Малахитовая шкатулка смысл сказки

Сказка «Малахитовая шкатулка» входит в большой сборник рассказов Павла Бажова и является продолжением предыдущей сказки из этого же сборника «Хозяйка медной горы», в которой и завязывается основной узел её сюжета.

Большинство сказок Бажова рассказывают о талантливых, одарённых и честных людях из простого народа, которым приходится явно или скрытно противостоять крепостному праву. Но «Малахитовая шкатулка» — особенная сказка. Она затрагивает редкую в литературе (и уж тем более в сказках) тему становления независимой женщины.

Для времён, описываемых Бажовым, самостоятельная и сильная женщина – это что-то из области фантастики. Или хотя бы мистики. Что мы, собственно, и наблюдаем в «Малахитовой шкатулке», потому что главная героиня… не совсем человек.

Видимо, данный приём был необходим, чтобы оправдать перед читателем неестественное для того времени поведение главной героини. В то же время о мистической природе девушки не говорится в открытую: читателю остаётся лишь догадываться об этом, основываясь на предыдущей сказке, а также на впечатлениях других персонажей. Такое балансирование на грани мистики и реальности позволяет сказке говорить о действительно важных, может быть, провокационных вещах свободно, не боясь осуждения.

Но обо всём по порядку. Главная героиня сказки – Татьяна – дочь бывшего крепостного, который заслужил вольную себе и жене, работая на малахитовых рудниках. Поговаривали, что заработал он себе вольную при помощи Хозяйки Медной Горы – мистической владелицы местных гор, которая испытывала интерес к заявившимся в её владения людям. Говорили люди и о том, что погиб отец Татьяны, якобы, по вине всё той же Хозяйки.

Татьяна была младшей и единственной дочерью Степана, и с детства отличалась неестественной для тех краёв красотой. Характером девушка тоже очень отличалась от своих сверстниц. Девушку не интересовали игры и подружки; равнодушна она была и к парням, которые ходили свататься, привлечённые не только её красотой, но и необыкновенным талантом вышивальщицы. Единственное, что девушка, казалось, любила – это наряжаться в оставшиеся от отца малахитовые украшения, которые мать хранила в шкатулке.

Такая холодность девушки вызывала у людей тревогу. Тот факт, что она не стремилась выйти замуж, не искала выгоды и не хотела переступать через себя, даже когда к ней пришёл свататься богатый барин – казался неестественным. Татьяну не интересовали богатства женихов – у неё отбоя не было от постоянных заказов на шёлковое шитьё, и девушка ни в чём не нуждалась. А излишества, которыми похвалялся перед ней барин, казались ей нелепыми и пошлыми.

Да, Татьяна предстаёт перед читателем будто бы лишённой всякого чувства, но в то же время девушка с самого детства сильно тосковала по рано ушедшему отцу, и в память о нём хотела посетить дворец в Петербурге: посмотреть палату, полностью отделанную малахитом, который добыл её отец. Для крепостной крестьянки попасть во дворец к Царице – невыполнимая задача. Поэтому Татьяна всё же решается на помолвку с барином при условии, что тот поможет выполнить её мечту.

Итог у сказки трагичный, если опустить мистическую составляющую.

По сюжету Татьяна, обманутая барином, всё же попадает в палату с малахитовыми колоннами и исчезает в камне навсегда, возвращаясь к Хозяйке Медной Горы.

Но если опустить сказочную часть, в сухом остатке остаётся история независимой женщины, которую из-за её красоты и крутого нрава не принимали даже близкие люди. Единожды поступившись своими принципами и понадеявшись на неблагонадёжного мужчину, эта женщина оказывается им обманута. И она исчезает в небытие, неприкаянная и непонятая.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.

Скрытый смысл в том, что подарена эта шкатулка, как выяснилось не Степану – горняку, добывающему малахит. Потому как умер он вскоре, не воспользовавшись ими.

И жене его Настасье, которой подарил Степан эти драгоценности, были они в тягость. Не смогла носить их Настасья. Было мало, тяжело, холодно, туго, велико. Не для нее, выходит, предназначила Хозяйка медной горы свой дар. Встает вопрос, для чего тогда передала она их Степану?

После его смерти осталась одна Настасья растить троих детей, двух сыновей и дочь Танюшку. Не продала шкатулку только по просьбе дочери, которая души в украшениях не чаяла, ценила их как память об отце. Ни на кого не была похожа, женихов отвергала, потому что было в ней что-то неподвластное пониманию крестьянского народа. Как выяснилось впоследствии, Татьяну не понимало и высшее сословие вплоть до царицы.

Не от мира сего родилась девушка, не ласковая с людьми и с родной матерью. Ей и только ей впору пришлись драгоценности из малахитовой шкатулки, ее они оберегали, ей помогали принимать решение, как будто сама Хозяйка медной горы родила ее, а не Настасья. Как будто сама Хозяйка в облике странницы явилась в их дом, чтобы обучить девочку искусному рукоделию, равных которому еще не было.

И только со странницей была Татьяна мила и приветлива. Только ее странница называла доченькой, и Танюшка не противилась этому.

Своенравность, некоторыми считающаяся чудачеством, девушки не отпугивало, однако мужчин, которые табуном ходили перед ее окнами. Но равного себе она не видела, как не видела себя в будущем чьей-то женой, матерью, живущей среди знакомых ей людей.

Предназначение свое видела Татьяна в труде, в небывалом таланте вышивки шелком. Понимала, что не зря так тянет ее к малахиту, к подаренным отцу драгоценностям, к страннице и ее науке.

Исчезает Танюшка в малахитовой комнате царицы не просто так. А потому, что не было места ей среди всех этих людей. Как будто из другого мира пришла она на Землю. И вот теперь пришло время возвращаться.

Нет в этой сказке удивления Татьяны волшебным событиям, происходящим с ней. Потому, что где-то в подсознании, есть понимание того, что не принадлежит она к этому миру.

2 вариант

Сказка Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулки» пронизана одной идеей. Сквозь сюжет проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями, которую подарила Хозяйка медной горы, горняку Степану.

Скрытый смысл в том, кому была подарена эта шкатулка. Ни Степану т. к он ими не воспользовался, умер. Его жена, которой он их подарил, тоже не была в восторге от них. Они ей были, то тяжелые, то холодные, то большие. Видно не ей предназначались эти драгоценности. Вопрос, зачем Хозяйка медной горы подарила их Степану?

Когда Степан умер, осталась его жена Настасья, одна с тремя детишками, двумя сыновьями и дочкой Танюшкой. Не продавала мать шкатулку только из – за дочери, которая любила эти украшения, ценила их как память об отце. Девушка была загадочна, как для крестьянского народа, так и для высшего сословия, даже для царицы. Всех женихов отвергала.

Девушка была груба с людьми и с родной матерью. Настасье не нравилось такое поведение дочери. Она жаловалась соседям на дочь. Зато ей все украшения, которые были в подаренной шкатулке, были в пору, они оберегали и помогали в принятии решения. Казалось, что она была дочерью Хозяйки медной горы, а не Настасьи. И Хозяйка появилась в их доме в образе странницы, и обучила девочку рукоделию.

Таня была приветлива с этой женщиной, и когда эта женщина назвала ее доченькой, Танюшка не возмутилась.

Трудный характер девушки не отпугивал женихов, они за ней ходили толпами, атаковали двери её дома. Она не видела себе равного, как не представляла себя, чей — либо женой, матерью.

Татьяна считала, что её предназначение было в труде, и в вышивке шелком. Она понимала, что её тянет малахиту, драгоценностям, к страннице и ее науке. Девушка исчезла в малахитовых покоях царицы, не было ей места среди людей, она была с другого мира. Танюшка выбрала свою судьбу, удалиться во владениях Хозяйки Медной Горы.

Девушку не удивляли события, которые с ней происходили, как – будто она знала, что она с другого мира, и ей надо вернуться домой, в царство малахита и драгоценностей. Сказка учит нельзя опускать руки в трудной жизненной ситуации, нельзя унывать, надо бороться за мечту и верить в чудо. Надо быть трудолюбивым.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Популярные сегодня темы

  • Анализ пьесы Чехова Три сестры

    Произведение Чехова Антона Павловича «Три сестры» было написано по просьбе руководителя театра в 1900 году. Антон Павлович долго возился с этой пьесой. В начале его отвлекали посетители: как только писатель

  • Сочинение на тему Бессмертный полк

    Память … Это не просто часть истории. Память ‒ это наша совесть, боль, наша гордость. А благодаря бессмертному полку мы можем узнать о неизвестных героях, внести сведения о тех, кто остался без внимания.

  • Родина начинается с семьи — сочинение 4 класс

    Как мне кажется, каждая семья является неотъемлемой частью народа, которая привносит какую-то пользу в общее дело всей страны. Именно поэтому необходимо уделять огромное внимание должного воспитания своих детей

  • Сочинение по картине Парк в Павловске Шишкина 7 класс

    Иван Иванович Шишкин является великим русским художником. Им было написано большое количество восхитительных картин. Но одной самый узнаваемых является картина «Парк в Павловске», написанная в 1889 году.

  • Интересные факты о Гоголе

    Творчество выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя знакомо людям в разных уголках земного шара. Его произведения издаются многотысячными тиражами. На их основе снимаются кинофильмы, создаются компьютерные игры.

После кончины Степана его жена Настасья бережно хранит шкатулку с малахитовыми украшениями. Настасья не могла их носить. Они казались ей тяжелыми и неудобными. Продавать шкатулку женщина тоже не хочет.

Только дочери Татьяне Настасья дает поиграть с малахитовой шкатулкой. Тятины сокровища утешают Татьяну, которая сильно горюет по отцу. Девушка примеряет серьги и кольца каждую свободную минуту. Она испытывала тепло, когда надевала на себя украшения.

Однажды в дом к Настасье постучалась странница. Она попросилась пожить в доме несколько дней. За это время она обучила Татьяну шить шелком и бисером. Однажды девушка со странницей остались в доме одни. Татьяна рассказала новой знакомой об отцовском приданом. Та попросила показать его. Девушка повела странницу в голбец, где хранили шкатулку после попытки украсть ее.

Там девушка стала примерять украшения, а странница касалась их. После ее прикосновений серьги и кольца приобретали новый блеск. В эти же мгновения девушка увидела перед собой комнату и удивительную женщину в зеленом платье с отцовскими украшениями. 

После этого случая женщина попрощалась с Настасьей и ее семьей. На прощание она подарила Татьяне пуговицу, на которую можно взглянуть и попросить у странницы совета. 

Девушка после ухода женщины стала искусно шить. Ей стали делать заказы. Этим Татьяна кормила семью. В свободные часы она все также примеряла отцовские украшения.

Однажды в семье произошло несчастье. Сгорел дом, где жила Настасья с детьми. Спасти успели только малахитовую шкатулку. Женщина поняла, что пришла пора продать подарок мужа.

Об этом узнала жена нового приказчика, бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Она предложила хорошую цену и выкупила шкатулку за 2000 рублей. Только носить украшения так и не смогла.

Ее муж, приказчик Паротя, решил сам повидать девушку, которая раньше носила эти украшения. Как только он увидел Татьяну, так сразу влюбился. Он заказал ей вышить свой портрет.   

Весной в Полевскую приехал барин Турчанинов с намерением увезти жену Пароти. Он заинтересовался украшениями в шкатулке своей бывшей любовницы и предложил продать ему шкатулку со всем содержимым. Когда жена приказчика с барином сторговались, он приказал позвать Татьяну.

Она пришла. По его просьбе Татьяна примерила украшения, и он предложил ей выйти за него замуж. Девушка согласилась с условием, что Турчанинов отведет ее во дворец и покажет комнату, где находится отцовская работа. Барин согласился и уехал в столицу, где всем рассказывал о красоте своей невесты.

Осенью слухи дошли до самой царицы. Она приказала привести девушку во дворец. Татьяна сказала жениху, что приедет к дворцу сама. Он ждал ее у крыльца и устыдился того, что Татьяна пришла пешком в обычном платке, простой шубке и спрятался.

Однако когда девушка распахнула верхнюю одежду и сняла платок, он вышел встретить Татьяну. Невеста рассердилась на него, но пошла во дворец. Там она поняла, что Турчанинов обманул ее. Он вел ее показывать царице, а не показывать ей царицу.

Тогда Татьяна прислонилась к малахитовой стене и растаяла. Остались только ее украшения. Когда барин попытался их собрать, они превратились в капли. Только подобранная пуговица осталась целой. В ней отразилась малахитовая красавица и посмеялась над неказистым барином.

С тех пор, как пропала Татьяна, Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видели.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

«Малахитовая шкатулка»: какова главная мысль и главные герои сказа?

11 ответов:



10



0

Чтобы сформулировать главную мысль, нужно немножко окунуться в предысторию этого сказа: когда-то давным-давно, ему до Танюшкиного рождения, ее отец Степан попал во владения Хозяйки медной горы. Со стороны Хозяйки к Степану была явная симпатия, да и сердце Степана, кажется, сильнее колотилось на нее глядючи. Только предпочел Степан Хозяйке свою невесту — обычную деревенскую девушку. Отпуская Степана, подарила ему Хозяйка малахитовую шкатулку. Украшения из той шкатулки никто носить не мог, кроме дочки Степана, очаровательной девочки с зелеными, как малахит глазами.

Прошло много лет. Степан, который всю жизнь молча тосковал о чем-то, тихо умер, но не в доме, где жили его жена и дочь; умирать он ушел, вероятно, туда, куда тянула его какая-то сила неимоверная, к Хозяйке Медной горы.

Судьба Танюшки, девочки с малахитовыми глазами, тоже закончилась двусмысленно: личное счастье не сложилось, и однажды на приеме во дворце, в малахитовой палате исчезла она. Поговаривают, что Хозяйка с тех пор «двоиться стала».

Главная мысль, на мой взгляд, заключается в том, что не нужно бежать от судьбы, не нужно бояться быть счастливым. Вся жизнь Степана пошла наперекосяк: а Хозяйка свое взяла, и Степан всю жизнь жил с мыслями о ней (недаром он умирать к ней вернулся) и дочку его, красавицу с малахитовыми глазами заполучила.



6



0

Главная мысль этой сказкой, может открываться каждому по разному. Мне думается, коль скоро сказка «Малахитовая шкатулка» по сути продолжение малахитовой истории про Хозяйку медной горы, это произведение есть своего рода кульминация событий произошедших до этого. В сказке Малахитовая шкатулка, все становится на свои места, имеет свою завершенность. Хозяйка медной горы забирает к себе дочку горного мастера Степана, сердце которого она забрать не смогла. Здесь можно сказать о неотвратимости рока, судьбы, Божьего умысла, в лице которых как раз и выступает Хозяйка медных горы.

Сама малахитовая шкатулка является связующей нитью, между мирским и духовным, между людьми и высшими силами.

Именно Главная героиня здесь думаю только одна — это Татьяна, не кровная но астральная родственница Хозяйки медной горы. Другие персонажи — мать Татьяны — Настасья, два Татьяниных брата, Барин (за которого она так и не вышла) да и все остальные, призваны автором просто «декорировать» сюжет сказки Малахитовая шкатулка.



6



0

Главной героиней вокруг которой и вращаются все события сказа П. П. Бажова » Малахитовая шкатулка «, план которого можно посмотреть здесь, является девочка, а позднее — девица на выданье — Танюшка.

Отец её — бывший крепостной искатель малахита Степан, какой не поддался на искушение Хозяйки Медной горы, и за это она, спустя определённое время, показала старателю богатые залежи драгоценных камней, благодаря чему он не только стал сам свободным человеком, но и выкупил из рабства свою невесту — Настасью. На память о непростых отношениях смертного и богини, Хозяйка подарила Степану малахитовую шкатулку с дорогими украшениями.

Но всё же не могла Хозяйка Медной горы не оставить некую печать на человеке, которого действительно полюбила, и когда у него родилась дочь, она обрела неземную и невероятно притягательную красоту Властительницы Медной горы. Более того, девочка обладала неимоверно сильной волей и твёрдым характером, что несвойственно абсолютному большинству женщин простого рода того времени ( вторая половина XVIII века ) . Ещё она отличалась честностью ( не взяла у приказчика лишние 200 рублей ), и была очень умелой рукодельницей, вот только держалась со всеми, даже с родными, свысока.

Что же хотел сказать автор читателю своим незаурядным произведением ? Наверное то, что не стоит идти на поводу у завистливых богатых людей, отдавая им в трудную минуту за бесценок семейные драгоценности, а следует собраться с силами и постараться исправить ситуацию в свою пользу — делать то, что ты лучше всего умеешь так качественно, чтобы работу оценили по достоинству. Кроме того, не нужно повторять ошибки Пароти и Турчанинова пытаясь завоевать любовь девушки божественной красоты, ведь и душа у сих людей не от мира сего. Не дождёшься от такой девицы доброго слова, и не прильнёт она к тебе доверчиво обнимая и принимая все твои достоинства и недостатки.



5



0

«Малахитовая шкатулка», это сказа написанная Павлом Бажовым. Павел Бажов, это русский и советский революционер, писатель, журналист, фольклорист, публицист.

Сказа была написана 1936—1945. Дата публикации 1936—1945.

Главные герои сказы:

1 Настасья (жена Степана).

2 Танюшка (Дочка Степана и Настасьи).

Главная мысль сказки:

1 Показать читателю, что самое главное, это внутренняя красота человека, а не богатство и блеск.

Автор показал нам простых людей, с их талантами, и мастерством. Также, стоит отметить тяжелый труд, упорство, и искусство народных мастеров (простых работяг).



4



0

История «Малахитовая шкатулка», которую написал сказитель Бажов в продолжении сказа «Хозяйка медной горы», такая же поучительная и интересная. На этот раз автор поставил в центр сюжета девочку Танюшку, дочь Настасьи и Степана. Главная героиня произведения отличается прилежанием и трудолюбием, а также талантом. Она научилась вышивать великолепные гобелены и считалась одной из лучших мастериц.

Гордая и свободолюбивая девушка не захотела выходить замуж за барина Турчинова, владельца заводов, а все потому, что тот мало интересовался жизнью простых людей, да еще и был трусливым. Барин тоже является главным героем повествования, ему понравилась Танюшка, но увидев её в бедном одеянии, он испугался и сбежал.

Кроме того, в сказе мы встречаем таких героев, как Настасья (мама Тани), странница и Паротя (управляющий).

Бажов в своем произведении прославляет умелые руки рабочих людей и отдает дань их честности, смекалке и трудолюбию. Главная мысль сказа состоит в том, что достойные люди всегда обретут свое счастье. А счастье он видит не только в личной жизни, но и в творческом труде.

Автор учит нас добиваться вершин в своем деле, быть человеком, которого будут уважать и любить окружающие. Причем внешний вид не имеет значения, главное — внутренний мир человека.



3



0

В произведении П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» можно выделить следующих главных героев:

  • Настасья — жена Степана, которой досталась шкатулка от мужа, матушка Танюшки.
  • Танюшка — дочка Степана и Настасьи, В основном вся история связана с ней, поэтому ее можно считать самым главным героем.

Хозяйка медной горы

Главная мысль произведения на мой взгляд заключается в том, что не стоит бояться трудностей, основная мысль сказа «Малахитовая шкатулка» — показать простого человека, его талант и мастерство. В произведениях П. Бажова отмечается основная тема — это творческий труд, при этом мастера автором представлены любящими свою работу.



3



0

Павел Бажов написал замечательную сказку «Малахитовая шкатулка», которая очень интересная и поучительная.

В сказке главными героями являются Степан, его жена Настасья, их дочь, умелица и красавица Танюшка, управляющий на приисках Паротя, которого автор характеризует как жадного и жестокого человека, а так же барин Турчанинов, который был владельцем приисков, внешне некрасивый и глупый человек.

<hr />

Главная мысль сказки «Малахитовая шкатулка» в том, что нужно до конца идти к своей цели, нельзя ограничивать свой талант. Нужно любить и ценить свою семью, свой край, свой дом, а не заглядывать на «чужую сторону», так как счастья это не принесёт.



2



0

Главные герои сказа Бажова «Малахитовая шкатулка»:

  1. Настасья, вдова Степана, героя сказа «Медной горы хозяйка».
  2. Танюшка, дочь Степана с зелеными глазами, красавица и мастерица, гордая и свободная.
  3. Странница. Видимо сама Хозяйка, учила Танюшку вышивать
  4. Паротя, управляющий, иностранец, бывший учитель музыки
  5. Барин Турчинов, хотел жениться на Танюшке, но остался с носом

<hr />

Главная мысль сказа «Малахитовая шкатулка»:

Мне главная мысль этого сказа видится в том, что выше всех прочих человеческих качеств является его стремление быть свободным. Невозможно заставить человека делать то, чего он не хочет, что считает неправильным.

Но также это сказ о мастерстве, о том, что настоящую свободу человек получает становясь мастером, иначе говоря творцом. Над творцом оказываются не властны людские начальники, он стоит ближе к богу, чем любой другой человек.



2



0

«Малахитовая шкатулка» — это продолжение другого произведения Бажова под названием «Каменный цветок».

Главные герои:

Татьяна — дочь Степана и Насти, но, на самом деле, является дочерью Хозяйки Медной горы. Темноволосая и зеленоглазая статная девушка-красавица. Девушка не приветлива и к ласкам равнодушна, сама холодна словно из камня, но держится всегда достойно. Женихам множественным отвечает отказом.

Настасья — вдова, схоронившая мужа Степана, которая не пожелала больше выходить замуж и одна растит двоих сыновей и дочь. Настасья любит дочь, но чувствует, что пусть она её и родила, но она как две капли воды похожа на Хозяйку Медной горы.

Поротя — полноват, говорит по-русски плохо, так как иноземец; жену не любит, так как его заставили жениться на ней. Один из почитателей Татьяны.

Поротина жена — женщина привлекательная, но не отличается нравственностью, поэтому и ходит полюбовницей у барина.

Турчанинов — барин, на вид невзрачный мужчина, который ничем не вышел, ни статью, ни голосом, но так же страстно желает Татьяну в жёны.

Главная мысль:

Автор показал, что красота может быть не только привлекательной и приносить радость, но и холодной, и равнодушной, и даже губительной. Женская красота и красота камней могут быть одинаково притягательными, это сравнение мы часто встречаем в данном произведении. Но она (красота) может раствориться, как те драгоценные камни, которые превратились в капли, поэтому не нужно гоняться за одной лишь красотой и богатством, не все могут выдержать испытания, которые им уготованы.



1



0

Главная мысль сказки «Малахитовая шкатулка» заключается в том, что не нужно быть скупым человеком, нужно уметь ценить ценности и тогда жизнь станет гораздо лучше. В этой сказке повествуется о том, что нужно обязательно ценить своих родных. Семья не стала продавать шкатулку чтобы память об отце жила вечно. Деньги не смогли бы придать счастью. Если человек работоспособен то близкие точно всегда ее оценят. Также не стоит быть жадным человеком, гнаться за красотой. Внутренняя красота всегда ценится в большей степени.

Главные герои:

Хозяйка Медной горы; Степан, его жена Настасья — вдова, Танюшка — дочь; жена — Паротина , молодой барин Турчанинов; Приказчик Паротя; женщина — странница, научившая Танюшку рукоделию; царица; вор, который хотел украсть шкатулку.

Таким образом стала ясна главная мысль и мы познакомились с главными героями.



0



0

Главные герои сказа: Данила-мастер и хозяйка медной горы. Главная мысль этого сказа,раскрыть красоту камня в образе каменного цветка. А так же показать,какие умельцы были раньше на Руси!!!

Читайте также

Синквейн — это небольшое нерифмованное стихотворение, в нем всего пять строк. Составляются синквейны очень просто, по правилам, указанным ниже:

А теперь будем составлять синквейн про Митю, главного героя сказки Павла Бажова «Хрупкая веточка», паренька трудолюбивого и талантливого. После этого напишем синквейн про крайне неприятного персонажа, отрицательного героя сказки — барина, угнетавшего простых людей.

Митя

Трудолюбивый, честный

Учится, придумывает, творит.

Вдыхает жизнь в обычный камень.

Мастер.

<hr />

Барин

Злой, нетерпимый

Обогащается, разоряет, угнетает.

Притесняет и подавляет крепостных.

Угнетатель.

Прежде, чем составлять синквейны к сказке Бажова «Голубая змейка», вспомним правила, по которым они пишутся:

Главные герои повествования — деревенские мальчишки Лейко и Ланко. Они настолько были дружны, что лучше всего охарактеризовать их в одном синквейне.

Ланко Пужанко и Лейко Шапочка

Любопытные, отзывчивые

Дружат, преодолевают, уступают.

Задумываются о смысле жизни.

Друзья.

<hr />

Следующие синквейны посвятим героиням сказки Голубой змейке и Марьюшке, которой в конце сказки улыбнулось счастье.

Голубая змейка

Мудрая, справедливая

Превращается, колдует, награждает.

Воздает людям по их делам.

Волшебница.

<hr />

Марьюшка

Добрая, покладистая

Ждет, грустит, ищет.

Хочет выйти замуж за хорошего человека.

Невеста.

Власыч, работавший сталеваром на заводе, сделал спичку из стали. Этой спичкой можно было стекло резать как алмазом. Вот и стали на заводе такие спички называть алмазными. А пользоваться ими уже и за пределами завода начали.

Случайно увидал стальные спички обер-мастер Шпиль. Был он немцем, а прозвали его рабочие Уставом Уставычем, потому что требовал, чтобы все только по уставу делалось. Пригрозил немец Власычу ста палками, но после извинений мастера наказание отменил. Задумал Шпиль себя объявить создателем алмазной стали. Вот и стал всякими способами секрет стальных спичек выведывать. Да Власыч не поддавался. Немец даже дочку свою к непутевому сыну мастера Микешке подсылал, да тоже без толку.

Закончилось все тем, что прислали на завод нового управителя. По его приказу Власыч сварил алмазную сталь. Шпиля и других немцев с завода выгнали.

А Микешка образумился, в работу втянулся, семью завел.

Сказка Бажова «Золотой волос» о молодце Айлыпе, что хотел взять в жены Золотой волос — дочь хозяина золотых приисков, колдуна Полоза. Как и во многих сказках им пришлось пройти три испытания, чтобы быть вместе. Помогали им лисичка — няня девушки и мудрая птица филин.

Главная мысль сказки: Если хочешь что-то получить, придется постараться. Просто так ничего не бывает. Нужно унимать свою гордыню, не спешить, быть хитрым и терпеливым. Еще здорово, когда есть подсказчики — добрые, искренние, что действительно хотят помочь. Нужно уметь принимать помощь и быть благодарным за это. Если человек думает, что он самый сильный и ловкий, то судьба обязательно его проверит и не один раз. А еще сказка учит тому, что любовь сильнее всяких чар и зла, она способна выдержать не одно испытание, причем долгое, что длиться годами. Айлыпу пришлось свое счастье 6 лет ждать. Но за это время его чувства только окрепли. Хотя, если бы Айлып сразу косу отрезал и увел невесту, то за 6 лет ее коса снова бы отросла. Наверное нужно уметь чем-то жертвовать, когда это оправдано.

Краткое содержание сказки здесь.

Если нужны идеи для рисунков, иллюстраций к сказке — то вот целый набор.

Бажов "Золотой волос" главная мысль, иллюстрации

Бажов "Золотой волос" главная мысль сказки

Золотой волос.

В этой сказке Павла Петровича Бажова рассказывается о любви молодого охотника Айлыпа к прекрасной девушке по имени «Золотой волос».

Однажды, Айлып встречает в лесу девушку с косой из чистого золота. Айлып называет её своей невестой и забирает с собой. Но отец девушки, Властелин золота Полоз, препятствует их счастью и Золотой волос остаётся с отцом.

Только через три года, охотник разыскивает девушку, но Полоз опять вмешивается. На третий раз, влюблённым удалось сбежать и спрятаться под камнем на дне озера Иткуль. Там чары Полоза не действовали и влюблённые стали жить под водой. А в озере люди стали находить золотые волоски из косы Золотого волоса.

Отзыв. Сказка мне понравилась тем, что она подтверждает всепобеждающую силу настоящей любви. Мне понравилась настойчивость Айлыпа и Золотого волоса.

Произведение учит, что настоящего чувства не существуют непреодолимых препятствий и любовь способна выдержать любые испытания.

Люди делают много дурного по отношению друг к другу. Бывает, что кто-то нагрубит, скажет дурное слово, обзовет, испортит настроение. Тогда в сердце рождается злость, желание отомстить. Не так ли?

Но научимся быть милостивыми, добрыми, научимся не озлобляться, а прощать, быть мудрыми, проявлять милость, доброту – проявлять ту любовь к людям, которая живет в душе каждого из нас. Потому что, когда мы злимся, злоба душит нас, а обидчика может и не затронуть.

Вечером, перед тем как уснуть, подумаем: кого я сегодня простил? К кому отнесся с добротой? Чего от меня сегодня стало в мире больше – злобы или милости?

Как оказалось, у многих учащихся преобладает хорошее и отличное настроение, плохое настроение бывает редко. В результате проведенного в нашей школе анкетирования выяснилось: у 53% опрошенных преобладает отличное и хорошее настроение, у 22% редко бывает плохое настроение. На вопросы: «Что Вы делаете, когда у Вас плохое настроение?» и «Кто (или что) помогает Вам улучшить настроение?» из 45 опрошенных учащихся: 22% — ложатся спать, 20 % — помощь в подъеме настроения оказывает компьютер, чтение книг.

Что же необходимо делать, чтобы у наших учащихся всегда преобладало только отличное и хорошее настроение, чтобы они относились друг к другу с любовью и добротой – вопрос, который нас заинтересовал.

Учиться мудрости и добру мы будем на произведении П. П. Бажова «Синюшкин колодец» — это объект исследования.

Проблема научного исследования – как изучение сказа влияет на формирование нравственных ценностей учащихся.

Предметом исследования были выбраны образы главных героев произведения.

Исходя из этого, целью работы стало выявление роли и значения главных героев в раскрытии социально-нравственного смысла сказа.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить биографию П. П. Бажова и историю создания книги «Малахитовая шкатулка».

2. выяснить, что такое сказ по литературным источникам, отличие его от сказки.

3. раскрыть сложную внутреннюю жизнь главных героев произведения.

4. проанализировать построение сказа П. П. Бажова.

Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение над языковым строем произведения, анализ литературного произведения, сопоставительный анализ героев сказа, анкетирование.

Глава 1. Теоретическая часть

1. 1. Биография П. П. Бажова

У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 28 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Детство свое он впоследствии описал в автобиографической книге «Зеленая кобылка». В этой повести рассказал о своем отце, горном мастере, и о матери, искусной кружевнице. В другой книге, «Уральские были», он рассказывает, как ветеринарный врач уговорил родителей отправить будущего писателя учиться в Екатеринбург. Окончив там духовное училище, а затем в Перми семинарию, Павел Бажов работал учителем в деревне Шайдурихе, позднее переехал в Екатеринбург. Еще будучи учителем, Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих – сказки, предания, легенды.

В 1920 – 1930 –е годы активно сотрудничает в уральских газетах и журналах.

В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ «Девка — Азовка». В 1939 в «Сведлгизе» вышел первый сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В 1942 и 1944 годах «Малахитовая шкатулка», заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Читатели узнают его сказы не только по знакомым героям – мастеру Даниле, Хозяйке Медной горы, охотнику Коковане и сиротке Даренке, но и по особой манере сказывания. Кажется, что старый рабочий, хорошо знающий трудное горное дело, людей, добывающих и обрабатывающих уральский камень, вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми, близкими ему людьми.

П. П. Бажов стремился предать интонации старых мастеровых, от которых он записал многие сказочные сюжеты. Среди рассказчиков следует выделить Василия Алексеевича Хмелинина, который говорил: «Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню. Много таких (сюжетов) от своих стариков перенял, да и потом слышать немало доводилось Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». Рассказчик сказа искренне верил в реальную достоверность того, о чем рассказывал.

Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу.

В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский язык и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 — в Париже. Книга переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира.

10 декабря 1950 года в морозный день мы похоронили «отца» на высоком холме, с которого виден Урал — леса и перелески, горы и пруды — все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу, и вернулись домой. Еще пахло табаком, на столе лежала его трубка, а в машинку заправлено незаконченное письмо, но дом опустел

1. 2. История создания. Замысел книги «Малахитовая шкатулка»

В 1936 –м году Бажову шел 58-й год. Середина 30-х годов оказалась для Бажова временем тяжким. В 1934 году «не пошла» работа над книгой о камском строительстве. В 1935 году трагически погиб сын Бажовых, девятнадцатилетний Алексей

Было от чего согнуться, особенно пожилому человеку. Но Бажов не был сломлен и не согнулся.

В июле 1936 года П. П. Бажов был зачислен в литературный институт имени А. М. Горького на заочное отделение по представленным им книгам «К расчету!» и «Бойцы первого призыва».

В условиях огромных успехов социализма в 30-е годы усилился общий интерес к прошлому страны, народа. Всеобщий интерес к историческому прошлому вызвал в стране широкое внимание к народно-поэтическому творчеству, к истории народной культуры вообще.

Бажов накопил большое количество произведений народной поэзии. Правда, его дореволюционные записи, составлявшие, по словам писателя, шесть тетрадей, были утрачены во время гражданской войны, но многое сохранилось в цепкой памяти Бажова. И накопилось множество новых записей – и фольклорных, и просто речевых – особенно в результате работы в «Крестьянской газете».

В конце 1936 года появились в печати первые четыре сказа, положившие начало знаменитому сборнику «Малахитовая шкатулка».

Обстоятельства, которые побудили П. П. Бажова к написанию сказов, были таковы. Свердловское книжное издательство предприняло выпуск сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Бажов предложил составителю сборника В. П. Бирюкову «записанные по памяти» уральские рабочие сказы.

Издание уральского фольклорного сборника было толчком, который так был необходим, чтобы вывести Бажова на путь литературного творчества.

Сказы Бажова произвели огромное впечатление на писателя В. В. Лебедева, прочитавшего их в рукописях. Лебедев взялся за опубликование сказов, он увез их в Москву. И вот в одиннадцатой книге журнала «Красная новь» за 1936 год были напечатаны сказы «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Из них первые три вошли в изданный в том же году свердловский фольклорный сборник.

Сказы «Малахитовой шкатулки» (1939) объединены одним рассказчиком – В. А. Хмелининым, точнее – дедом Слышко; сборнику предпослана статья «У караулки на Думной горе», в которой уже содержатся необходимые сведения о рассказчике, книга завершается сказом «Тяжелая витушка», где повествователь говорит о себе, становится главным действующим лицом.

Важным элементом выявления замысла стало содержание сказов: жизнь, труд уральских рабочих задолго до революции – и выражение авторского отношения к этому жизненному материалу.

О сказе «Синюшкин колодец», законченном в конце 1938 года, то есть еще до выхода в свет «Малахитовой шкатулки», но не вошедшим в нее, П. П. Бажов говорил К. Рождественской: «Это другой стиль. Ни одного «слышь-ко» не употребил. Хмелининские сказы – те густо обросли бытом, поминутно отходы в сторону. Здесь этого нет».

1. 3. Проблематика. Характеры. Сюжеты

Основным местом действия почти всех сказов первоначальной «Малахитовой шкатулки» и сборника «Ключ-камень» является Полевской завод и его окрестности – с выходами в «город», то есть Екатеринбург, и в Сысертский завод.

Труд уральских крепостных рабочих, борьба их против заводовладельцев, яркая талантливость рабочих людей, их благородный моральный облик и нравственное убожество бар, поиски золота и самоцветов, личное счастье в связи с темой творческого труда и поисков «Земельных богатств», счастье личное в отношении его к счастью народному – такова проблематика сказов Бажова в 30-е годы.

Уважение к мастерству всегда жило в уральском рабочем люде.

Гранильщикам, камнерезам Бажов и посвятил лучшие сказы 30-х годов. Всех героев объединяет существенные черты: активное отношение к действительности, творческая одухотворенность, целеустремленность, упорство, трудолюбие, мастерство, талантливость.

Есть старинная пословица уральских старателей: «Золото моем – голосом воем». В пословичной формуле весьма точно отражены условия жизни многих поколений тружеников, тех, кто «золотишко промышлял», кто «за камешками охотился». «Золото добываем – себе могилу копаем», — безысходность нужды и бесправия старателей отражает этот фольклорный афоризм. Месяцы полуголодного существования при изнурительном труде от зари до зари. Иногда неожиданная удача – «фарт», вслед за ним – пьяный разгул. И снова – нужда.

Золотоискателям и охотникам за дорогими камнями Бажов посвятил сказы «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Огневушка-Поскакушка»,

«жабреев Ходок», «Синюшкин колодец», «Травяная западенка», Тяжелая витушка», «Ключ земли».

Здесь Бажов ставит проблему счастья трудящихся. «Фарт» был для золотоискателей синонимом счастья. Это и понятно: для старателя золото – хлеб, одежда, жилище. А так как элемент случайности при кустарном способе добычи играл большую роль, то неизбежно «удача» и «счастье» становились синонимами. Золото вытравляет из людских душ лучшие человеческие качества. В сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая, предостерегает внука Илью от «худых думок» — думок о богатстве. Жадные к золоту люди в сказах Бажова обязательно оказываются дурными людьми. И – жертвами своего корыстолюбия, душевной черствости. Они бесславно гибнут, как погиб Кузька Двоерылко в «Синюшкином колодце».

Главный герой бажовских сказов – русский народ. Все свои симпатии писатель отдает людям труда.

Фантастика в произведениях литературы, как известно, может противостоять реализму, но может служить и углублению, усилению его. У разных мастеров слова функция фантастических образов различна. В сказах П. П. Бажова фантастика ни в какой мере не мешает им быть реалистическими произведениями в силу, видимо, двух причин.

Во-первых, фантастические образы Бажова близки людям. Так воспринимают представителей «тайной силы» «реальные» герои сказов. Понимая меру могущества «тайной силы», они не считают ее совсем уж чужой, какой-то совсем внешней, что ли. Бабка Синюшка по-человечески проста в отношениях с Ильей.

Вторая причина глубокой реалистичности сказов Бажова состоит в том, что в них правдиво до мельчайших – но важных, значимых – деталей отражен заводской и семейный быт уральских мастеровых, правдиво воспроизводятся социальные, трудовые отношения заводских людей.

1. 4. Повествователь и жанр

Итак, повествователь. Условный литературный прием, сущность которого состоит в том, что автор как бы передает свои писательские полномочия другому человеку, от чьего имени ведется рассказ. Бажову не пришлось выбирать повествователя. Все было дано памятью писателя, желанием представить составителям уральского фольклорного сборника подлинные произведения устного творчества дореволюционных уральских мастеровых, а также – в живой ткани повествования и комментариях к сборнику – образ когда-то жившего в Полевском заводе сказителя Василия Хмелинина, каким он запомнился писателю. В. А. Хмелинин – прототип деда Слышко. Огромный трудовой, житейский опыт старого Слышко был совершенно необходим для Бажова элементом характеристики его рассказчика. Ведь деду Слышко писатель поручает характеристики самых разных людей и их отношений, и характеристики эти оказываются глубокими и не вызывающими в читателе каких-либо сомнений.

Дед Слышко – человек «здешний». О людях и событиях он рассказывает с той непринужденностью, с какой можно говорить только о родном, издавна близком. С помощью образа Слышко прежде всего осуществляется идейно-художественные задания сказов Бажова в 30-е годы.

Умный, пронцательный, по-хорошему лукавый, добродушный и ласковый к настоящим людям, очень «колючий» к людям с гнильцой, беспощадный в разоблачении и осуждении врагов трудящихся – таков дед Слышко во всех сказах, которые связаны с его именем. И еще одну черту следует отметить в Слышко: категоричность его суждений, приговоров, на что дает ему право жизненный опыт.

Человек творческого склада, признающий жизнь только как созидание, он обладает тонким поэтическим чутьем, умеет понять и оценить истинно прекрасное и в людях и в природе. Хорошее в человеке он видит как красивое, любит раскрыть это красивое и показать всем. Любовно рассказывает он о тружениках и борцах, лучших представителях великого русского народа.

Таков бажовский рассказчик, таковы его функции в довоенных сказах «Малахитовой шкатулки».

«Кризис» бажовского повествователя отразился в сказах, начиная с 1938 года, еще до выхода в свет «Малахитовой шкатулки». Смена повествователя – длительный поиск, творческий процесс. Слышко – это именно тип рассказчика. И конечно, определенный общественный тип человека. В сказах Бажова автор и повествователь – единомышленники.

В 1950 году писатель так разъяснял свое понимание отличия сказа от сказки:

В сказы, в отличие от сказки, «вводились элементы какой-то серьезности», «в сказе есть элементы действительной жизни, истории»; в основе сказа «лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании называется сказкой»1 Авторское понимание сказа довольно точно выражают когда-то записанные им слова: «Было – не было, а былым пахнет». Таким образом, бажовский жанр литературного сказа близок к тому, что фольклористы называют устным рассказом и преданием.

Ценные, содержательные размышления о сказе как жанровом явлении находим в статье А. П. и М. О. Чудаковых. Приведем данное ими определение литературного сказа: «Сказ – особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой». И далее: «Строй сказа ориентирован на читателя – собеседника, к которому рассказчик как бы непосредственно обращается со своим пронизанным живой интонацией словом».

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Сказ близок к произведению устного народного творчества. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка с назиданием.

Композиционная особенность некоторых сказов Бажова: они образуют циклы. Один из этих циклов составляют сказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», а также незавершенные – «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье» — история целой династии уральских умельцев – камнерезов и гранильщиков. Другой цикл – «Медной горы Хозяйка» и «Две ящерки», — он, так сказать, «напрашивается» на продолжение.

Смысл циклизации сказов у Бажова состоит в том, что открывались возможности более широкого развертывания характеров персонажей. Бажовские циклы были рассчитаны на продолжение, и в то же время каждый сказ из любого цикла в сюжетном отношении вполне завершен.

Чем отличаются друг от друга сказка и сказ.

Сказка Сказ

— вымысел; — описание реальных

— сказочные герои и события; событий с элементами

— сказочные предметы; сказки, вымысла;

— традиционное построение. — главная тема – жизнь и быт рабочих Урала;

— главные герои – рабочие, мастера, добытчики;

— есть сказочные герои и события;

— есть волшебные предметы;

— рассказчик

Глава 2. Практическая часть

Анализ сказа П. П. Бажова «Синюшкин колодец»

Произведение П. П. Бажова «Синюшкин колодец» позволяет нам как бы выйти за пределы условного сказочного мира и познакомиться с другим, особым, где органично сочетаются традиционные образы и ситуации народной сказки с картинами реальной жизни уральских рабочих. Рядом с Синюшкой здесь сосуществуют реальные герои, смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой или наделённые совершенно противоположными качествами.

Раскрыть замысел автора помогает анализ построения сказа, имеющей два смысловых центра (бабка Лукерья — бабка Синюшка), которые связаны со всеми событиями жизни главного героя — Ильи.

ЛукерьяСинюшка

Нравственные Кузька Фантастическое Хранительница заветы Двоерылко существо «земельного богатства»

Если от бабки Лукерьи Илья получает в наследство нравственные заветы о том, каким быть, как жить, как трудиться, как ладить с людьми, то бабка Синюшка как бы испытывает, утвердился ли он в этих жизненных правилах. Воплощением тех человеческих качеств, которые чужды этим героям сказа является Кузька Двоерылко с его завистливостью, хитростью, подозрительностью и алчностью.

Нравственные принципы Ильи и Кузьки выверяются бабкой

Синюшкой, этим фантастическим существом, олицетворяющим могучие силы природы, которая может быть для человека или благодарным другом, или неумолимым врагом.

Особую притягательность придаёт сказу его народный язык, богатый пословицами, поговорками, диалектизмами, красочными описаниями.

Он помогает «услышать» живую речь рассказчика, который не скрывает своего отношения к героям, своих симпатий и антипатий к ним (об Илье:

Остался Илюха один-одинёшенек, сам большой, сам маленький; о

Кузьке Двоерылко:. чтобы чужое в свой карман прибрать, Двоерылко мастак бьи Одним словом, ворина), и голоса персонажей — всё разнообразие интонации при их разговорах (диалогах), и их внутреннюю речь

(«думки»).

Весь анализ произведения подчиняется чрезвычайно важной задаче.

Главный герой должен стать для нас близким и понятным, его мысли, поступки должны получить признание и одобрение, вызвать нравственное удовлетворение. Симпатия к действующим лицам сказа пробудит и любовь к его автору, так высоко ценившему красоту человека

«гораздого, да удалого, да простой души».

Описанные события происходят на одном из уральских приисков, где крепостные крестьяне, оторванные от земли, от своих родных мест, превращённые в столь же бесправных работников, добывали самоцветы, золото, мрамор, малахит:

Тогда ведь, при крепости-то, с малолетства людей на работу загоняли. До женитьбы иной, глядишь, больше десятка годов уж на барина отхлещет. И этот Илья, прямо сказать, вырос на прииске.

Основные эпизоды авторского повествования (наказы бабки Лукерьи

Илье и три встречи с Синюшкой).

Обратим внимание на заботливость бабки Лукерьи, на её желание помочь сироте-внуку определиться в жизни, обрести веру в то, что счастье человека не в деньгах, а в умении жить честно и правдиво. Слышим искренний ответ Ильи на наказ бабки Лукерьи:

— Спасибо тебе, бабка Лукерья, за перья, а пуще того за наставление. Век его не забуду.

Немалую трудность представляет собой чтение трёх эпизодов встречи Ильи с бабкой Синюшкой. Постепенно изменяются отношения между ними, как их единоборство, достигнув своей наивысшей точки, завершается нравственной победой Ильи: Синюшка признаёт в нём гораздого, да удалого, да простой души человека.

Каждый из эпизодов требует своей интонационной инструментовки, своего темпа чтения (растущая напряжённость столкновения разрешается лирическим финалом, который знаменует возникшую между, героями взаимную симпатию и понимание).

Конец сказа звучит проникновенно и грустно: автор печалится о кратковременном счастье своих любимых героев и в то же время побуждает нас задуматься над сложностью жизни.

Центр образуют герои сказа, помогающие нам понять «главную мысль» писателя. Где живут бабка Лукерья и Илья? Что они там видят?

«в избе у него голым-голехонько. Только то и есть, что сам сейчас на спицу повесил: зипун да шапка».

Вспомним начало сказа, где говорится о наследстве, полученном Ильёй от родных. Слово наследство обычно воспринимается как богатство, как материальный достаток — деньги, имущество. Что же досталось Илье?

От отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната

— кайло да лопата.

Поможем осознать значение этих слов, т. е. от отца Илья унаследовал любовь к труду и физическую силу; от матери — весёлость, умение не теряться в трудных ситуациях, находить в споре острое словцо; от деда — рабочую профессию.

И бабка Лукерья тоже оставляет внуку свой поминок, который на первый взгляд представляется только старым решетом с собранными в нём перьями.

Оказывается, что ни хозяйства, ни живности, ни домашней утвари в этой избе нет. Не случайно, отправившись на прииск после похорон Лукерьи,

Илюха избушку свою и запирать не стал, потому в ней — ничем-ничего-

Но как самую дорогую память о бабке Лукерье он уносит с собой три перышка

(Белое. — на весёлый день, чёрное — на спокойную ночь, а рыженькое — ш красное солнышко), которые как бы высвечивают добро и зло в человеке: если Илюху они выручают из беды, то Кузьку приводят к гибели. Эта художественная деталь должна постоянно быть в нашем поле зрения.

Каково значение духовных ценностей в жизни человека?

Действительно ли так нищ Илья, что у него ничем-ничего?

Вопрос заставляет нас невольно встать на защиту героя и доказывать, что он не жалкий нищий, не несчастный, обездоленный бедняк. Это гордый, независимый и смелый человек, словам которого: «Да, может, я эти перья на весь господский прииск не променяю», — можно верить. Что же за богатства оставила бабка Лукерья своему другу Илюшеньке и почему оно было так дорого ему? Если не обсудить этот вопрос, то бабкин наказ не раскроется во всей своей нравственной глубине. Мало того, в нашем сознании он не будет связан со всем дальнейшим поведением Ильи, которое как раз и подтверждает, что внук на век усвоил завет бабки Лукерьи и живя в соответствии с ним (А он, видать, для жизни полезный. Всегда его в памяти держать надо).

Важно расшифровать каждый из советов бабки. Что значит — ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как понимать — худых думок в голове держать не станешь, так и все’ у тебя ладно пойдёт. По сути в этих наставлениях выражается нравственный идеал народа, быть жизнерадостным, сильным, трудолюбивым, непривередливым, не обеднять свою жизнь корыстью и завистью. И хотя бабка Лукерья хорошо понимает, что крепостному человеку чисто да по совести и пера на подушку и наскрести, она верит, что можно добиться счастья, если ты горазд, да удал, да простая душа. Тогда и белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует.

Обратим внимание на три эпизода встречи Ильи с Синюшкой.

Чем и как испытывает Синюшка Илюху, и какую даёт автор оценку при каждой встрече?

Если в первом и втором эпизодах Илюха выдерживает испытание на силу, смелость, удальство, сообразительность, остроту ума, то в третьем он сталкивается с самым опасным искушением — возможностью лёгкого обогащения. Синюшка проверяет, простой ли души Илья и не таит ли он худых думок. Для этого она не жалеет всех сил своего волшебства, предлагая парню всякие богатства своего колодца, груды драгоценных каменьев, золотого песка и самородков, которые подносят ему девицы- красавицы — одна как царица наряжена, другая наряжена по-купецки.

И только уверившись в том, что Илья накрепко запомнил преподанные ему бабкой Лукерьей уроки жизни, Синюшка предстаёт перед ним простой девчонкой, которую ему так хотелось увидеть. Героя поражает не только красота девушки, но и то, что она своим обхождением («Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца») напоминает ему бабку Лукерью.

Да и подарок (ягоды) поднесён ему в том самом решете — поминке, который оставила ему бабка. Там же лежат и украденные Кузькой перышки: одно беленькое, одно чёрненькое, одно рыженькое натуго синей ниточкой перевязаны.

Синюшка открывает Илье свои тайны, щедро одаривая его. Но не богатство становится главным в жизни Илюхи после встречи с молодой

Синюшкой: она пробуждает в нём тоску по той красоте, которая растаяла вместе с синим туманом. Настоящее счастье приходит к

Илье, когда он встречает живую «мраморскую девчонку», как две капли воды похожую на Синюшку. Так правда жизни переплетается со сказкой. Как в сказе тесно связаны реальность и фантазия, обсудим: что представляет собой Синюшка? Кто она? Для работы воображения произведение даёт богатый материал. Синюшка в нашем восприятии и маленькая злобная старушонка с длинными синими руками и звонким голосом, и синий паучок на синенькой тенетке, и синий туманный столб.

Все, конечно, понимают, что это — волшебное существо. Но важно, чтобы мы восприняли и другую мысль автора: Синюшка — вечная хранительница «земельного богатства», воплощает в себе тайны природы, которые можно доверить только мудрым, добрым, бережливым человеческим рукам.

В основе сказа лежит традиционная фольклорная ситуация – поиск

«земных кладов» и овладение ими, здесь исчезает мотив сказочного обогащения.

Герой отвергает понятие богатства как материальных ценностей, приносящих доход, наживу. В сказ приходит горняцкое понятие

«земельного богатства» — то есть природных богатств горных недр.

Образ уральского горщика воплощает в себе поэзию познавания, открытий неведомого. Появляется мотив единения человека с природой, с ее «тайными силами».

Сказочное и реальное у Бажова всегда неразделимо. Именно потому образ главного героя, человека-мастера, — сильного, упорного, смело мыслящего, сломить которого не дано никакими тяготами жизни, — этот образ формируется в бесстрашном противостоянии «тайным силам» природы, а значит – в глубоком творческом их познании, в совершенствовании труда.

Заключение

В ходе данного исследования был проведён анализ литературы по теме, литературный анализ сказа, выявлены отличия сказа от сказки, составлены викторина и кроссворд по сказу.

На основании результатов данного исследования выявлено, что в раскрытиизамысла автора помогает построение сказа, имеющей два смысловых центра (бабка Лукерья – бабка Синюшка), которые связаны со всеми событиями жизни главного героя – Ильи.

Если от бабки Лукерьи Илья получает в наследство нравственные заветы о том, каким быть, как жить, как трудиться, как ладить с людьми, то бабка Синюшка как бы испытывает, утвердился ли он в этих жизненных правилах.

Весь анализ произведения подчиняется чрезвычайно важной задаче. Каково значение духовных ценностей в жизни человека?

В наставлениях выражается нравственный идеал народа, быть жизнерадостным, сильным, трудолюбивым, добрым, мудрым, непривередливым, не обеднять свою жизнь корыстью и завистью.

Синюшка не только волшебное существо, но и вечная хранительница

«земельного богатства», воплощает в себе тайны природы, которые можно доверить только мудрым, добрым, бережливым человеческим рукам.

«Синюшкин колодец» – это не только кладовая «земельного богатства», но и кладовая человеческой жизни многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.

Данную работу можно использовать при подготовке к урокам чтения по творчеству П. П. Бажова, краеведения, а также для проведения различных внеурочных и внеклассных мероприятий для привития интереса к нашему краю.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

Название сказки Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» очень символично. В рассказе фигурируют те же самые персонажи, что и в других сказах Бажова. Настасья и Степан на свадьбу получили подарок от Хозяйки медной горы — малахитовую шкатулку с самоцветами. После смерти Степана Настасья еще тщательнее охраняла шкатулку.

Малахитовая шкатулка символизирует трудолюбие и мастерство ювелиров и работников добывающей промышленности. Это знак красоты, труда, благосостояния. То, что это подарок от Хозяйки говорит об ее покровительстве трудолюбию, мастерству, красоте. Хозяйка поддерживала всяких рабочих людей и делала им счастья.

Также можно сказать, что шкатулка является посланием для Танюши, дочери Степана и Настасьи. Долгое время шкатулка и украшения простояли, так как вызывали у Настасьи недуги. Однако, женщина продолжала хранить шкатулку как реликвию. Пришлось ее продать только тогда, когда дом сгорел, а жить было негде.

Но шкатулка и самоцветы все равно нашли свою обладательницу, Танюшу. Девочка с детства была рукодельницей, вышивала гобелены. Наверное, есть в этом что-то волшебное и символичное, что самоцветы не приносили болезней только Танюше. Девушка могла спокойно носить украшения. Это было вознаграждение за ее доброту, кротость, покладистость, трудолюбие и мастерство.

Эта шкатулка выражает связь между Хозяйкой медной горы и Танюшей. Возможно, Хозяйка знала, что в этой семье родиться великая мастерица, поэтому и сделала такой свадебный подарок.

Жених Танюши предал ее. Когда девушка, вся украшенная самоцветами, вошла в зал, там никого не было. От расстройства она вошла в малахитовую колонну, а самоцветы навеки прикрепились к ней. Это тоже очень символично. Танюша вернулась домой, к своему истоку, во владения Хозяйки медной горы.

Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

Несколько интересных сочинений

  • Смысл романа Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к незавершенному произведению автора. Все дело в том, что Булгаков писал это произведение вплоть до своей смерти.

  • Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

    Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим.

  • Сочинение Авторская оценка Тараса Бульбы (с цитатами)

    Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен

  • Герои сказа Левша Лескова

    В данном произведении присутствуют, как вымышленные персонажи, так и реальные. Например, одним из главных героев произведения «Левша» император Александр первый, он умен, образованный

  • Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

    Существует версия, что написать сказку по народным мотивам предложил Петру Ершову сам великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который, возможно, написал поэтическое вступление к произведению.

Автор: Бажов Павел Петрович

Название: «Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы»)

Жанр: Сказ

Тема произведения: таланты и мастерство людей.

Число страниц: 51

Главные герои и их характеристики:

  1. Настасья – жена Степана, мастера, простая, хозяйственная, умная.
  2. Танюшка – дочь Степана и Настасьи, необычная девушка, талантливая, гордая, своевольная.
  3. Странница – неизвестная женщина, бедно одетая, к ней Танюша привязалась.
  4. Турчанинов – барин, глупый владелец завода, выкупил шкатулку, хотел жениться на Танюше.
  5. Паротя – управляющий завода, глупый и жадный.

О чем произведение:

Сказ об удивительной шкатулке с драгоценностями, и о девушке Танюше, сумевшей своими талантами и трудолюбием стать настоящей мастерицей, второй хозяйкой медной горы.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Настасья после смерти мужа остаётся одна с тремя детьми, в память о муже ей достаётся малахитовая шкатулка с удивительными дорогими украшениями.
  2. Дочка Танюшка растёт мастерицей и рукодельницей, любит играть с украшениями из шкатулки. Таинственная странница появляется в их доме, она учит Танюшу вышивать, показывает ей видение – дворец.
  3. Сгорает дом семьи, Настасья продаёт шкатулку жене управляющего Пароти, но украшения ей не подходят, носить их не может.
  4. Шкатулку выкупает барин Турчанинов, предлагает Танюшке выйти за него замуж.
  5. Турчанинов обещает отвезти Танюшу во дворец императрицы, во дворце она сама находит малахитовую палату и там растворяется в стене.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод с появлением таинственной странницы, она была одета по-простому и бедно, но оказалась будто бы самой хозяйкой медной горы. Обучила Танюшку вышивке и показала удивительное видение.

План произведения для пересказа:

  1. Настасья и наследство мужа.
  2. Удивительная Танюшка и её драгоценности.
  3. Наказание вора.
  4. Таинственная странница, видение.
  5. Паротя и его жена.
  6. Барин и Танюшка во дворце.
  7. Исчезновение Танюши, две хозяйки медной горы.

Главная мысль:

Настоящий талант – удивительный дар, его невозможно ограничить какими то рамками, заполучить или отобрать.

Чему учит эта книга:

Сказка учит нас тому, что талант и настоящее мастерство – это удивительный дар. Учит нас, что глупость и несправедливость – только людям на смех, а важно оставаться собой и не бояться, быть трудолюбивым и честным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне интересно было узнать о необыкновенных мастерах прошлого. Главная героиня, Танюша,  удивительная независимая девушка, родилась в простой семье, но за характер, упорство и таланты её заметила сама хозяйка медной горы. Правда, читать сказ сложно из-за большого количества непонятных слов и выражений.

Новые слова и выражения:

Протча – то же что и прочее.

Шибко – скоро, быстро.

Причтелось – пришлось.

Щегарь – горный мастер.

Голбец – в избе конструкция при печи.

Пословицы к произведению:

Воля и труд, дивные всходы дают.

Трудолюбие талант растит.

Кто любит труд, того люди чтут.

Другие читательские дневники здесь

  • Майн кампф как пишется
  • Малахитовая шкатулка жанр сказки
  • Малахит рассказ для детей
  • Майли сайрус как пишется на английском
  • Малахай значение слова в сказке конек горбунок