему Горькому
не срабатывал. Читателя меньше всего
интересовали социальные аспекты его
прозы, он искал и находил в них настроение,
созвучное времени. По словам критика
М. Протопопова, Горький подменил проблему
художественной типизации проблемой
«идейного лиризма». Его герои
совмещали в себе типические черты, за
которыми стояло хорошее знание жизни
и литературной традиции, и особого рода
«философию», которой автор наделял
героев по собственному желанию, не
всегда согласуясь с «правдой жизни».
Критики в связи с его текстами решали
не социальные вопросы и проблемы их
литературного отражения, а непосредственно
«вопрос о Горьком» и созданном им
собирательном лирическом образе, который
стал восприниматься как типический для
России конца 19 начала 20 вв. и который
критика сравнивала со «сверхчеловеком»
Ницше. Все это позволяет, вопреки
традиционному взгляду, считать его
скорее модернистом, чем реалистом.
Ранние
его произведения — романтические песни
и легенды — оставляют впечатление
соприкосновения с настоящим талантом.
Разрыв между героическим прошлым и
жалкой, бесцветной жизнью в настоящем,
между «должным» и «сущим», между великой
«мечтой» и «серой эпохой» явился той
почвой, на которой родился романтизм
раннего Горького. Ранние рассказы
Горького носят революционно — романтический
характер. В этих рассказах противопоставляется
серая обыденная жизнь яркой, экзотической,
героической. Контраст связан с
противостоянием отдельной личности
толпе — жизнь как подвиг и жизнь как
произвол. Для Горького человек — гордый
и свободный властелин земли.
Главные
герои его рассказов всегда красивы. И
не только внешне — они отказываются от
жалкой участи служения вещам и деньгам,
их жизнь имеет высокий смысл. Герои
ранних произведений А.М. Горького
мужественны и самоотверженны («Песня
о Соколе», легенда о Данко), они прославляют
активность, способность действовать
(образы Сокола, Буревестника, Данко).
Своими ранними романтическими
произведениями с яркими, страстными,
вольнолюбивыми героями Горький стремился
разбудить «души живых мертвецов».
“Старуха
Изергиль”
Одним
из наиболее ярких ранних произведений
А.М. Горького является рассказ «Старуха
Изергиль» (1894). В произведениях русских
писателей природа всегда играет большую
роль. Возможно, причина в том, что наши
предки были язычниками, которые
обожествляли и одухотворяли природу.
А может, это просто особенность восприятия
мира творчески одаренным человеком —
он видит не только темные стороны жизни,
но и все прекрасное и удивительное, что
есть в ней. В начале рассказа «Старуха
Изергиль» пейзаж вызывает у читателя
определенный эмоциональный настрой,
создает естественный фон свободной,
вольной жизни. Море, голубая мгла ночи,
густые тени виноградных лоз и ветер,
который «тек широкой ровной волной. Но
иногда он точно прыгал через что-то
невидимое и, рождая сильный порыв,
развевал волосы женщин в фантастические
гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Кажется, что именно так должна начинаться
сказка. И действительно: под влиянием
настроения, навеянного красотой летнего
вечера, старуха Изергиль рассказывает
легенды о Ларре и Данко и историю
собственной жизни.
Природа
не только украшает повествование, но и
становится связующим звеном между
реальной жизнью и романтическим миром
сказок и легенд. Кроме того, она тесно
связана с душевным состоянием героев.
Горький
противопоставляет реальному миру
самоотверженных романтических героев:
Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры
свободолюбивых людей, которые предпочитают
смерть подчинению даже любимому человеку.
Написан рассказ с использованием
излюбленной писателем формы обрамления:
легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль,
легенда о Данко. Единым целым три части
рассказа делает основная идея —
стремление выявить истинную ценность
человеческой личности. Через всю свою
жизнь пронесла Изергиль чувство
человеческого достоинства; его не могли
сломить ни превратности судьбы, ни
опасность смерти, ни страх потерять
любимого человека, лишиться любви.
Особое место занимает в рассказе образ
самой Изергиль. Она выносит приговор
Ларре и слагает гимн Данко. Она знала,
что такое подвиг, но не смогла прожить
свою жизнь достойно. Ее незаурядные
силы были почти впустую растрачены.
Героине остается только одно — опираясь
на свои ошибки, указать людям верный
путь. История ее жизни — апофеоз свободы,
красоты, высоких нравственных ценностей
человека. И упреком бескрылой, скучной
жизни людей, упреком многим поколениям,
без следа исчезнувшим с лица земли,
звучат слова старухи Изергиль: «В жизни,
знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, которые… не понимают жизни, каждый
захотел бы оставить после себя свою
тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы
людей бесследно». Старуха Изергиль
помимо передачи мнения автора является
еще и связующим звеном. История ее жизни
помещена посередине рассказа. Она жила
среди людей, но для себя.
Первой
от Изергиль мы слышим легенду о гордом,
свободолюбивом Ларре, сыне женщины из
могучего племени и орла, который жил
для себя. Старуху Изергиль пугает судьба
Ларры, отбрасывающая трагическую тень
на ее собственную жизнь. Сила характера,
гордость и вольнолюбие подчеркиваются
в Ларре его необычным происхождением.
Но хорошие качества этого героя
превращаются в свою противоположность,
потому что он презирает людей, жестоко
обращается с ними. Он не останавливается
даже перед убийством, за что люди
наказывают его, обрекая на вечное
одиночество. Ларра превращается в тень,
он обречен на вечные страдания, потому
что люди теперь отворачиваются от него.
Ощущая свое безграничное одиночество,
Ларра становится несчастным. Этот герой,
протестуя против обыденности жизни,
забыл о нравственных законах и был
наказан. Ларра красив, силен и ловок, но
в нем нет доброты и любви к людям, поэтому
он обречен на вечные скитания. Тем самым
Горький говорит о том, что жизнь ради
свободы в одиночестве теряет смысл.
Горький осуждает эгоизм и жестокость
Ларры, его гордыню и презрение к людям.
Мотивы
подвига во имя народа не новы в русской
литературе, но мысль о том, что счастливым
становится человек, отдавший жизнь за
народ, — это было тем новым, что прозвучало
в русской литературе накануне XX,
революционного столетия. Мещанство,
осторожное, серое, рутинное, вечно
боящееся, «как бы чего не вышло»,
запирающееся в беликовский «футляр»
или в нору премудрого пескаря, всегда
стояло на пути смелых и гордых, тормозило
движение вперед. Именно его обличает
Горький образом «осторожного человека».
Рассказ
Старухи Изергиль о самоотверженном,
героическом подвиге Данко очень
реалистичен, будто это не поэтическая
легенда, а реальная история, свидетельницей
которой была она сама. Утверждая красоту
и величие подвига во имя людей, Изергиль
противостоит людям, утратившим свои
идеалы.
Настоящий
герой не должен жить только для себя,
не принося добра людям. Это доказывает
образ Данко. Данко как и Ларра тоже
стремится к свободе, но свободе не для
себя лично, а для людей своего племени,
изгнанных врагами в глубь непроходимого
леса. Данко берет на себя тяжелую миссию
вывести людей к свету. Но путь этот
трудный и далекий. «Усталые и злые»,
люди начинают винить героя этой легенды
в их несчастье, приговаривая его к
смерти. Но Данко не обижается на уставших
людей, он выше этого. Разорвав себе
грудь, он вырывает свое сердце и освещает
им дорогу к свету. Данко — это проявление
высшей степени гуманистического идеала
писателя. Герой легенды, в отличие от
Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь
людям: «Кинул взор вперед себя на ширь
степи гордый смельчак Данко — кинул он
радостный взор на свободную землю и
засмеялся гордо». И люди после его смерти
обрели надежду. А кто же те, ради которых
альтруист Данко пожертвовал жизнью,
кого он вывел из тьмы леса и смрада,
болот на свет и свободу, осветив им
дорогу своим горящим сердцем? «Были это
веселые, сильные и смелые люди», но вот
пришла «тяжелая пора» и они разуверились
в борьбе, ибо считали, что прежний их
опыт борьбы ведет лишь к гибели и
уничтожению, а «они не могли умереть»,
потому что вместе с ними исчезли бы из
жизни и «заветы».
Спасая
людей, Данко отдает самое дорогое и
единственное, что имеет — свое сердце
— «факел великой любви к людям». Подвиг
во имя жизни человеческой, свободы ляжет
в основу рассказа. К самопожертвованию
во имя людей и призывал Горький. Основная
мысль, прослеживающаяся в рассказе:
человек, сильный, красивый, способный
на подвиг, — это настоящий человек. На
примере Данко Горький показывает глубину
нравственных сил человека, его способность
пожертвовать собой для блага других.
Но мы видим, что поступок Данко не был
оценен по достоинству: «Люди не заметили
смерти героя и не видели, что еще пылает
рядом с трупом его смелое сердце. Только
один осторожный человек заметил это и,
боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры,
угасло». Время таких героев, как Данко,
еще не настало, — говорит этими строками
Горький.
Иногда
природа имеет двойственный характер.
Она либо помогает людям, либо противостоит
им. Вот как описывает Горький лес в
легенде о Данко: «Там были болото и тьма,
потому что лес был старый и так густо
переплелись его ветви, что сквозь них
не видать было неба, и лучи солнца едва
могли пробить себе дорогу до болот
сквозь густую листву. Эти каменные
деревья стояли молча и неподвижно днем
в сером сумраке и еще плотнее сдвигались
вокруг людей по вечерам, когда загорались
костры. И всегда, днем и ночью, вокруг
тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно
точно собиралось раздавить их… А еще
страшней было, когда ветер бил по вершинам
деревьев и весь лес глухо гудел, точно
грозил и пел похоронную песню тем людям».
Когда же людям удается победить страх
благодаря великому подвигу Данко, то
лес отступает. Сказочно прекрасной
предстает перед ними земля: «И вот вдруг
лес расступился перед ним, расступился
и остался позади, плотный и немой, а
Данко и все те люди сразу окунулись в
море солнечного света и чистого воздуха,
промытого дождем. Гроза была — там,
сзади них, над лесом, а тут сияло солнце,
вздыхала степь, блестела трава в
брильянтах дождя и золотом сверкала
река…» Люди должны обязательно верить
во что — то светлое и радостное, что ждёт
их впереди. С природой обычно связан и
главный герой, вокруг которого строится
повествование. Данко полон любви к
людям, ради них он способен пожертвовать
своей жизнью. Но народ не может оценить
этого подвига. Слабые и пугливые, люди
страшатся самого героя. Страх владеет
массой. И автор не скрывает этого от
своих читателей. Природа же вечна и
величественна. Она равнодушно взирает
на мелочность людских забот и интересов,
подчеркивая преходящее в человеческой
жизни и помыслах людей. Автор восхищен
великолепием окружающего мира. Он видит
его космические масштабы. Отсюда людская
суета кажется почти смехотворной и
жалкой, и лишь избранные, подобные Данко,
способны подняться над толпой и погибнуть
ради жизни. Кинул взор вперед себя на
ширь степи гордый смельчак Данко,—
кинул он радостный взор на свободную
землю и засмеялся гордо. А потом упал и
— умер. Картины природы в ранних
романтических рассказах М. Горького не
только обрамляют содержание и являются
фоном, они составная и существенная
часть содержания. Описания природы
позволяют автору переходить, как по
мостку, от темы к теме, украшают
повествование, дают простор фантазии
художника слова, подчеркивают красоту
авторской речи.
“Макар
Чудра”
Ранние
рассказы Горького принято относить к
романтическим произведениям. Во-первых,
потому, что в них писатель несколько
идеализирует своих героев, наделяя их
исключительными качествами. Во-вторых,
главной темой ранних рассказов М.
Горького является тема свободы и любви.
Уже в одном из первых своих рассказов
под названием «Макар Чудра» Горький
высказывает собственную точку зрения
на эти проблемы, дает свое определение
понятиям любви и свободы, четко формулируя
мысль: Свобода для человека — главное
на свете. Рассказ об удивительной гордой
любви Лойко Зобара и Радды — это гимн
свободе. Гордые герои рассказа «Макар
Чудра» утверждают как высшее начало в
жизни и человеке любовь к свободе. Лойко
и Радда не хотят жертвовать волей даже
ради друг друга. Не желая становиться
на колени перед возлюбленной, Зобар
убивает ее, а затем погибает сам. Восставая
против власти обстоятельств, измельчающих
человеческую жизнь, Горький в рассказе
«Макар Чудра» слишком заострил идею
свободы, что могло привести к оправданию
произвола. Почувствовав опасность
своего идеала, писатель попытался
определить границы свободы, показать
подлинный героический характер. Для
Зобара и Радды свобода, воля — главное
в жизни. «Никогда я никого не любила,
Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю.
Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»,
— говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное
чувство, силу которого воспевали люди
веками, оказалась бессильна перед
стремлением человека к свободе. И поэтому
логичен драматический исход рассказа:
смерть обоих героев. При чтении рассказов
Горького читателю часто приходится
задумываться над понятием «абсолютной
свободы». Это понятие является жизненным
идеалом для многих героев Горького. Но
в своих произведениях писатель показывает,
что «абсолютная свобода» недостижима:
стремление к ней часто приводит героев
к конфликту с обществом. Романтическое
бунтарство писателя питалось неприятием
действительности. Горький мечтал о
сильных, волевых натурах, о людях —
борцах, но не находил их в реальности.
Молодой писатель отрицал безгеройность
окружающей его жизни. Серому, мещанскому
существованию он противопоставил яркий,
экзотический мир своих рассказов.
Действие в них происходит в необычной
обстановке, в окружении романтических
стихий. В героях произведений больше
символического, чем типического. Но
романтический пафос не мешал Горькому
искать ответы на мучительные вопросы
о смысле жизни и предназначении человека.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Учебная дисциплина: Русский язык и литература
Тема занятия: М.Горького.Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.
Вид занятия урок
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути А.М.Горького, научить анализировать текст, выделять главное, делать собственные выводы, используя аналитический метод познания
Образовательные:
— познакомиться с биографией М.Горького;
— повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
— выявить особенности романтических произведений М.Горького
Воспитательные:
— способствовать воспитанию чувства патриотизма;
— способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению;
— способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.
Развивающие:
— совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
— развивать навыки устной монологической речи;
— развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.
Междисциплинарные связи: «История»
Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедийный проектор (просмотр презентаций), аудиозаписи (Э.Морриконе и Вагнера).
Методическое обеспечение занятия: Презентации в PowerPoint «Биография А.М.Горького», «Романтические рассказы А.М.Горького», тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания,таблица, тест)
Опережающие задания студентам: 1) Подготовка докладов и презентаций по биографии М.Горького; по романтическим рассказам А.М.Горького, о романтизме,чтение романтических рассказов А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Ход урока
Вступление
Звучит музыка Э.Морриконе «Ветер, плачь». Преподаватель читает стихотворение Т.Гришиной «Все до мелочей здесь нам знакомо» (на экране комнаты в доме тех лет М.Горького):
Все до мелочей здесь нам знакомо:
Скрип колодца и калитки стук.
Много лет хозяев нету дома,
И давно уж «в люди» вышел внук. . .
Жизнь ушла куда-то по соседству,
Ящерицей юркнула в траву,
Но осталось в этом доме детство —
Горьковское детство наяву…
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Для нас с вами это не просто один из известных русских, советских писателей. Он – нижегородец, а значит наш земляк. Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода, Нижегородского края. И нам важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем. Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.
Запишите число и тему занятия «Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества».
Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова АлексеяМаксимовича: «Человека создает его сопротивление окружающей среде» (М. Горький)
Поскольку нам необходимо составить опорный конспект по теоретическому материалу о жизни и творчестве Максима Горького, мы будем придерживаться следующего плана работы. Вы видите его на слайде. Запишите его в тетради и работайте в соответствии с ним. По окончании занятия я соберу тетради и каждому выставлю оценку.
I.Жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького.
Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков, одним из главных действующих лиц советской литературы. О его ранних годах нам расскажет Галенко Сергей.По выступлению вам нужно записать основные моменты.
1.этап. РАННИЕ ГОДЫ. (готовит студент от 1группы). (По выступлению нужно записать основные моменты биографии писателя, в помощь будет презентация)
Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков, столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.
Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете. Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».
2.этап. Становления писателя. (готовит студент от 2группы),нам расскажет Сазонова Люба.(Опять записываем основные даты в тетрадь).
Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым, под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.
В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе — социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.
3.этап. Период эмиграции и последние годы жизни. (готовит студент от 3группы).О нем нам расскажет Маркин Даниил. (Опять составляем консп-т),
В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.
Творчество Максима Горького носило противоречивый характер и подверглось влиянию разнообразных и значимых исторических событий. Расставить акценты в данных противоречиях нам поможет следующий видеосюжет. (Ролик).
II. Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система (характеристика раннего этапа творчества).
Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя — бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее время. Но прежде чем приступить к анализу текстов, мы прослушаем выступление об основных чертах такого литературного направления, как романтизм.
(Выступление студента о романтизме и его чертах, романтизме раннего творчества Горького). Нам расскажет Виткина Настя. (Основные моменты опять фиксируем себе в тетрадь).
Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Черты романтизма: (записываем сразу ребята)
-
провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
-
утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
-
интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
-
тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
-
мучительное переживание героя разлада с действительностью;
-
отказ героя от обыденного;
-
стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.
В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его творчества, бог – частица его разума и сердца…». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».
Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые,
одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
III. Анализ романтических рассказов М.Горького.(«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).
Мы вспомнили основные черты романтических произведений М.Горького, а наша с вами задача на уроке проанализировать романтические рассказы А.М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Сейчас мы разделимся на группы, каждая из которых получит задание по одному из рассказов.
Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра»,где нужно определить:
1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)
2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Рады :
— внешность (по тексту)
— черты характера (докажите текстом)
— судьба героев
3. Сформулируйте авторскую позицию.
2 и 3 группы будут работать с рассказом «Старуха Изергиль»
Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (по тем же заданиям).
1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)
2. Найдите описание романтического героя Лары:
— внешность (по тексту)
— черты характера (докажите текстом)
— судьба героя
3. Сформулируйте авторскую позицию
Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (по тем же заданиям).
1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)
2. Найдите описание романтического героя Данко:
— внешность (по тексту)
— черты характера (докажите текстом)
-судьба героя
3. Сформулируйте авторскую позицию.
В рамках работы над этими заданиями вам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на слайде. Заполняя таблицу, обращайтесь к произведениям, вспоминайте то, о чём вы читали дома.
(Идёт работа с таблицами и текстами)
Давайте посмотрим, к каким выводам пришли каждая из групп, какие особенности романтических рассказов выявили ребята.
1 группа работала с рассказом «Макар Чудра». Давайте посмотрим отрывок из фильма по мотивам этого произведения режиссера Эмиля Лотяну, снятого в 1976 году. Фильм называется «Табор уходит в небо» (Ролик «Песня Рады»).
Ну что ж, посмотрим, как вы проанализировали это произведение (работа с таблицей №1).
Анализ рассказа «Макар Чудра» |
|
1. Тематика произведения |
О ценностях жизни, о выборе: ( О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть). |
2. Характер конфликта |
У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. |
3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров |
«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.» «Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.» Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» |
4. Особенности судеб героев |
Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы. |
5. Отношение писателя к героям |
Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы. |
2 группа работала с легендой о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль». И мы посмотрим видеосюжет по этой легенде, подготовленный студентом I курса нашего техникума (Ролик Сухова).
А теперь обратимся к вашим анализам этой легенды (работа с таблицей №2).
Анализ рассказа «Легенда о Ларре» |
|
1. Тематика произведения |
О смысле жизни: (Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними) |
2. Характер конфликта |
Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле). |
3. Внешность героя и отличительные черты характера |
«..Юноша, красивый и сильный,…он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…» Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость |
4. Особенности судьбы героя |
Одиночество и вечное существование (бессмертие). Превращается в тень (тьма, холод) |
5. Отношение писателя к герою |
Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность. |
3 группа работала с легендой о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». Эту легенду нам проиллюстрирует ещё один видеосюжет (Ролик легенды).
И работая с этой легендой, мы обращаемся к анализам, которые сделала 3 группа (работа с таблицей №3).
Анализ рассказа «Легенда о Данко» |
|
1. Тематика произведения |
О смысле жизни: (Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей) |
2. Характер конфликта |
Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям) |
3. Внешность героя и отличительные черты характера |
«Данко — один из тех людей, молодой красавец.Красивые –всегда смелы…Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.» Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню |
4. Особенности судьбы героя |
Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце. Голубые искры (свет, тепло) |
5. Отношение писателя к герою |
Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям |
Спасибо, ребята, вы очень хорошо поработали. И как вы увидели, в своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с несовершенством человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве. Увидели авторское отношение к ним.
А теперь дайте обобщим знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, выполним тест по «Биографии и творчеству М.Горького» по 2 вариантам.(1вариант-нечетные задания, 2вариант-четные задания). На выполнения теста ориентировочное время отводится 10мин. Исправления за ошибку. Тетради закрываем. Начинаем работать. А теперь выполним самопроверку, посмотрите правильные ответы на слайде и поставьте себе за правильные ответы +, а неправильные -. Сосчитайте их. И поставьте себе оценки по следующим критериям. Если у вас получилось:
От 5-6 правильных ответов- «3»;
От 7-8 правильных ответов – «4»;
От 9-10 правильных ответов – «5».
IV. Заключение
.
Слово учителя.
Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, — что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он — воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.
V. Рефлексия.
Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подумаем о том, что каждый из вас узнал нового о жизни нашего земляка-писателя, чему научился за эти 2 часа. Вопросы (на слайде):
— Чему я научился сегодня на занятии?
— Была ли тема урока интересной для меня?
— Доволен ли я своей работой?
— Что заставило меня задуматься?
-Что мне больше всего запомнилось?
Исходя из сказанного вами, я могу сделать вывод, что наше занятие прошло плодотворно, вы много узнали о жизни и творчестве Максима Горького, о жизни его героев, их характерах, мотивах поступков.
Все ребята, подготовившие сообщения к сегодняшнему занятию, получают отличные оценки. За активную работу в процессе анализа произведений (ФИО студентов)______________________получают оценки _________ (4 и 5). И сдайте,пожалуйста,тетради с письменными работами (опорный конспект и анализ произведений) на проверку.
VI. Домашнее задание: читать пьесу М. Горького «На дне».
Литература:
1.Литература:учебник для студентов, в 2-х частях, под ред. Г.А. Обернихиной – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
2.Егорова Н. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2007
3.Журавлев В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. – М., 2007.
4.Маранцман В. Литература (ч. 1, 2). 11 кл.– М., 2009.
5.Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
6.Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…». // Литература в школе. – 2008. — №7. – с.18-24.
7.Примочкина Н. Горький сегодня. // Литература в школе. – 2008. — №7. – с.2-6.
8.Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. — №14. – с. 11 – 14.
9.Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. – 2006. — №3. – с. 22 – 27.
10.Интернет-ресурсы
Приложение №1 Таблица для заполнения по рассказу «Макар Чудра»
Анализ рассказа «Макар Чудра» |
|
1. Тематика произведения |
|
2. Характер конфликта |
|
3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров |
|
4. Особенности судеб героев |
|
5. Отношение писателя к героям |
Приложение №1 Таблица для заполнения по рассказу «Макар Чудра»
Анализ рассказа «Макар Чудра» |
|
1. Тематика произведения |
О ценностях жизни, о выборе: ( О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть). |
2. Характер конфликта |
У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. |
3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров |
«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.» «Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.» Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» |
4. Особенности судеб героев |
Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы. |
5. Отношение писателя к героям |
Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы. |
Приложение №2 Таблица для заполнения по рассказу о Ларе.
Анализ рассказа «Легенда о Ларре» |
|
1. Тематика произведения |
|
2. Характер конфликта |
|
3. Внешность героя и отличительные черты характера |
|
4. Особенности судьбы героя |
|
5. Отношение писателя к герою |
Приложение №2 Таблица для заполнения по рассказу о Ларе.
Анализ рассказа «Легенда о Ларре» |
|
1. Тематика произведения |
О смысле жизни: (Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними) |
2. Характер конфликта |
Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле). |
3. Внешность героя и отличительные черты характера |
«..Юноша, красивый и сильный,…он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…» Гордыня, эгоизм, крайний индивидуализм, жестокость |
4. Особенности судьбы героя |
Одиночество и вечное существование (бессмертие). Превращается в тень (тьма, холод) |
5. Отношение писателя к герою |
Антиидеал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность. |
Приложение №3 Таблица для заполнения по рассказу о Данко
Анализ рассказа «Легенда о Данко» |
|
1. Тематика произведения |
|
2. Характер конфликта |
|
3. Внешность героя и отличительные черты характера |
|
4. Особенности судьбы героя |
|
5. Отношение писателя к герою |
Приложение №3 Таблица для заполнения по рассказу о Данко
Анализ рассказа «Легенда о Данко» |
|
1. Тематика произведения |
О смысле жизни: (Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей) |
2. Характер конфликта |
Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям) |
3. Внешность героя и отличительные черты характера |
«Данко — один из тех людей, молодой красавец.Красивые –всегда смелы…Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.» Любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество, умение подавить гордыню |
4. Особенности судьбы героя |
Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце. Голубые искры (свет, тепло) |
5. Отношение писателя к герою |
Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям |